Научная статья на тему 'Современные тенденции и проблемы формирования инновационных стратегий развития строительной сферы'

Современные тенденции и проблемы формирования инновационных стратегий развития строительной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ПЕРЕХОДА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ / СТРОИТЕЛЬНАЯ СФЕРА / STRATEGY / THE STATE STRATEGY OF TRANSITION OF DOMESTIC ECONOMY ON AN INNOVATIVE WAY OF PROGRESS / INNOVATIVE STRATEGY / BUILDING AREA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Д. И.

В статье рассмотрены сущность, содержание и основные черты государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития, определены современные тенденции и ключевые проблемы формирования и реализации инновационных стратегий в строительной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN LINES AND PROBLEMS OF FORMATION OF INNOVATIVE STRATEGY OF PROGRESS OF BUILDING AREA

In article the essence, a content and the basic features of the state strategy of transition of domestic economy on an innovative way of progress are considered, modern lines and key problems of formation and realization of innovative strategy in building area are certain.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции и проблемы формирования инновационных стратегий развития строительной сферы»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Иванов Д.И., аспирант ФАОУДПО ГАСИС

В статье рассмотрены сущность, содержание и основные черты государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития, определены современные тенденции и ключевые проблемы формирования и реализации инновационных стратегий в строительной сфере.

Ключевые слова: стратегия, государственная стратегия перехода отечественной экономики на инновационный путь развития, инновационные стратегии, строительная сфера.

MODERN LINES AND PROBLEMS OF FORMATION OF INNOVATIVE STRATEGY OF PROGRESS OF BUILDING AREA

Ivanov D., post-graduate student FAEIЕРЕ SAS1

In article the essence, a content and the basic features of the state strategy of transition of domestic economy on an innovative way of progress are considered, modern lines and key problems of formation and realization of innovative strategy in building area are certain.

Keywords: strategy, the state strategy of transition of domestic economy on an innovative way of progress, innovative strategy, building area.

Результаты исследования различных вариантов понятия «стратегия» (табл.1) позволили сформулировать сущность государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития, под которой понимается система крупных долгосрочных задач государства, решение которых направлено на перевод отечественной экономики на инновационный путь развития, определяемая государственной политикой инновационной деятельности, реализуемая в программах инновационного развития, учитывающих риски и неопределенности, сопровождающие планируемые и прогнозируемые инновационные процессы.

Содержание государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития, определенное в соответствии с Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Инновационная Россия - 2020) представлено в табл.2.

С учетом результатов исследования содержания и сущности государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития (основные составляющими которого являются: достижение высоких стандартов благосостояния человека, обеспечение социального благополучия и согласия; формирование экономики лидерства и инноваций; обеспечение сбалансированного пространственного развития; формирование экономики, конкурентоспособной на мировом уровне; развитие институтов экономической свободы и справедливости; обеспечение безопасности граждан и общества), были определены основные ее черты.

В качестве позитивных черт следует выделить то, что в государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития наблюдается попытка учесть рост социально-экономического расслоения стран и регионов мира, глобализация деятельности мировых технологических лидеров, массовые миграции трудоспособного населения. Это, во-первых.

Во-вторых, государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития присущи многие черты, характерные конкурентной стратегии.

В-третьих, характерной чертой государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития является учет главного вызова постиндустриализма в научной сфере, заключающегося в глобальном замещении вектора «духа познания» вектором «духа инновационного предпринимательства».

В-четвертых, в государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития делается акцент на необходимость преобладания интеллектуального труда над результатами индустриального труда, что присуще постиндустриальному обществу.

В то же время государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития присущ и ряд черт, свидетельствующих о ее недостатках.

Во-первых, в государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития недостаточно внимание уделено учету фактического уровня разрыва между наукой, образованием и производством, который в настоящее время продолжает находиться у критической черты. При этом организационно-экономические преобразования пока не в состояние переломить их технико-технологическую разобщенность.

В-вторых, принципиально неверной является наблюдающийся в государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития посыл «квантового скачка» от сырьевой модели развития к инновационной постиндустриальной, минуя индустриальную фазу развития. Поскольку переход к постиндустриальному обществу вовсе не означает уменьшение роли материального производства. Напротив необходима интенсификация материального производства с использованием качественно новых фундаментальных научных результатов для разработки принципиально новых технологий. Это позволяет получить продукцию, удовлетворяющую качественно новым требованиям с одной стороны, и

Таблица 1. Варианты трактовки понятия стратегия

№ Содержание понятия Автор

T Составная часть военного искусства, представляющая его высшую область. Она охватывает вопросы теории и практики подготовки вооруженных сил к войне, её планирование и ведение. Стратегия тесно связана с политикой государства, находится в непосредственной зависимости от неё и соответствует требованиям военной доктрины. БСЭ (В. Г. Куликов)

2 Общий, не детализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели Википедия

3 Организованное распределение ресурсов для достижения определенных целей А.И. Богданов

4 Долгосрочное планирование и программа рабочих действий, которые распространяются на всю его продолжительность во времени Б. Санто

5 Готовность к событиям, которые происходят за границами действенности системы управления Ч. Макмиллан

6 Процесс, с помощью которого организация маневрирует в своем окружении Д. Девис

7 Правила принятия решений И. Ансофф

Таблица 2. Содержание государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития

№ Составляющая Характеристика

1 Цель Перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития

2 Основные задачи 1) Наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. 2) Кратное повышение инновационной активности существующего бизнеса и резкий рост динамики появления новых инновационных компаний. 3) Повышение «инновационности» государства - максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование «электронного правительства», перевод в электронную форму большинства услуг населению, расширение использование системы государственного заказа для стимулирования инноваций. 4) Формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке, радикальное повышение эффективности и результативности «проводящей» инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований. 5) повышение открытости национальной инновационной системы и экономики, степени интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений, расширения двухстороннего и многостороннего международного сотрудничества.

3 Основные направления деятельности 1) Развитие человеческого потенциала России: - создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды; - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики. 2) Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику 3) Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития 4) Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов) 5) Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда 6) Переход к новой модели пространственного развития российской экономики

4 Рубежные показатели (к 2020 году) 1) доля предприятий, осуществляющих технологические инновации 40 - 50%; 2) доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг 5 - 10 % в 5 -7 и более секторах; 3) удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров 2%; 4) валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте 17 - 20%; 5) удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции 25 - 35 %; 6) внутренние затраты на исследования и разработки 2,5 - 3 % валового внутреннего продукта, из них больше половины - за счет частного сектора; 7) доля российских исследователей в общемировом числе публикаций в научных журналах 5 %; 8) средняя цитируемость научных работ российских исследователей 5 ссылок на статью; 9) вхождение в число 200 ведущих мировых университетов не менее 5 российских вузов; 10) количество патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии 2,5 - 3 тысячи; 11) доля средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР - 25%; 12) доля средств на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования - 30%

уменьшить издержки производства, в первую очередь энергетические, с другой.

Основными факторами, определяющими тенденции формирования и развития инновационных стратегий экономических систем производственной сферы, являются:

- глобализация экономики, активизация инновационных процессов, увеличение скорости и расширение границ диффузии инноваций;

- рост числа конкурентов и источников конкуренции; расширение возможностей и интенсивности использования информационных технологий; либерализация и расширение спектра рынка услуг;

- укрупнение масштабов компаний как реакция на глобализацию экономики, сопровождающуюся ростом конкуренции и повышением внимания к формированию программ стратегического развития.

Исследование современных тенденций формирования и разви-

тия инновационных стратегий экономических систем производственной сферы позволили систематизировать их в виде схемы в системе координат «степень активности - уровень развития», представленной в табл.3.

В предложенной схеме стратегия А11 означает, что хозяйствующий субъект даже при наличии текущего лидерства в инновационной сфере стремится увеличить отрыв от конкурентов, что в производственной сфере связано в первую очередь с технологическими инновациями.

Стратегия А12 соответственно означает, что хозяйствующий субъект при наличии лидерства в инновационной сфере стремится удержать отрыв от конкурентов путем развертывания работ по имеющимся инновационным заделам в моменты ожидаемого сокращения отрыва от преследователей.

Стратегия А13 означает, что хозяйствующий субъект при наличии лидерства в инновационной сфере не является пионером в создании инноваций и поддерживает лидерство за счет сильных фи-

Таблица 3. Результаты систематизации современных тенденций формирования и развития инновационных стратегий экономических систем производственной сферы

Степень инновационной активности

Наступательная стратегия Оборонительная стратегия Имитационная стратегия

Уровень инновационного развития Стратегия исследовательского лидерства А„ А,2 А,з

Стратегия следования жизненному циклу а21 а22 а23

Лицензионная стратегия А3, А32 Азз

нансовых, рыночных и технологических позиции, высокого кадрового потенциала, своевременно приобретая или копируя основные потребительские свойства нововведений, выпущенных на рынок создателями инноваций.

Стратегия А21 означает, что хозяйствующий субъект, исходя из стадии жизненного цикла инновации, фокусирует свои усилия на занятии наиболее выгодной позиции на рынке благодаря активным действиям в отношении рассматриваемой инновации.

Стратегия А22 означает, что хозяйствующий субъект, исходя из стадии жизненного цикла инновации, изменяет свою позицию, с тем, чтобы минимизировать возможные потери, связанные с использованием рассматриваемой инновации.

Стратегия А23 означает, что хозяйствующий субъект на каждой из стадии жизненного цикла инновации занимает позицию многократно проверенную рынком в деятельности других предприятий, осознавая, что минимизация риска в этом случае сопряжена с ограниченной доходностью.

Стратегия А означает, что хозяйствующий субъект стремится развивать и укреплять свои лидирующие позиции в вопросах предоставления лицензионных прав на инновации другим участникам рынка.

Стратегия А32 означает, что хозяйствующий субъект стремится удерживать свои рыночные позиции путем предоставления лицензионных прав на инновации другим участникам рынка.

Стратегия А33 означает, что хозяйствующий субъект стремится выжить на рынке в основном за счет предоставления лицензионных прав на усовершенствованные инновации.

Исследования показывают, что, несмотря на то, что основная масса хозяйствующих субъектов рынка продолжает реализовывать в качестве базовой стратегию А22, многие хозяйствующие субъекты, призванные одновременно решать задачи догоняющего и опережающего развития, реализуют комплексные стратегии в комбинациях, например А22, А21; А22, А12; А22, А11 и др.

Использование хозяйствующими субъектами комбинированных стратегий определяется стремлением к переходу на инновационный путь развития при одновременном решении задач догоняющего и опережающего развития.

Ключевыми проблемами формирования и реализации инновационных стратегий в строительной сфере являются следующие.

Во-первых, после разрушения советского строительного комплекса в лице Министерства монтажных и специальных строительных работ, Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности, Министерства транспортного строительства, Государственного строительного комитета и других структур, остававшиеся и создававшиеся в строительной отрасли предприятия лишились связки «разработка - производство», когда подавляющее большинство инноваций строительной отрасли формировались специализированными НИИ, КБ, НПП и другими подобными структурами. Отсутствие собственного опыта ведения инновационной деятельности у абсолютного большинства отечественных предприятий строительной отрасли вело не только к их технологическому отставанию при использовании инновационных разработок прошлых лет, но и к проблемам формирования и реализации собственных инновационных стратегий.

Во-вторых, в условиях нестабильности строительного рынка в 1990-х и 2000-х годах произошло вытеснение значительной части отечественных специалистов более дешевой рабочей силой из ближнего зарубежья. Это обострило проблему подготовки и закрепления отечественных квалифицированных кадров в строительной сфере, способной не только к участию в отдельных инновационных разработках, но и к формированию и реализации инновационных стратегий в строительстве.

В-третьих, формирование и реализация инновационных стратегий в строительной сфере в значительной мере сдерживается неразвитостью инфраструктуры отечественных строительных компаний в целом и инновационной инфраструктуры в частности. Это снижает эффективность стратегического управления инновационными процессами из-за проблем с технологическим, информационным, логистическим и иным обеспечением.

В-четвертых, дисбаланс отечественного строительного рынка и несовершенство конкурентных условий приводит к длительным периодам окупаемости инноваций, что в сочетании с недостатком собственных финансовых средств снижает инновационную активность строительных компаний и затрудняет процессы формирования и реализации инновационной стратегии.

Литература:

1. Большая Советская энциклопедия. - М., 1968.

2. Ансофф И. Стратегическое управление.- М., Экономика, 1989.

3. Дэвис Д. Сети связи для вычислительных машин. - М., Мир, 1976.

4. Макмиллан Ч. Японская промышленная система. Пер. с англ.

- М., 1988.

5. Санто Б. Инновация как средство экономического развития.

- М.: Прогресс, 1990.

6. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М., Юрайт, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.