Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ "РУЧНОГО" УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ. ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ - 2020'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ "РУЧНОГО" УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ. ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ - 2020 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / "ГЛУБИННОЕ ГОСУДАРСТВО" / ПАНДЕМИЯ / КОНСТИТУЦИЯ РФ / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / EFFICIENCY OF THE STATE'S MANAGEMENT / "DEEP STATE" / PANDEMIC / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / NATIONAL SECURITY STRATEGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ильин Владимир Александрович, Морев Михаил Владимирович

Нижеследующие материалы представляют собой логическое продолжение статьи от главного редактора «Еще один шаг к “долгому государству” В. Путина», опубликованной в предыдущем номере журнала «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз» (№ 1, 2020). Основы новой российской государственности, закладываемые В. Путиным в последние 20 лет, сегодня подвергаются настоящему испытанию в виде эпидемиологического и социально-экономического кризисов, вызванных пандемией коронавируса и падением мировых цен на нефть. Проверку на прочность проходит эффективность «ручного» режима государственного управления, реализуемого В. Путиным на протяжении всех своих президентских сроков. Авторская позиция в отношении развития политической ситуации в стране, основанная на анализе фактов, статистических данных, результатов социологических опросов населения и экспертных оценках, исходит из того, что в сложившихся непростых условиях лично Президентом (причем публично, с привлечением экспертного сообщества и широких слоев населения) принимаются шаги «на опережение», способствующие сохранению стабильности и обеспечению условий для долгосрочной реализации перспективного политического курса развития страны. В частности, к таким шагам можно отнести своевременное инициирование широкомасштабного обсуждения и принятие соответствующего закона о внесении поправок в Конституцию РФ, а также обеспечение гарантированной возможности продолжать национально ориентированный курс развития на ближайшие, как минимум, 15 лет. Таким образом, несмотря на форсмажорную мировую обстановку и сложную, в связи с этим, ситуацию внутри страны, Президентом предпринимаются шаги, нацеленные на сохранение и укрепление российской государственности в будущем. И в этом в очередной раз проявляется историческая роль В. Путина, позволяющая с осторожным оптимизмом рассчитывать на «выход» России из сложившейся ситуации, как минимум, без потерь для национальной безопасности и конкурентоспособности и с перспективами дальнейшего устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ "РУЧНОГО" УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ. ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ - 2020»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

От главного редактора

DOI: 10.15838/^.2020.2.68.1 УДК 323.2, ББК 60.527

© Ильин В.А., Морев М.В.

Эффективность «ручного» управления государством. Проверка на прочность — 2020

Владимир Александрович ИЛЬИН

Вологодский научный центр Российской академии наук Вологда, Российская Федерация, 160014, ул. Горького, д. 56а E-mail: [email protected]

ORCID: 0000-0003-4536-6287; ResearcherlD: N-4615-2017

Михаил Владимирович МОРЕВ

Вологодский научный центр Российской академии наук Вологда, Российская Федерация, 160014, ул. Горького, д. 56а E-mail: [email protected]

ORCID: 0000-0003-1396-8195; ResearcherlD: I-9815-2016

Аннотация. Нижеследующие материалы представляют собой логическое продолжение статьи от главного редактора «Еще один шаг к "долгому государству" В. Путина», опубликованной в предыдущем номере журнала «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз» (№ 1, 2020). Основы новой российской государственности, закладываемые В. Путиным в последние 20 лет, сегодня подвергаются настоящему испытанию в виде эпидемиологического и социально-экономического кризисов, вызванных пандемией коронавируса и падением мировых цен на нефть. Проверку на прочность проходит эффективность «ручного» режима государственного управления, реализуемого В. Путиным на протяжении всех своих президентских сроков. Авторская позиция в отношении развития политической ситуации в стране, основанная на анализе фактов, статистических данных, результатов социологических опросов населения и экс-

Для цитирования: Ильин В.А., Морев М.В.Эффективность «ручного» управления государством. Проверка на прочность — 2020 // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т 13. № 2. С. 9—24. DOI: 10.15838/esc.2020.2.68.1

For citation: Ilyin V.A., Morev M.V. Efficiency of the State's "Manual" Management. Challenges of 2020. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2020, vol. 13, no. 2, pp. 9-24. DOI: 10.15838/esc.2020.2.68.1

пертных оценках, исходит из того, что в сложившихся непростых условиях лично Президентом (причем публично, с привлечением экспертного сообщества и широких слоев населения) принимаются шаги «на опережение», способствующие сохранению стабильности и обеспечению условий для долгосрочной реализации перспективного политического курса развития страны. В частности, к таким шагам можно отнести своевременное инициирование широкомасштабного обсуждения и принятие соответствующего закона о внесении поправок в Конституцию РФ, а также обеспечение гарантированной возможности продолжать национально ориентированный курс развития на ближайшие, как минимум, 15 лет. Таким образом, несмотря на форсмажорную мировую обстановку и сложную, в связи с этим, ситуацию внутри страны, Президентом предпринимаются шаги, нацеленные на сохранение и укрепление российской государственности в будущем. И в этом в очередной раз проявляется историческая роль В. Путина, позволяющая с осторожным оптимизмом рассчитывать на «выход» России из сложившейся ситуации, как минимум, без потерь для национальной безопасности и конкурентоспособности и с перспективами дальнейшего устойчивого развития.

Ключевые слова: эффективность государственного управления, «глубинное государство», пандемия, Конституция РФ, Стратегия национальной безопасности.

Первые месяцы 2020 г. для большинства стран мира проходят в кризисных условиях, вызванных резким обострением эпидемиологической ситуации вследствие распространения коронавирусной инфекции. Пандемия, объявленная Всемирной организацией здравоохранения 11 марта 2020 г., — далеко не первое испытание подобного рода для человечества1. Однако новыми, сложными и неизвестными являются условия, при которых она протекает.

Реальная практика «закрытия» государственных границ осуществляется на фоне, казалось бы, единственного и безальтернативного пути исторического развития — глобализации. Как отмечают эксперты, «меры, принимаемые для борьбы с пандемией коронавируса, сводятся обобщенно к одному: к закрытости. Если учесть, что предыдущей универсальной парадигмой, по крайней мере, в теории, выступало глобальное, либеральное, рыночное открытое общество,

1 Для справки:

По определению Всемирной организации здравоохранения, пандемия — это распространение нового заболевания

в мировых масштабах. Вспышка коронавирусной инфекции стала 18-й пандемией в истории человечества.

Первой пандемией считается «Юстинианова чума», в XI—XII веках охватившая весь цивилизованный мир и унес-

шая до ста миллионов жизней. В середине XIV века пандемия чумы, известная как «черная смерть», началась в Китае

и попала в Европу. Погибло до 34 миллионов человек. Также с начала XIX века по настоящее время зафиксировано

7 пандемий холеры. Для России самой смертоносной из них стала третья, произошедшая в 1850-х гг. и погубившая миллион человек.

С начала XX века человечество пережило несколько пандемий. Самая сильная из известных — пандемия гриппа — распространилась в 1918—1920 гг. и унесла более 20 миллионов жизней. «Испанка» была вызвана вирусом H1N1. От нее пострадало от 20 до 40% населения Земли.

Во время пандемий 1957 («Азиатский грипп») и 1968 гг. («Гонконгский грипп») погибло более 1,5 миллиона человек, а экономический ущерб составил около 32 миллиардов долларов. В 2002—2003 гг. в ряде стран Юго-Восточной Азии распространилась атипичная пневмония. По данным ВОЗ, за это время в 30 странах мира было зарегистрировано 8436 случаев заболевания SARS, более чем 900 умерших.

В 2003—2005 гг. вирус H5N1 вызвал сильнейшую в истории вспышку птичьего мора. По данным ВОЗ, с 2003 года вирусом H5N1 заразились 389 человек в 15 странах мира, 246 случаев привели к летальному исходу. В апреле 2009 г. были подтверждены первые случаи инфицирования людей новым вирусом H1N1 (свиной грипп). От него умерло более 2600 человек.

В конце декабря 2019 года китайские власти сообщили о вспышке пневмонии неизвестного происхождения в городе Ухань. Первые заболевшие имели отношение к рынку морепродуктов. Эксперты предварительно установили, что возбудителем заболевания стал новый тип коронавируса — 2019-nCoV. О пандемии нового коронавируса Всемирная организация здравоохранения объявила 11 марта 2020 года.

(Источники: Пандемии в истории человечества. Справка // Вести.ру. 12.03.2020. URL: https://www.vesti.ru/doc. html?id=3247270; URL: Случаи пандемий в мире в XX веке // РИА-новости. 12.03.2020. URL: https://ria.ru/20200312/ 1568463184.html)

Таблица 1. Динамика показателей международного туризма, млн ед.

Территория Число прибытий Число выездов

1995 2000 2010 2015 2018 2018 к 1995, % 1995 2000 2010 2015 2018 2018 к 1995, %

Мир 532 ,95 689 ,65 973 77 122787 1441 95 270 6 604,18* 733 38 107342 133635 1563,56 258 8

Страны ЕС 263,20 331,01 378,07 473,43 555,89 211,2 219,87* 268,00 337,36 369,03 445,07 202,4

Восточная Азия и Океания 77,68 105,03 195,02 263,42 320,27 412,3 111,03** 135,13 244,83 357,38 415,03 373,8

Латинская Америка и страны Карибского бассейна 47,44 56,00 73,25 97,00 113,35 238,9 23,69 30,62 44,22 63,17 70,17 296,2

Северная Америка 60,64 71,20 76,46 95,96 101,16 166,8 69,48 80,50 89,76 106,48 118,62 169,9

Справочно: Россия 1029 21,17 2228 33,73 24,55 2386 21,33 1837 3932 34,55 4196 196,7

* Данные 1997 г. ** Данные 1998 г. Источник: База данных Мирового Банка. URL: https://data.worldbank.org/indicator?tab=all

где доминантой была идеология прав человека, то есть индивидуума в отрыве от гражданства, государства, религии, расы и даже пола, то ко-ронавирус представляет собой смену главенствующего в человечестве тренда ровно на 180%...»2.

Вынужденная самоизоляция, как наиболее эффективный на сегодняшний день метод профилактики эпидемии, реализуется на фоне многолетнего мирового тренда ежегодно увеличивающегося потока международного туризма (табл. 1). «В 2019 году, — как отмечает Всемирная туристская организация ООН, — во всем мире было зафиксировано 1,5 млрд туристических прибытий. Рост международного туризма продолжается уже десятый год подряд... в 2019 году он наблюдался во всех регионах мира»3.

В России, в частности, за последние 23 года (с 1995 по 2018 г.) число выездов за границу

увеличилось почти в два раза (с 21 до 42 млн), число прибытий из зарубежных государств — почти в 2,5 раза (с 10 до 25 млн).

Мировая экономика оказалась под двойным ударом, нанесенным резким падением цен на нефть вследствие сокращения внутри- и международных перемещений на фоне карантинных мероприятий, а также по причине агрессивной экономической политики Саудовской Аравии4.

«Резко подешевевшая нефть и разгул коро-навируса, приобретший масштабы полноценной пандемии, взаимно усиливая друг друга, поставили мир на грань глобальной рецессии.

Противостояние кризису осложняется тем, что дезинтеграция социума, спасительная для борьбы с вирусом, усугубляет экономические трудности»5.

2 Дугин А. Час панголина пробил // Официальный сайт Изборского клуба. 06.04.2020. URL: https://izborsk-club. ru/19069

3 Финмаркет со ссылкой на данные Всемирной туристской организации ООН (UNWTO). URL: http://www. finmarket.ru/news/5153745

4 В начале марта Саудовская Аравия в ультимативной форме хотела убедить страны ОПЕК и Россию согласиться на серьезные сокращения объемов добычи и экспорта нефти, чтобы поддержать цены на нее на фоне эпидемии коронави-руса, а также для того чтобы закрепить свои позиции в качестве ведущего экспортера нефти в мире. Россия отказалась считать себя «младшим партнером» и не поддержала этот план. Тогда Саудовская Аравия приняла решение увеличить объемы добычи и продавать свою нефть с огромными скидками (Источник: Радио Свобода от 09.03.2020. URL: https:// www.svoboda.org/a/30477085.html). Тем не менее, 10 апреля 2020 г. главам России, США и Саудовской Аравии всё же удалось достигнуть нового соглашения по сокращению добычи нефти. Как отметил министр энергетики РФ А. Новак, оно будет действовать два года (до 1 мая 2022 г.) и предполагает сокращение добычи нефти в первые два месяца на десять миллионов баррелей в сутки (Источник: новости RTVI. 10.04.2020. URL: https://rtvi.com/news/peregovory-posle-vstrechi-opek/).

5 Ивантер А., Кудияров С., Обухова Е. Кризис, к которому мы готовы // Эксперт. 2020. № 12. С. 13.

Вследствие этого крупнейшие мировые издания и организации прогнозируют рецессию мировой экономики:

9 Всемирная торговая организация прогнозирует падение объема мировой торговли в 2020 г. более чем на 30%6;

9 по мнению экспертов Международного валютного фонда, «рецессия в 2020 году будет зафиксирована в 157 странах из 194, включая Россию...в среднем значение мирового ВВП упадет на 3%»7;

9 «пандемия коронавируса, — пишет Bloomberg, — лишит мировую экономику 5,5 трлн долл. в ближайшие два года, и даже при беспрецедентном уровне монетарных и фискальных стимулов валовой внутренний продукт вряд ли вернется к своему докризисному тренду по крайней мере до 2022 года»8;

9 по мнению специалистов Всемирного Банка, «ожидается, что в 2020 году темпы роста мировой экономики восстановятся до уровня 2,5%, что немногим выше самого низкого за посткризисный период показателя (2,4%), зафиксированного в прошлом году на фоне спада торговой и инвестиционной активности. В то же время преобладают риски негативного развития ситуации, включая возможности нового обострения глобальных торговых противоречий, резкого спада в экономике крупнейших стран и финансовых потрясений. В странах с формирующимся рынком и развивающихся странах резко замедляется рост производительности труда, невзирая на самое крупное,

6 ВТО спрогнозировала спад мировой торговли из-за коронавируса в 2020 году // РБК. 08.04.2020. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e8deceb9a7947336bff9535; Пресс-релиз ВТО «Trade set to plunge as COVID-19 pandemic upends global economy». 08.04.2020. URL: https://www.wto. org/english/news_e/pres20_e/pr855_e.htm

7 МВФ предсказал наихудший спад мирового ВВП после Великой депрессии // РБК. 14.04.2020. URL: https:// www.rbc.ru/economics/14/04/2020/5e95b6fa9a794742620a eabc; WORLD ECONOMIC OUTLOOK REPORTS World Economic Outlook, April 2020: Chapter 1. URL: https:// www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2020/04/14/weo-april-2020

8 Bloomberg оценил потери мировой экономики от коронавируса в $5 трлн // РБК. 09.04.2020. URL: https:// www.rbc.ru/economics/09/04/2020/5e8ec97f9a79478537a 44e47; Официальный сайт Bloomberg. URL: https://www. rbc.ru/economics/09/04/2020/5e8ec97f9a79478537a44e47

самое быстрое и самое масштабное с 1970-х годов накопление задолженности»9.

«Вместе с глобализмом рушится та модель миропорядка, которая стала после падения СССР единственной и безальтернативной. Следовательно, никакой надежной модели, которую можно было бы взять за образец, в этих условиях нет. Мы знаем, что на место открытого общества приходит закрытое общество, но «что это такое», «каким это общество будет», «что означает подобная закрытость» и «к чему она приведет, во что выльется», наверняка ответить не может никто. Именно это делает нашу ситуацию столь критической, катастрофичной и вместе с тем увлекательной»10.

Таким образом, под воздействием пандемии тренды мирового развития последних десятилетий («кризис классического либерализма», «усиление роли национальной повестки по отношению к глобальной», «усиление внимания к вопросам национальной безопасности», «социально-экономические последствия быстрого распространения новейших (прежде всего цифровых) технологий» и др.11) резко обострились. Международные организации (ВОЗ, ООН, Евросоюз) утрачивают контроль над развитием ситуации и все чаще подвергаются критике относительно эффективности своей деятельности (в частности, ВОЗ — по поводу задержки официального признания и объявления пандемии коронавируса, что во многом стало причиной недостаточной эффективности карантинных мероприятий12; Евросоюз —

9 Перспективы мировой экономики: медленный рост, политические вызовы // Всемирный Банк. URL: https:// www.vsemirnyjbank.org/ru/publication/global-economic-prospects#firstLink01658; Global Economic Prospects: Slow Growth, Policy Challenges / 2020 International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank.

10 Дугин А. Час панголина пробил // Официальный сайт Изборского клуба. 06.04.2020. URL: https://izborsk-club.ru/19069

11 Мау В.А. Экономика и политика 2019—2020: глобальные вызовы и национальные ответы // Вопросы экономики. 2020. № 3. С. 7-11.

12 7 апреля 2020 г. Президент США Д. Трамп в своем аккаунте в Twitter выступил с резкой критикой в адрес Всемирной организации здравоохранения, отметив, что «ВОЗ реально все провалила», она мало сделала для предотвращения эпидемии коронавируса в США и уделила слишком много времени ситуации в Китае // РБК. 07.04.2020. URL: https://www.rbc.ru/politics/07/04/2020/5e8ca27c9a7947a1b7

0a6ec3

по поводу самоустранения от проблем, с которыми столкнулись его участники на национальном уровне13). Отдельные государства сами принимают решение, как им бороться с эпидемией и поддерживать «на плаву» состояние экономики, уровень и качество жизни населения, что категорически не вписывается в основные принципы глобализационного мироустройства, господствовавшего на протяжении всего послевоенного периода.

На национальном уровне серьезному испытанию подвергаются как отношения, сложившиеся между обществом и властью, так и способность государства эффективно организовывать эпидемиологические меры по борьбе с коронавирусом, реализовывать комплексные и оперативные мероприятия по поддержке системы здравоохранения, экономики, бизнеса, населения.

На индивидуальном уровне проверяется, в первую очередь, гражданская ответственность людей: готовность изменить свой привычный образ жизни ради общего дела — профилактики распространения инфекции и снижения нагрузки на систему здравоохранения, а также готовность к преодолению экономических и социальных проблем, возникающих на фоне карантинных мероприятий.

13 После того как Евросоюз отказался помогать Италии (наиболее пострадавшей от эпидемии коронавируса в Европе) и потребовал «еще 15 дней, для того чтобы решить, что делать и кому и как помогать, если помогать», бывший вице-премьер Италии М. Сальвини не исключил, что его страна может выйти из Евросоюза и раскритиковал власти ЕС за нерасторопность. «Это вовсе не союз, это гнездо змей и шакалов. Сначала мы победим вирус, а потом подумаем о Европе. И, если нужно, попрощаемся, даже не поблагодарив», — сказал Сальвини онлайн-изданию Affaritaliani. it. 27 марта премьер-министр Италии Д. Конте в ходе совещания 27 лидеров ЕС отклонил проект итогового документа относительно мер по преодолению последствий пандемии коронавируса. Он дал коллегам десять дней, для того чтобы найти «адекватное решение, соответствующее остроте чрезвычайной ситуации» (Источник: Сальвини пригрозил выходом Италии из Евросоюза // Известия. 28.03.2020. URL: https://iz.ru/992550/2020-03-28/salvmi-prigrozil-vykhodom-italii-iz-evrosoiuza).

2 апреля Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен извинилась перед Италией за временное отсутствие помощи в борьбе с коронавирусом со стороны Евросоюза (Источник: Евросоюз извинился перед Италией за отсутствие помощи в борьбе с коронавирусом // Лента. ру. 02.04.2020. URL: https://lenta.ru/news/2020/04/02/ sorrybae/)

Таким образом, испытание вирусной инфекцией носит не только эпидемиологический, но и цивилизационный (политический, экономический, культурно-ценностный) характер, проверяя на жизнеспособность различные уровни организации человеческой жизни: всю мировую цивилизацию, эффективность государственного управления на национальном уровне, образ жизни людей на уровне индивидуальном.

Каждая страна мира, столкнувшаяся с этим вызовом, выбирает свою тактику ведения внешней и внутренней политики, для того чтобы выйти из данной ситуации не только «живой», но и конкурентоспособной14.

В частности, опыт Китая — первой страны, столкнувшейся с коронавирусом и поэтому во многом идущей по пути борьбы с инфекцией впереди других государств — показывает, что главным условием для преодоления эпидемии является высокая степень эффективности государственного управления: четкая организация всех сфер жизни, мобилизация и консолидация общества и власти, массовая готовность пойти на взаимные ограничения и изменение привычного образа жизни ради общих интересов (профилактики распространения инфекции). При этом нельзя допускать никаких социальных взрывов.

Китай понемногу возвращается к привычной жизни: снимаются карантинные ограничения, люди выходят на работу, посещают культурно-массовые места и мероприятия, начинает функционировать общественный транспорт. Некоторые страны Европы (Германия, Австрия, Италия, Испания, Чехия, Дания15 и др.) также постепенно снимают карантинные ограничения, но, в отличие от них, Китай реально побеждает вирусную инфекцию, а не просто жертвует безопасностью и здоровьем своих граждан в пользу дополнительных возможностей для поддержания национальной экономики.

14 Большинство стран (включая Китай, США, Россию и др.) вводят широкий комплекс карантинных мер, затрагивающих все основные слои населения. Однако в Великобритании, например, карантинные ограничения касаются преимущественно только лиц пожилого возраста, а в Мексике (где часть территорий вообще не подконтрольна правительству), вспышка инфекции распространяется стихийно: люди уповают только на высокую температуру воздуха, при которой распространение вируса замедляется.

15 Штурма Я. «Вернуться к жизни»: как Европа смяг-

чает карантин // Газета.ру. 07.04.2020. URL: https://www. gazeta.ru/social/2020/04/07/13039483.shtml

«Сегодня в условиях бактериологической войны, объявленной всему человечеству, Китай проявляет чудеса стойкости. Полуторамиллиард-ное население, все его подразделения: наука, армия, медицина, общественные организации, -слаженно, синхронно выполняют грандиозную, смертельно опасную стратегическую задачу, избавляющую Китай от погибели. Китай все эти десятилетия живет в условиях мобилизационного проекта: мощнейшего государства, незыблемой партии, которая является интеллектом нации, регулятором всех имеющихся в стране противоречий. Стратегическое планирование, способность громадного населения к мобилизации, подчинение личных интересов, капризов и прихотей общей цели и задаче, упование на государство позволяют Китаю справиться с ужасной эпидемией среди других, неподготовленных к этой напасти народов, у которых главенствуют гедонизм, слепое потребление, жажда наслаждений, идея безудержной индивидуальной свободы, отказ от государства»16.

Об этом наглядно свидетельствует динамика статистических данных о распространении коронавирусной инфекции в странах мира: в марте — апреле 2020 г. число заражений коро-навирусом в Китае увеличилось на 2 тысячи случаев, в то время как в Италии за этот же период — на 87 тыс., в Германии — на 80 тыс., в Испании — почти на 124 тысячи (вкладка 1). Уровень смертности от коронавируса в марте — апреле 2020 г. в Китае возрос с 0,2 до 0,3 на 100 тыс. чел. нас., для сравнения в Италии — с 19,9 до 41,6 случаев на 100 тыс. чел. нас.; в Испании — с 16,9 до 45; в Германии — с 1 до 6,9 (вкладка 2).

Даже с учетом того, что Китай столкнулся с эпидемией коронавируса раньше европейских государств и поэтому раньше выходит на «плато» распространения инфекции, само число заражений в Китае значительно меньше, чем в странах Старого Света. И главное, количество смертей от коронавируса (как показатель не только распространения инфекции, но и способности системы государственного управления, системы здравоохранения принимать эффективные меры по сохранению человече-

16 Проханов А. Мобилизация или смерть // Завтра. 25.03.2020. URL: http://zavtra.ru/blogs/mobilizatciya_ili_ smert

ских жизней) в Китае в 4—5 раз меньше, чем в той же Италии, Испании или Великобритании.

Для России комплексный кризис начала 2020 г. становится проверкой на прочность эффективности «ручного» управления государством последних 20-ти лет; способности всех уровней власти быть «предельно мобилизованными, действовать согласованно и слаженно и, главное, работать на опережение»17. При этом важно отметить, что Российская Федерация столкнулась с пандемией в условиях глубоких, комплексных и динамичных преобразований, связанных с инициативами главы государства, озвученными им в Посланиях Федеральному Собранию РФ в 2018-2020 гг.

«Поправки к Конституции и переход к «прорывному развитию» разделены во времени, но образуют единое целое»18.

Проверку на прочность проходит весь курс национального развития, последовательно реализуемый Президентом РФ В.В. Путиным фактически с 1999 г.19 Испытанию подвергаются «глубинное государство», основанное на исключительных отношениях между обществом и национальным лидером, и «ручной» стиль управления, реализуемый В. Путиным на протяжении всех президентских сроков.

В этих условиях любые точки опоры, нацеленные на стабилизацию будущего (в экономическом, политическом, культурном, социальном плане), приобретают особенно важное значение для национальной безопасности. И с этих позиций следует отметить, что Президент в очередной раз на реальном примере показал, что значит «действовать на опережение».

17 Материалы совещания В. Путина с членами Правительства РФ 17 марта 2020 г. // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/63001

18 Скоробогатый П. Путин создает в России «глубинное государство» (материалы интервью с политологом, преподавателем МГИМО МИД РФ А. Зудиным) // Эксперт. 23.03.2020. № 13. С. 44.

19 Более подробно о последовательных шагах Президента на пути строительства новой российской государственности мы говорили в предыдущей статье (Ильин В.А., Морев М.В. Ещё один шаг к «долгому государству» В. Путина // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 1. С. 9-33).

Динамика выявленных случаев заражения и числа смертей от коронавирусной инфекции по странам мира* (абс.)

Место Страна Численность нас., чел.** Число выявленных случаев заражения Число смертей

январь февраль март апрель январь февраль март апрель

1 США 332639102 7 68 188172 860772 0 1 3873 44053

2 Испания 50015792 0 45 95923 219764 0 0 8464 22524

3 Италия 62402659 2 1128 105792 192994 0 29 12428 25969

4 Германия 80159662 5 79 71808 152438 0 0 775 5500

5 Великобритания 65761117 2 23 25150 143468 0 0 1789 19506

6 Франция 67848156 5 100 52128 121338 0 2 3523 22212

7 Турция 82017514 0 0 13531 104912 0 0 214 2600

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Иран 84923314 0 593 44605 88194 0 43 2898 5574

9 Китай 1394015977 9802 79356 82279 84325 213 2837 3309 4642

10 Россия 141722205 2 2 2337 68622 0 0 17 615

11 Бразилия 211715973 0 2 5717 49492 0 0 201 3313

12 Бельгия 11720716 0 1 12775 44293 0 0 705 6679

13 Канада 37694085 4 20 8521 42739 0 0 100 2197

14 Нидерланды 17280397 0 6 12595 36535 0 0 1039 4289

15 Швейцария 8403994 0 18 16605 28595 0 0 433 1308

16 Индия 1326093247 1 3 1397 24506 0 0 35 775

17 Португалия 10302674 0 0 7443 22797 0 0 160 854

18 Эквадор 16904867 0 0 1962 22719 0 0 60 576

19 Перу 31914989 0 0 1065 20914 0 0 30 572

20 Ирландия 5176569 0 1 3235 18184 0 0 71 829

* В таблице представлены первые 20 стран с наибольшим количеством выявленных случаев заражения по данным на 25 апреля 2020 г. Ранжировано по числу выявленных случаев заражений на 25.04.2020 г. Данные за январь, февраль, март - последнее число каждого месяца, за апрель - последние данные на момент подготовки материала (25.04.2020). Источник: Хранилище данных о новом коронавирусе COVID-19 (2019-nCoV) Университета Джона Хопкинса со ссылкой на отчеты Всемирной организации здравоохранения. URL: https://github.com/CSSEGISandData/COVID-19 ** Численность населения взята по оценкам на 2020 год (Источник: Всемирная книга фактов // Центральное разведывательное управление. URL: https://www.cia.gov/library/publications/ resources/the-world-factbook/)

-е-

5*

h

о> 0>

Динамика выявленных случаев заражения и смертей от коронавирусной инфекции в расчете на 100 тыс. чел. нас. (в странах с наибольшим количеством заражений)*

Место Страна Численность нас., чел.** Число выявленных случаев заражения Число смертей

январь февраль март апрель январь февраль март апрель

1 Бельгия 11720716 0,000 0,009 108,995 377,904 0,000 0,000 6,015 56,985

2 Испания 50015792 0,000 0,090 191,785 439,389 0,000 0,000 16,923 45,034

3 Италия 62402659 0,003 1,808 169,531 309,272 0,000 0,046 19,916 41,615

4 Франция 67848156 0,007 0,147 76,830 178,838 0,000 0,003 5,192 32,738

5 Великобритания 65761117 0,003 0,035 38,244 218,165 0,000 0,000 2,720 29,662

6 Нидерланды 17280397 0,000 0,035 72,886 211,425 0,000 0,000 6,013 24,820

7 Ирландия 5176569 0,000 0,019 62,493 351,275 0,000 0,000 1,372 16,014

8 Швейцария 8403994 0,000 0,214 197,585 340,255 0,000 0,000 5,152 15,564

9 США 332639102 0,002 0,020 56,569 258,771 0,000 0,0003 1,164 13,243

10 Португалия 10302674 0,000 0,000 72,243 221,273 0,000 0,000 1,553 8,289

11 Германия 80159662 0,006 0,099 89,581 190,168 0,000 0,000 0,967 6,861

12 Иран 84923314 0,000 0,698 52,524 103,851 0,000 0,051 3,412 6,564

13 Канада 37694085 0,011 0,053 22,606 113,384 0,000 0,000 0,265 5,829

14 Эквадор 16904867 0,000 0,000 11,606 134,393 0,000 0,000 0,355 3,407

15 Турция 82017514 0,000 0,000 16,498 127,914 0,000 0,000 0,261 3,170

16 Перу 31914989 0,000 0,000 3,337 65,530 0,000 0,000 0,094 1,792

17 Бразилия 211715973 0,000 0,001 2,700 23,377 0,000 0,000 0,095 1,565

18 Россия 141722205 0,001 0,001 1,649 48,420 0,000 0,000 0,012 0,434

19 Китай 1394015977 0,703 5,693 5,902 6,049 0,015 0,204 0,237 0,333

20 Индия 1326093247 0,0001 0,0002 0,105 1,848 0,000 0,000 0,003 0,058

* В таблице представлены первые 20 стран с наибольшим количеством выявленных случаев заражения по данным на 25 апреля 2020 г. (рассчитано авторами). Ранжировано по числу смертей от коронавирусной инфекции (на 100 тыс. чел. нас.) на 25.04.2020 г. Данные за январь, февраль, март - последнее число каждого месяца, за апрель - последние данные на момент подготовки материала (25.04.2020). Источник: Хранилище данных о новом коронавирусе C0VID-19 (2019-nCoV) Университета Джона Хопкинса со ссылкой на отчеты Всемирной организации здравоохранения. URL: https:// github.com/CSSEGISandData/COVID-19 ** Численность населения взята по оценкам на 2020 год (Источник: Всемирная книга фактов // Центральное разведывательное управление. URL: https://www.cia.gov/library/publications/ resources/the-world-factbook/)

щ & &

а

а и а о о н

£

И О ►п

О

><

а

ч

р

§ а

а

а »

►п О

о -§

о н и о

ч о и

-8 и

а

р

а

4

5

а о о н №

ю о ю о

Напомним, что первый случай заражения коронавирусом в мире был зафиксирован 17 ноября 2019 г.20. Возможно, с этим связано непривычно раннее Послание Президента Федеральному Собранию. Он, безусловно, понимал, что «Россия — просто даже в силу своего географического положения — не может отгородиться от угрозы. Рядом с нашими границами находятся государства, уже серьезно пораженные эпидемией, и полностью заблокировать ее проникновение в нашу страну объективно невозможно»21.

«Мир действительно меняется очень быстро. И значение оснований государственного единства только повышается. Как раз к этому и относятся социальные обязательства государства. Поправки конституционализируют социальное государство... И не стоит противопоставлять «социальные» поправки «политическим». В концептуальном плане это единое целое»22.

Характер самих поправок в Конституцию, закрепляющих принципы «социального государства», приоритет национальных интересов над международными, делающих реальный шаг в направлении национализации властвующих элит, вместе с широким привлечением к обсуждению поправок общества и идеей всероссийского голосования как конечной инстанции внедрения их в жизнь позволил объединить и мобилизовать общество в период острого кризиса пандемии коронавируса.

Неизвестно, по какому сценарию стало бы проходить масштабное обсуждение поправок в Конституцию, если бы они не были анонсированы

20 Первые два случая заражения коронавирусной инфекцией в России были зафиксированы 31 января 2020 г. в Забайкальском крае и Тюменской области.

21 Путин В.В. Первое обращение к россиянам по поводу коронавируса (25 марта 2020 г.) // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/63061

22 Скоробогатый П. Путин создает в России «глубинное государство» (материалы интервью с политологом, преподавателем МГИМО МИД РФ А. Зудиным) // Эксперт. 23.03.2020. № 13. С. 44.

своевременно — до того как страна столкнулась с эпидемией коронавируса и ее социально-экономическими последствиями. Скорее всего, политическая ситуация в стране была бы гораздо менее стабильной, если бы сегодня Президент находился в ситуации «хромой утки»; если бы он вовремя не «снял» лишние вопросы относительно транзита власти, инициировав поправки к основному закону.

Однако сегодня, в разгар эпидемии, политическая ситуация в России выглядит достаточно стабильной. Вопросы, связанные с транзитом власти 2024 г., фактически ушли с повестки; общество высоко оценивает эффективность мер, предпринимаемых Президентом и Правительством по защите населения,

По данным ВЦИОМ:

9 более 60% россиян уверены в том, что «российские власти (эпидемиологические и медицинские службы) смогут защитить население России от распространения коронавируса»(противоположного мнения придерживается 32% населения)23.

9 60% граждан считают, что российские власти предпринимают «достаточные» меры для предотвращения распространения коронавируса (противоположного мнения придерживается 26% россиян)24;

9 80% россиян за последние две недели перестали или стали реже выходить на улицу, гулять;

9 84% - ограничили свои контакты с друзьями, 69% - с родственниками пожилого возраста;

9 76% - перестали выходить из дома в магазин, аптеку25;

9 81% людей, оценивая поведение своих друзей, родственников, знакомых, говорят о том, что «большая часть из них соблюдает самоизоляцию»26.

23 И снова о коронавирусе: что думают россияне? / Опрос ВЦИОМ 13 марта.

24 Россия в пандемии: оценка эффективности противоэпидемических мер / Опрос ВЦИОМ 2 апреля.

25 Коронавирус меняет повседневные практики россиян / Опрос ВЦИОМ 2 апреля.

26 Защититься от коронавируса? Реально! / Опрос ВЦИОМ 2 апреля.

Еженедельная динамика оценки деятельности Президента РФ (данные ВЦИОМ), % от числа опрошенных

80 -, 70 -60 50 -40 -30 20 -10 -

65,4

28,6 25,5

67,9

66,1

65,5

64,4 64,7

64,2

64,6

62,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23,2

65,7

68,6

28,1 29,5

25,1 25,6 26,6 26,3 26,5 26,4 ^ _ 247

65,1 64,7

24,8 25,5

12 19 26 02 09 16 22 01 07 15 22 29 05 12 19

янв.2020 янв.2020 янв.2020 фев.2020 фев.2020 фев.2020 фев.2020 мар.2020 мар.2020 мар.2020 мар.2020 мар.2020 апр.2020 апр.2020 апр.2020

Одобрение

Неодобрение

0

и достаточно организованно соблюдает карантинные предписания властей. Даже несмотря на тяжелые времена, которые ощущает сегодня большинство россиян, поддержка главы государства продолжает оставаться стабильной, а с момента беспрецедентных мер по введению общероссийского карантина27 — увеличиваться (рисунок).

Люди видят, что все звенья системы государственного управления работают динамично; Государственной Думой, Советом Федерации оперативно принимаются решения, при необходимости на законодательном уровне вносятся изменения, которые начинают действовать сразу с момента их принятия; что вся эта работа мобилизована лично Президентом, фактиче-

ски ежедневно28 проводящим различного рода совещания с членами кабинета министров, губернаторами, экспертами. После таких совещаний в течение нескольких дней принимаются конкретные решения и оказывается реальная помощь населению, бизнесу, системе здравоохранения, экономике в целом.

Еще одним шагом «на опережение» стала поправка в Конституцию РФ, предложенная депутатом Государственной Думы РФ В.В. Терешковой.

Не секрет, что единственным гарантом и самой Конституции, и всего курса развития, ориентированного на суверенитет и приоритет национальных интересов, является сам В. Путин, который должен был сложить пре-

27 Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней: Указ Президента РФ от 25.03.2020. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/63065

28 Напомним, что первое совещание по борьбе с распространением коронавируса проведено Президентом РФ

29 января 2020 г., то есть за два дня до того, как первые случаи заражения инфекцией были зафиксированы на территории Российской Федерации.

15 марта Распоряжением Президента РФ организована рабочая группа Госсовета по противодействию распространению коронавируса.

С этого момента (фактически за месяц, с 15 марта по 18 апреля 2020 г.) В. Путин провел более 25 различных совещаний, посвященных вопросам профилактики эпидемии, поддержки экономики и различных отраслей. Он лично проверял работу Центра по мониторингу ситуации с коронавирусом (17 марта) и посещал специализированную больницу в Коммунарке (24 марта); трижды обращался с обращениями к гражданам.

С середины марта до середины апреля принято около 50 постановлений Правительства и указов Президента, посвященных мерам поддержки экономики и бизнеса, населения, системы здравоохранения, а также организации эпидемиологических (карантинных) мероприятий.

зидентские полномочия в 2024 г., согласно Конституции РФ 1993 г. Однако поправка об «обнулении» президентских сроков, предложенная 10 марта 2020 г., полностью изменила ситуацию, гарантировав возможность реализации национально ориентированного курса развития, осуществляемого Президентом. И, даже несмотря на рефлекторную протестную реакцию несистемной оппозиции по поводу того, что вокруг «поправки Терешковой» не было организовано широких общественных дискуссий, сама логика напряженных событий, происходящих в мире, способствовала тому, чтобы эта поправка вошла в общий Закон «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»29, подписанный Президентом РФ 14 марта 2020 г., и была одобрена Конституционным судом РФ (16 марта 2020 г.30). Идея об «обнулении» президентских сроков В. Путина оказалась поддержана широкими слоями российского общества: по данным ВЦИОМ, знали об этой инициативе 73% россиян, при этом 64% заявили о том, что будут голосовать за поправки в Конституцию31.

Сама вероятность нового президентского срока В. Путина — уже сейчас гарантированная возможность и сигнал элитам о продолжении реализации национально ориентированного политического курса в том случае, «если что-то

29 О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/news/62988

30 Заключение Конституционного суда РФ о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации. URL: http://doc.ksrf.ru/decision/ KSRFDecision459904.pdf

31 Данные ВЦИОМ на 11 марта 2020 г. URL: https://

wciom.ru/index.php?id=236&uid=10196

«Политические силы, мечтающие вернуться в девяностые, уже давно не делают погоды на российском политическом Олимпе, но они никуда не исчезли. «Бенефициары девяностых» совсем не сводятся к «несистемной оппозиции», о пользе которой для «системы» совсем недавно напомнил президент. Это часть экономических и политических элит, которая мечтает пережить правление Путина и все вернуть»32.

пойдет не так». Абстрактная формулировка «что-то не так» относится не только к проблемам в экономике или международных отношениях, но и к возможным попыткам либеральных сил воспользоваться ситуацией транзита власти и наклонить чашу весов государственного управления в свою сторону.

В то же время нельзя не отметить, что, как минимум, еще два потенциальных президентских срока В. Путина не являются «панацеей» от глубоко внутренних проблем, которые укоренились в российской системе государственного управления за последние 30 лет.

За предыдущие годы президентских сроков В. Путину удалось сделать многое. В частности, говорить сегодня о разделении «центров тяжести» в системе государственного управления и о более высокой роли общества в принятии решений и контроле деятельности государственных структур было бы невозможно без политического и гражданского созревания социума до определенного уровня, позволяющего Президенту вносить подобные предложения. Неслучайно в политическом пространстве страны появился новый термин — «система публичной власти», которая «превращается в общий знаменатель для всех органов власти» и «при первом приближении означает власть, открытая для общества и подотчетная обществу»33.

32 Скоробогатый П. Путин создает в России «глубинное государство» (материалы интервью с политологом, преподавателем МГИМО МИД РФ А. Зудиным) // Эксперт. 23.03.2020. № 13. С. 42.

33 Там же. С. 43.

ной справедливости и суверенитета. Без указанных составляющих нельзя осуществить прорыв в решении самых острых проблем, волнующих население.

В частности, как отмечают ученые, «по официальным данным бедных в России около 20 миллионов. На самом деле — 57 (если смотреть только по доходам) и 120 млн (то есть более 85% населения), если смотреть по доходам и жилищным условиям... То есть 3 миллиона "богатых" против 57 миллионов "бедных". И это только по доходам, без учета накопленного имущества и активов у так называемых "олигархов". Огромный разрыв»35 (табл. 2).

Не меньше проблем накопилось и в самой системе государственного управления. Несмотря на то что на смену либеральному Правительству Д. Медведева пришла команда профессионалов, «заточенных» под решение конкретных, функциональных проблем, далеко не все эксперты склонны с оптимизмом смотреть на перспективы кабинета министров, возглавляемого М.В. Мишустиным.

Таблица 2. Распределение населения России по уровню доходов

Группа Численность Уровень доходов

млн чел.* % от общей численности населения кол-во прожиточных минимумов руб.

Нищие 19,09 13 < 1 <10328

Низкообеспеченные (бедные) 41,11 28 < 2 < 20656

Промежуточный слой 33,77 23 2 - 3 20656 - 30984

Среднеобеспеченные 46,99 32 3 - 11 30984 - 113608

Высокообеспеченные 2,94 2 > 11 >120000

* Численность постоянного населения России в среднем за 2018 г. составила 146830576 чел. (Источник: База данных Федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/12781) Составлено по: Экзорцист Голикова изгонит бедных из страны. Материалы интервью с зав. лабораторией проблем уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН проф. В.Н. Бобковым // Аргументы недели. 07.02.2019. С. 3.

34 Скоробогатый П. Путин создает в России «глубинное государство» (материалы интервью с политологом, преподавателем МГИМО МИД РФ А. Зудиным) // Эксперт. 23.03.2020. № 13. С. 45.

35 Экзорцист Голикова изгонит бедных из страны. Материалы интервью с зав. лабораторией проблем уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН проф. В.Н. Бобковым // Аргументы недели. 07.02.2019. С. 3.

«В целом можно говорить об изменении «центра тяжести» политической системы. Формируется «расширенная» версия «центра тяжести», повышаются связность системы, способность различных звеньев работать друг с другом»34.

Однако вопрос о том, как станет функционировать система государственного управления без своего главного действующего лица, не будет снят с «повестки дня» до тех пор, пока главе государства не удастся решить, пожалуй, главную задачу — национализации элит. Без этого невозможны коренные изменения в вопросах персональной ответственности, профессионализма стратегического планирования, в нравственном отношении правящих элит к управлению страной и жизнью людей и, в конечном итоге, — невозможно дальнейшее строительство российской государственности, основанной на принципах приоритета национальных интересов, социаль-

Эксперты о составе Правительства РФ, возглавляемого М.В. Мишустиным36:

Мельниченко О.В. (член Совета Федерации от Пензенской области): «Все новые члены правительства - люди, состоявшиеся в своих профессиях, имеют за плечами опыт работы в регионах, вузах, крупных предприятиях. Люди, реально ходившие по земле и знающие свои отрасли. Это обнадеживает».

Данилин П.В. (директор Центра политического анализа): «Обновление кабинета министров отвечает кадровой политике президента, который дает ответ на запрос на перемены, которые существуют в обществе. Конечно же, новое правительство с новыми силами будет заниматься реализацией как майских указов, так и нацпроектов».

Бадовский Д.В. (руководитель фонда «Институт социально-экономических и политических исследований»): «Правительство становится технологичным, чтобы добиться эффективности по реализации нацпроектов, в том числе за счет близкой премьеру темы цифровизации управления и социальной политики, а также обеспечить существенное повышение темпов роста экономики».

Колесников А.В. (руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги): «У Мишустина технократический функционал. Он человек более-менее внеклановый, без особо выраженных политических ценностей, имеющий опыт наладки большой организации и цифровизации. Такой техноло-гизированный персонаж, который не вызывает отторжения у разных кланов. И это хорошо для Путина».

Мартынов А.А. (политолог, публицист, правозащитник): «Что касается в целом состава нового правительства, мне представляется, что это кабинет профессионалов, технократов, заточенный на реализацию тех задач, которые сформулированы президентом в послании. Причем реализацию быструю, энергичную. Многие вещи, которые озвучены в послании, действуют уже с января, можно сказать, «вчера». Вот ровно под это, мне кажется, собирали этихлюдей по такому принципу и компетенциям, умению эффективно работать в таких непростых, динамичных условиях, которые мы сегодня имеем».

Матвейчев О.А. (профессор НИУ ВШЭ): «Новый состав правительства оцениваю очень положительно. С точки зрения кадрового подбора оно выглядит более профессионально, чем прежнее, и на правильном месте держат определенных людей».

Делягин М.Г. (д.э.н., экономист, публицист): «Новый кабинет министров будет продолжать социально-экономическую политику правительства Дмитрия Медведева.

Порукой тому - госпожа Набиуллина как глава Банка России, порукой тому сохранение в правительстве таких знаковых фигур, как министр финансов Антон Силуанов и вице-премьер Татьяна Голикова»37.

Становая Т. (политолог, руководитель аналитической компании йРоПйк, эксперт Московского центра Карнеги): «Правительство действительно будет технократическим, но в узком бюрократическом смысле, в логике «малых дел»... это потолок задач - никаких структурных реформ назначения не предполагают»38.

36 Источники: Политики и эксперты оценили новый состав Правительства // Риа-новости. 21.01.2020. URL: https://ria.ru/20200121/1563696035.html; Мухаметшина Е., Никольский А. «Правительство становится технологичным». Эксперты о новом составе кабинета министров // Ведомости. 22.01.2020. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2020/01/22/821231-pravitelstvo-stanovitsya-tehnologichnim; Опрошенные «Реальным временем» политологи оценили новый состав российского кабмина // Реальное время. 21.01.2020. URL: https://realnoevremya.ru/articles/163815-politologi-o-novom-sostave-pravitelstva-rossii

37 Делягин М.Г. Без иллюзий // Официальный сайт Изборского клуба. 20.01.2020. URL: https:// izborsk-club.ru/18710

38 Становая Т. Универсальность и молодость. Чего ждать от обновленного правительства // Московский центр Карнеги. 22.01.2020. URL: https://carnegie.ru/commentary/80860

Путин В.В.: «Дайте мне 20 лет, и я верну вам сильную Россию»39.

Таким образом, в стране по-прежнему сохраняется значительное количество острых проблем, в частности потому, что за все время президентских сроков В. Путина в России так и не было необходимого периода для спокойного внутреннего развития40. Решение этих проблем, во многом, будет зависеть от развития ситуации на международной арене (особенно на фоне политических и экономических последствий пандемии); от того, насколько экономические последствия эпидемии коронавируса внутри страны затормозят реализацию национальных проектов и насколько эффективными окажутся решения власти по поддержке широких слоев населения. Не менее важным фактором станет способность системы государственного управления эффективно функционировать в новых политических условиях, которые будут введены в действие после общероссийского голосования по поправкам в Конституцию в случае их поддержки большинством населения страны.

Реальным инструментом повышения эффективности государственного управления на всех уровнях может стать новая Стратегия национальной безопасности. Она должна быть разработана уже в следующем году41 и, напомним, осуществляется под личным контролем главы государства42.

39 Чжан М., Гуэнь С. Политэкономия Владимира Путина / СПбГУ. 2018. С. 28.

40 Напомним, что за последние 20 лет Россия прошла через чеченскую войну (2000 г.), грузино-южноосетинский конфликт (2008 г.), мировой финансовый кризис (2008 г.), украинский кризис (2013 г.), войну в Сирии (2015 г.). Кроме этих событий постепенное восстановление геополитического статуса России сталкивалось со всё более агрессивным противодействием многих стран Запада в виде антироссийских санкций США и Евросоюза, целенаправленного распространения русофобских настроений и т. д.

41 Напомним, что в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (№ 172-ФЗ от 28 июня 2014 г.) Стратегия национальной безопасности должна обновляться каждые 6 лет, при этом действующая Стратегия была подписана В. Путиным в декабре 2015 г.

42 О Стратегии национальной безопасности Рос-

сийской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015

№ 683 // Российская газета. 31.12.2015. URL: http://www. rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html

Ключевые отличия действующей Стратегии национальной безопасности, подписанной В. Путиным в 2015 г., от Стратегии национальной безопасности 2009 г., подписанной Д. Медведевым, мы приводили в предыдущей статье, отметив, что фактически каждый из ее пунктов приобрел «совершенно новое содержание, и общее резюме этих новшеств — нацеленность на развитие уровня и качества жизни «простых» россиян, а также обеспечение суверенного, независимого развития самой страны»43. Здесь же скажем, что в унисон с новой (точнее, обновленной) Конституцией РФ Стратегия национальной безопасности — 2021 должна будет дать государственную гарантию и возможность реального обеспечения всех взятых на себя государством социальных, политических и культурно-ценностных обязательств по отношению к российскому обществу.

Это означает не только сохранение основных положений Стратегии 2015 г., касающихся защиты национальных интересов на международном и внутрироссийском уровнях, но и их развитие с учетом изменившихся за прошедшие 6 лет условий, а также новых (прежде всего социальных) обязательств, которые берет на себя государство в соответствии с новой редакцией Конституции. Среди них «обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи», формирование «системы пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности», «индексация пенсий не реже одного раза в год», «гарантированный минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения»44. Другими словами, тех обязательств, реализация которых должна быть ощутимой для каждого конкретного гражданина нашей страны. Это предполагает формирование нового поколения элит, нацеленных на приоритеты национального развития и способных обеспечить динамичное развитие уровня и качества жизни широких слоев населения.

43 Ильин В.А., Морев М.В. Ещё один шаг к «долгому государству» В. Путина // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 1. С. 16.

44 О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: ФЗ № 1 от 14.03.2020. URL: http://duma.gov.ru/ news/48045/

Ближайшее десятилетие, таким образом, — лишь время, за которое В. Путину, как Президенту, национальному лидеру и гаранту Конституции, предстоит выстроить эффективную и устойчивую систему вертикали публичной власти, способную функционировать без него, без «ручного» управления, и делать это, ориентируясь на национальные интересы России, включая обеспечение независимости и конкурентоспособности на международной арене.

Пожалуй, определяющим фактором в дальнейшем развитии российской государственности являются решения самого Президента, которые для многих экспертов остаются непредсказуемыми. В. Путин всегда осознавал свою историческую ответственность перед страной и никогда не избегал ее. Избиратель видит, что Президент берет на себя ответственность за все, что происходит в стране, и за то, как она выглядит на международной арене.

Напомним, что в своей первой официальной речи в должности Президента РФ В. Путин особо подчеркнул, что обращается именно к «гражданам России». И начал он ее со слов,

А. Хазин: «Я не берусь прогнозировать действия Путина. Он в этом смысле - гроссмейстер, и его ходы, как правило, настолько же неожиданны, насколько и эффективны. Поэтому я

склонен считать, что у него еще много резервов, и они будут пущены в дело. Мы их пока не знаем. Но одно я могу сказать: любой человек, который понимает, что надо возвращаться к консервативным ценностям, должен сегодня Путина поддерживать»45.

которыми, по большому счету, можно охарактеризовать все его дальнейшие действия на протяжении последующих президентских сроков, в том числе и сегодня, спустя 20 лет:

«Я понимаю, что взял на себя огромную ответственность, и знаю, в России глава государства всегда был и будет человеком, который отвечает за все, что происходит в стране»46.

Двадцать лет президентства В. Путина дают основание полагать, что с такой идеологией ответственности высшего должностного лица будет пройдена проверка на прочность и в 2020 г., и в последующие его президентские сроки.

Литература

1. Ивантер А., Кудияров С., Обухова Е. Кризис, к которому мы готовы // Эксперт. 2020. № 12. С. 13—21.

2. World Economic Outlook Reports. World Economic Outlook, April 2020: Chapter 1. URL: https://www.imf.org/ en/Publications/WEO/Issues/2020/04/14/weo-april-2020

3. Мау В.А. Экономика и политика 2019—2020: глобальные вызовы и национальные ответы // Вопросы экономики. 2020. № 3. С. 5-27.

4. Скоробогатый П. Путин создает в России «глубинное государство» (материалы интервью с политологом, преподавателем МГИМО МИД РФ А. Зудиным) // Эксперт. 23.03.2020. № 13. С. 42-46.

5. Мэн Чжан, Сюэлин Гуэнь. Политэкономия Владимира Путина / СПбГУ. 2018. 330 с.

6. Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий // Российская газета. 1999. 30 дек.

Сведения об авторах

Владимир Александрович Ильин — член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, научный руководитель организации, Вологодский научный центр Российской академии наук (160014, Российская Федерация, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; e-mail: [email protected])

Михаил Владимирович Морев — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, заместитель заведующего отделом, Вологодский научный центр Российской академии наук (160014, Российская Федерация, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; e-mail: [email protected])

45 Хазин А. Либерализм мертв // Завтра. 06.04.2020. URL: http://zavtra.ru/blogs/liberalizm_myortv

46 Путин В.В. Речь на инаугурации 7 мая 2000 г. // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/transcripts/21410

Ilyin V.A., Morev M.V. Efficiency of the State's "Manual" Management. Challenges of 2020

Abstract. The following materials logically continue the chief editor's article «Another Step toward V. Putin's "Long State"», which was published in the previous issue of the journal "Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast" (no.1, 2020). Basics of a new Russian statehood, which the President has been building for the last 20 years, are tested by epidemiological and socio-economic crises, caused by COVID-19 pandemic, and the drop of oil prices. Efficiency of the state's "manual" management, which V. Putin has been implementing during all his presidential terms, is also going through challenges. The author's position on the development of the political situation in the country, based on the analysis of facts, statistical data, results of population's sociological surveys, and experts' assessments, proceeds from the fact that, in a current difficult situation, the President personally (publicly, attracting expert community and general population) get "ahead of the curve" to maintain stability and provide conditions for the long-term implementation of the prospective political course of the country's development. Such actions include timely initiation of the large-scale discussion and the adoption of the respective law on amending the Constitution of the Russian Federation and the provision of the ensured opportunity to continue national-oriented development course for the next 15 years at least. Thus, despite force majeure global circumstances and complicated domestic situation, the President takes steps aimed at the preservation and strengthening of the Russian statehood in the future. It once again shows the historical role of V. Putin and allows us to expect with cautious optimism the Russia's "withdrawal" from the current situation without, at least, losses for national security and competitiveness while keeping prospects for further sustainable development.

Key words: efficiency of the state's management, "deep state", pandemic, Constitution of the Russian Federation, National security strategy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the Authors

Vladimir A. Ilyin — RAS Corresponding Member, Doctor of Sciences (Economics), Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Scientific Director, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: [email protected])

Mikhail V. Morev — Candidate of Sciences (Economics), Leading Researcher, Deputy Head of Department, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: [email protected])

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.