УДК 69.003
DOI: 10.15393/j2.art.2017.3981 Статья
Анализ изменений в системе сметного ценообразования в строительстве в современных условиях Российской Федерации
Александр А. Кузьменков1'*, Елена Г. Емельянова1, Анастасия В. Федорова1
1 Петрозаводский государственный университет, 185910, Россия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33; E-Mails: kuzmenkov@petrsu.ru (А. К.); zhenemel@mail.ru (Е. Е.); matv@sampo.ru (А. Ф.)
* Автор, с которым следует вести переписку; E-Mail: kuzmenkov@petrsu.ru (А. К.)
Получена: 29 ноября 2017 /Принята: 15 декабря 2017 / Опубликована:30 декабря 2017
Аннотация: В настоящий момент в строительной отрасли происходит процесс совершенствования системы ценообразования и сметного нормирования, в связи с этим данная статья посвящена рассмотрению проблематики происходящих изменений. Авторами была собрана информация о реформе, рассмотрены различные точки зрения и комментарии относительно происходящих изменений, проанализированы вышедшие новые документы по ценообразованию. Реформа подходит к концу, но, однако, её первые результаты эксперты в области ценообразования в строительстве оценивают как неоднозначные, спорные, указывая на недоработанные утверждённые материалы, невысокое качество их проработки. На основании проведённого анализа можно заключить, что теперь формирование стоимости строительной продукции будет осуществляться не за счёт прогрессивных и коренных качественных изменений, связанных с выходом новой сметно-нормативной базы, а за счёт того, что за основу совершенствования системы ценообразования взято построение системы, направленной на искусственное занижение стоимости строительства.
Ключевые слова: совершенствование системы сметного нормирования и ценообразования в строительной отрасли, определение стоимости строительства, новые сметно-нормативные документы, обоснованность и эффективность капитальных вложений.
DOI: 10.15393/j2.art.2017.3981 Article
Analysis of changes in the construction estimate pricing system in modern conditions of the Russian Federation
Aleksandr A. Kuz'menkov^*, Elena G. Emelianova1, Anastasia V. Fedorova1
1 Petrozavodsk State University, 185910, Lenin av. 33, Petrozavodsk, Russia; E-Mails: kuzmenkov@petrsu.ru (A. K.); zhenemel@mail.ru (E. E.); matv@sampo.ru (A. F.)
* Author to whom correspondence should be addressed; E-Mail: kuzmenkov@petrsu.ru (A. K.)
Received: 29 November 2017 /Accepted: 15 December 2017 /Published: 30 December 2017
Abstract: The construction industry is undergoing the transformation process of the pricing and estimated rationing system. This article deals with the pricing reform in the Russian Federation «The concept of 400 days». The authors discuss different points of view and comments regarding current changes and analyze new published documents on pricing. The reform is coming to an end; however, specialists in this field estimate its first results as ambiguous, controversial, pointing out that the approved documents are incomplete and flawed. Based on the analysis we can conclude that the construction products value will be formed not because of progressive and radical qualitative improvements based on a new estimate and regulatory framework, but because the pricing system improvement is based on artificially lowering of the construction cost.
Keywords: improvement of the system of the estimated valuation and pricing in the construction industry, determining the cost of construction, the new estimate and normative documents, the validity and effectiveness of capital investments.
1. Введение
В ноябре 2015 г. стартовала реформа ценообразования в строительстве РФ «Концепция 400 дней», которая направлена на решение острых проблем ценообразования и сметного нормирования в строительстве, поскольку неоднократно поднимались вопросы о необходимости оптимизации издержек государства на инвестиционные цели, в т. ч. направленные на снижение стоимости строительства [4].
В основу концепции совершенствования системы ценообразования заложен постепенный отказ от базисно-индексного метода составления сметной документации и осуществление перехода к ресурсному методу, с целью повышения точности производимых расчётов.
2. Материалы и методы
По мнению авторов реформы, сметно-нормативная база (СНБ-2001) на сегодняшний день не удовлетворяет требованиям современных экономических условий, несмотря на то, что было произведено её редактирование в 2009 и 2014 гг. По мнению экспертного сообщества, СНБ-2001 уже давно устарела, т. к. в её основу положены нормы советского времени, отсутствуют сметные нормы на прогрессивные технологии с применением новых материалов и современных механизмов. Также отмечается существенный разнобой в стоимости строительных материалов и услуг в различных регионах страны, отсутствует централизованная база данных о стоимости материальных ресурсов. Не раз было отмечено, что сегодня ценообразование в строительстве — процесс абсолютно непрозрачный: стоимость одних и тех же работ может быть разной даже в одном регионе [2].
Это далеко не все причины, которые делают невозможным проконтролировать обоснованность и оценить эффективность вложения бюджетных средств, направленных на строительство, но уже однозначно можно сделать вывод, что сфера технического регулирования и сметно-нормативная база в строительном секторе РФ сегодня не способствуют формированию достоверной и актуальной цены строительства [9], [10]. О реальном положении дел сегодня свидетельствует обсуждение вопросов, связанных со строительством олимпийских объектов в г. Сочи и космодрома «Восточный» [15], [16].
Однако несмотря на ожидаемые быстрые и положительные результаты, начатая реформа не произвела ожидаемого эффекта. Проводимая в настоящее время работа имеет характер только лишь изменения существующей системы сметного нормирования и ценообразования в строительной отрасли, предусматривая работу в трёх областях:
• нормативно-правового регулирования — приведение понятийного аппарата в соответствие с действующим законодательством;
• технического обеспечения — разработка и утверждение пакета основных методических документов в сфере сметного нормирования;
• информационного обеспечения — создание и внедрение федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве [5].
Итогом проведённой работы должны стать разработанные единая новая сметно-нормативная база, актуальные методические рекомендации, указания и пособия, новые сборники государственных сметных норм и расценок, а также развитие единой федеральной государственной информационной системы (ФГИС ЦС) [3].
Совершенствование системы ценообразования в строительстве подходит к концу, но, однако, эксперты и практики в области ценообразования в строительстве оценивают результат проводимой преобразовательской деятельности в области технического нормирования и ценообразования в строительстве как отрицательный и акцентируют внимание на отсутствии системности проводимой работы, неоднократной смене кадрового состава руководства за время проведения начатой работы. Также нельзя оставить без внимания тот факт, что между профильным министерством и строительным сообществом нет эффективного взаимодействия.
Резюмируя результаты проводимой работы по совершенствованию системы ценообразования, можно отметить, что основная проблематика вопроса состоит в том, что технология строительства за прошедшие 40 лет претерпела существенные изменения, но актуальные ЕНиРы и ВНиРы не разработаны, а нормы в современных ГЭСН-2017, утверждённые приказом Минстроя России № 1038/пр от 30 декабря 2016 г. для применения с 31 марта 2017 г., по своей сути все те же, что и в 1984 г., и даже в 1969 г. [1]. Также не ясен вопрос с дополнениями по приказу № 41/пр от 24.01.2017 г. «О внесении изменений в федеральный реестр сметных нормативов» к СНБ-2001 в редакции 2014 г., которые будут действовать до 30 марта 2017 г., но, очевидно, выйдут дополнения к ГЭСН-2017.
Новые ГЭСН И ФЕР, утверждённые приказом Минстроя России № 1038/пр и № 1039/пр от 30 декабря 2016 г., оцениваются как не доработанные, неоднократно указывалось на отсутствие в них изменений, прошедших за последние 17 лет, и детальной переработки.
3. Результаты
На основании рассмотрения источников [1], [6] сопоставим внесённые изменения в ФЕР, ГЭСН-2017 с имеющейся на сегодняшний день сметно-нормативной базой в редакции 2014 г.
В существующих ФЕР и ГЭСН (в редакции 2014 г.) ресурсы сборников имеют код ОКП — Общероссийского классификатора продукции. В новых ФЕР, ГЭСН-2017 коды материальных ресурсов, механизмов изменены в соответствии с новым Классификатором строительных ресурсов (КСР).
Если ранее сборники имели название «Часть», то теперь все новые сборники снова названы «Сборниками».
Уменьшение стоимости расценок в новых ФЕР осуществлено за счёт эксплуатации машин и механизмов, а именно — уменьшения базовой стоимости маш. -часа «Автомобиля бортового грузоподъёмностью до 5 т». Также отмечается снижение базисной стоимости материалов в ФССЦ.
http://rt.petrsu.ru
Количество «полуоткрытых» расценок, когда стоимость основных материалов не учтена, а в расценке приводится их наименование и расход увеличен по сравнению с существующими сметными нормативами [6].
В существующих ФЕР и ГЭСН (в редакции 2014 г.) расценки на эксплуатацию машин и механизмов учитывали сметные цены на автотранспорт, включая нормы накладных расходов и сметной прибыли. В новых же ФЕР и ГЭСН затраты труда водителей учтены в нормах как затраты труда механизаторов, оплата труда машинистов входит в базу для исчисления НР и СП, что привело к увеличению затрат труда механизаторов по каждой норме, так было в базах 1991, 1984 гг.
В сборнике 20 «Вентиляция и кондиционирование воздуха» нет норм на монтаж систем вентиляции для жилых и общественных зданий. Нормы перенесены из сборников 1984 г. с увеличением затрат труда на 30 %, нормы не соответствуют технологии монтажа современных приточных установок.
В части 24 «Теплоснабжение и газопроводы — наружные сети» (в редакции 2014 г.) учитывается возможность работы с использованием передвижных источников электроэнергии (электростанции, компрессоры, генераторы). В новых ГЭСН-2017 в сборнике 24 определена работа только с помощью постоянных источников электроснабжения, что, однако, не всегда возможно в реальных условиях строительства.
Ранее в нормах ГЭСН был отражён перечень средств малой механизации, инструмента и инвентаря, затраты которых учтены в норме накладных расходов. В новых сборниках данные затраты на средства малой механизации учтены в составе накладных расходов стоимостью до 40 000 руб., из некоторых норм исключили компрессоры, вибраторы и отбойные молотки, которые нельзя отнести к средствам малой механизации.
Согласно методическим рекомендациям по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплату труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций МДС 83-1.99, утверждена шестиразрядная тарифная сетка.
Но, однако, согласно приказу Минстроя России № 1000/пр от 20 декабря 2016 г. «Об утверждении Методики сметных цен на затраты труда в строительстве», утверждена восьмиразрядная тарифная сетка для рабочих-строителей и десятиразрядная для механизаторов, а разряд рабочих в новых ГЭСН остался прежним, т. к. в существующем ЕКТС не отражены заявленные изменения.
Отдельно отметим особенности в новых, утверждённых методиках Минстроя России [11]; [12]; [13]. Согласно основным положениям данных документов, все нормы носят обязательный характер, в отличие от предыдущих, которые имели рекомендательный характер. Основные моменты при рассмотрении источника [7] отметим ниже.
В существующих методических документах, согласно МДС 81-35.2004, сметные цены на материалы определяются:
• в базисном уровне цен — по сборникам (каталогам) сметных цен на материалы, изделия и конструкции: федеральным, территориальным (региональным) и отраслевым;
• в текущем уровне цен — по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учётом транспортных и заготовительно-складских расходов, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим внешнеэкономическим организациям, оплаты услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин;
• для продукции естественных монополий применяются цены и тарифы, по которым осуществляется государственное регулирование, в т. ч. тарифы на электрическую и тепловую энергию, тарифы на железнодорожные, речные и морские перевозки и др.
Таким образом, сметная цена на материалы, конструкции и изделия формировалась на основании цен производителей и/или поставщиков этих материалов, включая заготовительно-складские расходы, наценки, таможенные пошлины, транспортировку материалов автомобильным транспортом на расстояние до 30 км.
Тогда как в новых методических документах, согласно приказу Минстроя № 1001/пр от 20 декабря 2016 г. «Об утверждении Методики определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства», отмечено:
• сметные цены определяются на основании информации об отпускных ценах (ценах реализации) на материалы, изделия, конструкции и оборудование;
• отпускные цены (цены реализации) материальных ресурсов отечественного производства включают стоимость тары, упаковки и реквизита (при наличии таковых), стоимость комплекта запасных частей на гарантийный срок эксплуатации (для оборудования), затраты на погрузку продукции на транспортные средства у склада производителя;
• информация об отпускных ценах (ценах реализации) и объёмах реализации материальных ресурсов, применяемая для определения сметных цен, представляется производителями указанных ресурсов, включёнными в перечень юридических лиц, предоставляющих информацию, необходимую для определения сметных цен строительных ресурсов, в соответствии с утверждёнными Минстроем России формами;
• сметная цена рассчитывается как средняя арифметическая величина, взвешенная с учётом отпускных цен (цен реализации) на данный вид ресурса и объёма реализации за отчётный период всех производителей материальных ресурсов по субъектам Российской Федерации.
В данном случае сметная цена определяется по данным только непосредственных производителей материалов, т. е. в рассмотрение не будут браться посредники, помимо
этого, доставка материалов учитывается отдельно, посредством составления оптимальной транспортно-логистической схемы транспортировки.
Также ранее в МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» деление коэффициентов на условия работ было по видам работ: строительные, монтажные, ремонтно-строительные и пусконаладочные.
Отдельно отметим, что в МДС 81.35-2004 (табл. 3, п. 6) коэффициент К = 1,5, учитывающий условия производства ремонтных работ без расселения, применяется для существующих зданий, включая жилые.
В настоящее время, согласно приложению к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1028/пр «Методика применения сметных норм», изменены таблицы коэффициентов на условия работ, деление по виду строительства: новое строительство, реконструкция, капитальный ремонт:
• при новом строительстве снижены коэффициенты при производстве работ во вредных условиях труда, введены дополнительные строки на производство работ в помещениях высотой до 1,8 м, на производство работ на склонах гор с сохранением природного ландшафта;
• при реконструкции объектов капитального строительства приведены те коэффициенты, которые ранее были в единых таблицах коэффициентов к МДС 8136 (37, 38)-2004, к существовавшим ранее коэффициентам добавлена новая строка: «Производство работ в помещениях с остановленным производством, при этом в зоне работ есть оборудование, мебель... производство работ на склонах гор с сохранением природного ландшафта»;
• при ремонте добавлена новая строка «Производство ремонтных работ в помещениях с остановленным производством, при этом в зоне работ есть оборудование, мебель», в строке «На ремонт кровель» добавлено «кровель средней сложности» (ранее указывались только сложные кровли), добавлены строки «Производство работ на склонах гор с сохранением природного ландшафта» и «Производство работ на режимных объектах с пропускной системой»;
• таблица коэффициентов на выполнение пусконаладочных работ практические не изменена.
Коэффициент К = 1,5, учитывающий условия производства ремонтных работ без расселения, применяется теперь только для жилых зданий.
Необходимо также отметить, что у вышерассмотренных методических документов отсутствует информация относительно авторов, принимавших участие в их разработке, и информация об учреждении, где был разработан документ. Согласно указанным приказам, документы позиционируются как новые, ранее не существовавшие и не издающиеся, т. к. нет
ссылки на те документы, взамен которых они разработаны, вместе с этим не отменяя действия существующих ранее.
4. Обсуждение и заключение
Таким образом, новые нормативно-методические документы имеют форму готовых разработок, доброкачественность и полнота которых будет проверена практикующими сметчиками в деле.
Возвращаясь к вопросу о сметных ценах строительных ресурсов, заметим, что они будут определяться Минстроем России по результатам проведённого мониторинга и размещаться в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Таким образом, будет сформирован перечень юридических лиц, которые должны предоставлять информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов. Юридические лица, включённые в этот перечень, ежеквартально будут предоставлять актуальную информацию о ценах строительных ресурсов [8].
Система ФГИС ЦС отражает тенденцию централизации и открытости информации и будет содержать данные по существующим производителям ресурсов, не беря во внимание посредников, отражая средневзвешенные цены продаж ресурсов в различных ценовых зонах без учёта транспортных затрат по 85 субъектам РФ.
Однако не совсем ясна ситуация, характерная для тех регионов, в которых нет производителей материалов, в т. ч. этот же вопрос касается и Республики Карелия (за исключением наличия завода по выпуску ЖБИ, лесоматериалов и нерудных материалов). Очевидно, он будет решён за счёт определения оптимальной транспортно-логистической схемы доставки. Совместно с этим не решён вопрос, связанный с посредниками, реализующими продажу строительных материалов, информация о которых не заносится в систему ФГИС ЦС, но отрицать их существование и не акцентировать внимание на их роли на рынке строительных материалов нельзя.
В последнее время также отмечался тот факт, что заводы по производству железобетонных изделий стали удалять из свободного доступа прайс-листы на выпускаемую продукцию и предоставляют данные исключительно по запросу определённых позиций, тем самым сохраняя коммерческую тайну.
Согласно принятому постановлению Правительства РФ № 1452 от 23.12.2016 г. «О мониторинге цен строительных ресурсов» для предприятий, выручка которых составляет более 10 млн. руб., будет обязательным предоставлять информацию о ценах в Главгосэкспертизу Минстроя России. Более того, в соответствии с п. 21 «Правил мониторинга цен строительных ресурсов»: «... В случае, если государственным учреждением выявлено, что ... в предоставленной информации отпускная цена (цена реализации) строительного ресурса имеет отклонение более чем на 10 процентов от средней цены такого строительного ресурса, определённой с учётом информации всех юридических лиц в текущем отчётном периоде, и (или) отпускная цена (цена реализации) строительного ресурса
имеет отклонение более чем на 10 процентов от цены такого строительного ресурса, указанной в информации, предоставленной этим юридическим лицом в предшествующем отчётном периоде, государственное учреждение ...направляет юридическому лицу, предоставившему такую информацию, запрос о необходимости предоставления уточнённой информации с использованием информационной системы» [14].
В данном случае, рассматривая такое положение дел, можно говорить о вступлении в силу механизма государственного регулирования системы ценообразования в строительстве, принуждения ведущих игроков рынка строительных материалов к корректировке своих цен в сторону снижения и их планомерного выравнивания по всем регионам страны на одинаковые ресурсы.
По предварительным оценкам Федерального центра ценообразования в строительстве, в результате реализации предлагаемых реформ системы ценообразования реальная стоимость строительства объектов должна значительно уменьшиться. Отметим, что ФАУ «ФЦЦС» теперь входит в состав Главгосэкспертизы России, деятельность которой предусматривает проведение государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, проведение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта, проведение работ и оказание услуг в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, создание системы ГИС.
На основании проведённого анализа можно заключить, что заявленные показатели будут достигаться не за счёт прогрессивных и коренных качественных изменений, связанных с выходом новой сметно-нормативной базы, а за счёт того, что за основу совершенствования системы ценообразования взято построение системы, направленной на искусственное занижение стоимости строительства и государственное регулирование цен на строительные материалы.
В заключение хотелось бы отметить, что начатая работа по совершенствованию системы ценообразования становится первой попыткой преобразования существующей системы ценообразования в строительстве для экономики РФ. Необходимость проведения реформы вызвана потребностью в ужесточении контроля над государственными расходами. Но тем не менее, на наш взгляд, главный результат проводимых действий должен, в первую очередь, способствовать оптимизации стоимости строительства объектов, а впоследствии приводить к её снижению.
Список литературы
1. Стройка меняется, расценки — нет [Электронный ресурс]. — URL: http://omorrss.ru/press center/rub news/strojka-menyaetsva-rastsenki-net. — (07.02.2017).
2. Сметы отправляют на переоценку. Минстрой создаёт единую базу госрасценок на строительство [Электронный ресурс]. — URL: http://kommersant.ru/doc/2862995. — (15.02.2017).
3. Реформа ценообразования в строительстве — концепция Минстроя «400 дней» (ресурсный метод) [Электронный ресурс]. — URL: http://smeta-rzd.ru/resursniy_metod.html. — (09.02.2017).
4. Государственный Совет о «чёрной дыре» ценообразования в строительном комплексе России [Электронный ресурс]. — URL: http://ardexpert.ru/article/6696. — (11.02.2017).
5. План мероприятий по совершенствованию системы ценообразования и сметного нормирования [Электронный ресурс]. — URL: http://rccs-novobl.ru/plan-meropriyatiy-po-sovershenstvovaniyu-sistemy-tcenoobrazovaniya-i-smetnogo-normirovaniya.html. — (10.02.2017).
6. Реформы ценообразования в строительстве. Обзор важных изменений на 2017 год [Электронный ресурс]. — URL: https://general-smeta.ru/stati/1101-reformy-tsenoobrazovaniya-v-stroitelstve-obzor-vazhnykh-izmenenij -na-2017-god.html. — (12.02.2017).
7. Краткий обзор «Методики применения сметных норм» [Электронный ресурс]. — URL: http://rfsistema.ru/?p=3503. — (09.02.2017).
8. Документы по ценообразованию «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве» [Электронный ресурс]. — URL: http://minstroy.donland.ru/Default.aspx?skin=printerfriendly&pageid=138375. — (10.02.2017).
9. Емельянова, Е. Г. К вопросу об истории формирования и развития системы сметного ценообразования в строительстве на территории Российской Федерации / Е. Г. Емельянова, А. А. Кузьменков, О. Д. Тихонова, А. В. Федорова // Ресурсосберегающие технологии, материалы и конструкции : сборник статей научно-практической конференции (24 апреля 2015 г.) / ПетрГУ. — Петрозаводск : Петропресс, 2016. — С. 79—91.
10. Емельянова, Е. Г. Основные принципы зарубежной системы ценообразования в строительстве / Е. Г. Емельянова, А. А. Кузьменков, А. В. Федорова // Деревянное малоэтажное домостроение: экономика, архитектура и ресурсосберегающие технологии : сборник статей нучно-практической конференции (23—27 июня 2014 г.) / ПетрГУ. — Петрозаводск : Петропресс, 2015. — С. 5—10.
11. Приказ Минстроя № 999/пр от 20 декабря 2016 г. «Об утверждении Методики определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов».
12. Приказ Минстроя № 1000/пр от 20 декабря 2016 г. «Об утверждении Методики определения сметных цен на затраты труда в строительстве».
13. Приказ Минстроя № 1001/пр от 20 декабря 2016 г. «Об утверждении Методики определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства».
14. Постановление Правительства Российской Федерации № 1452 от 23 декабря 2016 г. «О мониторинге цен строительных ресурсов».
References
Strojka menyaetsya, rascenki — net [Construction changes, prices are not changed]. Available at:
http://omorrss.ru/press_center/rub_news/strojka-menyaetsya-rastsenki-net. — (accessed 07.02.2017).
15. Smety otpravlyayut na pereocenku. Minstroj sozdaet edinuyu bazu gosrascenok na stroitel'stvo [The estimates are sent by the revaluation. Ministry of Construction creates a unified database gosrastsenok for construction]. Available at: http://kommersant.ru/doc/2862995. — (accessed 15.02.2017).
http://rt.petrsu.ru
16. Reforma cenoobrazovaniya v stroitel'stve — koncepciya Minstroya «400 dnej» (resursnyj metod) [The pricing reform of contruction — Ministry of Building a concept «400 days» (resource method)]. Available at: http://smeta-rzd.ru/resursniy_metod.html//. — (accessed 09.02.2017).
17. Gosudarstvennyj Sovet o «chernoj dyre» cenoobrazovaniya v stroitel'nom komplekse Rossii [State Council about the «black hole» of pricing in the construction industry in Russia]. Available at: http://ardexpert.ru/article/6696. — (accessed 11.02.2017).
18. Plan meropriyatij po sovershenstvovaniyu sistemy cenoobrazovaniya i smetnogo normirovaniya [The plan of measures to improve the pricing system and the estimated valuation]. Available at: http://rccs-novobl.ru/plan-meropriyatiy-po-sovershenstvovaniyu-sistemy-tcenoobrazovaniya-i-smetnogo-normirovaniya.html. — (accessed 10.02.2017).
19. Reformy cenoobrazovaniya v stroitel'stve. Obzor vazhnyh izmenenij na 2017 god [The pricing reforms in construction. Overview of important changes for 2017]. Available at: https://general-smeta.ru/stati/1101-reformy-tsenoobrazovaniya-v-stroitelstve-obzor-vazhnykh-izmenenij-na-2017-god.html. — (accessed 12.02.2017).
20. Kratkij obzor Metodiki primeneniya smetnyh norm [Overview of Methods of application of estimated norms]. Available at: http://rfsistema.ru/?p=3503. — (accessed 09.02.2017).
21. Dokumenty po cenoobrazovaniyu «O federal'noj gosudarstvennoj informacionnoj sisteme cenoobrazovaniya v stroitel'stve» [The documents on pricing «On federal national information system of the pricing in construction»]. Available at: http://minstroy.donland.ru/Default.aspx?skin=printerfriendly&pageid=138375 (accessed 10.02.2017).
22. Emelyanova, E. G. On the question about the history of formation and development of the estimated pricing system in the construction of the Russian Federation / E. G. Emelyanova, A. A. Kuzmenkov, O. D. Tikhonova, A. V. Fedorova // Resursosberegayushchie tekhnologii, materialy i konstrukcii: sbornik statej nauchno-prakticheskoj konferencii (24 aprelya 2015 g.) [Resource-saving technologies, materials and designs: a collection of articles of scientific-practical conference (24 April 2015)], 2015. — P. 79—91 (In Russian).
23. Emelyanova, E. G. The basic principles of the foreign the pricing system in construction / E. G. Emelyanova, A. A. Kuzmenkov, A. V. Fedorova // Derevyannoe maloehtazhnoe domostroenie: ehkonomika, arhitektura i resursosberegayushchie tekhnologii: sbornik statej nuchno-prakticheskoj konferencii (23—27 iyunya 2014 g.) [The wooden low floor housing construction: the economy, architecture and resource-saving technologies: a collection of articles nuchno-practical conference (23—27 June 2014)]. — 2015. — P. 5—10 (In Russian).
24. Order of the Ministry of Construction No. 999 / pr dated December 20, 2016 «On Approval of the Methodology for Determining Estimated Prices for the Operation of Machines and Mechanisms».
25. The order of the Ministry of Construction No. 1000 / pr dated December 20, 2016 «On Approval of the Methodology for Determining Estimated Prices for Labor Expenditures in Construction».
26. Order of the Ministry of Construction No. 1001 / pr dated December 20, 2016 «On Approval of the Methodology for Determining Estimated Prices for Materials, Products, Structures, Equipment and Service Prices for the Transport of Cargoes for Construction».
27. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1452 of December 23, 2016 «On monitoring the prices of construction resources».
© Кузьменков А. А., Емельянова Е. Г., Федорова А. В., 2017