Научная статья на тему 'Процесс разработки стратегии инновационного развития предприятий химической промышленности'

Процесс разработки стратегии инновационного развития предприятий химической промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2418
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATION MANAGEMENT / STRATEGIC INNOVATION MANAGEMENT PROCESS / INNOVATION STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова Валентина Ивановна, Новикова Наталья Александровна

В работе рассмотрены теоретические вопросы процесса формирования и разработки стратегии инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY DEVELOPMENT PROCESS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT ENTERPRISES OF CHEMICAL INDUSTRY

This paper discusses the theoretical issues of the strategy formation and development of innovative development.

Текст научной работы на тему «Процесс разработки стратегии инновационного развития предприятий химической промышленности»

УДК 338.22 (075.8) У 67 ББК 65.304.17

Макарова В.И, Новикова Н.А.

ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Makarova V.I., Novikova N.A.

STRATEGY DEVELOPMENT PROCESS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT ENTERPRISES OF CHEMICAL INDUSTRY

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, управление инновациями, процесс стратегического управления инновациями, инновационная стратегия.

Keywords: innovation, innovative activity, innovation management, strategic innovation management process, innovation strategy.

Аннотация

В работе рассмотрены теоретические вопросы процесса формирования и разработки стратегии инновационного развития.

Abstract

This paper discusses the theoretical issues of the strategy formation and development of innovative development.

Уровень развития и использования продукции химической промышленности в экономике - один из важнейших критериев технологического развития страны. Во-первых, химический комплекс - сам по себе один из инновационно-активных секторов экономики.

Во-вторых, имеется взаимосвязь между технологическим уровнем химической продукции и технологическим уровнем самих секторов-потребителей данной продукции. Без современных материалов химической индустрии невозможны обеспечение оборонной безопасности страны, дальнейшее развитие электроники, выпуск лекарственных и косметических средств, товаров с улучшенными потребительскими свойствами. Все эти факторы обуславливают необходимость технологического развития химического комплекса для реализации инновационной стратегии развития страны, регионов, отраслей и организаций, обеспечения национальной конкурентоспособности, достижения высоких темпов роста экономики и благосостояния и качества жизни населения. Россия нуждается в высокотехнологическом химическом комплексе для решения важнейших народнохозяйственных проблем, связанных с развитием сельского хозяйства, легкой промышленности, сферы ЖКХ. Предприятия химического комплекса являются поставщиками сырья, полупродуктов, различных материалов (пластмассы, химические волокна, шины, лаки и краски, красители, минеральные удобрения и т.д.) для всех отраслей и способны оказывать существенное воздействие на масштабы, направления и эффективность их развития. Отставание от мирового уровня в сфере обеспечения химическими материалами данных отраслей влечет утрату конкурентоспособности производимой в них продукции.

В этой связи стратегической целью развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 г. является развитие конкурентоспособности химического комплекса России и обеспечение эффективного соответствия объемов производства, качества и ассортимента химической и нефтехимической продукции совокупному спросу российского и мирового рынков. В современных условиях основным способом повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности для предприятий становится внедрение

инноваций. Однако инновации являются источником развития лишь при условии активного и эффективного их использования, а также создания благоприятной среды для их внедрения.

Особое значение приобретает стратегическое управление инновационным развитием предприятий, которое ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, позволяет более гибко реагировать и осуществлять своевременные изменения, добиваться конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе. Таким образом, стратегию инновационного развития предприятия можно определить как совокупность действий и методов ведения инновационной деятельности, обеспечивающей конкурентные преимущества за счет разработки и внедрения инноваций.

Процесс стратегического управления инновационной деятельностью включает в себя пять этапов.

Первый - это анализ окружающей среды, в том числе анализ внешней и внутренней среды. Анализ внешний среды организации включает в себя следующие компоненты: юридический компонент состоит из действующих на данный момент законов функционирования современной рыночной экономики; политический компонент включает в себя элементы, которые относятся к вопросам государства, например существующий государственный строй, отношение государства к вопросам инновационного развития отраслей хозяйства; социальный компонент определяет характеристики общества, в котором существует организация, такие как уровень грамотности, образование, обычаи, верования, ценности, образ жизни, возраст, географическое расположение и мобильность населения; экономический компонент характеризуется показателями: ВВП, уровень инфляции, уровень безработицы, уровень налогообложения, банковская процентная ставка, производительность, доходы и расходы потребителя; технологический компонент отражает уровень автоматизации и компьютеризации производства, наличие выскоих технологий в производстве продукции. Анализ внутренней среды организации направлен на оценку и изучнение сильных и слабых сторон предприятия. Наиболее распространенным методом анализа окружающей среды предприятия является SWOT-анализ, который отражает следующие факторы: сильные стороны - это внутренние факторы, которые могут способствовать эффективной работе предприятия, например хорошо разработанный портфель заказов и план продаж на продукцию органиции; слабые стороны - это внутренние факторы, которые могут препятствовать эффективной работе организации, например высокая доля себестоимости в общем составе выручки организации; возможности - это внешние факторы, которые благоприятствуют работе предприятия, например эффективные каналы продаж, надежность поставок комплектующих и материалов; угрозы - это внешние факторы, которые могут препятствовать эффективной деятельности, например низкий уровень квалификации сотрудников, появление более дешевых технологий и продуктов у конкурентов. Анализ окружающей среды является важнейшим этапом процесса стратегического управления инновационной деятельностью, позволяет выявить проблемы, сильные и слабые стороны, резервы предприятия, разработать варианты стратегического инновационного развития хозяйствующего субъекта. Следующим этапом в струтктуре процесса стратегического управления инновационной деятельностью является определение общего направления деятельности организации - формирование миссии, имиджа и целей инновационного развития. Формулируя миссию, руководитель определяет сферу деятельности предприятия, а также услуги, которые компания будет предоставлять клиентам. В широком смысле миссия организации рассматривается как философия, которая определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. В узком смысле миссия предприятия должна быть фактором привлечения клиентов, показывать, какие потребности клиента фирма может удовлетворить наиболее эффективно. Например, миссия ОАО “Куйбышевазот”: опираясь на накопленный опыт и используя достижения в области химии, создавать продукты,

которые расширяют возможности людей и повышают качество их жизни. Быть лидером в производстве капролактама, полиамида и продуктов их переработки. Развивать поставки удобрений на отечественный рынок. Сбалансировано удовлетворять интересы государства, акционеров и работников общества.

Имидж - это совокупное общественное восприятие компании многими людьми. С целью создания благоприятного климата предприятие должно обладать следующими характеристиками: адекватность, оригинальность, пластичность и адресность. Цель

стратегии инновационного развития страны, регионов, отраслей и предприятий - это перевод экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими основными показателями:

- доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40 -50 процентов в 2020 году (в 2009 году - 10,4 процентов);

- доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т.д.) достигнет не менее 5 - 10 процентов в 5 - 7 и более секторах к 2020 году;

- удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2 процентов в 2020 году (в 2008 году - 0,35 процента);

- валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17 - 20 процентов в 2020 году (в 2009 году - 11,8 процентов);

- удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25 - 35 процентов в 2020 году (в 2009 году - 12,4 процента);

- внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5 - 3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (в 2009 году - 1,24%), из них больше половины - за счет частного сектора;

- доля российских исследователей в общемировом числе публикаций в научных журналах повысится до 5 процентов в 2020 году (в 2008 году - 2,48%);

- средняя цитируемость научных работ российских исследователей повысится до 5 ссылок на статью в 2020 году (в 2009 году 2,4 ссылки на статью);

- не менее 5 российских вузов войдут в число 200 ведущих мировых университетов согласно международным рейтингам (в 2009 - ни одного);

- количество патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии, превысит в 2020 году 2,5 - 3 тысячи (В 2008 году - 63);

- доля средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР, достигнет 25%;

- доля средств на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, увеличится до 30%.

В процессе разработки стратегии организации формируются основные цели, которые являются инструментом стратегического управления, они должны быть четко сформулированы, определены, известны персоналу организации и приняты им к исполнению. Цели стратегического управления инновационной деятельностью классифицируются следующим образом: необходимые цели определяют основную

деятельность организации, от их достижения зависит жизнеспособность предприятия; желательные цели необходимы для улучшения и повышения эффективности функционирования организации; возможные цели желательны для улучшения деятельности организации, выполнение которых можно отсрочить на определенный период времени; официальные цели определяют общее назначение организации, описаны в уставе и публично заявлены руководителем; оперативные цели, формой их выражения является план работы организации; операционные цели выступают в форме конкретных заданий отдельным исполнителям и рабочим группам.

Разработка стратегии является третьим этапом процесса стратегического управления инновационной деятельностью организации. В научной литературе используется множество различных подходов к определению содержания понятия «стратегия». Стратегия определяется как: система взаимосвязанных решений и установок,

определяющих приоритетные направления действий по реализации миссий организаций; план, отражающий главные цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое; набор принципов и инициатив высшего руководства, которые позволяют достичь цели с наименьшими потерями или определить цель; прогноз основных технико-экономических показателей, характеризующих экономический рост и развитие предприятия.

Стратегия рассматривается как инструментальная модель будущего состояния и развития организации в долгосрочной перспективе, стремление к воплощению которого заставляет организацию действовать определенным образом, используя определенные принципы поведения.

Инновационная стратегия - это одно из средств достижения целей предприятия, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной компании и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей. Инновационная стратегия подчинена общей стратегии предприятия. Она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств.

Стратегия развития предприятия в качестве своих составляющих включает базовую и функциональные стратегии. Базовая - это модель поведения предприятия в целом в той или иной конкретной рыночной ситуации. Она является стержнем стратегического управления. Функциональные - стратегии, конкретизирующие выбранную базовую стратегию в соответствии с основными направлениями деятельности предприятия, то есть это комплексы мероприятий и программ для отдельных функциональных сфер и подразделений предприятия. Они имеют подчиненное значение и являются по существу ресурсными программами, обеспечивающими практическую реализацию базовых стратегий. Формирование базовой стратегии - это основа для всех последующих решений в области стратегического планирования, в том числе, для выбора стратегии инновационной деятельности, которая является одной из функциональных стратегий.

В зависимости от своей направленности, инновационные стратегии предприятия делятся на два вида: наступательные и защитные. Наступательные инновационные стратегии обеспечивают реализацию общей стратегии интенсивного роста и нацелены на увеличение присутствия предприятия в наиболее перспективных секторах рынка за счет вытеснения из этих секторов имеющихся конкурентов. Такие стратегии в большинстве случаев реализуются за счет крупномасштабных инновационных разработок, основывающихся на стратегически значимых НИОКР и приводящих к установлению технологического и (или) продуктового лидерства предприятия. Обычно наступательные инновационные стратегии требуют аккумулирования значительных объемов финансовых, интеллектуальных и материально-технических ресурсов, в связи с чем они обычно используются крупными предприятиями. Для мелких и средних предприятий, а также для предприятий, не обладающих значительным инновационным потенциалом, наступательные стратегии могут быть построены на имитации разработок отраслевых лидеров. Защитные инновационные стратегии ориентированы на поддержание уже достигнутых позиций предприятия за счет упреждения действий конкурентов по расширению их рыночных долей. Основой данной стратегии являются периодически осуществляемые средне- и краткосрочные инновационные разработки, обеспечивающие сокращение затрат и (или) добавление новых потребительски значимых свойств уже выпускающимся видам продукции. Помимо этого, реализация защитных стратегий может осуществляться на основе имитации передовых отраслевых разработок и за счет приобретения лицензий.

В зависимости от интенсивности инновационной деятельности предприятия, его

инновационные стратегии могут быть активными, пассивными и стагнационными. Реализация всех этих стратегий начинается с осуществления предприятием какой-либо базисной инновационной разработки, существенно повышающей его потенциал и улучшающей рыночные возможности. Различие между стратегиями определяется характером дальнейшего поведения предприятия в инновационной сфере. Активная инновационная стратегия предполагает, что на «максимуме» технологического уровня, достигнутого за счет базовой инновации, предприятие должно реализовать следующее стратегически значимое нововведение (развивающую инновацию), которое также как и базисная инновация, приведет к существенному повышению технологического уровня производства или расширению рыночных позиций. В дальнейшем крупномасштабные инновационные разработки должны реализовываться по аналогичной схеме, обеспечивая непрерывное накопление инновационного потенциала предприятия и улучшая результаты его функционирования. Важным условием при этом является преемственность инновационных разработок, т.е. возможность использования результатов каждой предыдущей из них при реализации последующей. Данная стратегия является исключительно наступательной и ориентирована на обеспечение высокой рентабельности в длительной перспективе. Основными ограничениями при реализации данной стратегии выступают стадия жизненного цикла отрасли и способность предприятия в течение длительного времени привлекать значительные объемы инвестиционных ресурсов. Пассивные инновационные стратегии имеют защитный характер и предполагают периодическое (по мере необходимости) осуществление предприятием относительно небольших средне- и краткосрочных нововведений, обеспечивающих поддержание достигнутых конкурентных преимуществ. Стратегии данного типа не предполагают значительного технологического или рыночного роста и, как правило, выбираются предприятиями тех отраслей, жизненный цикл которых находится на стадии зрелости. Стагнационные стратегии используются предприятиями в сокращающихся отраслях, а также предприятиями, не располагающими значимым инновационным потенциалом и потому не способными систематически осваивать инновационные разработки. Суть стратегии состоит в том, чтобы в максимальной степени использовать преимущества, предоставляемые базисной инновационной разработкой, после чего постепенно свернуть деятельность в рассматриваемой стратегической зоне хозяйствования.

В зависимости от способа своей реализации, инновационные стратегии предприятия могут иметь следующие основные разновидности: технологическое и продуктовое лидерство, технологическая ниша, имитация, создание совместных предприятий, зависимость и лицензирование. Стратегия технологического (продуктового) лидерства основывается на систематическом осуществлении предприятием широкого спектра крупномасштабных инновационных разработок по освоению новых ключевых технологий или выведению на рынок принципиально новых видов продукции. Как правило, данная стратегия используется крупными промышленными компаниями, уже являющимися национальными отраслевыми лидерами и реализующими свою продукцию на международном рынке. Основными внешними условиями эффективности данной стратегии являются достаточная емкость целевых рыночных сегментов и наличие резервов общеотраслевого роста. Стратегия технологической (продуктовой) ниши состоит в специализации инновационной деятельности предприятия на ограниченном количестве ключевых технологий или рыночных секторов с целью достижения конкурентных преимуществ за счет удовлетворения специфических потребностей целевых групп клиентов. Данная стратегия обычно используется предприятиями, располагающими достаточным инновационным потенциалом, однако имеющими относительно небольшие масштабы своей деятельности, в силу чего - не способными эффективно конкурировать с общеотраслевыми лидерами в широком спектре рыночных секторов. Стратегия имитации предполагает быстрое освоение предприятием отраслевых новинок в продуктовой или технологической областях без проведения собственных значительных НИОКР за счет

копирования новаторских идей отраслевых лидеров. Данная стратегия обычно выбирается теми предприятиями, которые обладают гибкой, хорошо развитой производственной базой и высококвалифицированным персоналом, однако не способными (или не желающими) самостоятельно выполнять необходимый комплекс НИОКР. Важным условием эффективности данной стратегии является наличие у предприятия развитых маркетинговых подразделений, а также служб технологической разведки. Основное достоинство данной стратегии заключается в том, что она позволяет предприятию одновременно минимизировать риски своей инновационной деятельности и, в то же время, - получить возможность удовлетворения части спроса на новую продукцию. Недостатки данной стратегии следуют из того, что она является «догоняющей». Вследствие этого, предприятие рискует приобрести нежелательный рыночный имидж, а также часто не может обеспечить своего интенсивного роста, поскольку вынуждено постоянно следовать за отраслевыми лидерами и подстраиваться под условия, формируемые ими. Помимо этого, существенным ограничением на возможность реализации данной стратегии является непрерывное развитие национальных систем охраны интеллектуальной собственности. Стратегия создания совместных предприятий обычно используется теми предприятиями, которые в результате выполнения собственных НИОКР достигли значительного открытия (сильной технологической позиции), однако не имеют достаточных ресурсов для его успешной коммерциализации. Основными субъектами данной стратегии являются малые инновационные предприятия, а также различного рода научно-исследовательские организации. Их интеграция в СП совместно с крупными промышленными компаниями обеспечивает возможность эффективно реализовать все стадии инновационного процесса. Стратегия зависимости заключается в том, что предприятие отказывается от выполнения самостоятельных НИОКР и ограничивается внедрением новых технологий или видов продукции, разрабатываемых вне его самого и передаваемых ему на основе договоров франчайзинга или лицензионных соглашений. Как правило, данная стратегия используется предприятиями, не сумевшими самостоятельно обеспечить себе прочные рыночные позиции и не обладающими достаточным инновационным потенциалом. Основным внешним условием выбора данного типа инновационной стратегии является «зрелый» характер отрасли и стабильность ее основных технологий. Стратегия лицензирования обычно используется предприятиями, контролирующими значительную долю отраслевого рынка, обладающими потенциально эффективными новыми разработками, однако функционирующими в условиях сокращающегося рынка. В этом случае основной доход от инновационной деятельности предприятия обеспечивается за счет реализации лицензий на новые разработки тем предприятиям отрасли, которые придерживаются стратегии зависимости.

Опыт отечественных предприятий показывает, что наиболее приемлемыми в условиях рыночных отношений являются наступательная, защитная, а также совмещенная (защитно-наступательная) стратегии. Инновация требует сравнительно продолжительного периода времени (5—10—15 лет), и предприятие сможет успешно реагировать на рыночные изменения, если оно подготовилось и в его распоряжении имеются необходимые научно-технические разработки. Следовательно, предприятие должно основывать свое будущее на долгосрочной стратегии, то есть может рассчитывать на успех лишь в случае своей наступательной стратегии, которая учитывает накопленные знания и опыт, внешние и внутренние условия развития предприятия и его конкурентные преимущества.

Сложившиеся тенденции технологического развития в российской экономике, имеющиеся риски и возможности роста позволяют выделить как минимум четыре возможных варианта стратегии инновационного развития страны.

Первый - это вариант инерционного импортоориентированного технологического развития. Вариант предполагает отсутствие масштабных целенаправленных усилий, нацеленных на инновационное развитие, фокусирование политики в основном на

поддержании макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетных расходов на науку, инновации и инвестиции в человеческий капитал. Этот вариант с большой вероятностью приведет к дальнейшему ослаблению национальной инновационной системы, усилению зависимости экономики от иностранных технологий. Результаты реализации такого варианта политики не соответствует целям и ориентирам развития российской экономики на долгосрочную перспективу. Такой вариант обрекает Россию на технологическое отставание от ведущих стран Запада, а в перспективе - и на проигрыш в конкуренции инноваций таким новым индустриальным странам, как Китай.

Второй вариант - догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности. Этот вариант ориентируется не только на перевооружение экономики на основе импортных технологий, но и на локальное (точечное) стимулирование развития отечественных разработок.

Догоняющий путь развития хорошо известен на примере целого ряда новых индустриальных государств, начиная с Японии в послевоенные годы, Южной Кореи, а в более недавний период - стран Юго-Восточной Азии (Малайзия, Сингапур) и, наконец, безусловно, наиболее яркий пример из современной истории - Китай.

В его основе лежит максимальное использование доступных на мировом рынке технологий, которые закупаются либо, что чаще, привлекаются в страну вместе с иностранным капиталом. Таким образом, для России догоняющий путь развития означает массовое заимствование рядовых для мирового рынка, но передовых по российским стандартам технологий в качестве первого этапа технологической модернизации. Догоняющая стратегия имеет ряд преимуществ:

- во-первых, минимальны инновационные риски, поскольку используются уже готовые и, более того, хорошо отработанные технологии, то можно достаточно уверенно прогнозировать технико-экономические характеристики нового продукта или технологии; приобретая готовые технологии, фирмы, как правило, могут получить и весь комплекс сопутствующих услуг - обслуживание, ремонт, обучение персонала;

- во-вторых, сроки реализации инновационных проектов гораздо короче, при этом в случае хорошей восприимчивости бизнеса к инновациям экономика получает существенные преимущества от быстрого массового распространения более прогрессивных технологий;

- в-третьих, изменение технологической специализации может идти нелинейно, не по технологической цепочке в отдельном секторе, то есть развитие технологий в базовых секторах может привести к появлению новых высокотехнологичных секторов;

- в-четвертых, децентрализация принятия решений - решения принимает конкретный бизнес, что снижает (в среднем) риски ошибочных решений.

Однако, в российских условиях, при реализации догоняющей стратегии возможны следующие принципиальные риски:

- необходимость жестко конкурировать с другими производителями аналогичной продукции (использующими ту же, либо более совершенную технологию). При этом отсутствие инновационной ренты усиливает конкуренцию по цене, а, следовательно, прежде всего, по издержкам производства; в этой связи конкурентоспособность на мировых рынках может быть обеспечена только при кардинальном росте производительности труда в российской экономике;

- современные технологии настолько сложны, что зачастую недостаточно приобрести лицензию и/или оборудование - требуется весь комплекс знаний и опыта, а, следовательно, эффективное развитие производства преимущественно должно идти в рамках процесса привлечения прямых иностранных инвестиций; в свою очередь это требует очень серьезных усилий по улучшению инвестиционного климата. Высокая значимость в экономическом развитии иностранного капитала и иностранных технологий, повышая вовлеченность страны в глобальные процессы увеличивает и зависимость страны, усиливает внешние риски;

- сильная зависимость от импорта техники и технологий при прочих равных тормозит развитие собственных разработок, что в российских условиях будет означать дальнейшее углубление разрыва между отечественной наукой и промышленностью.

Третий вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях соответствует долгосрочным целям и задачам, обозначенным в Концепции долгосрочного развития страны. Он характеризуется значимыми усилиями государства по модернизации сектора НИОКР и фундаментальной науки, значительным повышением их эффективности, концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг. Этот вариант характеризуется резким увеличением спроса на новые научные и инженерные кадры и предполагает формирование целостной национальной инновационной системы и восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки.

Этот путь, более привлекательный как с экономических, так и с политических позиций, одновременно является существенно более затратным, поскольку предполагает масштабное государственное финансирование исследований и разработок, прежде всего, фундаментального характера, содействие скорейшей коммерциализации создаваемых перспективных результатов, активный поиск и формирование новых рынков, новых ниш и сегментов в рамках существующих рынков и, наконец, поддержку выхода на них российских компаний. Кроме того, путь технологического лидерства является гораздо более рискованным:

- неопределенность и риски инноваций, основанных на принципиально новых решениях, неизмеримо выше, чем при использовании уже известных технологий, пусть не самых передовых, но более прогрессивных, чем применяемые в настоящее время, и дающих существенный прирост производительности и эффективности;

- в современном мире обмен знаниями протекает столь быстро, что даже при наличии системы защиты прав на интеллектуальную собственность весьма велика вероятность того, что результаты «прорывных» инноваций будут раньше и (или) в большей степени использованы в других странах.

Четвертым вариантом стратегии инновационного развития страны является смешанная стратегия. Для страны с крупной экономикой, достаточно

диверсифицированной отраслевой структурой, выбор варианта политики технологической модернизации не может быть универсальным для всех отраслей и секторов. Для России в

современных условиях оптимальной является смешанная стратегия, с элементами

стратегии лидерства в некоторых сегментах, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией догоняющей стратегии в

большинстве секторов экономики и промышленности, параллельно с восстановлением инженерного и конструкторского потенциала.

С учетом проблем посткризисного развития сейчас существует значительный риск того, что в России может начать реализовываться «инерционный» вариант политики -определенные тенденции в этом направлении уже складываются, в первую очередь в плане сокращения расходов на сферу исследований и разработок. Задача данной стратегии

- вывести Россию на реализацию оптимальной стратегии.

Реализация смешанной стратегии определяет основные акценты в инновационной политике страны. Прежде всего, это акцент государства (в том числе финансовых и организационных усилий) в поддержке отдельных направлений инновационного развития при формировании необходимых общих стимулов к масштабной модернизации и инвестировании в формирование нового качества человеческого капитала, необходимого при реализации как стратегии лидерства, так и стратегии догоняющего развития.

На основе положения Концепции долгосрочного развития РФ на период до 2020 года с целью достижения стратегических целей инновационного развития разработаны

следующие задачи:

1. Наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Для инновационной экономики нужен «инновационный человек» - не только способный в полной мере использовать достижения науки и техники, но и ориентированный на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни.

2. Резкое, кратное повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний. Бизнес должен воспринимать инновации не как «хобби», и тем более не как обязанность перед государством, а как жизненно важную для перспектив развития компании, повышения эффективности и занятия лидерских позиций на рынках модель поведения.

3. Повышение «инновационности» государства - максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование «электронного правительства», перевод в электронную форму большинства услуг населению, расширение использование системы государственного заказа для стимулирования инноваций. Государство должно обеспечить формирование благоприятного «инновационного климата», включая создание условий и стимулов для инновационной деятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности.

4. Формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке, радикальное повышение эффективности и результативности «проводящей» инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований.

5. Повышение открытости национальной инновационной системы и экономики, степени интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений, расширения двухстороннего и многостороннего международного сотрудничества.

Реализация стратегии инновационного развития страны основана на следующих принципах:

- концентрация усилий государства в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью, преимущественная ориентация на восполнение «провалов рынка»;

- тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации;

- прозрачность распределения бюджетных средств и оценки достигнутых результатов;

- ориентация при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на наивысшие международные стандарты;

- стимулирование конкуренции, преодоление монополизма в секторе генерации знаний как ключевой мотивации для инновационного поведения.

Цели стратегии являются исходной точкой стратегического планирования, которое является основой разработки стратегического управления инновационной деятельности. Стратегический план-прогноз позволяет организации оценить потенциальные возможности, разработать соответствующие производственные программы на длительный период, скоординировать производство конкурентноспособной продукцией, которая характеризуется следующими показателями: цена, качество, сервис.

Процесс разработки стратегических планов развития организации вкалючает в себя два крупных блока. Первый блок разработки стратегического планирования основной (операционной) деятельности организации включает в себя: план продаж; план прямых затрат на материалы; план прямых затрат на оплату труда производственных рабочих с

отчислениями на страховые взносы; план накладных (общехозяйственных) расходов, а также план себестоимости произведенной и проданной продукции. Второй блок разработки стратегических планов финансовой деятельности организации состоит из следующих долгосрочных финансовых документов: план-прогноз отчета о прибылях и убытках; план-прогноз о движении денежных средств; план-прогноз формирования имущества (актив предприятия) и источников его формирования (пассив предприятия).

Четвертым этапом процесса стратегического управления инновационной деятельностью является реализация или осуществление стратегии организации. Реализация стратегии инновационного развития требует соответствующих инвестиций, а также источников финансирования их. Основными источниками формирования инвестиций при реализации инновационной деятельности являются: бюджетное

финансирование инновационной деятельности; коммерческое (частное) финансирование инновационной деятельности; самофинансирование инновационной деятельности предприятия за счет собственного капитала; привлеченные средства (эмиссия ценных бумаг); иностранные инвестиции; использование инструментов государственного финансирования инновационной деятльности: прямое финансирование - прямое

бюджетирование фундаментальных исследований и прикладных разработок, направленных на экологические, социальные и оборонные цели; косвенное финансирование - создание благоприятных условий для выполнения НИОКР, налоговые льготы, ускоренная амортизация, льготное кредитование.

Реализация смешанной стратегии инновационного развития, нацеленной на достижение лидерства в отдельных приоритетных секторах при поддержании достаточного уровня конкурентоспособности большинства остальных, означает сохранение преемственности с политикой, реализуемой в последние годы, при значительном повышении ее активности и системности. Будет продолжена реализация мер по достройке и повышению эффективности инновационной инфраструктуры. Также будет обеспечено продолжение и завершение ключевых инициатив в сфере инноваций, перевод наиболее удачных из реализуемых в «экспериментальном» и «пилотном» режиме мер в разряд основных мер политики. В то же время будут реализованы новые меры, направленные как на корректировку проводившейся ранее политики с учетом изменившейся в результате кризиса экономической ситуации, так и на решение проблем инновационного развития иными, чем ранее, способами. Реализация инновационной стратегии страны, согласно положения Концепции долгосрочного развития Российской Федерации, на период до 2020 года планируется в два этапа.

Первый этап (2011-2013 гг.). Повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям.

Ключевая проблема в настоящее время - невосприимчивость бизнеса к инновациям, низкий приоритет инновационной деятельности в стратегиях компаний. Такая ситуация приводит к тому, что сектор генерации знаний и созданная инновационная инфраструктура фактически работают «вхолостую» либо в интересах зарубежных компаний, коммерциализирующих российские разработки. Без повышения восприимчивости экономики к инновациям инвестиции в остальные звенья НИС будут характеризоваться низкой отдачей.

Эта задача должна быть решена на первом этапе через:

- повышение инвестиционной привлекательности перспективных высокотехнологических секторов экономики, приоритеты развития которых опредлены Президентом Российской Федерации, содействие перетоку капитала и привлечению наиболее квалифицированных кадров в эти сектора, путем реализации комплекса мер налогового, тарифного и других типов государственного регулирования, разлиных типов финансовой поддрежки;

- развитие конкуренции в секторах экономики, стимулирование инновационного поведения компаний с государственным участием и естественных монополий, в том числе

путем повышения качества корпоративного управления, формирования требований по инновационности их инвестиционных программ, улучшения качества внешней экспертизы таких программ;

- устранение в системе государственного регулирования (включая техническое регулирование, таможенное и налоговое регулирование) барьеров, препятствующих наращиванию инновационной активности. В результате реализации первого этапа стратегии регуляторная среда должна быть сопоставима по качеству с ведущими странами ОЭСР;

- опережающее наращивание расходов на софинансирование инновационных проектов частных компаний (в том числе через реализацию проекта поддержки кооперации бизнеса и национальных исследовательских университетов), через выстраивание работы с государственными компаниями по разработке и реализации ими программ инновационного развития. Будет также расширена поддержка стартующих компаний (стартапов) через действующие институты развития - посевной фонд РВК, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, через региональные программы поддержки малого бизнеса, а также через поддержку реализации конкретных проектов в ключевых высокотехнологичных секторах в рамках соответствующих государственных программ и подпрограмм (энергоатомная, космическая, авиационная промышленность, радиоэлектроника, композитные материалы).

Кроме того, будут сформированы механизмы частно-государственного партнерства, обеспечивающие взаимодействие государства и бизнеса в выработке приоритетов и финансировании НИОКР, включая институционализацию процедур Форсайта и формирование эффективно действующих технологических платформ. Значимую роль в реализации проектов частно-государственного партнерства будут играть Роснанотех и Внешэкономбанк, а также фонд «Сколково» после начала его реальной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом будут оставлены на текущем уровне расходы на фундаментальную науку и образование. На первом этапе ключевой акцент политики в отношении этих сфер -радикальное повышение эффективности их функционирования в рамках существующего финансирования, «расчистка» науки от нежизнеспособных организаций с перераспределением финансирования с неэффективных направлений на перспективные и обновлением управленческих кадров. На первом этапе также должна быть осуществлена полномасштабная интеграция национальной науки в глобальное научное сообщество.

Будут сокращены (вплоть до полного свертывания) государственные расходы на неприоритетные прикладные исследовательские проекты в рамках федеральных целевых программ, а также иных инструментов.

Приоритетом в области генерации знаний станет образование «центров компетенции» - как через создание национальных исследовательских центров (НИЦ) в сферах сохраняющихся научно-технических заделов мирового уровня (авиастроение, композиционные материалы) - по модели создания НИЦ «Курчатовский институт», так и через выведение на мировой уровень конкурентоспособности части национальных исследовательских университетов и государственных научных центров.

На первом этапе также будет запущен ряд пилотных проектов по отработке механизмов поддержки масшатбных инновационных программ бизнеса на уровне регионов и отраслей, в частности, поддержка кластерных инициатив и формирование технологических платформ. Приоритетом в образовании станет реструктуризация сектора высшего образования, ориентированная на развитие сектора исследований и разработок в вузах, углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями, кардинальным расширением международной интеграции российских вузов как в сфереобразовательных программ, так и в сфере исследований и разработок, усилением академической мобильности и развитем сетевой организации образовательных и исследовательских программ. При этом неизбежным являются реорганизация неэффективных вузов, концентрация средств на поддержке

ведущих вузов и глобально конкурентоспособных научных коллективов и отдельных ученых.

В целях создания необходимых предпосылок модернизации экономики будет обеспечено формирование эффективного слоя руководителей, отвечающих за вопросы инновационного развития в ведущих компаниях с государственным участием, университетах, федеральных органах исполнительной власти и в органах власти субъектов Российской Федерации.

На федеральном и региональном уровнях будут сформированы механизмы содействия привлечению прямых иностранных инвестиций в высокотехнологические отрасли экономики, дополнительной поддержки экспорта инновационной продукции.

Второй этап (2014-2020 гг.). Этап будет характеризоваться повышением доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки. За счет высвобождения финансовых ресурсов из поддержки бизнес-проектов будет существенно увеличено финансирование образования, науки и модернизации инфраструктуры инновационной экономики (в том числе необходимых для этого объектов транспортной, телекоммуникационной и жилищно-коммунальной инфраструктуры).

На базе заделов, сформированных на первом этапе, будет проведено масштабное перевооружение и модернизация в промышленности. По основным секторам российские предприятия по используемым технологиям должны будут выйти на средний уровень развитых стран. В этих целях также будут введены необходимые налоговые и иные стимулы, направленные на вытеснение старого технологического оборудования. При этом будет сохранена в необходимых объемах поддержка реализации крупных проектов в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития, которые должны будут обеспечить технологическое лидерство страны в перспективе. Особый акцент будет сделан на модернизации и достройке необходимых элементов инновационной инфраструктуры и повышении их эффективности. На втором этапе должна быть полностью сформирована целостная и работоспособная национальная инновационная система, адекватная расширяющемуся спросу на инновации со стороны секторов экономики, обеспечивающая поддержку инновационной активности на всех стадиях инновационного цикла.

На втором этапе также будет увеличена поддержка продвижения российской инновационной продукции и технологий на мировые рынки, включая увеличение объемов финансирования на предоставление кредитной и гарантийной поддержки, а также на софинансирование расходов бизнеса (маркетинговых, консультационных, выставочных и т.д.), связанных с выводом продукции на новые рынки. На втором этапе происходит опережающий рост расходов на обновление научной и приборной базы, усиление «институционализации» расходов по исследованиям и разработкам и продолжается увеличение программной составляющей в бюджетных расходах по научным исследованиям и экспериментальным разработкам гражданского назначения. В сфере научно-технического сотрудничества осуществляется концентрация ресурсов на ограниченном числе проектов международной кооперации на основе разделения рисков. На втором этапе продолжается увеличение бюджетных расходов на развитие перспективных технологий как основы формирования последующих технологических укладов и на реализацию крупных целевых программ технологического профиля при сокращении долевого участия государства и расширении внебюджетного финансирования.

Пятым этапом процесса стратегического управления инновационной деятельностью является контроль реализации запланированных стратегических действий, который включает в себя: оценку работы организации; сравнение качества ее работы с конкурентами, а также с существующими стандартами; разработку корректировочных действий, направленных на реализацию намеченных целей. Стратегический контроль заключается в наблюдении за процессом стратегического управления и его оценке для обеспечения правильного функционирования. По сути, стратегический контроль

проводится для реализации всех планов, намеченных стратегическим управляющим. Реализация основных этапов процесса стратегического управления инновационной деятельностью позволит повысить основные показатели экономического роста страны, регионов, отраслей, предприятий и обеспечить их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.

Библиографический список

1. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 240 с.

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020» разработана на основе положений Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - КДР) в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации по итогам заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, состоявшегося 3 марта 2010 года.

3. Управление инновационными процессами: учебное пособие / В.В. Жариков, И.А. Жариков, В.Г. Однолько, А.И. Евсейчев. - Тамбов: Изд -во Тамб. гос. техн. унта, 2009. -180 с.

4. Управление инновационными проектами: учебное пособие / Под ред. проф. В.Л. Попова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.