Научная статья на тему 'Роль государства в поддержке и стимулировании инновационной деятельности легкой промышленности Украины'

Роль государства в поддержке и стимулировании инновационной деятельности легкой промышленности Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МЕХАНИЗМ / ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / GOVERNMENT REGULATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / MECHANISM / LIGHT INDUSTRY / INNOVATION / INNOVATIVE PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сиренко К. Ю.

В статье приведена характеристика основных факторов, влияющих на инновационную деятельность легкой промышленности. Определена роль государства в регулировании инновационных процессов. Проведенный анализ изменения количества предприятий, которые внедряли инновации в отрасль. Разработаны направления активизации государственного регулирования инновационного развития легкой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state''s role in supporting and fostering innovation light industry of Ukraine

The article presents a description of the main factors influencing the innovation of light industry. The role of the state in regulating innovation processes. The analysis of the number of firms that introduced innovations in the industry. A revitalization areas of state regulation of innovative development of light industry.

Текст научной работы на тему «Роль государства в поддержке и стимулировании инновационной деятельности легкой промышленности Украины»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

УДК 338.4:338.246:330.341.(477)

К.Ю. Сиренко

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОДДЕРЖКЕ И СТИМУЛИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ

В статье приведена характеристика основных факторов, влияющих на инновационную деятельность легкой промышленности. Определена роль государства в регулировании инновационных процессов. Проведенный анализ изменения количества предприятий, которые внедряли инновации в отрасль. Разработаны направления активизации государственного регулирования инновационного развития легкой промышленности.

Ключевые слова: государственное регулирование, инновационное развитие, механизм, легкая промышленность, инновации, инновационные процессы.

Одной из важнейших задач на данном этапе развития является государственное регулирование инновационной деятельности промышленного производства, в частности предприятий легкой промышленности, где производятся товары народного потребления, удовлетворяя потребности людей в одежде, обуви, тканях, выполняя важную социальную функцию и при возможности формируют мощный экспортный потенциал страны.

Однако, структурные сдвиги, произошедшие в экономике в начале 90-х годов, привели к тому, что в легкой промышленности Украины обострились многочисленные экономические и социальные проблемы. Продукция легкой промышленности Украины теряет конкурентоспособность в результате высокой себестоимости. На сегодня в структуре реализованной продукции промышленности Украины продукция легкой промышленности составляет 0,7% по сравнению 11,6% в 1985 г. [1]. Главными причинами кризисного состояния являются: значительное сокращение научно-исследовательских разработок в области, направленных на внедрение достижений научно-технического прогресса в производство современных образцов продукции, соответствующих требованиям моды, дизайна; дефицитом качественных сырьевых ресурсов и устаревшей технологической базой.

Итак, одним из наиболее действенных путей выхода предприятий легкой промышленности из кризисного состояния является активизация инновационной деятельности, что обеспечит предприятиям легкой промышленности конкурентоспособную продукцию и поможет занять достойное место на отечественном и мировом рынках [2, с. 28]. Но процесс инновационной деятельности становится невозможным без активной государственной поддержки, включающая создание привлекательного с правовой, организационной и финансовой точек зрения среды для научных и бизнес-структур, которые реализуют цикл «исследование - разработка - производство». Это сложная задача, которая требует системного подхода.

Государство формирует основные условия и «климат» для ведения такой деятельности. Среди ученых, которые исследуют вопросы инновационного развития, можно выделить таких специалистов: Амоша А.И., Геец В.М., Бажал Ю.М., Гринева В.М., Галица И., Кучка М.И., Онишко С.В., Федулова Л.И., Кузьмин А.Е. Современные проблемы обеспечения модернизации развития легкой промышленности рассматриваются в работах Мостэнськой Т.Л., Гречан А.П., Глинской А.Е., Денисенко М.П., Чаленко Н.В., Бланка И.А., Коваля А.А., Кокурина Д.И., Нейкова Л.И., Стадник В.В. и др. Основное внимание авторы уделяют новым формам активизации инновационной деятельности в Украине.

Государственная поддержка становится невозможной без формирования эффективной государственной инновационной политики развития отрасли, которая будет состоять из основ-

© Сиренко К.Ю., 2014.

9

Новый университет. 2014. № 4(38)

ISSN 2221-7347

ных направлений, приоритетов и критериев развития, а также эффективного механизма структурных сдвигов, который будет включать все факторы влияния макроэкономической среды, через создание благоприятных условий к активизации инновационной деятельности легкой промышленности [2, с. 29].

Актуальной задачей для предприятий легкой промышленности является поддержка государства, как главного управляющего аппарата всей экономики страны, определение ее функций, принципов и инструментов прямого и косвенного воздействия на инновационную деятельности, выступление государства как инвестора поддержки отрасли в виде финансирования и осуществления государственных заказов (табл. 1).

Таблица 1

Роль государства в регулировании инновационных процессов: функции,

принципы, инструменты

Государство как

Объект регулирования инновационных процессов

Инвестор - непосредственный субъект инвестиционной деятельности

_______________________________________________Функции:

> формирование правовых и институциональных условий инновационной деятельности субъектов хозяйствования;

> содействие развитию эффективной системы регулирования инновационных процессов, координация и оптимизация взаимодействия ее составляющих;

> формирование научно-инновационной инфраструктуры;

> аккумулирование средств на научные исследования и инновации путем перераспределения ресурсов через бюджет, формирование специальных фондов и привлечения иностранного капитала;

> регулирование социальной и экологической направленности инноваций;

> повышение общественного статуса инновационной деятельности путем поощрения инноваторов в научнотехнических достижений;

> региональное регулирование инновационных процессов.

> развитие общественно значимых сфер, в котором из-за их определенные специфические характеристики (значительную капиталоемкость, длительный срок окупаемости, рискованность, общественный характер потребления полученных результатов и т.п.) не заинтересован частный сектор экономики;

> развитие государственного сектора в производственной сфере;

> реализаций государственной инвестиционной программы

Принципы: прогнозируемость, селективность, комплексность, ских и стратегических задач, адекватность, адаптивность.

последовательность, непротиворечивость тактиче-

Объекты воздействия: макроэкономическая среда инновационной деятельности, величина привлеченных финансовых ресурсов (инвестирования и амортизация) и их доступность, рост спроса и цены на продукцию, уровень квалифицированности персонала, достаточность и доступность информации о новых технологиях, развитие инновационной инфраструктуры, возможность кооперации с другими предприятиями._________________________________

Инструменты

общие: законодательные и нормативные акты, регулирующие инновационную деятельность субъектов хозяйствования; система сертификации и стандартизации инновационной продукции; макроэкономическое прогнозирование и индикативное планирование; достоверное информационное обеспечение субъектов экономики относительно приоритетов государственной социально-экономической политики и макроэкономической конъюнктуры._________

преимущественно косвенные

преимущественно прямые

>бюджетно-налоговые (уровень налогообложения, налоговые льготы, налоговые каникулы, ускоренная амортизация, государственные заказы и закупки, дотации, субсидии, субвенции, льготные или беспроцентные кредиты);

> денежно-кредитные (целевая эмиссия, ставка рефинансирования, обязательные резервы, операции на открытом рынке); >протекционистские (таможенные и акцизные сборы, квотирование, лицензирование, налоги) и т.д.

> инвестирование в форме: финансирование (программно-целевое, проблемно-ориентированное); формирование инновационной инфраструктуры; кредитования; лизинг; планирование и программирование; государственного заказа;

> законодательная защита от сокращения стратегических государственных инвестиций, финансируемых из государственного бюджета, установление их квоты в процентах к ВВП и т.д.

До сих пор в Украине продолжаются научные дискуссии о степени вмешательства государства в инновационные процессы, формы осуществления государственной поддержки и механизмы государственного регулирования экономического развития.

10

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Анализ статистических данных таблицы 2 показывает, что в легкой промышленности четко выраженной тенденции внедрения инноваций нет. В частности, в 2012 году по сравнению с 1995 годом произошло сокращение количества внедренных новых технологических процессов в 4 раза, производство новых видов продукции - в 9 раз. Количество предприятий, которые реализовывали инновационную продукцию, сократились почти в 2 раза [3].

Инновационная активность предприятий в значительной степени зависит от объемов финансирования стоимости капитала, и возможных источников привлечения финансовых ресурсов.

Таблица 2

Количество предприятий легкой промышленности, которые внедряли инновации в Украине за 1995-2012 годы (единиц) [3].

Года

1995 2000 2004 2005 2008 2009 2010 2011 2012

Всего 282 195 52 55 49 46 46 57 60

Внедряли новые технологические процессы 82 33 18 21 28 15 21 35 32

Осваивали производство новых видов продукции, наименований 270 192 48 48 23 24 23 32 23

Реализовывали инновационную продукцию - - 69 69 39 40 35 42 44

С 1998 - 2012 года основным источником финансирования инновационной деятельности легкой промышленности в Украине оставались собственные средства предприятий, почти 8090% [3]. Участие государства в финансировании инновационной деятельности на предприятиях легкой промышленности ограничено только средствами государственного бюджета и не превысила 0,67% общего объема источников финансирования в 2012 году. Местные бюджеты в течение 1998-2011 гг. не финансировали вообще инновационной деятельности предприятий отрасли, но в 2012 году выделили мизерную долю 0,10% [3] от общего объема финансирования.

Одним из наиболее действенных путей поддержки государства является законодательное стимулирование инновационной деятельности на всех ее этапах, что включает создание нормативно - правовой среды, наиболее благоприятной для инновационного развития, становление и развитие специфической инфраструктуры инновационной деятельности. В Украине часто этот процесс не последовательный, лишен системного подхода, подтверждающий отсутствие целенаправленной, системной государственной политики в этих сферах, что сдерживает создание инновационной инфраструктуры [2, с. 28].

Наиболее рыночным инструментом прямого воздействия государственного регулирования инновационной деятельности считаются налоговые льготы. Они зарекомендовали себя как надежный инструмент государственной инновационной политики стран развитого рынка, обеспечивающих рост конкурентоспособности национальной экономики, эффективное распределение ограниченных бюджетных средств.

Говоря о легкой промышленности, то в настоящее время фактически действует только одна из льгот, предусмотренных Налоговым кодексом Украины, абз. "б" п. 17 подр. 4 г. XX, а именно - «освобождается от налогообложения прибыль, полученная от основной деятельности предприятий легкой промышленности (группа 17 - группа 19 КВЭД ДК 009:2005) до 2021 года, кроме предприятий, производящих продукцию на давальческом сырье». [4] 11

11

Новый университет. 2014. № 4(38)

ISSN 2221-7347

Инновационная деятельность предприятий легкой промышленности

Внедрение новых технологических процессов

Выработка инновационноуправленческих решений

Внедрение прогрессивных средств производства

Научно-исследовательские,

опытно-конструкторские

работы

Создание и использование рационализаторских предложений, изобретений, промышленных образцов, полезных моделей

Освоение инновационной продукции

Маркетинговые

исследования

Средства

предприятий

Кредиты

Г осударственные расходы

Инвестиционные

ресурсы

Международные

гранты

Инновационно-

инвестиционные

фонды

Лизинг

Г осударственное стимулирование инновационного развития отрасли

Государственные преферен-ции(налоговые, таможенные, финансовые льготы) актив-ним шдприемствам галузй Стандартизация и сертификация продукции Информационно-методическое обеспечение всех стадий инновационного процесса

1 1 1

Инновационноинвестиционные стратегии, программы Государственный заказ на инновационную продукцию Стимулирование инновационных кластеров

Создание техно-парков, технополисов, промышленных парков, инновационных центров

Прогнозирование инвестиционных ресурсов, научнотехнической деятельности, технологического развития

Развитие венчурного предприятия

Усиление связей наука - производство, развитие исследовательских университетов

Макроэкономическое влияние на инновационное развитие

Развитие производительных сил

Развитие инфраструктуры и предпринимательства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Природно-ресурсный, производственный, инвестиционный, трудовой, финансово-кредитный потенциал

Человеческий капитал, Институциональное развитие

интеллектуальный потенциал и социальные факторы

Рис. 1 . Механизм государственного регулирования инновационного развития предприятий легкой промышленности

12

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Но, для того, чтобы государственная политика развития отрасли стала для Украины реальностью, а не очередной декларацией, представители отрасли требуют дополнительных льгот. Кроме того, чтобы увеличить долю отечественной продукции на внутреннем рынке с 15% до 50% и обновить оборудование и оборудования на предприятиях для изготовления более качественной, конкурентоспособной продукции, производители просят у государства, во-первых, ввести нулевую ставку НДС на ввоз оборудования и компенсацию кредитных ставок для предприятий, занимающихся техническим переоснащением. Во-вторых, снизить ставку земельного налога до уровня 2010 года, арендная плата за землю в 50% от нормативной денежной оценки [5, с. 89].

Немало важно взаимодействие и активизация эффективной инфраструктуры на государственном и местном уровне, включающая совершенствование деятельности инновационных институтов, предоставляющих финансовые, консалтинговые, информационно - коммуникативные, юридические, образовательные услуги которые создают условия для распространения и внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предприятий отрасли.

Из сказанного выше, возникает потребность в создании на государственном уровне эффективного механизма структурных сдвигов, который будет включать все факторы влияния макроэкономической среды, через создание благоприятных условий к активизации инновационной деятельности легкой промышленности, финансового обеспечения исследований и разработок путем государственного стимулирования и государственных преференций (налоговые, таможенные, финансовые льготы), государству целевые научно-технические программы, государственные заказы на инновационную продукцию отрасли и т.д. (рис. 1).

Механизм государственного регулирования инновационного развития предприятий легкой промышленности реализуется, с одной стороны, через активизацию привлечения инвестиционных ресурсов в реализацию инноваций, а с другой - через создание государством благоприятных условий и стимулов к активизации деятельности субъектов инновационного процесса.

Библиографический список

1. Статистическая информация [Электронный ресурс] / Государственная служба статистики Украины. - Режим доступа: http://ukrstat.gov.ua/.

2. Ефетова К.Ф. Модернизация как средство реализации современных тенденций в развитии легкой промышленности Украины [Текст] / К.Ф. Ефетова // Проблемы науки. - 2011. - № 3. - С. 28-29.

3. Статистическая информация [Электронный ресурс] / Национальный производитель - основа экономики государства Укрлегпром. - Режим доступа: http://www.ukrlegprom.org.ua/.

4. Налоговый кодекс Украины / / Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР). - 2012. - № 13-14, № 15-16, № 17. - С. 112.

5. Гусятинский М.В. Государственное регулирование развития инновационной деятельности в Украине / М. В. Гусятинский, М. М. Игнатенко // Экономика АПК. - 2012. - № 9. - С. 89-92.

Статья поступила в редакцию 31.01.2014.

СИРЕНКО Кристина Юрьевна - аспирант, Черниговский государственный институт экономики и управления (Украина).

13

Новый университет. 2014. № 4(38)

ISSN 2221-7347

UDC 338.4:338.246:330.341.(477)

K.Yu. Sirenko

THE STATE'S ROLE IN SUPPORTING AND FOSTERING INNOVATION LIGHT INDUSTRY OF UKRAINE

The article presents a description of the main factors influencing the innovation of light industry. The role of the state in regulating innovation processes. The analysis of the number of firms that introduced innovations in the industry. A revitalization areas of state regulation of innovative development of light industry.

Keywords: government regulation, innovative development, mechanism, light industry, innovation, innovative processes.

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.