Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1191
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФАО - (ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ООН) / ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ / МЕРЫ / НАСЕЛЕНИЕ / ПАНДЕМИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / РОСТ ЦЕН / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОСТУПНОСТЬ / ЭКСПОРТ / COVID-19 / DEMOGRAPHIC DEVELOPMENT / FAO - (THE FOOD AND AGRICULTURE ORGANIZATION OF THE UNITED NATIONS) / NATIONAL HEALTH / MEASURES / POPULATION / PANDEMIC / FOOD SECURITY / FOOD SUPPLY / PRICE GROWTH / STRATEGIC PLANNING / ECONOMIC ACCESSIBILITY / EXPORTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вартанова М.Л.

В условиях всемирного противостояния пандемии и экономической нестабильности идет серьезное воздействие экстремальных факторов на жизнь и здоровье граждан, представляющих серьезную угрозу для населения России и за рубежом. В статье рассматриваются особенности предпринимаемых мер по сохранению продовольственной безопасности населения России в условиях глобального противостояния коронавирусной пандемии COVID-19. По мнению автора, из-за коронавируса большинство стран как минимум на несколько лет обратятся вовнутрь, сосредоточившись на том, что происходит в пределах их границ, а не за рубежом. Тем самым, многие страны, в том числе и Россия, рискуют попасть в надвигающийся продовольственный кризис, если не будут приняты меры по поддержанию цепочек поставок продовольственных товаров между странами; медицинскому и лекарственному обеспечению, социальной защите уязвимых слоев населения; смягчению воздействия пандемии на продовольственную систему в целом. Рекомендуется пересмотр пакета социально значимых продуктов питания и приостановление роста цен на них, создание стратегических продовольственных запасов по системе приоритетов и экономической доступности населения. Все эти и другие меры должны создать основу для устойчивого демографического развития, особенно в свете политики сохранения здоровья нации коренного российского населения. Особенностью проведенного анализа стали качественные и количественные методические исследования, опирающаяся на применение сравнительного анализа результатов, определяющих эффективность продовольственного обеспечения населения в условиях пандемии COVID-19 и экономической нестабильности. В настоящем исследовании приводятся примеры российского и зарубежного опыта по реализации экстренных мер по социальной защите граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вартанова М.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF COVID-19 ON FOOD SECURITY IN RUSSIA AND ABROAD

In the context of the global confrontation between the pandemic and economic instability, extreme factors are seriously affecting the lives and health of citizens, which pose a serious threat to the population of Russia and abroad. the article discusses the features of the measures taken to preserve the food security of the Russian population in the context of the global confrontation with the covid-19 coronavirus pandemic. According to the author, because of the coronavirus, most countries will turn inward for at least a few years, focusing on what is happening within their borders, and not abroad. thus, many countries, including Russia, are at risk of falling into an impending food crisis if measures are not taken to maintain food supply chains between countries; medical and drug provision, social protection of vulnerable segments of the population; and mitigate the impact of the pandemic on the food system as a whole. It is recommended to review the package of socially significant food products and suspend the growth of prices for them, create strategic food reserves according to the system of priorities and economic accessibility of the population. All these and other measures should create a basis for sustainable demographic development, especially in the light of the policy of preserving the health of the nation of the indigenous Russian population. A special feature of the analysis was qualitative and quantitative methodological studies based on the use of comparative analysis of the results that determine the effectiveness of food supply to the population in the context of the COVID-19 pandemic and economic instability. This study provides examples of Russian and foreign experience in implementing emergency measures for social protection of citizens.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

5. Vartanova M.L. Influence of social factors on the current demographic situation in Russia // In the collection: Regional problems of sustainable rural development. Collection of articles of the XVII International Scientific and Practical Conference. 2020. P. 23-26.

6. Vartanova M.L. The ageing of the population as a socio-demographic problem // In the collection: A modern view of science and education. Collection of scientific articles. Moscow, pp. 204-206.

7. Gazimagomedova P.K. Domestic experience of social work in health protection: Educational and methodological guide. -2nd ed., reprint. Moscow: Pero Publishing House, 2012.- 163 p.

8. Gazimagomedova P.K. Aging of the population - a global trend and its impact on the most important demographic processes in Russia in the Republic of Dagestan: "Selected issues of modern science". Monograph. Part VII. Scientific ed. D. P. N., prf. S. P. Akutin. - M.: Publishing House "Pero", 2012. - p. 35-61.

9. Gazimagomedova P.K. Competences and education: models, methods, technologies. Monograph. Part I. / Scientific ed., Ph. D., PRF. S.P. Akutina. - M.: Publishing House "Pero", 2012 - P. 157-185.

10. Davydkin N. F., Kolesnikova E. A., application of physiotherapy for persons of elderly and senile age. M.: Medicine, 2010.-Pp. 17-23.

11. Dobrokhleb V.G. Aging of the population as a factor in the model of demographic transition on the example of modern Russia // Sociological almanac, 2012. pp. 67-74.

12. Drobot E.V., Vartanova M.L., Economic security: conceptual framework and assessment of the security of individuals in the countries of the Eurasian economic Union // Economic relations. - 2019. - volume 9. - № 4. pp. 2621-2648.

13. Maksimova S.G., Litvinov S.A. Sociological analysis of the economic situation of persons of elderly and senile age // Clinical gerontology - 2013. № 3, p. 36-40.

14. Nedzelsky A.V. On the working capacity of elderly people / Scientific notes of the RSSU.- № 6 - 2004 / ed. by D.F. Chebo-tarev, N.B. Mankovsky, V.V. Frolkis. M., 2008 P. 47.

15. Shapiro V.D. Man in retirement: (Social problems and lifestyle) / V.D. Shapiro. - Moscow: Mysl, 2005.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10760

М.Л. Вартанова - кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Отдела исследования социально-демографических процессов ЕАЭС института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН), г. Москва, Россия,

M.L. Vartanova - сandidate of economic Sciences, associate Professor, leading researcher Department for research of socio-demographic processes of the EAEU Institute of demographic research of the Federal research sociological center Russian Academy of Sciences (IDI FNESC RAS), Moscow, Russia;

ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ IMPACT OF COVID-19 ON FOOD SECURITY IN RUSSIA AND ABROAD

Аннотация. В условиях всемирного противостояния пандемии и экономической нестабильности идет серьезное воздействие экстремальных факторов на жизнь и здоровье граждан, представляющих серьезную угрозу для населения России и за рубежом. В статье рассматриваются особенности предпринимаемых мер по сохранению продовольственной безопасности населения России в условиях глобального противостояния коронавирусной пандемии COVID-19. По мнению автора, из-за коронавируса большинство стран как минимум на несколько лет обратятся вовнутрь, сосредоточившись на том, что происходит в пределах их границ, а не за рубежом. Тем самым, многие страны, в том числе и Россия, рискуют попасть в надвигающийся продовольственный кризис, если не будут приняты меры по поддержанию цепочек поставок продовольственных товаров между странами; медицинскому и лекарственному обеспечению, социальной защите уязвимых слоев населения; смягчению воздействия пандемии на продовольственную систему в целом. Рекомендуется пересмотр пакета социально значимых продуктов питания и приостановление роста цен на них, создание стратегических продовольственных запасов по системе приоритетов и экономической доступности населения. Все эти и другие меры должны создать основу для устойчивого демографического развития, особенно в свете политики сохранения здоровья нации коренного российского населения. Особенностью проведенного анализа стали качественные и количественные методические исследования, опирающаяся на применение сравнительного анализа результатов, определяющих эффективность продовольственного обеспечения населения в условиях пандемии COVID-19 и экономической нестабильности. В настоящем исследовании приводятся примеры российского и зарубежного опыта по реализации экстренных мер по социальной защите граждан.

Abstract. In the context of the global confrontation between the pandemic and economic instability, extreme factors are seriously affecting the lives and health of citizens, which pose a serious threat to the population of Russia and abroad. the article discusses the features of the measures taken to preserve the food security of the Russian population in the context of the global confrontation with the covid-19 coronavirus pandemic. According to the author, because of the coronavirus, most countries will turn inward for at least a few years, focusing on what is happening within their borders, and not abroad. thus, many countries, including Russia, are at risk of falling into an impending food crisis if measures are not taken to maintain food supply chains between countries; medical and drug provision, social protection of vulnerable segments of the population; and mitigate the impact of the pandemic on the food system as a whole. It is recommended to review the package of socially significant food products and suspend the growth of prices for them, create strategic food reserves according to the system of priorities and economic accessibility of the population. All these and other

measures should create a basis for sustainable demographic development, especially in the light of the policy of preserving the health of the nation of the indigenous Russian population. A special feature of the analysis was qualitative and quantitative methodological studies based on the use of comparative analysis of the results that determine the effectiveness of food supply to the population in the context of the COVID-19 pandemic and economic instability. This study provides examples of Russian and foreign experience in implementing emergency measures for social protection of citizens.

Ключевые слова: демографическое развитие, ФАО - (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), здоровье нации, меры, население, пандемия, продовольственная безопасность, продовольственное обеспечение, продукты питания, рост цен, стратегическое планирование, экономическая доступность, экспорт, COVID-19.

Keywords: Demographic development, FAO - (The Food and Agriculture Organization of the United Nations), national health, measures, population, pandemic, food security, food security, food supply, price growth, strategic planning, economic accessibility, exports, COVID-19.

Введение

В условиях глобальной пандемии многие страны оказались один на один со своими проблемами, что вылилось в повышенную смертность населения из-за неготовности властей и медицинских служб к купированию COVID-19. Шествие коронавируса по планете поставило среди разных вопросов и проблему продовольственной безопасности стран, затронутых эпидемией, в том числе и Россию.

Проблемам продовольственной безопасности стало уделяться более пристальное внимание также в связи с началом санкционных войн и последующим курсом нашей страны на импортозамещение. Подобное положение возникших вопросов и проблем предполагает «естественную организационную связь экономики и политики и необходимость уяснения того, как эти экономические процессы детерминируют то, что происходит в политике и реагируют на изменения в ней» [6]. И здесь важно подчеркнуть значимость проблемы не только в производственном, но и в общественном отношении, поскольку сельское хозяйство как отрасль национального хозяйства изначально начинало развиваться в жизненном пространстве цивилизационного института.

Целью данной работы - обобщение опыта предпринимаемых мер по обеспечению продовольственной безопасности как фактора устойчивого демографического развития в России и за рубежом, изучение тенденций, влияющих на бизнес в условиях пандемии коронавируса COVID-19 и как следствие экономической нестабильности. Сюда можно отнести ряд следующих тенденций:

- резкий рост спроса на продукты, с длительным сроком годности;

- проблемы с поставщиками: увеличиваются риски срыва поставок, появляются недопоставки, так называемое проседание по спросу.

В ходе исследования были использованы источники средств массовой информации, авторские труды по теме исследования, а также анализ уже проведенных другими учеными научных изысканий, дополнены существующие подходы инструментарием сценарного планирования [8].

Основная часть

В докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН отмечается, что, по меньшей мере, около 135 миллионов человек оказались в ситуации острой продовольственной необеспеченности или хуже. Согласно Всемирному докладу ФАО о продовольственных кризисах (GRFC) за 2020 год, в 2019 году число людей в состоянии острого кризиса продовольствия и источников существования или хуже, в соответствии с терминами, используемыми в Классификации фаз продовольственной безопасности (IPC), достигло 135 миллионов в 55 проанализированных странах и территориях. Отмечается, что около 183 миллионов человек в 47 странах находятся в ситуации умеренной или пограничной продовольственной небезопасности (2 фаза) под угрозой перехода в 3 или более высокую фазу, если им придется столкнуться с дополнительными потрясениями или стрессогенными факторами. Наихудшие продовольственные кризисы за 2019 год наблюдаются в Йемене, Демократической Республике Конго, Афганистане, Венесуэле, Эфиопии, Южном Судане, Сирийской Арабской Республике, Судане, Северной Нигерии и Гаити [27].

В настоящее время «продовольственная безопасность России определяется как состояние экономики страны, при котором обеспечивается ее продовольственная независимость, гарантируется доступность населения к пищевым продуктам и качественной питьевой воде в соответствии с физиологическими нормами питания» [7]. При этом необходимо исходить и из того, что население и специфика продовольственного обеспечения населения в условиях распространения пандемии представляют собой неоднородную структуру и существует еще много факторов, влияющих на продовольственную безопасность и здоровье граждан.

Основным документом стратегического планирования, в котором «отражены официальные взгляды на цели, задачи и основные направления государственной социально-экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации» [10] является Указ Президента РФ № 20 от 21 января 2020 года «Доктрина продовольственной безопасности».

Методологические проблемы определения логистики перемещения продовольствия в условиях пандемии исследования, результаты которых изложены в статье, опираются на обобщение опыта и мониторинг макроэкономических показателей, определяющих эффективность продовольственной безопасности в России и за рубежом.

Особое значение в условиях пандемии СОУГО-19 приобретает механизм обеспечения продовольственной безопасности населения России:

- мониторинг мер по обеспечению россиян продуктами питания и предметами первой необходимости, противовирусными и лекарственными средствами;

- анализ тенденций, влияющих на управление товарными запасами страны; экономическая целесообразность применения мер по поддержке социально незащищенных слоев населения и контроль за реализацией мер в условиях пандемии.

Поскольку глобальная пандемия нарушает доступность рабочей силы к производству и цепочке поставок продовольствия можно выделить ряд следующих факторов, которые оказывают влияние на ситуацию с продовольствием:

1. Специфика и масштабы распространения пандемии в ряде стран;

2. Зависимость от импорта сельскохозяйственной продукции;

3. Сбой поставки продовольственных товаров;

4. Рост цен и экономическая нестабильность;

5. Отсутствие возможностей социально незащищенных слов населения по приобретению товаров первой необходимости;

6. Качество потребляемой населением продукции.

Решение поставленных задач невозможно без поддержки государства, включающей комплекс мер, от создания благоприятного инвестиционного климата и финансовой поддержки сельхозпроизводителя до защиты внутреннего рынка от проникновения сельхозпродукции из третьих стран по демпинговым ценам.

Согласно прогнозной оценке FAO, «ограничения на передвижение и «неприязненное отношение» со стороны работников могут препятствовать ведению сельского хозяйства. Производители пищевых продуктов также могут быть лишены возможности обрабатывать сельскохозяйственную продукцию» [15]. Однако, «мы уже видим проблемы с точки зрения логистики, связанной с перемещением продуктов питания и воздействием пандемии на сектор животноводства из-за ограниченного доступа к корму для животных и к бойням. Так, снижение мощностей (из-за материально-технических ограничений и нехватки рабочей силы) аналогично тому, что произошло в Китае» [17].

В условиях объявленного карантина и самоизоляции сельхозпроизводителей многих странах, в том числе и России, ставят в положение простоя работы и вынуждает делать запасы. Сюда можно отнести ряд следующих тенденций:

- резкий рост спроса на продукты, с длительным сроком годности: консервы, крупы; на антисептики и средства гигиены;

- проседание спроса по отдельным товарам или группам товаров, от которых клиенты отказались в кризисное время;

- проблемы с поставщиками: увеличиваются риски срыва поставок, появляются недопоставки, так называемое проседание по спросу.

В результате того, что россияне оказались, отсечены от поставок китайских овощей и фруктов, так, уже через несколько дней цены в некоторых дальневосточных продовольственных магазинах взлетели. Как выяснилось, «отечественное сельское хозяйство собирало гигантские урожаи только на бумаге, а на практике торговля жила лишь поставками из Китая» [14]. И единственной альтернативой в этом положении оказались поставки продуктов из Турции, Ирана и Казахстана, но оттуда завозить продукты на дальневосточные рынки очень далеко в отличие от Китая. В итоге, к примеру, стоимость зелёного лука и чеснока подскочила сразу вдвое - до 400 рублей за килограмм, чуть меньше, в 1,5 раза, поднялась цена одного килограмма помидоров и сладкого перца -соответственно до 550, 600 и 450 рублей, как и запредельные цены на лимоны, имбирь и т.д.

Однако рост цен это еще не одна проблема. Хуже, что полки магазинов стали стремительно пустеть. В связи «с возникшим ажиотажем» [23] и отсутствием продуктов на полках магазинов было срочно объявлено о нецелесообразности запрета, после чего вновь открыты пункты пропуска для грузовиков с китайскими продуктами. Увеличиваются риски в отношениях с поставщиками, а если большая часть поставщиков иностранные компании, то могут увеличиться и цены на продукты, особенно при росте курса валюты и падения рубля. Соответственно и российские компании будут вынуждены увеличить цены на отечественную продукцию, что может также негативно сказаться на спросе. Самые последовательные тенденции из очевидных на сегодняшний день это влияние коронавируса во многих странах мира.

К сожалению, в условиях сложившейся сложной эпидемиологической обстановки в ряде стран наиболее подвержены росту цен на продукты питания государства с повышенной долей импорта по отношению к внутренним поставкам продовольствия, такие как страны Ближнего Востока, Китай, Япония и Южная Корея. «Страны же с ослабленной валютой, такие как Индия и Индонезия, также подвержены риску, так как большинство товаров на международном рынке номинированы в долларах» [14].

В настоящее время Правительством Российской Федерации проводится систематический мониторинг по наличию как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Дело в том, что во многих регионах Российской Федерации граждане страны устроили большой спрос и, как правило, на самые востребованные продовольственные товары. Спрос оказался выше, чем в предновогодние праздники. К примеру, по данным СМИ, «уже во вторую неделю марта 2020 года продажи гречки выросли на 66 % к аналогичному периоду прошлого года.

Так, гречка стала самым популярным у россиян продуктом питания во время эпидемии коронавируса [19]. Продажи риса взлетели на 64 %, сахара - на 56 %, мясных консервов - на 54 %. Помимо гречки россияне и другие основные продукты, такие как мука и сахар. В связи с чем, на фоне возникшего ажиотажного спроса Правительство РФ приняло меры по увеличению скорости и объема поставок товаров в магазины. «Российский союз мукомольных и крупяных предприятий обратился в Минсельхоз с просьбой устранить дисбаланс в формировании цен на пшеницу и муку [18]».

Стремление обеспечить себе благоприятные условия в этой конкуренции и толкает государства на создание различного рода сообществ. Опыт Евросоюза свидетельствует о том, что тесная экономическая интеграция может быть достаточно эффективной и способна приводить к реальным экономическим успехам. Существующие внутри Евросоюза проблемы сегодня больше связаны с политикой, с внешним давлением, с влиянием архаичных стереотипов времен «холодной войны». Если исключить подобные факторы и связанные с ними последствия для экономики ЕС, а обратить внимание на механизм экономического взаимодействия, то можно найти примеры для подражания. Правда, данный опыт имеет и иные стороны, что следует иметь в виду при строительстве подобных экономических объединений.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 27.03.2020 № 762-р «Об организациях, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости в период с 30 марта по 3 апреля 2020 года и утверждении рекомендуемого Перечня непродовольственных товаров первой необходимости в утвержденный Правительством РФ перечень социально значимых продуктов первой необходимости входят несколько категорий товаров, в том числе «говядина, свинина, баранина (все виды мяса, кроме бескостного), куры (кроме куриных окорочков)» [9]. Однако список социально значимых продуктов необходимо адаптировать к современным так называемым не голодным реалиям, пересмотреть его и сделать более четким и понятным. В настоящее время к социально значимым продуктам в России, в частности, относятся соль, сахар, мясо, рыба, масло, а также крупы: рис, гречка и другие. Именно последняя категория товаров пользовалась особым спросом среди потребителей на фоне новостей о распространении коронавируса. По данным Nielsen, «в начале марта продажи круп увеличились на 27,8%. X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») уже отметила повышение поставщиками цен на крупы на 5%» [26]. Помимо этого, специалисты рекомендуют съедать не менее трех фруктов и сохранять водный баланс [22].

О сложностях возникшей на фоне пандемии ситуации можно отметить и в тех европейских странах, которые зависят от сезонных работников. Так, после закрытия границ в Европейском союзе в сельском хозяйстве Франции ощущается нехватка около 200 тысяч человек. Министр сельского хозяйства Франции Д. Гийом призвал безработных «казать массовую поддержку отечественному производителю, а министр экономики и финансов Бруно Ле Мэр призвал оптовиков проявить «экономический патриотизм» [24] и покупать товары у французских производителей. Примечательно, что в Польше тоже считают, что «треть национального производства может оказаться под угрозой» [24]. Польские фермеры приводят примеры, когда сотрудничающие с ними кооперативы сообщают о приостановке закупок молока и увеличении срока оплаты за уже доставленное до трех месяцев по как следствие эпидемиологической обстановки. Цены на молоко начали снижаться после начала эпидемии в Китае, а поскольку в Польше цены ниже, чем в среднем по Европейскому союзу, ситуация особенно сложная [14].

По сообщению FAO, «скачки цен во многих странах более вероятны для более дорогих продуктов, таких как мясо и скоропортящиеся товары, а не для основных продуктов питания, которые все еще имеются в достаточном количестве» [16]. Действительно, как заявляет Fitch Solutions, «глобальные поставки продовольствия относительно велики, а прогноз на 2020-2021 урожайный год положительный благодаря мягким погодным условиям в ключевых регионах-производителях» [16]. Производство зерна на развитых рынках, обычно осуществляемое на крупных фермах в районах с низкой плотностью сотрудников, менее подвержено заражению, но трудоемкие отрасли, такие как плантации (пальмовое масло) и обрабатывающая промышленность (переработка мяса), подвергаются большему риску заражения работников и, следовательно, о временных мерах по блокировке.

В стремлении защитить продовольственную безопасность, некоторые страны могут прибегнуть к торговым ограничениям или агрессивным запасам, которые могут привести к подорожанию цен на ряд сельскохозяйственных культур. Среди основных стран-производителей сельскохозяйственных культур, которые уже ввели ограничения на экспорт - Вьетнам, который уже ограничил экспорт риса, и Россия, которая остановила экспорт обработанного зерна. Республика Казахстан также приостановил экспорт пшеничной муки, гречихи, сахара, подсолнечного масла и некоторых овощей. Дело в том, что пока имеются достаточные запасы основных продуктов питания, несмотря на трудовые ресурсы и материально-технические проблемы, любые ограничения со стороны стран, резервирующих стратегические поставки, могут увеличить риски. Как отмечает Fitch Solutions «потенциальная реализация государствами мер по обеспечению продовольственной безопасности может существенно нарушить глобальные поставки продовольствия» [15], а это в свою очередь может привести к ускорению роста инфляции цен на продукты питания. Так, среднее значение Индекса продовольственных цен ФАО (ИПЦФ) только в июле 2020 года составило 94,2 пункта, что на 1,1 пункта (1,2 процента) выше уровня июня 2020 года. Рост данного Индекса продолжается, в результате чего его июльское значение оказалось почти на 1 пункт (1 процент) выше, чем в соответствующий период прошлого года. Следует отметить, что движение цен шло по июньскому сценарию, когда цены на растительные масла, молочную продукцию и сахар выросли, а значение индекса цен на зерновые в целом сохранилось на неизменном уровне [20].

Таблица 1 - Индекс продовольственных цен ФАО с 1961 по 2020 годы.

Год Номинальный Реальный

индекс индекс

1961 20.3 103.8

1962 20.0 100.6

1963 20.9 107.1

1964 21.9 110.6

1965 22.1 110.5

1966 22.3 107.5

1967 22.0 105.4

1968 20.9 101.0

1969 21.9 100.4

1970 23.2 100.1

1971 24.7 101.3

1972 26.4 99.3

1973 36.0 116.5

1974 51.7 137.4

1975 54.9 131.4

1976 47.6 112.5

1977 47.8 104.6

1978 52.9 99.6

1979 59.0 99.5

1980 65.0 99.7

1981 63.5 97.2

1982 55.8 88.1

1983 53.0 85.9

1984 55.4 91.8

1985 49.9 83.6

1986 48.7 71.0

1987 50.3 66.9

1988 56.7 70.8

1989 59.6 74.9

1990 63.0 76.2

1991 62.1 75.8

1992 63.9 76.6

1993 61.9 71.8

1994 66.9 80.0

1995 76.6 83.4

1996 77.6 86.1

1997 70.6 82.2

1998 64.7 78.7

1999 55.2 68.5

2000 53.3 67.0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2001 55.0 71.8

2002 53.1 70.2

2003 57.8 72.6

2004 65.5 77.1

2005 67.4 76.8

2006 72.6 80.7

2007 94.2 98.8

2008 117.5 114.3

2009 91.7 95.1

2010 106.7 106.8

2011 131.9 118.8

2012 122.8 111.5

2013 120.1 109.5

2014 115.0 106.3

2015 93.1 95.1

2016 91.9 97.8

2017 98.0 100.8

2018 95.9 94.2

2019 95.0 95.6

2020 95.4 96.4

Источник: Продовольственная и сельскохозяйственная организации Объединенных Наций // Положение с продовольствием в мире. - URL: http://www.fao.org/worldfoodsituation/foodpricesindex/ru/ (Дата обращения 08 августа 2020 г.)

Однако в нынешней ситуации экспорт социально значимых товаров действительно могут ограничить. Часть экспертов считают, что мера в виде ограничения экспорта нужна только для специфических товаров: очень важных лекарств, ветеринарных препаратов, медицинских приборов, масок и другого. Так, можно понять запрет экспорта товаров, которые спасают жизни людей или не дают заболеть. Все попытки ограничений, запретов по продовольствию не идут на пользу ни рынку, ни обществу. Возможно, наоборот стоит воспользоваться ситуацией, и раз в мире на что-то есть спрос, произвести и экспортировать больше. Все больше подотраслей АПК России в последние годы входят в режим перепроизводства, давно и остро нуждаются во всестороннем развитии логистики и экспорта, объясняет он. Также в России более 40 млн. га неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, а их немалая часть расположена в относительно благоприятный регионах по логистике, общей инфраструктуре и почвенно-климатическим условиям.

Ограничения экспорта социально значимых продуктов является в значительной степени вербальной интервенцией. Подавляющая доля экспорта российской продукции АПК - это сырьевые товары с минимальным уровнем переработки: зерно, выловленная рыба, масличные и растительные масла в цистернах наливом, то есть Россия, практически не экспортирует готовые продукты питания, тем более социально значимых групп. Из всех готовых продуктов питания в достаточном объеме экспортируются только кондитерские изделия, но это не продукция первой необходимости. Так, в 2019 году Россия вывезла достаточно много сахара, но только потому, что его запасы находятся на исторических максимумах.

Значительно повлиять на российский рынок и нарушить планы компаний может запрет на экспорт зерновых, которые не являются социально значимыми продуктами, однако нет гарантии, что это будет учтено. И это может привести к значительному росту остатков зерна на рынке и снижению его цены, что может повлечь за собой существенное ухудшение финансового состояния многих российских растениеводов. Если же говорить о мясе, то компании и государство в течение 2018-2019 годов потратили много усилий на открытие экспортных рынков и налаживание поставок, при этом российский рынок обеспечен отечественной свининой и птицей, их дефицита не наблюдается, то есть запрет или ограничение экспорта мяса принесет только вред отрасли и малоцелесообразен ввиду и так небольшого объема продаж мяса за рубеж Российский рынок социально значимых продуктов питания не является экспортоориентированным, поэтому нецелесообразно его ограничивать» [26].

К сожалению, в условиях столь сильных проблем с логистикой, оплатой и всеми функциями планирования на рынке каждый игрок вынужден временно ограничиваться, чтобы избежать дефицита необходимого. К примеру, в сравнении с прошлым 2019 годом к значимым экспортным позициям относились в основном сырьевые аграрные товары: зерно, рыба в виде необработанной замороженной продукции, растительные масла в сыром виде. И в случае, если ограничительные меры коснутся зерна и сырого масла, то потери для аграрного экспорта будут большими.

Выходит, придётся находиться в ожидании, пока снова не возобновятся торговые отношения с Китаем и другими странами. К сожалению, сложившаяся в 2020 году ситуация с пандемией может затронуть практически каждого человека. И если не в плане физическом, то в плане экономическом. Также идет большое давление со стороны СМИ на психику населения, что также негативно сказывается на общем психологическом самочувствии граждан. Когда же еще как не сейчас, диверсифицировать часть промышленного сектора на производство средств дезинфекции и защиты от вируса COVID-19 и возможно других заболеваний в будущем.

Наступают моменты в человеческой жизни, когда забываются старые проблемы, многолетние или даже многовековые разногласия и на первое место выступает вопрос гуманитарный, человеческий [13]. И именно в такие сложные моменты, представляющие угрозу для здоровья и жизни граждан, перед человечеством возможна переоценка многих ценностей и в частности отношения к своему здоровью, к качеству потребляемой продукции, к экологии и т.д.

Заключение

На обеспечение продовольственной безопасности направлены и требования к качеству, устанавливаемые в стандартах, иных подобных документах. Не секрет, что на внутренний рынок часто поступают более доступные по цене, но не отвечающие требованиям безопасности продукты из других государств. И поэтому важное значение приобретают не только защитные барьеры в виде внедрения жестких требований к качеству ввозимой продукции, но и развитие научных исследований, направленных на разработку критериев безопасности продуктов питания.

Существующие вызовы побуждают государства объединять усилия для принятия мер, позволяющих, с одной стороны, насытить рынок продуктами питания, а с другой - защитить его от некачественной продукции. Объединение усилий нескольких государств дает больше возможностей для создания и внедрения новых технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, совершенствования методов выращивания, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, обеспечивающих ее безопасность для жизни и здоровья, в том числе будущих поколений.

В целом же необходимость обеспечения национальной продовольственной безопасности позволяет как нельзя лучше реализовать принципы общего экономического пространства, максимально задействовав природно-климатические преимущества и производственные возможности каждого из союзных государств в сфере агропромышленного комплекса [28].

Потребность создания новых межгосударственных объединений диктуется объективно существующими условиями, главным из которых является наличие жесткой конкурентной борьбы в политической, экономической, информационной и иных сферах существования современного общества.

Пандемия коронавируса катализирует процессы в мире и в его отдельных регионах, влияет на глобальный баланс сил в уже меняющемся международном миропорядке. И в этих сложных условиях воздействия экстремальных факторов особое значение приобретает умелая организация обеспечения продовольственной безопасности населения. Безусловно, в условиях международной кооперации невозможно отгородиться от внешнего рынка, поэтому условия участия в международной экономической кооперации (в том числе в производстве продуктов питания) должны соответствовать интересам государства. Считаем, что именно сейчас, в сложный изоляционный период необходимо предпринять экстренные меры в отношении мирного населения, а именно:

1. Проведение систематического мониторинга состояния продовольственного обеспечения в регионах Российской Федерации.

2. По мере роста количества инфицированных СОУГО-19, связанным с этим переводом людей на дистанционную работу и ожидаемым сокращением рабочей недели, следует ожидать отток населения из городов, как в отдаленные регионы, так и на дачи и в загородные дома. В результате чего, необходимым станет расширение тепличного хозяйства и привлечение освободившихся рабочих рук (после эпидемии) на расширение кресть-янско-фермерских хозяйств (КФХ).

3. Стабилизация доступа к продовольствию путем оказания поддержки покупательной способности граждан через вливания денежных средств (без условий или в обмен на труд, в зависимости от возможности и целесообразности), чтобы пострадавшие семьи могли удовлетворить свои первейшие потребности без необходимости распродажи ключевых активов. Необходимо усилить работу по взаимосвязи с правительствами над расширением охвата систем социальной защиты, особенно в труднодоступных сельских районах.

4. Если экспорт будет ограничиваться, то стоит вспомнить, как сложно было нашим экспортерам попасть на рынки соседних стран с готовой продукцией. Все подобные ограничения сегодня - это попытка рационально управлять запасами экспортных товаров: в мире и в России их достаточно для обеспечения потребностей, даже, несмотря на простой некоторых предприятий и логистических узлов.

5. В данных условиях считаем необходимым поддержку малого и среднего бизнеса, а также предоставление гражданам России беспроцентных кредитных каникул.

6. Сохранение продовольственной безопасности и средств существования социально незащищенных групп населения, а именно: реорганизация разработки программ гуманитарной помощи и содействия устойчивости к внешним воздействиям с тем, чтобы обеспечить бесперебойное предоставление помощи там, где уже существует высокий уровень потребности, и в то же время реагировать на новые нужды, возникающие как следствие прямого и опосредованного воздействия [21] коронавирусной инфекции СОУ[Э-19.

7. В период пандемии немаловажным продолжает оставаться возникший ажиотаж на мировых биржах, массовый спрос на товары повседневного спроса, которые являются приоритетной частью продовольственной безопасности населения. Паническому страху населения необходимо противопоставить полные прилавки из запасов Государственного резерва и контроль за этим.

Таким образом, вследствие сложившейся сложной эпидемиологической обстановки в ряде стран, Россия должна извлечь для себя уроки и принять факт того, что мировое разделение труда, когда одни товары производятся в одной стране, а другие - в другой, опасно, как и рост цен на продукты первой необходимости и их качество.

Все эти и другие изложенные в данном исследовании особенности и меры по обеспечению и сохранению продовольственной безопасности в условиях глобального противостояния пандемии свидетельствуют, что данная проблематика сегодня не только не теряет своей актуальности [5], но и закладывают основу для дальнейшего устойчивого развития мер по обеспечению продовольственной безопасности в свете политики сохранения здоровья нации.

Источники:

1. Белокопытов А. В. Организационно-экономический механизм устойчивого развития аграрного сектора экономики //

Экономические отношения. - 2020. - Том 10. - № 1.

2. Вартанова М.Л. Влияние экономической доступности продовольствия на структуру потребления и здоровье

нации //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. - 2019. Т. 27. № 3. С. 429-441.

3. Вартанова М.Л., Газимагомедова П.К. Приоритетное направление развития сельского хозяйства: обеспечение населе-

ния продуктами отечественного производства // Продовольственная политика и безопасность. - 2018. Т. 5. № 1.

С. 37-46.

4. Вартанова М.Л., Зенченко С.В. Контроль за качеством и безопасностью продуктов питания в условиях санкций и роста

бедности населения // Продовольственная политика и безопасность. - 2019. - Том 6. - № 4.

5. Вартанова М.Л. Основные факторы и риски развития продовольственного кризиса в условиях пандемии СОУ1Б-19 //

В сборнике: Повышение управленческого, экономического, социального и инновационно-технического потенциала

предприятий, отраслей и народно-хозяйственных комплексов. Пенза, 2020. С. 34-36.

6. Староверов В.И., Вартанова М.Л. Аграрная политика России: социальная реальность // В сборнике: Молодежь. Семья.

Общество Сборник научных статей. Под общей редакцией Т.К. Ростовской. Москва, - 2019. С. 125-130.

7. Староверов В.И., Вартанова М.Л. Продовольственная безопасность России важнейшая составляющая демографиче-

ской политики страны // Экономические отношения. - 2019. - Том 4. С. 2851-2862.

8. Тарасова А.Ю. Развитие региональной отрасли в АПК // Экономика, предпринимательство и право. (№ 3 / 2015). Нормативно-правовые акты

1. Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 № 762-р «Об организациях, обеспечивающих население продуктами

питания и товарами первой необходимости в период с 30 марта по 3 апреля 2020 года и утверждении рекомендуемого Перечня непродовольственных товаров первой необходимости».

2. Указ Президента РФ № 20 от 21 января 2020 года «Доктрина продовольственной безопасности».

3. Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 № 762-р «Об организациях, обеспечивающих население продуктами

питания и товарами первой необходимости в период с 30 марта по 3 апреля 2020 года и утверждении рекомендуемого Перечня непродовольственных товаров первой необходимости». Книги, монографии, материалы периодической печати

4. Вартанова М.Л. Продовольственная безопасность страны и пути выхода из мирового продовольственного кризиса //

Монография. М., Изд-во «БИБЛИО-ГЛОБУС». - 2016. Интернет-ресурсы

5. В условиях пандемии COVID-19 Россия напомнила миру о приоритете гуманизма» // Источник: Федеральное агентство новостей (ФАН) 01 апреля 2020 г. - URL: https://riafan.ru/1264019-v-usloviyakh-pandemii-covid-19-rossiya-napomnila-miru-o-prioritete-gumanizma?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_refer-rer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (Дата обращения 01 апреля 2020 г.).

6. Дмитриев И. Источник: Газета «Наша версия» № 7. 24 февраля 2020 г. - URL: Источник: https://versia.ru/yepidemiya-koronavirusa-obnazhila-problemu-bezopasnosti-rossii

7. Из-за эпидемии миру грозит продовольственный кризис // Источник: - URL: https://www.finversia.ru/publication/iz-za-epidemii-miru-grozit-prodovolstvennyi-krizis-72622 30 марта 2020 г. (Дата обращения 25 марта 2020 г.)

8. Коронавирус стал причиной резкого роста цен на пшеницу // Источник: Журнал «Агроинвестор». 26 марта 2020 г. -URL: https://www.agroinvestor.ru/analytics/news/33453-koronavirus-stal-prichinoy-rezkogo-rosta-tsen-na-pshenitsu/?utm_campaign=recommendation&utm_medium=home&utm_source=agroinvestor (Дата обращения 26 марта 2020 г.)

9. Лапин Т. Коронавирус заставляет сельхозпроизводителей бездействовать, страны делают запасы // Источник: 31 марта 2020 г. - URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5c34c677cffc6400aaed02c4/izza-epidemii-miru-grozit-prodovolstvennyi-krizis-5e8250125aa311731cd5b713 (Дата обращения 31 марта 2020 г.)

10. Мукомолы просят Минсельхоз устранить дисбаланс в формировании цен на пшеницу и муку // Источник: РИА ТАСС. 26 марта 2020 г. - URL: https://tass.ru/ekonomika/8086891 (Дата обращения 26 марта 2020 г.)

11. Названы самые популярные у россиян продукты во время эпидемии коронавируса. 24 марта 2020 г. // Источник: -URL: https://lenta.ru/news/2020/03/24/coronafood/ (Дата обращения 24 марта 2020 г.)

12. Положение с продовольствием в мире // Источник: Продовольственная и сельскохозяйственная организации Объединенных Наций. - URL: http://www.fao.org/worldfoodsituation/foodpricesindex/ru/ (Дата обращения 08 августа 2020

г.)

13. Вспышка коронавирусной инфекции COVID-19 // Источник: Продовольственная и сельскохозяйственная организации Объединенных Наций. - URL: http://www.fao.org/2019-ncov/ru/ (Дата обращения 08 августа 2020 г.)

14. «Росконтроль» дал рекомендации по питанию на карантине. Источник: Федеральное агентство новостей (ФАН) 31 марта 2020 г. - URL: https://riafan.ru/1263632-roskontrol-dal-rekomendacii-po-pitaniyu-na-karantine (Дата обращения 31 марта 2020 г.).

15. Россияне устроили ажиотаж из-за продуктов. 27 марта 2020 г. // Источник: - URL: https://lenta.ru/news/2020/03/27/russia/ (Дата обращения 27 марта 2020 г.)

16. Стремидловский С. «Коронавирус проверяет продовольственную безопасность России и Польши». 25 марта 2020 г. // Источник:- URL: https://iarex.ru/fd-all/74243.html (Дата обращения 25 марта 2020 г.)

17. COVID-19 обнажает механизмы идеологической борьбы // Источник: Независимая газета. 25 марта 2020 г. - URL: http://www.ng.ru/editorial/2020-03-25/2_7826_editorial.html (Дата обращения 25 марта 2020 г.)

18. Экспорт социально значимых продуктов могут ограничить // Источник: Журнал «Агроинвестор». 23 марта 2020 года. - URL:https://www.agroinvestor.ru/analytics/news/33435-eksport-sotsialno-znachimykh-produktov-mogut-ogranichit/ (Дата обращения 23 марта 2020 г.)

19. FAO. The State of the World's Biodiversity for Food and Agriculture, 2019. https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/sg_brief_food_security_russian.pdf

Источники на иностранном языке

20. Vartanova M., Osadchaya G., Yudina T. The national food security of the member states of the Eurasian economic union // Economic and Social Development Book of Proceedings. - 2018. Pp. 565-571.

References:

1. Belokopytov A.. Organizational and economic mechanism of sustainable development of the agricultural sector of the economy

// Economic relations. - 2020. - Volume 10. - №. 1.

2. Vartanova M.L. Influence of economic availability of food on the structure of consumption and health of the nation // vestnik

rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Series: Economics. - 2019. Vol. 27. № 3. pp. 429-441.

3. Vartanova M L., Gazimagomedova P.K. Priority direction of agricultural development: providing the population with products

of domestic production / / Food policy and security. - 2018. Vol. 5. № 1. S. 37-46.

4. Vartanova M. L., Zenchenko S.V. Quality Control and food safety in the conditions of sanctions and the growth of poverty //

Food policy and security. - 2019. - Volume 6. - № 4.

5. Vartanova M. L. The main factors and risks of development the food crisis in pandemic conditions COVID-19 // IN the book:

Improving managerial, economic, innovative and social potential of enterprises, industries and national economic systems. Penza, 2020. pp. 34-36.

6. Staroverov V.I., Vartanova M.L. Agrarian policy of Russia: social reality // In the collection: Youth. Family. Society Collection

of scientific articles. Under the general editorship of T. K. Rostovskaya. Moscow - 2019. S. 125-130.

7. Staroverov V.I., Vartanova M.L. Food security of Russia is the most important component of the country's demographic pol-

icy // Economic relations. - 2019. - Volume 4. S. 2851-2862.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Tarasova A.Yu. Development of a regional industry in the agricultural sector // Economics, entrepreneurship and law. (№ 3 /

2015).

Regulatory and legal acts

9. Decree of the Government of the Russian Federation No. 762-r of 27.03.2020 "On organizations providing the population with

food and essential goods in the period from March 30 to April 3, 2020 and approval of the recommended List of Non-food essential goods".

10. Decree of the president of the Russian federation no. 20 of January 21, 2020 "the doctrine of food security".

11. Decree of the Government of the Russian Federation No. 762-r of 27.03.2020 "On organizations providing the population with food and essential goods in the period from March 30 to April 3, 2020 and approval of the recommended List of Nonfood essential Goods".

Books, monographs, periodical materials

12. Vartanova M.L. Food security of the country and ways out of the world food crisis // monograph. m., publishing house "Biblio-Globus". - 2016.

Online resources

13. In the context of the covid-19 pandemic, Russia reminded the world of the priority of humanism" / / source: federal news agency (fan) april 01, 2020-url: https://riafan.ru/1264019-v-usloviyakh-pandemii-covid-19-rossiya-napomnila-miru-o-prior-itete-gumanizma?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (Accessed 01 2020 2020).

14. Dmitriev I. Source: Nasha versiya newspaper № 7. February 24, 2020-page address: source: https://versia.ru/yepidemiya-koronavirusa-obnazhila-problemu-bezopasnosti-rossii

15. Because of the epidemic, the world is facing a food crisis // source: - URL: https://www.finversia.ru/publication/iz-za-epi-demii-miru-grozit-prodovolstvennyi-krizis-72622 march 30, 2020 (accessed march 25, 2020).

16. Coronavirus caused a sharp increase in wheat prices / / source: agroinvestor magazine. March 26, 2020-URL: https://www.agroinvestor.ru/analytics/news/33453-koronavirus-stal-prichinoy-rezkogo-rosta-tsen-na-pshenitsu/?utm_cam-paign=recommendation&utm_medium=home&utm_source=agroinvestor (Accessed March 26, 2020).

17. Lapin T. Coronavirus makes agricultural producers idle, countries make stocks // Source: March 31, 2020-URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5c34c677cffc6400aaed02c4/izza-epidemii-miru-grozit-prodovolstvennyi-krizis-5e8250125aa311731cd5b713 (Accessed March 31, 2020).

18. Millers ask the Ministry of Agriculture to eliminate the imbalance in the formation of prices for wheat and flour // Source: RIA TASS. March 26, 2020-URL: https://tass.ru/ekonomika/8086891 (Accessed March 26, 2020).

19. Named the most popular products during an outbreak of the coronavirus. 24 2020 2020 2020 //:: - url: https://lenta.ru/news/2020/03/24/coronafood/ (Accessed 24 2020 2020).

20. The world food situation / / Source: Food and Agriculture Organization of the United Nations. - url: http://www.fao.org/worldfoodsituation/foodpricesindex/ru/ (Accessed 08 2020 2020).

21. CoV Covid-19 / / Source: Food and Agriculture Organization of the United Nations. - url: http://www.fao.org/2019-ncov/ru/ (Accessed 08 2020 2020).

22. "roskontrol" gave recommendations on nutrition in quarantine. Source: Federal News Agency (FAN) March 31, 2020-URL: https://riafan.ru/1263632-roskontrol-dal-rekomendacii-po-pitaniyu-na-karantine (Accessed March 31, 2020).

23. Russians made a stir from-27. 27 2020 //::-URL: https://lenta.ru/news/2020/03/27/russia/ (Accessed 27 2020 2020).

24. With Stremidlovsky. "Coronavirus tests food security in Russia and Poland." March 25, 2020 // Source: URL: https://iarex.ru/fd-all/74243.html (accessed march 25, 2020).

25. COVID-19 exposes the mechanisms of ideological struggle // Source: Nezavisimaya Gazeta. March 25, 2020-URL: http://www.ng.ru/editorial/2020-03-25/2_7826_editorial.html (accessed march 25, 2020).

26. Export of socially significant products may be restricted // source: agroinvestor magazine. March 23, 2020. -URL:https://www.agroinvestor.ru/analytics/news/33435-eksport-sotsialno-znachimykh-produktov-mogut-ogranichit/ (Accessed 23 2020).

27. FAO. The state of global biodiversity for food and agriculture, 2019. - URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/sg_brief_food_security_russian.pdf

Sources in a foreign language

28. Vartanova M., Osadchaya G., Yudina T. National food security of the member states of the Eurasian economic union / / collection of works on economic and social development. - 2018. PP. 565-571.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.