Научная статья на тему 'Методические рекомендации по совершенствованию организационно-экономического регулирования инновационной деятельности в Брянской области, их обоснование и оценка эффективности'

Методические рекомендации по совершенствованию организационно-экономического регулирования инновационной деятельности в Брянской области, их обоснование и оценка эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерохин М. А.

В содержании статьи сформулированы основные методические рекомендации по совершенствованию организационно-экономического регулирования инновационной деятельности на территории Брянской области. Методом регрессионного моделирования обоснована целесообразность их апробации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по совершенствованию организационно-экономического регулирования инновационной деятельности в Брянской области, их обоснование и оценка эффективности»

Новый университет. 2012. № 2(12).

ISSN 2221-7347

ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

УДК 332.1

М. А. Ерохин

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ,

ИХ ОБОСНОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

В содержании статьи сформулированы основные методические рекомендации по совершенствованию организационно-экономического регулирования инновационной деятельности на территории Брянской области. Методом регрессионного моделирования обоснована целесообразность их апробации.

Ключевые слова: инновации, кластерный подход, организационно-

экономический механизм, экономический кластер.

На сегодняшний день конкурентоспособность региональной экономики зависит не только от того, насколько могут быть реализованы отдельные инновационные проекты, а от того, насколько будет обеспечено их системное освоение. На фоне очевидного увеличения денежной массы в государственном и частном секторах экономики страны статистика фиксирует недопустимо низкий уровень финансирования инновационных проектов. Выход из положения видится многим в использовании инструментов бюджетного финансирования и льготирования отдельных отраслей и проектов. Вместе с тем мировой опыт доказывает, что использование этих инструментов не всегда приводит к ожидаемому результату: эффективность дополнительных затрат непосредственно связана с конкретными механизмами структурных преобразований системы экономических отношений и институциональной структуры общества. Всестороннее рассмотрение проблемы регулирования инновационной деятельности на региональном уровне, анализ инновационной активности в Брянской области определили актуальности и необходимость совершенствования организационно-экономического механизма регулирования инновационной деятельности на территории региона.

В результате анализа инновационной активности в Брянской области была выявлена тенденция снижения эффективности инновационной деятельности при увеличении затрат на ее осуществление, что свидетельствует о дисфункциональности механизма регулирования соответствующих процессов. Следовательно, в рамках функционирующих механизмов, увеличение финансирования технологических инноваций, научных исследований и разработок, а так же иных необходимых мероприятий не принесут ожидаемых результатов, а их эффективность будет снижаться.

В качестве основного подхода к совершенствованию организационно-экономического механизма регулирования инновационной деятельности в Брянской области предлагается формирование экономических кластеров и структуры управления их развитием. Обозначенные преобразования целесообразно реализовать в следующих направлениях:

© Ерохин М. А., 2012.

4

ISSN 2221-7347

Экономика и право

1. Формирование субъекта разработки и реализации инновационной политики региона, приводящего в действие настоящий организационно-экономический механизм.

2. Формирование необходимых элементов инфраструктуры развития инновационного сектора региона, отсутствующих в настоящий момент.

3. Установление тесных связей между участниками кластера и стимулирование их дальнейшего развития. В рамках данного направления осуществляется переход от управления развитием автономных экономических агентов к управлению группами взаимосвязанных субъектов инновационной деятельности. По сути, речь идет о формировании объекта регулирования.

4. Доработка системы организационно-экономических инструментов регулирования инновационной деятельности в соответствии с принципами кластерного подхода.

На рисунке 1 отображен алгоритм формирования и развития экономических кластеров. Согласно представленному алгоритму, формирование и развитие экономических кластеров осуществляется в три этапа. Основная задача подготовительного этапа заключается в формировании субъекта разработки и реализации региональной инновационной политики, управления организационно-экономическим механизмом регулирования инновационной деятельности. Подготовительный этап начинается с нормативного обеспечения внедрения принципов кластерного подхода. В частности, необходимо внести изменения в существующие нормативноправовые акты, регулирующие вопросы инновационной, инвестиционной, промышленной, научно-технической, политики, политики поддержки малого и среднего предпринимательства.

Рис. 1. Алгоритм формирования и развития кластерных структур

Для стимулирования появления кластерных инициатив «снизу» представляется целесообразным постоянно проводить работу по связям с общественностью через СМИ с целью пропаганды модели кластерного развития. Потенциальным членам кластеров необходимо объяснить назначение и сущность осуществляемых преобразований, осветить выгоды участия и пробудить интерес к данным процессам. Мероприятия, реализуемые на подготовительном этапе, должны финансироваться из бюджетных источников, что является одним из проявлений актив-

5

Новый университет. 2012. № 2(12).

ISSN 2221-7347

ной роли государства в формировании кластеров. Следующая стадия подготовительного этапа - создание формальной структуры, некоммерческой организации «Центр кластерного развития» и формирование команды, которая непосредственно будет заниматься развитием кластеров. По мере вступления новых членов и расширения организации управляющая команда может меняться. Функционирование «Центра кластерного развития» начинается с идентификации кластерных образований на территории Брянской области. Науке известно достаточное количество методов выявления экономических кластеров. В таблице 1 приведены основные методы идентификации кластеров, их преимущества и недостатки.

Таблица 1

Преимущества и недостатки методик выделения кластеров [1]

Методика Преимущества методики Недостатки методики

Мнения экспертов Достаточно эффективная по затратам и времени, подробная получаемая информация Несистематизированная информация, очень сложно классифицировать кластеры

Специальные индикаторы (коэффициент локализации) Легкая, не затратная, может дополнить другие методики Фокусирование на секторах и отраслях, а не на кластерах

Таблицы МОБ: торговля Часто главный источник информации о взаимодействии отраслей, подробная и четкая информация Не учитывает поддерживающие институты, определения отраслей могут быть ошибочны

Таблицы МОБ: инновации Главный подход для измерения взаимозависимости между подотраслями Отсутствие подробной статистики для многих стран

Теория графов Визуализация помогает анализу и интерпретации увиденного Программное обеспечение еще ограничено

Обзоры Гибкость в собирании информации о кластере, информация всегда современна Очень затратная, сложно интерпретировать полученные результаты

В соответствии содержанием таблицы 1, совершенно очевидно, что на практике должно применяться сочетание нескольких методов с целью устранения указанных ограничений. На начальном этапе представляется целесообразным выделить кластеры, определенные в стратегии развития Брянской области до 2025 года: транспортно-логистический, по производству строительных материалов, агропромышленный, транспортного машиностроения, лесопромышленный, электронной и электротехнической промышленности. Основание для формализации данных кластеров является доминирующее положение представленных видов деятельности в структуре инвестиций и занятости, а также прогноз до 2025 г., в соответствии с которым такое положение только усилится. Таким образом, организационная структур Центра кластерного развития Брянской области на начальном этапе реализации кластерного подхода представлена на рисунке 2. В рамках единой формальной структуры, больше предпосылок для установления тесных взаимоотношений между участниками кластеров, их кооперации и интеграции. Установление обозначенных отношений находится в компетенции рабочих групп по формированию и развитию кластеров, сотрудники которых станут непосредственными исполнителями данных мероприятий. В частности, предполагается установление тесных контактов в рамках регулярных совещаний членов кластера, организуемых рабочей группой. На рабочие группы так же предполагается возложить обязанности по мониторингу и оценке деятельности кластеров. Ввиду выявленных институциональных ограничений, связи между потенциальными участниками кластеров слабые. К примеру, на территории региона созданы несколько организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, в частности ГАУ «Брянский областной бизнесинкубатор», среди арендаторов которого 30% составляют консалтинговые фирмы. Предприятия, основным видом деятельности которых является консалтинг, являются инфраструктурой бизнеса и не соответствуют профилю арендатора бизнес-инкубатора. Данное учреждение созданного для «выращивания» малого бизнеса, а не для поддержки инфраструктурных организаций. Представляется, что данное обстоятельство стало возможным из-за отсутствия заявок на услуги бизнес-инкубатора со стороны тех, на кого он де юре ориентирован. Предприятия малого бизнеса, в том числе и инновационной направленности, попросту не понимают каким образом можно взаимодействовать с подобными организациями и получать от этого выгоды. Поэтому, работа по установлению тесных взаимосвязей необходима, к тому же в рамках разработанных предложений планируется создание еще нескольких инфраструктурных организаций,

6

ISSN 2221-7347

Экономика и право

эффективное функционирование которых не представляется без обозначенных взаимодействий.

Рис. 2. Организационная структура Центра кластерного развития Брянской области

Следует отметить, что мероприятия по установлению и развитию взаимосвязей между участниками кластеров, созданию инфраструктуры инновационной деятельности и доработке существующих организационно-экономических инструментов взаимообусловлены, «пересекаются» между собой и будут рассмотрены в едином ключе. В рамках основного этапа планируются следующие мероприятия.

Создание регионального центра трансфера технологий. На сегодняшний день в России в целом, в том числе и в Брянской области, практически полностью отсутствует рынок инноваций. На рисунке 3 представлен рейтинг факторов, препятствующих инновационной деятельности на территории Брянской области.

По данным рисунка среди тормозящих инновационную деятельность факторов организации отмечают недостаток информации о рынках сбыта (433 балла) и новых технологиях (483 балла). В данной области существуют институциональные проблемы, решение которых - компетенция, прежде всего, федерального уровня власти. Среди таких проблем: несовершенство законодательства о защите интеллектуальной собственности, отсутствие специализированных судов по решению споров в данной сфере и прочее. На уровне региона устранение подобных ограничений не представляется возможным. В рамках мезоуровня возможно способствовать формированию рынка интеллектуальной собственности путем создания соответствующей инфраструктуры - своего рода площадки для установления контакта между создателем интеллектуальной собственности и потенциальным покупателем. Предлагается создать региональный центр трансфера технологий как государственное автономное учреждение, которое будет непосредственно взаимодействовать со всем рабочими группами Центра кластерного развития. Представленный организационный инструмент необходимо дополнить экономическим механизмом, стимулирующим его функционирование. На сегодняшние день, при покупке технологии, или иного вида интеллектуальной собственности покупатель может воспользоваться инструментами инвестиционной политики и инновационной политики региона (налоговые льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль; прямое бюджетное финансирования части затрат по оплате процентов кредитным учреждениям; прямое бюджетное финансирование в виде субсидий инновационным компаниям). Сложность финансирования покупки технологии через прямое бюджетное субсидирование (для инновационных фирм) заключается в необходимости получения экспертного заключения от одного из институтов развития (ОАО «РВК», ОАО «Роснано» и прочие). В данном случае отсеивается значительная часть инновационного бизнеса, развивающегося самостоятельно без соответствующей поддержки. Для данной категории субъектов инновационной деятельности предлагается использовать механизм безвозмездного налогового кредита по налогу на прибыль организаций, подлежащих зачислению в областной

7

Новый университет. 2012. № 2(12).

ISSN 2221-7347

бюджет. Механизм купли-продажи интеллектуальной собственности через региональный центр трансфера технологий представлен на рисунке 4.

Рис. 3. Рейтинг факторов, препятствующих инновационной деятельности [2]

налоги

Рис.4. Механизм купли-продажи интеллектуальной собственности через региональный центр трансфера технологий

Данный механизм представляет собой государственное участие в финансировании инвестиционных расходов на приобретение технологий, в виде вычета из суммы начисленного налогового платежа 20% фактически произведенных расходов.

Создание регионального фонда венчурных инвестиций. По данным рисунка 3, недостаток собственных денежных средств - самое серьезное препятствие инновационной деятельности, его рейтинг самый высокий и по оценкам самих организаций, достигает - 973 балла. Как показывает практика эффективность частных инвестиций в инновационную деятельность выше государственных, поэтому особое значение в сложившихся условиях приобретает опосредованное бюджетное финансирование. Реализовать данные механизмы представляется возможным посредством создания регионального венчурного фонда с участием ОАО «РВК». Механизм венчурного инвестирования представлен на рисунке 5.

ж

Составлено автором по результатам исследования.

8

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Рис. 5. Механизм венчурного инвестирования

В данном случае, механизм венчурного финансирование есть не что иное, как государственно-частного партнерство (соинвестирование уставного капитала средствами ОАО «РВК» и частным капиталом). Одной их основных сложностей в образовании данного фонда является привлечение частных инвестиций для формирования уставного капитала. Стимулировать интенсивность частных инвестиций в уставный капитал фонда возможно путем установления налоговых льгот в виде налогового кредита по налогу на прибыль организаций, подлежащих зачислению в областной бюджет. Поскольку отчисления частных инвесторов в уставный капитал венчурного фонда - это инвестиции с целью получения дохода, налоговый кредит в данном случае должен быть возмездным.

Создание технопарка. В Брянской области недостаточно развита инфраструктура поддержки малого инновационного бизнеса в сфере промышленного производства. В процессе функционирования Центра кластерного развития, по мере идентификации потребности в производственных помещениях для субъектов инновационной деятельности - членов кластеров, может быть создан технопарк. Ресурсное обеспечение данного мероприятия на начальном этапе должно осуществляться из регионального бюджета. На территории области функционирует ряд крупных промышленных предприятий, потенциально способных сдавать неиспользуемые площади в аренду. Посредством государственно-частного партнерства представляется возможным организовать технопарк на базе недвижимого имущества обозначенных предприятий. Взаимоотношения субъектов данного процесса представлены на рисунке 6.

Рис. 6. Взаимоотношения субъектов государственно-частного партнерства в рамках формирования технопарка

9

Новый университет. 2012. № 2(12).

ISSN 2221-7347

В соответствии с рисунком 6, предлагается компенсировать арендатору разность между рыночной и льготной арендной ставкой посредством предоставления налоговых льгот по налогам, подлежащим зачислению в областной бюджет.

Создание информационной базы результатов научных исследований и разработок. Согласно результатам выборочных исследований, проводимых Брянскстатом, Основными источниками информации об инновациях для организаций являются интернет (рейтинг 681 балл), выставки, ярмарки, другие рекламные средства (560 баллов), научно-техническая литература (545). Повысить эффективность поиска информации об инновациях возможно путем систематизации результатов научных исследований и разработок (публикуемых в научно-технической литературе) в единой информационной базе. Причем, необходимо законодательно обеспечить обязательность публикации соответствующих результатов, полученных при государственной поддержке. Работу по формированию и поддержке данной информационной базы предполагается возложить на рабочие группы по развитию кластеров. Формализовать информационную базу предполагается в виде веб-сайта и предоставить открытый доступ всем заинтересованным субъектам.

Совершенствование механизма заказа НИОКР и подготовки кадров. В экономике инновационного типа основным «локомотивом» развития является бизнес, а не государство. Именно бизнес является основным исполнителем и заказчиком НИОКР. Для решения данной проблемы необходимо: во-первых, отладить механизмы взаимодействия бизнеса и организаций, осуществляющих НИОКР; во-вторых, стимулировать бизнес заказывать НИОКР у данных организаций. Организационным инструментов реализации предложенных преобразований является взаимодействие представленных субъектов в рамках экономического кластера. Рабочие группы координируют данные взаимодействия и организационно обеспечивают данный процесс. Экономический механизм, обеспечивающий данные преобразования, заключается в переориентации государственной поддержки научных исследований и разработок с поддержки исполнители НИОКР на поддержку заказчика, в лице бизнеса. В качестве стимулирующего инструмента возможно использование возмездного налогового кредита по региональным налогам. Фактически данный механизм - софинансирование государством и частным бизнесом расходов по заказу НИОКР для нужд частных предприятий.

Так же бизнес должен стать основным заказчиком подготовки кадров для инновационных предприятий, что, по сути, требует реализации аналогичных мероприятий: отладить механизмы взаимодействия бизнеса и образовательных учреждений, стимулировать бизнес заказывать подготовку специалистов у данных организаций.

Создание механизма гарантий исполнения обязательств. Практически не используется механизм предоставления государственных гарантий по кредитам инновационных компаний кредитным учреждениям. В случае финансирования инновационных проектов посредством банковского кредитования, существенно взрастает ответственность заемщика и заинтересованность в эффективности инвестиций по сравнению с прямым бюджетным финансированием. К тому же банковское кредитование является более доступным инструментов финансирования инновационной деятельности, поскольку прямая бюджетная поддержка осуществляется на условиях софинансирования с институтами развития, такими как РФФИ, РГНФ, ОАО «Роснано» и пр., что само по себе является сложным и длительным процессом. Механизм предоставления гарантий не требует номинального расходования бюджетных средств, как в случае прямого бюджетного финансирования, т.к. данные средства резервируются в бюджете, а не тратятся фактически. Не используется механизм предоставления государственных гарантий частным компаниям в сотрудничестве с инновационными фирмами. Как уже отмечалось в предыдущих главах исследования, низкое качество институциональной среды обусловливает высокие трансакционные издержки и препятствует кооперации, интеграции и иным формам сотрудничества в инновационной сфере. Поэтому региональные органы власти должны стать своего рода «гарантом» исполнения контрактов между предприятиями и организациями этой сферы. Предлагается перечень экономических инструментов регулирования инновационной деятельности в Брянской области дополнить предоставлением гарантий инновационным компаниям по кредитам на осуществление инновационной деятельности.

Экономическая составляющая предлагаемых инструментов направлена, прежде всего, на увеличение инвестиций в основной капитал, а так же текущих расходов на инновационную деятельность предприятий инновационного сектора. На наш взгляд, эффект от реализация предложенных мероприятий может быть получен и измерен в трех аспектах: бюджетном, производственном и социальном. Бюджетный эффект заключается в увеличении налоговых посту-

10

ISSN 2221-7347

Экономика и право

плений в региональный бюджет; производственный эффект проявляется в увеличении объема отгруженных товаров собственного производства предприятий обрабатывающих производств; социальный эффект отражается в увеличении среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций вида деятельности «научные исследования и разработки».

В ходе экономико-статистического анализа была выявлена тесная связь между показателями инновационного потенциала Брянской области и некоторыми показателями, отражающими результаты инновационной деятельности, на их основе, методом корреляционнорегрессионного анализа построены прогнозные модели. Период наблюдений составил 12 лет, с 1999 по 2010 гг. Факторные и зависимые переменные приведены в таблице 2.

Таблица 2

Зависимые переменные и предикторы, используемые в регрессионном анализе

Зависимые переменные Предикторы

Объем налоговых поступлений в бюджет Брянской области Объем собственных инвестиций в основной капитал предприятий и организаций

Объема отгруженных товаров собственного производства предприятий обрабатывающих производств Объем привлеченных инвестиций в основной капитал предприятий и организаций

Размер среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций вида деятельности “научные исследования и разработки” Количество используемых передовых производственных технологий

Объем затрат на технологические инновации

Внутренние затраты на исследования и разработки

Внутренние затраты на исследования и разработки (оборудование)

Регрессионная модель изменения объема налоговых поступлений в региональный бюджет в зависимости от изменения объемов инвестиций (собственных и привлеченных) в основной капитал предприятий и количества используемых передовых производственных технологий представлена уравнением (1). Результаты расчета являются статистически значимыми, регрессионная статистика представлена показателями: множественный R - 0,99, R-квадрат - 0,99, нормированный R-квадрат - 0,99, стандартная ошибка - 299,642.

Y = -611,34 + 0,37 ХХ± + 0,19 ХХ2 + 7,03 X Х3 (1)

Регрессионная модель изменения размера среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций вида деятельности «научные исследования и разработки» в зависимости от изменения затрат на технологические инновации и внутренних затрат на исследования и разработки (оборудование) представлена уравнением (2). Результаты расчета являются статистически значимыми, регрессионная статистика представлена показателями: множественный R - 0,93, R-квадрат - 0,86, нормированный R-квадрат - 0,83, стандартная ошибка - 1984,50.

Y = 720,85 + 0,01 ХХ1 + 0,18 X Х2 (2)

Регрессионная модель изменения оборота предприятий по виду деятельности обрабатывающие производства в зависимости от изменения объемов собственных инвестиций в основной капитал внутренних затрат на исследования и разработки представлена уравнением (3). Результаты расчета являются статистически значимыми, регрессионная статистика представлена показателями: множественный R - 0,97, R-квадрат - 0,95, нормированный R-квадрат - 0,94, стандартная ошибка - 4,81.

Y = 4,2093 + 0,0041 Х^ + 0,0001 X Х2 (3)

В 2010 году на территории Брянской области, были предоставлены льготы по региональным налогам в объеме 176 млн. рублей. Нами предлагается, в рамках обозначенных мероприятий, увеличить объем налоговых льгот на 100% (в абсолютных цифрах 352 млн. руб.) Рассмотрим влияние предлагаемых инструментов на предикторы регрессионных моделей и определим эффекты реализации данных мероприятий. Прогнозируемое значение предикторов после реализации предлагаемых мероприятий приведено в таблице 3.

11

Новый университет. 2012. № 2(12).

ISSN 2221-7347

Таблица 3

Прогнозируемое значение предикторов после реализации предлагаемых мероприятий

Предиктор Значение

Объем собственных инвестиций в основной капитал предприятий и организаций 12947,68 млн. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем привлеченных инвестиций в основной капитал предприятий и организаций 27377,32 млн. руб.

Количество используемых передовых производственных технологий 1031 шт.

Объем затрат на технологические инновации 1066952 тыс. руб.

Внутренние затраты на исследования и разработки 241436 тыс. руб.

Внутренние затраты на исследования и разработки (оборудование) 28235,88 тыс. руб.

Финансирование, посредством предоставления налоговых льгот по региональным налогам, покупки инновационных технологий через создаваемый региональный центр трансфера технологий (в размере 20% от их стоимости) приведет к увеличению объема собственных и заемных инвестиций в основной капитал, увеличению числа используемых передовых технологий. К увеличению объема заемных инвестиций так же способно привести предоставление государственных гарантий по банковским кредитам инновационным фирмам и стимулирование отчислений частными предприятиями денежных средств в уставный капитал создаваемого венчурного фонда. Эффекты, рассчитанные на основе представленных моделей приведены в таблице 4.

Таблица 4

Эффекты от реализации предложенных мероприятий

Название Описание Абсолютное значение Абсолютный прирост* Темп роста*, %

Бюджетный эффект Увеличение налоговых поступлений в региональный бюджет 16656,82 млн. руб. 224,63млн. руб. 101,37

Производственный эффект Увеличение оборота предприятий по виду деятельности обрабатывающие производства 81,44 млрд. руб. 11,44 млрд. руб. 116,34

Социальный эффект Увеличение размера среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций вида деятельности “научные исследования и разработки” 18728,51 руб. 1109,51руб. 106,30

* - по отношению к 2010 году

Бюджетная эффективность, предлагаемых налоговых льгот, может быть оценена на основе расчета коэффициента бюджетной эффективности (КБЭ) по формуле:

тг _ НПсНП^! , л

КбЭ----Jt---+1

(4)

где:

Hnt - объем налоговых платежей в региональный бюджет в период после предоставления льгот;

Hnt-1 - объем налоговых платежей в региональный бюджет за период, предшествующий оцениваемому;

Л1- объем налоговых льгот, предоставленных в оцениваемом периоде.

При значении КБЭ > 1 бюджетная эффективность налоговых льгот признается приемлемой. При значении КБЭ<1 бюджетная эффективность налоговых льгот признается низкой. Коэффициент бюджетной эффективности предлагаемых льгот составляет 1,26, что является достаточным значением для обоснования реализации предложенных мероприятий.

Итак, в содержании данного параграфа предложены следующие мероприятия по совершенствованию организационно-экономического механизма регулирования инновационной деятельности на территории Брянской области:

• Создание некоммерческой организации «Центр кластерного развития»

12

ISSN 2221-7347

Экономика и право

• Формализация на территории Брянской области следующих кластеров: транспортнологистический, по производству строительных материалов, агропромышленный, транспортного машиностроения, лесопромышленный, электронной и электротехнической промышленности.

• Создание регионального центра трансфера технологий.

• Создание регионально фонда венчурных инвестиций.

• Создание технопарка.

• Создание информационной базы результатов научных исследований и разработок.

• Совершенствование механизма заказа НИОКР и подготовки кадров.

• Создание механизма гарантий исполнения обязательств.

Реализация предложенных мероприятий способна привести к изменению институциональных условий на локальном уровне и как следствие к снижению уровня трансакционных издержек в региональной инновационной системе Брянской области. Совершенствование организационно-экономического механизма на основе изменения принципов разработки и реализации региональной инновационной политики может служить основой перехода к сбалансированному соотношению инвестиций в инновационную деятельность и ее результатов.

Библиографический список

1. Пилипенко И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы / И. В. Пилипенко. - Смоленск: Ойкумена, 2005. - 496 с.

2. Об инновационной деятельности предприятий и организаций Брянской области в 2009 году / Аналитическая записка Брянскстата. - Брянск, 2010. - 47 с.

Статья поступила в редакцию 31.01.2012.

ЕРОХИН Михаил Андреевич - аспирант кафедры «Государственное управление и финансы» ФГБОУ ВПО «Брянская государственная инженерно-технологическая академия».

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.