5. Lukyanova A.P. Determinants of time budget distribution to residents of the Russian village: Econometric analysis.
6. Myers O. Social psychology, Moscow, 2004.
7. Romanova, S. Women's labor is cheaper [Electronic resource]// Vedomosti. - 2015. - November 23. - - Access mode: http://www.vedomosti.ru/ management/articles/2015/11/24/618007-rossiiskim-zhenschinam-platya-30-menshe-chem-mu-zhchinam
8. Savina T.B. Feminology. - Makhachkala, 2000.
9. Ustinova, L. V. Social problems of employment of women in the labor market / / Spiritual situation of time. Russia XXI century. - 2015. - № 2. - P. 25-26.
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10525
М.Л. Вартанова - кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра исследования процессов евразийской интеграции Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН), г. Москва, Россия,
M.L. Vartanova - candidate of economic Sciences, associate Professor, leading researcher Center for research on Eurasian integration processes Institute of demographic research of the Federal research sociological center Russian Academy of Sciences (IDIFNESC RAS), Moscow, Russia.
ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 ASSESSMENT OF THE LEVEL OF FOOD SECURITY OF THE POPULATION OF THE STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC
UNION DURING THE COVID-19 PANDEMIC
Аннотация. В статье рассматривается важность развития взаимодействия государств-членов на уровне Евразийского экономического союза по вопросам обеспечения коллективной продовольственной безопасности на взаимовыгодных условиях и значимость практической направленности совместных исследований в сфере АПК. В современном мире всевозможных рисков и угроз, в условиях взаимовлияния демографических изменений и социально-экономической стабильности вопросы оценки уровня продовольственного обеспечения населения остаются достаточно актуальными. Автор рассматривает актуальные вопросы и методику оценки показателей физической и экономической доступности государств-членов ЕАЭС сельскохозяйственной продукции, а также уровень питания населения государств-членов ЕАЭС в период пандемии коронавируса COVID-19. Отмечается необходимость дальнейшего и более углубленного сотрудничества государств-членов ЕАЭС в области продовольственной безопасности населения, проведение совместных научных исследований.
Abstract. The article considers the importance of developing cooperation between the member States at the level of the Eurasian economic Union on issues of ensuring collective food security on mutually beneficial terms and the importance of the practical orientation of joint research in the field of agriculture. In the modern world of various risks and threats, in the conditions of mutual influence of demographic changes and socio-economic stability, the issues of assessing the level of food security of the population remain quite relevant. The author examines current issues and methods for assessing indicators of physical and economic accessibility of agricultural products in the EAEU member States, as well as the level of nutrition of the population of the EAEU member States during the COVID-19 coronavirus pandemic. The need for further and more in-depth cooperation of the member States of the EEC in the field of food security of the population, joint research is noted.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс (далее - АПК), агропромышленная политика, Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС), Евразийская экономическая комиссия, население, продовольствие, продовольственная безопасность, продовольственное обеспечение, сельскохозяйственная продукция, сельское хозяйство, уровень питания населения, физическая доступность, экономическая доступность.
Keywords: agro-industrial complex (hereinafter-agribusiness), agro-industrial policy, the Eurasian economic Union( hereinafter-the EAEU), the Eurasian economic Commission, population, food, food security, food security, agricultural products, agriculture, the level of nutrition of the population, physical accessibility, economic accessibility.
Введение
Масштабная работа в период глобальной коронавирусной инфекции 2020 года выявила необходимость принятия государствами Евразийского экономического союза дополнительных мер по формированию устойчивого развития общего аграрного рынка и своевременной выработке скоординированных мер оперативного реагирования и взаимодействия при обеспечении потребностей в продовольствии, а также раскрывать перспективные шаги по сотрудничеству сторон в этой сфере и необходимость наделения Евразийской комиссии полномочиями по координации разработки и реализации союзными странами межгосударственных документов в сфере агропромышленного комплекса.
Продовольственная безопасность стран Евразийского экономического союза определяется как состояние экономики государств-членов ЕАЭС, при котором обеспечивается их продовольственная независимость и самодостаточность, гарантируется экономическая доступность населения к пищевым продуктам и качественной
питьевой воде в соответствии с требуемыми физиологическими нормами питания [10]. История с распространением коронавируса обнажила механизмы борьбы интерпретаций, которую постоянно ведут власти как внутри стран, так и на международной арене [11].
Вопросам современного состояния обеспечения продовольственной безопасности, проблемам и перспективам развития внешней торговли и внешнеторгового сотрудничества стран, в том числе и Евразийского экономического союза, уделяется в последнее время немало внимания. Среди перечисленных исследований особого внимания заслуживает статья Вартановой М.Л., Осадчей Г.И., Юдиной Т.Н.. «Национальная продовольственная безопасность государств-членов евразийского экономического союза» // Economic and Social Development Book of Proceedings. - 2018 г., в которой дана макроэкономическая оценка тенденций экономического развития стран СНГ, а также многосторонний анализ развития интеграции в аграрной сфере в России и за рубежом как важнейшее условие развития национальной безопасности в области продовольственного обеспечения на ближайшую и среднесрочную перспективу.
Значительным вкладом в развитие данного исследования послужила выпущенная монография Вартановой М.Л. на тему «Продовольственная безопасность страны и пути выхода из мирового продовольственного кризиса» // М., Изд-во «Библио-Глобус», 2016 г.
Методологические проблемы определения логистики перемещения продовольствия в условиях пандемии исследования, результаты которых изложены в статье, опираются на обобщение опыта и мониторинг макроэкономических показателей, определяющих эффективность продовольственной безопасности в России и за рубежом.
Основная часть
Объявленная пандемия коронавируса COVID-19 стала причиной карантинных и ограничительных мер в разных странах. Цель благая - минимизировать контакты между людьми с тем, чтобы предотвратить распространение опасной болезни. Однако на фоне этого обострилась проблема сохранения продовольственной безопасности, допустить голод нельзя, поэтому аграрные сообщества во всех странах мира призывают к так называемым «зеленым коридорам» для сельхозтоваров первой необходимости, к которым относятся семена, средства защиты растений и, конечно же, корма для сельхозживотных: хлеб, крупы, молоко и мясо не умеют самозарождаться на прилавках.
Обеспечение национальной продовольственной безопасности слагается из двух составляющих: обеспечение населения сельхозпродукцией собственного производства в достаточном количестве и защита продовольственного рынка от пищевых продуктов, представляющих опасность для здоровья человека [12].
В настоящее время вопрос качества питания и продовольствия продолжает оставаться открытым. В этой связи предприятиям необходимо отталкиваться от региональных особенностей как в части уровня доходов населения и традиций питания, так и возрастного состава целевой аудитории, ибо от качества питания зависит поддержание здоровья нации, долголетие населения и генофонд будущего поколения [2]. Обеспечение национальной продовольственной безопасности слагается из двух составляющих: обеспечение населения сельхозпродукцией собственного производства в достаточном количестве и защита продовольственного рынка от пищевых продуктов, представляющих опасность для здоровья человека [12].
В результате мировой политической нестабильности динамика торговли за последние годы сильно изменилась, что непосредственно оказало свое влияние на экономический рост и показатели ВВП развитых и развивающихся стран. Эти изменения являются как причиной трансформации в национальных экономиках ряда стран, так и следствием [1].
Однако в последние годы Евразийская экономическая комиссия совместно с уполномоченными государственными органами и представителями различных бизнес-сообществ стран Евразийского экономического союза стала активно прорабатывать вопросы обеспечения функционирования евразийского рынка органической продукции [8], формирования права ЕАЭС в данной сфере. Так, разработан проект дорожной карты, который предусматривает меры, направленные на обеспечение свободного перемещения в ЕАЭС органической продукции, ее доступа на рынки третьих стран. Проводимая работа будет способствовать повышению интереса населения стран Союза к культуре здорового питания, наращиванию объемов взаимной торговли органическими товарами, сохранению плодородия почвы, экологизации сельского хозяйства.
Сельское хозяйство является одной из стратегических отраслей экономики государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены), обеспечивающей продовольственную безопасность государств-членов, а также влияющей на продовольственную безопасность в мире
[9].
В целях обеспечения развития агропромышленного комплекса и сельской местности в интересах населения каждого государства-члена и Союза в целом, а также экономической интеграции в рамках Союза проводится согласованная (скоординированная) агропромышленная политика, предполагающая, в том числе применение механизмов регулирования, предусмотренных настоящим Договором и другими международными договорами в рамках Союза в сфере агропромышленного комплекса, взаимное предоставление государствами-членами друг другу и в Комиссию планов (программ) развития производства по каждому из чувствительных сельскохозяйственных товаров, перечень которых формируется на основании предложений государств-членов и утверждается Советом Комиссии.
Основной целью коллективной агропромышленной политики является эффективная реализация ресурсного потенциала государств-членов для оптимизации объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, удовлетворения потребностей общего аграрного рынка, а также наращивания экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Реализация коллективной агропромышленной политики обеспечивает решение следующих задач:
1) сбалансированное развитие производства и рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
2) обеспечение справедливой конкуренции между субъектами государств-членов, в том числе равных условий доступа на общий аграрный рынок;
3) унификация требований, связанных с обращением сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
4) защита интересов производителей государств-членов на внутреннем и внешнем рынках.
Для реализации мер коллективной агропромышленной политики проводятся регулярные консультации представителей государств-членов, организуемые Комиссией, в том числе по чувствительным сельскохозяйственным товарам, не реже одного раза в год. По результатам консультаций разрабатываются рекомендации по реализации согласованной (скоординированной) агропромышленной политики в рамках основных направлений.
При проведении коллективной агропромышленной политики государства-члены учитывают особый характер деятельности в области сельского хозяйства, обусловленный не только производственной, экономической, но и социальной значимостью отрасли, структурными и природно-климатическими различиями между регионами и территориями государств-членов. Реализация политики в других сферах интеграционного взаимодействия, в том числе в сфере обеспечения санитарных, фитосанитарных и ветеринарных (ветеринарно-санитарных) мер в отношении сельскохозяйственной продукции и продовольствия, осуществляется с учетом целей, задач и направлений согласованной (скоординированной) агропромышленной политики.
Оценка уровня обеспечения продовольственной безопасности в рамках Евразийского экономического союза осуществляется по единой методике, базирующейся на системе основных и дополнительных показателей. К основным таким показателям относятся:
1. Физическая доступность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
2. Экономическая доступность продовольствия;
3. Уровень питания населения. Показатели физической и экономической доступности сельскохозяйственной продукции и продовольствия являются интегральными и индикативными критериями продовольственной безопасности как для каждого из государств-членов ЕАЭС, так и по Союзу в целом.
В случае если уровень потребностей населения каждого из государств-членов и/или Союза в целом в соответствии с указанными критериями в течение трёх лет обеспечивается не менее чем на 80 % от рациональной потребности, Евразийской экономической комиссией совместно с государствами-членами вырабатывается комплекс мер по недопущению чрезвычайной ситуации в продовольственной сфере. Показатель уровня питания населения характеризует достаточность энергетической ценности пищевого рациона населения в государствах-членах по сравнению с нормами, принятыми на национальном и международном уровнях.
Наряду с указанными основными показателями для оценки коллективной продовольственной безопасности рассчитывается комплекс дополнительных показателей как на уровне каждого из государств-членов, так и по Союзу в целом. Следует отметить, что критерии физической и экономической доступности сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также отдельные дополнительные показатели рассчитываются по десяти основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия:
- зерно (с учетом потребности на продовольственные нужды, отрасли животноводства и размера семенного фонда в целом по стране);
- мясо и мясопродукты;
- молоко и молокопродукты;
- сахар;
- масло растительное;
- картофель и продукты его переработки;
- яйца и яйцепродукты;
- овощи, бахчевые культуры и продукты их переработки;
- фрукты и ягоды, а также продукты их переработки;
- рыба и рыбопродукты.
Для оценки физической доступности сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Союзе в качестве интегрального индикативного используется индекс достаточности производства. Наряду с расчётом интегрального индикативного индекса ведется ежегодный мониторинг таких показателей, как:
- объем производства основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
- индексы объема сельскохозяйственного производства;
- производство основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия на душу населения
в год;
- объем импорта основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
- объем экспорта основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
- соотношение натуральных объемов импорта и экспорта основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия и др.
В качестве рациональных норм потребления основных продуктов питания в каждом из государств-членов ЕАЭС используются следующие установленные на законодательном уровне среднедушевые нормы потребления.
Таблица 1 - Среднедушевые нормы потребления основных пищевых продуктов
в государствах-членах, кг/год/чел.
Наименова- Рес- Рес- Рес- Кыр- Рос-
ние продуктов публика Ар- публика Бела- публика Ка- гызская Рес- сийская Феде-
мения русь захстан публика рация
Мясо и мясо- 36,5 80 78,4 61,3 73
продукты 1)
Молоко и 336 393 301 200 325
молокопродукты
Сахар 2) 18,3 33 33 25,55 24
Масло рас- 7,3 13,2 12 9,13 12
тительное
Картофель 91,3 170 100 98,55 90
(без учета продуктов его переработки)*
Яйца (без 182, 294 265 182,5 260
учета яйцепродук-тов)*, штук 5
Овощи, бах- 109, 124 149 114,25 140
чевые культуры 3) 5
(без учета продуктов их переработки)*
Фрукты и 73 78 132 123,74 100
ягоды4) (без учета
продуктов их переработки)*
Рыба и ры- 11 18,2 14 9,1 22
бопродукты
Примечание:
1) для Республики Армения - мясопродукты (говядина);
2) для Республики Беларусь - сахар, сладости, кондитерские изделия, напитки в пересчете на сахар; для Республики Казахстан и Кыргызской Республики - сахар 16 и кондитерские изделия;
3) для Республики Армения - овощи (капуста, лук репчатый);
4) для Республики Армения - фрукты (яблоки)
* по Республике Беларусь - с учетом продуктов их переработки.
Источники: «Социально-экономическое положение Республики Армения в январе-декабре 2017 г.»; Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года; Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 9 декабря 2016 года № 503; Постановление Правительства Кыргызской Республики от 19 февраля 2010 г. № 111; Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № 614.
Для оценки экономической доступности продовольствия в качестве интегрального индикативного используется средневзвешенный показатель достаточности уровня потребления пищевых продуктов. Наряду с расчётом интегрального индикативного индекса ведется ежегодный мониторинг следующих дополнительных показателей:
- денежные доходы на душу населения;
- валовой внутренний продукт на душу населения на основе паритета покупательной способности;
- покупательная способность среднедушевых денежных доходов домашних хозяйств по основным видам продовольственных товаров;
- доля затрат на продовольствие в расходах населения;
- темпы роста реальных денежных доходов на душу населения;
- уровень бедности;
- уровень безработицы.
Показатель уровня питания населения не является расчётным. Для оценки продовольственной безопасности используются данные о фактическом уровне калорийности пищевого рациона на душу населения в каждом из государств-членов ЕАЭС в отчетном году. При этом справочно приводятся нормы, принятые на национальном
и международном уровнях. Следует отметить, что в государствах-членах ЕАЭС в настоящее время установлены следующие показатели по нормативной суточной калорийности пищевого рациона:
Таблица 2 - Показатели по нормативной суточной калорийности пищевого рациона
Государства-члены ЕАЭС Энергетическая ценность рациона, ккал.
Республика Армения 2 412
Республика Беларусь 3 400 - 3 500
Республика Казахстан 2 175
Кыргызская Республика 2 981,17
Российская Федерация 2 300 - 2 400
Источники: «Социально-экономическое положение Республики Армения в январе-декабре 2017 г.»; Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года; Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 9 декабря 2016 года № 503; Постановление Правительства Кыргызской Республики от 19 февраля 2010 г. № 111; Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eurasiancommission.org
Механизм реализации основных направлений Концепции продовольственной безопасности государств-членов Евразийского экономического союза основывается на целях и задачах Концепции, учитывает организационно-экономические особенности функционирования АПК государств-членов ЕАЭС, а также обеспечивает реализацию согласованной агропромышленной политики Союза. Механизм включает следующие взаимосвязанные элементы:
1. Выявление, оценка и упреждение угроз продовольственной безопасности государств-членов и Союза в целом, базирующиеся на интегрированном институциональном, методическом и информационном обеспечении;
2. Стабилизация доступа к продовольствию путем оказания поддержки покупательной способности граждан через вливания денежных средств (без условий или в обмен на труд, в зависимости от возможности и целесообразности), чтобы пострадавшие семьи могли удовлетворить свои первейшие потребности без необходимости распродажи ключевых активов.
3. Развитие нормативно-правовой базы по обеспечению и регулированию продовольственной безопасности в государствах-членах и на уровне ЕАЭС;
4. В период пандемии немаловажным продолжает оставаться возникший ажиотаж на мировых биржах, массовый спрос на товары повседневного спроса, которые являются приоритетной частью продовольственной безопасности населения.
5. Сохранение продовольственной безопасности и средств существования социально незащищенных групп населения;
6. Если экспорт будет ограничиваться, то стоит вспомнить, как сложно было нашим экспортерам попасть на рынки соседних стран с готовой продукцией. Все подобные ограничения сегодня - это попытка рационально управлять запасами экспортных товаров: в мире и в России их достаточно для обеспечения потребностей, даже, несмотря на простой некоторых предприятий и логистических узлов.
7. Кооперация и интеграция государств-членов в сфере обеспечения устойчивого развития АПК и сельских территорий на основе реализации основных положений Договора о Союзе и Концепции согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов.
Все эти и другие изложенные в данном исследовании особенности и меры по обеспечению и сохранению продовольственной безопасности в условиях глобального противостояния пандемии свидетельствуют, что данная проблематика сегодня не только не теряет своей актуальности [5], но и закладывают основу для дальнейшего устойчивого развития мер по обеспечению продовольственной безопасности в свете политики сохранения здоровья нации.
Заключение
В настоящее время государства-члены ЕАЭС принимают надлежащие меры по надежному снабжению своего населения качественным продовольствием и обеспечению его экономической доступности для всех категорий и групп в соответствии с национальными приоритетами социально-экономического развития.
На межгосударственном уровне осуществляется мониторинг продовольственной безопасности государств-членов в период пандемии коронавируса ^vid-l^ целью выявления, оценки влияния и выработки рекомендаций по упреждению угроз. В целом, реформы ЕАЭС, позволят ЕАЭС сохранить продовольственную безопасность группировки, увеличить конкурентоспособность собственных производителей на международных рынках, при этом единая аграрная политика останется мощным протекционистским механизмом. Цели поставлены весьма конкретные, но пути реализации не продуманы полностью. Неизвестность в отношении длительности санкций против западных стран также может служить барьером и для роста экспорта из государств ЕАЭС [3].
В настоящее время как никогда раннее возникла острая необходимость разработки международного договора по созданию в ЕАЭС единого рынка органической сельскохозяйственной продукции. Прежде всего, это обусловлено проблемами продовольственного обеспечения населения, возникшими в период пандемии коронавируса COVID-19, а также завершением формирования во всех государствах Евразийского экономического союза нормативной правовой базы, регулирующей вопросы производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
Тем самым ряд международных договоров и соглашений позволят на наш взгляд обеспечить беспрепятственное обращение такой продукции на внутреннем рынке, а также поможет инициировать переговоры по доступу производителей государств-членов ЕАЭС на рынки третьих стран. Необходимость решения этих проблем обычно обозначается как безопасность [13]. Российская сторона поддерживает возможность заключения соглашений, подтверждающих намерения стран ЕАЭС и определяющих условия проведения совместных исследований и мероприятий по подготовке кадров, обмену опытом и знаниями в аграрной сфере.
Существующие угрозы и риски побуждают государства Евразийского экономического союза объединять усилия для принятия мер, позволяющих, с одной стороны, насытить рынок продуктами питания, а с другой -защитить его от некачественной продукции. Объединение усилий государств Евразийского экономического союза может придать больше возможностей для создания и внедрения новых технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, совершенствования методов выращивания, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, обеспечивающих ее безопасность для жизни и здоровья, в том числе будущих поколений.
В ситуации, когда государства-члены ЕАЭС в течение трехлетнего периода не имеет возможности самостоятельно устранить возникшую внешнюю или внутреннюю угрозу для продовольственной безопасности населения, на уровне Евразийской экономической комиссии может быть разработан план скоординированных действий по предотвращению чрезвычайной ситуации в продовольственной сфере. При этом основной гарантией обеспечения продовольственной безопасности выступает устойчивость внутреннего производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия государств-членов, а также наличие достаточных резервов и запасов в соответствии с национальными критериями.
В целом же необходимость обеспечения продовольственной безопасности позволяет как нельзя лучше реализовать принципы общего экономического пространства, максимально задействовав природно-климатические преимущества и производственные возможности каждого из союзных государств в сфере агропромышленного комплекса.
Источники:
1. Багдасарян К.М. Позиции стран Евразийского экономического союза в мировой экономике на современном этапе // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2016. - № 9.
2. Вартанова М.Л. Влияние экономической доступности продовольствия на структуру потребления и здоровье нации Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2019. Т. 27. № 3. С 429-441.
3. Вартанова М.Л., Осадчая Г.И. Пути реализации политики импортозамещения в рамках экономического сотрудничества со странами ЕАЭС // Государственный советник. - 2018. - № 3.
4. Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года;
5. Осадчая Г.И., Вартанова М.Л. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в ЕАЭС и пути их решения // Экономические отношения. 2018. Т. 8. № 3. С. 363-380.
6. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.eurasiancommission.org
7. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 19 февраля 2010 г. № 111.
8. Проект «Социально-политическое измерение реализации процессов евразийской интеграции» // Коллективная монография под общей редакцией С. В. Рязанцева, Г.И. Осадчей. Москва, 2019. Выпуск № 4. Евразийская интеграция: масштабы, особенность, эффективность.
9. Процессы евразийской интеграции: социально-политическое измерение // Осипов Г.В., Осадчая Г.И., Андреев Э.М., Юдина Т.Н., Вартанова М.Л., Киреев Е.Ю., Дробот Е.В., Селезнёв И.А., Выборнов Д.М. Монография. Москва, 2018. С. 216-246.
10. Староверов В.И., Вартанова М.Л. Продовольственная безопасность России - важнейшая оставляющая демографической политики страны // Экономические отношения. 2019. Т. 9. № 4. С. 2851-2862.
11. COVID-19 обнажает механизмы идеологической борьбы // Источник: Независимая газета. 25 марта 2020 г. - URL: http://www.ng.ru/editorial/2020-03-25/2_7826_editorial.html (Дата обращения 25 марта 2020 г.)
12. Vartanova M., Osadchaya G., Yudina T. The national food security of the member states of the Eurasian economic union. // В сборнике: Economic and Social Development Book of Proceedings. - 2018. Р. 196-197; 565-571.
13. Marina L. Vartanova, Elena V. Drobot, Galina I. Osadchaya. Assessment of the level of human security in the countries of the Eurasian economic union // Economic and social development - 45 th international scientific conference on economic development - XIX international social congress, 2019. P/ 1057-1067.
References:
1. Bagdasaryan K.M. Positions of the countries of the Eurasian economic Union in the world economy at the present stage // Vestnik universiteta (State University of management). - 2016. - № 9.
2. Vartanova M.L. Influence of economic availability of food on the structure of consumption and health of the nation Bulletin of the peoples ' friendship University of Russia. Series: Economics. 2019. Vol. 27. № 3. From 429-441.
3. Vartanova M. L., Osadchaya G. I. Ways to implement the import substitution policy in the framework of economic cooperation with the EAEU countries // State adviser. - 2018. - № 3.
4. The doctrine of national food security of the Republic of Belarus up to 2030;
5. Osadchaya G. I., Vartanova M. L. Problems of ensuring food security in the EAEU and ways to solve them // Economic attitude. 2018. Vol. 8. № 3. Pp. 363-380.
6. Official website of the Eurasian economic Commission. [Electronic resource]. - URL: http://www.eurasiancommission.org
7. Resolution of the government of the Kyrgyz Republic № 111 of February 19, 2010.
8. Project "Socio-political dimension of the implementation of the processes of Eurasian integration" // Collective monograph under the General editorship of S.V. Ryazantsev, G.I. Osadchey. Moscow, 2019. Issue № 4. Eurasian integration: scale, feature, efficiency.
9. Eurasian integration Processes: socio-political dimension // Osipov G. V., Osadchaya G. I., Andreev E.M., Yudina T.N., Vartanova M.L., Kireev E. Yu., Drobot E.V., Seleznev I.A., Vybornov D.M. Monograph. Moscow, 2018. Pp. 216-246.
10. Staroverov V.I., Vartanova M.L. Food security of Russia is the most important component of the country's demographic policy // Economic attitude. 2019. Vol. 9. № 4. Pp. 2851-2862.
11. COVID-19 exposes the mechanisms of ideological struggle // Source: Nezavisimaya Gazeta. March 25, 2020-URL: http://www.ng.ru/editorial/2020-03-25/2_7826_editorial.html (accessed March 25, 2020).
12. Vartanova M., Osadchaya G., Yudina T. The national food security of the member states of the Eurasian economic union. // in the collection: Economic and Social Development Book of Proceedings. - 2018. P. 196-197; 565-571.
13. Marina L. Vartanova, Elena V. Drobot, Galina I. Osadchaya. Assessment of the level of human security in the countries of the Eurasian economic union // Economic and Social Development - 45th international scientific conference on economic and social development - XIX international social congress (ISC-2019) - Book of Proceedings. Ed.: M. Vinogradova,
A.C. Tankovic, G. Pavelin. 2019 P. 1057-1067.
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10526
B.П. Васильев - канд. экон. наук, доцент кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, [email protected],
V.P. Vasiliev - cand. econ. in economics, associate professor, chair of accounting theory, Kuban state agrarian university named after I.T. Trubilina;
Е.А. Кравец - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина,
E.A. Kravets - undergraduate, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina; З.А. Панеш - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина,
Z.A. Panesh - undergraduate, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina.
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ EFFECTIVE USE OF WORKING CAPITAL OF ORGANIZATIONS IN COMPETITIVE CONDITIONS
Аннотация. Научная статья освещает актуальную тему, так как повышение эффективности использования оборотных средств выступает необходимым условием успешного развития хозяйствующего субъекта в условиях конкурентоспособности. От состояния оборотных активов зависит успешное осуществление производственного цикла организации, поскольку их недостаток, в конечном итоге, приводит хозяйствующий субъект к отсутствию возможностей оплачивать по своим обязательствам. Поэтому оценка эффективности использования оборотных средств является важным процессом. Особое внимание уделено рассмотрению сравнительной характеристики финансово-хозяйственной деятельности организаций с целью совершенствования эффективности использования оборотных средств. Формирование оборотных производственных фондов и фондов обращения в условиях конкурентоспособности является неотъемлемой частью непрерывности процесса воспроизводства деятельности хозяйствующего субъекта. В статье рассмотрены основные направления повышения эффективности использования оборотных средств организаций.
Abstract. The scientific article covers an urgent topic, since increasing the efficiency of working capital use is a necessary condition for the successful development of an economic entity in a competitive environment. The successful implementation of the organization's production cycle depends on the state of current assets, since their lack ultimately leads the business entity to lack of opportunities to pay for its obligations. Therefore, evaluating the efficiency of working capital use is an important process. Special attention is paid to the comparative characteristics of financial and economic activities of organizations in order to improve the efficiency of working capital use. The formation of current production and circulation funds in a competitive environment is an integral part of the continuity of the reproduction process of an economic entity. The article deals with the main directions of improving the efficiency of using working capital of organizations.
Ключевые слова: оборотные средства, анализ, оценка, эффективность, активы Keywords: current assets, analysis, evaluation, efficiency, assets.
На современном этапе устойчивого развития агропромышленного сектора экономики государства одним из основных инструментов прибыльности сельскохозяйственного производства выступает совершенствование организации управления эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов хозяйствующего