Современные цифровые технологии
как инструмент развития транспортных систем ЕАЭС
о см о см
со
о ш т
X
<
т о х
X
Комов Михаил Сергеевич,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и менеджмент», Российский университет транспорта, ecter@bk.ru
Статья посвящена исследованию особенностей и перспектив использования современных цифровых технологий для развития транспортных систем ЕАЭС. Отдельное внимание уделено внедрению интеллектуальных транспортных систем, использованию датчиков и систем слежения в процессе организации перевозок грузов и пассажиров. Также рассмотрены возможности использования автоматизированной системы учета оплаты проезда и электронного билета для всех видов транспорта в рамках Союза. Особое внимание уделено развитию кабельных магистралей вдоль железнодорожной и автомобильной инфраструктуры, которые позволят обеспечить сопряжение Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.
Ключевые слова: транспорт, цифровые технологии, ЕАЭС, инфраструктура.
В условиях формирования информационного общества и ускорения процессов глобализации важную роль в развитии стран сегодня играет цифровая экономика, которая в свою очередь выступает продуктивной основой трансформации общества на базе информационно-коммуникационных технологий. Использование цифровых технологий способно значительно повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность не только отдельного предприятия, но и конкретной отрасли, а также страны в целом. В частности, одной из сфер, где уже давно и широко используются цифровые технологии, является транспорт.
Транспортная отрасль одна из первых начала внедрять цифровые технологии, что обусловлено объективной необходимостью в автоматизации управления, кроме того, требования к повышению надежности транспортной системы подтолкнули компании к проведению компьютеризации управленческих процессов, сопровождающих транспортировку грузов и пассажиров. Большую популярность в настоящее время приобретают интеллектуальные транспортные системы, эти технологии рассматриваются как составные части smart-систем, которые представляют собой совокупность инновационных решений в области моделирования и управления транспортными потоками, направленные на повышение информативности и безопасности участников транспортного сообщения, а также увеличение уровня взаимодействия между ними [1].
Обозначенные вопросы приобретает особую актуальность в контексте рассмотрения перспектив формирования единого транспортного пространства и создания общего рынка транспортных услуг в странах ЕАЭС. На сегодняшний день следует признать, что текущее состояние современной транспортной инфраструктуры в рамках Союза не может полностью удовлетворить постоянно растущие запросы участников рынка.
Кроме того, цифровизация транспортных систем ЕАЭС позволит в новом аспекте рассмотреть значимость внешнеэкономических связей национальных экономик в борьбе за участие в формировании и распределении мировых транспортных потоков, также она будет способствовать открытию широких возможностей для адаптации транспортных процессов стран к прогрессивным потребностям постоянно развивающейся инфраструктуры.
При этом, очевидно, что внедрение цифровых технологий в транспортные системы стран-участниц ЕАЭС требует новых фундаментальных исследований в области формирования и использования необходимых знаний, прогрессивных инноваций и средств их реализации, а также развития планетарного мышления в процессе регулирования наднациональных экономических, транспортных и финансовых потоков.
Поэтому одной из первоочередных задач в реализации транспортного потенциала ЕАЭС является гармоничное сочетание различных цифровых технологий,
способных повысить конкурентоспособность транспортной системы Союза, что и обуславливает выбор темы данной статьи.
Проблематика цифровизации, как таковая, в настоящее время является одной из самых популярных в научной экономической литературе.
Вопросам развития цифровой экономики и трансформационным процессам, происходящим в обществе под влиянием цифровизации, значительное внимание уделяют отечественные и зарубежные ученые, в частности: В.В. Апалькова, Н.Е. Деева, А.П. Добрынин, С.М. Веретенюк, Г.Т. Карчева, В.С. Куйбида.
Особенности использования смарт-инноваций в транспортной сфере раскрываются в работах Р.Е. Холла, Дж. Хартли, Р. Джиффинджера, Р. Могре.
Различным аспектам синергии отдельных цифровых технологий на транспортных предприятиях посвящены труды Л. Бондарчука, В. Вербы, Н. Гавкалова, А. Гуцалюка, Г. Пятницкой и других.
Перспективы реализации скоординированной транспортной политики в ЕАЭС, направленной на обеспечение экономической интеграции; особенности формирования единого транспортного пространства рассматриваются А.П. Абрамовым, В.Г. Галабурдой, Е.А. Ивановой и др.
Однако, несмотря на многочисленные научные исследования за пределами обсуждения экспертным сообществом остается еще много спорных и неоднозначных вопросов. Так, например, требуют дополнительной проработки проблемы интеллектуализации транспорт-но-логистической деятельности странами-участницами ЕАЭС. Отдельного внимания заслуживают перспективы использования автоматизированных систем управления на различных видах транспорта, а также прикладные аспекты внедрения интеллектуальных и геоинформационных технологий в национальных транспортных системах с учетом инфраструктурных проектов, объединяющих ЕАЭС с инициативой «Один пояс, один путь».
Таким образом, цель статьи заключается в исследовании возможностей и перспектив использования современных цифровых технологий в качестве эффективного инструмента развития транспортных систем ЕАЭС.
Интеграция транспортно-логистической системы стран ЕАЭС в международные транспортные сети, участие в реализации инициативы «Один пояс, один путь», бурное развитие глобальной электронной торговли и информационных технологий, развитие трансграничного сотрудничества с соседними странами предусматривают необходимость создания комплексных интеллек-туализированных информационных и телекоммуникационных систем управления транспортными системами стран-участниц, внедрение телематических средств навигации и мониторинга грузопотоков, а также их интеграцию в единое информационное пространство на межгосударственном уровне.
Представляется, что в данном контексте большое значение для развития транспортных систем ЕАЭС будут иметь такие цифровые технологии:
- цифровизация транспортной инфраструктуры и логистических цепочек (в т.ч. складского хозяйства и сервисных центров);
- роботизация производственных процессов;
- масштабная автоматизация, в том числе управленческих процессов [2].
В таблице 1 представлена краткая характеристика и направления использование цифровых технологий, которые позволят стимулировать развитие транспортной системы в странах ЕАЭС.
Таблица 1
Направления применения цифровых технологий в транс-
Направление воздействия Механизм внедрения цифровых технологий
Электронный документооборот Введение электронных билетов, дистанционное оформление проездных документов, создание «виртуальных офисов», обслуживание клиентов без личного контакта
Дистанционная коммуникация Использование цифровых коммуникационных технологий для дистанционного общения и ведения дел
Оплата Мобильная оплата, единые проездные документы, использование мобильных приложений для получения транспортных услуг
Облачные технологии Обработка данных на качественно новом уровне: сбор и анализ данных о транспортных потоках, использование технологий big data
Интегрированные системы управления Реорганизация систем управления транспортом, их автоматизация; привлечение клиента в процесс управления и контроля над грузом
Интеллектуальные транспортные системы Автоматизация и роботизация контроля транспортных потоков, прогнозирование транспортной обстановки, поддержка систем автопилота
Платформы по предоставлению логистических услуг Создание цифровых платформ, ориентированных на предоставление логистических услуг, в т.ч. бронирование и заказ билетов, поиск перевозчика для грузов, выбор оптимального маршрута
Рассматривая более предметно проекты по развитию транспортной системы в ЕАЭС, реализуемые в рамках принятых дорожных карт, необходимо отметить, что по мнению автора в процессе выполнения мер, предусмотренных Программой либерализации каботажных автомобильных перевозок грузов, существенное значение будет иметь внедрение интеллектуальных транспортных систем.
Интеллектуальные системы — это интеграция современных информационных и коммуникационных технологий, а также инструментов автоматизации с транспортной инфраструктурой, транспортными средствами и пользователями, ориентированная на повышение безопасности и эффективности транспортного процесса, обеспечение комфорта для водителей и пользователей транспорта [3]. Перспективным направлением использования интеллектуальных транспортных систем является цифровизация транспортной инфраструктуры стран участниц ЕАЭС, суть которой заключается в том, что каждый этап в логистической цепочке, а также транспортное средство будут вовлечены в цифровую сферу, то есть будут иметь персональную идентификацию в Интернете, помимо этого, их движение будет осуществляться под контролем программного обеспечения. В данном контексте очень полезны такие цифровые технологии как: управление движением на автомагистралях; мониторинг коммерческих перевозок; предотвращение столкновений транспортных средств на основе геоинформационных технологий; электронные системы оплаты транспортных услуг.
В качестве примера можно привести технологию Gonrand, которая предназначена для сбора информации
X X
о го А с.
X
го m
о
ю
2 О
м о
о
CS
0
CS
со
01
о ш m
X
<
m
о
X X
о наличии грузов. Информация фиксируется в базе данных, с помощью программного обеспечения грузы группируются по количеству мест, отправителям и получателям. В результате в распоряжении менеджеров имеются такие сведения, как номер автомобиля доставки, наименование грузополучателя, место доставки, код департамента, стоимость груза и информация о заказчике [4].
С целью введения унифицированных (внутригосударственных) тарифов государств-членов ЕАЭС по перевозке грузов железнодорожным транспортом, в частности речь идет о вопросах применения внутригосударственных тарифов при осуществлении грузовых железнодорожных перевозок на территорию и с территории Кыргызской Республики через территории государств - членов ЕАЭС, значительные перспективы открывает создание автоматизированной системы учета оплаты проезда и электронного билета для всех видов транспорта.
Создание такой системы позволит:
- сформировать основу для внедрения современных систем оплаты проезда и электронного билета, как в городском, так и в международном пассажирском транспорте;
- устранить сдерживающие факторы по практической реализации электронного билета на пассажирском транспорте.
Способствовать подписанию и реализации Международного договора странами ЕАЭС в сфере железнодорожного транспорта, предполагающего возможность организации обмена предварительной информацией о товарах и средствах международной перевозки с третьими странами, будет установление сенсоров на всем протяжении путей и на всех значимых деталях подвижного состава, что позволит отслеживать их состояние и снизить вероятность неблагоприятных событий [5]. Данные сенсоров будут накапливаться и храниться, чтобы впоследствии на основании их анализа можно было оптимизировать ремонтные работы и повысить эффективность использования подвижного состава.
В таблице 2 представлены цифровые технологии, которые будут способствовать развитию железнодорожного сообщения между странами-членами ЕАЭС по ключевым сегментам.
Таблица 2
Цифровые технологии в сфере развития единой железнодо-
Управление и контроль за трафиком Системы управления транспортом и мониторинг поведения пользователей Построение логистических маршрутов и управление подвижным парком
Активная система управления трафиком Электронные навигационные системы Компьютерная построение планов по отправке грузов
Камеры для мониторинга трафика Сбор статистических данных о перемещении подвижного состава Операционные системы контроля груза
Электронные знаки / дисплее Динамические стойки информации / диспетчерские информационные панели Динамическая система синхронизации информации об отправке / получении
Радиоканал передачи связи на дорогах Системы планирования маршрутов для туристов Система помощи при парковке автомобилей на ж/д станциях
Информационные системы мониторинга дорожных погодных условий
По мнению автора, сопряжению Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути будет способствовать развитие кабельных магистралей вдоль железнодорожной и автомобильной инфраструктуры, стран, которые участвуют в проекте. Суть этой технологии заключается в построении кабельных каналов по физической инфраструктуре транспорта, которые будут составлять основу оптических линий связи с учетом их ремонта, реставрации и строительства.
При использовании этой технологии можно ожидать следующих результатов:
1. Развитие кабельной телекоммуникационной инфраструктуры межу странами ЕАЭС и их партнерами по проекту Экономического шелкового пути.
2. Увеличение инвестиции в развитие линий кабельной и оптической связи.
3. Повышение безопасности движения через развитие инфраструктуры дорожного движения.
4. Повышение доступности цифровые технологии на транспорте.
Таким образом, поводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Использование современных цифровых технологии в качестве инструмента развития транспортных систем ЕАЭС позволит сделать рынок транспортных услуг Союза более открытым и доступным для всех его участников, повысить качество инфраструктуры, также будет способствовать выполнению задач по обслуживанию транспортных потоков, таких как мониторинг и прогнозирование нагрузки на транспортные терминалы. Кроме того, это даст возможность удешевить транспортные расходы, избавиться от использования ненужных и дорогостоящих услуг посредников, сократить временя на поездку (эффект сжатия расстояний).
Необходимым условием внедрения передовых интеллектуальных технологий в транспортную систему стран ЕАЭС является концентрация усилий государств на таких направлениях, как:
- оснащение автомобильных дорог, магистралей, железнодорожных путей и транспортных средств взаимодействующими интеллектуальными системами для организации безопасного и эффективного передвижения грузов и пассажиров;
- развитие систем интермодальных перевозок грузов и перевозок пассажиров благодаря чему будут решаться проблемы управления национальными и глобальными цепочками поставок грузов.
Сочетаний цифровых технологий и сложных аналитических алгоритмов позволит транспортным компаниям в ЕАЭС оптимизировать бизнес-процессы, повысить производительность труда, развивать передовые технологии и продукты, что будет способствовать сопряжению процесса развития Союза с международными транспортными инициативами.
Литература
1. Song, Minglei Model analysis of traffic emergency dispatching in intelligent transportation system under cloud computing // International journal of internet protocol technology. 2020. Volume 13: Issue 1; pp 46-54.
2. Computation and Big Data for Transport: Digital Innovations in Surface and Air Transport Systems / Pedro Diez, Pekka Neittaanmäki, Jacques Periaux, Tero Tuovinen, Jordi Pons-Prats. Cham: Springer, 2020. 250 р.
3. Digital Management of Container Terminal Operations / Ning Zhao, Yuan Liu, Weijian Mi, Yifan Shen, Mengjue Xia. Singapore: Springer, 2020. 309 р.
4. Дадабаева З.А. Трансформация логистических рынков на евразийском пространстве в условиях внедрения цифровых технологий // Экономика и управление. 2018. №8(154). С. 29-36.
5. Гетман А.Г., Пластуняк И.А. Перспективы увеличения транзитного потенциала евразийского экономического союза // Транспорт Российской Федерации. 2019. №1(80). С. 28-31.
6. Халова Г.О., Шорохова Е.О. Торгово-экономические отношения РФ со странами Централь-ноазиатского региона // Нефть, газ и бизнес. 2013. № 10. С. 22-28.
7. Современная экономическая интеграция и формирование единого энергетического пространства / Телегина Е.А., Халова Г.О., Сорокин В.П., Морозов
B.В., Студеникина Л.А., Иллерицкий Н.И. Москва, 2016. Том 1. Экономическая и энергетическая интеграция: опыт Европейского Союза.
8. Мумладзе Р.Г., Гайдаенко А.А., Гайдаенко О.В. Основы логистики в АПК: Учебник / Москва, 2016.
9. Безпалов В.В. Импортозамещение: анализ подходов к определению понятия // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 11 (93). С. 9.
10. Безпалов В.В., Петросян А.Д. Развитие методологии управления внешнеторговой деятельностью в региональных промышленных комплексах в условиях либерализации внешнеэкономических отношений. Москва, 2010.
11. Лочан С.А., Петросян Д.С., Безпалов В.В. Экономическая политика государства: социальная справедливость в экономических отношениях : учебное пособие / Москва, 2016. Сер. Магистратура
12. Лочан С.А., Петросян Д.С., Безпалов В.В. Экономическая политика государства: социальная справедливость в экономических отношениях : учебное пособие / Москва, 2016. Сер. Магистратура
13. Янковская В.В. Влияние инновационной модели управления на развитие регионов РФ: монография / Германия, 2015.
14. Сысоева Е.В. Венчурное инвестирование как инновационный фактор мобилизации экономического развития // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2012. № S4.
C. 325-331.
Modern digital technologies as a tool for the development of
the EAEU transport systems Komov M.S.
Russian University of Transport
The article is devoted to the study of the features and prospects of using modern digital technologies for the development of the EAEU transport systems. Special attention is paid to the implementation of intelligent transport systems, the use of sensors and tracking systems in the process of organizing the transport of goods and passengers. The possibilities of using an automated fare accounting system and electronic ticket for all types of transport were also considered. Particular attention is paid to the development of cable sewage along the railway and automobile infrastructure, which will ensure the interconnection of the Eurasian Economic Union and the Silk Road Economic Belt. Keywords: transport, digital technologies, EAEU, infrastructure.
References
1. Song, Minglei Model analysis of traffic emergency dispatching in
intelligent transportation system under cloud computing // International journal of internet protocol technology. 2020. Volume 13: Issue 1; pp 46-54.
2. Computation and Big Data for Transport: Digital Innovations in
Surface and Air Transport Systems / Pedro Diez, Pekka Neittaanmäki, Jacques Periaux, Tero Tuovinen, Jordi Pons-Prats. Cham: Springer, 2020.250 p.
3. Digital Management of Container Terminal Operations / Ning
Zhao, Yuan Liu, Weijian Mi, Yifan Shen, Mengjue Xia. Singapore: Springer, 2020.309 p.
4. Dadabaeva Z.A. Transformation of logistics markets in the Eurasian space in the context of the introduction of digital technologies // Economics and Management. 2018. No8 (154). S. 29-36.
5. Getman A.G., Plastunyak I.A. Prospects for increasing the transit potential of the Eurasian Economic Union // Transport of the Russian Federation. 2019.No 1 (80). S. 28-31.
6. Halova G.O., Shorokhova E.O. Trade and economic relations of
the Russian Federation with the countries of the Central Asian region // Oil, gas and business. 2013. No. 10. P. 22-28.
7. Modern economic integration and the formation of a single energy space / Telegin EA, Halova G. O., Sorokin V. P., Morozov V. V., Studenikina L. A., Illeritsky N. I. Moscow, 2016. Volume 1. Economic and energy integration: the experience of the European Union.
8. Mumladze R.G., Gaydenko A.A., Gaydenko O.V. The basics of
logistics in the agricultural sector: Textbook / Moscow, 2016.
9. Bezpalov V.V. Import substitution: analysis of approaches to the
definition of a concept // Management of economic systems: electronic scientific journal. 2016. No. 11 (93). S. 9.
10. Bezpalov V.V., Petrosyan A.D. Development of a methodology for managing foreign trade in regional industrial complexes in the context of liberalization of foreign economic relations. Moscow, 2010.
11. Lochan S.A., Petrosyan D.S., Bezpalov V.V. The economic policy of the state: social justice in economic relations: a study guide / Moscow, 2016. Ser. Master
12. Lochan S.A., Petrosyan D.S., Bezpalov V.V. The economic policy of the state: social justice in economic relations: a study guide / Moscow, 2016. Ser. Master
13. Yankovskaya V.V. The influence of the innovative management model on the development of the regions of the Russian Federation: monograph / Germany, 2015.
14. Sysoeva E.V. Venture investment as an innovative factor in mobilizing economic development // Mountain Information and Analytical Bulletin (scientific and technical journal). 2012. No. S4. S. 325-331.
X X
о го А с.
X
го m
о
2 О
м о