Научная статья на тему 'Эффективность развития предпринимательства в новых институциональных условиях'

Эффективность развития предпринимательства в новых институциональных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОТЕНЦИАЛ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курпаяниди К. И.

В работе проделан анализ современного эффективного развития и приоритетов функционирования предпринимательства в условиях формирования институциональной экономики. Рассмотрена роль предпринимательства как движущей силы экономических преобразований и модернизации государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курпаяниди К. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность развития предпринимательства в новых институциональных условиях»

Новый университет. 2011. №1

ISSN 2221-7347

УДК 330.1

К. И. Курпаяниди

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НОВЫХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

В работе проделан анализ современного эффективного развития и приоритетов функционирования предпринимательства в условиях формирования институциональной экономики. Рассмотрена роль предпринимательства как движущей силы экономических преобразований и модернизации государства.

Ключевые слова: предпринимательство, потенциал частного бизнеса, эффективность бизнеса, институционализм.

Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное существование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой из них. Хозяйственная структура современной экономики представляет собой систему, включающую крупные и малые предприятия, взаимодействующие и дополняющие друг друга. Естественно, характер такого взаимодействия определяется экономическими условиями страны, своеобразием текущего этапа её развития. В последние годы, как подтверждает мировая практика, преобладают явно выраженные интеграционные тенденции. В настоящее время крупные предприятия все чаще создают вокруг себя малые, в том числе на основе бывших филиалов, отделений, дочерних фирм. Тем самым они повышают «рыночную гибкость», избавляются от неэффективных накладных расходов, сокращают налоговую нагрузку. Малый бизнес и частное предпринимательство может стать наиболее динамично развивающимся сектором, способным оказать существенное влияние как на макро - так и на микроэкономическую сферы.

Рыночные условия хозяйствования и необходимость преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса требуют активизации усилий по наращиванию экономической динамики. Это в первую очередь относится к предприятиям реального сектора экономики, а именно к промышленным предприятиям. Как отмечает Президент Узбекистана И.Каримов: «Мы должны думать о посткризисном периоде нашего развития, выработке глубоко продуманной долгосрочной Программы целевых проектов по модернизации и техническому обновлению базовых отраслей нашей экономики, внедрению современных инновационных технологий, призванных дать мощный толчок по выходу Узбекистана на новые рубежи, обеспечивающие конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке» [1].

За последние годы правительство Узбекистана многое сделало для развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Резко ограничено вмешательство государства, значительно упрощены и более прозрачными стали процедуры регистрации субъектов малого бизнеса, унифицированы и снижены ставки налогообложения, усовершенствована система стандартизации и сертификации продукции, за счет развития биржевых торгов решены многие вопросы свободного

© Курпаяниди К. И., 2011.

32

ISSN 2221-7347

Экономика и право

доступа предпринимателей к материально-техническим ресурсам, внедрены новые формы кредитования предпринимательства путем микрокредитования и микролизинга. В соответствии с концепцией развития предпринимательства у государства и предпринимательства есть общие цели:

• наиболее полное удовлетворение потребности людей в товарах и услугах и получают прибыль, а государство заинтересовано в развитии отечественного производства, внедрении новых технологий, получении налогов);

• повышение конкурентоспособности товаров и услуг, расширение экспорта, занятие достойного места на мировом рынке, выход на международный уровень.

Из изложенного следует, что государство и предпринимательство - союзники, они нуждаются в поддержке друг друга. Если учесть, что в советский период предпринимательство расценивалось в Узбекистане как чуждый социализму пережиток прошлого, находилось под запретом, и за него была установлена уголовная ответственность, то точкой отсчета истории нынешнего отечественного предпринимательства следует считать 15 февраля 1991 года, когда был принят Закон «О предпринимательстве в Республике Узбекистан». Правовым фундаментом предпринимательской деятельности в Узбекистане является формируемая иерархическая система законодательно-правовых актов. Вершину этой системы по праву занимает Конституция Республики Узбекистан. В ней зафиксировано (ст. 53), что «государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя». Данная норма Конституции дает незыблемое право заниматься предпринимательской деятельностью всем хозяйствующим субъектам.

Следующим по приоритетности среди законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, является Гражданский кодекс. Если проанализировать его нормы, можно с уверенностью констатировать, что преобладающее их большинство регулирует экономические отношения, то есть ту сферу, где наряду с другими хозяйствующими субъектами участвуют и предприниматели. Основные нормативные положения, регулирующие предпринимательскую деятельность, содержит Закон «О предпринимательстве в Республике Узбекистан». Большое значение имеют для предпринимателей предусмотренные законом правовая защита от вмешательства в их деятельность и ограничение проверок со стороны различных органов.

Законодательство регламентирует:

• уполномоченным контролирующим органам проводить проверки субъектов предпринимательства не чаще 1 раза в год, а тех из них, которые своевременно и в полном объеме уплачивают налоги и сборы и имеют ежегодные заключения аудиторских проверок, - 1 раз в два года;

• сроки проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства не должны превышать тридцати календарных дней;

• проводимые проверки не должны создавать препятствия для функционирования субъектов предпринимательства;

• проверки деятельности субъектов - членов Палаты товаропроизводителей и предпринимателей - должны осуществляться с участием их представителей, что обеспечит большую объективность;

• основанием для проверок деятельности субъектов предпринимателей со стороны силовых ведомств (органов прокуратуры, внутренних дел, службы национальной безопасности) может быть только возбуждение уголовного дела.

33

Новый университет. 2011. №1

ISSN 2221-7347

Таким образом, на сегодняшний день законодательство Республики Узбекистан предусматривает ряд конкретных мер по развитию малого и частного предпринимательства. Проведенный нами анализ выявил, что к основным законодательным гарантиям и положениям, нацеленным на его поддержку, относятся следующие:

1. Недопустимость вмешательства в деятельность субъектов малого и частного предпринимательства. В соответствии с этим положением вмешательство государственных и иных органов, их должностных лиц и работников в деятельность субъектов малого и частного предпринимательства строго ограничивается. Все случаи нарушения прав субъектов малого и частного предпринимательства могут быть обжалованы в суде. Убытки, причиненные действиями (решениями) государственных органов, включая упущенную выгоду, подлежат возмещению после соответствующего решения суда. Изъятие государством имущества субъектов малого предпринимательства возможно только в случаях и в порядке, установленных законодательством.

2. Проверки и отчетность. Государственная статистическая и бухгалтерская отчетность субъектами малого и частного предпринимательства представляется в порядке, утверждаемом Кабинетом Министром и предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности. Данная законодательная мера предусмотрена во избежание бюрократических злоупотреблений со стороны должностных лиц.

3. Гарантии права собственности. Право собственности - одно из неотъемлемых прав человека. Для предпринимателей оно имеет особое значение, поскольку приобретение, использование, сохранение и приумножение собственности - это важные стимулы их деятельности.

4. Ускоренная амортизация. Субъекты малого и частного предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, не более чем в два раза превышающем нормы для соответствующих основных фондов. Они имеют право списывать до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет, на которые произведены амортизационные отчисления. Однако в случае прекращения деятельности малого и частного предприятия до истечения двух лет с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной (ускоренной) амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли малого или частного предприятия.

5. Льготное кредитование. Кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией кредитным организациям полностью или частично недополученных ими доходов.

6. Страховая защита малого и частного предпринимательства. Такую защиту на льготных условиях предоставляют специализированные агентства и другие страховые организации.

7. Льготы по уплате налогов и пошлин. Субъекты малого и частного предпринимательства пользуются льготами по уплате налогов в соответствии с налоговым законодательством.

Практика показывает, что в настоящее время субъектами малого бизнеса производится около 50 процентов валового внутреннего продукта против 30 процентов в 2000 году. Это, в первую очередь, результат той поддержки, которая по-

34

ISSN 2221-7347

Экономика и право

стоянно оказывается малому бизнесу и частному предпринимательству со стороны государства.

Так, созданные благоприятные институциональные условия позволили:

a) в 2009 году с 8 до 7 % был снижен единый налоговый платеж для малых промышленных предприятий, уменьшены в среднем в 1,3 раза и размеры фиксированного налога для индивидуальных предпринимателей;

b) значительно сократить расходы предпринимателей по организации своего дела; (в 4 раза снижена стоимость получения архитектурно-планировочных заданий, в 2,5 раза - экспертизы проектно-сметной документации, в 2 раза - стоимость оформления кадастровых документов.)

c) субъектам малого предпринимательства в течение 2009 года передать в аренду около 2 тысяч свободных помещений, выявленных в результате инвентаризации, при этом тарифы на аренду помещений в зависимости от места расположения и вида деятельности снижены от 3 до 10 раз;

d) увеличить общий объем выделенных этому сектору кредитных ресурсов до более 1,8 триллиона сумов.

По предварительным данным в январе-сентябре 2010 г. объем произведенного валового внутреннего продукта составил 40412,5 млрд.сум. При этом сохраняется тенденция устойчивого роста реального объема ВВП и его прирост в текущем периоде составил 8,3 процента против 8,0 процента в январе-сентябре 2009 года[2].

За 9 месяцев 2010 года субъектами малого предпринимательства (бизнеса): произведено 48,5 процента ВВП (в январе-сентябре 2009г. - 45,1 процента); обеспечена занятость 8633,6 тыс.человек или 74,4 процента всех занятых в экономике, в том числе в индивидуальном секторе занято 6629,7 тыс.человек, на малых предприятиях и микрофирмах - 2003,9 тыс.человек; сформировано 49,5 процента общего объема розничного товарооборота республики, который составил 7488,8 млрд.сум (рост на 22,5 процента), платных услуг, соответственно, 44,2 процента и

2356,1 млрд.сум (8,0 процента); экспортировано продукции на 1152,6 млн.долл.США (12,0 процента общего объема экспорта), или 98,1 процента к уровню января-сентября 2009г., импортировано - на 2250,4 млн.долл.США (37,9 процента всего импорта) и 73,0 процента к уровню января-сентября 2009г.[3].

В настоящее время характер предпринимательского потенциала Узбекистана обусловлен переходным состоянием узбекской экономики. С одной стороны, Узбекистан продемонстрировал способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий советской экономики воспринимались исключительно негативно.

С другой стороны, многие рыночные структуры делают уверенные шаги, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок).

Еще одна важная задача - перевести большинство узбекских старых предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т.е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию. Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизированных и акционированных предприятиях новой культуры отношений между работниками, многие из которых

35

Новый университет. 2011. №1

ISSN 2221-7347

стали одновременно и собственниками, и управляющими, осознания акционерами своих прав и обязанностей.

В этой связи чрезвычайно важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса. Масштабное расширение сектора частной собственности, укрепление гарантий и формирование благоприятной среды для бизнеса названы Президентом Узбекистана И.Каримовым одними из приоритетов углубления экономических реформ что, помимо прочих мер, требует пересмотра в сторону снижения пока еще высоких расходов бизнеса, связанных с прохождением административных процедур в органах государственного управления и рыночных институтах.

Для расширения малого бизнеса и предпринимательства настало время законодательно определить новую организационно-правовую форму бизнеса - семейный бизнес.Эта форма организации бизнеса в нашей стране полностью соответствует сложившимся национальным традициям ведения бизнеса и объективным реалиям хозяйственной деятельности. Создание законодательной базы его организации позволит повысить правовые гарантии семейного бизнеса, создать условия для быстрого и широкого развития семейного бизнеса в различных сферах экономики и открытия новых рабочих мест[4].

В контексте стоящих в обозримой перспективе целей социальноэкономического развития четко определенные права собственности и система институтов, позволяющая эти права эффективно защищать, могут содействовать решению таких задач, как:

• расширение участия населения в предпринимательской деятельности через ограничение рисков, сопровождающих владение бизнесом, в том числе необходимости отвлечения ресурсов на защиту собственности, и, как следствие, сокращение имущественного неравенства в обществе;

• активизация инвестиционной деятельности, в том числе за счет привлечения иностранного капитала;

• реструктуризация экономики и повышение ее эффективности;

• сужение «теневой экономики».

Система институтов защиты прав собственности включает в себя ряд блоков, к которым можно отнести правовое регулирование отношений по вопросам и защите прав собственности, судебную систему и внесудебное разрешение споров, самоорганизующиеся структуры бизнеса и ряд других. Большинство базовых элементов этой системы в Узбекистане уже сложились (в периоде становления -внесудебные институты), но задачу обеспечения эффективности содействия собственникам в защите их прав еще предстоит решить. Существующие риски невыполнения условий сделок, недостаточные возможности защитить свои права при административно-правовых взаимоотношениях, недостаток информациипред-ставляют значительную проблему для бизнеса в Узбекистане, выдвигая защиту прав собственников и предпринимателей в приоритеты экономической политики государства.

Развитие институциональной среды защиты прав собственности - это одна из центральных задач политики государства в средне- и долгосрочной перспективе. Ее решение предполагает тесное сотрудничество с частным сектором. Формирование благоприятной институциональной среды защиты прав собственности

36

ISSN 2221-7347

Экономика и право

будет во многом зависеть от преобразований, направленных на изменение роли государства в экономике, повышение прозрачности механизма принятия государственных решений, укрепление независимости судебной власти, совершенствование функций законодательной и исполнительной властей. Это непрерывный и во многом «технический» процесс, подразумевающий совершенствование законодательства в сфере собственности, развитие механизмов судебной и внесудебной систем разрешения споров и защиты прав собственности, оптимизацию процедур налогового и таможенного администрирования и т.д.

Движущая сила институциональных преобразований в экономике - спрос, предъявляемый участниками рынка на правила экономических взаимодействий, а также способность государства/общества удовлетворить этот спрос в виде эффективно действующих правовых актов, неформальных соглашений и иных институтов.

Таким образом, в ходе реформ важны не только политическая воля, но и общественные институты, способствующие достижению целей политики. В этом контексте важен потенциал формирующегося в Узбекистане в результате развития малого и частного бизнеса среднего класса, естественного сторонника эффективных институтов защиты прав собственности.

Список литературы

1. Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. - Т.: Узбекистан,2009. - С.31.

2. Социально-экономическое развитие Республики Узбекистан за 9 месяцев 2010 года. - Т.:Госкомстат, 2010.

3. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://stat.uz/STAT/index.php?lng= 2&event=1722.

4. Каримов И.А.Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года // [Электронный ресурс] - режим доступа: http: //prezident.uz/#news/show/main/koncepciya_dalneyeshego_uglubleniya_d_1/ page/3/

Статья поступила в редакцию 07.02.2011.

КУРПАЯНИДИ Константин Иванович - кандидат экономических наук, доцент, соискатель ученой степени доктора экономических наук, Институт Экономики Академии Наук Республики Узбекистан (г.Ташкент).

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.