Новый университет. 2013. № 8 (30)
ISSN 2221-7347
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 338.2 (330.3)
К.И. Курпаяниди
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ АКТИВИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ФЕРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАНА)
В работе проведен системный анализ различных подходов к определению инноваций. Инновации рассмотрены в контексте с социальноэкономического развитием Ферганской области, дана характеристика основным направлениям активизации инновационной деятельности в регионах Узбекистана. Автором обоснована необходимость разработки регионального компонента в национальной инновационной политике государства.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие региона, реги-оналистика, инновационная стратегия, инновации, инновационный климат, инновационная активность.
Особенность перехода к инновационно-ориентированному типу развития экономики Узбекистана состоит в том, что возрастание глобальной конкуренции создает вызовы, которые предстоит решать в ближайшие годы:
- важнейшей характеристикой мирового инновационного развития становится конкуренция за качественный человеческий капитал, а растущая мобильность высококвалифицированного персонала обеспечивает распространение знаний;
-роль информационных технологий в процессе распространения знаний становится все более актуальной для дальнейшего роста инновационной активности, процессы распространения знаний вышли за пределы отдельных экономик;
-глобализация заставляет компании конкурировать на все более высоких уровнях технологий и в тоже время стимулирует процессы специализации и локализации инноваций.
В современной экономической системе одним из ключевых факторов социальноэкономического развития региона является активизация инновационной деятельности. Влияние инноваций на динамику экономического развития давно стало предметом пристального внимания ученых. Этим проблемам посвящены труды Кондратьева Н.Д., Вернадского В.И., Шумпетера Й., Менша Г. и других ученых. Так, Кондратьев Н.Д. показал, что в период нестабильности, кризиса и зарождения нового цикла создаются предпосылки для освоения научных открытий и крупных технических изобретений, позволяющих преодолевать кризисные явления и выходить на новые рубежи технологического и экономического развития [1].
© Курпаяниди К.И., 2013.
52
ISSN 2221-7347
Экономика и право
Вернадский В.И. раскрыл взаимосвязь процессов развития природы и общества, сущность ноосферы, он утверждал, что разум такая же вечная составляющая бытия, как материя и энергия [2]. Шумпетер Й. под инновацией подразумевал результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей. Он отмечал, что радикальные инновации определяют облик крупных перемен в мире, тогда как инкрементальные (улучшающие, модификационные) инновации наполняют собой процесс изменений непрерывно [3]. Менш Г. подтвердил статистически учение Кондратьева Н.Д. и Й. Шумпетера о длинных волнах технологической динамики и ведущей роли в них инноваций. Он выделял не только базисные и улучшающие нововведения, но и псевдоинновации (рационализирующие инновации) - деятельность, результатом которой является частичное улучшение характеристик (иногда второстепенных) существующих, в том числе и в значительной степени устаревших видов продукции, поколений техники и технологий. Они выступают в качестве паллиатива реальным инновациям, позволяя удержаться на рынках морально устаревшей продукции, сохранить неэффективные технологические процессы. [4].
Исследование вопросов развития инновационной сферы и перехода национальной экономики Узбекистана на инновационный путь развития отражены в работах узбекских ученых Р.А. Алимова, Т.М. Ахмедова, Б.А. Бегалова, С.А. Воронина, Б.А. Исламова, Л. Максаковой, А.Ф. Расулева, Д.В. Тростянского.
Тенденции и перспективы глобальной инновационно-технологической динамики раскрыты в трудах А.Ф. Расулева, Д. В. Тростянского, Т.М. Ахмедова. Эти ученые развили идеи своих предшественников и разработали методологию интегрального макропрогнозирования, а также применили ее для разработки долгосрочного прогноза инновационно-технологического развития Республики Узбекистан [5]. Другие ученые также подчеркивают влияние инноваций на динамику развития экономики, отмечая, что выход из экономического кризиса, в том числе и нынешнего, сопряжен с резким подъемом инновационной активности и становлением нового технологического уклада, именно нововведения и внедрение инноваций способны преодолеть депрессию [6]. Таким образом, сегодня, когда говорят об инновациях, то в первую очередь подразумевают нововведение (novatio - букв. «обновление», «изменение»), причем это нововведение, связанное с некими значительными, принципиальными переменами, поэтому novator - «обновитель», т.е. человек, претворяющий в жизнь новые, прогрессивные идеи, внедряющий новые приемы и методы в той или иной области деятельности. Аналогично to innovate означает «осуществлять нововведения», «производить перемены», «внедрять новшества». Вообще, термином innovatе в английском языке обозначается фирма, применяющая новую технологию, создающая новую продукцию.
Из вышеизложенного следует, что учеными неоднократно показано, что инновации находятся в сердцевине экономического прогресса. Это в полной мере применимо и к региону, экономическое развитие которого напрямую зависит от интенсивности инновационной деятельности на его территории. В связи с этим актуализируется вопрос о путях активизации инновационной деятельности в регионе. Начальным пунктом инновационной деятельности являются фундаментальные научные исследования и разработки, конечным - внедрение и использование инновационных продуктов. Следовательно, основным ресурсом являются научные знания, а движущей силой - рыночный спрос. Это предполагает поддержку науки, коммерциализацию результатов инновационной деятельности и стимулирование спроса на инновационные продукты. Таким образом, необходима продуманная инновационная политика в регионе, нацеленная на развитие научных исследований и разработок, рост объемов производства и реализации наукоемкой продукции, решение социальных проблем с использованием новейших технологий. Для практического воплощения этих целей необходимо создать в регионе систему поддержки и продвижения инноваций, активизации инновационной деятельности. Региональная инновационная система, являясь, с одной стороны, элементом социально-экономической системы региона, позволит учесть особенности его инновационного потенциала, с другой стороны, являясь частью национальной инновационной системы, обеспечит инновационное развитие региона в соответствии с общенациональным вектором.
53
Новый университет. 2013. № 8 (30)
ISSN 2221-7347
Одной из важнейших задач при формировании региональной инновационной системы является создание инфраструктуры инновационной деятельности в регионе. В настоящее время в инфраструктуре инновационной деятельности выделяют производственно-технологическую, консалтинговую, финансовую, кадровую, информационную и сбытовую составляющие [7].
Технологическая составляющая, направленная на создание условий для доступа предприятий (особенно субъектов малого и частного предпринимательства) к производственным ресурсам, включает технопарки, бизнес инкубаторы, инновационно-технологические комплексы, технико-внедренческие зоны и т.п. Роль консалтинговых организаций (центров трансфера технологий) заключается в том, что они обеспечивают доступ к профессиональным консультациям даже небольшим инновационным предприятиям, мало знакомым с особенностями инновационной деятельности в регионе [8].
Финансовая составляющая тесно связана с инвестициями, поэтому необходимо также развивать инфраструктуру регионального инвестиционного рынка. К основным институтам инфраструктуры инвестиционной деятельности региона относятся: государственные, муниципальные и коммерческие банки, инвестиционные компании и фонды, фондовые биржи и фондовые магазины, аудиторские и консалтинговые фирмы, страховые компании, пенсионные фонды, финансово-промышленные группы и компании, ипотечные банки, риэлтерские фирмы и другие структуры, аккумулирующие средства юридических и физических лиц и обеспечивающие их выгодное размещение. Особое внимание при этом следует обратить на организацию территориальных отделений (филиалов, представительств) институтов инвестиционного рынка в муниципальных образованиях региона.
Кадровая составляющая должна предусматривать не только подготовку высококвалифицированных кадров в регионе, но и их удержание путем создания благоприятных условий жизни.
Информационное обеспечение инновационной деятельности в регионе представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора данных, необходимых для принятия обоснованных решений в инновационной сфере региона. Региональные власти как один из главных участников инновационного процесса обладают самым большим количеством источников информации. Помимо общедоступных источников, используемых остальными участниками инновационных процессов в регионе, они имеют свои специальные службы, которые занимаются сбором информации. Коммерческие организации не обладают такими возможностями для сбора информации, какие имеют государственные органы. Коммерческие подборки информации, как самостоятельные информационные продукты, являются вторичной переработкой (часто - некачественной, в силу ограниченности доступа к первоисточнику) информации, собираемой различными государственными структурами. Государственное участие в информационной поддержке инновационной деятельности является необходимым элементом региональной инновационной системы, особенно в тех случаях, когда в регионе происходит изменение экономических или правовых условий инновационной и инвестиционной деятельности. В этом случае особое значение приобретают актуальность сведений, доверие к источнику информации и уровень затрат на получение данных в нужном формате.
Сбытовая составляющая в инфраструктуре инновационной деятельности связана с коммерческой привлекательностью инноваций, поэтому необходимо повысить качество инновационных продуктов, обеспечить их продвижение и сопровождение. Необходимо формирование института поддержки малого инновационного предпринимательства, в частности речь идет о создании Национального инновационного фонда, который может быть финансирован за счет госбюджета и отчислений части прибыли, полученной от внедрения инновационных товаров, разработанных отечественными учеными.
Повышение эффективности формируемых институтов трансфера инновационных продуктов и технологий от разработчиков к производителям. В этом направлении было актуально формирование Центра по трансферу инноваций и технологий при Академии наук Узбекистана, а также создание инновационных инжиниринговых центров на базе отраслевых НИИ.
54
ISSN 2221-7347
Экономика и право
В целях стимулирования спроса на инновации необходимо заинтересовать в их внедрении потенциальных потребителей и обеспечить сопровождение инновационных проектов. В этом направлении необходимо, прежде всего, широкое распространение информации о созданных инновационных продуктах, их достоинствах и возможностях. Подобная информация конкретизирует цели внедрения инноваций, показывает, что с их помощью будет достигнуто и какие недостатки будут устранены.
Особо следует отметить, что объекты инновационной инфраструктуры могут решать лишь часть проблем и успешное развитие инновационной деятельности не может быть поставлено исключительно в зависимость от наличия или количества соответствующих объектов инфраструктуры. Для активизации инновационной деятельности в регионе необходима также благоприятная нормативно правовая база [9].
Кроме того, необходимо провести анализ подготовленности и восприимчивости региона к нововведениям, выявить, обладает ли он достаточными для этого финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, определить основные барьеры на пути инноваций. Необходимо раскрыть и оценить инновационный потенциал региона.
По нашему мнению, инновационный потенциал региона представляет собой совокупность интеллектуальных, материально-технических, информационных и других ресурсов, предназначенных для собственного развития, что открывает возможности для появления инновационной восприимчивости и активности. Он предстает в виде научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций, экспериментальных производств, опытных полигонов, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций.
Современная инновационная система Ферганской области Узбекистана представляет собой совокупность организационных, законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности. Хотя национальная инновационная система Узбекистана находится в стадии своего формирования, она имеет все необходимые базовые элементы для осуществления инновационной деятельности. Так, Ферганская область обладает высоким образовательным и научным потенциалом. В регионе располагаются 3 высших образовательных учреждения, 2 филиала центральных ВУЗов страны, 7 научно- исследовательских учреждения, 156 учреждения среднего и среднего-специального профессионального образования, в том числе 12 академических лицеев и 144 колледжей [10]. Возможности образовательной системы позволяют обеспечить развитие экономики региона в инновационном формате.
Одной из ключевых задач региональных властей является формирование инфраструктуры подготовки, привлечения и удержания высококвалифицированных кадров. Наиболее эффективные элементы данной инфраструктуры — программа предоставления жилья квалифицированным специалистам, создание комфортной среды обитания. В настоящее время в Ферганской области, в соответствии с Постановлением Президента Узбекистана от 15 ноября 2011 года № 1641, поэтапно формируется доступная и качественная транспортно-логистическую система, которая по завершению реконструкции в 2015 году позволит свободно перемещать материальные потоки как внутри области, так и по всей стране [11].
Проведенные нами исследования показали, что в регионе имеются предпосылки для активизации инновационной деятельности. Преимущества развития региона по инновационному сценарию подтверждают результаты SWOT-анализа, представленные в таблице 1.
Инновационный сценарий социально-экономического развития Ферганской области следует рассматривать как приоритетный (целевой), так как его реализация позволит повысить эффективность экономики, удерживать требуемые темпы развития и более эффективно использовать имеющийся человеческий потенциал. Для Ферганской области, инвестиционный потенциал которой достаточно высок, на первое место выходит вопрос осуществимости инноваций. Для нормального инновационного процесса необходима благоприятная институциональная среда, в которой инновации востребованы и осуществимы [12].
55
Новый университет. 2013. № 8 (30)
ISSN 2221-7347
Таблица 1
SWOT-анализ инновационного сценария развития Ферганской области
S (сильные стороны): W (слабые стороны):
1. Наличие развитой системы профессионального образования; 2. Значительный научно-исследовательский потенциал. 3. Ёмкий внутренний и внешний рынок. 4. Приток прямых иностранных инвестиций. 5. Высокая конкурентоспособность инновационных продуктов на мировых рынках. 6. Создание и развитие собственных брендов, снижение зависимости от импорта иностранных технологий. 7. Гибкость экономики за счёт формирования сегмента малого и частного предпринимательства. 8. Рост производительности труда. 9. Государственная поддержка ключевых отраслей экономики. 1. Отсутствие подготовленных промышленных площадок в инвестиционно привлекательных территориях республики. 2. Отставание от регионов-конкурентов таких как Ташкентская, Навоийская и Самаркандские области в создании инновационной инфраструктуры. 3. Отсутствие крупных корпораций, способных сыграть роль стратегического инвестора. 4. Дефицит реальных конкурентоспособных производственных проектов.
O (возможности): T (угрозы):
1. Поддержание роли региона как исторически сформировавшегося передового промышленного центра Ферганской долины. 2. Формирование конкурентоспособных кластеров. 3. Технологический рост производств. 4. Освоение новых рынков. 5. Создание новых рабочих мест, требующих современных ключевых компетенций. 6. Приток в регион. 7. Диверсификация экономики региона, повышение её конкурентоспособности. 8. Повышение производительности экономики и рост благосостояния населения Ферганской области. 1. Сокращение сектора традиционной индустрии. 2. Высвобождение значительного количества работников вследствие технологической модернизации. 3. Последствия мирового экономического кризиса. 4. Возможный рост экологической нагрузки.
В Узбекистане сформирована законодательная база инвестиционной деятельности и система государственной поддержки инновационных и инвестиционных проектов, включающая:
•подготовку свободных производственных площадок с подведением всех необходимых инженерных коммуникаций до границ участка;
•установление фиксированного срока рассмотрения заявок на выделение земельных участков для реализации инвестиционных проектов;
•нормативно-правовую базу, обеспечивающую льготы по налогу на имущество организаций и пониженную ставку налога на прибыль организаций, льготные ставки арендной платы инвесторам, проекты которых получили статус приоритетных;
•систему эффективного сопровождения проекта на всех стадиях его реализации; •сформированный залоговый фонд из числа объектов, находящихся в региональной собственности, для предоставления инвесторам залоговой базы в целях обеспечения банковских кредитов.
Вместе с тем, необходим системный подход, включающий определение стратегических приоритетов региона в сфере инноваций и механизма их реализации. Это актуально не только для Ферганской области, но и для большинства регионов Узбекистана.
56
ISSN 2221-7347
Экономика и право
Актуальность и необходимость стратегического планирования инновационной деятельности в регионе обусловлена следующими обстоятельствами:
■стратегическое планирование — наиболее адекватный способ консолидации усилий администрации и общества в решении различных социальных и экономических проблем в регионе;
■разработка стратегического плана способствует укреплению взаимоотношений с общественностью, улучшению имиджа региона, создает единый вектор усилий всех активных сил в регионе;
■стратегический план является обязательным и признанным в мировой практике элементом в системе документов, обеспечивающих регулирование развития территорий;
■наличие стратегического плана - обязательное требование, выдвигаемое при реализации крупных инвестиционных проектов с иностранным участием.
По нашему мнению, именно стратегический подход, подкрепленный проработанной научно-методической базой и практическими инструментами реализации стратегии, позволит активизировать инновационную деятельность в регионе, нацеливая ее в долгосрочной перспективе на решение актуальных задач социально-экономического развития региона.
Библиографический список
1. Макашева Н. Загадка Н.Д Кондратьева: неоконченная теория динамики и методологические проблемы экономической науки // Вопросы экономики. 2012.
2. Глазачев С.Н. Ноосферные идеи Вернадского и современное образование //Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. 2012.
3. Хотяшева О.М., Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. 2 изд. Издательский дом "Питер", 2013.
4. Mensh G. Stalemate in technology: innovation overcome the depression // Cambridge, Mass. 1979.
Т. 241.
5. Институциональные императивы инновационного развития национальной экономики. Материалы Республиканской научно-практической конференции. Ташкент: Молия, 2012.
6. Курпаяниди К.И. Экономические институты в условиях институциональных преобразований // Новый университет. 2013. № 5. С. 4-9.
7. Расулев А.Ф., Тростянский Д.В. Разхвитие инновационной деятельности экономики в посткризисный период // Экономика и финансы. 2011. № 1. С. 8-10.
8. Рощин А.А. Инновационная волна как завершающая стадия трансформационного цикла //Новый университет. 2012. № 10. С. 7-11.
9. Абдуллаев А.М., Курпаяниди К.И. Роль инновационной составляющей в предпринимательстве // Экономическое возрождение России. 2012. Т. 2.
10. Официальный сайт Центра среднего специального, профессионального образования Республики Узбекистан. Электронный ресурс: http://markaz.uz/akademik-litseylar.html. дата обращения 30 июля 2013 г.
11. О мерах по реализации генерального плана г. Ферганы, строительству и реконструкции объектов социальной и транспортно-коммунальной инфраструктуры на период 2012-2015 гг. Постановление Президента Республики Узбекистан от 15 ноября 2011 г. № 1111-1641.
12. Курпаяниди К. Некоторые вопросы состояния и эффективной деятельности инфраструктуры малого бизнеса в Узбекистане (на примере Ферганской области) // Экономическое возрождение России. 2010. №. 4. С. 167-173.
Статья поступила в редакцию 30.07.2013.
КУРПАЯНИДИ Константин Иванович - кандидат экономических наук, доцент, Ферганский политехнический институт, Узбекистан.
57