METHODS OF PRICING IN CONSTRUCTION IN RUSSIA Kotova V. (Russian Federation) МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ В РОССИИ Котова В. С. (Российская Федерация)
Котова Виктория Сергеевна / Kotova Victoria - студент магистратуры, кафедра экономики в энергетике и промышленности, экономический факультет, Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт, г. Москва
Abstract: the article analyzes the management methods of pricing in Russia. Essential to ensure the effective development of the construction is constantly updated, accurate information on the cost parameters of each construction project, which is implemented by the use of different pricing management in construction at all its stages, and throughout the entire cycle of a construction project. The basic tools for determining the price or value of the objects in the construction is the cost of a separate type of construction and installation works, the value of the pledged in the building materials and logistics costs. Аннотация: в статье анализируются методы управления ценообразованием в России. Важнейшее значение для обеспечения эффективного развития строительства имеет постоянно обновляющаяся, точная информация о стоимостных параметрах каждого объекта строительства, которая обеспечивается за счет применения различных методов управления ценообразованием в строительстве на всех его стадиях и в течение всего цикла строительного проекта. Основными инструментами для определения цены или стоимости объектов в строительстве является стоимость отдельного вида строительно-монтажных работ, стоимость закладываемых в строительство материалов и затрат на логистику.
Keywords: construction, pricing, management methods.
Ключевые слова: строительство, ценообразование, методы управления.
Экономика России характеризуется опережающим развитием строительной отрасли. Оценка стоимости строительства не завершается согласованием договорной цены, а продолжается в ходе строительства и завершается определением фактической стоимости строительства объекта. Разница между договорной и фактической стоимостью по данным Международной федерации инженеров-консультантов (ФИДИК) может составлять от 5% до 15% и более.
Важнейшее значение для обеспечения эффективного развития строительства имеет постоянно обновляющаяся, точная информация о стоимостных параметрах каждого объекта строительства, которая обеспечивается за счет применения различных методов управления ценообразованием в строительстве на всех его стадиях и в течение всего цикла строительного проекта.
Основными инструментами для определения цены или стоимости объектов в строительстве является стоимость отдельного вида строительно-монтажных работ, стоимость закладываемых в строительство материалов и затрат на логистику.
Методы управления стоимостью работ в строительстве
Принципы ценообразования в строительстве основываются на себестоимости продукции, ценах конкурентов на аналогичную продукцию, соотношении рыночных предложения и спроса и определяются четырьмя основными правилами:
1. Реальное соотношение предложения и спроса.
Формирование цены происходит с учетом реальной стоимости расходных материалов, необходимых для создания конечного продукта, под влиянием здоровой
54
конкуренции и с учетом действительного положения на рынке. Этот принцип не действует в условиях государственных заказов, так как цена в этом случае должна быть обоснованной и не может быть свободной.
2. Равноправие сторон договора подряда.
Основой метода служит утверждение, что стороны договора подряда, заказчик и подрядчик, являются полностью равноправными партнерами, которые могут самостоятельно и независимо определять, как метод составления сметной документации, так и вид используемой сметно-нормативной базы. Выбранная методика затем должна быть ими совместно согласована. Также возможно заключение и единого проектно-строительного договора.
3. Использование системы сметных нормативов.
Сметно-нормативный метод заключается в определении нормативной потребности в ресурсах, которые должны быть затрачены в цикле производства конечной продукции (трудозатраты, расход материалов, амортизация техники и т.д.), и их фактически необходимом объеме. Итоговая стоимость всего строительства объекта в этом случае определяется на основании нормативных цен или их рыночной стоимости. Именно на этом подходе базируется определение стоимости государственных заказов.
При применении сметно-нормативного метода возможно использование двух подходов [4]:
1) элементный подход - используются элементные сметные нормы, которые суммируются с добавлением накладных расходов, сметной прибыли и прочих расходов;
2) укрупненный подход - не учитывает отдельных элементных расходов, и цена продукции рассчитывается на основе укрупненных сметных норм.
4. Применение конкурсной формы выбора подрядчика
Данный подход характеризуется проведением подрядных торгов - конкурсов на размещение заданий на выполнение необходимых видов СМР. Торги представляют собой основу для формирования цены на продукцию строительных организаций. Этот подход наиболее оптимален при выборе объекта инвестиционных вложений, так как соревновательные предложения компаний-претендентов на выполнение строительных видов работ обеспечивают закономерное снижение их стоимости и уменьшение времени строительства.
Для определения стоимости строительства выделяют следующие методы ценообразования в строительстве [1]:
1. Ресурсный метод.
Суть метода заключается в суммировании элементов затрат и осуществляется в текущих ценах на ресурсы и работы, необходимые для реализации проекта строительства. Для итоговой оценки стоимости суммируют предполагаемые затраты на материалы, изделия, конструкции, стоимость их оптимальной доставки на место строительства, расход электроэнергии и других энергоносителей, расходы по эксплуатации техники, трудозатраты. Все виды затрат берутся из проектной документации или нормативных источников. Главные недостаток этого метода - трудоемкость расчетов и проблематичность обоснования принятых к расчету текущих цен.
2. Ресурсно -индексный метод.
Применение этого метода базируется на сочетании ресурсного метода и системы индексов на применяемые ресурсы (системы поправочных коэффициентов).
Индексы пересчета - это коэффициенты перехода от базовой стоимости к стоимости на текущую дату.
Механизм индексирования цен широко используется во всем мире, т. к. позволяет достаточно просто решать проблему ценообразования в условиях инфляции. Для определения величины прямых затрат при применении ресурсного и ресурсно-индексного методов в сметах выделяют следующие показатели:
- трудозатраты (человеко-часы);
- время работы строительных машин (машино-часы);
- расход необходимых ресурсов, таких как материалы, конструкции, детали (в метрических единицах).
3. Базисно-индексный метод.
Этот метод определения итоговой стоимости всего строительства основывается на применении системы текущих и прогнозируемых индексов относительно стоимости, рассчитанной в базисном уровне цен. Другими словами, стоимость требуемых работ и затрат, определенная на базисном уровне, умножается на коэффициенты пересчета.
Базисный уровень цен - это уровень стоимости, определенный на основе сметных цен, зафиксированный на определенную дату.
Коэффициенты пересчета применяются:
1) на всю смету по итоговой строке - сумму полученных прямых затрат умножают на коэффициент пересчета;
2) на разделы сметы без итогового суммирования - коэффициенты пересчета зависят от назначения раздела сметы;
3) к каждой отдельной расценке - умножение прямых затрат на коэффициент по каждой позиции сметы;
4) к отдельным элементам расценки - применение коэффициента к каждому элементу прямых затрат для дальнейшего определения прямых затрат целиком.
4. Базисно-компенсационный метод
Стоимость строительства при использовании этого метода формируется на основании фактических расходов и может быть окончательно рассчитана только поле завершения всех строительных и сопутствующих работ (при сдаче объекта). Расчет выполняется в два этапа:
1) стадия проектирования и подготовки документации - расчет в базисном уровне с одновременным прогнозированием инфляционного удорожания цен, т.е. выполняется ориентировочный расчет дополнительно требующихся при строительстве затрат;
2) стадия строительства - выполнение реального расчета дополнительных расходов при приобретении материалов, работ или услуг относительно рассчитанных на стадии проектирования.
Окончательная стоимость строительства при использовании базисно-компенсационного метода определяется как сумма базисных показателей и дополнительных, полученных в ходе выполнения работ.
5. Метод использования банка данных о полной стоимости уже построенных или еще только запроектированных аналогичных объектов.
При использовании этого метода используются данные о стоимости аналогичных объектов, откорректированные при помощи коэффициента удорожания.
Выбор метода определяется на предпроектной стадии совместно заказчиком и исполнителем или только заказчиком. Особое внимание стоит уделить точности оценки, ведь погрешности могут повлиять не только на стоимость всего строительства, но и на принятие решения о его целесообразности.
Методы управления стоимостью материалов в строительстве
Нормы расхода строительного материала устанавливаются в настоящее время в соответствии с Правилами разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве РДС 82-202-96, утвержденными Министерством строительства РФ. Данные Правила регламентируют функциональные значения материалов, их свойства и область применения.
Производственные правила, прежде всего, основаны на строительстве в промышленных масштабах. Расчет материала идет с применением усредненных, увеличенных и местных значений норматива. Это говорит о том, что особое расположение региона, в котором будет вестись строительство, требует тщательно выверенных формул с коэффициентами; значения их могут разниться в
56
зависимости от географического положения строительного объекта. Следовательно, расход стройматериалов может увеличиваться или уменьшаться в сторону от цифр норматива.
Методы определения расходуемого материала включают в себя [2]:
1. Производственный.
Выводы о расходе делаются на основании наблюдений за процессом стройки. Все данные тщательно фиксируются, учитывая при этом рациональную технологию материального использования. Обычно этот метод применим к строительным элементам, требующим тщательного подсчета из-за невозможности устранения брака.
2. Лабораторный.
Применим в специальных условиях строительных лабораторий, где можно сделать выводы о качествах того или иного используемого материала на стройке. Как правило, такому методу подвержены связующие элементы раствора - бетон, щебень и др.
3. Расчетно-аналитический.
Метод реализуется путем математических вычислений, учитывающих значение применимой технологии, и, в отличие от первого способа, потери материала фиксируются уже в формулах, то есть теоретически процент на брак и потери можно высчитать, что не сказывается на качестве строительства.
Все методы применимы лишь к типичным конструкциям. Важным условием для определения точного расхода является работа квалифицированных работников, как делопроизводителей, так и других специалистов. В промышленном строительстве нормативы расхода материалов учитывают и их списание на непредвиденные нужды, порчу в результате стихии или непрофессионального использования.
Критерии такого расхода следующие:
- стоимость материалов на основе рыночных показателей с учетом доставки в регион и использованных для этого транспортных ресурсов;
- совокупная стоимость и отдельные наименования;
- методы списания материалов;
- достоверность данных, особенно в удаленных регионах;
- складские реестры материалов и контроль накладных по факту прибытия;
- анализ эффективного использования того или иного вида.
В случае невыполнения правил расхода или нецелевого использования материала ответственность несет начальник промышленного участка. Контроль соблюдения расхода возложен на специалистов, курирующих строительство.
Методы управления затратами на логистику
Основная задача логистики в строительной компании - бесперебойное обеспечение производства с минимальными затратами. Решение этой задачи зависит от двух факторов: плана работ и загрузки. Разница между плановыми и фактическими показателями не должна превышать 5%. Чтобы добиться этого, необходимо грамотно организовать процесс поставки комплектующих. Сокращение логистических затрат может стать весомым аргументом в укреплении финансовой стабильности компании.
Организация строительства требует глубокой автоматизации процесса закупок, позволяющей заранее находить поставщиков, планировать способы доставки и хранения комплектующих.
Такие разработки требуют сложного конструирования и очень тщательного подхода к выбору поставщиков. Кроме того, необходимо минимизировать число посредников. Это удобно и с точки зрения экономии времени при перевозке нестандартной крупногабаритной продукции.
Снижению затрат логистики способствует и оптимальная загрузка транспорта. Отдел транспортной логистики должен согласовывать свою работу с департаментом материально-технического снабжения, чтобы обеспечить максимальную загрузку транспорта [3].
Третий способ управления затратами в логистике - это консолидация грузов. Например, при закупках импортных комплектующих перевозчик собирает грузы в разных странах и городах и доставляет на один склад, а оттуда объединенный заказ отправляется на объект.
Следующий способ - отсрочка платежа за доставку от одного до двух месяцев. На уступки в основном идут постоянные партнеры, заинтересованные в продолжение взаимовыгодного сотрудничества.
Еще один способ снижения затрат на логистику - оптимизация маршрутов. В основном изменениям подвергаются маршруты, по которым доставляются импортные грузы, - чаще всего из-за ситуации на таможне, назначения и тарифной политики таможенных складов.
Ряд затрат, которые экономисты привыкли автоматически считать при создании продукта, в реальности вызваны недостатками применяемых логистических схем и технологий. Например, предприятие как стандарт определило для себя наличие на складе 15-дневного запаса сырья. Такой запас требует привлечения кредитных ресурсов, что приводит к увеличению затрат. Но и в случае, когда компания обходится собственными средствами, вложение в запасы не позволяет получить экономические выгоды от альтернативного размещения капитала.
В том случае, если запас снизить до 10-дневного размера или вообще сделать его объем непостоянной величиной, то затраты на содержание таких запасов снизятся, хотя при этом могут возрасти затраты на закупку и доставку.
Основным решением задачи снижения затрат в логистике является постоянный и точный подсчет всех издержек, понесенных во время движения груза. Наиболее полные, точные и полученные в срок данные о затратах помогают принимать правильные управленческие решения, позволяют в полной мере использовать в логистике процессное управление.
Затраты в логистике могут быть постоянными и переменными, прямыми и косвенными, управляемыми и неуправляемыми, фактическими и плановыми. При анализе логистических затрат, необходимо рассматривать логистические процессы всесторонне.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что назрела необходимость более глубокой и комплексной разработки методик управления стоимостью проектов в течение всего цикла реализации строительного проекта, что позволит снизить процентную разницу между договорной и фактической стоимостью объектов строительства.
Литература
1. Аржанова М. М. Инвестиционная деятельность / М. М. Аржанова. М.: Финансы и статистика, 2014. 248 с.
2. Волжанин Л. П. Планирование в строительстве / Л. П. Волжанин. М.: Дашков и К, 2013. 400 с.
3. Горемыкин В. А., Богомолов А. Ю. Управление строительством / В. А. Горемыкин. М.: Юнити, 2012. 864 с.
4. Шакир Я. А. Управление затратами в строительных организациях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.rU/artide/n/upravlenie-zatratami-v-stroitelnyh-organizatsiyah/ (дата обращения: 05.10.2016).