Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №3
УДК 327.8
Виктор МИРОНЕНКО
«УКРАИНСКИЙ ТРАНЗИТ»-4. ИСПЫТАНИЕ ПАНДЕМИЕЙ
Аннотация. Пандемия COVID-19 внесла коррективы в направление и темпы «украинского транзита» - процесса адаптации общества и государства к новым условиям. Её влияние здесь имеет свою специфику, будет ещё ярче выраженным, а последствия ещё более амбивалентными, чем в других «взрослых», относительно благополучных европейских странах. Реакция на пандемию станет тестом для обновлённой украинской власти на понимание ею политических императивов, завершит формирование её лица, которое всё еще остаётся весьма неопределённым. В статье на основании объективных показателей экономического развития Украины, высказываний и оценок экспертов, принимаемых решений сделана попытка понять мотивы и оценить адекватность превентивных мер и их возможные последствия, выявить и обозначить некоторые актуальные для этой страны тренды. Автор полагает, что анализ «украинского транзита» в условиях кризиса, вызванного пандемией, может быть полезным для Российской Федерации и Европейского союза.
Ключевые слова: Украина, украинский транзит, пандемия, четвёртая украинская республика, евроинтеграция.
Почему Украина?
Чем может заинтересовать Украина в связи с пандемией COVID-19? Она, в силу ряда обстоятельств, частично нами уже изложенных в других работах1, представляет интерес тем, что эта большая европейская страна находится в состоянии внутренней трансформации, в поиске адекватной внутреннему состоянию и внешним условиям общественно-политической модели, обозначаемый эвфемизмом - «украинский транзит». А также потому, что Украина сегодня стала «больным человеком Европы», её слабым звеном. В ней цепь европейской эволюции, европейский процесс может порваться, как это дважды уже было в новейшей истории. В этой молодой европейской стране, которая так смело, если не сказать отчаянно, прививает себе европейские ценности, а вместе с ними и «взрослые» европейские болезни, можно и нужно изучать их симптомы, что поможет упредить их опасное развитие.
Большинство экспертов согласны с тем, что пандемия COVID-19 является проблемой мирового масштаба2. Некоторые из них смотрят на неё и на вызванный ею кризис как на эле-
© Мироненко Виктор Иванович - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель Центра украинских исследований Отдела страновых исследований ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию: 22.06.2020.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran3202095100.
1 Виктор Мироненко. «Украинский транзит»: попытка анализа и прогноза. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №3. С. 58-63; Виктор Мироненко. «Украинский транзит» 2. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН,
2019, №4. С. 21-26; Виктор Мироненко. «Украинский транзит» 3. Неоконченная революция. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №1. С. 94-99.
2 См.: Громыко Алексей. Коронавирус как фактор мировой политики. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН,
2020, №2. С. 4-13; Жозеп Боррель. Пандемия коронавируса и новый мир, который она создаёт. Европейский диалог. URL: http://www.eedialog.org/ru/2020/04/02/blog-zhozepa-borrelja-pandemija-koronavirusa-i-novyj-mir-kotoryj-ona-sozdaet/ (дата обращения: 08.06.2020); Р. Гринберг. Возникнет ли в посткоронавирусном мире новый дух времени? Научная Россия, 22.05.2020. URL: https://scientificrussia.ru/articles/r-grinberg-o-poyavlenii-novogo-duha-
мент развития, полагают, что он может выявить некие скрытые структуры, что это не только вызов, но и обозначение альтернатив, актуальных для всей Европы1.
Последствия эпидемии в большинстве имеющихся описаний предстают амбивалентными2. Они ставят перед выбором: продолжать двигаться к неизвестному и пугающему новому глобальному миру или попытаться замкнуться в себе, спастись в одиночку. И если для большинства более благополучных, «взрослых» государств Европы эта проблема пока ещё теоретическая, то для Украины она более чем актуальна, без её решения молодому украинскому государству из явно обозначившегося кризиса «державотворення»3 выйти будет трудно, если вообще возможно.
Пандемия на Украине
По степени поражения вирусом SARS-CoV-2 Украина занимает далеко не первые места в Европе и мире. Случаев заражения в ней на начало июля было 26542 (0,06% населения), что намного меньше, чем, например, в соседних России или Беларуси - 449256 (0,31%) и 46 868 (0,49%) соответственно4.
ВВП Украины в январе-апреле 2020 г. уменьшился на 5%, к концу апреля - на 5%5, а во втором квартале согласно прогнозам НБУ может сократиться на 11%6. МВФ также в июне 2020 г. существенно до 8,2% увеличил прогноз его падения7. Число безработных выросло на 48%8. Значительно уменьшились поступления в государственный бюджет9, на 35,5% сократились инвестиции10.
Вместе с тем отмечается, что экономика Украины упадёт на 3,5%, что значительно меньше, чем в мире в целом (5,2%)11. Причину этого некоторые эксперты видят в том, что «.. .часть отрицательного эффекта прошла мимо официальной статистики из-за высокого уровня тенизации некоторых секторов или институциональной деформации (к примеру, доминирования в розничной торговле физических лиц-предпринимателей, которые не предоставляют полной отчётности)»12. Одной из главных «жертв» этого кризиса на Украине как раз и ста-
vremeni-v-postkoronavirusnom-mire (дата обращения: 07.06.2020) и др.
1 Иван Крастев. Семь первых уроков глобального коронавирусного кризиса. Россия в глобальной политике. 24. 03.2020. URL: https://globalaffairs.ru/articles/sem-urokov-koronakrizisa/? (дата обращения: 08.06.2020); Михаил Минаков. Пандемия COVID-19 и политические очертания будущего. Европейский диалог. Экспертная группа. URL: http://www.eedialog.org/ru/2020/05/22/pandemiia-covid-19-i-politicheskie-ochertaniia-budushhego/ (дата обращения: 09.06.2020).
2 Judy Asks. Can Europe Become Stronger After the Coronavirus Pandemic? Carnegie Europe. 26.03.2020. URL: https://carnegieeurope.eu/strategiceurope/81370? (дата обращения: 08.06.2020).
3 «Державотворення» (укр) - процесс строительства государства.
4 Коронавiрус в УкраМ. Офщшний шформацшний портал Кабшету Мшс^в Украши. URL: https ://coyid 19. gov.ua (дата обращения: 08.06.2020).
5 Економiчна правда, 04.06.2020. URL: https://www.epravda.com.ua/news/2020/06/4/661399/?utm source= traqli& utm medium=email&utm campaign=357&tqid=3OaxNXA9CFwB7ggoonNhJ.Uq.zKlX3DxpKd9Y4Su (дата обращения: 14.06.2020).
6 Ярослав Жалило. Украинский транзит: Цена здоровья. Европейский диалог, 13.06.2020. URL: http://www.eedialog.org/ru/2020/06/11/ukrainskii-tranzit-cena-zdorovia/ (дата обращения: 13.06.2020).
7 International Monetary Found. Press-Release #20/239, 09.06.2020. URL: https://www.imf.org/en/News/Articles/2020/ 06/09/pr20239-ukraine-imf-executive-board-approves-18-month-us-5-billion-stand-by-arrangement (дата обращения: 10.06.2020).
8 Европейська правда, 05.05.2020. URL: https://www.epravda.com.ua/news/2020/05/5/660150/? (дата обращения: 10.06.2020).
9 УН1АН, 05.05.2020. URL: https://www.unian.ua/economics/finance/derzhbyudzhet-ukraiini-pishov-u-minus-mayzhe-na-24-milyardi-griven-novini-ukraiina-10985372.html (дата обращения: 16.06.2020).
10 УН1АН, 26.05.2020. URL: https://www.unian.ua/economics/finance/investiciii-v-ukraiinu-investori-skorotili-vkladennya-v-ekonomiku-ukraiini-novini-ukraiina-11011682.html (дата обращения:10.06. 2020).
11 Всемирный банк. Пресс-релиз, 08.06.2020. URl: https://www.vsemirnyibank.org/ru/news/press-release/2020/06/08 /covid-19-to-plunge-global-economy-into-worst-recession-since-world-war-ii (дата обращения: 10.06.2020).
12 Ярослав Жалило. Украинский транзит: Цена здоровья. Европейский диалог, 13.06.2020. URL:
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №3
нет этот по своему уникальный по размеру и роли сектор её экономики - стихийно сформировавшийся и в чём-то спасительный для страны мелкотоварный уклад1. Треть предпринимателей, занятых в малом бизнесе сообщили о потере 50-75% доходов за время карантина2.
«Полулегальный и вовсе нелегальный малый бизнес тяжелее всех страдает от карантинных мер и не может рассчитывать даже на минимальную поддержку государства, поскольку в значительной мере пребывает в «тени», - пишет украинский эксперт Георгий Чижов. - Неформальный «социальный контракт», предложенный властью народу ещё во времена Леонида Кучмы [...] перестаёт быть действенным механизмом»3. И это, возможно, самая серьёзная из актуальных краткосрочных политических угроз. Эта и многие другие проблемы, о которых идёт речь в связи с пандемией (социальное неравенство, неэффективность управления, коррупция и непотизм и др.), не с ней возникли, она их лишь усугубила и обострила. Как бы там ни было, Украина в своём транзите вновь оказалась в зоне политической турбулентности, не будучи к этому готовой4. Внутренние и внешние обстоятельства требуют от властей ответственных и непопулярных решений.
Выбор правительства
Делать это придётся кабинету министров, утверждённому на следующий день после (не вследствие - В.М.) того, как был зарегистрирован первый случай заражения вирусом БЛЯБ-СоУ-2. Нужно отдать ему должное, действовало оно решительно и жёстко. 16 марта в стране был введён карантин, 25 марта - режим чрезвычайной ситуации. Меры, предпринятые правительством известны5. Отметим лишь, что в Оксфордском университете исследователи оценили их по степени жёсткости в 92 из 100 возможных баллов. Хорошо это или плохо, сказать трудно, отметим лишь то, что они не компенсирует предпринимателям понесённых потерь. Фонд борьбы с СОУШ-19 составил 64,7 млрд грн. - цифра несопоставимая с размерами помощи в других европейских странах6. С этим, по-видимому, трудно было что-то поделать, поскольку финансовые возможности правительства на Украине более, чем ограничены. В такой ситуации логичным было бы расширить пространство, в котором регионы и местное самоуправление могли бы действовать самостоятельно. Правительство на это не пошло, и они оказались предоставленными самим себе без необходимых средств и полномочий7.
В действиях правительства в условиях эпидемии, как и ранее, отмечается некоторая за-торможенность8. Оно могло выбрать один из двух одинаково плохих, но много говорящих о
http ://www. eedialog. org/ru/2020/06/11/ukrainskij -tranzit-cena-zdorovj а/ (дата обращения: 13.06.2020).
1 См.об этом: Виктор Мироненко. «Украинский транзит» 3. Неоконченная революция. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, No 1. С. 97.
2 УН1АН, 27.05.2020. URL: https://www.unian.ua/economics/finance/karantin-v-ukrajini-tretina-malih-pidpriyemciv-vtratili-ponad-50-dohodiv-novini-ukrajina-11013140.html (Дата обращения: 13.06.2020)
3 Георгий Чижов. Украина на карантине. Многое ли изменит коронавирус? Украина сегодня: основные тенденции. Экспертная группа «Европейский диалог», Выпуск №2(11), 2020. С. 4-7.
4 Ярослав Жалило. Экономика угасающего роста на пороге глобального кризиса. Европейский диалог, Выпуск №10. С. 20. URL: http://www.eedialog.org/ru/2020/03/25/ukraina-segodnia-osnovnye-tendencii-vypusk-10 (дата обращения: 16.06.2020).
5 См. напр.: Константин Скоркин. Вирусное перерождение. Как эпидемия меняет внешнюю и внутреннюю политику Украины. Московский центр Карнеги, 27.03.2020. URL: https://carnegie.ru/commentary/81344 (дата обращения: 10.06.2020).
6 Ярослав Жалило. Указ. соч.
7 Константин Скоркин. Зеленский против регионов. Где пройдёт новая линия раскола в украинской политике. Московский центр Карнеги, 03.06.2020. URL: https://carnegie.ru/commentary/81930 (дата обращения: 09.06.2020); Александр Гущин. Украина на пороге бурной политической осени. РСМД, 15.06.2020. URL: https ://russiancounci l.ru/analytics-and-comments/analytics/ukraina-na-poroge-burnoy-politicheskoy-oseni/? (дата обращения: 20.06.2020).
8 Андрей Мовчан. Экономика военного времени. Как пандемия 2020 года изменит мир. Европейский диалог. Экспертная группа. 29. 03. 2020. URL: http ://www. eedialo g. org/ru/2020/03/28/i ekonomika-voenno go -vremeni-kak-pandemiia-2020-goda-izmenit-mir/ (дата обращения: 16.06.2020).
его действительных намерениях путей. Можно было ускорить реформы, решительнее ломать старый и быстрее формировать новый политический режим четвёртой республики, оправдывая неизбежные издержки сложившимися обстоятельствами. А можно было списать на внешние обстоятельства нерешительность и промедление в осуществлении назревших преобразований.
Новое правительство уклонилось от этого выбора и предпочло действовать «по [...] глобальному протоколу»1, копируя другие европейские страны. В этом не было бы ничего плохого, если бы Украина располагала сопоставимыми возможностями для помощи населению и бизнесу. Она их не имеет, что подтвердил представленный 3 апреля набор мер по выходу страны из карантина, на наш взгляд, очень общий и декларативный2.
Очень вовремя пришёл на помощь МВФ «путём обеспечения платёжного баланса и бюджетной поддержки», утвердив 10 июня соответствующую программу в размере 5 млрд долл.3 Не осталась в стороне и Европейская комиссия, объявившая 22 апреля 2020 г. о решении предоставить Украине дополнительно к 190 млн евро, выделенным ранее, ещё 1,2 млрд евро4. Это поможет поддержать макроэкономическую стабильность, но недостаточно, чтобы гарантировать сохранение направленности «украинского транзита» и тем более ускорить его.
24 апреля план выхода Украины из карантина был детализирован, разбит на пять этапов. Он предлагал подготовиться к тому, что жить стране в чрезвычайных условиях придётся «целый год, а, может быть, и в будущем»5. 17 июня было объявлено о намерении продлить адаптивный карантин до 31 июля6. Из этого трудно сделать вывод о том, какую из двух выше обозначенных линий поведения выбирает правительство. Предложенная кабинетом министров программа его деятельности ответа на это вопрос не даёт7. Похоже, однако, что украинские политики проявляют «концептуальную растерянность в отношении будущего»8.
* * *
Вследствие пандемии COVID-19 внутренние и внешние условия евроинтеграции Украины ухудшились. Обозначились два главных внутренних вызова: потребность смены модели социально-экономического развития и европейская дилемма (интеграция-дивергенция). Стало ещё очевиднее, что после т.н. «электоральной революции» 2019 г. украинское общество не примет ни географической переориентации транзита, ни слегка обновлённый старый эклектичный и неэффективный режим третьей республики. Пора промедления и выжидания на Украине заканчивается, главным ресурсом становится время.
Вместе с тем в мире вследствие пандемии проявились новые линии политического напряжения и разрывы в глобальных цепочках добавленной стоимости, а вместе с этим и новые возможности для таких стран, как Украина, поискать новые способы адаптации к изменившимся условиям. При всей тяжести нынешний кризис подтверждает необходимость радикально-
1 Ермолаев Андрей. Украина: испытание ультраглобализмом. Strategic Group Sofia. 2020, апрель. URL: http://sg-sofia.com.ua/ukraina-ispitaniYe-ultraglobalizmom-Yermolaiev (дата обращения: 10.06.2020).
2 Шмигаль презентував попереднш варiант стратеги виходу Украши з карантину. УН1АН, 23.04.2020. URL: https://www.unian.ua/politics/10954583-shmigal-prezentuvav-poperedniY-variant-strategiii-vihodu-ukraiini-z-karanti nu.html (дата обращения: 10.06.2020).
3 Интерфакс, 10.06.2020. URL: https://m.interfax.ru/712557 (дата обращения: 10.06.2020).
4 Интерфкс, 22.04.2020. URL: https://m.interfax.ru/705479 (дата обращения:18.06.2020).
5 Урядовий портал. 24.04.2020. URL: https://www.kmu.gov.ua/news/premyer-ministr-denis-shmigal-predstaviv-poetapnii -plan-znYattya-obmezhen (дата обращения: 18.06.2020).
6 Интерфакс, 17.06.2020. URL: https://minterfax.ru/713543 (дата обращения: 18.06.2020).
7 Денис Шмигаль: Ми подаемо свою програму не задля iмунiтету, а для стльного руху краши. Урядовий портал. Сдиний веб портал виконавчо! влади Украши. 04.06.2020. URL: https://www.kmu.gov.ua/news/denis-shmigal-mi-podayemo-svoyu-programu-ne-zadlya-imunitetu-dlya-spilnogo-ruhu-krayini (дата обращения: 09.06.2020).
8 Андрей Ермолаев. Указ. соч.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №3
го переустройства внутренней жизни и даёт возможность продемонстрировать миру жизнеспособность и креативность. Не следует ожидать чуда, что кто-то, неважно кто именно, - ЕС, Россия, США, Китай - возьмёт на себя решение украинских проблем. Это - опасная иллюзия.
Воспользоваться появившейся в этом году возможностью развить и углубить Соглашение об ассоциации с ЕС, опереться на поддержку территориальной целостности Украины, осуществить радикальную реформу всей системы государственного управления, перенести центр тяжести в регионы, с государства на общество, на главный для страны человеческий ресурс - таковы явные и ясные ориентиры «украинского транзита» после пандемии. И, может быть, сделав это, Украина своим примером поможет другим государствам найти адекватные ответы на стоящие перед ними вызовы, усугублённые пандемией.
Список литературы
Громыко Алексей. Коронавирус как фактор мировой политики. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020,№2. С. 4-13.
Ермолаев Андрей. Украина: испытание ультраглобализмом. Strategic Group Sofia, 2020, апрель. URL: http://sg-sofia.com.ua/ukraina-ispitaniye-ultraglobalizmom-yermolaiev.
Ярослав Жалило. Украинский транзит: Цена здоровья. Европейский диалог, 13.06.2020. URL: http://www.eedialog.org/ru/2020/06/11/ukrainskij-tranzit-cena-zdorovja/.
Иван Крастев. Семь первых уроков глобального коронавирусного кризиса. Россия в глобальной политике, 24.03.2020. URL: https://globalaffairs.ru/articles/sem-urokov-koronakrizisa/?.
Михаил Минаков. Пандемия COVID-19 и политические очертания будущего. Европейский диалог. Экспертная группа. URL: http://www.eedialog.org/ru/2020/05/22/pandemija-covid-19-i-politicheskie-ochertanij a-budushhego/.
Андрей Мовчан. Экономика военного времени. Как пандемия 2020 года изменит мир. Европейский диалог. Экспертная группа, 29.03.2020. URL: http://www.eedialog.org/ru/2020/03/
28/jekonomika-voennogo-vremeni-kak-pandemija-2020-goda-izmenit-mir/.
Константин Скоркин. Вирусное перерождение. Как эпидемия меняет внешнюю и внутреннюю политику Украины. Московский центр Карнеги, 27.03.2020. URL: https://carnegie.ru/ commentary/81344.
Украина сегодня: основные тенденции. Выпуск №2(11), 2020.
Украина и карантин: оценки и перспективы. COVID-19. Сборник тематических докладов. Strategic Group Sofia, 2020. URL: http://sg-sofia.com.ua/ukraina-i-karantin-ozenki-i-perspektivi.
References
Judy Asks. Can Europe Become Stronger After the Coronavirus Pandemic? Carnegie Europe. 26.03.2020. URL: https://carnegieeurope.eu/strategiceurope/81370?.
Steven Blockmans. What doesn't kill the EU will make it stronger. Carnegie Moscow Center, 31.03.2020. URL: https://carnegie.ru/commentary/81401.
Gromyko Aleksey. Koronavirus kak faktor mirovoy politiki.Nauchno-analiticheskiy vestnik IB RAN, 2020, №2. S. 4-13. URL: http://vestnikieran.instituteofeurope.ru/images/Gromyko2020.pdf.
Ermolayev Andrey. Ukraina: ispytaniye ultraglobalizmom. Strategic Group Sofia, 2020, aprel. URL: http://sg-sofia.com.ua/ukraina-ispitaniye-ultraglobalizmom-yermolaiev.
Yaroslav Zhalilo. Ekonomika ugasayushchego rosta na poroge globalnogo krizisa. Evropeyskiy dialog, Vypusk №10. S. 20. URL: http://www.eedialog.org/ru/2020/03/25/ukraina-segodnja-osnovnye-tendencii -vypusk-10.
Ivan Krastev. Sem pervykh urokov globalnogo koronavirusnogo krizisa. Rossiya v globalnoy politike, 24.03.2020. URL: https://globalaffairs.ru/articles/sem-urokov-koronakrizisa/?/
Mikhail Minakov. Pandemiya COVID-19 i politicheskiye ochertaniya budushchego. Evropey-skiy dialog. Ekspertnaya gruppa. URL: http://www.eedialog.org/ru/2020/05/22/pandemija-covid-19-i-politicheskie-ochertanij a-budushhego/.
Andrey Movchan. Ekonomika voyennogo vremeni. Kak pandemiya 2020 goda izmenit mir. Ev-ropeyskiy dialog. Ekspertnaya gruppa, 29.03.2020. URL: http://www.eedialog.org/ru/2020/03/28/ jekonomika-voennogo-vremeni-kak-pandemija-2020-goda-izmenit-mir/.
Konstantin Skorkin. Virusnoye pererozhdeniye. Kak epidemiya menyayet vneshnyuyu i vnu-trennyuyu politiku Ukrainy. Moskovskiy tsentr Karnegi, 27.03.2020. URL: https://carnegie.ru/commentary/81344.
Ukraina segodnya: osnovnyye tendentsii. Vypusk №2(11), 2020.
Ukraina i karantin: otsenki i perspektivy. COVID-19. Sbornik tematicheskikh dokladov. Strategic Group Sofia, 2020. URL: http://sg-sofia.com.ua/ukraina-i-karantin-ozenki-i-perspektivi.
«Ukrainian Transit»-4. Pandemic Test
Author. Victor Mironenko, Candidate of Sciences (History), Chief of the Centre for Ukrainian Studies of the Department of Countries Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. The COVID-19 pandemic made adjustments in the direction and pace of «Ukrainian transit» - the process of adaptation of society and state to new conditions. Its influence here has its own specificity, will be even more pronounced, and the consequences will be even more ambivalent than in other «adults» and relatively prosperous European countries. The response to the pandemic will test the renewed Ukrainian power, its understanding of the political imperatives, and complete the formation of its face, which is still very uncertain. The article attempts, on the basis of objective indicators of economic development, the opinions of experts, the decisions taken, to understand the motives and assess the adequacy of preventive measures and their possible consequences, Identify and map some relevant trends for the country. The author believes that analysis of «Ukrainian transit» in the context of the crisis caused by the pandemic can be useful for the Russian Federation and the European Union.
Key words: Ukraine, Ukrainian transit, pandemic, fourth Ukrainian republic, European integration.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran3202095100.