СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРИОД
КОРОНАВИРУСНОЙ ПАНДЕМИИ 1 2 Ашурметова Н.А. , Эргашбоева М.Т.
Email: Ashurmetova690@scientifictext.ru
1Ашурметова Нигора Азатбековна - кандидат экономических наук, доцент;
2Эргашбоева Маърифатхон Тургунмирза кизи - студент,
факультет агрологистики и бизнеса, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье на основе анализа основных показателей производства сельскохозяйственной продукции выявлено современное состояние развития аграрного сектора Республики Узбекистан. С учетом того, что республика имеет многосторонние экономические связи со многими странами мира, обосновано влияние и возможные последствия пандемии коронавируса COV1D-19, охватившей сегодня весь мир, на продовольственную безопасность. В связи с чем, практически во всех странах мира, в том числе и в Узбекистане, приняты и осуществляются первоочередные меры по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики. Приведена информация о принятии мер по государственной поддержке малого предпринимательства, обеспечению продовольственной безопасности, рациональному использованию имеющихся ресурсов и поддержке сельского хозяйства в период коронавирусной пандемии.
Ключевые слова: агропродовольственный сектор, государственная поддержка, малое предпринимательство, сельское хозяйство, пандемия коронавируса.
THE STATE OF DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN AND MEASURES TO ENSURE FOOD SECURITY IN THE PERIOD CORONAVIRUS
PANDEMIC
12 Ashurmetova N.A. , Ergashboeva M.T.
1Ashurmetova Nigora Azatbekovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor; 2Ergashboeva Ma 'rifathon Turg 'unmirza qizi - Student, FACULTY OFAGROLOG1ST1CS AND BUSINESS, TASHKENT STATE AGRARIAN UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in this article, based on the analysis of the main indicators of agricultural production, the current state of development of the agricultural sector of the Republic of Uzbekistan is revealed. Taking into account the fact that the Republic has multilateral economic relations with many countries of the world, the impact and possible consequences of the COV1D-19 coronavirus pandemic, which has now engulfed the entire world, on food security is justified. In this regard, almost all countries of the world, including Uzbekistan, have adopted and are implementing priority measures to mitigate the negative impact on economic sectors. Information is provided on measures taken to support small businesses, ensure food security, rational use of available resources, and support agriculture during the coronavirus pandemic.
Keywords: agri-food sector, state support, small business, agriculture, coronavirus pandemic.
УДК 333.36
Сельское хозяйство для Узбекистана является одной из важнейших сфер, обеспечивающих рост экономики, занятости и доходов населения. Сельское хозяйство обеспечивает 27% занятых по экономике в целом. Земли сельскохозяйственного назначения занимают 45 процентов территории республики, около 50 процентов населения от общей численности относится к сельскому населению.
До сегодняшнего дня, в результате реализации программных мер по реформированию и развитию сельского хозяйства, направленных на обеспечение продовольственной безопасности, повышение качества сельскохозяйственной продукции и экспортного потенциала, отрасль демонстрировала высокие устойчивые показатели развития. Так, в 2016-2019 годах валовой объем производства сельскохозяйственной продукции увеличился на 171,2 процента, в том числе плодоовощной - на 172,6 процента, животноводческой - на 170 процентов, лесной и рыбной - на 177,5 процента.
В 2019 году наряду с такими стратегически важными сельскохозяйственными культурами, как хлопок и зерно (7187,4 тыс. тонн зерна и более 2857,1 тыс. тонн хлопка-сырца), значительно возросли объемы производства в отраслях плодоовощеводства, животноводства, птицеводства и рыбоводства. В частности, в 2019 году произведено картофеля в объеме 2950,9 тыс. т (101,3%), собрано овощей -9945,5 тыс. т (101,9%), бахчевой продовольственной продукции - 1922,2 тыс. т (104,6%), плодов и ягод - 2739,6 тыс. т (101,2%), винограда - 1595,2 тыс.т (100,3%), произведено 2465,0 тыс. т мяса в живом весе (больше на 1,4% по сравнению с 2018 годом), 10710,8 тыс. т молока (на 2,3%), 7757,4 млн. шт. яиц (на 4,0%), 35,4 тыс. тонн шерсти (на 2,3%), 1173,8 тыс. шт. каракульских шкурок (на 8,2%) (табл. 1).
Таблица 1. Производство основных видов продукции сельского хозяйства в республике [8]
Продукция 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год
Хлопок, тыс. тн 3360,0 2959,0 2900,2 2293,0 2857,1
Зерно, тыс. тн 7800,0 8261,3 8116,5 6 375,4 7187,4
Овощи, тыс. тн 8518,4 11275,8 11433,6 9 635,1 9945,5
Бахчи, тыс. тн 1558,3 2044,9 2094,8 1 904,9 1922,2
Картофель, тыс. тн 2250,4 2958,4 3014,6 2 750,1 2950,9
Плоды, тыс. тн 2261,1 3042,8 3076,3 2 589,7 2739,6
Виноград, тыс. тн 1322,1 1735,8 1748,9 1 564,5 1595,2
Мясо, тыс. тн 1787,8 2172,5 2281,1 2 417,4 2465,0
Молоко, тыс. тн 7885,5 9703,4 10083,2 10 480,7 10710,8
Яйца, млн.шт. 4388,1 6152,5 6605,5 7 360,5 7757,4
Узбекистан обладает значительным экспортным потенциалом, экспорт сельскохозяйственной продукции приносит около 20-25 процентов совокупных экспортных доходов. В 2019 году доля плодоовощной продукции в общем объеме экспорта составила 6,7%. Объем экспорта плодоовощной продукции в натуральном выражении составил более 1,4 млн. тонн, в стоимостном выражении, превысил 1,2 млрд долл. США (темпы роста, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, соответственно составили 112,7% и 135,5%). Из них было экспортировано более 816,5 тыс. тонн овощей на сумму 542,4 млн долл. США, а также 591,2 тыс. тонн плодов и ягод на сумму 658,1 млн долл. США (темпы роста
в стоимостном выражении, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, соответственно составили 170,1% и 116,1%) [8].
Но, как предрекают аналитики, мир после пандемии коронавируса не будет прежним. Пандемия коронавируса COVID-19 имеет далеко идущие последствия помимо самого распространения болезни и попыток разных стран организовать карантин. В средствах массовой информации феномен влияния заболевания на жизнь общества и его последствия всё чаще называют термином «коронакризис». Экономический ущерб из-за эпидемии уже сейчас составляет по оценкам Bloomberg в $5 трлн. По данным ВТО падение объема мировой торговли в текущем году может составить более 30%. Федеральная резервная система (ФРС) США сообщила, что промышленное производство в стране в марте упало на 5,4% по сравнению с предыдущим месяцем и на 5,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года [9].
Несомненно, что последствия ситуации с вирусом COVID-19 будут и для производства продовольствия, цепочек поставок и рынков сельскохозяйственной продукции. Хотя, по мнению некоторых аналитиков, сельское хозяйство относится к отраслям, которые, скорее всего, пострадают меньше других. Объясняется это тем, что агропромышленный комплекс удовлетворяет базовую потребность человека, от которой невозможно отказаться, и сельское хозяйство - это производство непрерывного цикла, которое не может остановиться и уйти в самоизоляцию [10].
Вместе с тем, мы все понимаем, что последствия пандемии скажутся на всех отраслях экономики, что приведет к снижению производства, росту безработицы, как следствие, снижению доходов и покупательной способности населения. Уже сейчас во многих странах мира, в связи с мерами, направленными на борьбу с пандемией, возникают сложности на логистических путях поставок товаров (длительное простаивание морских, железнодорожных и авиаперевозок приводит к порче продуктов), проблемы с нехваткой работников для сбора урожая, сложности в обеспечении полного цикла производства, что, скорее всего, приведет к снижению качества продукции и общей продуктивности предприятий. Серьезным препятствием для успешной работы продовольственной системы также может стать разрушение некоторых хозяйственных связей (по поставке техники, семян, удобрений, средств защиты растений и т.п.) вследствие изоляции городов, стран и прерывания международной торговли (табл. 2).
Таблица 2. Глобальная продовольственная безопасность: возможные последствия COVID-19
для Узбекистана
Ожидаемые последствия COVID-19
Краткосрочная перспектива (0-3 месяца) Кратко - и среднесрочная перспектива (1-6 месяцев)
■ Скачки цен на продукты питания, вызванные торговыми ограничениями (экспортные запреты и квоты) и паническим потреблением и накоплением ■ Сокращение доступа к продовольствию из-за резкого сокращения доходов бедных и уязвимых ■ Сбои в цепочках поставок сырья и материалов (семена, удобрения), которые ведут к перебоям в ходе весенних полевых работ и могут сказаться на будущем урожае ■ Снижение внутреннего спроса из-за экономического спада ■ Снижение спроса на экспорт плодоовощной продукции в страны ближнего зарубежья (Россия, Казахстан, Киргизия) как основных рынков сбыта, пострадавших от кризиса и возможной конкуренции со стороны других поставщиков (Турция) ■ Проблемы с погашением кредитов и операционными проблемами ■ Фискальный стресс, который ставит под угрозу программы поддержки сельского хозяйства
Глядя на этот список, становится понятно, что без государственной поддержки, без ускоренного принятия мер по смягчению негативного воздействия коронавирусной пандемии на отрасли экономики и, в первую очередь, по созданию условий для малого и среднего бизнеса (к которым относятся и сельскохозяйственные товаропроизводители), обойтись невозможно.
Согласно анализу ФАО (от 24 апреля), в отсутствие своевременных и действенных мер, в результате вызванной COVID-19 рецессии новые миллионы человек вольются в ряды голодающих. Их численность будет зависеть от масштабов сокращения экономики и может составить дополнительно от 14,4 млн до 38,2 млн или даже 80,3 млн голодающих, если сокращение составит, соответственно, 2,5 или 10 процентных пунктов роста ВВП во всех странах-чистых импортерах продовольствия (всего 101 страна) [11].
В этой связи, Правительством Узбекистана безотлагательно были приняты меры и уже 19 марта 2020 года Президент Республики Узбекистан принял Указ № УП-5969 "О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений" [4].
В целях усиления защиты населения и обеспечения стабильности функционирования отраслей экономики в период противодействия распространению коронавирусной инфекции 3 апреля и 27 апреля 2020 года приняты еще два правовых акта - Указ Президента Республики Узбекистан от 03.04.2020 г. N УП-5978 "О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии" и Указ Президента Республики Узбекистан от 27.04.2020 г. N УП-5986 "О дополнительных мерах по поддержке населения и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии" [5, 6].
Подписанный 18 мая 2020 года главой государства Указ "Об очередных мерах по поддержке населения и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии" - уже четвертый документ по поддержке предпринимателей в период пандемии, в котором отмечено, что поддержка предпринимателей и населения в условиях пандемии не ограничится ранее предоставленными льготами и будет продолжена.
Данным указом субъекты малого бизнеса и многие предприятия сферы услуг на период с 1 июня по 1 сентября 2020 года освобождены от уплаты налогов на имущество и землю. Во-вторых, субъектам малого предпринимательства списываются суммы:
- налога на имущество и земельного налога, подлежащие уплате за апрель и май 2020 года, по которым предоставлена беспроцентная отсрочка (рассрочка) в соответствии с ранее принятыми указами;
- пени и штрафов по земельному налогу и налогу на имущество, по состоянию на 15 мая 2020 года, образовавшихся с 1 января 2020 года;
- в-третьих, микрофирмы и малые предприятия вправе применить отсрочку по уплате таможенной пошлины и акцизного налога при ввозе товаров (кроме потребительских) до 1 июля 2020 года. Отсроченная сумма в последующем уплачивается равными долями в течение 120 дней. Эта опция доступна субъектам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность не менее года до дня обращения в таможенные органы;
- в-четвертых, в период с 1 мая по 1 июля 2020 года для микрофирм и малых предприятий ставка социального налога снижается с 12% до 1%. Указанный порядок не распространяется на: 1) производителей подакцизной продукции; 2) государственные предприятия; 3) юридические лица с долей государства в уставном фонде (уставном капитале) в размере 50% и более;
- в-пятых, приостанавливается взыскание имеющейся у микрофирм и малых предприятий по состоянию на 15 мая 2020 года задолженности по налогам, пеням
и начисленным штрафам за нарушение налогового законодательства до 1 сентября 2020 года;
- в-шестых, Государственный фонд поддержки предпринимательской деятельности, с учетом требований положения о нем, начнет выдавать компенсации на покрытие процентных расходов:
- по инвестиционным кредитам, оформляемым субъектами предпринимательства в национальной валюте с процентной ставкой не свыше 1,75-кратного размера основной ставки ЦБ, в первый год действия кредитного договора;
- по кредитам в сумме до 500 млн сумов, выдаваемым до 1 октября 2020 года субъектам предпринимательства в национальной валюте на пополнение оборотных средств, в размере 10 процентных пунктов на срок действия кредитного договора [7].
Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 01.05.2020 г. N III1-4700 "О дополнительных мерах по обеспечению продовольственной безопасности, рациональному использованию имеющихся ресурсов и государственной поддержке сельского хозяйства в период коронавирусной пандемии", учитывая мировые тенденции на продовольственном рынке, правительство страны намерено максимально задействовать ресурсы местного агросектора, увеличить число сельскохозяйственных культур в 2 раза, поднять урожайность, создать новые рабочие места. Для этого, населению будут на льготных условиях предоставлять земли, выведенные из оборота и земли, имеющие запасы подземных вод, чтобы вводить их в оборот и выращивать сельхозпродукцию.
Решение районного хокима района о выделении земли принимается на основании заключенного договора аренды. Применение водосберегающих технологий -обязательно. В приоритетном порядке сажается картофель, овощные, бахчевые, бобовые и масличные культуры, сооружаются сады и виноградники. У бизнес-субъектов, посеявших установленные виды культур, создавших рабочие места, своевременно возместивших расходы по аренде, - приоритетное право продления срока землепользования.
Стоит также отметить, что в соответствие с постановлением, на арендуемых землях можно размещать полевые станы из легких конструкций и оросительные сооружения, но строить другие объекты инфраструктуры, включая жилые дома, здания и сооружения, - категорически запрещено. Кроме того, арендаторам выделяются кредиты для производства сельхозпродукции. Часть процентной ставки, превышающая основную ставку ЦБ, возмещается за счет средств Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности. Каждая семья, участвующая в сельхозкооперациях, нуждающаяся в социальной защите и относящаяся к категории малообеспеченных, получает дополнительную поддержку из Фонда общественных работ - 500 тыс. сумов в период выращивания птицы [2].
В качестве вывода, можно сказать, при благоприятном сценарии развития событий и учитывая тот факт, что правительство Республики Узбекистан незамедлительно стало принимать меры по поддержке экономики, бизнеса и нуждающихся в помощи, можно рассчитывать на начало восстановления экономики с третьего квартала нынешнего года. Однако, такие негативные факторы, как рост финансовой нагрузки на бюджет из-за расходов на поддержку экономики, сферы здравоохранения, социальной сферы и недополученных средств, выпадающих в связи с временными отсрочками по выплатам кредитов и прочих платежей, временным обнулением ставок таможенных пошлин и акцизов; проблемы с лишением работы и заработка из-за ограничительных мер карантина, вынужденное сокращение персонала в послекарантинный период и другие побочные эффекты могут стать большим препятствием на пути вхождения экономики и всех сфер жизни в нормальное русло. Как бы там не было, решительные действия правительства - необходимый сигнал бизнесу и рынку в целом в период неопределённости и финансово-экономических трудностей.
Список литературы /References
1. Ашурметова Н.А. Современное состояние и стратегия развития аграрного сектора Республики Узбекистан. // Научный журнал "Наука без границ". №" (42), 2020. С. 18-27.
2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 01.05.2020 г. N ПП-4700 "О дополнительных мерах по обеспечению продовольственной безопасности, рациональному использованию имеющихся ресурсов и государственной поддержке сельского хозяйства в период коронавирусной пандемии". [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/docs/4803525?type=doc/ (дата обращения: 20.05.2020).
3. Саидова Д.Н. Вопросы обеспечения продовольственной безопасности и повышения конкурентоспособности сельского хозяйства в регионе. //Журнал Вестник науки и образования, 2019. 14 (68). C. 42-44.
4. Указ Президента Республики Узбекистан от 19.03.2020 г. N УП-5969 "О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений". [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/ru/docs/4770763/ (дата обращения: 20.05.2020).
5. Указ Президента Республики Узбекистан от 03.04.2020 г. N УП-5978 "О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии". [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/ru/docs/4780477/ (дата обращения: 20.05.2020).
6. Указ Президента Республики Узбекистан от 27.04.2020 г. N УП-5986 "О дополнительных мерах по поддержке населения и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии". [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/ru/docs/4800007/ (дата обращения: 20.05.2020).
7. Указ Президента Республики Узбекистан от 18.05.2020 г. N УП-5996 "Об очередных мерах по поддержке населения и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии". [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/docs/4815482/ (дата обращения: 28.05.2020).
8. stat.uz - официальный сайт Государственного комитета РУз по статистике. Режим доступа: https://stat.uz/uploads/docs/qishloq_xo'jaligi_dekabr_uz.pdf/ (дата обращения: 10.06.2020).
9. [Электронный ресурс]. www.bloomberg.com - официальный сайт компании Bloomberg. Режим доступа: https://www.bloomberg.com/europe/_ (дата обращения: 08.06.2020).
10. [Электронный ресурс]. https://rynok-apk.ru - сайт агрообъявлений. Режим доступа: https://rynok-apk.ru/articles/actual/pandemiya-kv/ (дата обращения: 10.06.2020).
11. [Электронный ресурс]. www.fao.org - официальный сайт ФАО. Режим доступа: http://www.fao.org/2019-ncov/q-and-a/impact-on-food-and-agriculture/ru/(дата обращения: 10.06.2020).