Научная статья на тему 'Некоторые инновационые методы и инструменты управления предприятиями легкой промышленности России'

Некоторые инновационые методы и инструменты управления предприятиями легкой промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИЕРАРХИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / МАТРИЦА ПРИОРИТЕТОВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПОЛИТИК / МАРКЕТИНГОВАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ / INNOVATIVE METHODS OF MANAGEMENT / INNOVATIVE INSTRUMENTS OF MANAGEMENT / INNOVATION POLICY / HIERARCHICAL MODEL / MATRIX OF PRIORITIES / EFFICIENCY OF INNOVATION POLICIES / MARKETING PROGRAM OF A TEXTILE COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карасев П. А.

В статье автором предлагается система инновационных методов и инструментов управления предприятиями легкой промышленности России с оценкой эффективности и инновационности отдельных из них. Предложена авторская маркетинговая программа продвижения продукции текстильной отрасли. Выявлены и математически обоснованы ключевые инновационные методы управления и соответствующие им варианты инновационных политик, направленных на реализацию методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN METHODS AND INSTRUMENTS OF INNOVATIVE MANAGEMENT OF RUSSIAN LIGHT INDUSTRY’S COMPANIES

The author proposes a system of innovative methods and instruments of management of light industry and its companies in Russia, including estimation of efficiency of certain of them. The paper carries out marketing program for textile company that is worked out by the author There are determined and mathematically verified innovative method of management of light industry’s companies and relative scenarios of corporate innovation policy.

Текст научной работы на тему «Некоторые инновационые методы и инструменты управления предприятиями легкой промышленности России»

НЕКОТОРЫЕ ИННОВАЦИОНЫЕ МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Карасев П.А., аспирант кафедры «Менеджмент инвестиций и инноваций» Российского экономического университета имени Г.В.

Плеханова

В статье автором предлагается система инновационных методов и инструментов управления предприятиями легкой промышленности России с оценкой эффективности и инновационности отдельных из них. Предложена авторская маркетинговая программа продвижения продукции текстильной отрасли. Выявлены и математически обоснованы ключевые инновационные методы управления и соответствующие им варианты инновационных политик, направленных на реализацию методов.

Ключевые слова: инновационные методы управления, инновационные инструменты управления, инновационная политика, иерархическая модель, матрица приоритетов, эффективность инновационных политик, маркетинговая программа предприятия текстильной отрасли.

CERTAIN METHODS AND INSTRUMENTS OF INNOVATIVE MANAGEMENT OF RUSSIAN LIGHT INDUSTRY’S COMPANIES

Karasev P., the post-graduate student, Department of Investment and Innovation Management, Plekhanov Russian University of Economics.

The author proposes a system of innovative methods and instruments of management of light industry and its companies in Russia, including estimation of efficiency of certain of them. The paper carries out marketing program for textile company that is worked out by the author. There are determined and mathematically verified innovative method of management of light industry’s companies and relative scenarios of corporate innovation policy.

Keywords: innovative methods of management, innovative instruments of management, innovation policy, hierarchical model, matrix of priorities, efficiency of innovation policies, marketing program of a textile company.

В других работах автора (например, в работе «Зарубежный опыт инновационного развития легкой промышленности - секреты успеха в глобальной конкуренции») неоднократно подчеркивалось, что инструментарий инновационных методов и приемов управления предприятиями, в том числе легкой промышленности, и их инновационной деятельности достаточно обширен.

Рассмотрим основные инновационные методы (приемы) управления, предлагаемые к реализации:

1) исследования и разработки;

2) приобретение новых технологий;

3) производственные и проектно-конструкторские работы;

4) приобретение программных средств;

5) обучение и подготовка персонала;

6) маркетинговые исследования;

7) приобретение основных фондов.

Установим соответствующие им возможные варианты инновационной политики (инструментарий реализации инновационных методов):

1) замена устаревшей продукции;

2) улучшение ее качества;

3) расширение ассортимента;

4) сохранение традиционных рынков сбыта;

5) создание новых рынков сбыта;

6) обеспечение соответствия современным стандартам.

В «классическом» варианте должны быть заранее известны вероятности осуществления каждого из вышеперечисленных методов, однако мы будем рассматривать задачу шире - во-первых, оценки этих вероятностей могут быть предоставлены экспертами,

во-вторых, их значения носят ситуативный характер, т.е., в зависимости от выбранного варианта инновационной политики вероятности методов могут меняться.

Это можно интерпретировать следующим образом: предположим, что в рамках отрасли преобладает определенный (А) инновационный метод управления как наиболее эффективный. Вместе с тем руководство конкретного предприятия ограничено в выборе политик, в связи с чем максимальный эффект на данном предприятии может быть достигнут при преобладании другого (Б) инновационного метода. В этом случае предприятие может избрать несколько иную стратегию развития, чем большинство предприятий отрасли, то есть систематически осуществлять мероприятия, направленные на обеспечение преобладания метода (Б) как наиболее эффективного.

Сформулированной проблеме отвечает трехуровневая иерархическая модель, фокусом которой является эффективность инновационного управления, на следующем уровне - семь вышеперечисленных методов (даны в сокращенном названии) и на нижнем уровне - шесть вариантов инновационных политик (также в сокращенном варианте). Данная иерархия является полной (рис. 1).

С помощью экономико-математических моделей и информационных средств можно получить матрицу приоритетов инновационных политик предприятия, формируемую по данным экспертного опроса в интерактивном режиме (табл. 1).

Применив к матрице неиспользованных возможностей инновационных политик критерий минимакса т.е. выбирая минимальное значение среди максимальных величин для каждой политики, получаем, что оптимальной является политика «Замена устаревшей

Рис. 1. Концептуальная иерархическая модель взаимосвязи инновационных методов управления и политик развития инновационной

деятельности предприятия легкой промышленности.

Таблица 1. Матрица приоритетов инновационных политик предприятия.

Политика (тактические управленческие решения) Инновационный метод управления (сокращ.) Инте- гральные приори- теты политик

Исследо- вания Новые техноло- гии ОКР Про- граммное обеспечение Обучение персонала Марке- тинг Новое оборудо- вание

0,038 0,198 0,044 0,110 0,169 0,140 0,301

Замена устаревшей продукции 0,415 0,296 0,291 0,257 0,338 0,223 0,453 0,340

Улучшение качества продукции 0,062 0,140 0,174 0,206 0,047 0,049 0,118 0,111

Расширение ассортимента продукции 0,202 0,149 0,195 0,227 0,185 0,240 0,095 0,164

Сохранение традиционных рынков сбыта 0,039 0,046 0,040 0,039 0,037 0,049 0,043 0,043

Создание новых рынков сбыта 0,233 0,313 0,221 0,178 0,338 0,389 0,216 0,277

Обеспечение соответствия современным стандартам 0,048 0,055 0,078 0,093 0,056 0,050 0,075 0,065

Примечание: Значения приоритетов получены в результате опроса группы экспертов одного из предприятий МО.

продукции», при которой показатель неиспользованных возможностей равен 0,023, что существенно меньше максимального значения 0,123 по матрице неиспользованных возможностей инновационных политик производственного предприятия, отвечающего политике, направленной на сохранение традиционных рынков. Отметим, что большинство максимальных показателей неиспользованных возможностей инновационных политик предприятия приходится на стратегическую позицию «Приобретение основных фондов» (нового оборудования), что отражает высокую значимость данного вида инновационной деятельности. Сведем в итоговую таблицу результаты оптимизации.

Одной из ключевых позиций в достижении конкурентоспособности продукции российских предприятий является продуманный и эффективный маркетинговый комплекс, в котором важнейшую роль играет программа маркетинга, разработанная для достижения инновационного развития предприятия с учетом данных SWOT-анализа (прежде всего, необходимо согласование с возможностями). Также она должна быть разработана в соответствии с спецификой потребностей рынка для выполнения отдельных проектов или создания особых продуктов.

Маркетинг в широком смысле достаточно давно признан одним из инновационных методов управления, рассматриваемый чаще как укрупненная группа методов. Маркетинговое исследование, предшествующее разработке программы, должно базироваться на наступательной стратегии на рынках России, а также зарубежных стран, рассматриваемых в качестве потенциально возможных рынков для расширения сбыта продукции, и разрабатываться в строгом соответствии с сегментом рынка (подотрасли). Автором в данном исследовании предлагается следующая обобщенная маркетинговая программа для сегмента постельного белья текстильной отрасли (рис. 2).

Целевая установка на модернизацию социально-экономической системы России предусматривает необходимость за весьма короткий срок успешно интегрироваться в мировое производительное пространство и мировой рынок, изменить структуру экспорт-

ной продукции и услуг. Дальнейшая оптимизация товарной структуры экспорта прогнозируется в направлении увеличения вывоза готовой продукции с высокой долей добавленной стоимости и технологического компонента, что постепенно приведет к преобладанию капиталоемкой и наукоемкой продукции над трудоемкой. Структура импорта также должна рационализироваться: значительная часть (около 2/3) должна приходится на энергетическое и автомобильное оборудование, продукцию машиностроения и электронной промышленности (что неразрывно связано с курсом реформ на модернизацию собственного производства), транспортные средства, инструменты, продукцию нефтехимической промышленности.

В последнее время существенно увеличился спрос на энергоресурсы, в особенности в странах Юго-Восточной Азии. При таких высоких темпах развития промышленности Китаю уже не хватает собственных запасов природных ископаемых, что автоматически переводит межстрановое сотрудничество в энергетической сфере в ранг стратегических направлений сотрудничества с Китаем, о чем свидетельствую итоги официального визита Д.А. Медведева в эту страну в сентябре 2010 г.

Воссоздание и модернизация российской легкой промышленности настоятельно требует незамедлительной, рациональной адаптации уже имеющихся достижений продвинутых стран в этой сфере.

Автор исследования полагает, что в России при реализации политики открытости экономики целесообразно в течение определенного периода времени сохранять «пределы открытости» для защиты отечественных производителей, но в долгосрочной перспективе законодательные органы должны формировать равноправную и не дискриминационную среду для зарубежных партнеров. Такая практика, например в Китае1, принесла весьма продуктивные результаты. Правда, и Китай не смог избежать негативных последствий мирового финансового и экономического кризиса. Если многолетний прирост ВВП в Китае составлял 13% ежегодно, то в первом квартале 2009 г. он увеличился всего лишь на 4%, во втором -на 7,5%, а в целом за год - на 8%. Но на фоне абсолютного умень-

Таблица 2. Сравнительные результаты оценки эффективности инновационных политик предприятия легкой промышленности.

Политика Показатели эффективности по критериям

среднего выигрыша (приоритеты) Лапласа (приоритеты) макси-макса (приведенные приоритеты) Вальда (приведенные приоритеты) Сэвиджа (неиспользованные возможности)

Замена устаревшей 0,340 0,325 0,136 0,013 0,023

Улучшение качества 0,111 0,114 0,036 0,002 0,100

Расширение ассортимента продукции 0,164 0,185 0,029 0,008 0.107

Сохранение традиционных рынков сбыта 0,043 0,042 0,013 0,001 0,123

Создание новых рынков 0,277 0,270 0,065 0,009 0,071

Обеспечение соответствия современным стандартам 0,065 0,065 0,023 0,002 0,113

1 Потапов М. А. Внешнеэкономическая модель развития стран Восточной Азии, - М., 2007

1. Производство максимально широких тканей

(на многих ткацких фабриках РФ оборудование не способно к пошиву широких тканей и приходится осуществлять сшивание)

4. Формирование в организационной структуре производственного

отдела с выделенным управлением, способного гибко реагировать на колебания предпочтений

I

5. Концентрация на рынках ЕС и США

Т

2. Выбор устойчивого стандарта по спецификации пряжи и переплетению

3. Инвестирование в отделку

1 Г

Б целях стандартизации размеров постельного белья в различных странах переход потребует периода времени в несколько лет. Возможности не должны быть ограничены технологическим пределом ширины, следовательно, при обновлении парка оборудования приоритет необходимо отдать широким станкам, позволяющим варьировать ширину кроя под разные стандарты.

Дифференциация рынков велика, и отсутствие стандартов по конкретной продукции приведет к дисбалансу в процессе организации производства. Характеристики пряжи и тканей должны быть регламентированы, и при необходимости, ориентироваться на специфику запросов со стороны рынков. Это также позволит сохранять уровень издержек.

Сравнительно малое количество мировых производителей оснащено современным оборудованием по отделке широких суровых тканей. Следовательно, ввод в эксплуатацию производственных мощностей по отделке, обработке, печати широких тканых полотен может позволить войти в число лидеров данного способа производства в мире.

Отдел пошива готовой продукции, связанный с ткацким и отделочным производства должен управляться на принципах отдельного центра прибыли. Данный отдел должен быть способен гибко перестраиваться с выполнения только внешнего подряда на ведение проектов по созданию полного цикла качественно других видов продукции, которые нигде на предприятии больше не производятся.

На данных рынках наблюдается достаточно ощутимый рост импорта постельного белья из хлопка. Зарубежные клиенты - достаточно требовательная целевая аудитория, для которых важны факторы надежности, качества, оперативные сроки поставок и конкурентные цены. Рынки менее развитых стран не могут предложить столь платежеспособный спрос.

6. Перенаправить сбыт в крупные розничные цепочки (сети)

Специфика построения сетевых магазинов такова, что ассортимент предлагаемой продукции настолько широк, а цены конкурентны, что это позволяет покупателям приобретать широкий спектр качественных и не слишком дорогих товаров в крупной рознице. Экономически данный способ организации сбыта выгоднее инвестиций в большое количество продавцов, разбросанных географически (рост транспортных расходов).

7. Обеспечить стабильность показателей надежности и качества

8. Инвестирование

в приобретение эксклюзивных лицензий

Качество - один из главных источников правомерного и обоснованного повышения цены. Качество - также одно из основных конкурентных преимуществ перед производителями из КНР или Пакистана. Надежность — важнейший критерий выбора стратегического поставщика.

В настоящее время наблюдается рост доли продукции, выпускаемой по лицензии, и данный рост прогнозируется и дальше. Предоставление эксклюзивных прав поставщику производится на принципах лучшего качества. В фазе start-up получение эксклюзивных право крайне сложно, поэтому рекомендуется производить продукцию по субконтракту для держателя лицензии

9. Соблюдение требований рынка по упаковке и дизайну

(внешним критериям выбора товара)

Размер, упаковка, дизайн - основные параметры рынка и критерии выбора товара при покупке. Данные параметры также являются основными для уровня издержек, следовательно, они стоят в приоритете для того или иного сегмента или рынка и должны отслеживаться производителем.

Рис. 2. Обобщенное содержание маркетинговой программы по сегменту постельного белья текстильной подотрасли.

шения ВВП, что свойственно всем развитым странам (США: -2%, Япония и многие страны ЕС на -3,5%), эти итоги смотрятся довольно впечатляюще.

Эффективно реализуя имеющиеся у страны сравнительные преимущества в факторах и издержках производства, и опираясь на низкую себестоимость продукции и разумный протекционизм, Россия сможет не только гармонично войти в международную глобальную экономику, стать одним из крупнейших игроков мировой торговли, но и существенно изменить структуру своего экспорта и импорта в выгодную сторону.

Стратегия подъема российской легкой промышленности в условиях модернизации экономики, по мнению автора, как раз и должна предусматривать конкурентную борьбу с китайской экспансией в сегменте товаров легкой промышленности.

С этой позиции роль предприятий отрасли становится для российской экономики весьма важной. Страна сама почти полностью сможет обеспечить себя изделиями предприятий этих отраслей. Кроме того, около 30% всей производимой продукции сможет поставлять на экспорт. Причем адресатами продукции выступают не только страны азиатского региона, не только развивающиеся страны, но и высокоразвитые государства, включая США, Японию и страны Западной и Северной Европы. Т.е. те рынки, на которых традиционно «силен» Китай. Но выиграв конкурентную борьбу с ним, российская легкая промышленность займет его рыночные ниши.

Особо важное место среди инструментов политики модернизации российской экономики в области привлечения иностранных инвестиций, по мнению автора, занимает налоговая политика.

По нашему мнению, необходимо широко использовать освобождение от налогов на определенный период времени («налоговые каникулы»). Например, для предприятий легкой промышленности с участием иностранного капитала со сроком действия свыше 10 лет полностью освобождаются от уплаты подоходного налога в течение 2 лет, начиная с первого года, в который ими была получена прибыль, и платят его в половинном размере в последующие три года. Иностранные предприятия со сроком действия свыше 10 лет полностью освобождаются от подоходного налога в первый «прибыльный» год и платят его в половинном размере в следующие 2 года, а последующие 10 лет, по ставке, сниженной на 1530%.

Ряд льгот должен нацеливаться на поощрение внедрения высоких технологий и увеличение экспорта продукции. Так, высокотехнологичным предприятиям, функционирующим в приоритетных сегментам, может быть продлен срок уплаты подоходного налога в половинном размере на три года, а предприятию, расположенному в Сибири или на Дальнем Востоке, экспортирующему на менее 70% своей продукции, подоходный налог может быть снижен наполовину. Налоговые преференции могут предоставляться предприятиям в производственной сфере легкой промышленности, а также при реинвестировании иностранных участников высокотехнологичных предприятий.

Автор полагает, что предприятия легкой промышленности должны пользоваться и таможенными льготами. Так, предприятия с иностранным капиталом целесообразно освобождать от уплаты импортной пошлины на производственное оборудование, сырье, транспортные средства для собственных нужд. Также следует отметить облегченный процесс создания предприятий с участием иностранного капитала в легкой промышленности и учреждение районов льготного инвестирования в особых экономических зонах для высокотехнологичных предприятий (например, из мировой практики известны и учреждены свободные торговые зоны, специальные экономические зоны, открытые города, зоны развития экономики и техники, зоны развития высоких технологий).

В случае согласования условий вступления России в ВТО, по мнению автора, целесообразно законодательно обеспечить регламент отраслевого регулирования привлечения иностранных инвестиций, в котором было бы увеличено число отраслей, открытых для иностранных инвесторов, в то время как число «закрытых» отраслей сократилось бы. Такая практика в Китае показала свою эффективность. Целесообразно также ослабить ограничения на долю, которую иностранные инвесторы могут иметь в проектах с предприятиями российской легкой промышленности.

Помимо выводов и предложений автора по развитию легкой

2 исключительно на базе авторских представлений

Таблица 3. Система инновационных методов и инструментов управления предприятиями легкой промышленности РФ.

Группа методов /инструментов/ Формы реализации методов Инструменты реализации методов Оценка инновационности /эффективности/2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г осударствен-ное регулирование Координация интеграционных процессов

Координация деятельности и информационная поддержка отраслевых структур по соблюдению регламентов ВТО Создание комитетов и других объектов информационной инфраструктуры переходного периода • ••оо

Координация деятельности и информационная поддержка отраслевых структур по соблюдению регламентов Таможенного Союза Создание и регламентирование деятельности объектов информационной инфраструктуры по вопросам ТС, ФФФОО

Макроэкономические регуляторы

Создание и поддержание благоприятного макроэкономического инвестиционного и инновационного климата для обрабатывающих отраслей, включая легкую промышленность • снижение процентных ставок • создание механизмов рефинансирования производственной деятельности • упорядочение баланса денежного предложения и денежного спроса со стороны сферы производства • •ООО • •ООО • •ООО

Таможенная политика, экспортно-импортные отношения

Поддержание баланса системы торговых отношений, отвечающего интересам российских производителей и соответствующего международным нормам и принципам свободной торговли • Ослабление экспортного контроля, создание механизмов либерализации экспорта товаров отрасли • Усиление контроля импорта (качество и безопасность) и обращения импортированных товаров • •••о

Налоговый режим

Либерализация налогового режима в отношении предприятий и организаций отрасли, применение практик и инструментов налоговой поддержки по примеру Китая, Индии, Турции и др. • Предоставление налоговых каникул • Применение льготного налогообложения по отношению к предприятиям, реализующим крупные инвестиционные проекты • Частичная отмена НДС • •••о • •••о

Поддержка легкой промышленности РФ

Основные направления поддержки должны заключаться в: • совершенстве законодательства по регулированию и поддержке предприятий и организаций легкой промышленности; • Принятие Правительством проекта Постановления об утверждении правил предоставления субсидий организациям, реализующим пилотные проекты в рамках Стратегии развития легкой промышленности на период до

• активизации инновацион- 2020 г.

ной активности отраслевых • Активизация созданных инсти- • •••о

структур; тутов развития, включая Банк

• стимулировании и реаль- развития, инвестиционный и

ной поддержке инвестиций венчурный фонды, госкорпо-

в модернизацию производ- рации, способных обеспечить

ства; привлечение инвестиций в раз-

• мерах по повышению при- витие производственной сферы

влекательности предпри- • Государственные гарантии • •••о

ятий и организаций от- • Привлечение кредитных ресур- • •••о

расли на внешнем и внут- сов государственных банков

реннем рынках. • Формирование дополнительных каналов рефинансирования производственных инвестиций предприятий отрасли с участием Банка России • Расширение гос. программ стимулирования инновационной активности при соблюдении обязательного в ВТО принципа неспецифичности • ••оо • •••о

Плановые

Разработка стратегических планов и программ инновационного развития отрасли

уровень

Стратегии развития отрасли на долго- и среднесрочный период, планы-программы по реализации стратегии, уточнения, изменения и дополнения прогнозных показателей

Уровень предприятия

Разработка стратегических планов и программ инновационного развития предприятий в рамках отраслевой стратегии

Стратегии развития предприятия на долго- и среднесрочный период, планы-программы по реализации стратегии, произведение уточнений,изменений и дополнений показателей

Программные

Разработка и реализация Федеральной целевой программы по преодолению кризиса в легкой промышленности на 5 лет Планы мероприятий, Постановления Правительства РФ, приказы Минпромторга, целевое бюджетное финансирование • •••о

Отраслевой уровень

Поддержка международного сотрудничества в области достижений и инноваций в легкой промышленности Программы международного сотрудничества, выставки товаров легкой промышленности, выставки инноваций отрасли • •ООО

у ровенъ предприятия

Разработка и реализация программ модернизации предприятий____________________

Целевые и стратегические программы модернизации предприятий на 3-5 лет

Проектные

Поддержка проектной дея-

Определение приоритетов про-

тельности предприятии, находящихся в собственности государства

ектной деятельности, конкурсы субсидий региональных бюджетов на реализацию проектов, конкурсы на получение бюджетного финансирования для реализации проектов государственного или регионального значения, госзаказы на проекты коммерческих структур и т.п___________________

Поддержка инновационных достижений организаций и предприятий отрасли, поддержка молодых специалистов

Учреждение профессиональных премий, разработка и реализация мер по увеличение средней заработной платы (одна из самых низких по отраслям в РФ), гранты на инновации в отрасли

Институци-

ональные

Создание современной информационной инфраструктуры научно- исследовательской и предпринимательской деятельности предприятий легкой промышленности

Учреждение специализированных организаций, Интернет-порталов и консультационных центров, центров передового опыта, деятельность которых будет направлена на информационно-аутсорсинговую поддержку инновационных процессов на предприятиях

Учреждение отраслевых организаций для повышения эффективности инновационной деятельности

Бюджетное финансирование, разработка стратегии развития, подготовка кадров, система профессиональной коммуникации, участие в выставках и конгрессах

Развитие института общественных и экспертных советов с целью участия в принятии стратегических политико-правовых, финансово-экономических и производственных решений, влияющих на отрасль

Формирование составов советов и регламентирование их работы, информирование и широкое привлечение ответственности, усиление общественного контроля за реальными результатами работы советов, законодательное закрепление обязательности учета мнений данных организаций в процессе принятия решений и т.п.

ные Долгосрочные • Разукрупнение иммобильных • •••о

и (или) неэффективных пред-

приятий и создание на их ос-

нове более гибких малых и

средних бизнесов, рассматри-

ваемых как центры прибыли

• Создание вертикально интег- • •••о

рированных холдингов на базе

предприятий, испытывающих

проблемы на этапах ресурсо-

обеспечения и сбыта

Среднесрочные • Внедрение проблемно-целевых и других инновационных организационных структур (схем) управления • Проведение реорганизации филиальной сети • Реорганизация отношений в каналах дистрибуции • •••о • •••о

Образовательные • Модернизация систем повышения квалификации работников подведомственных организаций, учреждение бесплатных для работников программ и курсов повышения квалификации и переподготовки • Подготовка управленческих кадров и выпуск специалистов высокой квалификации в научно-образовательных структурах отраслевого профиля • •••о • •••о

Информационные • Сбор, накопление, систематизация и распространение информации по вопросам инновационной сферы • Сбор, накопление, систематизация и распространение информации о деятельности организаций, типовых проблемах и бизнес-решениях • ••оо • •ООО

Перевод бюджетных учреждений в новые организационные формы Подготовка госзаданий, разработка процедуры перевода, консультации, изменение штатного расписания и пр. • оооо

промышленности, данных выше, необходимо довести набор возможных и предложенных инновационных методов и инструментов управления отраслью и ее предприятиями до системного подхода. Результаты авторской систематизации инновационных методов и инструментов управления в отрасли даны в таблице 3.

Литература:

1 Саати Т. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети. Пер. с англ. / Науч. ред. А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. М.: Издательство ЛКИ, 2008.

2 Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993.

3 Незнахина Е.Л., Веретенова М.С. Инновационная деятельность как инструмент развития легкой промышленности. Инновации в экономике и социальной сфере: Тезисы докладов Всероссий-

ской научно-практической конференции, Н. Новгород, 2008. Н. Новгород: НГТУ 2008, с. 100-101.

4 Левко М.Н. Модели управления инновационным развитием предприятий легкой промышленности на базе экспертно-аналитических методов. Текст // Автореферат диссертации на соискание учен. степ. канд. экон. наук по специальностям 08.00.05, 08.00.13. / На правах рукописи. / М. - 2008.

5 Лебедев Ю.А., Алдабаева М.С. О необходимости государственной поддержки инновационного развития легкой промышленности. Экономические науки. 2010, N 12, с. 271-274, 447.

6 Приказ Минпромторга России от 24.09.2009 № 853 об утверждении «Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года». // Справочная правовая система «Консультант плюс».

7 www.wto.org

8 www.minpromtorg.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.