УДК 330.101.542
DOI: 10.12737/article 58f9c4d9a21176.98903345
Е.М. Козлова
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОМ СТРАТЕГИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ
Рассмотрены подходы к определению термина «инновационная деятельность», предложен авторский подход к формированию инновационной стратегии хозяйствующего субъекта. Описаны особенности ключевых этапов формирования
инновационной стратегии.
Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, инновационная стратегия, стратегическое управление, инновационная деятельность.
E.M. Kozlova
PROBLEMS OF INNOVATIVE STRATEGY FORMATION OF ECONOMIC ENTITIES TAKING INTO ACCOUNT MODERN REQUIREMENTS OF THE MARKET
ENVIRONMENT
The formation mechanism of the innovative strategy of economic entity offered by the author includes the following stages: the analysis of macro- and microenvironment factors; the analysis of innovative potential of the managing system; marketing and investment analysis of the innovative projects; working out innovative development strategy; drawing up the passport of innovative development and acceptance of administrative decisions on its basis; the analysis and control of the efficiency of implementing a chosen innovative strategy.
Reasonable innovative strategy will allow the enterprise to adapt quickly to the changing environmental conditions, to reduce the risk level of introducing innovative activity, to define the directions of the enterprise development in the innovative field competently and also to concentrate administrative efforts in order to achieve strategically important tasks.
Keywords: innovations, innovative potential, innovative strategy, strategic management, innovative activity.
Введение
Современный этап экономического развития Российской Федерации определяется многими факторами, одним из ключевых из которых является смена экономического курса. Переход к инновационной экономике, а также создание современных механизмов модернизации и совершенствования системы менеджмента закреплены на законодательном уровне. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. «Инновационная Россия - 2020» задает долгосрочные ориентиры развития субъектов инновационной деятельности.
Федеральная служба государственной статистики, дает иную трактовку данной дефиниции, как вида деятельности, связанного с трансформацией идей в технически новые или усовершенствованные продукты и услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы и способы производ-
ства услуг, использованные в практической деятельности.
Под инновационной деятельностью, по нашему мнению, следует рассматривать как процесс активного создания и использования инноваций в виде новейших технологий и техники, кардинально новых способов организации производства, новых форм маркетинга и др.
Исследовательская часть
Статистические данные развития промышленного производства, говорят о том, что на сегодняшний день Российская Федерация переживает ряд трудностей в развитии инновационной сферы. Так в частности, слабо сформированы механизмы реализации имеющейся законодательной базы, что связанно в первую очередь с отсутствием должного уровня развития инновационной инфраструктуры [1]. Ключевыми моментами активизации инноваци-
оннои деятельности становится повышение инвестиционной привлекательности сегментов рынка, связанных с исследованиями и разработками, финансирование которых не может осуществляться лишь за счет бюджетного финансирования.
Анализ современных тенденций развития экономических бизнес-структур, показывает, что проблемы теоретического осмысления и методической проработки вопросов формирования и управления инновационной стратегией бизнес-единиц инновационного развития выходят на
первый план [2].
Формирование инновационной модели развития является залогом перехода конкурентоспособности предприятия на качественно новый уровень. Авторская модель формирования инновационной стратегии предприятия представлена на рисунке 1.
Согласно этой модели, первый этап разработки инновационной стратегии - это всесторонний анализ факторов макро- и микро-окружения хозяйственной системы.
Политические факторы
1.
Экономические факторы
Социокультурные факторы
Технологические факторы
тУ
Факторы макроокружения
Факторы непосредственного окружения
Анализ инновационного потенциала хозяйствующей системы
Конкуренты
Инвесторы
Потребители
Поставщики
г С N Маркетинговый анализ имеющихся инновационных проектов V. ^ С \ Инвестиционный анализ имеющихся инновационных проектов V. У
Рис. 1. Модель формирования инновационной стратегии предприятия
Факторы внешней среды, нам представляется целесообразным идентифицировать с помощью ПЭСТ-анализа.
К политическим фактором можно отнести особенности законодательной базы касательно вопросов инновационного развития, налоговую политику, изменение в законодательстве об охране окружающей среды и природосбережения, трудовом законодательстве и т.д. [3].
В данном контексте имеют особое значение такие экономические факторы как финансовая поддержка государства инновационного развития предприятий и инновационных проектов, уровень инфляции и процентные ставки, а также доступ инвесторов на рынок.
В качестве социокультурных факторов можно выделить демографические изменения и уровень образования, к технологическим стоит отнести изменение производственных технологий, создание новых рынков [4].
В современных условиях, конкурентоспособность предприятий зависит от того, насколько грамотно применяются современные механизмы и инструменты оценки, управления и реализации инновационным потенциалом [5]. Анализ инновационного потенциала субъектов бизнеса должен учитывать как текущий уровень инновационной деятельности, так и его инновационные возможности.
Современные методы управления инновационным потенциалом хозяйствующего субъекта в системе стратегического развития должны рассматривать инновационный потенциал как особое состояние совокупности функционально зависимых структурных компонентов определенного вида (кадрового, экологического, научного, финансово-инвестиционного, организационно-технического, маркетингового).
Автором разработан методический подход к интегральной оценке уровня инновационного потенциала хозяйствующего субъекта, который включает в себя следующие этапы:
этап 1 - Определение цели и задач интегральной оценки;
этап 2 - Определение объекта интегральной оценки;
этап 3 - Описание способов исследования изучаемых объектов;
этап 4 - Рекомендуемая периодичность проведения оценки инновационного потенциала;
этап 5 - Формирование системы показателей, характеризующих структурные компоненты инновационного потенциала;
этап 6 - Расчет интегрального показателя оценки уровня инновационного потенциала;
этап 7 - Интерпретация интегрального показателя и определение уровня инновационного потенциала.
Маркетинговый анализ инновационных проектов является одним из основных аспектов поддержания конкурентоспособности хозяйствующего субъекта путем формирования и последовательной реализации технологических и коммерческих заделов инноваций различных видов, способных увеличить доходность инновационных проектов [6].
Маркетинговый анализ инновационный проектов рассматривается нами как оптимально скомбинированный комплекс взаимосвязанных инструментов для достижения целей маркетинга. Формирование маркетингового комплекса возможно по следующему плану:
1. Изучение структуры целевого рыка, его сегментация;
2. Анализ каналов сбыта;
3. Исследование инновационного потенциала конкурентов;
4. Исследование возможностей мар-кетинг-микса на различных этапах инновационного процесса;
5. Составление прогнозных оценок маркетинговой информации;
6. Анализ рисков;
7. Составление выводов и определение перспектив развития.
Как показывает практика российских инновационно активных предприятий при проведении инвестиционного анализа имеющихся проектов необходимо обязательно учитывать следующие закономерности [7]:
- уникальность протекания любого инновационного процесса;
- существует прямая зависимость степени радикальности инновации и затрат на ее реализацию;
- потенциальные эффекты от распространения инновации тем выше, чем выше риски [8].
Паспорт инновационного развития хозяйствующего субъекта представляет собой действенный механизм достижения запланированных целей стратегического развития хозяйственной системы. Основная цель формирования Паспорта инновационного развития - это создание единой информационной базы мониторинга инновационного потенциала в системе стратегического планирования хозяйствующего субъекта. При ведении Паспорта у хозяйствующего субъекта появляется возможность выявление резервов обеспечения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Михайлов, Л.М. Устойчивость промышленного потенциала региона как основа обеспечения экономической безопасности/ Л.М. Михайлов, Н.А. Кулагина // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. - 2016. - Т. 2. - № 66. - С. 25-32.
2. Казаков, О.Д. Логико-метрическое моделирование стратегии развития хозяйствующего субъекта / О.Д. Казаков, С.В. Андриянов, И.А. Кузовлева.-Брянск: Ладомир, 2013. - 199 с.
3. Kazakov, O.D. Mathematical modeling of synergetic aspects of machine building enterprise management / O.D Kazakov, S.V. Andriyanov// IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. - 2016.-Т. 124. - № 1. - P. 354-359.
4. Казаков, О.Д. Моделирование синергетических аспектов управления машиностроительным предприятием / О.Д. Казаков, С.В. Андриянов // Инновационно-промышленный потенциал развития экономики регионов /под ред: О.Н. Федонина, В.М. Сканцева, Н.В. Грачевой, А.В. Таранова - Брянск: БГТУ, 2016. - С. 321-327.
5. Дадыкина, О. В. Применение геоинформационных систем в геолого-экономическом мониторинге / О. В. Дадыкина, В. С. Дадыкин // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2016. -№1-2. - С. 64-67.
6. Дадыкина, О. В. Оценка минерально-сырьевого потенциала строительного кластера в части обеспечения экономической безопасности региона / Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2015. - №3 (55). - С. 291-298.
расширенного воспроизводства, анализа сильных и слабых сторон инновационного развития, а также выявления перспектив дальнейшего развития.
Заключение
Проблемы формирования стратегии инновационного развития хозяйствующих субъектов выходят не первый план в вопросах поддержания должного уровня конкурентоспособности, а так же обеспечения устойчивости развития [9]. Обоснованная инновационная стратегия дает возможность субъектам бизнеса адаптироваться к изменениям внешней среды, повысить эффективность проводимой инновационной политики, снизить риски, а так же грамотно определить направления развития предприятия в инновационной сфере [10].
1. Mikhaylov, L.M. Resistance of industrial potential of the region as a basis for ensuring economic security / L.M. Mikhaylov, N.A. Kulagina // Economics. Business. Environment. - 2016. - №. 66. - Vol.2. - P. 2532.
2. Kazakov, O.D. Logical-metric modeling of the development strategy of the economic entity / O.D. Kazakov, S. V. Andriyanov, I.A. Kuzovleva. - Bryansk: Ladomir, 2013. - 199 p.
3. Kazakov, O.D. Mathematical modeling of synergetic aspects of machine building enterprise management / O.D Kazakov, S.V. Andriyanov // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. - 2016. - Vol. 124. - № 1. - P. 354-359.
4. Kazakov, O.D. Modeling of synergetic aspects of machine-building enterprise management / O.D. Kazakov, S.V. Andriyanov // Innovative and industrial potential of economy development of regions / under the editorship of O.N. Fedonin, V.M. Skantsev, N.V. Gra-cheva, A.V. Taranov. - Bryansk: BSTU, 2016. -P.321-327
5. Dadykina, O.V. Application of geoinformation systems
in economic-geological monitoring / O.V. Dadykina, V.S. Dadykin // Mineral resources of Russia. Economics and management. - 2016. - №1-2. - P. 64-67.
6. Dadykina, O.V. Evaluation of mineral resources potential of a construction cluster in safeguarding of economic safety of the region / O.V. Dadykina // Bulletin of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. - 2015. - №. 3 (55). - P. 291-298.
7. Кулагина, Н.А. Инновационный потенциал как стратегический ресурс обеспечения экономической безопасности региона/ Н.А. Кулагина// European Social Science Journal. - 2016. - № 2. - С. 9-17.
8. Атаманова, О. В. Индикаторы самообеспеченности Брянской области молочной продукцией: инструменты оценки, анализ и прогноз / О.В. Атаманова // Проблемы прогнозирования. - 2013. - №6. - С. 4448.
9. Кулагина, Н.А. Особенности импорта и обработки первичной информации при анализе уровня экономической безопасности регионов / Н.А. Кулагина, А.С. Сидоренко // Инновационно-промышленный потенциал развития экономики регионов /под ред: О.Н. Федонина, В.М. Сканцева, Н.В. Грачевой, А.В. Таранова. - Брянск: БГТУ, 2016. - С. 551-55.568.
10. Сидоренко, А. С. Системы мониторинга экономической безопасности на промышленном предприятии / А.С. Сидоренко// Актуальные проблемы социально-гуманитарных исследований в экономике и управлении: материалы II межд. науч.-практ. конференции профессорско-преподавательского состава, магистров и студентов факультета экономики и управления / под ред. Е.И. Сорокиной, Е.А. Дергачевой: в 2 т. - Брянск: БГТУ, 2015.- Т.1. - С. 191-196.
7. Kulagina, N.A. Innovative potential as a strategic resource of economic security of the region /N.A. Kulagina // European Social Science Journal. - 2016. - №2. - P. 9-17.
8. Atamanova, O.V. Indicators of the self-sufficiency of the Bryansk region with dairy products: evaluation, tools, analysis and forecast / O.V. Atamanova // Forecasting Problems. - 2013. - №6. - P. 44-48.
9. Kulagina, N.A. Features of import and primary information processing in the analysis of the regional economic security level / N.A. Kulagina, A.S. Sidorenko //Innovative and industrial potential of economy development of regions / under the editorship of O.N. Fedonin, V.M. Skantsev, N.V. Gracheva, A.V. Tara-nov. - Bryansk: BSTU, 2016. - P. 551-55.
10. Sidorenko, A.S. Monitoring systems of economic safety at the industrial enterprise / A.S. Sidorenko // Actual problems of socio-humanitarian research in economy and management: Proceedings of the II International Science-Pract. Conf. of the academic staff, masters and students of Economics and Management faculty / under the editorship of E.I. Sorokina, E.A. Dergacheva: in 2 Vol. - Bryansk: BSTU, 2015. -Vol.1. - P. 191-196.
Статья поступила в редколлегию 29.07.2016. Рецензент: д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой «Экономика, таможенное дело, информационные технологии и дисциплины естественнонаучного цикла" Брянского филиала ФГБОУВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Дриго Михаил Федорович
Сведения об авторах:
Козлова Евгения Михайловна
канд. экон. наук Брянский государственный технический университет, тел. 89532814637, E-mail: kozlovavev@gmail. com
Kozlova Evgenia Mikhaelovna
Can. Ec.
Bryansk State Technical University