Новый университет. 2011. № 7.
ISSN 2221-7347
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
УДК 338.2
К. И. Курпаяниди
ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Статья рассматривает инновационную деятельность субъектов малого и частного предпринимательства. В работе проведен анализ экономических категорий как «инновационная деятельность», «классификация инноваций», «инновационный товар» определены подходы к активизации экономического роста посредством формирования инновационной среды, инновационной инфраструктуры в системе частного бизнеса.
Ключевые слова: инновации, классификация инноваций, инфраструктура, инновационный товар, национальная инновационная система.
Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов поставил перед страной задачу построения нового общества, базирующегося на инновациях, на самых передовых технологиях. Глава государства отмечает: «Мы должны думать о посткризисном периоде нашего развития, выработке глубоко продуманной долгосрочной Программы целевых проектов по модернизации и техническому обновлению базовых отраслей нашей экономики, внедрению современных инновационных технологий, призванных дать мощный толчок по выходу Узбекистана на новые рубежи, обеспечивающие конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке.
Вот та задача, откладывать которую мы не имеем права, если хотим жить не только сегодняшним, но и завтрашним днем, если думаем о нашем будущем» [1].
Это означает преобразование экономики всей страны на принципиально новых основах, соответствующих современным, быстроменяющимся условиям глобализации
© Курпаяниди К. И., 2011.
10
ISSN 2221-7347
Экономика и право
мировой экономики, научно-технической революции, обществу знаний. Перспективы развития любого государства в XXI веке предопределяются тем, в какой мере они будут в состоянии поставить на службу прогрессу имеющийся интеллектуальный капитал в целях ускоренного коренного обновления всех сфер национального хозяйства, постоянного внедрения эффективных нововведений во всех областях производства. По имеющимся расчетам только за счет массового внедрения инноваций в процессы труда и управления реально в Узбекистане увеличить ВВП примерно на 50-60%.
В основе инновационного пути развития экономики лежит процесс поиска, подготовки, создания, реализации и коммерциализации нововведений, то есть обеспечение превращения идеи непосредственно в инновацию. Современное конкурентоспособное производство невозможно без полной реализации научно-технического потенциала, при этом важное значение приобретает не только количество, но и качество научнотехнических ресурсов, совершенствование управления инновациями, системы поддержки изобретений. Инновационные процессы присущи каждому этапу исторического развития общества. По мере накопления знания и опыта совершенствовались как общественно-политические, так и научно-производственные формы взаимодействия между хозяйствующими субъектами, регионами, государствами. Вследствие чего роль инноваций, причины их возникновения, динамика, механизм распространения, характер воздействия на экономический рост и развитие активно исследуются учеными-экономистами [1].
В настоящий момент экономике Узбекистана свойственна многоукладность, где каждый технологический уклад находится в определенной фазе своего жизненного цикла - стагнации и отмирания, зрелости, интенсивного роста или фазе зарождения. Данная ситуация обусловлена рядом факторов, среди которых:
■ наличие рисков;
■ неэффективное управление инновационным процессом;
■ низкий процент производства и внедрения инноваций, а также новых технологий;
■ недостаточная развитость венчурного бизнеса в стране;
■ неопределенность в законодательной и нормативно-правовой сфере;
■ низкая инновационная активность предпринимательства, недостаточное финансирование исследований и разработок государством и нечеткая диверсификация финансирования инновационного процесса [2].
Множественность теоретических подходов к категории «инновации», неоднозначность их классификаций, отсутствие единой методологии в исследованиях, а также неопределенность в понятии инновационной политики затрудняют формирование долгосрочной стратегии технико-экономического развития страны на базе внедрения передовых инновационных технологий. Вследствие чего особую актуальность приобретает исследование, направленное на анализ степени влияния инноваций субъектов предпринимательской среды на экономический рост [3, 4].
В настоящий момент существует множество вариантов классификаций инноваций по различным признакам, причем некоторые их признаки частично перекрываются между собой, а отдельные виды инноваций, выделенные по тем или иным признакам, дублируют друг друга. В связи с этим, в зависимости от объекта и предмета исследования инновации рассматриваются как: процесс, результат, система, изменение.
На наш взгляд, инновации - это принципиально новый продукт или технология, являющаяся конечным результатом целенаправленной инновационной деятельности, 11
11
Новый университет. 2011. № 7.
ISSN 2221-7347
носящей рисковый характер. Инновационный процесс - это процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта. Инновационная деятельность субъектов предпринимательства представляет собой механизм разработки, создания и внедрения новых товаров, услуг, технологий, которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем, а их реализация будет обеспечивать доходы и обеспечивать конкурентоспособность компаний.
Анализ категории «инновации» [2] позволил сделать вывод о том, что ключевым критерием классификации выступает критерий по потенциалу и степени новизны, который отражает уровни технико-экономического прогресса общества и определяет деловые циклы и волны. В целом, инновации могут быть классифицированы следующим образом (рис. 1).
*
Рис. 1. Классификация инноваций
*
Составлено автором в процессе исследования.
12
ISSN 2221-7347
Экономика и право
В общем виде инновационный процесс проходит в несколько этапов, включающих в себя определенные подэтапы, в рамках которых идея превращается в новшество, нововведение и непосредственно в инновацию (рис. 2).
Сегодня в экономической литературе существует ряд мнений о том, что инновация является продуктом, товаром, благом или общественным благом. Мы согласны с авторами, утверждающими, что общественным благом могут являться лишь социальные инновации и с некоторой долей допущений эпохальные инновации. Инновации являются частным благом, при условии развития от продукта до непосредственно товара, реализуемого на рынке.
Характерной чертой современного экономического роста является появление и внедрение новых прорывных технологий, использующих последние достижения науки (так называемых макротехнологий), формирование национальных инновационных систем, интегрированных как на мезо- так и на макроуровне и охватывающие комплекс институтов, сопровождающих внедрение инноваций и распределение новых технологий. Наличие макротехнологий является своего рода показателем научно-технического развития страны, притока в страну иностранного капитала, ускорения и укрепления отношений с мировыми инновационными рынками, повышения конкурентоспособности страны.
В основе макротехнологий лежат технологические процессы, преимущественно без учета социальных технологий, развития человеческого капитала. То есть это технологии, призванные изменить технологическую базу страны. На сегодняшний день стра-нами-лидерами в макротехнологиях являются США, Германия, Япония.
Однако, наряду с макротехнологиями следует различать метатехнологии, специфика и ключевая отличительная черта которых состоит в том, что сам факт их применения автоматически делает для любой применяющей их стороны невозможной всякую конкуренцию с разработчиком этих технологий.
Метатехнологии направлены на воздействие непосредственно на человека, и только через него и с его помощью - на воздействие и преобразование технологического базиса экономики. Необходимо заметить, что технико-экономическое развитие глобальной экономики свидетельствует о том, что базисом смены технологических укладов являлись радикальные продуктовые и процессные инновации, без применения новейших технологий в управлении человеческим капиталом, вследствие чего и пятый технологический уклад построен на применение технологий отраслей high-tech.
Поэтому развивающийся шестой технологический уклад, а в Узбекистане только зарождающийся, должен быть основан на применении не только технологий high-tech, но с включением метатехнологий. В связи с этим необходимо выработать национальную систему приоритетов не только в области критических технологий, но также и в области новейших методов управления человеческим капиталом и его применением, определить механизм взаимодействия с мировым рынком наукоемкой продукции на основе развития фундаментальной и прикладной науки, а также механизма коммерциализации и трансфера технологий, что позволит развить эффективную и конкурентоспособную промышленность, технологическую независимость и экономическую безопасность страны.
13
Новый университет. 2011. № 7.
ISSN 2221-7347
Рис. 2. Основные этапы разработки инновационного товара
Составлено автором в процессе исследования.
14
ISSN 2221-7347
Экономика и право
Мониторинг динамики развития рынка инноваций позволил сделать вывод о том, что отечественный рынок инноваций представляет собой совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе обмена продуктами инновационной деятельности участников инновационного процесса во взаимовыгодных пропорциях. Вследствие чего, инновационные продукты, поступающие на рынок инноваций и прошедшие коммерческий обмен, выступают как товар (рис. 3).
направление в консалтинге, которое активно используется в менеджменте. К коучу обращаются на индивидуальную консультацию для достижения той или иной цели: развитие лидерских качеств, разрешение конфликта, повышение личных продаж и т.п.
Рис. 3. Рынок инноваций и его инфраструктура
Коучинг - специфическое
В современном Узбекистане рынок инноваций находится на начальном этапе становления и имеет ряд особенностей, связанных с состоянием экономики. В целом рынок инноваций можно разбить на несколько крупных игроков: промышленные компании, венчурные технологические фонды, государственные фонды поддержки НИОКР и инноваций, иностранные компании, малые инновационные фирмы.
Крупные отечественные компании самостоятельно инвестируют средства в технологии, а также создают фонды, специализирующиеся на новых технологиях. К таким компаниям относятся Национальная холдинговая компания «Узбекнефтегаз», Узфарм-саноат, Ассоциация «Узпахтасаноат», Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво
15
Новый университет. 2011. № 7.
ISSN 2221-7347
йуллари», Акционерная компания «Узавтосаноат», Государственно-акционерная железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари», ГАК«Узбекэнерго», ГАК «Уз-бекенгилсаноат» каждая из которых ведет исследования в интересующей ее отрасли, непосредственно связанной с основным бизнесом, поддерживает соответствующие научно исследовательские учреждения [3].
Следующий сегмент инновационного рынка составляют немногочисленные венчурные технологические фонды.
Третий субъект рынка инноваций представлен государственными фондами и рядом целевых программ поддержки инновационного бизнеса, финансирующими разные стадии развития инновационного бизнеса.
Также участником рынка инноваций в Узбекистане являются международные корпорации, занимающиеся скупкой технологий и бизнеса, переманивающие перспективных ученый и специалистов, а также открывающие собственные специализированные исследовательские центры.
Еще одним потенциально перспективным участником инновационного сектора Узбекистана могут стать крупные иностранные технологические венчурные фонды. Это такие известные лидеры мирового венчурного бизнеса, как Moorgate Capital Management, Intel Corporation, Oracle Venture Fund, Baring Vostok Capital Partners, Kleiner Perkins, Caulfield Byers, Accel Partners, New Enterprise Associates и Draper Fisher Jurvet-son [4].
В настоящее время в мировой практике все большую роль в финансировании науки (в том числе фундаментальной) и научных исследований приобретают эндаумент-фонды или фонды целевого капитала, целью которых является финансовая устойчи-
вость и развитие грантополучателя, социальной инфраструктуры, разработка и диффузия инноваций. Наибольший успех эндаументы получили в США, где они функционируют при университетах, причем в 2009 г. около 70 фондов переступили порог в 1 млрд. долл. США, а крупнейший фонд, принадлежащий Гарвардскому университету, в 2009 г. составлял около 30 млрд. долл. США [5].
Для достижения цели государственной политики в области развития национальной инновационной системы необходимо, прежде всего, учитывать зарубежный опыт регулирования инноваций, а также усилить государственную поддержку и обеспечить совместную с предпринимательским сектором экономики реализацию важнейших инновационных проектов национального значения в приоритетных конкурентоспособных секторах внутреннего и мирового рынков высокотехнологичной продукции; обеспечить ускорение процессов интеграции научной, образовательной, производственной деятельности для экономически эффективной реализации программ повышения конкурентоспособности экономики на мировом рынке. По нашему мнению, необходимо придерживаться концепции, синтезирующей неоинституциональный и эволюционный подход, наряду с проведением структурной, инвестиционной, денежно-кредитной, фискальной политики с целью достижения социально-экономического развития страны, повышения ее конкурентоспособности, обеспечения экономической безопасности и ускорения экономического роста.
Эндаумент-фонды (endowment) отличаются от обычных благотворительных фондов тем, что направляют на свои цели, главным образом, не пожертвования доноров, а инвестиционный доход от сформированного донорами капитала. При этом доноры имеют право четко указывать, на что может быть потрачен полученный фондом доход. Чаще всего эндаумент-фонды создаются для финансирования организаций образования, медицины, культуры. Наиболее известный эндаумент-фонд - Нобелевский.
16
ISSN 2221-7347
Экономика и право
Библиографический список
1. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана / И. А. Каримов, И. Каримов. - Т.: Узбекистан, 2009.- 56 с.
2. Инновации. иКЬ:ййр://ги.'тктрей1а.огр/аткт/инновация.
3. Социально-экономическое развитие Республики Узбекистан в 2010 году. - Т.: Госкомстат, 2011.
4. Инновации и предпринимательство.URL: http://www.innovbusiness.ru/content/section_r_ 1FB42313-9503-49DF-A002-5435C1354BC6.html.
5. Harvard Alumni Association. URL: http://www.alumni.harvard.edu.
6. Каримов, И. А. Все наши устремления и программы - во имя дальнейшего развития родины и повышения благосостояния народа: Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании правительства по итогам социально-экономического развития страны в 2010 году и важнейшим приоритетам на 2011 год 21 января 2011 г. URL:http://uza.uz/ru/politics/13361.
7. Курпаяниди, К. И. Современные тенденции развития предпринимательства в сфере промышленного производства: региональный аспект: монография. - Т.: Иктисодиёт, 2010. -160 с.
8. Ключевые элементы эффективной инвестиционной политики в развивающихся странах: возможные ориентиры для Узбекистана / С. В. Чепель, Ж. А. Фаттахова. - Т.: ЦЭИ, 2008. -48 с.
9. Черной, Л. О. материализации инноваций // Экономист. - 2007. - № 3.
Статья поступила в редакцию 09.08.2011.
КУРПАЯНИДИ Константин Иванович - кандидат экономических наук, доцент, соискатель ученой степени доктора экономических наук, Институт Экономики Академии Наук Республики Узбекистан (г.Ташкент).
17