Финансовые инструменты повышения продовольственной безопасности ЕврАзЭС
Айтказина Мадина Амангельдиновна
к.э.н., НАО «Университет Нархоз»
Ералиева Яна Александровна
к.э.н., НАО «Университет Нархоз»
Кожахметова Акмарал Кенебаевна
к.э.н. доцент, НАО «Университет Нархоз», alma1984@mail.ru
Активизация процессов глобализации, обострение проблем безопасности во многих регионах мира становятся объективными предпосылками для просмотра состояния национальной безопасности в целом и ее основы - экономической безопасности со всеми ее составляющими. Проблема обеспечения человечества продовольствием правомерно занимает одно из ведущих мест в иерархии глобальных проблем. Продовольственная безопасность (ПБ) страны является непременным условием и гарантией сохранения ее суверенитета и независимости, обеспечения устойчивого социально-экономического развития, формирования высоких уровня и качества жизни населения, воспроизводство человеческого капитала. Продовольственная проблема является одной из самых острых проблем современности, хотя ее сущность и структура резко различаются для разных стран. Поэтому решение проблемы ПБ актуально как на мировом уровне, так и в каждой стране отдельно, учитывая общие тенденции развития и специфические проявления их в отдельных странах.
В статье исследованы теоретические основы ПБ страны, проанализированы взгляды на данную проблему современных ученых, особенности и закономерности проблем ПБ, как составляющей экономической безопасности; определена сущность и содержание ПБ как комплексной составляющей социально-экономического развития в контексте экономической безопасности. Исследована роль ПБ в структуре экономической безопасности государства. Характеризуются составляющие элементы ПБ.
В статье рассмотрены особенности финансовых инструментов повышения ПБ ЕАЭС. Поставлена цель, которая состоит в определении максимально эффективных финансовых инструментов повышения ПБ ЕАЭС и создания оптимальных условий по обеспечению населения стран-членов ЕАЭС продукцией АПК.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, финансовые инструменты, государственная поддержка, ЕАЭС, агропромышленный комплекс.
Продовольственная безопасность (далее - ПБ) всегда считалась одной из важнейших проблем хозяйственной деятельности человека. Известно, что народы, которые в полной мере обеспечивают собственные потребности в продовольствии, достигают большего прогресса и в других сферах деятельности. Поэтому государства стремятся обезопасить свое население от продовольственного недопотребления (голода), то есть обеспечить необходимый уровень ПБ страны.
Вопрос ПБ на современном этапе развития общества принимает все более актуальный характер. Это вызвано рядом проблем, как глобального характера, так и внутренними проблемами каждой из стран. Кроме быстрого роста населения, растут доходы населения, что приводит к повышению спроса на продукты питания.
Нобелевский лауреат 1998 г. А. Сен рассматривает ПБ с позиции правового подхода, согласно которому питание отдельного человека, семьи, социальной группы зависит от того, что они могут купить для удовлетворения потребностей в пище. Ученый уделил особое внимание социальному аспекту продовольственной проблемы, сделай в ели вывод, что ПБ зависит не только от производства продуктов и сельскохозяйственной деятельности, но и от решения ряда проблем, в том числе возможности индивидуумов получить продукты питания. [1]
К сожалению, в экономической литературе еще нет единого, общепризнанного определения сущности ПБ. Т.М. Яркова [2] ПБ страны определяет как обеспечение собственной сельскохозяйственной и продовольственной продукцией с использованием стратегии аграрного протекционизма. По определению Т.В. Усковой [3], ПБ -официально принятое в международной практике понятие, используемое для характеристики состояния продовольственного рынка страны или группы стран, а также мирового рынка.
В.Д. Гончаров с соавт. [4] в своем исследовании ПБ страны рассматривал как подсистему национальной безопасности, которая определяет степень защищенности государства от потери независимости. ПБ является необходимым, хотя и не единственным материальным условием жизни, что обеспечивает его функции и возможности развития - демографические, экономические, политические, культурные, интеллектуальные и тому подобное. Обеспечение населения качественными, экологически чистыми и экономически доступными продуктами питания с целью поддержания активного здорового образа жизни, а также формирование необходимых страховых запасов и являются основными задачами национальной агропродовольственной сферы, по мнению автора.
Н. Шагайда и В.Узун [5] полагают, что система ПБ определяется такими характеристиками, как: самообеспеченность, независимость, доступность, качество. Продовольственное самообеспечение предполагает удовлетворение основной части потребностей в продуктах
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м о
о см о см
1Л
О Ш
т
X
3
<
т О X X
питания за счет отечественного производства, что обусловливает независимость государства в удовлетворении базовых потребностей своих граждан. Продовольственная независимость характеризуется таким уровнем развития экономики, когда государство способно обеспечить ПБ в случаях полного или частичного прекращения внешних продовольственных поставок.
По мнению И.Г Ушачева [6], ПБ - это способность страны самостоятельно обеспечивать себя необходимым объемом и ассортиментом продуктов питания. Согласно этому подходу, достижение ПБ предусматривает реализацию таких основных направлений решения проблемы: 1) поддержание питания на уровне, достаточном для здорового питания; 2) обеспечение надлежащего уровня платежеспособного спроса населения; 3) устранение зависимости от импорта и защита интересов отечественных товаропроизводителей.
С.Н. Маковеев [7] считает, что ПБ каждой страны мира состоит из трех составляющих: доступность продовольствия для всех слоев населения; наличие достаточного количества ресурсов для выращивания продуктов питания; уровня развития технологий переработки продовольственного сырья.
Центральным элементом ПБ является обеспеченность продуктами питания. Доступность продуктов питания проявляется в трех формах. Физическая доступность предполагает простую наличие на потребительском рынке жизненно необходимых продуктов, экономическая доступность включает финансовую возможность их получить, а социальная - минимальную дифференциацию в потреблении основных групп продуктов среди разных слоев населения. С доступностью продуктов питания связана самодостаточность государства в обеспечении соответствующими товарами ее населения. Оптимальным является стопроцентное обеспечение потребительского рынка основными продуктами питания собственного производства, однако такая ситуация наблюдается только в некоторых экономически развитых государствах. В основном необходимо рациональное сочетание собственного производства и импорта отдельных видов сельскохозяйственной продукции наряду с созданием достаточных государственных резервов стратегически важных видов пищевых продуктов.
Необходимо сказать, что оптимальное распределение природных ресурсов и возможностей аПк каждой из стран-членов ЕАЭС позволяет достичь достаточного уровня самообеспечения агропромышленной продукцией в целом ЕАЭС, а также увеличить экспортные объемы сельскохозпродукции на внешние рынки. При этом Приложение № 29 к Договору о ЕАЭС сможет содействовать эффективному применению мер поддержки сельского хозяйства со стороны государства самих стран-членов ЕАЭС.
Вторым основным элементом ПБ является качество имеющихся продуктов питания характеризуют две следующие составляющие ПБ - полноценность и безопасность для здоровья.
Полноценность питания имеет комплексный характер и предусматривает сбалансированность рациона по показателям энергетической ценности, питательности и обеспечения организма необходимыми витаминами и микро - и макроэлементами в пределах установленных рациональных норм. Соответственно, даже при достаточном объеме питания из допустимой энергетической ценностью большие группы населения могут недополучать с пищей ряд жизненно необходимых веществ, что,
в свою очередь, приводит к формированию явления так называемого «скрытого голода», которая характерна, в частности, и для стран-членов ЕАЭС.
Безопасность продуктов питания для здоровья граждан является последней по списку, но сложной для реализации в современных условиях составляющей ПБ, ведь требует особого внимания со стороны государства не только к полноценного обеспечения функционирования агропромышленного комплекса и создание условий для необходимого импорта, но и к контролю качества и безвредности пищевой продукции, независимо от ее происхождения. Организация эффективного контроля за безопасностью продуктов питания требует разработки соответствующего нормативно-правового обеспечения создания и поддержки независимых экспертных центров по оценке качества пищевых продуктов.
Проблема разработки эффективных финансовых инструментов повышения продовольственной безопасности усиливается в условиях низкого уровня ликвидности отрасли и сложности доступа предприятий к свободным финансовым ресурсам. Учитывая это, возникает необходимость формирования финансового инструментария обеспечения Пб как ключевого инструмента минимизации финансовых рисков и защиты интересов в условиях функционирования рынка.
Опыт стран с развитой экономикой свидетельствует, что они почти «изымают» аграрный сектор из рыночной экономики, используя государственные рычаги регулирования развития сельского хозяйства (предоставление государственных гарантий, поддержание твердых цен, осуществление непосредственных выплат и т. п.). Сейчас доля государственных субсидий в сельском хозяйстве Европы составляет: странах ЕС - 49%, Швеции - 59%, Финляндии - 71%, Норвегии - 77%, Швейцарии - 80% [8].
В процессе реализации согласованной политики в сфере формирования и развития сельского хозяйства, регулирования и контроля совместного продовольственного рынка страны ЕАЭС сталкиваются с рядом проблем, которые необходимо решать.
В любой из стран ЕАЭС реализуется собственный финансовый механизм функционирования продовольственного рынка, включающий такие составляющие, как кредитование, субсидирование, ценовое регулирование, страхование и пр.
Для решения проблемных вопросов, препятствующих переходу на более высокий уровень интеграции в АПК стран ЕАЭС, необходимо дифференцировать процессы гармонизации и унификации правовых общепризнанных мер контроля и регулирования агропромышленного комплекса, имея в виду единые требования в области страхования сельскохозяйственной продукции, кредитования и налогообложения.
Одним из основных направлений финансового обеспечения ПБ является противодействие соответствующим угрозам, что, в свою очередь, требует их своевременной идентификации.
Рост эффективности и производительности работы сельскохозяйственных предприятий стран-членов ЕАЭС, а также повышение ПБ может обеспечить только инновационный сценарий развития. Экономический рост отрасли без соответствующего роста инновационной составляющей происходит только за счет исчерпания внутренних резервов, а, поэтому является бесперспективным.
Инновационные процессы в АПК имеют специфику развития, поскольку в отрасли используются живые ор-
ганизмы - растения, животные, урожайность и производительность которых непосредственно влияют на конкурентоспособность конечной продукции и финансовые результаты деятельности. Среди инноваций в аграрной сфере стран-членов ЕАЭС особого внимания заслуживают биологические, биодинамические, органические системы земледелия, почвосберегающие технологии, а также другие системы низкозатратного устойчивого сельскохозяйственного производства. Зарубежный опыт таких стран, как Индия, Мексика, Индонезия и других, свидетельствует, что при сравнительно небольших инвестициях, используя высокоурожайные сорта растений и достижения агротехники, в относительно короткие сроки можно значительно увеличить производство зерновых и других агропродовольственных культур.
Следовательно, Пб стран-членов ЕАЭс предусматривает обеспечение конкурентоспособности аграрной продукции за счет внедрения разработок науки в области селекции, семеноводства, хранения, транспортировки аграрной продукции и тому подобное.
Финансовые отношения в АПК основываются на возможной социальной и экономической выгоде от применения вложенного капитала. Учитывая, что сельское хозяйство остается главной основой ПБ страны, важно, какой именно объем средств вкладывать в сельскохозяйственное производство, в частности, каков удельный вес инвестиций. Эффективная инвестиционная деятельность сельскохозяйственных предприятий стран-членов ЕАЭС обеспечивает финансовую устойчивость и гарантирует достижение высоких финансовых результатов. Именно прибыльные сельскохозяйственные предприятия могут быть активными участниками не только инвестиционного процесса, но и наиболее привлекательными субъектами кредитных отношений.
Важными, с точки зрения обеспечения должного уровня ПБ, являются такие финансовые инструменты как государственные субвенции и дотации. Именно усиление государственной протекционной политики повышает ПБ как по цене, так и по качеству.
Так, между Российско-Кыргызским фондом развития и коммерческими банками Кыргызстана было заключено соглашение по выделению финансовых средств для МСБ сельскохозяйственным предприятиям Кыргызстана. В состав осуществленных совместных проектов вошли предприятия по производству и хранению консервированных фруктов и овощей, закупка нового сельскохозяйственного оборудования. [9]
Упрощенное таможенное регулирование, исполнение единых законов ветеринарного и фитосанитарного контроля, утверждение промышленных распорядков позволяет снизить транзакционные и кратковременные расходы, гарантируя качество и безопасность произведенной в ЕАЭС агропромышленной продукции, содействуя импортозамещению.
Также необходимо отметить утверждение в октябре 2016 г. на уровне Совета ЕЭК методологии расчета разрешенного уровня мер государственной поддержки сельского хозяйства, оказывающих искажающее воздействие на взаимную торговлю стран-членов ЕАЭС сельскохозяйственной продукцией, а также форм уведомлений о государственной поддержке АПК. [9]
Таким образом, финансовые инструменты повышения ПБ стран-членов ЕАЭС должны быть ориентированы на создание конкурентоспособных национальных экономик, первоочередной задачей которых является обеспечение продовольственной безопасности страны.
Поэтому финансовый механизм обеспечения ПБ должен учитывать источники формирования финансовых ресурсов и минимизации финансовых рисков. Именно от них зависит совершенствование экономических отношений и обеспечение устойчивого развития аграрного сектора стран-членов ЕАЭС, что достигается благодаря финансовым инструментам, рычагам и методам, которые формируют уровень отрасли, базирующийся на финансовой самодостаточности, надежности, независимости, устойчивости и стабильности. Что вызывает необходимость расширения возможностей Евразийской финансовой комиссии для увеличения уровня эффективности наднационального контроля и регулирования, в частности, в сфере АПК.
В свою очередь, ЕЭК работает над концепцией формирования общего финансового рынка государств Союза. Общий финансовый рынок ЕАЭС будет способствовать активизации инвестиционного сотрудничества, повышению уровня финансовой глубины наших стран и станет мощным импульсом для их устойчивого экономического роста.
Базовыми финансовыми инструментами повышения ПБ стран-членов ЕАЭС выступают финансовые методы, организационно-экономические формы обеспечения финансовой деятельности, которые включают: финансовое планирование, финансовое обеспечение, финансовый контроль, оперативное управление, финансовое регулирование и финансовое стимулирование. Кроме того, наиболее активными элементами данного механизма являются финансовые рычаги (финансовые нормы и нормативы; финансовые лимиты и резервы, финансовые стимулы, финансовые санкции), которые приводятся в действие соответствующими финансовыми методами.
Следовательно, финансовый механизм повышения ПБ - это совокупность экономических инструментов, методов, рычагов, с помощью которых с соблюдением соответствующих принципов субъекты безопасности влияют на соответствующие объекты с целью повышения ПБ. Предпосылкой эффективного функционирования финансового механизма повышения ПБ стран-членов ЕАЭС, а одновременно и составляющим его элементом, является наличие правового, нормативного и информационного обеспечения, которое регулирует взаимодействие всех его элементов.
Первоочередными мерами в направлении формирования эффективного финансового механизма повышения ПБ стран-членов ЕАЭС должны стать следующие:
1) разработка стратегий обеспечения ПБ и поддержки процессов ее реализации адекватной финансовой политикой на всех иерархических уровнях управления;
2) организация периодического финансового мониторинга и диагностики ПБ с последующим формулированием практических выводов и результатов, что является основой для разработки и принятия управленческих решений в аспекте повышения уровня ПБ стран-членов ЕАЭС;
3) обеспечение контроля в сфере финансовых отношений предприятий АПК;
4) формирование институциональной среды финансового обеспечения ПБ, прежде всего, в аспекте согласования влияния факторов внутренней и внешней среды АПК стран-членов ЕАЭС на процессы развития ПБ;
X X
о
го А
с.
X
го т
о
2 О
м о
о
CN О
сч in
о ш m
X
3
<
m о х
X
5) разработка превентивных финансовых мер противодействия угрозам ПБ на основе идентификации их источников, устранения причин их возникновения и предотвращения возможности их проявления в перспективе;
6) стимулирование процесса привлечения финансовых инвестиций.
Исходя из выше изложенного можно утверждать, что развитие АПК имеет прямую корреляционную связь с ПБ страны. Реализация выше предложенных организационно-экономических мероприятий обеспечит комплексную поддержку процессов построения финансового механизма повышения ПБ.
Литература
1. Сен А. Экономическая взаимозависимость и мировая продовольственная проблема // Экономическая политика: стратегия и тактика. 1999. № 2. http://vasilievaa.narod.ru/1_2_99.htm
2. Яркова Т.М. Продовольственная безопасность: учебное по- собие для магистратуры. - Пермь: Изд-во ФГБОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2014. - 196 с
3. Ускова Т.В., Селименков Р.Ю., Анищенко А.Н., Че-кавинский А.Н. Продовольственная безопасность региона. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. 102 с.
4. Гончаров В.Д., Котеев С.В., Рау В.В. Проблемы продовольственной безопасности России // Проблемы прогнозирования. 2016. № 2. С. 99-107
5. Шагайда Н., Узун В. Продовольственная безопасность: проблемы оценки// Вопросы экономики. 2015. № 5. С. 63—78.
6. Ушачев И.Г. Проблемы национальной и коллективной продовольственной безопасности в условиях глобализации// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. №7. С. 5-10.
7. Маковеев С.Н. Понятие и сущность продовольственного самообеспечения и продовольственной безопасности государства// Агропродовольственная политика России. 2014. №9 (21). С. 21-24
8. The Common Agricultural Policy of the European Union - the present and the future EU Member States point of view https://orbi.uliege.be/bit-stream/2268/225722/3/73.1%20Mono-graphs%20of%20multi-annual%20programme_War-saw%202018.pdf
9. Вартанова М.Л., Газимагомедова П.К., Салаватова Н.А. Мониторинг показателей продовольственной безопасности стран Евразийского экономического союза в контексте евразийской интеграции// Российское предпринимательство. 2018. Том 19. №12. С. 3663-3688.
10. Телегина Е., Халова Г. Перспективы энергетического сотрудничества ЕАЭС со странами Северо-Восточной Азии // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. № 4. С. 50-59.
11. Халова Г.О., Сопилко Н.Ю., Иллерицкий Н.И. Евразийский экономический союз: формирование, становление и развитие. Москва, 2019.
12. Современная экономическая интеграция и формирование единого энергетического пространства / Телегина Е.А., Халова Г.О., Еремин С.В., Громов А.И., Бе-логорьев А.М., Полаева Г.Б., Студеникина Л.А., Шоро-хова Е.О., Иллерицкий Н.И. Москва, 2017. Том 2 Энергетическая интеграция государств ЕАЭС: предпосылки, вызовы и возможности.
13. Современная экономическая интеграция и формирование единого энергетического пространства / Телегина Е.А., Халова Г.О., Сорокин В.П., Морозов В.В.,
Студеникина Л.А., Иллерицкий Н.И. Москва, 2016. Том 1. Экономическая и энергетическая интеграция: опыт Европейского Союза.
EurAsEC financial instruments for improving food security Aytkazina M.A., Eralieva Ya.A., Kozhakhmetova A.K.
NAO "University of Narxoz"
The intensification of globalization processes, the aggravation of security problems in many regions of the world are becoming objective prerequisites for viewing the state of national security as a whole and its basis - economic security with all its components. The problem of providing humanity with food rightfully occupies one of the leading places in the hierarchy of global problems. Food security (SB) of the country is an indispensable condition and a guarantee of preserving its sovereignty and independence, ensuring sustainable socio-economic development, the formation of a high level and quality of life, and the reproduction of human capital. The food problem is one of the most acute problems of our time, although its essence and structure differ sharply for different countries. Therefore, the solution to the PB problem is relevant both at the global level and in each country separately, given the general development trends and their specific manifestations in individual countries. The article explores the theoretical foundations of the country's security system, analyzes the views on this problem of modern scientists, the features and patterns of the security problems as a component of economic security; The nature and content of the PB as a complex component of socio-economic development in the context of economic security are determined. The role of PB in the structure of economic security of the state is investigated. The constituent elements of the PB are characterized. The article discusses the features of financial instruments for enhancing the EAEU BP. The goal has been set, which is to determine the most effective financial instruments to increase the EAEU SE and create optimal conditions for providing the population of the EAEU member countries with agricultural products. Key words: food security, financial instruments, state support, the
EAEU, agriculture. References
1. Sen A. Economic interdependence and the global food problem
// Economic policy: strategy and tactics. 1999. No. 2. http://va-silievaa.narod.ru/1_2_99.htm
2. Yarkova T.M. Food Security: A study guide for graduate studies.
- Perm: Publishing House FSBEI HPE Perm State Agricultural Academy, 2014. - 196 p.
3. Uskova TV, Selimenkov R.Yu., Anischenko A.N., Chekavinsky
A.N. Food security of the region. - Vologda: ISEDT RAS, 2014.102 p.
4. Goncharov V.D., Koteev S.V., Rau V.V. Problems of food security
in Russia // Problems of forecasting. 2016. No 2. S. 99-107
5. Shagaida N., Uzun V. Food security: problems of assessment //
Problems of Economics. 2015. No. 5. P. 63—78.
6. Ushachev I.G. Problems of national and collective food security
in the context of globalization // Economics of agricultural and processing enterprises. 2015. No7. S. 5-10.
7. Makoveev S.N. The concept and essence of food self-sufficiency
and food security of the state // Agri-food policy of Russia. 2014. No9 (21). S. 21-24
8. The Common Agricultural Policy of the European Union - the pre-
sent and the future EU Member States point of view https://orbi.uliege.be/bitstream/2268/225722/3/73.1%20Mono-graphs%20of%20multi-annual% 20programme_Warsaw% 202018.pdf
9. Vartanova M.L., Gazimagomedova P.K., Salavatova N.A. Moni-
toring of food security indicators of the countries of the Eurasian Economic Union in the context of Eurasian integration // Russian Journal of Entrepreneurship. 2018. Volume 19. No. 12. S. 3663-3688.
10. Telegin E., Halova G. Prospects for energy cooperation of the EAEU with the countries of North-East Asia // World Economy and International Relations. 2017.V. 61. No. 4. P. 50-59.
11. Khalova G.O., Sopilko N.Yu., Illeritsky N.I. The Eurasian Economic Union: formation, establishment and development. Moscow, 2019.
12. Modern economic integration and the formation of a single energy space / Telegina EA, Halova G.O., Eremin S.V., Gromov A.I., Belogoryev A.M., Polaeva GB, Studenikina L.A., Shorokhova E.O., Illeritsky N.I. Moscow, 2017. Vol. 2 Energy Integration of the EAEU States: Prerequisites, Challenges and Opportunities.
13. Modern economic integration and the formation of a single energy space / Telegin EA, Halova G. O., Sorokin V. P., Morozov V. V., Studenikina L. A., Illeritsky N. I. Moscow, 2016. Vol.1. Economic and energy integration: the experience of the European Union.