ISSN 2221-7347
Экономика и право
ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
УДК 338.1
В. Е. Беспалова
ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье рассмотрены особенности инновационной деятельности промышленных предприятий в РФ, выявлены проблемы инновационного вектора развития российской промышленности и пути их преодоления.
Ключевые слова: инновации, глобальная сеть инновационной деятельности, конкурентоспособность, промышленное предприятие.
В условиях глобализации экономики и ужесточения конкурентной борьбы в значительной степени возрастает роль инновационной деятельности для обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий. В настоящее время разработка и широкое распространение новых продуктов, услуг, наукоемких технологий становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота.
Повышение конкурентоспособности отечественной промышленности и инновационное развитие экономики РФ относится к числу наиболее значимых, стратегических проблем. Так, в 2010 году на инновации правительство выделило 10% федерального бюджета (1,1 трлн. руб.), в т.ч. на решение задач по созданию институциональных и других условий для внедрения высоких технологий, привлечение капиталов в сферу научных исследований и высокотехнологичных производств и продвижение отечественных инновационных продуктов. Активными участниками процесса продвижения инноваций в России в последние годы являются ОАО "Роснано", инноград "Сколково" и др.
Тем не менее, инновационные сектора экономики в России развиваются с большим отставанием: удельный вес инновационной продукции составляет около 4%, в то время как в развитых странах - не менее 30%. Инвестирование инновационной деятельности в России остается на достаточно низком уровне. Причин этому несколько:
S ориентация промышленных предприятий преимущественно на краткосрочные результаты деятельности, пренебрегая при этом среднесрочными и долгосрочными. Об этом свидетельствует отсутствие на предприятиях научно-обоснованных планов средне-и долгосрочного характера, вследствие чего невозможно вести планомерную подготовку производства и персонала к обновлению продукции;
© Беспалова В. Е., 2011.
27
Новый университет. 2011. №2
ISSN 2221-7347
S не готовность промышленных предприятий к изменениям рыночного спроса, вследствие отсутствия четкой связи между результатами маркетинговых исследований и работами по обновлению продукции. Это относится даже к хорошо ориентирующимся на рынке предприятиям, которые осуществляют анализ текущего состояния рынка и конкурентов и располагают прогнозами на будущее;
S неэффективность использования имеющихся в распоряжении ресурсов и несбалансированность инвестиционной политики промышленного предприятия, приводящей к распылению ресурсов;
S неприспособленность систем планирования, учета и контроля к современным условиям хозяйствования и неэффективность финансового менеджмента, управления издержками производства, что не позволяет использовать реальные резервы повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Необходимо отметить, что в российской промышленности существуют технологии, которые могут стать источниками качественного экономического роста и долговременного удерживания лидирующих позиций на рынке. К ним относятся: авиационные, космические, ядерно-энергетические, судостроительные, приборостроительные и электронные технологии преимущественно из оборонной отрасли, а также технологии энергетического машиностроения, многие технологии производства металлообрабатывающего оборудования, химического и нефтяного машиностроения, автомобилестроения, подшипниковой и электротехнической промышленности. Все они способствуют созданию конкурентоспособной военной продукции, изделий двойного назначения, добывающей, перерабатывающей и обрабатывающей техники. Основные трудности здесь связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств не оставляют им ресурсов для инновационной деятельности. Необходимо также совершенствовать инновационную инфраструктуру (страхование рисков, венчурные фонды и т.д.), то есть все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности.
Инновационный вектор развития российской промышленности имеет две принципиальные проблемы: крайне слабая мотивация на инновационное поведение у промышленных предприятий и низкий уровень национального предложения технологических инноваций для промышленного внедрения. В настоящее время более 90% спроса на рынке удовлетворяется импортом, т.к. зарубежные отраслевые конкуренты инвестируют в НИОКР и внедрение инноваций более значительные средства.
Проблема низкого спроса экономики на инновации напрямую связана с такими факторами как:
• высокий уровень монополизированности отраслей промышленности и избыточные защитные барьеры, снижающие мотивацию промышленных предприятий к внедрению инноваций;
• гипертрофированная роль государства на промышленных рынках, когда именно административный ресурс, а не технологические преобразования становится самой востребованной промышленной инновацией, способной максимально быстро и эффективно повлиять на состояние предприятия;
• социальная политика государства, предусматривающая сохранение и преумножение рабочих мест на существующих промышленных предприятиях, в то время как последние в большинстве случаев нацелены на повышение производительности труда, а значит, на высвобождение работников;
• сам факт присутствия государства в капитале предприятий промышленного сектора, т.к. частные компании гораздо охотнее государственных или полугосударственных идут на разработку и внедрение промышленных инноваций;
28
ISSN 2221-7347
Экономика и право
• отсутствие в РФ заметных налоговых и тарифных стимулов для промышленных предприятий по инвестициям в НИОКР и системы компенсации затрат на внедрение инноваций;
• упадок отечественной отраслевой и прикладной науки: советская система отраслевых НИИ практически полностью разрушена, а новая инфраструктура создания, капитализации и внедрения инноваций находится в стадии формирования;
• значительный физический и моральный износ производственных мощностей российских предприятий, не позволяющий выдержать конкуренцию с западными производителями даже на внутреннем рынке;
• в стадии зарождения находятся традиционные западноевропейские рыночные институты поддержки инновационной деятельности: количество реально действующих бизнес-ангелов и венчурных фондов находится на катастрофически низком уровне и значительно отстает от показателей стран, занимающих первые места в ключевых рейтингах инновационного развития;
• занимаемое место России во всех глобальных рейтингах инновационного развития на уровне среднего и ниже, что обусловлено недостаточным качеством институциональной среды и государственных институтов и является критичным для ведения стандартной деловой деятельности, тем более значимо для инновационных бизнесов.
Отдельная проблема - отечественные меры государственной политики по содействию инновационному развитию. Практика функционирования региональных венчурных фондов Минэкономразвития, история Российской венчурной компании, а также старт «Роснано» демонстрируют колоссальный дефицит приличных инновационных проектов. Госструктуры по финансированию инновационных стартапов создали ярко выраженный «рынок продавца», на котором управленцы богатых фондов в ситуации дефицита проектов вынуждены жестко конкурировать за те немногие проекты, что базируются на адекватных идеях.
Следовательно, нуждается в дополнительной оценке адекватность российской национальной модели поддержки инновационного развития. Нынешняя модель в целом основана на англосаксонском образце и нацелена на поддержку так называемых гаражных инноваций, базовым адресатом которой является малый предприниматель. Как показывает недавняя практика, эта модель столкнулась именно с дефицитом адресата - тех самых малых инноваторов, которые являлись бы инициаторами проектов. Вполне вероятно, что российская модель экономики с чрезвычайно высокой концентрацией капитала, особенно в промышленности, должна быть дополнена чертами так называемой европейской, или континентальной, модели поддержки инновационного развития. Ее адресат - не малый инноватор, а крупная компания, для которой формируется система тарифных и нетарифных стимулов к инвестициям в НИОКР и внедрению инноваций.
Все эти проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров. Основными направлениями технологической перестройки должны стать:
> преобразование структуры производства с учетом рыночных отношений;
> реформирование крупнейших структурообразующих промышленных предприятий с целью повышения их финансовой устойчивости, снижения издержек, увеличения загрузки мощностей;
> ускорение темпов обновления и вывода основных фондов, и прежде всего невостребованных рынком машин и оборудования;
> внедрение новых технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих, способствующих наращиванию выпуска конкурентоспособной продукции;
29
Новый университет. 2011. №2
ISSN 2221-7347
^ развитие дилерской и товаропроводящей сети, помогающей сокращению издержек производства и продвижению продукции на рынки с последующим их гарантийным обслуживанием.
Для успешного реформирования отечественной промышленности, России целесообразно присоединиться к процессу создания глобальных сетей инновационной деятельности, среди которых лидирующее место занимают Европейская бизнес-сеть (European business network - EBN) и сеть инновационных центров (Innovation Relay Centers - IRC).
На базе уже существующих российских компаний, имеющих международный опыт работы на рынках высокотехнологичной продукции, целесообразно создать крупные инновационно-маркетинговые центры для продвижения российской продукции. Эти центры вместе с государственными органами, курирующими внешнеэкономическую деятельность, должны разработать механизмы расширения присутствия такой продукции страны на мировых рынках, включая меры государственного лоббирования.
Основные усилия отечественных компаний следует направить на расширение не только внутреннего российского рынка, но и рынков стран СНГ, на увеличение своей доли на этих рынках за счет производства конкурентоспособной продукции. В конечном итоге это должно привести к дальнейшему ускоренному развитию экономики России, ослаблению ее зависимости от импорта и расширению экспорта наукоемкой продукции.
Статья поступила в редакцию 26.03.2011.
БЕСПАЛОВА Вера Евгеньевна - аспирант Московского авиационного института «МАИ»
(ГТУ).
30