ПЕРЕХОД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ: СОДЕРЖАНИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Анастасов М.С., к.э.н., доцент Иванов Д.И., аспирант ФАОУ ДПО ГАСИС
В статье раскрывается понятие национальной инновационной системы, приведена модель ее организационно-институциональной структуры, сформулирована сущность государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития. Особое внимание уделено характеристике позитивных и негативных черт государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития.
Ключевые слова: национальная инновационная система, государственная стратегия, инновационный путь развития, инновационная деятельность, организационно-институциональная структура НИС.
TRANSITION OF DOMESTIC ECONOMY TO AN INNOVATIVE WAY OF DEVELOPMENT: CONTENTS, ESSENCE AND MAIN LINES OF THE STATE
STRATEGY
Anastasov M., Ph.D., assistant professor Ivanov D., the post-graduate student FAEIЕРЕ SASI
In article the concept of national innovative system reveals, the model of its organizational and institutional structure is given, the essence of the state strategy of transition of domestic economy on an innovative way of development is formulated. The special attention is given to the characteristic ofpositive and negative lines of the state strategy of transition of domestic economy on an innovative way of development.
Keywords: national innovative system, state strategy, innovative way of development, innovative activity, organizational and institutional structure of NIS.
Государственная стратегия перехода отечественной экономики на инновационный путь развития связана с формированием национальной инновационной системы (НИС). НИС представляет собой совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку в осуществлении инновационной деятельности.
Понятие НИС было сформулировано Б.А. Лундвалом в 1980-е годы на основе понятия экономической инновации, разработанной Й. Шумпетером в начале ХХ века, и развито в последующем Р. Нельсоном, К. Фриманом, Ф. Хайеком.
НИС России начала создаваться на рубеже ХХ-ХХ! веков. Описание отечественной НИС получило отражение в трудах Гуриевой Л.К., Гохберга Л., Ивановой Н.А. и др.
В частности, по определению Н.А.Ивановой, являющейся одним из ведущих российских специалистов по проблематике развития инновационных систем: «Национальная инновационная система - это совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. В то же время НИС - комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности» [1].
Согласно определению, представленному на сайте РАН: «НИС — это совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий» [4].
Таким образом, в НИС центральное место занимают потоки знаний, информации и технологий, основные типы которых приведены в табл.1.
Пример модели организационно-институциональной структуры НИС представлен на рис.1 [2].
Стратегические аспекты развития национальной инновационной системы достаточно подробно изложены в базовом докладе к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации Минобрнауки РФ [3].
Результаты исследования различных вариантов понятия «стратегия» (табл. 2.) позволили сформулировать сущность государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития.
Исходя из рассмотренных вариантов понятия «стратегия» представляется возможным сформулировать сущность государственной
стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития: это система крупных долгосрочных задач государства, решение которых направлено на перевод отечественной экономики на инновационный путь развития, определяемая государственной политикой инновационной деятельности, реализуемая в программах инновационного развития, учитывающих риски и неопределенности, сопровождающие планируемые и прогнозируемые инновационные процессы.
Содержание государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития, определенное в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Инновационная Россия - 2020) представлено в табл. 3.
С учетом результатов исследования содержания и сущности государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития (основными составляющими которого являются: достижение высоких стандартов благосостояния человека, обеспечение социального благополучия и согласия; формирование экономики лидерства и инноваций; обеспечение сбалансированного пространственного развития; формирование экономики, конкурентоспособной на мировом уровне; развитие институтов экономической свободы и справедливости; обеспечение безопасности граждан и общества), в работе были определены основные ее черты.
В качестве позитивных черт следует выделить то, что в государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития наблюдается попытка учесть рост социально-экономического расслоения стран и регионов мира, глобализация деятельности мировых технологических лидеров, массовые миграции трудоспособного населения. Это, во-первых.
Во-вторых, государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития присущи многие черты, характерные конкурентной стратегии.
В-третьих, характерной чертой государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития является учет главного вызова постиндустриализма в научной сфере, заключающегося в глобальном замещении вектора «духа познания» вектором «духа инновационного предпринимательства».
В-четвертых, в государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития делается акцент на необходимость преобладания интеллектуального труда над ре-
Таблица 1. Основные типы потоков знаний, информации и технологий
№ Тип потока Характеристика потока
1 Взаимодействие между предприятиями, прежде всего совместная исследовательская деятельность и другое техническое сотрудничество Основными методами здесь являются обследования фирм и обследования на основе литературных источников. В последнем случае информация о промышленных альянсах собирается на основе обзоров газетных и журнальных статей, специализированных книг и журналов, а также ежегодных отчетов корпораций и промышленных справочников. Наиболее обширной источником информации о кооперационных соглашениях между фирмами является база данных "Кооперационные соглашения и технологические индикаторы" (CATI), созданная Маастрихтским экономическим исследовательским институтом инноваций и технологий (MERIT).
2 Взаимодействие между предприятиями, университетами и государственными научными учреждениями В материалах по инновационной системе подчеркивается, что качество научных исследований, финансируемых государством, и взаимодействие научных учреждений с промышленностью может быть одним из наиболее важных национальных активов при продвижении инноваций. Финансируемые государством исследовательские учреждения являются для промышленности источником не только фундаментальных знаний, но и новых методов, инструментов и полезных навыков. Потоки знаний между государственным и частным секторами можно измерять различными способами, но в национальных инновационных обследованиях применялись преимущественно четыре инструмента: индикаторы совместной исследовательской деятельности, совместные патенты и совместные публикации, анализ цитирования, обследования фирм.
3 Распространение технологий Наиболее традиционным типом потока знаний в инновационной системе является распространение технологии в форме новых машин и оборудования. Для разных стран и секторов экономики характерны разные темпы внедрения технологий. В то же время очевиден тот факт, что инновационная активность фирм все больше зависит от использования технологий, созданных вне этих фирм. Знания о технологиях могут быть получены от потребителей и поставщиков, а также от конкурентов и государственных учреждений. Распространение технологий особенно важно для традиционных производственных отраслей и сферы услуг, которые сами могут не проводить НИОКР и не создавать инновации. По этой причине в странах ОЭСР внедряется значительное количество государственных программ, направленных на передачу технологий в промышленность. При проведении эмпирических исследований в данной области наиболее часто используются обследования фирм и измерение межфирменных потоков НИОКР через приобретение машин и оборудования.
4 Мобильность рабочей силы Движение людей и знаний, носителями которых они являются («неявные знания») - это один из ключевых потоков внутри инновационной системы. Большинство исследований по передаче технологий показывают, что навыки и коммуникационные возможности персонала играют критически важную роль при внедрении новых технологий. Инвестиции в продвинутые технологии должны сопровождаться развитием этой «способности к внедрению», которая в значительной степени определяется квалификацией, навыками и мобильностью рабочей силы. Мобильность рабочей силы измеряется с помощью разных подходов, наиболее эффективным из которых оказалось использование статистики рынка труда для выявления движения персонала с определенными навыками между различными отраслями промышленности, а также между промышленным сектором, исследовательским сектором и сектором высшего образования.
Инновационная инфраструктура
Рис.1. Пример модели организационно-институциональной структуры НИС.
Таблица 2. Варианты трактовки понятия стратегия
№ Содержание понятия Автор
1 Составная часть военного искусства, представляющая его высшую область. Она охватывает вопросы теории и практики подготовки вооруженных сил к войне, её планирование и ведение. Стратегия тесно связана с политикой государства, находится в непосредственной зависимости от неё и соответствует требованиям военной доктрины. БСЭ (В. Г. Куликов)
2 Общий, не детализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели Википедия
3 Организованное распределение ресурсов для достижения определенных целей А.И. Богданов
4 Долгосрочное планирование и программа рабочих действий, которые распространяются на всю его продолжительность во времени Б. Санто
5 Готовность к событиям, которые происходят за границами действенности системы управления Ч. Макмиллан
6 Процесс, с помощью которого организация маневрирует в своем окружении Д. Девис
7 Правила принятия решений И. Ансофф
8 Система крупных долгосрочных задач, решение которых направлено на достижение целей организации A.B. Тебекин
Таблица 3. Содержание государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития
№ Составляющая Характеристика
1 Цель Перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития
2 Основные задачи 1) Наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. 2) Кратное повышение инновационной активности существующего бизнеса и резкий рост динамики появления новых инновационных компаний. 3) Повышение «инновационности» государства — максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование «электронного правительства», перевод в электронную форму большинства услуг населению, расширение использование системы государственного заказа для стимулирования инноваций. 4) Формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке, радикальное повышение эффективности и результативности «проводящей» инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований. 5) повышение открытости национальной инновационной системы и экономики, степени интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений, расширения двухстороннего и многостороннего международного сотрудничества.
3 Основные направления деятельности 1) Развитие человеческого потенциала России: - создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды; - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики. 2) Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику 3) Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития 4) Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов) 5) Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда 6) Переход к новой модели пространственного развития российской экономики
4 Рубежные показатели (к 2020 году) 1) доля предприятий, осуществляющих технологические инновации 40 - 50%; 2) доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг 5 - 10 % в 5 - 7 и более секторах; 3) удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров 2%; 4) валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте 17 -20%; 5) удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции 25 - 35 %; 6) внутренние затраты на исследования и разработки 2,5 - 3 % валового внутреннего продукта, из них больше половины - за счет частного сектора; 7) доля российских исследователей в общемировом числе публикаций в научных журналах 5 %; 8) средняя цитируемость научных работ российских исследователей 5 ссылок на статью; 9) вхождение в число 200 ведущих мировых университетов не менее 5 российских вузов; 10) количество патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии 2,5 - 3 тысячи; 11) доля средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР - 25%; 12) доля средств на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования - 30%
зультатами индустриального труда, что присуще постиндустриальному обществу.
В то же время государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития присущ и ряд черт, свидетельствующих о ее недостатках.
В государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития недостаточно внимание уделено учету фактического уровня разрыва между наукой, образованием и производством, который в настоящее время продолжает находиться у критической черты. При этом организационно-экономические преобразования пока не в состояние переломить их тех-
нико-технологическую разобщенность.
Принципиально неверной является наблюдающийся в государственной стратегии перехода отечественной экономики на инновационный путь развития посыл «квантового скачка» от сырьевой модели развития к инновационной постиндустриальной, минуя индустриальную фазу развития. Поскольку переход к постиндустриальному обществу вовсе не означает уменьшение роли материального производства. Напротив необходима интенсификация материального производства с использованием качественно новых фундаментальных научных результатов для разработки принципиально новых технологий. Это позволяет получить продукцию, удов-
летворяющую качественно новым требованиям с одной стороны, и уменьшить издержки производства, в первую очередь энергетические, с другой.
Литература:
1. Иванова Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. 2001. №7. С.61.
2. Шевченко И.В., Брижань А.В., Маровгулов В. Инновационные аспекты конкурентоспособности национальной экономики //
Факторы и приоритеты социальной политики трансформационного периода. Сборник тезисов выступлений на научно практической конференции «Экономические интересы и социальная политика», 15-16 декабря 2005 г. Ростов н/Д. Изд-во СКАГС, 2005. - 136 с.
3. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской Федерации.М., 2009.
4. Сайт РАН: http://www.ras.ru
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СМЕТНО-НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ РЕГИОНА
Беседин М.А., соискатель кафедры экономического анализа и управления недвижимостью Нижегородского государственного
архитектурно-строительного университета
В данной статье рассматриваются методические подходы к формированию сметно-нормативной базы в регионе. Автором предложены варианты и порядок формирования сметно-нормативной базы.
Ключевые слова: управление стоимостью строительства; сметно-нормативная база; территориальные органы ценообразования в строительстве.
CENTRALIZATION OR DECENTRALIZATION AT FORMATION OF SMETNO-
STANDARD BASE OF REGION
Besedin M., the applicant, economic analysis and real estate management chair, Nizhny Novgorod state architecture and building university
In given article methodical approaches to formation of smetno-standard base in region are considered. The author offers variants and an order of formation of smetno-standard base.
Keywords: In building management in cost; smetno-standard base; territorial bodies of pricing in building.
Для улучшения достоверности сметной документации на строительство был совершен переход на новую сметно-нормативную базу ценообразования 2001 года с базы 1984-1991 годов. И хотя он состоялся только в 2003 году, проблема достоверности сметных расчетов не была решена в полной мере. В результате анализа официальных отчетов региональных и отраслевых государственных заказчиков (министерств и ведомств) о затратах, произведенных на строительство бюджетных объектов с 2003 года (школ, больниц, объектов культуры, спортивных сооружений, административных зданий и так далее), выяснилось, что находящиеся в одинаковых инженерно-геологических условиях с примерно однородной конъюнктурой рынка стройматериалов и рабочей силы, стоимость однотипных объектов может отличаться в полтора и более раз.
Это произошло из-за того, что территориальные сметные базы развивались самостийно, все больше отклоняясь в сторону от «оси» государственных сметных норм ГЭСН-2001, находящихся в основе всех территориальных расценок ТЕР-2001. И в большинстве случаев отклонения происходили в худшую сторону. Федеральные органы не имели прямых полномочий на контроль регионов в этом отношении. А в самих регионах руководство строительного комплекса не контролировало процессы разработки территориальных сметных норм и определения сметной стоимости объектов, что привело к многочисленным ошибкам и злоупотреблениям.
Сейчас ситуация изменилась, проведены работы по приведению территориальных сметных норм в соответствие с государственными расценками. Созданный программный комплекс автоматизации процессов нормирования «ЦЕНТР-РЕГИОН» позволяет формировать территориальные и отраслевые системы ценообразования на основе уже действующих государственных расценок.
Территориальные органы ценообразования в строительстве заинтересованы в работах по приведению в соответствие своих сметных норм государственным, потому что это необходимая мера для обеспечения слаженности их действий на едином экономическом пространстве страны. Проведя такую работу, необходимо сконцентрировать внимание на дальнейшем развитии сметно-нормативной базы региона, то есть отслеживать изменение цен на ресурсы, добавлять или исключать новые виды работ или ресурсов. Такие корректировки надо проводить с определенной периодичностью: ежегодно, ежеквартально или ежемесячно.
Региональный разработчик готовит проект новой редакции сметно-нормативной базы, основываясь на предыдущем действующем эталоне территориальной сметно-нормативной базы (ТСНБ) и вновь утвержденном эталоне федеральной сметно-нормативной базы (ФСНБ).
Этот проект можно реализовать двумя способами (рис. 1). Первый способ, когда эталоны федеральной и территориальной смет-но-нормативных баз находятся на сервере Федерального центра ценообразования в строительстве, а региональный разработчик подключается со своего рабочего места через глобальную сеть Интернет к этому серверу и выполняет работы по созданию новой версии ТСНБ. Назовем этот вариант централизованная система формирования ТСНБ.
Второй способ, когда региональный разработчик имеет эталоны действующей ТСНБ и вновь утвержденной ФСНБ на своем рабочем месте. Он также разрабатывает вариант новой редакции ТСНБ и передает в Федеральный центр ценообразования в строительстве для экспертизы и дальнейшего согласования. Этот вариант назовем децентрализованная система формирования ТСНБ.
Рассмотрим преимущества и недостатки двух способов формирования территориальной сметно-нормативной базы.
Преимуществами централизованной системы формирования территориальной сметно-нормативной базы является: сильный контроль и хорошая координация выполнения работ, сокращения количества ошибочных решений, принимаемых разработчиком; увеличения скорости реагирования и использования опыта и знаний специалистов ФЦЦС.
Однако этого можно достичь только за счет крупных, по сравнению с децентрализованной системой, инвестиций. Они необходимы на закупку мощного компьютерного оборудования: сервер должен позволять одновременное подключение большого количества разработчиков ТСНБ. В состав РФ на текущий момент входит 83 (восемьдесят три) равноправных субъекта РФ, в их числе 21(двад-цать одна) республика, 9 (девять) краёв, 46 (сорок шесть) областей, 2 (два) города федерального значения, 1 (одна) автономная область, 4 (четыре) автономных округа. Кроме того необходимо учесть, что Регионы находятся в разных часовых поясах и в одном Регионе может быть несколько разработчиков, в штате которых работает несколько специалистов по формированию ТСНБ, а она сама по