Научная статья на тему 'Концепция реализации инвестиционного потенциала индустриального предпринимательства в условиях модернизации национальной экономики Узбекистана'

Концепция реализации инвестиционного потенциала индустриального предпринимательства в условиях модернизации национальной экономики Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курпаяниди К. И.

В работе проведен системный анализ концепции реализации инвестиционного потенциала малого и частного предпринимательства в структуре промышленного производства национальной экономики Республики Узбекистан. Повышение конкурентоспособности субъектов малого бизнеса в первую очередь связано с эффективным использованием инвестиционного потенциала. В работе представлен анализ интересов органов управления регионами в развитии малого бизнеса и промышленности, а также использования инвестиционного преимущества. В результате анализа представлены предложения о региональном подходе к оценке результативности инвестиционных процессов малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция реализации инвестиционного потенциала индустриального предпринимательства в условиях модернизации национальной экономики Узбекистана»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 334.764

К. И. Курпаяниди

КОНЦЕПЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАНА

В работе проведен системный анализ концепции реализации инвестиционного потенциала малого и частного предпринимательства в структуре промышленного производства национальной экономики Республики Узбекистан. Повышение конкурентоспособности субъектов малого бизнеса в первую очередь связано с эффективным использованием инвестиционного потенциала. В работе представлен анализ интересов органов управления регионами в развитии малого бизнеса и промышленности, а также использования инвестиционного преимущества. В результате анализа представлены предложения о региональном подходе к оценке результативности инвестиционных процессов малого предпринимательства.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный потенциал, инвестиционная программа, инвестиционная деятельность, национальная экономика, промышленный потенциал, модернизация, региональные системы управления малым бизнесом.

На современном этапе развития национальной экономики Узбекистана происходит усиление конкурентной борьбы предпринимателей в сфере производства. В этих условиях производственное предпринимательство приобретает для экономики стратегически важное значение. Развитие производственного предпринимательства увеличивает предложения, стимулируя платежеспособный спрос, усиливает конкуренцию, оказывающую влияние на рост качества продукции и услуг, способствует снижению темпов инфляции и стабилизации цен. Все эти качественные изменения взаимосвязаны с процессом формирования и эффективного использования инвестиционного потенциала экономики. За годы независимости в Узбекистане сформирован благоприятный инвестиционный климат, законодательно установлена широкая система льгот, преференций и гарантий по защите прав и интересов иностранных инвесторов.

В результате в республике создано и успешно действует свыше 4,2 тысячи предприятий с иностранными инвестициями в ведущих отраслях и сферах экономики. Ежегодно осваивается более 3,0 млрд. долларов США иностранных инвестиций, преимущественно прямых, на долю которых приходится свыше 26,6 процента общего объема инвестирования в экономику страны, что является конкретным свидетельством растущего интереса и доверия иностранных инвесто-

© Курпаяниди К. И., 2012.

3

Новый университет. 2012. № 6 (16).

ISSN 2221-7347

ров к устойчивости и надежности экономики республики, перспективам ее развития. [1] При реализации в 2011 году Антикризисной программы мер, за счёт привлечения инвестиций, прежде всего, задействования внутренних ресурсов, приоритетным направлением стали ускоренная модернизация, техническое и технологическое обновление ведущих базовых отраслей экономки, дальнейшее развитие мощной современной сети транспортных и инфраструктурных коммуникаций.

Известно, что третья часть основных направлений Антикризисной программы мер, рассчитанной на 2009-2012 годы, направлена на расширение ресурсной базы в реальном секторе и меры обеспечения роста инвестиционной активности. За 2009 год для реализации программы, а именно для финансирования коммерческими банками проектов по модернизации, техническому и технологическому перевооружению было выделено всего 2,4 трлн. сумов инвестиционных кредитов, или в 1,6 раза больше по сравнению с 2008 годом. В частности, в 2009 году в рамках инвестиционной программы и отраслевых программ по технической модернизации было реализовано 690 инвестиционных проектов, из которых 303 проектов были успешно завершены. Общий объем инвестиций, вложенных в экономику в течение года, составил 8,2 млрд. долларов США, что по сравнению с 2008 годом больше почти на 24,8%. Объем привлеченных инвестиций вырос на 68%, и их основную часть составляют прямые инвестиции [2].

Инвестиционная программа Республики Узбекистан на 2011г. была утверждена Постановлением Президента Республики Узбекистан от 29.12.2010 г. №ПП-1455. Согласно Адресной части инвестиционной программы было предусмотрено реализация крупных и стратегически важных инвестиционных проектов, направленных на создание новых высокотехнологичных производств в сферах нефтегазовой, химической, текстильной, фармацевтической промышленности, а также улучшения качества питьевого водоснабжения, здравоохранения, образования, строительства автомобильных дорог и др.

В результате, по итогам 2011г. уровень выполнения прогнозных параметров привлечения иностранных инвестиций и кредитов по 150 проектам Адресной части Инвестиционной программы составил 120,5% к прогнозу года с обеспечением 117,9% го роста к показателям прошлого года.

Основная часть освоенных в прошедшем годе иностранных инвестиций приходится на нефтегазовую промышленность (66,1%), сферу коммуникации и информатизации (6,9%), легкую промышленность (3,3%), кредитные линии по развитию субъектов малого бизнеса (3,2%), сферу сельского и водного хозяйства (2,9%), сферу развития транспортной инфраструктуры (2,6%) и другие. За рассматриваемый период за счет реализации крупных и особо важных проектов Инвестиционной программы в экономику республики привлечены инвестиции из более 30 государств мира, в том числе из КНР, России, Германии, Южной Кореи, Японии, Нидерландов, Великобритании, Малайзии и др.

В 2011 году завершена реализация более 40 крупных и стратегически значимых проектов с общей проектной стоимостью расчетно 3,5 млрд.долл. [3] Для полной реализации Программы инвестиционных проектов, рассчитанной на 2009-2014 годы за счет всех финансовых источников намечается выделение средств в размере 42,5 млрд. долларов США. Самый высокий показатель инвестиционной программы на 2010 год приходилась на долю средств предприятий -42,6%, реализация осуществляется за счёт прямых инвестиций - 21,3%. По предварительным данным, в 2010 году доля кредитов коммерческих банков и других заемных средств, средств населения и Фонда реконструкции и развития составила 22,6% всех инвестиционных средств.

Одним из векторов реализации индустриального потенциала страны можно считать принятие Постановление Президента «О приоритетах развития промышленности Республики Узбекистан в 2011-2015 годах» [4]. Настоящим Постановлением одобрена «Программа о приоритетах развития промышленности Узбекистана на 2011-2015 годы», включающая в себя целевые показатели развития промышленности республики в ближайшие годы, а также перечень инвестиционных проектов, подготавливаемых к реализации или уже реализуемых в настоящее время. Всего за эти пять лет планируется освоить более $30 млрд. по 259 промышленным проектам. В рамках нового строительства будет освоено $23,05 млрд. Модернизация действующих

4

ISSN 2221-7347

Экономика и право

предприятий потребует $5,242 млрд. капиталовложений, а техническое и технологическое перевооружение предприятий различных отраслей - $1,783 млрд.

Программа включает в себя также 99 проектов, находящиеся в проработке. Их предварительная стоимость составляет $6,446 млрд. Кроме того, реформы промышленности предусматривают 158 перспективных инвестиционных проектов в топливно-энергетической, химической, металлургической отраслях, легкой промышленности, строительстве и машиностроении общей предварительной стоимостью в $10,98 млрд. Реализация утвержденной Президентом программы позволит довести рост промышленного производства с 8,3%, по итогам 2010 года, до 11,8%, прогнозируемых к 2015 году. В целом за пять лет объем производства должен вырасти в 1,64 раза - с 30,748 трлн. сумов до 50,412 трлн. сумов. Увеличится и доля промышленности в структуре ВВП - с 23,9% до 28%.

Из вышесказанного следует, что в стране основное внимание уделяется повышению средств предприятий и прямых инвестиций, модернизации производственной техники и технологических мощностей, повышению эффективности труда и этим путем достижению высоких доходов, способствующих обеспечению благосостояния страны. Интеграция совокупного производственного, инновационного и инвестиционного потенциала способствует максимальному обеспечению потребностей, созданию новых рабочих мест с наивысшей в данных условиях производительностью труда.

Инвестиционный потенциал и его формирование в современных условиях отражает систему инвестиционных возможностей производственных предприятий, прежде всего, в промышленности и иные виды потенциала, включая предпринимательский ресурс (рис. 1).

Рис. 1. Схема формирования инвестиционного потенциала

Инвестиционная деятельность формирует не только результаты использования в инвестиционном процессе ресурсов, но и объединяет множество внешних факторов. Инвестиционный процесс должен носить системный характер (табл. 1). Для эффективной реализации инвестиционных проектов необходимо отработать механизм снижения рисков их реализации, в числе которых риск нежизнеспособности проекта, риски потери темпов из-за недостатков организации денежных потоков, в т.ч. для уплаты налогов и других вмененных платежей, в том

5

Новый университет. 2012. № 6 (16).

ISSN 2221-7347

числе неуплаты задолженности и т.д. В то же время даже у эффективных проектов может наблюдаться временное снижение доходов вследствие ряда причин, в том числе из-за краткосрочного падения спроса на производимый продукт, снижения цен товаров из-за перепроизводства продукта на рынке. Поэтому предполагаемые ежегодные доходы от проекта должны быть рассчитаны таким образом, чтобы четко перекрывать максимальные годовые выплаты.

На основе концепции усиления народнохозяйственного подхода и эффективности деятельности предприятий, фирм и корпораций важен анализ рассматриваемых в правительственных, научных институтах программ развития страны на ближайшие годы и перспективу до 2016 г., а также обобщения опыта отдельных регионов.

Отработка методов регулирования рыночных механизмов хозяйствования предполагает базовую основу перехода от линейно-иерархических структур управления производства к организационно-информационным диалоговым системам саморегулирования предприятий путем разработки, реализации современных бизнес-планов, основанных на маркетинговом анализе производства и рынка.

Таблица 1

Система факторов организации инвестиционного процесса

Инвестиционные ресурсы, и источники:

•сырьевые ресурсы;

•финансы;

•мататериально-вещественные факторы производства;

•информация;

•технологическая база;

•ноу-хау;

•организация.

Стратегия

Коммуникации

Принятие

решений

Управление

Риски

Результаты (положительные): •увеличение стоимости инвестиционных ценностей;

•эффективность управления прибылью и затратами;

•рост занятости;

•социальные выгоды.

Результаты (отрицательные) •снижение стоимости инвестиционных ценностей;

•деформации в управлении;

•финансовые потери;

•негативные социальные последствия

Системный подход к обоснованию промышленной инвестиционной политики в увязке с задачами социально-экономического развития страны, ресурсным и интеллектуальным потенциалом будет способен определять стратегические инновационные и инвестиционные приоритеты развития отраслей промышленности. В этой связи структурная перестройка должна базироваться на прогнозах формирования региональных товарных рынков, рекомендациями отраслевого и республиканского звеньев государственного регулирования промышленного производства, эффективной работой маркетинговых служб предприятий. Наиболее острые вопросы развития производственных предприятий малого бизнеса видятся в проблемах первоначального накопления капитала, совершенствования нормативной базы и системы налогообложения, улучшения структуры спроса на внутреннем рынке. В связи с этим обозначены приоритеты государственной политики в области малого предпринимательства, как показал анализ, являются:

1) стабильные условия работы; 2) минимально необходимое регулирование, гарантирующее вход и выход с рынка; 3) положительный социальный статус предпринимателя; 4) действенное антимонопольное законодательство и правоприменительная практика; 5) специальные программы поддержки для отдельных групп предпринимателей; 6) сдерживающее влияние на уровень инфляции (монетарная, фискальная, бюджетная политика); степень риска в части специфичных страновых (административных) рисков.

При этом государство может выступать как коммерческий кредитор в случаях: а) возможности поддержки на старте; б) при выходе на внешний рынок; в) необходимости смягчения социальной политики.

В частности, эти меры возможны при: 1) субсидирование процентной ставки; 2) выдаче частичных гарантий; 3) гарантировании инвестиционных проектов по социально значимых секторам экономики.

6

ISSN 2221-7347

Экономика и право

В системе государственной поддержки приоритетными являются интересы регионов. Поэтому обоснованным представляется предложение о региональном подходе к оценке результативности инвестиционных процессов малого предпринимательства. Интересы органов управления регионом в развитии малого бизнеса промышленности в виде иерархической системы целей (рис. 2).

Рис. 2. Совокупность интересов региона в развитии малого бизнеса в промышленности

Таким образом, любое изменение риска малого бизнеса находит отражение в ставке дисконтирования денежных потоков, инициированных управленческими решениями. Методическое единство способов расчета регионального и корпоративного эффектов должно основываться на максимизации синергетического эффекта от дисконтирования получаемых денежных потоков. Это позволяет решать вопросы согласования интересов субъектов, хокимиятов и предпринимателей в проектах инвестирования предприятий промышленности, расположенных на территориях, в том числе программ поддержки малого бизнеса по приоритетным направлениям. Для межрегиональных сравнений следует использовать удельные (в расчете на душу населения) показатели региональной эффективности малого бизнеса.

Интересы субъектов и региональных администраций в развитии производственного предпринимательства, с учетом сложившейся в регионе ситуации должны иметь различный уровень приоритетности, и представлены в виде иерархической системы. С позиций стратегического развития экономики региона, его производственной сферы, приоритетными объектами государственной поддержки должны стать инвестиционные проекты, способствующие наи-

7

Новый университет. 2012. № 6 (16).

ISSN 2221-7347

большему аккумулятивному результату в расчете на единицу ресурсов, расходуемых на их поддержку.

Эффективность региональной системы управления малым бизнесом, в том числе программы инвестиционно-финансовой поддержки, предлагается оценивать по двум способам расчета. Первый состоит в определении региональной эффективности как текущей стоимости социально-экономических результатов управления производством. Критерием в этой схеме представляется оценка рыночной стоимости предпринимательства для региона как дисконтированное значение совокупного денежного потока, инициированного деятельностью местных органов управления.

Исходя из вышеизложенного, необходимо сделать следующие выводы:

1. Развитие инвестиционной деятельности в сфере производства возможно на основе комплексного подхода к выявлению и структуризации инвестиционных возможностей предприятий и регионов в области формирования необходимых источников инвестиционных ресурсов и использования эффективных инвестиционных инструментов в целях интенсификации производственного предпринимательства.

2. Наращивание и эффективное использование инвестиционного потенциала производственного предпринимательства в Узбекистане в сформировавшихся условиях связано с необходимостью преодоления дефицита инвестиционных ресурсов в сфере производства. Оно зависит от рационального поведения владельцев инвестиционного капитала, и инвестиционных товаров, способных, с одной стороны, выработать приемлемые механизмы инвестирования, с другой, - предложить качественные инвестиционные продукты, что будет способствовать их беспрепятственному обмену на инвестиционном рынке.

3. В свою очередь, повышение эффективности производственного предпринимательства, зависит от рационального комбинирования мер государственного регулирования и прямой поддержки инвестиционного предпринимательства в сфере производства на государственном республиканском, региональном и местном уровнях. К числу первостепенных мер рыночного регулирования следует отнести переход от прямых субсидий к целевым субвенциям, многосубъектное софинансирование наиболее значимых производственных проектов за счет бюджетных и частных вложений, предоставление государственных и муниципальных гарантий коммерческим банкам, осуществляющим кредитование долгосрочных производственных проектов, принятие мер по снижению рисков инвесторов, в частности за счет их перераспределения между государственными, инвестиционными и страховыми организациями.

4. Формирование инвестиционных ресурсов возможно на основе системного использования методов диверсификации инвестиционного портфеля предприятий и корпораций, организации экономически выгодной трансформации накоплений и сбережений юридических и физических лиц в инвестиционные ресурсы производственного предпринимательства, включая концентрацию средств на разработку новой техники и технологий.

5. Эффективным инструментом развития инвестиционной деятельности должна стать система региональной организации инвестиционных источников и инструментов в обеспечении производственных проектов предприятий с учетом адекватного обеспечения экономических и социальных потребностей регионов Узбекистана. В этих целях необходимо осуществить систематизацию разнопрофильных инвестиционных проектов производственных предприятий с позиций получения синергетического эффекта от привлечения инвестиционных возможностей региона.

Библиографический список

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций» // «Народное слово» 11 апреля 2012 г. № 70 (5460).

2. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. -Доклад Президента Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год // Народное слово, 30 января 2010 года.

8

ISSN 2221-7347

Экономика и право

3. Социально-экономическое развитие Республики Узбекистан. - www.stat.uz

4. http://www.mfer.uz/rus/inostrannie_investiii/informaiya_o_xode_realizaii_investiionnix_programm_i_ proektov/realizaii_investiionnoy_programmi_respubliki_uzbekistan/

5. О приоритетах развития промышленности Республики Узбекистан в 2011-2015 годах. Постановление Президента Республики Узбекистан (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2010г., № 50, ст. 472; 2011 г., № 50, ст. 512).

6. Курпаяниди, К. И. Современные тенденции развития предпринимательства в сфере промышленного производства: региональный аспект / К. И. Курпаяниди: монография. - Т.: Иктисодиёт, 2010. -160 с.

Статья поступила в редакцию 03.06.2012.

КУРПАЯНИДИ Константин Иванович - кандидат экономических наук, доцент, соискатель ученой степени доктора экономических наук, Институт экономики Академии наук Республики Узбекистан (г. Ташкент).

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.