УДК 69:338.532.42
Горелова Ольга
Александровна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Россия ORCID: 0000-0002-7622-601X e-mail: oa_gorelova@guu.ru
Gorelova Olga
Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-7622-601X e-mail: oa_gorelova@guu.ru
JEL L74 DOI 10.26425/1816-4277-2019-8-76-82
ПРОЦЕСС ОБНОВЛЕНИЯ СМЕТНО-НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Аннотация. Дана оценка государственной ценовой политике в вопросах ценообразования строительной отрасли. Охарактеризованы сметно-нормативная база и уровень ее обоснованности, необходимый для определения цены на строительную продукцию. Рассмотрена государственная информационная система сметных нормативов, необходимая для формирования рыночной системы ценообразования в строительстве. Показана необходимость осуществления реформы строительного ценообразования, которая будет способствовать созданию условий для дальнейшего развития отрасли на новом уровне достоверности и качества определения обоснованных цен на строительство.
Ключевые слова: система ценообразования, сметно-нормативная база, мониторинг цен, сметная цена, строительная продукция, нормы расхода ресурсов, информационная система.
Цитирование: Горелова О.А. Процесс обновления сметно-нормативной базы в строительстве//Вестник университета. 2019. № 8. С. 76-82.
PROCESS OF UPDATING OF THE REGULATORY BASE IN CONSTRUCTION
Abstract. An assessment of the state pricing policy in matters ofpricing the construction industry has been given. The estimated regulatory framework and the level of its validity, which is necessary for determining the price of construction products, have been characterized. The state information system of estimated standards, necessary for the formation of a market pricing system in construction, has been considered. The necessity of implementing the reform of construction pricing, which will help to create conditions for the further development of the industry at a new level of reliability and quality of determining reasonable construction prices, has been shown.
Keywords: pricing system, estimated regulatory framework, price monitoring, estimated price, construction products, resource consumption rates, information system.
For citation: Gorelova O.A. Process of updating of the regulatory base in construction (2019) Vestnik universiteta, I. 8, pp. 76-82. doi: 10.26425/1816-4277-2019-8-76-82
Определение и обоснование цены при создании строительной продукции, проведении реконструкции жилищных, социальных, административных, и промышленных объектов, техническом перевооружении предприятий являлось и является ключевой проблемой и на сегодняшний день. И особенно остро она встает при реализации объектов на рынке.
Двумя основными принципами, на которых базируется государственная ценовая политика в строительстве, являются:
- выявление и учет объективно необходимых затрат на строительство;
- применение определенных правил расчета и оптимизации цен.
Не секрет, что цена на строительную продукцию определяется сметой. Сама смета или сметная стоимость, исходя из определения, приведенного в методической документации, представляет собой нормативную цену. Это название говорит о том, что для ее расчета необходимы как данные проекта (это рабочие чертежи, спецификации, ведомости, объемы работ), так и нормативные и методические документы [2]. К нормативным документам относятся сборники норм и расценок по видам строительных, монтажных работ, реконструкции и пусконаладочным работам. Определенная с помощью необходимых проектных и нормативных документов, составленная ресурсным методом (как наиболее достоверным) и будет являться ценой, по которой реализуется любой построенный объект [2].
© Горелова О.А., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Обязательным условием при разработке (договорной) сметной цены является использование методических документов. Современная система ценообразования в строительстве включает различные разработанные и утвержденные методические документы, которые содержат различные методики и специальные указания и рекомендации [6].
Инвестор и подрядчик в процессе переговоров согласовывают использование как сметно-нормативной базы, так и метод формирования цены, а затем фиксируют ее в договоре подряда [5].
Необходимое условие для разработчиков смет - знание строительного дела. Для того чтобы стать грамотными специалистами в области разработки сметной документации, необходимо иметь базовое строительное или экономическое образование.
Безусловно, в настоящее время для определения источников и норм расхода ресурсов разработчики сметной документации пользуются сборниками государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001). Применение этих сборников позволяет разработчикам сметной документации установить нормативное количество ресурсов (применяемых материалов, строительной техники, трудовых ресурсов), разработанных для данного вида работ на установленную единицу измерений. Определенные на основе этих сборников данные являются основой для последующего перехода к стоимостным показателям и расценкам. Показатели стоимости ресурсов рассчитывают путем перемножения данных элементов сметной нормы на их базовые цены. Единичная расценка (стоимость работ) получается в результате суммирования стоимостных показателей используемых ресурсов. Разработанные таким образом единичные расценки формируются в сборниках Федеральных (ФЕО-2001) и Территориальных (ТЕР-2001) единичных расценок [2].
Приведенный в нормативных документах состав и потребность ресурсов должны отражать современный технический уровень в строительной отрасли, соответствовать прогрессивным проектным решениям, которые характеризуются использованием современных строительных материалов, разработанных и произведенных как в Российской Федерации (далее - РФ), так и за рубежом [4].
Также техническое и экономическое обоснование величины затрат труда при определении заработной платы и отражение реальных условий выполнения работ должны определяться сметными нормативами.
Постоянно меняющаяся экономическая обстановка в стране способствует совершенствованию нормативно-методического обеспечения во всех отраслях народного хозяйства. Разработка сметно-нормативной базы 2001 г. началась еще в 1998 г. с постановления Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстроя) России от 11 февраля 1998 г. № 18-15 «О переходе на новую Смет-но-нормативную базу ценообразования в строительстве» [1].
Сметно-нормативная база - фундамент системы ценообразования в строительной отрасли. В настоящее время в РФ действует единая сметная база образца 2001 г. В 2008-2009 гг. она обновлялась, однако по оценкам экспертов, это не сильно ее улучшило. В ней по-прежнему не только содержатся, но и применяются на практике тысячи норм и расценок, которые уже давно устарели. Несмотря на это, во введенной Министерством строительства РФ (далее - Минстрой РФ) в 2014 г. сметно-нормативной базе, мы можем столкнуться с нормами и расценками, содержащих материалы, которые давно не применяют при выполнении строительных работ [4].
В используемой в настоящее время сметно-нормативной базе 2001 г. (даже после внесения изменений в основные сборники в 2017 г.) не учтены современные технологии, и можно встретить даже технологии, применяемые в 50-х гг. XX в., не присутствует ни одной новой нормы, отсутствуют обоснования к корректировке показателей в современных сборниках. Выборочное рассмотрение нормативных сборников показало, что необходимой работы по переработке старых сборников ГСН-2001 г. не было, что подтверждается отсутствием проведения процедуры регламентов и экспертиз. Мы не имеем возможности увидеть профессиональной оценки как отдельных нормативов, так и баз данных в целом.
К тому, что используемая сейчас нормативная система потеряла актуальность или просто устарела -приходят сейчас многие экономисты и сметчики. Но другой нормативной системы на сегодняшний день просто нет. Устаревшую систему нормативных документов необходимо модернизировать, то есть дополнить нормативами и расценками, разработанными с применением современных строительных технологий [8]. Но, тем не менее, Государственные элементные сметные нормы, как базовый элемент сметно-нор-мативной системы нужно сохранить.
Каким требованиям должна отвечать формируемая система сметных нормативов? Прежде всего, это требования к современному качеству строительной продукции. Для выполнения этого требования необходимо использовать соответствующего качества строительные материалы, привлекать квалифицированных рабочих строителей и вести работы с применением современных, эффективных строительных машин и механизмов.
Более серьезного внимания заслуживает разработка укрупненных сметных нормативов и расценок. Эти нормативы предназначены для определения стоимости строительства на ранних стадиях проектирования, что дает возможность не только определить уровень прямых затрат на объектах строительства и осуществлять контроль за их изменением. Практическое применение упрощенной системы налогообложения дает возможность максимально оптимизировать договорную цену строительной продукции на рынке и более точно определить уровень затрат на инфраструктуру строящихся объектов, что приведет к существенному сокращению бюджетных средств и позволит более пристально контролировать их рациональное использование. Применение укрупненных сметных нормативов дает возможность существенно сократить сроки проведения строительных и ремонтных работ [5].
Основная работа в области ценообразования в строительстве в субъектах РФ осуществляется не только Региональными центрами по ценообразованию в строительстве, но и Комитететом экономического развития при администрации регионов, который занимается вопросами регулирования ценообразования в строительстве. В зависимости от источников финансирования строительства при составлении смет следует ориентироваться на условия ценообразования этих структур.
Достаточно сложная, но необходимая работа при создании современной системы ценообразования в строительстве стоит перед ее разработчиками, то есть какие сметные нормативы мы используем сегодня и будем использовать в ближайшем будущем. Согласно приказу Минстроя РФ от 20 марта 2018 г. № 152/пр. — это проведение дальнейшей разработки и актуализации территориальных сметных нормативов, показателей и другой необходимой информации для определения справедливой цены на строящийся объект, а также способствовать эффективной инвестиционной деятельности в строительной отрасли [1].
Реформа ценообразования в строительстве, которая началась в 2015 г. вызвана, прежде всего, стремлением правительства ужесточить контроль над государственными расходами. Одной из причин удорожания строек называли долгое время использовавшийся в строительстве базисно-индексный метод составления смет. Более прогрессивным считался так называемый ресурсный метод ценообразования, когда расчеты проводят на основании реальных цен на ресурсы, действующих на данный момент. Перевести строительную отрасль на ресурсный метод Минстрою России поручил президент В. В. Путин по итогам заседания Госсовета России в мае 2015 г. [10].
Всеобщий переход на ресурсный метод расчета может состояться только после завершения той работы, которую в последние пару лет проводит Минстрой РФ: необходимо организовать в масштабах всей страны мониторинг цен строительных ресурсов, чтобы по его результатам разрабатывать достоверные сметные цены на строительные ресурсы для субъектов РФ. Только цены, разработанные по результатам мониторинга, могут быть использованы для определения сметной стоимости строительства ресурсным методом [3].
Ведомство приложило немалые усилия для выполнения президентского поручения: были внесены многочисленные изменения в действующее законодательство, запущена Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (далее - ФГИС ЦС), которая должна быть основным и достоверным источником данных о реальных ценах на продукцию производителей, поставляющих на рынок строительные материалы. Этим ресурсам присваиваются разработанные классификаторы [7].
Ценообразование и сметное нормирование относится к компетенции нового органа, действующего с 2017 г. Речь идет о ФГИС ЦС, занимающейся сбором, хранением и использованием данных всеми участниками отрасли. Это своеобразный банк утвержденных сметных нормативов, использование которых обязательно для застройщиков, осваивающих на своих объектах бюджетные средства, а также для компаний с государственной частью собственности более 50 %.
Основная деятельность Регионального центра ценообразования в строительстве заключается в сборе данных и мониторинге цен на строительные ресурсы. Цены ресурсов данного региона получены в результате мониторинга могут быть представлены как в текущем, так и в прогнозном уровне. Все количественные характеристики показателя цен должны обладать достаточным уровнем достоверности, которая зависит от надежности
разработанного информационного обеспечения, обоснованной методологии мониторинга и применяемых методов статистической обработки получаемых результатов огромного массива информации [11].
Успешное проведение в достаточно короткие сроки реформы ценообразования в строительстве требует применение комплексного подхода, что связано с быстрым изменением цен на строительные товары и ресурсы. Эту задачу может успешно решить применение эффективной методологии мониторинга и сбора информации. Другая задача, которую должна решать разрабатываемая методология - это оперативный учет новых строительно-монтажных технологий. Для решения этих серьезных задач необходимо привлечение специалистов высокой квалификации в области сметного нормирования. Не менее важная задача стоит и перед разработчиками коммуникаций для регулярного и своевременного получения информации о текущих ценах производителями и поставщиками строительных материалов и оборудования [12].
Система государственной политики в вопросах ценообразования в строительной отрасли за последние годы была утрачена и на данный момент себя исчерпала. Причин здесь много: реорганизация отраслевых органов управления, снижение уровня квалификации специалистов и целый ряд других объективных факторов. Возникает вопрос, как изменить ситуацию. К сожалению, предпринимаемые в настоящее время разрозненные шаги по достижению поставленной цели демонстрируют отсутствие в заявленной реформе понятного системного механизма ее реализации.
Эта непростая ситуация возникла из-за отсутствия правильного подхода к формированию федерального реестра сметных нормативов. Изначально это должна быть государственная информационная система. Поэтому мы сталкиваемся сегодня с отсутствием многих необходимых нормативов из-за несвоевременной регистрации их разработчиками в базе. А их применение повысило бы обоснованность разрабатываемой про-ектно-сметной документации, и предстоящих расходов при строительстве объекта [3].
Также нередки случаи, когда в базе присутствует неполная информация. Наблюдается отсутствие целых системных блоков. Были случаи применения норматива, разработанного для конкретного объекта, которая в дальнейшем бесследно исчезала из базы данных.
Для создания современной системы государственной политики в вопросах ценообразования в строительной отрасли необходимо формирование новой базы данных в виде государственного ресурса отвечающего требованиям законодательства. Также она должны обладать такими необходимыми свойствами как открытость, доступность, прозрачность и быть бесплатной. Информация, находящаяся в системе, должна быть открыта к общему доступу, и любой гражданин РФ может получить любые данные о расценках на строительные работы и материалы. В основе учета первичных материальных и иных ресурсов лежит территориальный принцип. Для этого необходимо создание модели системы учета на основании федеральных округов [11].
Регулярное ведение базы данных согласно принятым циклам, даст возможность использовать индексный пересчет цен, которые формируются в настоящее время. Применение единой методики позволит сопоставить стоимость материальных ресурсов и конструкций данного региона с ценами аналогичных материалов на всей территории РФ и за ее пределами.
Сформированная на данных принципах система ценообразования в строительстве позволяла бы заказчикам при разработке сметных нормативов, учитывающих новые технологии и материалы оперативно вносить соответствующие предложения. Но при этом должны соблюдаться следующие условия: расчет всех представляемых новых нормативов должен быть проведен по единой методике и правилам; все представляемые нормативы должны пройти проверку экспертизы на соответствие всех элементов этой нормы [8].
Эти изменения позволят получить на основании проведенных расчетов достоверную цену строительной продукции. Также предложенные изменения в существующей системе ценообразования в строительной отрасли будут способствовать скорейшему преодолению финансово-экономического кризиса.
Отметим, что закон, принятый Государственной думой, позволит сформировать такую необходимую в настоящее время систему информационного обеспечения в строительной отрасли, которая включала бы и реестр сметных нормативов, и данные мониторинга о ценах на строительные ресурсы на территории субъектов РФ. При этом проводимая реформа должна закрепить за РФ эксклюзивное право на базу сметных нормативов.
На основании закона, обязательным условием при определении стоимости объектов строительства, является применение в расчетах индексного метода и использование текущих цен на все строительные
ресурсы. В дальнейшем система мониторинга в РФ будет охватывать не только цены на строительные ресурсы, но и затраты на их транспортировку до пункта назначения [11].
Началась подготовка к переходу на ресурсный метод определения цены строительства. О необходимости использования ресурсного метода при создании сметной документации говорит и руководство Минстроя РФ, отмечая его инновационность, хотя расчет цены строительной продукции с его использованием, дает увеличение сметной стоимости от 5 % до 15 % по сравнению с базисно-индексным методом. Срок начала внедрения ресурсной модели ценообразования в строительстве был первоначально определен на сентябрь 2018 г.
Переход от базисно-индексного метода на ресурсный происходит с задержками, дата перехода уже несколько раз переносилась. С 2019 г. предстоит переходный период. О необходимости переходного периода в Минстрое РФ заговорили еще в ноябре 2018 г. Этому решению способствовало медленное наполнение ФГИС ЦС - осенью она была заполнена менее чем на 20 %. В Минстрое РФ заявляли, что часть механизмов оказалась недостаточно эффективной и сложной в реализации.
Планируется, что после его прохождения переходного периода все сметы на объекты, строящиеся за счет бюджетных средств, будут рассчитываться по данным ФГИС ЦС. В настоящее время происходит активное наполнение ФГИС ЦС информацией; дорабатываются все методики для практического применения ресурсного метода. Согласно проекту новой дорожной карты в течение двух лет (2019-1920 гг.) будет действовать базисно-индексный метод ценообразования в строительстве. С 2021 г. будет использоваться ресурсно-индексный метод. С 2022 г. произойдет переход на ресурсный метод. Предполагается, что одновременно можно будет применять все три метода [9].
На данный момент осуществлен переход к оказанию услуг государственной экспертизы в электронной форме, созданы и формируются информационные ресурсы в сфере строительства - ФГИС ЦС, ГИС ЕГРЗ и ИСОГД. Приоритетными задачами остаются сокращение сроков выдачи разрешений на строительство и ввод ресурсного метода сметных расчетов. Формирование единого информационного пространства вместе со всеми участниками строительной отрасли продолжится вплоть до внедрения технологий информационного моделирования к 2020 г., после чего будет утвержден новый стандарт отрасли.
Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве - это информационный ресурс в сети «Интернет», спроектированный для централизованного сбора, хранения и использования данных участниками строительной деятельности [12].
Внедрение данной информационной системы является ключевым этапом масштабного реформирования государственного управления ценообразованием в строительной отрасли, начатое по результатам заседания Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности в мае 2016 г. Данный проект реализуется по инициативе Минстроя России для решения современных задач в строительной индустрии. Ключевая задача - сэкономить бюджетные средства, выделяемые на капитальное строительство.
В руководстве стройкомплекса России считают, что реализация указанного проекта обеспечит прозрачность ценообразования в отрасли, а также:
- даст возможность наиболее точно определить сметную стоимость на объекты капитального строительства;
- способствует систематизации всех процессов и процедур при формировании необходимого количества стоимостных показателей;
- позволит свести к минимуму ошибки в период подготовки сметной документации;
- приведет к существенному сокращению сроков проведения экспертизы и связанных с этим дополнительными издержками;
- получение достоверной информации о ценах государственным организациям (Федеральной налоговой службе и т. п.) [12].
На данный момент, при взаимодействии с участниками рынка, Главгосэкспертиза России формирует актуальный перечень юридических лиц и производителей строительных материалов, которые обязуются предоставлять необходимую информацию для единой базы данных цен ФГИС ЦС.
В рамках создания эффективной системы технического регулирования Главгосэкспертиза России и организации государственной экспертизы перешли к электронной форме взаимодействия с проектировщиками.
Это не только оптимизирует временные и финансовые затраты участников строительства, но и минимизирует
прямые контакты заказчика с экспертами, упрощает контроль за деятельностью экспертных органов, а также
повлияет на формирование единого комплекса нормативных документов в области технического регулирования.
Перевод строительной отрасли на современные цифровые технологии упростит контроль за всем жизненным циклом строительных объектов.
Библиографический список
1. Приказ Минстроя России от 20 марта 2018 г. № 152/пр «Об утверждении плана утверждения (актуализации, пересмотра) сметных норма тивов на 2018 год» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/docs/16511/ (дата обращения: 10.06.2019).
2. Ардзинов, В. Д., Барановская, Н. И., Курочкин, А. И. Сметное дело в строительстве. - СПб.: Питер, 2017. - 464 с.
3. Дорожкин, В. Р. Ценообразование и управление стоимостью в строительстве. - Воронеж: Изд-во им. Е. А. Болховити-нова, 2003. - 327 с.
4. Антонян, О. Н., Карпушко, Е. Н., Соловьева, А. С. Реформа ценообразования и сметного нормирования в строительстве: концептуальный подход к новой системе ценообразования/Экономика строительства. - 2017. - № 4 (46). - С. 3-14.
5. Козловский, А. В., Моисеенко, Н. А. Перспективы развития инвестиционно-строительного комплекса//Вестник университета. - 2016. - № 6. - С. 21-26.
6. Серов, В. М. Об определении договорной цены на строительный подряд и управлении издержками строительного про-изводства//Строительство. Экономика и управление. - 2017. - № 2 (26). - С. 2-11.
7. В день сметчика. Разъяснения о новой базе ФЕР 2017//Галактика ИТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.an-smety.m/company/news/v-den-smetchika-razyasneniya-o-mvoy-baze-fer-2017/ (дата обращения: 10.06.2019).
8. Памятка по работе с новыми нормативами 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rfsistema.ru/?p=3834 (дата обращения: 10.06.2019)
9. Проект реформирования ценообразования 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.maximum.onego. ru/forum/viewtopic.php?f=4&t=185 (дата обращения: 10.06.2019).
10. Реформа ЦО 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sevgrandsmeta.ru/market/reforfma_co_2017/ (дата обращения: 10.06.2019).
11. ФГИС ЦС - мониторинг цен строительных ресурсов // Элементарное решение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ergro.ru/info/stati/fgis-cs-monitoring/ (дата обращения: 10.06.2019).
12. Цена цены строительства: когда отрасль получит новую сметно-нормативную базу // Саморегулирование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sroportal.ru/publications/cena-ceny-stroitelstva-kogda-otrasl-poluchit-novuyu-smetno-normativnuyu-bazu/ (дата обращения: 10.06.2019).
References
1. Prikaz Minstroya Rossii ot 20.03.2018 g. № 152/pr «Ob utverzhdenii plana utverzhdeniya (aktualizatsii, peresmotra) smetnykh normativov na 2018 god» [Order of the Ministry of construction of Russia dated on March 20, 2018 № 152/PR «On approval of the approval plan (updating, revision) of the estimated standards for 2018»]. Available at: http://www.minstroyrf.ru/docs/16511/ (accessed 10.06.2019).
2. Ardzinov V. D., Baranovskaya N. I., Kurochkin A. I. Smetnoe delo v stroitel'stve [Budget business in construction]. SPb.: Piter, 2014, 480 р.
3. Dorozhkin V. R. Tsenoobrazovanie i upravlenie stoimost'yu v stroitel'stve [Pricing and cost management in construction]. Voronezh. Izdatel'stvo im. Ye. A. Bolkhvitinova, 2014, 328 p.
4. Antonyan O. N., Karpushko Ye. N., Solov'eva A. S. Reforma tsenoobrazovaniya i otsenochnaya otsenka v stroitel'stve: kontsep-tual'nii podkhod k novoi sisteme tsenoobrazovaniya [Reform of pricing and estimated valuation in construction: a conceptual approach to the new pricing system], Ekonomika stroitel'stva [Economics of construction], 2017, I. 4 (46), pp. 3-14.
5. Kozlovskii A. V, Moiseenko N. A. Perspektivy razvitiya investitsionno-stroitel'nogo kompleksa [Prospects for the development of investment and construction complex], Vestnik universiteta, 2016, I. 6, pp. 21-26.
6. Serov V M. Ob opredelenii dogovornoi tseny na stroitel'nyi podryad i upravlenii izderzhkami stroitel'nogo proizvodstva [On the definition of the contractual price for the construction contract and management costs of construction production], Stroitel'stvo. Ekonomika i upravlenie [Buildertion. Economics and Management], 2017, I. 2 (24), pp. 10-17.
BecmuuK yuueepcumema № 8, 2019
7. V den' smetchika. Raz"yasneniya o novoi baze FER 2017) [On the day of the estimator. Explanations about the new FER database 2017], Galaktika IT. Available at: http://www.all-smety.ru/company/news/v-den-smetchika-razyasneniya-o-novoy-baze-fer-2017/ (accessed 10.06.2019).
8. Pamyatka po rabote s novymi normativami 2017 [Memo for working with new standards of 2017]. Available at: http://rfsistema. ru/?p=3834 (accessed 10.06.2019).
9. Proekt reformirovaniya tsenoobrazovaniya 2017 [Pricing Reform Project 2017]. Available at: http://www.maximum.onego.ru/ forum/viewtopic.php?f=4&t=185 (accessed 10.03.2019).
10. Reforma CO 2017 [The reform of the TSO 2017]. Available at: http://sevgrandsmeta.ru/market/reforfma_co_2017 (accessed 10.06.2019).
11. FGIS CS - monitoring tsen stroitel'nykh resursov [FSIS TS - monitoring the prices of building resources]. Available at: http:// ergro.ru/info/stati/fgis-cs-monitoring/ (accessed 10.06.2019).
12. Tsena tseny stroitel'stva: kogda otrasl' poluchit novuyu smetno-normativnuyu bazu [Price of construction price: when the industry receives a new estimated regulatory base]. Available at: http://sroportal.ru/publications/cena-ceny-stroitelstva-kogda-otrasl-po-luchit-novuyu-smetno-normativnuyu-bazu/ (accessed 10.06.2019).