Научная статья на тему 'ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА В ПУБЛИЧНОМ ДИСКУРСЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: УГРОЗЫ, ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ'

ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА В ПУБЛИЧНОМ ДИСКУРСЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: УГРОЗЫ, ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1315
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / ПАНДЕМИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПУБЛИЧНЫЙ ДИСКУРС / ПОЛИТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА / МЕТАФОРА / CORONAVIRUS INFECTION / PANDEMIC / MASS MEDIA / PUBLIC DISCOURSE / POLITICAL RHETORIC / METAPHOR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Великая Наталия М., Сакка Фламиния, Ирсетская Елена Александровна

В статье анализируется специфика публичного дискурса вокруг пандемии COVID-19 и политическая риторика Президента РФ в условиях распространения коронавирусной инфекции. На основе проведенного количественного и качественного контент-анализа СМИ и выступлений Президента РФ выделяются основные тематические блоки, презентующие пандемию как социальную угрозу, имеющую экономические, политические и социальные последствия, существенно меняющую повседневные практики людей. Представлена динамика публикаций о коронавирусной инфекции, выявлены доминирующие тематические кластеры; показано, что тематический репертуар и их эмоциональная составляющая различались на разных этапах распространения вируса. Были описаны и проанализированы особенности репрезентации социальных страхов, связанных с коронавирусом в отечественных СМИ, выявлены определенные основные темы, связанные с искажением информации. При доминировании публикаций о эпидемиологических и медицинских рисках на задний план отошли риски экономического и социально-политического характера, в т. ч. спровоцированные целым рядом мер и ограничений, вызванных пандемией. Были выделены группы метафор, наиболее характерные для различных тематических кластеров, сделан вывод о доминировании метафоры войны и военных действий. На фоне анализа мер, предпринимаемых российским государством на разных этапах распространения пандемии, выделены основные смысловые блоки и доминирующие метафоры дискурсивных стратегий В. Путина в официальных заявлениях и выступлениях. Сделан вывод об ограниченном и закрытом характере дискурса как исключительно официального, который преследовал цель минимизировать распространение негативных и пессимистических прогнозов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORONAVIRUS PANDEMIC IN THE MODERN RUSSIAN PUBLIC DISCOURSE: THREATS, CHALLENGES AND OPPORTUNITIES

The paper discusses specific features of public discourse connected with the COVID-19 pandemic and political rhetoric of the Russian President under the conditions of the spread of coronavirus disease. Based on the quantitative and qualitative content analysis of the media and the speeches of the President of the Russian Federation, the main thematic blocks that present the pandemic as a social threat with economic, political and social consequences significantly changing people’s daily lives are identified. The article provides an overview of the recent publications devoted to coronavirus infection, identifies the dominant thematic clusters, and shows that the thematic repertoire and their emotional component varied at different stages of the virus spread. The features of representation of social fears related to coronavirus in the domestic media have been described and analyzed. The main topics related to information distortion have been identified. Due to the dominance of publications on epidemiological and medical risks, economic and socio-political risks, including those triggered by a number of measures and restrictions caused by the pandemic, have taken a back seat. The research revealed groups of metaphors that are most typical of various thematic clusters and it has become obvious that the metaphor of war and military operations dominate over the others. On the basis of the analysis of measures undertaken by the Russian Federation at different stages of coronavirus infection spread, the study identifies the main thematic blocks and dominant metaphors in V. Putin’s discourse strategies used in official speeches and addresses. The conclusion is made about the limited and closed nature of the President’s discourse as exclusively official, which was aimed at minimizing the spread of negative and pessimistic forecasts.

Текст научной работы на тему «ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА В ПУБЛИЧНОМ ДИСКУРСЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: УГРОЗЫ, ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ»

DOI: 10.22394/2304-3369-2021-1-8-22 ВАК: 22.00.08

ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА В ПУБЛИЧНОМ ДИСКУРСЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: УГРОЗЫ, ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Н.М. Великая1 а,Ъ, Ф. Сакка2с, Е.А. Ирсетская3^>Ъ

аФедеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук,

Институт социально-политических исследований ЪРоссийский государственный гуманитарный университет ^Университет Тушии АВсероссийский центр изучения общественного мнения

АННОТАЦИЯ:

В статье анализируется специфика публичного дискурса вокруг пандемии COVID-19 и политическая риторика Президента РФ в условиях распространения коронавирусной инфекции. На основе проведенного количественного и качественного контент-анализа СМИ и выступлений Президента РФ выделяются основные тематические блоки, презентующие пандемию как социальную угрозу, имеющую экономические, политические и социальные последствия, существенно меняющую повседневные практики людей.

Представлена динамика публикаций о коронавирусной инфекции, выявлены доминирующие тематические кластеры; показано, что тематический репертуар и их эмоциональная составляющая различались на разных этапах распространения вируса.

Были описаны и проанализированы особенности репрезентации социальных страхов, связанных с коронавирусом в отечественных СМИ, выявлены определенные основные темы, связанные с искажением информации. При доминировании публикаций о эпидемиологических и медицинских рисках на задний план отошли риски экономического и социально-политического характера, в т. ч. спровоцированные целым рядом мер и ограничений, вызванных пандемией. Были выделены группы метафор, наиболее характерные для различных тематических кластеров, сделан вывод о доминировании метафоры войны и военных действий.

На фоне анализа мер, предпринимаемых российским государством на разных этапах распространения пандемии, выделены основные смысловые блоки и доминирующие метафоры дискурсивных стратегий В. Путина в официальных заявлениях и выступлениях. Сделан вывод об ограниченном и закрытом характере дискурса как исключительно официального, который преследовал цель минимизировать распространение негативных и пессимистических прогнозов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коронавирусная инфекция, пандемия, средства массовой информации, публичный дискурс, политическая риторика, метафора.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Великая Н.М., Сакка Ф., Ирсетская Е.А. (2021). Пандемия коронавируса в публичном дискурсе современной России: угрозы, вызовы и возможности // Вопросы управления. № 1. С. 8-22.

События последнего года, связанные с распространением эпидемии COVID-19, определяли информационную повестку во всех странах и сделали дискуссию вокруг коронавируса и опасности, которую он несет, одной самых актуальных тем в публичном и политическом дискурсе [1, с. 134].

^иШогГО РИНЦ: 286986, ORCID: 0000-0001-5532-844Х

^СГО: 0000-0001-5960-9169

3АиШогГО РИНЦ: 617235, ORCID: 0000-0003-0191-6486

Во всем мире, по последним данным ВОЗ, насчитывается 56,6 млн случаев COVID-19, 1,35 млн человек умерли [2]. Страх и паника среди населения перед «новыми инфекциями» получили новый виток обострения и переросли поистине в глобальную проблему. Пандемия не только обострила имеющиеся

экономические и социальные проблемы, но и продемонстрировала целый ряд негативных тенденций в политической сфере, связанных с ограничениями прав и свобод граждан [3].

Мы рассматриваем распространение пандемии как тот тип социальной угрозы, который обостряет взаимоотношения между властью и обществом, сказывается на уровне поддержки государственных институтов и может, в конечном итоге, иметь критичные последствия для властных структур, политической элиты [4, с. 140]. В этой связи важно понять, какова реакция российских СМИ на появление нового вируса, имеется ли намеренное искажение (фальсификация) информации и событий, связанных с распространением и мерами борьбы и профилактики коронавиру-са, какой контент способствуют формированию коллективного страха у людей, а также как меры, разрабатываемые и предпринимаемые властью, репрезентируются в политическом дискурсе.

Эмпирической базой для данного исследования послужили результаты международного проекта группы ученых из разных стран, которые анализировали информационное пространство своих стран и официальный политический дискурс, задаваемый и инициируемый первыми лицами государства (в нашем случае - Президентом РФ). Именно они, в силу своих полномочий и обязанностей, несут ответственность за предотвращение распространения инфекции и минимизацию последствий эпидемии.

Задачами исследования были: описать динамику освещения темы коронавируса в российском информационном поле; выявить особенности отражения в официальном публичном дискурсе ситуации, связанной с корона-вирусом, механизмы конструирования реальных и возможных эпидемиологических, социальных и политических угроз, а также особенности репрезентации политических решений, направленных на борьбу с эпидемией.

Мы считаем наиболее релевантным методом изучения публичного дискурса контент-анализ [5, с. 81], позволяющий выявить содержание коммуникации. В нашем случае мы применяли количественный и качественный контент-анализ СМИ, текстов выступлений

Президента РФ, размещенных на официальных информационных ресурсах.

Количественный и качественный контент-анализ текстовых сообщений информационного пространства Российской Федерации (федеральные СМИ) проводился в несколько этапов: отбор текстов статей, кодирование текстов, интерпретация результатов кодирования. Отбор статей для качественного (содержательного) контент-анализа текстовых сообщений осуществляется по следующей схеме: анализировалась каждая 10 публикация, релевантная теме. При качественном анализе типо-логизировались используемые метафоры, которые не только создают представления о понятиях и явлениях, но и участвуют в создании идеологизированного текста, что убедительно продемонстрировал в своей монографии Э. Лассан [6].

В рамках контент-анализа политического дискурса [7] акцент был сделан на текстах обращений и заявлений Президента РФ; его выступлениях на совещаниях с Правительством и главами регионов; отдельно выделялись доминирующие метафоры дискурсивных практик В. В. Путина. Всего было проанализировано 15 текстов в период с марта 2020 г. по июнь 2020 г., которые размещены на официальном сайте Президента РФ. Единицей для анализа выступали смысловые блоки высказываний, которые были логично объединены в определенные общие темы.

Репрезентация угрозы пандемии в российских СМИ

Результаты проведенного количественного и качественного контент-анализа СМИ, направленного на выявление особенностей отражения в российском информационном пространстве ситуации, связанной с коронави-русом, а также механизмов конструирования реальных и возможных эпидемиологических, социальных и политических угроз, рисков и страхов в связи с этим, продемонстрировали высокую степень зависимости информационной повестки от социальной ситуации в стране.

За исследуемый временной период нами выделено 4 514 публикаций в трех СМИ. Начиная с марта-апреля 2020 года в российском информационном поле зафиксирован всплеск

интереса к коронавирусной тематике, который продолжал повышаться с распространением инфекции в мире и РФ.

Отметим, что количество сообщений, тематический репертуар и эмоциональный тон публикаций в СМИ напрямую зависит от эпидемиологической ситуации (прежде всего, внутри нашей страны). Так, по сравнению с февралем, число публикаций в марте выросло практически в 4 раза, а в апреле -в 5 раз (рис. 1).

В феврале российскими СМИ наибольший акцент был сделан на освещении темы, связанной с международной обстановкой, с особенностями борьбы с коронавирусной инфекцией в странах ближнего зарубежья. Поэтому, несмотря на то, что изучаются достаточно серьезные проблемы и негативные последствия COVID-19 для отдельных стран, тон публикаций не носит угрожающий характер и воспринимается преимущественно нейтральным.

При этом значительный вес имели публикации, связанные с распространением корона-вирусной инфекции и мерами борьбы с ней в Китае. Весь мир столкнулся с волной си-нофобии (боязни Китая), вплоть до обвинения Китая отдельными мировыми державами в умышленном распространении вируса: «Китайский вирус-убийца - глобальное супероружие нового типа». Контент многих публикаций зачастую подавался в ироничном, саркастическом тоне, появляется огромное количество мемов про COVID-19: «Коронавирус долго не продержится, он же сделан в Китае».

Добавим, что уже в феврале в прессе все чаще появляются конспиралогические версии

600 --------------ц---------------

450---------------

300--Ц1---------§---

шгп F!^

™ I Ml ™ I

Февраль Март Апрель Май Июнь [•:•:•:•:•:! Эпидемиологические и медицинские угрозы Политические угрозы и политические меры I I Социальные угрозы и страхи

Рисунок 1 - Динамика тематических кластеров публикаций в абсолютных цифрах Figure 1 - Dynamics of thematic clusters of publications in absolute numbers

возникновения и распространения COVID-19, которые звучали и на других этапах распространения коронавируса. В связи с этим необходимо отдельно подчеркнуть роль СМИ в распространении информации самого разного рода, в т.ч. и непроверенной, ложной, что сказалось на специфическом формировании общественного мнения россиян на первом этапе, когда преобладало отрицание серьезности болезни, скепсис в связи с рядом ограничительных мер.

С одной стороны, в статьях, выбранных нами для анализа, отражается общее настроение россиян, приводятся данные социологических опросов, с другой - именно СМИ формируют у населения страны такое восприятие проблемы.

В конце февраля все внимание мировой общественности было приковано к развитию событий на севере Италии, где сложилась самая тяжелая эпидемиологическая обстановка. Акцент в публикациях делался на том, что с каждым днем цифра погибших растёт в неимоверной геометрической прогрессии, а врачи, работая круглыми сутками, заражаются сами.

Что касается комментариев и прогнозов представителей Всемирной организации здравоохранения, то, например, построенная советником ВОЗ, эпидемиологом Айра Лон-джини статистическая модель допускала заражение коронавирусом двух третей населения Земли. При этом российские специалисты (ученые и практикующие медики: терапевты, инфекционисты и др.) говорили, что «коронавирус - не эпидемия, а только вспышка», и давали достаточно оптимистичные прогнозы развития ситуации для нашей страны. Все новости о коронавирусе из-за рубежа воспринимаются как «что-то далекое, то, что никогда не коснется ни меня, ни моих близких».

11 марта 2020 г. ВОЗ все-таки назвала вспышку коронавируса COVID-19 пандемией. В марте слухи различного рода, распространяемые не столько в газетных СМИ, сколько в социальных сетях, спровоцировали среди россиян «массовый продовольственный психоз»: сотни тысяч граждан нашей страны кинулись опустошать полки магазинов, делать запасы макарон и гречневой крупы. Наблюдалась самая настоящая паника.

! I

1

Все чаще появляются публикации, в которых ставятся вопросы, какие социально-экономические последствия ожидают страну и мир в целом [8, с. 147]; стали появляться комментарии российских ученых и медицинских специалистов, в которых граждан призывали соблюдать элементарные правила гигиены и профилактики: «Нам удастся сдержать коро-навирус, если каждый будет соблюдать простые правила».

Наиболее оперативно и остро отреагировали СМИ на падение цен на нефть и снижение курса российского рубля. Как следствие, боязнь резкого повышения цен на продуты, страх введения карантинных мер и запрета на выход из дома спровоцировали в марте среди россиян упомянутый «массовый продовольственный психоз».

Во время первой волны распространения COVID-19 российские власти всячески демонстрировали, что не допустят дефицита товаров и голода. Так, в марте 2020 г., в разгар первой волны коронавируса, Президент РФ призвал граждан не покупать продукты впрок, «поскольку ситуация с поставками в магазины надежная». Об этом В. Путин заявил во время посещения информационного центра по мониторингу ситуации с коронавирусом [9].

Именно в этот период практически вся страна переходит на «удалёнку», власти вводят ограничения на въезд в страну - все эти проблемы широко освещаются российскими СМИ. Из-за коронавируса многие переходят на онлайн-работу, учебу, заказывают доставку продуктов на дом, развлекаются и больше общаются с помощью ресурсов интернета. Многие крупные международные мероприятия и события переносятся, а в некоторых случаях и отменяются.

На уровне федеральной власти принимается решение об организованном вывозе российских граждан из иностранных государств с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением коронавируса, обосновывается необходимость карантинных мер для приезжающих из-за рубежа.

Появляются статьи, в которых разъясняются меры борьбы с коронавирусом. Глава государства и члены Правительства постоянно отсылают к достижениям отечественных уче-

ных в работе над тест-системами для выявления коронавируса и вакциной. Принимаются новые меры поддержки граждан и бизнеса в связи с распространением коронавируса. «Россия приняла беспрецедентные меры поддержки на фоне пандемии», — заявил Президент РФ В. Путин на саммите G20. Он особо отметил, что основной задачей в сложившейся ситуации он видит сохранение жизни и здоровья людей [10].

В Москве заработал Центр по мониторингу ситуации с коронавирусом: теперь данные по количеству зараженных, выздоровевших и умерших можно наблюдать круглосуточно, практически в реальном режиме.

Общероссийский народный фронт запустил круглосуточную горячую линию по помощи людям старше 60 лет, попавшим в группу риска из-за распространения коронавируса COVID-19, организуется работа волонтерского и добровольческого движения.

Россия направляет в Италию медицинские бригады для помощи в борьбе с коронавиру-сом. В. Путин подтвердил премьер-министру Италии Джузеппе Конте готовность оказать помощь Италии для борьбы с коронавирусом. Президент отметил, что планирует направить в республику бригады специалистов, медобо-рудование и средства защиты [11].

По этому поводу в СМИ фигурирует две диаметрально противоположные точки зрения. В одних публикациях акцент сделан на необходимости оказания помощи брошенной Евросоюзом Италии, в других - задаются вопросы, почему Россия помогает другим странам, отправляет им десятки тысяч СИЗ, аппараты ИВЛ, лучших врачей, но, к примеру, не отправляет те же самые аппараты ИВЛ в российские регионы, где ситуация со здравоохранением просто катастрофическая. Президент, поясняя данную позицию в своих выступлениях отмечает, что «гуманитарная помощь России другим странам - не бессмысленная расточительность, а фундамент для отношений нового уровня» [12], что «нашему народу присущи добрые традиции милосердия, поддержки в трудную минуту» [13].

Появляются сообщения о том, что у миро-выхи отечественных звезд, политиков диагностирован коронавирус, что лишний раз под-

тверждает - вирус не знает ни границ, ни социального статуса. Но большая доля статей акцентируют внимание на том, что коронавирус COVID-19 опасен для лиц старше 60-65 лет.

Все чаще в информационном пространстве встречаются комментарии специалистов, не только объясняющих, как себя уберечь от коварного вируса, но и отвечающих на вопросы, можно ли заразиться через продукты из супермаркета, одежду и дверные ручки; как необходимо себя вести при проявлении первых признаков простудного заболевания. На фоне призыва медиков и власти «Сиди дома -береги здоровье близких!» вводятся штрафные санкции за нарушение режима самоизоляции и распространение фейков.

Параллельно в СМИ идет дискуссия о переносе даты голосования по принятию поправок в Конституцию РФ, однако в рассматриваемых нами российских изданиях эта новость освещается преимущественно через призму соблюдения всех необходимых санитарно-гигиенических норм, политический аспект практически не затрагивается.

Чаще встречаются прогнозы о том, что пандемия продлится как минимум до середины лета, а то и до осени.

В конце марта идет нагнетание тревоги и формирование страхов перед заражением, что приводит к нарастанию паники среди населения. По сравнению с февралем, количество публикаций, связанных с коронавирус-ной проблематикой, увеличивается практически в 4 раза (рис. 1).

Несмотря на сложность сложившейся ситуации, россияне пока сочиняют о коронавирусе анекдоты и не верят до конца в происходящее.

Наибольшую тревогу и страх вызывают публикации апреля, в которых содержится масса негативных оценок сложившейся ситуации и крайне неблагоприятные прогнозы. На этот месяц приходится пик публикационной активности, когда в трех газетах было напечатано 1 446 статей. По содержательному наполнению преобладали сообщения о социально-политических угрозах и рисках, а также политических мерах. Причем речь шла о мерах не только борьбы с коронавирусом, но и поддержки наиболее пострадавших с экономической точки зрения слоев населения. Вводятся

так называемые кредитные каникулы на полгода: нельзя начислять штрафы и пени, требовать досрочных выплат, забирать залог в счет уплаты долга.

В апреле появляются первые отклики о дистанционном формате обучения, прежде всего школьников. Заголовки большинства статей говорят сами за себя: «Стон родителей мира: „Дистанционное обучение страшнее заразы!"», «„Удаленное" поколение неучей». Новый формат школьного обучения негативно воспринимается россиянами, отмечается снижение успеваемости и уровня знаний школьников, а также ухудшение психологического состояния учеников выпускных классов из-за неопределенности в отношении выпускных экзаменов и приемной кампании в вузах. Дистанционное обучение в университетах, напротив, приветствуется, в СМИ приводятся примеры успешного функционирования системы онлайн-образования в высшей школе.

На фоне коронавирусной инфекции обостряются внутрисемейные конфликты, крайне редко, но все же говорят о проблеме насилия в семье, поэтому СМИ публикуют рекомендации психологов о том, как преодолеть «ковид-ный стресс и кризис».

Тысячи российских семей переезжают жить за город, на дачу, а те, кто не имеет такой возможности, решается завести домашнего питомца, преимущественно собаку, чтобы не только «скрасить одиночество» (убить «вирус одиночества»), но и иметь дополнительную возможность для прогулок на свежем воздухе.

На кончик острого пера попадают кейсы, связанные с необоснованным ростом цен на медицинские изделия и отдельные продукты: маски и перчатки, гречку и имбирь. Цена последнего возросла до 5-7 тысяч рублей за килограмм, с легкой руки СМИ в обиходе россиян появляется выражение «курс имбиря». Ученые и другие эксперты заявляют, что паника и страх победили здравый смысл, а война с COVID-19 приняла такой размах, что наносит человечеству более значительный ущерб, чем сам вирус.

СМИ активно формируют «новый» образ российского медика. Так, за короткий промежуток времени образ «врача-убийцы» канул в

бездну и появился «врач-герой». Врачей приравняли к военным на передовой, тем, кто занимался лечением пациентов с коронавиру-сом, установили доплату в 80 тыс. руб./мес. Врачи все чаще обращаются через СМИ к жителям страны о помощи в борьбе с COVID-19, с просьбой беречь себя, т. к. большая часть медиков уже испытывает неимоверную усталость, страдают «синдромом ковидного выгорания».

В связи с высокими эпидемиологическими и медицинскими угрозами и рисками заражения и распространения коронавируса запрещены все массовые мероприятия с большим скоплением людей. Патриархом принято беспрецедентное решение для всего православного мира: прихожанам рекомендовано не посещать храмы, а в самый главный праздник для православных христиан - Пасху, пасхальную службу смотреть по телевизору.

Число инфицированных граждан постоянно растет. Чтобы объяснить, почему так разнится симптоматика и течение болезни у заразившихся, медики все чаще прибегают к формулировке «данное заболевание мало изучено, у медицинского сообщества очень мало данных», что, конечно, не внушало оптимизма обществу.

В информационном пространстве актуализируется конфликт между мерами безопасности, дигитализацией контроля и правом на защиту информации и персональных данных граждан. Все чаще говорят о нарушении прав, гражданских свобод, введении неправомерных ограничений. Ряд публикаций свидетельствуют о росте напряженности в обществе, нежелании некоторых граждан носить маски, соблюдать самоизоляцию, проходить лечение, что приводит к конфликту не только с правоохранительными органами, но и сторонниками соблюдения всех норм безопасности.

Начиная с апреля, фиксируется рост ки-берпреступлений, россияне все чаще становятся жертвами махинаций и преступлений с использованием интернет-технологий, поэтому в СМИ ведётся просветительская работа, экспертами даются комментарии и рекомендации, как не попасться на уловки мошенников. Пожилое население просят с осторожностью относиться к лицам, предлагающим им

помощь, опасаться мошенников, выдающих себя за волонтеров.

В начале мая в информационном поле появляются резкие высказывания об итогах реформирования и модернизации российской системы здравоохранения, они признаются провальными. Во многих регионах медицинские работники жалуются на отсутствие положенных выплат за работу с больными, зараженными коронавирусом.

Из-за эпидемии коронавируса и экономического кризиса в стране растет уровень безработицы, поэтому с целью снижения социальной напряженности Правительством РФ принимается решение об увеличении размера пособия по безработице всем потерявшим работу, в том числе и тем, с кем это случилось до коронавируса.

Последний звонок для российских школьников прозвенел онлайн. Выпускные вечера в традиционном формате отменены (общероссийский онлайн-выпускной для учащихся), а вручение аттестатов и дипломов о высшем образовании проводились с соблюдением всехмер предосторожности.

Кривая заражений коронавирусом в России идет вниз, многие регионы готовы к смягчению карантина и возвращению к нормальной жизни. Эксперты РАН представляют результаты моделирования долгосрочного прогноза по коронавирусу и заявляют, что вероятность второго пика вспышки коронавирусной инфекции в Москве крайне низкая.

В информационном поле количество публикаций на коронавирусную тематику идет на убыль, чувствуется всеобщее утомление от происходящего. По сравнению с апрелем число сообщений сократилось практически в два раза.

В июне происходит несколько знаковых событий, на которых было сосредоточено внимание СМИ. Во-первых, властью принимается решение потихоньку снимать запреты, введенные в связи с коронавирусом в туристическом секторе, а это значит, что у россиян появляется надежда на летний отпуск. Обратим внимание, что постоянные информационные атаки способствовали формированию страха у населения, россияне находились в постоянном вынужденном стрессе. Специалисты

утверждали, что россияне стали чаще звонить на горячую линию медико-психологической помощи. При этом примерно 15-20 % звонков так или иначе связаны с коронавирусом.

Во-вторых, 24 июня 2020 г. состоялся Парад Победы, который был перенесен из-за коронавируса; он был проведен в 28 городах страны. Это событие широко освещалось в СМИ и подавалось преимущественно через позитивный событийный ряд.

В-третьих, несмотря на то, что появляются новые симптомы и осложнения после перенесенного COVID-19, ведутся активные разработки вакцины от коронавируса, а Минздрав зарегистрировал лекарство, спасающее от осложнений коронавируса.

В-четвертых, ежедневные сводки о заболевших коронавирусом говорят о снижении уровня заболеваемости, выглядят более оптимистично. На этом фоне все прогнозы по дальнейшему развитию событий воспринимаются как благоприятные, хотя медики предупреждают, что осенью может начаться вторая волна коронавируса. Страна пытается вернуться к привычной жизни, медленно, с ограничениями, но все же открывается одна сфера за другой.

Пандемия коронавируса 2020 года привела к появлению в российском информационном поле новых терминов, активно использовались разнообразные метафоры, которые фактически конструировали новые дискурсы.

Самой распространённой метафорой стала метафора войны. «Они пребывают в самом очаге опасности», «продвигаются к эпицентру „поля битвы"», «мы шли в „красную зону"», «более 15 000 „белых солдат"», «на передовой линии борьбы», «городские власти готовятся отразить атаку» или «НАТО отступает перед нестандартным для себя врагом».

Статьи из блока международных отношений в контексте эпидемии были посвящены, в основном, действиям Китая, позиции США и особенностям протекания эпидемии в Европе; объяснениям природы возникновения вируса и разработкам в этой области. В этом контексте были использованы такие метафоры, как «ползучий вирус», «чума конспиро-логии», «вирус невежества», «„железный за-

навес" коронавируса», «изолированные штаты Америки».

При анализе ухудшающегося экономического положения части российского общества ситуация описывалась с помощью фразеологизмов «вирус в кошельке», «инфицированные зарплаты», «черный лебедь экономики», «деньги не кашляют», «эпидемия кризиса», «вирусный экономический кризис».

Меры ограничительного характера в России стали одной из самых обсуждаемых тем в с середины марта до конца мая. Среди метафор можно выделить такие, как «коронавирус-ная резервация», «общенациональный карантин», «пандемия власти», «сухой карантин».

В контексте меняющейся повседневности, описания случаев заболевания коронавирусом среди населения использовались следующие метафоры: «вирус не ушел в отставку», «вирус опустил занавес», «модная болезнь», «грех коронавируса», «вирус одиночества», «маски-шоу», «узница „короны"» и др.

Создаются неологизмы на тему коронави-руса - «коронакризис», «корона», «корона-бонд», «коронабеда», «коронамайдан», «ко-ронафейк», «коронапреступление», «корона-диссидент».

О дискурсивных стратегиях Президента РФ

При изучении политического дискурса в рамках общей стратегии исследования представлялось логичным выделить также смысловые блоки. Всего выделено 8 широких тематических кластеров (рис. 2):

- освещение и репрезентация пандемии как кризиса и как социальной угрозы;

- общественное здоровье и состояние системы здравоохранения;

- состояние и проблемные зоны экономики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наука и ее роль в преодолении пандемии;

- политика и политики;

- информация и коммуникация;

- гендерные аспекты пандемии;

- образование.

Риторика Президента РФ была преимущественно сосредоточена в рамках трех тематических блоков: социальные угрозы и кризис, экономика, общественное здоровье (рис. 2). Говоря о состоянии российской экономики, Президент часто подчеркивает, что кризис пе-

Кризис Общ. здоровье Экономика Наука Политика Инф. коммуникации Гендер Образование

38%

10 20 30 40

Рисунок 2 - Распределение актуальности тематических блоков Figure 2 - Distribution of the relevance of thematic blocks

реживают все отрасли и им необходима государственная поддержка. Подчеркивается, что сохранение рабочих мест и доходов граждан является одной из важнейших задач в период эпидемии. Сегодня, в период набирающей развитие второй волны коронавируса, Президент принял решение продлить меры поддержки бизнеса, подчеркнув, что предпринятые меры будут действовать до конца 2020 г. в таком же объеме, как и весной 2020 [14]. Поддержка в первую очередь будет направлена на те отрасли, которые в большей степени пострадали от влияния COVID-19. Представители малого и среднего бизнеса получат отсрочки по всевозможным расчетам с государством.

В блоке «Общественное здоровье» сюжеты, освещаемые В. Путиным касаются мер повышения эффективности защиты медперсонала, обеспечения масочного режима, наращивания объема тестирования, повышенного внимания к здоровью пожилых людей.

В рамках темы «Кризис и социальная угроза» Президент отмечает, что все страны находятся в кризисе, вызванном эпидемией ко-ронавируса. Система здравоохранения других стран показала, что не готова к эпидемии и с трудом справляется со сложившейся ситуацией. В то же время Россия выглядит наиболее благополучно. «Мы с вами хорошо знаем, что по сравнению с другими странами, которые также столкнулись с коронавирусной инфекцией, Россия выглядит пока, во всяком случае пока, гораздо более предпочтительно», — подчеркнул В. Путин [15].

Анализ динамики выступлений В. Путина за анализируемый период (с января по июнь

2020 г.) показывает, что наибольшее количество обращений и высказываний Президента было в апреле, что связано с развитием эпидемии, большим увеличением числа заболевших в этом месяце и усиленным поиском социальных мер, позволяющих удержать ситуацию под контролем. В дальнейшем при некоторой стабилизации ситуации, под влиянием фактора сезонности (наступило лето, когда в целом уровень заболеваемости снижается) произошло сокращение выступлений В. Путина по вопросу борьбы с инфекцией. Данное обстоятельство подтверждается официальной статистикой и публикациями по вопросам о количестве заболевших. «После снижения заболеваемости коронавирусом летом, в России с сентября вновь начался прирост числа больных COVID-19» [16].

Наиболее продуктивным и содержательным в плане усилий власти были май и июнь, когда были приняты наиболее значимые меры в области социальной поддержки врачей, финансовой поддержки некоторых отраслей промышленности, социальной поддержки детей и родительства. Так, дополнительные меры материального характера для домохо-зяйств, где проживают дети дошкольного возраста - от 3 до 7 лет - должны были начать действовать с июля 2020 г., однако В. Путин распорядился ускорить процесс и начать выплаты семьям с июня 2020 г. [17].

Много говорилось о поиске решений и выхода из сложившейся ситуации. Лейтмотивом сообщений В. Путина является тезис об оперативности, согласованности действий. Президент подчеркивал неоднократно, что всем гражданам необходимо сплотиться, оказывать поддержку друг другу и проявлять понимание. «В тяжёлых условиях эпидемии проявились лучшие качества нашего народа. За это время мы многое переосмыслили, научились более бережному отношению друг к другу и вновь осознали, как важны, необходимы солидарность и доверие, которые помогают достойно проходить любые испытания» [17].

Нередко в своих выступлениях Президент, обращаясь к гражданам, призывает их неукоснительно следовать предписаниям и мерам, разработанным специально для выхода из сложившейся эпидедмиологической обстановки:

Таблица 1 - Распределение метафор по тематическим блокам

Table 1 - Distribution of metaphors by thematic blocks

Смысловые блоки метафор Частота встречаемости

Метафоры, которые отражают военное положение, чрезвычайное положение, необходимость мобилизации в обществе 54%

Метафоры, которые характеризуют действия специальных служб и мед работников (самоотверженность, героизм, применительно к мед работники) 19%

Метафоры, отражающие образ кризиса, как мировой напасти, мировой проблемы 14%

Метафоры, которые характеризуют действия людей в условиях кризиса 13%

«Прошу граждан с предельным вниманием отнестись к рекомендациям врачей и органов власти» [18]. Действительно, крайне важно соблюдать все рекомендации, ведь по данным опросов, 80-85 % заболевших говорят, что причина заболевания - несоблюдение ими масочного режима и участие в массовых мероприятиях [19].

Отдельно обратимся к анализу блока метафор, которые были выделены в текстах выступлений В. Путина за анализируемый период с марта по июль 2020 г. Представляется логичным выделить 4 группы метафор (табл. 1).

Наибольшее количество метафор встречается в смысловом блоке, где реализован дискурс войны и преодоления, который отражает драматизм сложившейся ситуации. Это проявляется в таких метафорах, как «эпидемия словно резко разделила время на до и после неё»; «Мы вновь вырвали у эпидемии время. И опять добились главного - сохранили человеческие жизни» [17].

Следующий по частоте упоминания метафор - блок, который характеризует действия спецслужб и медицинских работников. Он представлен следующими высказываниями: «Именно они в больницах и инфекционных отделениях, на всех врачебных участках держат оборону от наступающей эпидемии» [20]; «Если потребуется, всё соберём в кулак: ресурсы наших ведущих медицинских центров, Вооружённых Сил, МЧС, волонтёров» [17]; «Повторю, всё должно быть отлажено, все звенья -работать как единый механизм, участковые терапевты и узкие специалисты, приёмные и ди-

агностические отделения, службы скорой помощи» [21].

Образ эпидемии как катастрофы, мировой напасти описан такими метафорами, как «Мы должны добиться, чтобы волна эпидемии схлынула, пошла наконец на спад» [21]; «Вы помните, что буквально после первых сообщений о новом вирусе он стал распространяться по всему миру, как пожар под порывами ветра» [17].

Метафоры, которые ориентируют людей в условиях кризиса, отражают дискурс дея-тельностной ответственности и осторожности. «Но повторю: это должны быть детально просчитанные решения глав субъектов Федерации»; «терять бдительность ни в коем случае нельзя»; «Опасно безрассудно забегать вперёд. Но и сидеть сложа руки, уклоняясь от ответственности, также нельзя» [22].

В целом можно сделать вывод, что применяя в выступлениях метафоры, Президент стремится подчеркнуть необходимость всеобщей мобилизации, высокой вовлеченности каждого простого человека, волонтера, медработника и др., масштабность и стремительность распространения инфекции во всем мире, чрезвычайность сложившейся ситуации. Метафоры в выступлениях В. Путина направлены на придание большего драматизма ситуации, проводят параллель с образом военного положения в обществе и призывают к сплочению, объединению людей, проявлению солидарности, неравнодушного отношения к происходящему и неукоснительному соблюдению предписываемых государством профилактических мер, таких как использование масок, соблюдение социальной дистанции, гигиена рук, а также сокращение социальных контактов и взаимодействие в режиме face to face.

Сегодня ситуация с коронавирусом несколько изменилась. Многие говорят о второй волне заболеваемости, об этом свидетельствуют и данные статистики, которые показывают нам большой скачок новых заболевших, а также новые антирекорды заболеваемости, которые мы наблюдем изо дня в день. Так, по данным на 11 октября 2020 г. в России зафиксированы 1298 718 случаев заражения коронавиру-сом COVID-19. По сравнению с предыдущим днем число зараженных выросло на 13 634 че-

ловека [23]. Заболеваемость растет как среди элиты, так и среди простых людей. Но жители в значительной степени привыкли к такому положению вещей. В. Путин отметил, что они устали от соблюдения антикоронавирус-ных правил. «Конечно, маски, социальная дистанция, тем более изоляция, определенные и известные ограничения по местам учебы, работы - это все людям надоело, и я их прекрасно понимаю» [24].

На таком фоне часто указания, поступающие от Президента, мэра Москвы и других управленческих структур теряют свою определенность. В результате, если раньше люди старались соблюдать меры предосторожности, то сейчас они устали и во многом халатно относятся к рекомендациям центра. «Очевидно, что очень многие пока не считают необходимым заняться обеспечением собственного здоровья. Это очевидный факт, и его приходится констатировать» [25].

Обратим внимание, что распространение коронавирусной инфекции лишь в малой степени отразилось на рейтинге В. Путина. В целом, в общественном мнении Президент выступает как эффективный управленец, который принимает решения и контролирует ситуацию. Обращения к россиянам (25 марта и 2 апреля 2020 г.) свидетельствовали о его высокой вовлеченности в проблему, в результате рейтинг В. Путина вырос [26]. На сегодняшний день на прямой вопрос о доверии Владимиру Путину, по данным ВЦИОМ, положительно отвечают 67,7% респондентов [27].

Выводы

Можно утверждать, что эмоциональный тон публикаций в средствах массовой информации коррелирует с этапами распространения вируса: в начале февраля прогнозы чаще были оптимистичными; в пик эпидемии превалировали негативные и пессимистические прогнозы, чаще сообщалось о потенциальных угрозах; летом основным страхом, транслируемым в СМИ, стала вторая волна коронавиру-са, в то время как остальные сценарии и угрозы отошли на второй план. Что касается социальных прогнозов, то, начиная с весны, они носят скорее апокалиптический характер.

СМИ подробно освещали события по ходу развития ситуации и меры по предотвра-

щению развития негативного сценария и информировали население о предпринимаемых мерах защиты и поддержки. В целом, средства массовой информации следовали за фактическим положением в ходе эпидемии коронави-руса в России и мире. Таким образом, полученные данные, соответствуют закономерным сценариям развития событий. Четко отслеживаются этапы прогнозирования и анализа ситуации, этап реализации социально-политических и экономических мер и этап ликвидации последствий ущерба, нанесенного пандемией коронавируса.

Анализ социального тематического контента позволил выявить очевидную дискурсив-ность освещения тем, связанных с распространением коронавирусной инфекции в мире и России. При этом с обострением ситуации обнаруживается смена скептических дискурсов на негативные, в частности дискурс социальных угроз, опасности, дискурс преодоления и мученичества. Затем доминирующим дискурсом стали позитивные дискурсы социального участия, партнерства, взаимопомощи и социальной полезности, а также дискурс новых перспектив.

Вместе с тем, СМИ продолжают играть существенную роль в формировании общественного мнения и часто являются источником непроверенных слухов, способствуя ухудшению социального самочувствия общества.

Большую роль в нормализации ситуации сыграла позиция федеральной власти, не только взявшей на себя ответственность за принимаемые меры, но и продемонстрировавшая информационную открытость обществу в кризисное время. В конце января 2020 года по поручению М. Мишустина был создан единый федеральный штаб для координации работы городских и федеральных служб в борьбе с коронавирусом. Основная его деятельность направлена на мониторинг текущей ситуации по коронавирусу в стране и мире, подготовке рекомендаций государственным органам и регионам, контроле и координации работы по предотвращению заболеваний, а также предоставление в СМИ актуальной и точной информации о статистике заболеваемости.

При этом все тексты, ассоциированные с Президентом, связаны только с официальны-

ми заявлениями, обращениями к народу и выступлениями на совещаниях Правительства, заседаниях Госсовета и специально сформированного штаба по борьбе с коронавирусной инфекцией.

Дискурсивная стратегия Президента носит рациональный и запланированный характер. Меры социальной поддержки, которые были озвучены Президентом в выступлениях, исключали популизм, действовал принцип адресности, учета конкретных жизненных ситуаций, с которыми столкнулись люди. Государственная помощь малому и среднему бизнесу также была реализована в соответствии с заявлениями В. Путина.

Как известно, в отличие от американского или французского президента, В. Путин не имеет собственных аккаунтов в социальных сетях, где можно было бы увидеть спонтанные выражения понимания и анализа ситуации. Отметим, что информация в социальных сетях часто может носить персонализированный, личный характер, сообщения могут быть менее официальными, создавая иллюзию обращения к аудитории напрямую. Такие сюжеты могут спровоцировать слухи и неоднозначное понимание или оценку ситуаций, а также вызвать дискуссию, побудить индивидов публично выражать несогласие или сомнение. Пока В. Путин придерживается строго офи-

циальных заявлений, четко выверенных данных и в своей политической риторике, связанной с коронавирусом, избегает неоднозначных, размытых нечетких заявлений. Доминирующий дискурс президента можно идентифицировать как дискурс защиты и поддержки, а дополнительный - как дискурс возможностей и перспектив.

Коронавирус, представляя угрозу не только физическому здоровью граждан страны, влечет за собой негативные последствия, которые затрагивают все сферы жизни общества и социальных взаимодействий: обостряются проблемы социального неравенства, появляются новые его формы, ограничиваются права и свободы граждан, повышается уровень социально-политической тревожности. В этой ситуации необходимо принятие ряда мер и законов, направленных на сглаживание сложившейся ситуации, с тем чтобы избежать возможного обострения социальных конфликтов, что может повлечь еще больший кризис для конкретного государства.

Сегодня необходимо переосмысление отношений власти и человека, структур управления, укрепление доверия власти в обществе для стабилизации сложившейся ситуации и реализации эффективных мер, предлагаемых правительством страны.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Подольская Е.А., НазаркинаВ.Н. (2016). Социальная безопасность: сущность, угрозы и пути обеспечения // Социологические исследования. № 11. С. 133-139.

2. В Роспотребнадзоре рассказали о пике заразности коронавируса // Официальный сайт информационного агентства «РИА-Новости». URL: https://ria.ru/20201121/koronavirus-1585670879.html (дата обращения: 21.11.2020).

3. Совещание о санитарно-эпидемиологической обстановке в России // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru /events/president/news/63194 (дата обращения: 13.04.2020).

4. Решетников А.В., Присяжная Н.В., Павлов С.В., Вяткина Н.Ю. (2020). Восприятие пандемии COVID-19 жителями Москвы // Социологические исследования. № 7. С. 138-143.

5. Кучинов А.М. (2016). Подходы и методики для исследования текстов и дискурса в политологии: опыт классификации // Полис. Политические исследования . № 5. С. 80-96.

6.Лассан Э. (1995). Дискурс власти и инакомыслия в СССР: Когнитивно-риторический анализ. Вильнюс. 232 с.

7. Fairclough N. (2013). Critical Discourse Analysis and Critical Policy Studies, Critical Policy Studies, L.: Taylor & Francis. Vol. 7. Iss. 2. Pp. 177-197.

8. Бодрунов С.Д. (2020) Мировые кризисы XXI века обнажают противоречия современной социально-экономической модели // Социологические исследования. № 10. С. 146-157.

9. Путин призвал россиян не скупать продукты на фоне коронавируса: «Потом приходится выбрасывать» // Официальный сайт информационного портала «Бизнес online». URL: https:

//www.business-gazeta.ru/news/461540 (дата обращения: 17.03.2020).

10. Путин: Россия пошла на беспрецедентные меры поддержки по коронавирусу // Официальный сайт «Газета.ру». URL: https://www.gazeta.r u/social/news/2020/11/21/n_15258451.shtml (дата обращения: 21.11.2020).

11. Путин подтвердил готовность оказать помощь Италии в связи с коронавирусом // Официальный информационный ресурс «Тасс». URL: https://tass.ru/obschestvo/8045281 (дата обращения: 21.03.2020).

12. Зачем Россия помогает всему миру в борьбе с коронавирусом? // Официальный сайт «Путин сегодня». URL: https://www.putm-today.ru/a rchives/98088 (дата обращения: 14.04.2020).

13. Путин объяснил, почему Россия помогает другим странам, хотя не решила свои проблемы // Официальный информационный ресурс «Альта пресс.ру». URL: https://altapress.ru/pol itika/story/putin-objyasnil-pochemu-rossiya-pomogaet- drugim- stranam- hotya- ne- reshila- svoi-problemi-256215 (дата обращения: 21.10.2019).

14. Правительство продлило меры поддержки бизнеса из-за COVID-19 // Официальный сайт сетевого издания «Интересная Россия». URL: ht tps://www.ptoday.ru/ekonomika/pravitelstvo-prodlilo-mery-podderzhki-biznesa-iz-za-covid-19 (дата обращения: 21.11.2020).

15. Совещание о санитарно-эпидемиологической обстановке в России // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru /events/president/news/63194 (дата обращения: 13.04.2020).

16. «Цифры растут»: в Кремле не исключили новых мер по COVID-19 // Официальный сайт «Газета.ру». URL: https://www.gazeta.ru/politics /2020/10/09_a_13313281.shtml (дата обращения: 09.10.2020).

17. Обращение к гражданам России // Официальный сайт Президента России. URL: http://ww w.kremlin.ru/events/president/transcripts/63548 (дата обращения: 23.06.2020).

18. Обращение к гражданам России // Официальный сайт Президента России. URL: http:

//kremlin.ru/events/president/news/63061 (дата обращения: 25.05.2020).

19. Владимир Путин призвал объяснять людям опасность коронавируса // Официальный сайт Российской газеты. URL: https://rg.ru/2020 /09/29/putin-prizval-obiasniat-liudiam-opasnost-koronavirusa.html (дата обращения: 29.09.2020).

20. Обращение к гражданам России // Официальный сайт Президента России. URL: http: //kremlin.ru/events/president/news/63133 (дата обращения: 02.04.2020).

21. Совещание с руководителями субъектов Федерации по вопросам противодействия распространению коронавирусной инфекции // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63288 ( дата обращения: 02.04.2020).

22. Совещание о санитарно-эпидемиологической обстановке // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/pr esident/news/63340 (дата обращения: 11.05.2020).

23. Статистика развития пандемии коронави-руса Covid-19 в России // Официальный сайт «Коронавирус-монитор». URL: https://coronavi rus-monitor.info/country/russia/ (дата обращения: 11.10.2020).

24. Путин призвал регионы быть готовыми к любому развитию ситуации с коронавирусом // Официальный сайт НТВ-новости. URL: https: //www.ntv.ru/novosti/2429140/ ( дата обращения: 29.09.2020).

25. «Цифры растут»: в Кремле не исключили новых мер по COVID-19 // Официальный сайт «Газета.ру». URL: https://www.gazeta.ru/politics /2020/10/09_a_13313281.shtml (дата обращения: 09.10.2020).

26. Глава ВЦИОМа: рост рейтинга Путина обоснован его решениями на фоне коронавиру-са // Официальный сайт Коммерсантъ. URL: http s://www.kommersant.ru/doc/4315839 (дата обращения: 06.04.2020).

27. Рейтинги доверия политикам, оценки работы президента и правительства, поддержка политических партий // Официальный сайт ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=23 6&uid=10580 (дата обращения: 09.10.2020).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:

Великая Наталия Михайлова - доктор политических наук, профессор; Институт социально-политических исследований, Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук (119333, Россия, Москва, ул. Фотиевой, 6, корп. 1); Российский государственный гуманитарный университет (125993, Россия, Москва, Миусская пл., 6); natalivelikaya@ gmail.com.

Сакка Фламиния - доктор политических наук, профессор; Университет Тушии (01100, Италия, Витербо, ул. Виа Санта Мариа ин Гради, 4); sacca@unitus.it.

Ирсетская Елена Александровна - кандидат социологических наук, доцент; Всероссийский центр изучения общественного мнения (119034, Россия, Москва, ул. Пречистенка, 38); Российский государственный гуманитарный университет (125993, Россия, Москва, Миусская пл., 6); e.irs@rggu.ru.

CORONAVIRUS PANDEMIC IN THE MODERN RUSSIAN PUBLIC DISCOURSE: THREATS, CHALLENGES AND OPPORTUNITIES

N.M. Velikaya4ab, F. Sacca5c, E.A. Irsetskaya6d'b

"Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences,

Institute of Socio-Political Research bRussian State University for the Humanities c Tuscia University dRussian Public Opinion Research Center

ABSTRACT:

The paper discusses specific features of public discourse connected with the COVID-19 pandemic and political rhetoric of the Russian President under the conditions of the spread of coronavirus disease. Based on the quantitative and qualitative content analysis of the media and the speeches of the President of the Russian Federation, the main thematic blocks that present the pandemic as a social threat with economic, political and social consequences significantly changing people's daily lives are identified.

The article provides an overview of the recent publications devoted to coronavirus infection, identifies the dominant thematic clusters, and shows that the thematic repertoire and their emotional component varied at different stages of the virus spread.

The features of representation of social fears related to coronavirus in the domestic media have been described and analyzed. The main topics related to information distortion have been identified. Due to the dominance of publications on epidemiological and medical risks, economic and socio-political risks, including those triggered by a number of measures and restrictions caused by the pandemic, have taken a back seat. The research revealed groups of metaphors that are most typical of various thematic clusters and it has become obvious that the metaphor of war and military operations dominate over the others.

On the basis of the analysis of measures undertaken by the Russian Federation at different stages of coronavirus infection spread, the study identifies the main thematic blocks and dominant metaphors in V. Putin's discourse strategies used in official speeches and addresses. The conclusion is made about the limited and closed nature of the President's discourse as exclusively official, which was aimed at minimizing the spread of negative and pessimistic forecasts.

KEYWORDS: coronavirus infection, pandemic, mass media, public discourse, political rhetoric, metaphor.

FOR CITATION: Velikaya N.M., Sacca F., Irsetskaya E.A. (2021). Coronavirus pandemic in the modern Russian public discourse: threats, challenges and opportunities, Management Issues, no. 1, pp. 8-22.

4RSCI AuthorID: 286986, ORCID: 0000-0001-5532-844X 5ORCID: 0000-0001-5960-9169

6RSCI AuthorID: 617235, ORCID: 0000-0003-0191-6486

REFERENCES

1. Podolskaya E.A., Nazarkina V.N. (2016). Social security: essence, threats and ways of ensuring, Sociological research, no. 11. pp. 133-139.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Rospotrebnadzor told about the peak of infectiousness of coronavirus. Official site of the information agency "RIA-Novosti". URL: https://ria.ru/202 01121/koronavirus- 1585670879.html (accessed 21.11.2020).

3. Meeting on the sanitary and epidemiological situation in Russia. Official site of the President of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/events/pres ident/news/63194 (accessed 13.04.2020).

4. Reshetnikov A.V., Prisyazhnaya N.V., Pavlov S.V., Vyatkina N.Yu. (2020). Perception of the COVID-19 pandemic by residents of Moscow, Sociological Research, no. 7, pp. 138-143.

5. KuchinovA.M. (2016). Approaches and methods for the study of texts and discourse in political science: the experience of classification, Polis. Political Studies, no. 5, pp. 80-96.

6. Lassan E. (1995). Discourse of Power and Dissent in the USSR. Cognitive-Rhetorical Analysis. Vilnius. 232 p.

7. Fairclough N. (2013). Critical Discourse Analysis and Critical Policy Studies, Critical Policy Studies, L.: Taylor & Francis. Vol. 7. Iss. 2. Pp. 177-197.

8. Bodrunov S.D. (2020) World crises of the XXI century reveal the contradictions of the modern socio-economic model, Sociological Research, no. 10, pp. 146-157.

9. Putin urged Russians not to buy food amid the coronavirus: "You'll have to throw it away". Official website of the information portal "Business online". URL: https://www.business-gazeta.ru/news/461540 (accessed 17.03.2020).

10. Putin: Russia agreed to unprecedented support measures for the coronavirus. Gazeta.ru official website. URL: https://www.gazeta.ru/social /news/2020/11/21/n_15258451.shtml (accessed 21.11.2020).

11. Putin confirmed his readiness to provide assistance to Italy in connection with the coronavirus. Official information resource "Tass". URL: https://ta ss.ru/obschestvo/8045281 (accessed 21.03.2020).

12. Why is Russia helping the whole world in the fight against coronavirus? Official site "Putin Today". URL: https://www.putin-today.ru/archives/98088 (accessed 14.04.2020).

13. Putin explained why Russia helps other countries, although it has not solved its problems. Official information resource "Alta press.ru". URL: https: //altapress.ru/politika/story/putin-objyasnil-pochemu-rossiya-pomogaet-drugim-stranam-hotya-ne-reshila-svoi-problemi-256215 (accessed

21.10.2019).

14. The government has extended business support measures due to COVID-19. Official website of the online edition "Interesting Russia". URL: https: //www.ptoday.ru/ekonomika/pravitelstvo-prodlilo-mery-podderzhki-biznesa-iz-za-covid-19 (accessed

21.11.2020).

15. Meeting on the sanitary and epidemiological situation in Russia. Official site of the President of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/events/pres ident/news/63194 (accessed 13.04.2020).

16. "The numbers are growing": the Kremlin did not rule out new measures on COVID-19. Official site "Gazeta ru." URL: https://www.gazeta.ru/po litics/2020/10/09_a_13313281.shtml (accessed 09.10.2020).

17. Appeal to the citizens of Russia. Official site of the President of Russia. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/transcripts/63548 (accessed 23.06.2020).

18. Appeal to the citizens of Russia. Official site of the President of Russia. URL: http://kremlin.ru/eve nts/president/news/63061 (accessed 25.05.2020).

19. Vladimir Putin urged to explain to people the danger ofcoronavirus. Official website ofthe Russian newspaper. URL: https://rg.ru/2020/09/29/putin-prizval-obiasniat-liudiam-opasnost-koronavirusa.h tml (accessed 29.09.2020).

20. Appeal to the citizens ofRussia. Official site of the President of Russia. URL: http://kremlin.ru/eve nts/president/news/63133 (accessed 02.04.2020).

21. Meeting with the heads of the constituent entities of the Federation on countering the spread of coronavirus infection. Official website of the President of Russia. URL: http://kremlin.ru/events/pres ident/news/63288 (accessed 02.04.2020).

22. Meeting on the sanitary and epidemiologi-cal situation. Official site of the President of Russia. URL: http: //kremlin.ru/events/president/news/633 40 (accessed 11.05.2020).

23. Statistics on the development of the Covid-19 coronavirus pandemic in Russia. Coronavirus Monitor official website. URL: https://coronavirus-monitor.info/country/russia/ (accessed 11.10.2020).

24. Putin urged the regions to be ready for any de-

velopment of the situation with the coronavirus. Official site ofNTV-news. URL: https://www.ntv.ru/n ovosti/2429140/ (accessed 29.09.2020).

25. "The numbers are growing": the Kremlin did not rule out new measures on COVID-19. Official site "Gazeta ru." URL: https://www.gazeta.ru/po litics/2020/10/09_a_13313281.shtml (accessed 09.10.2020).

26. The head of the Russian Public Opinion Research Center: the growth of Putin's rating is justi-

fied by his decisions against the background of the coronavirus. Official website of Kommersant. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4315839 (accessed 06.04.2020).

27. Ratings of confidence in politicians, assessments of the work of the president and the government, support for political parties. Official site of the Russian Public Opinion Research Center. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid= 10580 (accessed 10.09.2020).

AUTHORS' INFORMATION:

Nataliya M. Velikaya - Advanced Doctor in Political Sciences, Full Professor; Institute of Socio-Political Research, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (6/1, Fotieva St., Moscow, 119333, Russia); Russian State University for the Humanities (6, Miusskaya Sq., Moscow, 125993, Russia); natalivelikaya@gmail.com.

Flaminia Sacca - Advanced Doctor in Political Sociology, Full Professor; Tuscia University (Via Santa Maria in Gradi, n. 4, Viterbo, 01100, Italy); sacca@unitus.it.

Elena A. Irsetskaya - Ph.D. of Sociological Sciences, Associate Professor; Russian Public Opinion Research Center (38, Prechistenka St., Moscow, 119034, Russia); Russian State University for the Humanities (6, Miusskaya Sq., Moscow, 125993, Russia); e.irs@rggu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.