Вестник Томского государственного университета. 2015. № 398. С. 70-75. DOI: 10.17223/15617793/398/11
УДК 373 : 027.52 (571.16)
Е.А. Масяйкина
СЕЛЬСКИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Рассмотрен опыт применения ресурсного подхода для оценки деятельности сельских библиотек Томской области в сфере информационной поддержки школьного образования. Приведены особенности формирования и использования информационно-образовательных ресурсов сельских библиотек. Показаны формы работы по освоению материалов основной школьной программы, содействию образованию школьников в таких аспектах, как краеведческое и правовое образование, приобщение населения к чтению. Сделаны выводы о необходимости и востребованности информационно-образовательной деятельности сельских библиотек.
Ключевые слова: ресурсный подход; информационный ресурс; образовательный ресурс; общеобразовательные школы; сельские библиотеки; Томская область; краеведческое образование; правовое образование; приобщение к чтению.
В современных условиях общеобразовательная школа осуществляет обучение и воспитание в интересах как личности, так и общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития учащихся. Общеобразовательная школа призвана решать множество задач, важнейшими из которых являются формирование готовности обучающихся к систематическому обновлению и актуализация знаний в различных сферах деятельности, к осуществлению непрерывного образования в течение всей жизни, к развитию информационной грамотности личности. Современные федеральные образовательные стандарты ориентируют субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей) на формирование также исследовательских компетенций, о чем говорится в работах, в частности Е.Н. Михайловой. Автор отмечает, что исследовательские компетенции школьников предполагают владение навыками поиска, переработки и интерпретации разнообразной информации, должны проявляться в умении реализовывать учебноисследовательскую деятельность в определенной отрасли знания и формулировать отдельные характеристики результатов работы, проявляющихся на различных уровнях: теоретическом, практическом, личностном и профессиональном [1. С. 40].
Активную помощь общеобразовательной школе в решении вышеперечисленных задач оказывают современные библиотеки, деятельность которых
направлена как на сбор, хранение, интерпретацию и воспроизводство социально актуальных знаний, так и на своевременное предоставление данных в ответ на учебные, образовательные, профессиональные, воспитательные, досуговые запросы читателей, на обучение пользователей основам информационной деятельности. Федеральный закон «О библиотечном деле» [2] определяет библиотеку как информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов.
Оценить разноплановую деятельность современной библиотеки, направленную на содействие реализации целей школьного образования, позволяет ресурсный подход, предполагающий всесторонний анализ деятельности организации, изучающий ее специфические ресурсы в контексте повышения конкурен-
тоспособности и социальной востребованности. Понятие «ресурсы» в современной литературе трактуется как любые средства, которые мы можем использовать для достижения результата: стратегии, люди, события, материальные и нематериальные ценности
[3]. В профессиональной педагогической литературе активно рассматриваются возможности ресурсного подхода в образовательном процессе, в формировании и развитии образовательной и воспитательной среды. В частности, известно определение М. П. Нечаева, который трактует воспитательный ресурс как совокупность наличных средств воспитывающей среды, ее резервов и возможностей, включающую социальный, духовный и материальный компоненты [4. С. 6]. Л.И. Клочкова рассматривает признаки ресурса в сфере образования и воспитания. Это сформирован-ность, качественность, доступность, обновляемость, воспроизводимость, ограниченность в использовании
[5]. Активное внимание исследователи различных аспектов образовательной деятельности уделяют формированию и применению в общеобразовательной школе информационных ресурсов, понимаемых не только как комплекс электронных документов или информации на машиночитаемых носителях, но и как многочисленные коллекции и массивы документов, хранящиеся в информационных системах и ресурсных центрах [6].
При осуществлении анализа деятельности библиотек информационные ресурсы традиционно рассматриваются в качестве одного из структурообразующих элементов и трактуются как «совокупность информационных данных на традиционных и машиночитаемых носителях, хранящихся в библиотеках и других информационных учреждениях» [7. С. 51]. Г осударственный стандарт «Информационно-
библиотечная деятельность. Библиография» определяет информационные ресурсы как «совокупность данных, организованных для эффективного получения точной информации» [8]. Исследованию различных аспектов формирования, приобретения, хранения и интерпретации информационных ресурсов современных библиотек посвящено большое количество работ. Наиболее значительными являются труды таких авторов, как В. А. Минкина, В. В. Брежнева, Н.И. Гендина, Ю.Н. Столяров, И.Г. Моргенштерн, И. В. Эйдемиллер и др.
70
Тем не менее использованию ресурсов, предоставляемых общеобразовательным школам сельскими библиотеками (особенно на территории Томской области), посвящается гораздо меньшее количество работ, большая часть которых носит публицистическую и просветительскую направленность, представляя собой публикации в районных периодических изданиях («Земля Чаинская», «Таежный меридиан», «Заря Севера» и др.), отражающих повседневную информацию о наиболее интересных мероприятиях, проводимых библиотекой, рекламирующих ее деятельность.
Кроме того, известен продолжающийся сборник «Панорама библиотечной жизни Томской области», издаваемый с 2004 г. Томской областной универсальной научной библиотекой (ТОУНБ) им. А. С. Пушкина и отражающий практический опыт деятельности сельских библиотекарей. В результате сложилась ситуация, требующая глубокого научного осмысления деятельности сельских библиотек, систематизации и интерпретации статистических и практических данных, что позволит в конечном итоге определить перспективы развития этого социального института, обосновать направления стратегического планирования, разработать эффективную методику и инструментарий для выполнения библиотечной миссии.
Предметом исследования данной статьи являются муниципальные сельские библиотеки Томской области, рассматриваемые в качестве информационного ресурса, содействующего процессу обучения в общеобразовательных школах. Применение ресурсного подхода к анализу деятельности библиотек территориально ограничено Верхнекетским, Тегульдетским и Чаинским районами Томской области. Источниковой базой исследования послужили материалы аналитических отчетов о деятельности муниципальных сельских библиотек в 2013-2014 гг., содержащие информацию о современном состоянии и актуальных направлениях работы библиотек.
Современная сельская библиотека является информационным, образовательным и культурнопросветительным учреждением, миссия которого определяется стратегическими интересами государства в области региональной социально-культурной политики [9]. Социальная востребованность и стратегическая оценка деятельности сельских библиотек обусловлены соответствием возможностей, перспектив, внутренних и внешних ресурсов потребностям и задачам территории; наличием квалифицированных специалистов, владеющих навыками перспективного планирования и программно-проектной деятельности. Деятельность муниципальных сельских библиотек Томской области в сфере информационной поддержки образования регламентируется различными официальными и организационными документами международного, федерального и регионального уровней. Так, «Руководство Международной федерации библиотечных ассоциаций (ИФЛА) по развитию службы публичных библиотек» гласит, что публичные библиотеки (в число которых входят и муниципальные сельские библиотеки) создаются и функционируют в целях предоставления информационных ресурсов и
услуг для удовлетворения потребностей отдельных граждан и организаций в области образования и самообразования, творческого развития личности и организации досуга, поддержки формального и неформального непрерывного образования читателей в течение всей жизни [10. С. 13]. «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки», принятый Российской библиотечной ассоциацией (РБА) в 2008 г., показывает, что публичные (в том числе и сельские) библиотеки составляют одну из главнейших предпосылок непрерывного образования, самообразования и культурного развития личности [11]. На территории Томской области деятельность сельских библиотек регламентируется прежде всего Законом «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Томской области», который определяет муниципальную библиотеку как учреждение органов местного самоуправления, реализующее информационные запросы граждан в области образования, культуры, досуга [12].
Деятельность сельских библиотек в качестве информационного образовательного ресурса зафиксирована и в организационных документах библиотек, таких как «Устав муниципальной централизованной библиотечной системы», «Положение об организации библиотечного обслуживания жителей района», и предполагает содействие непрерывному образованию, духовному развитию и саморазвитию человека; создание условий для комфортного и содержательного досуга; осуществление образовательной деятельности [13, 14].
Сельская библиотека сегодня - это один из немногих общедоступных бесплатных социальных институтов в малых населенных пунктах, важнейшим направлением деятельности которого является содействие общему школьному образованию в различных аспектах, таких как краеведение, правовое обучение, приобщение населения к чтению, формирование информационной культуры, эстетическое, нравственное, патриотическое воспитание и др.
Состав читателей в исследуемых нами библиотеках весьма разнообразен: это работающее население, пенсионеры, социально незащищенные граждане, дети и подростки. Анализ отчетной документации показывает, что читателями сельских библиотек является большая часть местного населения (Верхнекетский район -44,8%, Тегульдетский - 52,1%, Чаинский - 68,5%). Немалая часть читательской аудитории - это дети, подростки и молодежь, которые являются учениками общеобразовательных школ, студентами средних специальных учебных заведений, университетов (табл. 1) [15. С. 10; 16. С. 3; 17. С. 15]. Деятельность библиотек во многом определяется спецификой информационных запросов читателей. У детей, подростков и юношества преимущественными запросами являются образовательные - связанные с изучением и освоением учебных программ, в частности школьной программы.
В целях эффективного и рационального обслуживания различных категорий читателей сельские библиотеки объединены в централизованную систему, включающую Центральную библиотеку, детскую и несколько библиотек-филиалов, расположенных в
71
различных населенных пунктах района. Так, библиотечная система Верхнекетского района на 2014 г. насчитывала 13 филиалов [18. С. 3], Чаинского - 15 [19. С. 7], Тегульдетского - 6 [20. С. 7]. Основной задачей детских библиотек является информационное обслуживание читателей дошкольного и школьного возраста, руководителей детского чтения, педагогов общеобразовательных школ, сотрудников организа-
ций детского творчества, родителей. Особенностью работы детских библиотек является тесная координация со школьными библиотеками, которая реализуется в проведении совместных познавательных мероприятий, коллективном выполнении сложных информационных запросов читателей, взаимном использовании библиотечных фондов, организации повышения квалификации библиотекарей.
Т а б л и ц а 1
Соотношение числа жителей районов Томской области и количества читателей муниципальных сельских библиотек
Район Кол-во жителей, чел. В т.ч. читатели библиотек, чел. В т.ч. читатели библиотек, % В т.ч. дети до 14 лет, чел. В т.ч. дети до 14 лет, %
Верхнекетский 16 744 7 517 44,8 2 797 37
Тегульдетский 6 517 3 256 52,1 915 28,1
Чаинский 13 248 9 080 68,5 2 305 25,3
Таким образом, одним из базовых направлений деятельности сельских библиотек является информационное обеспечение школьных образовательных программ. Для реализации данного направления используются разнообразные формы обслуживания читателей. В частности, это помощь при подборе литературы для подготовки к занятиям; поиск удаленной сетевой информации для написания докладов, рефератов, самостоятельных работ; организация тематических выставок-просмотров учебных, популярных и художественных изданий; проведение на территории библиотеки медиауроков по изучаемым в школе темам; составление библиографических обзоров литературы, соответствующей образовательным программам; проведение
викторин и конкурсов, раскрывающих отдельные аспекты изучаемого в школе материала; проведение библиотечных уроков, позволяющих эффективно перерабатывать, интерпретировать полученную информацию, качественно усваивать предлагаемый материал.
С целью эффективного содействия изучению школьной программы библиотеки формируют фонд традиционных и электронных изданий, содержательно связанный с изучаемыми в школах темами, составляющий около 30% от общего библиотечного фонда и представляющий собой систематизированную совокупность документов, формируемую в соответствии с задачами библиотеки и особенностями информационных запросов читателей (табл. 2) [21. С. 13].
Основные характеристики фондов сельских библиотек Томской области
Т а б л и ц а 2
Район Объем финансирования, руб. Общий объем фонда, экз. В т.ч. книг и брошюр, экз. В т.ч. журналов и газет, экз. В т.ч. на электр. носителях, CD, DVD, экз. Поступило за 2013 г., экз. Выбыло за 2013 г., экз.
Верхнекетский 517 879,23 140 468 137 854 2 614 2 614 1 573 4 923
Тегульдетский 106 841,48 93 531 91 386 2 145 5 340 1 168
Чаинский 633 715,61 171 405 170 999 6 668 406 3 332 10 525
Фонд сельской библиотеки включает в себя как документы на традиционных бумажных носителях (книги, брошюры, периодические издания, справочные и энциклопедические издания), так и электронные документы (энциклопедии, периодические издания, статистические, игровые и библиографические материалы, локальные и удаленные базы данных) [15. С. 5; 16. С. 8; 17. С. 8]. Количество экземпляров поступающей в фонд литературы пря-
мо пропорционально уровню читательского спроса на определенную тематику либо на конкретное произведение. Видовое разнообразие фонда представлено, прежде всего, художественными, научнопопулярными, справочными, учебно-методиче-
скими изданиями. Тематическая структура фонда весьма разнообразна и охватывает поступления практически по всем отраслям знаний (табл. 3) [Там же].
Т а б л и ц а 3
Характеристика поступлений в фонды сельских библиотек Томской области по отраслям знаний за 2013 год, экз.
Район Социальноэкономическая литература Естественнонаучная литература Сельскохозяйствен-ная литература Литература по искусству Художественная и детская литература Техническая литература Филология и литературоведение Краеведческие издания
Вехнекетский 333 22 - 290 1 221 5 2 -
Тегульдетский 52 16 1 6 256 4 4 1
Чаинский 579 238 23 66 2 191 121 114 54
Формирование документных фондов для детей и юношества производится не только в помощь освоению отдельных предметов школьной программы, но и
в соответствии с важнейшими направлениями школьного образования - краеведческим, экологическим правовым, приобщением к чтению.
72
Школьное краеведческое образование призвано содействовать активному изучению регионального компонента на всех уровнях школьной программы и видит своей целью воспитания социально активного гражданина, любящего и знающего свой край. Для этого общеобразовательные школы в сотрудничестве с сельскими библиотеками решают такие задачи, как знакомство обучающихся с историей и современным состоянием родного края; формирование представлений о различных сферах социальной, культурной, экономической и политической жизни своего края; создание условий, способствующих изучению особенностей своего региона. Популярным направлением является экологическое краеведение, призванное в рамках экологического образования школьников формировать потребность в сохранении, приумножении и пропаганде природных ресурсов своего края [22].
Одним из важнейших направлений в обучении сегодня является правовое образование школьников, выполняющее такие задачи, как усвоение определенной суммы знаний в области правовых норм; систематически организованное правовое просвещение; вовлечение личности в правовую деятельность школы и государства (применение полученных знаний на практике) [23]. Активное содействие в реализации данных задач оказывают муниципальные сельские библиотеки, в структуре которых работают Публичные центры правовой информации, обеспечивающие свободный доступ для всех категорий читателей (в том числе и школьников) к общедоступной информации в области права (законодательным материалам, нормативным актам федерального и регионального уровней). Предоставляемые информационные ресурсы включают в себя такие правовые системы удаленного доступа, как «КонсультантПлюс», «Гарант», общедоступные базы данных Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ), портал государственных услуг РФ, портал «Права человека в России», официальный информационный сервер Томской области и муниципальных образований и др. Данные ресурсы используются школьниками при выполнении учебных заданий, написании рефератов, докладов, контрольных работ. Также сотрудники библиотек проводят для читателей мероприятия, обучающие правилам эффективного поиска, использования и интерпретации правовых информационных ресурсов. Школьникам на основе информационных ресурсов по правоведению библиотеки предлагают различные обучающие программы. Так, в Чаинском районе реализуются программы «Школа активного гражданина (ШАГ)» и «Я и мои права» [17. С. 17]. В библиотечной сети Тегульдетского района реализуется целевая программа «Школа активного действия: новая волна», в рамках которой ученики участвуют в проекте «Лидерство», изучая особенности и возможности современного правового поведения личности [16. С. 15].
Еще одной основополагающей целью общеобразовательной школы является приобщение учащихся к чтению, что позволяет сформировать разносторонне
развитую творческую личность, способную освоить культурные и нравственные образцы, выработанные человечеством в целом и своей страной, своим регионом. Данная деятельность реализуется в рамках «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ и Российского книжного союза и принятой в 2006 г. [24]. Дополнительную актуальность этому направлению придает объявление 2015 г. в России годом литературы. Сельские библиотеки ведут планомерную деятельность, направленную на привлечение читателей школьного возраста к чтению лучших образцов художественной литературы, формирование интереса к процессу чтения, умения выбрать и оценить литературное произведение. Указанная деятельность реализуется, прежде всего, в форме целевых программ и проектов. В частности, библиотеки Чаинского района реализуют разноплановые развивающие программы. Прежде всего, это «Классика на все времена: литературно-музыкальная гостиная» и «Чтение - дело семейное». В рамках данной программы в 2013 г. были организованы Дни семейного чтения, взявшие за основу произведения Н. Носова, В. Драгунского, С. Михалкова, Б. Заходера. Детская библиотека Чаинского района регулярно проводит «Школу летнего чтения», цель которой - сделать каникулы школьников более интересными и познавательными. Юные читатели также активно занимаются в школе творческого чтения «Библионик», развивающей способность оценить и понять лучшие образцы классической и современной литературы. Эффективным средством приобщения к чтению стали районные библиотечные конкурсы, в которых активно участвуют как читатели-школьники, так и их родители. Библиотеки Чаинского района в 2013 г. проводили такие семейные творческие конкурсы, как «Прочитал и поиграл - передай другому», «В гости к писателям и их героям», «В гостях у Гоголя», «Нашей истории строки» [17. С. 17]. Библиотеками Тегульдетского района были реализованы такие проекты для школьников, как летняя площадка «Остров дружбы», детский городок «Шелест книжных страниц нам сопутствует в жизни повсюду», конкурсы «Читающая Россия», «Сочиняем сказки сами», конкурс «Библиотека, книжка, я - вместе дружная семья» [16. С. 4].
Рассматривая сельские библиотеки в качестве информационного ресурса общеобразовательной школы, мы видим, что признаки сформированности и обновляемости реализуются в социально обусловленном подходе к комплектованию, обработке и использованию библиотечного фонда; признак воспроизводимости - в детальной разработке и возможности трансляции проектов, программ и мероприятий; ограниченность в использовании связана со стационарностью фонда на традиционных бумажных носителях, а также с ограничениями в целевом и читательском назначении мероприятий для различных категорий пользователей; качественность библиотечного ресурса проявляется в его социальной востребованности, положительной обратной связи и
73
итоговом повышении качества получаемого школь- спективным информационным образовательным ре-
никами образования. Современные сельские библио- сурсом, эффективно используемым в процессе обу-
теки, таким образом, являются актуальным и пер- чения школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Михайлова Е.Н. Определение результата самостоятельной исследовательской деятельности педагога : праксеологический контекст //
Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 40-43.
2. Федеральный закон РФ от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле». URL. : http://www.gpntb.ru/win/ruszak/ip/pravo9.html (дата обра-
щения: 27.07.2015).
3. Ресурсы // Большая психологическая энциклопедия. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/254714 (дата обращения: 27.07.2015).
4. Нечаев М.П. Теоретические основания развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы : автореф. дис. ... д-ра пед.
наук. М., 2012. 14 с.
5. Клочкова Л.И. Реализация идей ресурсного подхода в развитии воспитания школьников : к вопросу о системе понятий // Современные
проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL. : http://www.science-education.ru/117-12821 (дата обращения: 15.07.2015).
6. Павлов А.И. Информационные ресурсы в образовании // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 5. С. 74-82.
URL : http://rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=5630&lng=ru (дата обращения: 15.07.2015).
7. Информационные ресурсы // Библиотечное дело : терминологический словарь / Рос. гос. б-ка. 3-е изд.. М., 1997. 168 с.
8. ГОСТ 7.0 - 99. СИБИД. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения // Научная библиотека
Томского государственного университета : официальный сайт. Томск, 2014. URL: http://www.lib.tsu.ru./index_main.php?id=11 (дата обращения: 12.07.2015).
9. Сурнина В.В. Миссия и функции современной сельской библиотеки : взгляд со стороны. URL:
http://www.publiclibrary.ru/librarians/vstrechi/lager-Shepsi-4-Surnina.htm (дата обращения: 29.07.2015).
10. Руководство ИФЛА / ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек. СПб. : Изд-во Рос. науч. б-ки, 2002. 112 с.
11. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки : принят РБА 22 мая 2008 г. // Российская библиотечная ассоциация : официальный сайт. URL: http://www.rba.ru/content/about/doc/mod_publ.php (дата обращения: 29.07.2015).
12. О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Томской области : закон : принят 9 окт. 1997 г. : № 573 // Томская областная универсальная библиотека им. А.С. Пушкина : официальный сайт. URL: http://www.library.ru/1/doc/docs/zbibtomobl.rtf/ (дата обращения: 29.07.2015).
13. Устав Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чаинского района Томской области». URL: http://libpg.tomsk.ru/documentation.html (дата обращения: 29.07.2015).
14. Положение об организации библиотечного обслуживания в Чаинском районе Томской области. URL: http://libpg.tomsk.ru/files/ pologe-nie_ob_organisacii_bibl _obslugivanija.pdf (дата обращения: 29.07.2015).
15. Аналитическая справка о деятельности Верхнекетской ЦБС МУ «Культура» за 2013 год / сост. А.Ф. Плегуца. Белый Яр, 2014. 28 с. URL: http://prof.lib.tomsk.ru/files2/3492_Otchet_CBS_za_2013_goda_.pdf (дата обращения: 09.07.2015).
16. Аналитический отчет муниципального казенного учреждения «Тегульдетская районная ЦБС» за 2013 год / сост. О. А. Лехтина. Тегуль-дет, 2014. 33 с. URL: http://prof.lib.tomsk.ru/files2/3572_AS_Teg_2013.pdf (дата обращения: 09.07.2015).
17. Аналитическая справка о деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чаинского района» за 2013 год / сост. Н.А. Стукалова. Подгорное, 2014. 44 с. URL: http://prof.lib.tomsk.ru/files2/3570_AS_Chaino_2013.pdf (дата обращения: 09.07.2015).
18. Годовой отчет о деятельности МАУ «Культура». Централизованная библиотечная система Верхнекетского района Томской области. 2014 год / сост. А.Ф. Плегуца. Белый Яр, 2015. 28 с.
19. Информационно-аналитический обзор состояния и деятельности библиотек Чаинской ЦБС за 2014 год / сост. Н.А. Стукалова. Подгорное, 2015. 66 с.
20. Аналитический обзор деятельности МКУ «Тегульдетская районная ЦБС» за 2014 год / сост. О. А. Лехтина. Тегульдет, 2015. 39 с.
21. Библиотечный фонд // Стародубова Н.З. Библиотечный фонд в терминах и определениях / Н.З. Стародубова, Е.И. Ратникова. URL: http://www.rsl.ru/datadocs (дата обращения: 09.07.2015).
22. Масяйкина Е.А. Деятельность библиотек Томской области по формированию экологической культуры читателей (на примере Верхне-
кетского и Чаинского районов) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2012. № 3 (7). С. 88-102.
23. Идерова И.В. О правовом образовании школьников. URL: http://www.ruzh.org/rlj/2008/2008_4/DJVU/1856.pdf (дата обращения: 09.07.2015).
24. Национальная программа поддержки и развития чтения // Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества : официальный сайт. URL: http://www.mcbs.ru/chtenie/chtenietext/ (дата обращения: 09.07.2015).
Статья представлена научной редакцией «Культурология» 2 августа 2015 г.
RURAL MUNICIPAL LIBRARIES OF TOMSK OBLAST AS AN INFORMATION RESOURCE OF A PUBLIC SCHOOL
Tomsk State University Journal, 2015, 398, 70-75. DOI: 10.17223/15617793/398/11
Masyaykina Eugenia A. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Keywords: resource-based approach; information resource; educational resource; public schools; rural libraries; Tomsk Oblast; local
studies; legal education; introduction to reading.
Modern school education is to solve a lot of problems. The most important is forming students’ readiness to engage in life-long learning as well as forming various competencies: research, informational and project. Modern libraries actively help in solving these problems; their activities are aimed at both collection, storage, interpretation and reproduction of socially relevant knowledge, and timely provision of data in response to training, educational, professional, educational and recreational needs of readers. Resource-based approach that involves strategic analysis of the organization, its specific learning resources in the context of improving the competitiveness and social relevance allows rating the diverse activities of a modern library designed to promote the goals of schooling. Researchers of various aspects of educational activities pay a lot of attention to the formation and use of information resources in the secondary school. These resources are a set of electronic documents or other information on readable media, numerous collections and arrays of traditional paper documents stored in information systems and resource centers. A modern rural library is an effective resource that promotes education in such areas as local studies, legal education, introduction to reading, formation of infor- 74
74
mation culture, aesthetic and patriotic education. Rural libraries realize their resource potential in the following way: assisting in the selection of books for preparation to classes; searching remote network information for writing reports, papers, self-education; organization of thematic exhibitions and educational shows of popular and art books; having media classes on topics studied at school; compiling bibliographic literature reviews, appropriate work programs; conducting quizzes and contests covering certain aspects of school material; holding library lessons to effectively process and interpret information, to successfully learn the material. The subject of the research in this article is municipal rural libraries of Tomsk Oblast viewed as an information resource that facilitates the process of learning in secondary schools. The use of the resource approach to the analysis of libraries is geographically limited to Verhneketsky, Teguldetsky and Chainsky districts of Tomsk Oblast. The source basis of the study is the materials of analytical reports on the activities of the municipal rural libraries in 2013-2014 that characterize the current state and actual trends of the library activities. The study found that modern rural libraries are current and future educational resources used effectively in the learning process of students.
REFERENCES
1. Mikhaylova, E.N. (2013) Determination of the result of the independent research activity of the teacher: praxeological context. Vestnik Tomskogo
gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 6 (134). pp. 40-43. (In Russian).
2. Russian Federation. (2007) O bibliotechnom dele: federal'nyy zakon RF [On libraries: Federal Law of the Russian Federation]. [Online]. Available
from.: http://www.gpntb.ru/win/ruszak/ip/pravo9.html. (Accessed: 27th July 2015).
3. The big psychological encyclopedia. (c. 2000) Resursy [Resources]. [Online]. Available from: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/254714. (Ac-
cessed: 27th July 2015).
4. Nechaev, M.P. (2012) Teoreticheskie osnovaniya razvitiya vospityvayushchego potentsiala obrazovatel'noy sredy shkoly [The theoretical founda-
tion of developing potential educational environment of the school]. Abstract of Pedagogy Dr. Diss. Moscow.
5. Klochkova, L.I. (2014) Realization of ideas of resource approach in the development of upbringing schoolchildren: to question of the definitions.
Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya — Modern Problems of Science and Education. 3. [Online]. Available from.: http://www.science-education.ru/117-12821. (Accessed: 15th July 2015). (In Russian).
6. Pavlov, A.I. (2014) Information resources in education. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 5. pp. 74-82. [Online]. Avail-
able from.: http://rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=5630&lng=ru. (Accessed: 15th July 2015). (In Russian).
7. Bakhturina, T.A. et al. (1997) Informatsionnye resursy [Information resources]. In: Bakhturina, T.A. et al. Bibliotechnoe delo: terminologicheskiy
slovar' [Library study: a Glossary]. 3rd ed. Moscow.
8. Federal Standard GOST 7.0 - 99. (2014) SIBID. Informatsionno-bibliotechnaya deyatel'nost', bibliografiya. Terminy i opredeleniya [Information
and library activities, bibliography. Terms and definitions]. [Online]. Available from: http://www.lib.tsu.ru./index_main.php?id=11. (Accessed: 12th July 2015).
9. Surnina, V.V. (2008) Missiya i funktsii sovremennoy sel'skoy biblioteki: vzglyad so storony [The mission and functions of a modern rural library: a
view from the side]. [Online]. Available from: http://www.publiclibrary.ru/librarians/vstrechi/lager-Shepsi-4-Surnina.htm. (Accessed: 29th July 2015).
10. IFLA & UNESCO. (2002) Rukovodstvo IFLA / YuNESKO po razvitiyu sluzhby publichnykh bibliotek [Guidelines of IFLA / UNESCO on the development of the public library service]. St. Petersburg: Russian State Library.
11. Russian Library Association. (2008) Model'nyy standart deyatel'nosti publichnoy biblioteki: prinyat RBA 22 maya 2008 g. [Model standard of public library activities: adopted by RBA on May 22, 2008]. [Online]. Available from: http://www.rba.ru/content/about/doc/mod_publ.php. (Accessed: 29th July 2015).
12. Tomsk Regional A.S. Pushkin Library. (1997) O bibliotechnom dele i obyazatel'nom ekzemplyare dokumentov v Tomskoy oblasti: zakon: prinyat 9 okt. 1997 g.: № 573 [On library studies and legal deposit of documents in Tomsk Oblast: the law adopted on October 9. 1997 no. 573]. [Online]. Available from: http://www.library.ru/1/doc/docs/zbibtomobl.rtf/. (Accessed: 29th July 2015).
13. Chainsky District. (2011) UstavMunitsipal'nogo byudzhetnogo uchrezhdeniya kul'tury 'Mezhposelencheskaya tsentralizovannaya bibliotechnaya sistema Chainskogo rayona Tomskoy oblasti" [Charter of the municipal budgetary institution of culture "Intersettlement Centralized Library System of Chainsky District of Tomsk Oblast"]. [Online]. Available from: http://libpg.tomsk.ru/documentation.html. (Accessed: 29th July 2015).
14. Chainsky District. (c. 2011) Polozhenie ob organizatsii bibliotechnogo obsluzhivaniya v Chainskom rayone Tomskoy oblasti [Regulations on the organization of library services in Chainsky District of Tomsk Oblast]. [Online]. Available from: http://libpg.tomsk.ru/files/ pologe-nie_ob_organisacii_bibl _obslugivanija.pdf. (Accessed: 29th July 2015).
15. Plegutsa, A.F. (2014) Analiticheskaya spravka o deyatel'nosti Verkhneketskoy TsBSMU "Kul'tura" za 2013 god [Analytical information on the activities of the Culture Library Cooperation Centre in Verkhneketsky District for 2013]. Belyy Yar. [Online]. Available from: http://prof.lib.tomsk.ru/files2/3492_Otchet_CBS_za_2013_goda_.pdf. (Accessed: 09th July 2015).
16. Lekhtina, O.A. (2014) Analiticheskiy otchet munitsipal'nogo kazennogo uchrezhdeniya "Tegul'detskaya rayonnaya TsBS" za 2013 god [The analytical report of the municipal establishment Teguldetsky District Library Cooperation Centre for 2013]. Teguldet. [Online]. Available from: http://prof.lib.tomsk.ru/files2/3572_AS_Teg_2013.pdf. (Accessed: 09th July 2015).
17. Stukalova, N.A. (2014) Analiticheskaya spravka o deyatel'nosti munitsipal'nogo byudzhetnogo uchrezhdeniya kul'tury "Mezhposelencheskaya tsentralizovannaya bibliotechnaya sistema Chainskogo rayona"za 2013 god [Analytical information on the activities of the municipal budget institution of culture, Intersettlement Centralized Library System of Chainsky District for 2013]. Podgornoe. [Online]. Available from: http://prof.lib.tomsk.ru/files2/3570_AS_Chaino_2013.pdf. (Accessed: 09th July 2015).
18. Plegutsa, A.F. (2015) Godovoy otchet o deyatel'nosti MAU "Kul'tura”. Tsentralizovannaya bibliotechnaya sistema Verkhneketskogo rayona Tomskoy oblasti. 2014 god [Annual report on the activities of the MAI Culture. Centralized Library System of Verkhneketsky District of Tomsk Oblast. 2014]. Belyy Yar.
19. Stukalova, N.A. (2015) Informatsionno-analiticheskiy obzor sostoyaniya i deyatel'nosti bibliotek Chainskoy TsBS za 2014 god [Informational and analytical overview of the status and activity of libraries of the Centralized Library System in Chainsky District for 2014]. Podgornoe.
20. Lekhtina, O.A. (2015) Analiticheskiy obzor deyatel'nosti MKU "Tegul'detskaya rayonnaya TsBS" za 2014 god [Analytical review of Teguldetsky District CLS activities for 2014]. Teguldet.
21. Starodubova, N.Z. et al. (n.d.) Bibliotechnyy fond [Library funds]. In: Starodubova, N.Z. et al. Bibliotechnyy fond v terminakh i opredeleniyakh [Library fund in terms and definitions]. [Online]. Available from: www.rsl.ru/datadocs/doc_7252ca.pdf. (Accessed: 09th July 2015).
22. Masyaykina, E.A. (2012) Activity of Tomsk region libraries for forming readers' environmental culture (examples are from Verkhneketsky and Chainsky districts). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie — Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 3(7). pp. 88-102. (In Russian).
23. Iderova, I.V. (2008) O pravovom obrazovanii shkol'nikov [On the legal education of schoolchildren]. [Online]. Available from: http://www.ruzh.org/rlj/2008/2008_4/DJVU/1856.pdf. (Accessed: 09th July 2015).
24. Russian Federation. (2006) Natsional'naya programma podderzhki i razvitiya chteniya [The national program of support and development of reading]. [Online]. Available from: http://www.mcbs.ru/chtenie/chtenietext/. (Accessed: 09th July 2015).
Received: 02 August 2015 75
75