Научная статья на тему 'Кластерный подход в инновационной политике хозяйствующих субъектов как требование времени'

Кластерный подход в инновационной политике хозяйствующих субъектов как требование времени Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горячев Р. А., Ромашова И. Б.

Рассматривается опыт кластерного подхода в инновационной политике зарубежных фирм и возможность его применения на отечественных предприятиях. Приводится характеристика стратегий проведения НИОКР и адаптации нововведений в рамках кластера. Представлены региональные аспекты использования кластерного подхода с целью повышения конкурентоспособности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER APPROACH IN INNOVATIVE POLICY OF ECONOMIC ENTITIES AS A CALL OF THE TIMES

We consider the experience of cluster approach in innovative policy of foreign companies and the possibility of its application to domestic enterprises. Characteristics of implementation and adaptive strategies of innovations and their application are discussed. Some regional aspects of the use of cluster approach in order to enhance the competitiveness of enterprises are presented.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход в инновационной политике хозяйствующих субъектов как требование времени»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (3), с. 52-59

УДК 332.025.12

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ КАК ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

© 2013 г. Р.А. Горячев 1, И.Б. Ромашова 2

1 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского 2 Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

goryachev2008@mail.ru

Поступила в редакцию 27.06.2013

Рассматривается опыт кластерного подхода в инновационной политике зарубежных фирм и возможность его применения на отечественных предприятиях. Приводится характеристика стратегий проведения НИОКР и адаптации нововведений в рамках кластера. Представлены региональные аспекты использования кластерного подхода с целью повышения конкурентоспособности предприятий.

Ключевые слова: кластерный подход, кластер, кластерные стратегии, инновационная политика, инновационные стратегии, инновационное развитие.

Как известно, в современной концепции хозяйствующих субъектов традиционное деление экономики на секторы или отрасли утрачивает свою актуальность. На первое место выходят системы взаимосвязей фирм и организаций, создание стратегических альянсов, применение кластерного подхода. Кластер максимально полно учитывает рыночные принципы организации, он эффективен, когда инициатива идет снизу, когда сами предприятия приходят к необходимости объединения в различных формах для повышения своей конкурентоспособности.

В последние десятилетия в ряде развитых стран большое значение приобрели так называемые «кластерные стратегии», которые строятся для центров деловой активности, уже доказавших свою силу и конкурентоспособность. Руководство передовых регионов сосредоточивает свои усилия на развитии имеющихся кластеров и создании новых, восприимчивых к продуктовым, технологическим, финансовым и прочим инновациям. Государство само участвует в формировании индустриальных парков, государственно-частных партнерств, многоотраслевых бизнес-инкубаторов, стратегических альянсов разнообразной направленности. Это «скрепляет» экономику регионов и страны в целом, порождает множество синергетических эффектов, способствует развитию кооперации, аутсорсинга, интегративных процессов.

Кластер как хозяйственное образование представляет собой компактную пространственно-экономическую группировку хозяйствующих субъектов, объединенных всей сово-

купностью коммуникаций в единое целое вокруг базового субъекта (аттрактанта) - доминирующей фирмы. Эффективность кластерного подхода доказывает опыт США, Германии, Великобритании и других стран мира. Так, Финляндия, располагая менее чем одним процентом мировых ресурсов древесины, на основе кластерной организации обеспечивает 10% мирового экспорта продукции деревопереработки и около 25% бумажного производства. Кластер информационных технологий в Кремниевой долине (США), автомобильный кластер в районе земли Северный Рейн - Вестфалия (Германия), кластерные образования Японии давно доказали свои возможности в развитии экономик этих стран. Интересной является также шотландская модель кластера, при которой крупное предприятие становится ядром совместного производства, объединяющим вокруг себя небольшие фирмы. Особенно это актуально для так называемых моногородов.

В целом кластер является инструментом аккумулирования ключевых факторов успеха лидеров отрасли и мультиплицирования их на остальных участников. В результате синергетического эффекта кластера срабатывает принцип «каскадирования»: экономический рост влечет за собой развитие социальных программ территорий кластера.

В настоящее время в России как на федеральном, так и на региональном уровне предпринимаются усилия по созданию благоприятных условий для реализации кластерных инициатив с целью объединения хозяйствующих

субъектов на пути развития инновационной экономики. Однако механизмы организации кластеров и управления ими в России до сих пор разработаны недостаточно. Нет ясного понимания принципов отбора тех или иных хозяйствующих субъектов в кластер, отсутствуют четкие правила взаимодействия между участниками, не определены экономические параметры оценки эффективности участников в составе кластеров. Развитие кластерных систем требует значительных усилий со стороны собственников предприятий, инвесторов, менеджмента предприятий, консалтинговых и образовательных структур, органов власти.

В Нижегородской области в настоящее время формируется несколько кластеров, образованных на базе нефтехимического, металлургического и машиностроительного комплексов; стекольной и животноводческой отраслей; научной и образовательной сфер; туристской индустрии и т.п. Кроме конкурентных преимуществ для конкретных предприятий кластерный подход даже на начальной стадии своего применения в Нижегородской области способствует решению задач общего регионального развития, стимулирования инновационной деятельности, взаимодействия крупного и малого бизнеса.

Кластерный подход способен самым принципиальным образом изменить содержание государственной инновационной политики. Усилия правительства должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаимоотношений: между поставщиками и потребителями, между конечными потребителями и производителями, между самими производителями и правительственными институтами, между хозяйствующими субъектами и финансово-кредитными учреждениями, между предприятиями и научно-образовательной сферой и т.д. Развивать надо по возможности все кластеры, так как многие из них могут оказаться перспективными и конкурентоспособными. Не все кластеры будут, очевидно, успешными, но это покажет рынок, а не решения правительства. Основная задача правительства состоит в улучшении инфраструктуры и устранении ограничений в развитии инноваций. Это требует полной перестройки аппарата государственного управления, изменения менталитета местных властей, требует другого методологического аппарата обработки информации и новых инструментов поддержки малого и инновационного бизнеса.

Кластерный подход необходим и при формировании инновационной политики конкрет-

ных предприятий. Как известно, инновационная политика предприятия представляет собой определение руководством предприятия и его научно-техническими подразделениями целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов хозяйствующего субъекта.

В мире существуют два основных подхода к разработке и реализации инновационной политики.

1. Когда движущими силами процесса являются фирмы-инноваторы, первыми внедряющие инновации на своих предприятиях; их действия стимулируются возможностью получения временных, но значительных прибылей. Данный подход связывает внедрение и последующее распространение инноваций с возможностью либо быстрого и существенного снижения издержек производства, либо скорого рыночного успеха, проявляющегося в резком росте спроса. При этом НТП представляет собой скачкообразное, прерывистое изменение технологии, замену прежних товаров новыми (революционный путь).

2. Когда процесс внедрения и последующего распространения инноваций связан прежде всего с возможностью первоначального обеспечения лишь какого-то небольшого сегмента рынка и получения минимальной прибыли на этой основе. В дальнейшем научно-техническая политика, совместно с политикой маркетинга, ориентируется на последующее завоевание (может быть, и долгое) значительно большей доли рынка, что должно соответственно привести в будущем к увеличению прибыли.

Такая научно-техническая политика предполагает наличие у предприятия долгосрочной и устойчивой стратегии в области НТП. При этом в расчет принимается не только рынок конкретной инновации, но и возможность развертывания сопряженных производств (это особенно важно при внедрении принципиально нового продукта, воздействующего на широкий спектр производственных и личных потребностей). При таком подходе НТП (в рамках отдельного предприятия) рассматривается не как скачкообразный процесс, а скорее как непрерывный процесс (эволюционный путь).

Второй путь непосредственно предполагает развитие не только одного предприятия, но и определенного сообщества контрагентов: поставщиков, потребителей, финансовых институтов, кадровых агентств и других дружественных структур. В этом случае необходимо оценить целесообразность создания кластера; определить требования к формированию, разви-

тию и взаимодействию участников кластера; обеспечить механизм управления кластерным образованием.

В основе любой стратегии лежат экономические установки. В системе управления инновационным развитием на основе кластерного подхода можно выделить четыре типа целевых экономических установок:

- создание новой, более конкурентоспособной продукции (инновационно-технологический рост);

- создание новой техники и усовершенствованных технологий (модернизация);

- освоение новых рынков сбыта и технологий (рыночные новации);

- создание новой организационной структуры, системы управления инновационным процессом ряда предприятий (организационноуправленческие новации).

Выбор и обоснование предпочтительной инновационной стратегии для кластера начинается с составления реестра возможных базовых и альтернативных стратегий. Такой выбор осуществляется на основе формирования стратегических целей, анализа состояния участников кластера и внешней среды, анализа инновационного потенциала и инновационной активности предприятий. Можно предложить следующий алгоритм выбора и реализации инновационной стратегии для будущего кластера:

1. Этап стратегического анализа:

- анализируется внутренняя и внешняя среда кластера, оценивается его инновационный потенциал;

- анализируется состояние инновационной активности предприятий кластера.

2. Этап постановки цели:

- устанавливаются цели развития и функционирования кластера, в которых подчеркивается ориентированность на инновационную деятельность;

- формулируются направления инновационного роста кластера, строится и рассчитывается «дерево целей»;

- определяется инновационная позиция кластера.

3. Этап выбора направлений инновационной стратегии:

- осуществляются подбор и оценка альтернативных инновационных стратегий;

- осуществляется выбор и формулируется предпочтительная инновационная стратегия.

4. Этап реализации инновационной стратегии:

- организуется стратегический контроль процесса реализации проекта;

- оценивается эффективность процесса реализации и проводится необходимая корректировка инновационной стратегии.

Процесс формирования кластера предполагает стадию оценки и стадию реализации. Короткая фаза оценки нацелена на определение слабых мест и их причин на основе первоначально собранной информации, затем оценивается потенциал кластера для проведения инновационной политики. Фактическая стадия проекта начинается с немедленных мер по стабилизации, затем внимание сосредотачивается на развитии, выполнении инновационных инициатив и управлении ими. Важным предварительным условием нахождения жизнеспособных решений является наличие в команде, которая занимается реализацией проекта кластеризации, внешних советников, сотрудников консалтинговых, аудиторских и других подобных организаций.

Успех создания кластера проявляется в том, что он становится эффективной «точкой роста» как для его участников, так и для региона. В основу построения концепции инновационного развития кластера могут быть положены принципы, отраженные в Таблице 1.

Вывод об успехе реализации всего комплекса мероприятий в рамках создания кластера возможен на основе сопоставления уровней экономической устойчивости участников до момента реализации проекта кластеризации и после.

Из вышеизложенного следует, что важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность. Наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается прорыв в технической области с последующим освоением новых рыночных ниш. В этой связи необходимо активнее использовать кластерный подход в создании и регулировании региональных инновационных программ.

Особое внимание необходимо уделять тем инновациям, которые обеспечивают долговременное развитие бизнеса. Государственная инновационная политика могла бы быть направлена на:

- прямую бюджетную поддержку разработки и внедрения новых технологий и товаров;

- косвенную поддержку посредством налоговой политики и административного регулирования;

- инвестиции в систему образования;

- быстрое продвижение инноваций.

Таблица 1

Принципы инновационного развития промышленных предприятий в составе кластера

Наименование принципа Сущность принципа

Принцип эффективности Эффективность инновационной деятельности определяется ростом прибыли, расширением масштабов бизнеса и возможностей накопления для последующего реинвестирования капитала, повышением конкурентоспособности предприятия, что является также показателем эффективности системных преобразований

Принцип измеримости Должна существовать система оценки эффективности внедрения инноваций и системных преобразований, включающая количественные и качественные показатели

Принцип обеспеченности ресурсами Необходимо наличие финансовых, технических и кадровых возможностей предприятия для реализации системных преобразований и инновационной деятельности

Принцип управляемости Существуют объективные предпосылки для оказания управленческих воздействий на процесс разработки и реализации инновационной деятельности на основе системных преобразований. Задачей целенаправленного управляемого воздействия на инновационный процесс является обеспечение соответствия фактического состояния инновационного процесса желаемому, запланированному состоянию после реализации системной трансформации

Принцип сбалансированности Инновационные процессы и проект реализации системных преобразований должны быть увязаны по времени и срокам реализации и представлять собой единый процесс. Согласованность этапов данного процесса оказывает существенное влияние на конечные результаты трансформации предприятия

Большое внимание следовало бы уделять созданию на базе университетов центров по внедрению промышленных технологий. Кластерный подход создает основу для новых форм объединения знаний в сфере образования, научноисследовательской работы (и в частности через внедренческие посреднические центры). Широко можно было бы применять различные кооперативные формы организации инноваций, включая смешанный капитал и разделение рисков, а также совместное использование дорогостоящего оборудования.

В мировой практике сложились следующие основные формы стимулирования малых инновационных предприятий, которые могли бы быть полезны и для нашей страны:

- прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50% расходов на создание новой продукции и технологий;

- предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов;

- целевые дотации на научно-исследовательские разработки;

- создание фондов внедрения инноваций;

- безвозмездные ссуды, достигающие 50% затрат на внедрение новшеств;

- снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей;

- отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии;

- бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин.

В мировой практике появилась тенденция к концентрации компании на главных направлениях, а производство промежуточных продуктов и сфера услуг делегируются другим, в том числе и малым, предприятиям на условиях аутсорсинга. С учетом этой тенденции создание кластеров будет оказывать мощное влияние на малый бизнес.

Для нашей страны эффективная реструктуризация промышленных гигантов будет требовать сотрудничества между крупным и малым бизнесом, властью, вузами, НИИ и т.п., и здесь кластерный подход может предоставить необходимые инструменты. Использование кластерного подхода позволит развиться малому и среднему бизнесу. Могут быть существенно снижены барьеры выхода на рынок за счет унификации требований в рамках кластера. Малые и средние фирмы могут получить доступ к заказам, закупать технические средства и программные продукты, пользоваться репутацией участников (бренд), эффективно обучать персо-

нал. Региональные инновационные и иные программы могут учитывать интересы кластера.

Однако малые фирмы, как правило, развиваются за счет индивидуализма и предприимчивости, и слишком тесное сотрудничество с конкурентами, поставщиками или клиентами может представлять некую угрозу. Организация сотрудничества в рамках кластера может оказаться непростым делом. Здесь потребуется более высокий уровень стратегического мышления руководителей малых предприятий.

Для региональной экономики развитие кластеров обеспечит повышение занятости населения, привлечет квалифицированных специалистов, разовьет смежные сектора экономики и сферы услуг.

Для организации кластера требуется высокая степень доверия участников по отношению друг к другу, а также длительное горизонтальное планирование экономического процесса. Развитие инфраструктуры сервиса, системы консультационных услуг, поставщиков при создании кластера повысит конкурентоспособность предприятий за счет снижения издержек. Главное, на что нацелены кластеры, - это возможность для бизнеса и для региона развиваться не по инерции.

Кластеры выступают основой эффективного экономического развития территорий регионов. Примером может служить Приволжский федеральный округ, где в настоящее время производится более 90% отечественных автомобилей (автомобильный кластер). В регионе действует множество университетов, колледжей, научных институтов, консалтинговых компаний, занимающихся проблемами автопрома. Высокая концентрация автомобильных предприятий и связанных с ними организаций создает благоприятную среду для развития конкурентных преимуществ.

Очень важным представляется не ошибиться с выбором инновационной стратегии для кластера. Все типовые инновационные стратегии можно разделить на две основные группы:

1) стратегии проведения НИОКР;

2) стратегии адаптации нововведений.

Стратегии проведения НИОКР связаны с

проведением в рамках кластера исследований и разработок. Они определяют характер инициации или заимствования идей, инвестирования НИОКР, их взаимосвязи с существующими видами продукции и процессами.

Стратегии адаптации нововведений относятся к системе обновления производства, вывода продуктов на рынки, использования технологических преимуществ.

В целом основные виды инновационных стратегий представлены на Рисунке 1.

Выделяют следующие виды стратегий проведения НИОКР.

1. Лицензионная стратегия используется, когда кластер основывает свою деятельность в области НИОКР на приобретении лицензий на результаты исследований и научно-технических разработок сторонних организаций, не входящих в кластер. При этом могут приобретаться как незаконченные, так и завершенные разработки с целью их дальнейшего развития и использования в процессе осуществления собственных НИОКР. В результате кластер получает собственные результаты в гораздо более короткие сроки и зачастую с меньшими затратами.

2. Стратегия исследовательского лидерства нацелена на достижение долговременного пребывания кластера на передовых позициях в области определенных НИОКР. Данная стратегия предполагает стремление находиться по большинству видов продукции на начальных стадиях роста. Однако она требует постоянных инвестиций в новые НИОКР, что для многих российских предприятий является невозможным в современных условиях дефицита финансовых ресурсов.

3. Стратегия следования жизненному циклу означает, что НИОКР жестко привязаны к циклам жизни выпускаемых продуктов и применяемых кластером процессов. Она позволяет постоянно накапливать результаты НИОКР, которые могут быть использованы для замещения выбывающих продуктов и процессов.

4. Стратегия параллельной разработки предполагает приобретение технологической лицензии на готовый продукт либо процесс. При этом преследуется цель их форсированного опытного освоения и проведения с его учетом собственных разработок.

5. Стратегия опережающей наукоемкости используется, если для кластера характерно стремление поднять наукоемкость продукции выше среднего уровня. Она может быть применена в условиях острой конкурентной борьбы, когда имеет значение время выхода нового продукта на рынок, или в периоды, когда важно опередить других изготовителей в области снижения цен и издержек производства.

Стратегии внедрения и адаптации нововведений подразделяются на следующие основные виды.

1. Стратегия поддержки продуктового ряда заключается в стремлении предприятия улучшать потребительские свойства выпускаемых

Рис. 1. Инновационные стратегии кластера

традиционных товаров, которые не подвержены сильному моральному старению.

2. Стратегия ретронововведений применяется к устаревшим, но пользующимся спросом и находящимся в эксплуатации изделиям (например, возможно изготовление запчастей для сложной техники с длительным сроком службы). Инновации здесь будут направлены на совершенствование процессов их изготовления.

3. Стратегия сохранения технологических позиций используется предприятиями, которые занимают прочные конкурентные позиции, но по определенным причинам на некоторых этапах своего развития испытывают сильный и неожиданный натиск конкурентов и не имеют возможности вкладывать необходимые средства в обновление производства и продукции. Она не может быть успешной в долгосрочном аспекте.

4. Стратегия продуктовой и процессной имитации сводится к тому, что кластер заимствует технологии со стороны. Подобное заимствование осуществляется по отношению как к

продукции, так и к процессам ее производства. Если приобретаются уже использующиеся технологии, то возникает опасность выпуска устаревшей продукции. Эта стратегия может быть эффективной в тех случаях, когда кластер сильно отстает от конкурентов по своему научно -техническому потенциалу или входит в новую для него сферу бизнеса.

5. Стратегия стадийного преодоления предполагает переход к высшим стадиям технологического развития минуя низшие. Она тесно связана с имитационными стратегиями, а также со стратегией опережающей наукоемкости, которые используются как способы реализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Стратегия технологического трансферта реализуется кластером, когда он передает уже отработанные технологии малым предприятиям, входящим в структуру. Стратегия таких «принимающих» предприятий называется стратегией вертикального заимствования.

7. Стратегия технологической связанности используется, когда кластер осуществляет технологически связанные инновации, т.е. изго-

Рис. 2. Специфические инновационные стратегемы, учитывающие факт объединения предприятий

товляет технологически связанную продукцию (в том случае, если на долю технологически связанных продуктов приходится более 70% выпуска).

8. Стратегия следования за рынком нацеливает кластер на выпуск наиболее рентабельной и пользующейся рыночным спросом в данный момент времени продукции. Она может быть использована на начальных стадиях развития кластера, когда еще не определены приоритеты в выпуске продукции.

9. Стратегия радикального опережения выражает действия кластера и его стремление выйти первым на рынок с радикально новым продуктом (или производить его новым способом). В ряде случаев предполагается реализация двух стратегий НИОКР - исследовательского лидерства и опережающей наукоемкости. Стратегия радикального опережения очень дорогая и имеет большую долю риска.

10. Стратегия выжидания лидера принимается крупными фирмами-лидерами в периоды выхода на рынок новых продуктов, спрос на которые еще не определен. Первоначально на рынок выходит малая фирма, а затем в случае успеха инициативу перехватывает лидер кластера.

В групповой производственно-экономической системе, помимо рассмотренных стратегий, выявляются также специфические стратегемы, отражающие факт объединения предприятий. Здесь также выделяются две группы стратегий: стратегии НИОКР и стратегии внедрения и адаптации. Каждая из групп состоит из комплексов частных стратегий (см. Рис. 2).

Таким образом, кластерный подход в инновационной политике хозяйствующих субъектов выступает как требование времени. Он предполагает освоение совместного производства инновационных товаров, углубление специализации и кооперирования производства с учетом территориальных преимуществ хозяйственного образования, освоение новых технологий и повышение эффективности использования всех ресурсов.

Список литературы

1. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. 307 с.

2. Чечелюк П. Кластер не пресмыкательство перед Западом, а новая инициатива в строительном бизнесе // Зеркало недели. 20.09.2003. № 36. С. 11-13.

3. Шелюбская Н.В. Косвенные методы государ- ной Европы // Проблемы теории и практики управ-ственного стимулирования инноваций: опыт Запад- ления. 2001. № 3. С. 75-80.

CLUSTER APPROACH IN INNOVATIVE POLICY OF ECONOMIC ENTITIES AS A CALL OF THE TIMES

R.A. Goryachev, I.B. Romashova

We consider the experience of cluster approach in innovative policy of foreign companies and the possibility of its application to domestic enterprises. Characteristics of implementation and adaptive strategies of innovations and their application are discussed. Some regional aspects of the use of cluster approach in order to enhance the competitiveness of enterprises are presented.

Keywords: cluster approach, cluster, cluster strategies, innovative policy, innovation strategies, innovative development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.