Научная статья на тему 'Российская система ценообразования в строительстве: текущие проблемы обоснования цены строительства'

Российская система ценообразования в строительстве: текущие проблемы обоснования цены строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2492
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ / СМЕТНО-НОРМАТИВНАЯ БАЗА / СТОИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА / ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / PRICING IN CONSTRUCTION / ESTIMATE AND REGULATORY FRAMEWORK / BUDGET-NORMATIVE BASE / CONSTRUCTION COST / FEATURES OF CONSTRUCTION PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Екимова Ксения Валерьевна, Мартынюк Жанна Сергеевна

Статья посвящена вопросам организации и функционирования российской системы ценообразования в строительстве, а также проблемам, возникающим в процессе определения цены строительной продукции. Авторами рассмотрены особенности строительного производства, и их влияние на ценообразование в данной сфере, механизм определения себестоимости строительства, а также процесс составления проектно-сметной документации. В статье был дан подробный обзор негативных факторов, которые являются причинами завышения себестоимости строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian pricing system in construction: current issues of substantiation of prices of construction

This article deals with organization and functioning of the Russian system of pricing in construction and the problems arising in the process of pricing the construction products. The authors analyze the features of construction, and their impact on pricing in this sphere, the mechanism for determining the cost of construction, as well as the process of drawing up the design estimate documentation. The authors give a detailed overview of the negative factors which are the reasons for the overstatement of construction costs.

Текст научной работы на тему «Российская система ценообразования в строительстве: текущие проблемы обоснования цены строительства»

УДК 69.003 ББК У9(2)-86

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: ТЕКУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБОСНОВАНИЯ ЦЕНЫ СТРОИТЕЛЬСТВА

К. В. Екимова, Ж. С. Мартынюк

Статья посвящена вопросам организации и функционирования российской системы ценообразования в строительстве, а также проблемам, возникающим в процессе определения цены строительной продукции. Авторами рассмотрены особенности строительного производства, и их влияние на ценообразование в данной сфере, механизм определения себестоимости строительства, а также процесс составления проектно-сметной документации. В статье был дан подробный обзор негативных факторов, которые являются причинами завышения себестоимости строительства.

Ключевые слова: ценообразование в строительстве, сметно-нормативная база, стоимость строительства, особенности строительного процесса.

Система ценообразования в строительстве является частью общей системы ценообразования России, исходит из ее общих принципов, соответствующих рыночным взаимоотношениям.

При этом существуют характерные особенности функционирования системы ценообразования в строительстве, которые являются результатом уникальности процесса строительства, выраженной в следующем:

- длительности процесса строительства. В рамках этой особенности существует глобальная проблема учета фактора времени на этапах составления проектно-сметной документации и непосредственно строительства. Почти во всех проектах строительства тех или иных объектов наблюдается несоответствие сметной стоимости строительства, выданной в текущих ценах на определенный период времени и фактической стоимости строительства, определенной после сдачи объекта в эксплуатацию;

- привлечении большого количества субъектов в процессе строительства. Вследствие этого существует проблема организации, координации и контроля деятельности различных организаций, вовлеченных в процесс строительства (государственные/частные инвесторы, проектные организации, организации осуществляющие функции технического надзора, генподрядные и подрядные фирмы), и вытекающей из нее проблемы осуществления окончательного достоверного учета стоимости строительства;

- высоком уровне ресурсоемкое™ процесса строительства, что определяет проблему целостного учета огромного количества применяемых строительных материалов, отслеживания их цены на рынке, определения уровня трудозатрат и, соответственно, размер заработной платы в соответствии с квалификацией работника;

- многообразии видов строительных объектов. В рамках данного вопроса существует проблема достаточно высокой себестоимости строи-

тельной продукции. Так как каждый объект является уникальным (даже если он относится к типовому проекту, существуют свои особенности, а именно месторасположение, продолжительность строительства, время начала строительства и т. д.), то и цена, соответственно, у каждого объекта индивидуальна и подлежит постоянной корректировке в зависимости от этапа процесса строительства;

- высоком уровне инвестиций (в части привлечения государственных или частных инвестиций в проект). Так как для любого инвестора необходимо обосновать цели строительства и размер прибыли, которую он может получить либо в процессе эксплуатации объекта, либо при продаже объекта, сданного в эксплуатацию, то уже на этапе предпроектирования необходимо примерно знать необходимый объем инвестиций для осуществления данного проекта.

Таким образом, несмотря на то, что переход России на рыночные отношения произошел двадцать лет назад, процесс формирования договорной цены строительства, являющейся неотъемлемой частью рыночных отношений, из-за сложности и уникальности самого процесса строительства, происходит постепенно, и на сегодняшний момент все еще наблюдается несовершенство положений различных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативноправовых актов в области строительства.

Основой системы ценообразования в России уже на протяжении более полувека является сметно-нормативная база, которая включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.

Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства [1].

Сметная норма - это совокупность ресурсов (затрат труда работником строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т. п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ [1].

Сметные нормы были рассчитаны для того, чтобы в последующем перейти от количественных показателей трудозатрат и объема необходимых ресурсов к стоимостным показателям той или иной работы, которые называются единичными расценками. Сборники единичных расценок разрабатываются в базисном уровне цен и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации. На базе единичных расценок определяется сметная стоимость строительства.

Сметная стоимость строительства, капитального ремонта, реконструкции или реставрации зданий и сооружений есть сумма денежных средств, необходимых для их осуществления. Для ее определения составляется проектно-сметная документация, которая состоит из сметной документации (локальные сметы, локальные сметные расчеты, объектные сметы, объектные сметные расчеты, сводные сметные расчеты, сводки затрат и т. д.), и проектной документации (проект организации строительства, рабочие проекты).

Сметная стоимость строительства является обоснованием размера капитальных вложений и используется при формировании договорных цен на строительную продукцию, для расчетов за выполненные строительно-монтажные или ремонтно-строительные работы с подрядными организациями, покупку необходимого оборудования, возмещения прочих затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом (затраты на строительство титульных зданий; расходы, связанные с производством работ в зимнее время; проведение пусконаладочных работ, стоимость государственной экспертизы, затраты, связанные с осуществлением авторского надзора и т. д.).

Сметная стоимость строительства определяется по формуле

Г=Г +С-+С

^"смр Ч-'ООр ^пр,

где С - сметная стоимость строительства, Ссмр -стоимость строительно-монтажных работ, Со6р -стоимость оборудования, инвентаря и мебели с учетом транспортных, заготовительно-складских расходов и расходов на комплектацию оборудования, Спр - стоимость прочих работ и затрат.

Стоимость строительно-монтажных работ определяется по формуле

Ссмр = ПЗ + НР + СП, где ПЗ - прямые затраты, НР - накладные расходы, СП - сметная прибыль.

Прямые затраты определяются по формуле:

ПЗ = ЗП0СН.Р. + ЭМ + М,

где ЗП0Снр - заработная плата основных рабочих, ЭМ - затраты по эксплуатации машин, в том числе заработная плата машинистов, М - стоимость материалов.

Накладные расходы - это совокупность затрат, связанных с созданием необходимых условий для выполнения строительных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ, а также их организацией, управлением и обслуживанием. Накладные расходы определяются в процентах от фонда оплаты труда рабочих и относятся на себестоимость строительной продукции [2].

К затратам, учитываемым в нормах накладных расходов, согласно методическим указаниям по определению величины накладных расходов в строительстве, относятся:

- административно-хозяйственные расходы (расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала (АПХ), расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых АПХ, расходы на оплату консультационных, информационных, аудиторских, лицензионных, юридических и иных услуг, расходы на служебные командировки АПХ, амортизационные отчисления по основным фондам, предназначенным для обслуживания аппарата управления и другие административно-хозяйственные расходы);

- расходы на обслуживание работников строительства (подготовка и переподготовка кадров, расходы на охрану труда и технику безопасности и т. д.);

-расходы на организацию работ на строительных площадках (содержание пожарной и сторожевой охраны, износ и расходы по ремонту инструментов и производственного инвентаря, износ и расходы, связанные с ремонтом, содержанием и разборкой временных (не титульных) сооружений, приспособлений и устройств, расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок и т. д.);

- прочие накладные расходы (амортизация по нематериальных активам, платежи по кредитам банков, расходы на рекламу и т. д.).

Размер накладных расходов может определяться на базе:

- общеотраслевых укрупненных нормативов по основным видам строительства;

- нормативов накладных расходов по видам строительных и монтажных работ;

- индивидуальных норм для конкретной организации.

Сметная прибыль - это средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников. Сметная прибыль определяется в процентах от фонда оплаты труда рабочих, но не относится на себестоимость строительной продукции [3].

Управление инвестициями и инновационной деятельностью

В состав сметной прибыли, согласно методическим указаниям по определению величины сметной прибыли в строительстве, входят следующие затраты:

- отдельные федеральные, региональные и местные налоги и сборы (налог на прибыль организации, налог на имущество, налог на прибыль предприятий по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в размере не больше 5 %);

- расширение и воспроизводство подрядных организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов);

- материальное стимулирование работников (материальная помощь, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связанных с участием работников в производственном процессе);

- организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям.

Размер сметной прибыли может определяться на базе:

- общеотраслевых укрупненных нормативов;

- индивидуальных норм для конкретной организации.

В настоящее время стоимость работ в составе сметной документации определяется в двух уровнях цен: базовом (определяется на основе действующих сметных норм) и текущем (определяется на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства) [4].

До 1 января 1991 года применялся только один метод определения стоимости строительства, а именно базисный метод. Он основывался на использовании сметно-нормативной базы, которая включала в себя единичные расценки с фиксированной, неизменной в течение определенного периода времени (7-15 лет) ценой строительства. Применение вышеуказанного метода было целесообразным в условиях плановой экономики, но неэффективным в рыночных условиях. И с 1 января 1991 года были разработаны другие методы определения стоимости строительства, которые используются и в настоящее время:

- ресурсный: при реализации данного метода стоимость строительства определяется согласно потребности в использовании определенных ресурсов (трудовые ресурсы, материальные ресурсы, энергетические ресурсы, транспортные ресурсы и т. д.), выраженных в стоимостных показателях в текущих ценах. Объем потребности в ресурсах может определяться на основе проекта строительства и/или различных нормативных источников;

- ресурсно-индексный: при реализации данного метода стоимость строительства определяется согласно потребности в использовании определенных ресурсов, выраженных в стоимостных показателях в текущих ценах, скорректированных согласно системе индексов на ресурсы в строительстве (учет уровня инфляции);

- базисно-индексный метод: при реализации данного метода стоимость строительства определяется на основе базисного уровня цен, скорректированной согласно системе текущих индексов к базовому уровню цен;

- метод укрупненной стоимости строительных работ: при реализации данного метода стоимость строительства определяется на основе имеющихся данных о стоимости строительства уже реализованных объектов-аналогов.

Применение того или иного метода определения стоимости строительства должно соответствовать требованиям к цене строительства в условиях рыночной системы ценообразования, а именно:

- цена строительства должна быть договорной, т. е. определяться по соглашению заказчика и подрядчика и удовлетворять требованиям двух сторон;

- цена строительства должна быть обоснованной, т. е. основанной на проектных и/или нормативных данных в потребности ресурсов в процессе строительства;

- цена строительства должна быть объективной и точной настолько, насколько это требуется в зависимости от этапа строительства (предпроект-ный, проектно-сметный, этап непосредственного строительства, этап сдачи объекта в эксплуатацию).

Современная отечественная система ценообразования в строительстве основывается на сметно-нормативной базе 2001 г. (см. рисунок).

Действующая сметно-нормативная база включает в себя элементные и укрупненные сметные нормативы.

К элементным сметным нормативам относятся:

- государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001);

- индивидуальные элементные сметные нормы;

- нормы по видам работ.

К укрупненным сметным нормативам относятся:

- сметные нормативы, выраженные в процентах (нормативы накладных расходов, нормативы сметной прибыли, сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительномонтажных работ в зимнее время, сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений, нормативы затрат на содержание службы заказчика и т. д.);

- индексы изменения стоимости строительномонтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен;

- укрупненные сметные нормативы и показатели (укрупненные показатели базисной стоимости строительства, укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ, сборники показателей стоимости на виды работ, укрупненные ресурсные нормативы и укрупненные показатели ресурсов по отдельным видам строительства, ук-

Элементные сметные нормативы

Укрупненные сметные нормативы

Государственные элементные Сметные нормативы,

сметные нормы выраженные в %

Система сметно-нормативной базы

рупненные показатели сметной стоимости, прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции, прейскуранты на строительство зданий и сооружений, сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий, сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий, показатели по объектам-аналогам).

При осуществлении строительства с привлечением средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов применение сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве 2001 г., а также различных законов и нормативно-правовых актов в области строительства носит обязательный характер. При строительстве зданий и сооружений, финансирование которых осуществляется за счет частных инвестиций, соблюдение вышеуказанной базы является необязательным и применяется по усмотрению инвестора. Однако, несмотря на рекомендательный характер применения данной базы для частных инвесторов, расчет стоимости строительства большинства объектов осуществляется именно на основании сметно-нормативной базы 2001 г. в двух уровнях цен (2000 г. и текущих).

В настоящее время существует ряд проблем, касающихся завышения себестоимости строительства в связи с несовершенством системы ценообразования. Одной из самых главных причин при этом считаются устаревшие сметные нормативы, именно поэтому в настоящее время идет процесс составления новых сметных нормативов, которые бы удовлетворяли требованиям современного строительства (применение новых технологий, материалов, оборудования, механизмов). По словам Президента ассоциации строителей России Николая Кошмана использование устаревших

сметных нормативов и индексного метода определения стоимости строительства в среднем приводит к завышению сметной стоимости строительства на 30 % по сравнению с реальной [5].

К другим факторам завышения себестоимости строительства относятся:

- несовершенство положений различных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативно-правовых актов в области строительства, применение некачественных материалов;

- использование устаревших технологий и механизмов;

- низкий уровень квалификации рабочих;

- постоянная смена подрядчиков из-за неспособности найти рациональное решение в преодолении возникающих разногласий;

- длительный процесс получения различных согласований с органами местной власти по поводу подключения к инфраструктуре, выдачи разрешения на строительство, заключения договора аренды земли и т. д.;

- иногда наличие большого промежутка времени между этапом проектирования и организацией конкурса/аукциона на выполнение работ;

- присутствие на рынке «фирм-однодневок», которые, выиграв конкурс/аукцион, «исчезают» после получения аванса на выполнение работ;

- наличие длинной цепочки субъектов строительства: инвестор - заказчик - генподрядчик -подрядчик - поставщик.

По словам замминистра регионального развития Российской Федерации Константина Королевского на V Всероссийском форуме «Стратегия развития жилищного строительства в России» решение проблем ценообразования строительства за

Управление инвестициями и инновационной деятельностью

счет пересчета устаревших сметных нормативов позволит снизить его стоимость на 20-25 %.

В настоящее время уже разработаны и утверждены новые сборники государственных элементных сметных норм. На базе их сформированы федеральная и территориальные сметно-нормативные базы. И уже с 1 августа 2010 г. применение ФСНБ 2001 г. (в редакции 2009 г.) является обязательным при составлении проектно-сметной документации для нового строительства, которое планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета. Применение территориальных сметно-нормативных баз 2001 г. (в редакции 2009 г.) должно устанавливаться приказами соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации. Так, например, новые территориальные единичные расценки Челябинской области на ремонтно-строительные работы, на строительные и специальные строительные работы, на монтаж оборудования, на капитальный ремонт оборудования, на пусконаладочные работы, сборники сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве, сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств были утверждены Приказом Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябин-

ской области от 02.03.2010 № 11 и внесены в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета. Однако приказ по использованию новой ТСНБ 2001 г. Челябинской области (в редакции 2009 г.) при составлении проектно-сметной документации нового строительства еще не вышел.

Литература

1. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) / Госстрой России. -М, 2004. - 72 с.

2. Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004) /Госстрой России. - М., 2004.

3. Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001) / Госстрой России. - М., 2001. - 15 с.

4. Сергеев, И.В. Экономика организаций (предприятий) / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова; под ред. И.В. Сергеева. - М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2008.

5. http://www. nsp. su/news/2010-11/5940/

Поступила в редакцию 8 декабря 2010 г.

Екимова Ксения Валерьевна. Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, управления и инвестиций, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - управление инвестициями в строительстве. Контактный телефон: +7 (919) 337-05-30.

Kseniya Valeryevna Ekimova is Doctor of Science (Economics), Professor of Department of Economics, Management and Investment, South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: investment management in construction. Tel: +7 (919) 337-05-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мартынюк Жанна Сергеевна. Главный специалист сметного отдела областного государственного унитарного предприятия «Челябоблинвестстрой», соискатель кафедры экономики, управления и инвестиций Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск). Область научных интересов - система ценообразования в строительстве, договорная стоимость строительства. Контактный телефон: +7 (912) 897-02-12.

Zhanna Sergeevna Martynyuk is main specialist of the estimated department of the regional state unitary enterprise “Chelyaboblinveststroy”, an applicant for a degree at the Department of Economics, Management and Investment, South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: system of pricing in construction, contract price. Tel: +7 (912) 897-02-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.