Научная статья на тему 'Централизация или децентрализация при формировании сметно-нормативной базы региона'

Централизация или децентрализация при формировании сметно-нормативной базы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ СТРОИТЕЛЬСТВА / СМЕТНО-НОРМАТИВНАЯ БАЗА / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ / IN BUILDING MANAGEMENT IN COST / SMETNO-STANDARD BASE / TERRITORIAL BODIES OF PRICING IN BUILDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беседин М.А.

В данной статье рассматриваются методические подходы к формированию сметно-нормативной базы в регионе. Автором предложены варианты и порядок формирования сметно-нормативной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CENTRALIZATION OR DECENTRALIZATION AT FORMATION OF SMETNO-STANDARD BASE OF REGION

In given article methodical approaches to formation of smetno-standard base in region are considered. The author offers variants and an order of formation of smetno-standard base.

Текст научной работы на тему «Централизация или децентрализация при формировании сметно-нормативной базы региона»

летворяющую качественно новым требованиям с одной стороны, и уменьшить издержки производства, в первую очередь энергетические, с другой.

Литература:

1. Иванова Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. 2001. №7. С.61.

2. Шевченко И.В., Брижань А.В., Маровгулов В. Инновационные аспекты конкурентоспособности национальной экономики //

Факторы и приоритеты социальной политики трансформационного периода. Сборник тезисов выступлений на научно практической конференции «Экономические интересы и социальная политика», 15-16 декабря 2005 г. Ростов н/Д. Изд-во СКАГС, 2005. - 136 с.

3. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской Федерации.М., 2009.

4. Сайт РАН: http://www.ras.ru

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СМЕТНО-НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ РЕГИОНА

Беседин М.А., соискатель кафедры экономического анализа и управления недвижимостью Нижегородского государственного

архитектурно-строительного университета

В данной статье рассматриваются методические подходы к формированию сметно-нормативной базы в регионе. Автором предложены варианты и порядок формирования сметно-нормативной базы.

Ключевые слова: управление стоимостью строительства; сметно-нормативная база; территориальные органы ценообразования в строительстве.

CENTRALIZATION OR DECENTRALIZATION AT FORMATION OF SMETNO-

STANDARD BASE OF REGION

Besedin M., the applicant, economic analysis and real estate management chair, Nizhny Novgorod state architecture and building university

In given article methodical approaches to formation of smetno-standard base in region are considered. The author offers variants and an order of formation of smetno-standard base.

Keywords: In building management in cost; smetno-standard base; territorial bodies of pricing in building.

Для улучшения достоверности сметной документации на строительство был совершен переход на новую сметно-нормативную базу ценообразования 2001 года с базы 1984-1991 годов. И хотя он состоялся только в 2003 году, проблема достоверности сметных расчетов не была решена в полной мере. В результате анализа официальных отчетов региональных и отраслевых государственных заказчиков (министерств и ведомств) о затратах, произведенных на строительство бюджетных объектов с 2003 года (школ, больниц, объектов культуры, спортивных сооружений, административных зданий и так далее), выяснилось, что находящиеся в одинаковых инженерно-геологических условиях с примерно однородной конъюнктурой рынка стройматериалов и рабочей силы, стоимость однотипных объектов может отличаться в полтора и более раз.

Это произошло из-за того, что территориальные сметные базы развивались самостийно, все больше отклоняясь в сторону от «оси» государственных сметных норм ГЭСН-2001, находящихся в основе всех территориальных расценок ТЕР-2001. И в большинстве случаев отклонения происходили в худшую сторону. Федеральные органы не имели прямых полномочий на контроль регионов в этом отношении. А в самих регионах руководство строительного комплекса не контролировало процессы разработки территориальных сметных норм и определения сметной стоимости объектов, что привело к многочисленным ошибкам и злоупотреблениям.

Сейчас ситуация изменилась, проведены работы по приведению территориальных сметных норм в соответствие с государственными расценками. Созданный программный комплекс автоматизации процессов нормирования «ЦЕНТР-РЕГИОН» позволяет формировать территориальные и отраслевые системы ценообразования на основе уже действующих государственных расценок.

Территориальные органы ценообразования в строительстве заинтересованы в работах по приведению в соответствие своих сметных норм государственным, потому что это необходимая мера для обеспечения слаженности их действий на едином экономическом пространстве страны. Проведя такую работу, необходимо сконцентрировать внимание на дальнейшем развитии сметно-нормативной базы региона, то есть отслеживать изменение цен на ресурсы, добавлять или исключать новые виды работ или ресурсов. Такие корректировки надо проводить с определенной периодичностью: ежегодно, ежеквартально или ежемесячно.

Региональный разработчик готовит проект новой редакции сметно-нормативной базы, основываясь на предыдущем действующем эталоне территориальной сметно-нормативной базы (ТСНБ) и вновь утвержденном эталоне федеральной сметно-нормативной базы (ФСНБ).

Этот проект можно реализовать двумя способами (рис. 1). Первый способ, когда эталоны федеральной и территориальной смет-но-нормативных баз находятся на сервере Федерального центра ценообразования в строительстве, а региональный разработчик подключается со своего рабочего места через глобальную сеть Интернет к этому серверу и выполняет работы по созданию новой версии ТСНБ. Назовем этот вариант централизованная система формирования ТСНБ.

Второй способ, когда региональный разработчик имеет эталоны действующей ТСНБ и вновь утвержденной ФСНБ на своем рабочем месте. Он также разрабатывает вариант новой редакции ТСНБ и передает в Федеральный центр ценообразования в строительстве для экспертизы и дальнейшего согласования. Этот вариант назовем децентрализованная система формирования ТСНБ.

Рассмотрим преимущества и недостатки двух способов формирования территориальной сметно-нормативной базы.

Преимуществами централизованной системы формирования территориальной сметно-нормативной базы является: сильный контроль и хорошая координация выполнения работ, сокращения количества ошибочных решений, принимаемых разработчиком; увеличения скорости реагирования и использования опыта и знаний специалистов ФЦЦС.

Однако этого можно достичь только за счет крупных, по сравнению с децентрализованной системой, инвестиций. Они необходимы на закупку мощного компьютерного оборудования: сервер должен позволять одновременное подключение большого количества разработчиков ТСНБ. В состав РФ на текущий момент входит 83 (восемьдесят три) равноправных субъекта РФ, в их числе 21(двад-цать одна) республика, 9 (девять) краёв, 46 (сорок шесть) областей, 2 (два) города федерального значения, 1 (одна) автономная область, 4 (четыре) автономных округа. Кроме того необходимо учесть, что Регионы находятся в разных часовых поясах и в одном Регионе может быть несколько разработчиков, в штате которых работает несколько специалистов по формированию ТСНБ, а она сама по

■ ■

I—I I—I

*

А А

а) централизованная система б) децентрализованная система

формирования территориальной формирования территориальной

сметно-нормативной базы сметно-нормативной базы

^^ - сервер, хранящий эталон федеральной сметно-нормативной базы;

• - сервер, хранящий эталон территориальной сметно-нормативной базы;

□ - рабочая станция Рис 1. Системы формирования территориальной сметно-нормативной базы

Таблица 1. Преимущества и недостатки централизации и децентрализации при формировании территориальной сметно-нормативной базы.

Централизованная система формирования территориальной сметно-нормативной базы Децентрализованная система формирования территориальной сметно-нормативной базы

Преимущества

1. Централизация улучшает контроль и координацию выполнения работ, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых разработчиком. 1. Децентрализация дает право принимать решения региональному руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше всех ее знает.

2. Централизованное управление позволяет видеть работу региональных разработчиков и избежать срывов сроков подготовки новой редакции ТСНБ. 2. Децентрализация стимулирует инициативу, что является важным фактором при привлечении регионов к выполнению работ. При децентрализованном подходе региональный разработчик полностью понимает функции подразделения, полностью контролирует его и ощущает себя частью этого подразделения. Такой руководитель может испытывать такой же энтузиазм в своем подразделении, как независимый предприниматель во всем своем бизнесе.

3. Централизованное управление позволяет более быстро реагировать и использовать опыт и знания специалистов ФЦЦС. 3. При децентрализации сокращаются статьи расходов на создание, содержание и эксплуатацию системы, а также расходы перераспределяются между Центром и Регионами.

^Децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей и исполнителей работ. Децентрализация способствует тому, что честолюбивый и напористый молодой руководитель остается в фирме и растет вместе с ней.

Недостатки

1. При выполнении работ большим количеством региональных разработчиков невозможно эффективно централизованно управлять из-за огромного количества требующейся дли этого информации и, как следствие этого, сложности процесса принятия решений. 1. Децентрализация снижает контроль за ходом выполнения работ по подготовке проекта ТСНБ.

2. Необходимы значительные инвестиции на создание системы формирования ТСНБ, а также необходим большой штат специалистов в ФЦЦС по содержанию и эксплуатации этой системы. 2. Возникают риски, связанные с ошибочными решениями при формировании изменений и дополнений в действующую сметно-нормативную базу Региона.

себе является большим массивом информации. Небольшой сбой в системе приведет к остановке всего механизма. Для исключения подобных ситуаций необходим штат администраторов сети и консультантов по работе с системой с круглосуточным графиком работы.

Децентрализованная система формирования территориальной сметно-нормативной базы позволяет избежать этих расходов, потому что разработчики используют собственное оборудование и решают какое количество специалистов работает с ТСНБ. Кроме того, децентрализация стимулирует инициативу регионального разработчика. Он испытывает такой же энтузиазм в своем подразделении, как независимый предприниматель во всем своем бизнесе.

Недостатки, возникающие при реализации децентрализованной системы формирования территориальной сметно-нормативной базы, легко избежать с помощью в ведения в действия Регламент разработки, согласования и утверждения новой редакции ТСНБ-2001 региональным разработчиком и специалистами ФЦЦС. Проект такого регламента уже подготовлен, и по нашему мнению Де-

централизованная система формирования территориальной смет-но-нормативной базы наиболее эффективна и жизнеспособна в реалиях экономической ситуации в стране.

Литература:

1. Письмо Госстроя РФ от 29.12.1993 N 12-349 (ред. от 25.04.1996) «О Порядке определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений».

2. Методические рекомендации по использованию текущих и прогнозных индексов стоимости при составлении сметной документации, определении свободных (договорных) цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы/ МДС 81-9.2000 - М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000.

3. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: вторая редакция. - М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000.

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Голованова Е.Н., к.э.н., доцент Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ) В статье показано значение человеческого капитала и инвестиций в него для инновационного развития предприятия. Ключевые слова: инновация, инновационное развитие, человеческий капитал, инвестиции в человеческий капитал

THE DEVELOPMENT OF THE HUMAN CAPITAL AS AN ELEMENT OF THE MECHANISM OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE

Golovanova E., Ph.D., the assistant professor of the Nizhniy Novgorod state architecturally-building university The paper shows the significance of the human capital and investment in it for innovative development of enterprise. Keywords: innovation, innovative development, human capital, investment in human capital

Организации, которые стремятся к проведению качественных изменений в процессе управления, выпускаемых продуктах или используемых ресурсах очень часто сталкиваются с низкой эффективностью и результативностью инновационной деятельности. Главной причиной такой ситуации является то, что управление инновационной деятельностью осуществляется руководством на основе принципов, применяющихся в управлении организацией, находящейся в условиях функционирования [2]. Управление инновационной деятельностью требует разработки и реализации иных принципов управления, направленных на формирование в корпоративной культуре ценности частых качественных изменений, снижение сопротивления персонала нововведениям, на развитие потенциала каждого сотрудника путем инвестирования средств в развитие его человеческого капитала. Управление инновационной организацией должно осуществляться исходя из механизма инновационного развития.

Механизм инновационного развития представляет собой набор организационных мероприятий, реализуя которые достигается цель инновационного развития и выполняются поставленные задачи. На рисунке 1 сформирован механизм инновационного развития с комплексом необходимых мероприятий.

Из механизма видно, что приоритет инновационного развития предприятия - обучение и развитие персонала, то есть инвестиции в человеческий капитал. Человеческий капитал - это полезные знания, навыки и опыт персонала, необходимый для его деятельности [3]. В условиях инновационных преобразований человеческий капитал приобретает особое значение, а инвестиции в него могут помочь в повышении эффективности разработки, внедрения и освоения инноваций. Методы развития и обучения персонала в инновационной организации должны быть разнообразны и направлены на развитие различных умений, знаний и навыков [1].

Вторым этапом механизма предполагается составление бюджета инновационных проектов. Размер бюджета зависит от сущности инновации и формы организации инновационной деятельности. Рекомендуется формировать бюджет до начала инновационной деятельности и защищаться пред руководителем или собственни-

ком. В бюджете должны быть отражены: оплата работы приглашенных консультантов и тренеров, оплата труда персонала, непосредственно участвующего в инновационном процессе, а так же вспомогательного персонала, объем инвестиций в человеческий капитал и все затраты, связанные с сертификацией, патентизацией, рекламой и продвижением инновации. Если требуется автоматизация и компьютеризация процессов, то все необходимые затраты также требуется включать в бюджет.

Безусловно затраты на реализацию мероприятий зависят прежде всего от типа инновации, осуществляемой в организации. Если инновация управленческая, то основную долю затрат составят первые три составляющие. Если инновация продуктовая, то основные расходы будут связаны с реализаций данной инновации.

На третьем этапе поводится ряд организационных мероприятий по формированию, организации и оценке деятельности проектных групп.

На четвертом этапе осуществляется управление инновационной группой. Подчинение деятельности проектной группы непосредственно генеральному директору или другому вышестоящему руководителю придает деятельности группы высокую значимость среди прочих видов деятельности, что служит серьезным мотива-ционным фактором [4]. Данный этап направлен на облегчение взаимодействия проектной группы с другими подразделениями инновационной организации. Кроме того, здесь важно выделить персонал, обладающий инновационным потенциалом, принимающий самое активное участие в инновационной деятельности, так называемый «инновационный кадровый резерв».

Пятый этап - снижение сопротивления персонала инновационным преобразованиям. Сопротивление персонала изменениям происходит практически всегда. Меняется привычный рабочий режим, свойства работы, что приводит к неудобству для работников, к их дискомфорту. Необходимо четко отслеживать негативные настроения в коллективе и разрабатывать мероприятия для преодоления сопротивления. В частности, большую роль играет система мотивации, которая часто помогает сформировать терпимое отношение персонала к переменам [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.