Научная статья на тему 'Кластерный подход и субконтрактация как инструменты повышения инновационной активности субъектов хозяйствования'

Кластерный подход и субконтрактация как инструменты повышения инновационной активности субъектов хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / СУБКОНТРАКТАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / CLUSTER APPROACH / SUBCONTRACTING / INNOVATIVE ACTIVITY / NATIONAL ECONOMY / SUBJECTS OF MANAGING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неделин Михаил Дмитриевич

Рассматриваются проблемы и перспективы развития кластерного подхода и субконтрактации в России. Предложены конкретные мероприятия по активации и развитию кластеров, субконтрактации, исходя из места и роли кластерной политики в государственном управлении. Ценность активации и развития кластеров в экономике заключается в том, что кластеры способствуют интенсификации инновационной активности хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Cluster Approach and Subcontracting as Tools of Increasing the Innovative Activity of Subjects of Managing

In the article the problems and prospects of development of the cluster approach and subcontracting in Russia are considered. Proceeding from a place and a role of the cluster policy in the government, concrete actions for activation and development of the cluster and subcontracting are suggested. Value of activation and development of the cluster in economy is clusters promotion of intensification of innovative activity of managing subjects

Текст научной работы на тему «Кластерный подход и субконтрактация как инструменты повышения инновационной активности субъектов хозяйствования»

УДК 332.1

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД И СУБКОНТРАКТАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

© 2012 г. М.Д. Неделин

Ростовский государственный экономический университет, Rostov State Economic University,

ул. Б. Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002, B. Sadovaya St., 69, Rostov-on-Don, 344002,

main@rsue.ru main@rsue.ru

Рассматриваются проблемы и перспективы развития кластерного подхода и субконтрактации в России. Предложены конкретные мероприятия по активации и развитию кластеров, субконтрактации, исходя из места и роли кластерной политики в государственном управлении. Ценность активации и развития кластеров в экономике заключается в том, что кластеры способствуют интенсификации инновационной активности хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: кластерный подход, субконтрактация, инновационная активность, национальная экономика, субъекты хозяйствования.

In the article the problems and prospects of development of the cluster approach and subcontracting in Russia are considered. Proceeding from a place and a role of the cluster policy in the government, concrete actions for activation and development of the cluster and subcontracting are suggested. Value of activation and development of the cluster in economy is clusters promotion of intensification of innovative activity of managing subjects.

Keywords: cluster approach, subcontracting, innovative activity, national economy, subjects of managing.

Сценарий долгосрочного развития отечественной экономики предполагает рост ее конкурентоспособности и в традиционных, и новых наукоемких секторах, прорыв в повышении качества человеческого капитала и динамики производительности труда, в опережающем развитии высокотехнологичных производств и превращении инновационных факторов в основной источник экономического роста. Решение этих задач потребует создания системы четкого взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования на основе использования эффективных инструментов инновационного развития, среди которых немаловажную роль должны играть кластерный подход и субконтрактация.

Идея повышения конкурентоспособности национальной экономики на основе реализации кластерных стратегий не нова. Но на этапе выхода из кризиса, когда традиционные методы диверсификации уже не могут дать должной отдачи, использование кластерной модели организации бизнеса в качестве адекватного инструмента модернизации экономики не имеет альтернативы. Взаимообусловленность и взаимосвязи между процессами кластеризации, усиления конкурентоспособности и ускорения инновационной деятельности - это новый экономический феномен, который позволяет противостоять натиску глобальной конкуренции и должным образом отвечать требованиям национального и регионального развития.

Действительно, как показывает мировая практика функционирования наиболее преуспевающих экономических систем, высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост обеспечивают, прежде всего, факторы, стимулирующие распространение новых технологий. Учитывая, что современные конкурентные преимущества практически полностью обусловлены преимуществами в технологиях производства, управления, организации продвижения товаров, успешное развитие конкурентоспособности экономической системы возможно при комплексном использовании теорий кластерного механизма и современных концепций инновационного развития. В этой связи многие страны - и экономически развитые, и только начинающие формировать рыночную экономику - все активнее используют кластерный подход в поддержке наиболее перспективных направлений и форм предпринимательской деятельности, в формировании и регулировании национальных инновационных систем (НИС) (рисунок).

Будучи интегрированным в различные виды экономической политики государства, кластерный подход переориентирует их с учетом необходимости активации и развития кластеров.

Конкретные мероприятия по активации и развитию кластеров определяются, исходя из места и роли кластерной политики в государственном управлении. Ценность активации и развития кластеров в экономике заключается в том, что они способствуют интенсификации инновационной активности хозяйствующих субъектов. Наличие кластеров служит одним из признаков инновационной экономики. Закономерным в этой связи является тот факт, что в двух третях стран европейского союза кластерная политика является частью инновационной [1].

В отличие от традиционных промышленных кластеров, инновационные представляют собой систему тесных взаимосвязей не только между фирмами, их поставщиками и клиентами, но и институтами знаний, среди которых крупные исследовательские центры и университеты, являясь генераторами новых знаний и инноваций, обеспечивают высокий образовательный уровень региона. Появляется возможность координации усилий и финансовых средств для создания нового продукта и технологий и выхода с ними на рынок. По сути дела, в рамках кластера становится возможным выстраивание замкнутой технологической цепочки - от создания продукта до его производства и вывода на рынок.

Сегодня концепция развития кластеров используется как ключевой элемент стратегий экономического развития многих стран мира. Так, в частности, полностью кластеризированы датская, финская, норвежская и шведская промышленность. Успешно функционируют отдельные кластеры в Германии (химия и машиностроение) и во Франции (производство продуктов питания, косметики), Сингапуре (нефтехимия), Японии (автомобилестроение) и в целом ряде других стран мира. В процессе развития находятся многоотраслевые территориальные кластеры в США и КНР. Например, ведущие предприятия в «Шанхайской зоне» КНР работают по специальной модели производства, когда предприятия кластера находятся в одном регионе, но при этом максимально используют природный, кадровый и интеграционный потенциалы соседних регионов [2].

Кластерные системы характеризуются общими особенностями:

- наличие предприятия-лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иные стратегии всей региональной экономической системы;

- территориальная локализация основной массы хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы;

- устойчивость стратегических хозяйственных связей в рамках кластерной системы, включая ее межрегиональные и международные связи;

Инновационная политика государства

II_II_и

Кластерная политика - методологическая основа инновационной политики государства, позволяющая связать составляющие ее элементы

Кластерный подход к государственному регулированию

—► Промышленная политика - привлечения прямых иностранных инвестиций; - стимулирование экспорта; - содействие структурным изменениям посредством субсидий н налогообложения (например, пошлины); - развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью; - конкурентная политика; стимулирование конкуренции, преодоление фрагментации рынка.

► Научно-техническая политика г -* - финансирование НИОКР; - планирование образовательных программ, исходя из прогноза потребностей в квалификации рабочей силы; - развитие образовательных программ в сфере экономики среди потенциальных инноваторов. имеющих техническое образование; - поощрение формирования инновационных малых предприятий на базе вузов и НИИ.

Политика поддержки малого предпринимательства - содействие самоорганизации малого и среднего бизнеса; - стимулирование инновационных малых н средних предприятий, оказание им комплексной поддержки (маркетинг, менеджмент качества, патентное консультирование и пр.); - развитие кооперационных связей между малыми н средними предприятиями и крупными фирмами - заказчиками (субконтрактами).

Региональная политика Г -> - развитие конкурентных преимуществ региона; - оптимизация размещения производительных сил; - содействие выравниванию социально-экономических условий - стимулирование развитая сетей, объединяющих местные научное сообщество и бизнес-структуры; - развитие межрегиональной активности.

Кластерный подход - синтез различных видов государственной политики для инновационного развития

- долговременная координация взаимодействия участников кластерной системы в рамках ее общенациональных и внутрирегиональных программ развития, инвестиционных проектов, инновационных процессов;

- наличие корпоративных систем управления, контроля бизнес-процессов, коллективного хозяйственного мониторинга.

Для этого в современных условиях экономического развития на базе кластеров должен достигаться консенсус их стимулирования между бизнесом и региональными властями.

Как показывает практика, кластеры значительно отличаются друг от друга. Объясняется это национальными особенностями экономики стран и регионов, поскольку каждый из них уникален по-своему и, следовательно, имеет свою определенную специализацию. При этом для России можно отметить такую важнейшую особенность, как существование различных регионов. Данные различия связаны как с территориальным расположением региональных кластеров, так и различной комбинацией детерминант «ромба Портера», составляющих основу конкурентоспособности кластеров.

При кластерном подходе уделяется ключевое внимание анализу региональных рынков на основе создаваемых факторов производства (высококвалифицированные кадры, доступная инфраструктура и т.д.) через углубление кооперации между предприятиями для повышения производительности труда. Это позволяет учитывать местные особенности и вырабатывать адресные программы по ускорению развития и повышению конкурентоспособности предприятий.

Проведение кластерной политики основывается на организации взаимодействия между органами государственной власти и региональными органами, бизнесом и научно-образовательными учреждениями для координации усилий, совершенствованию и повышению эффективности работы.

Особой проблемой остается развитие инновационного потенциала в отдаленных регионах РФ. Принимаемые на местах региональные программы и коммерческие проекты инновационного развития наталкиваются на существенные трудности. Примеров развития инновационной активности в России множество; регионы, обладая богатейшими запасами минерально-сырьевых, лесных и рекреационных ресурсов,

имея большое количество инновационных проектов, разрабатывают комплексные программы поддержки и развития предпринимательства во всех сферах хозяйственной деятельности. Но, несмотря на сложившуюся ситуацию, развитие предпринимательства сдерживается множеством различных факторов, совокупность которых формирует неблагоприятную хозяйственную среду. В числе этих факторов следует выделить в первую очередь те из них, которые связаны с недостатками в области государственной поддержки предпринимательства. Важным недостатком в организации государственной его поддержки является фрагментарность сложившейся в регионах инфраструктуры для малого и среднего предпринимательства, отсутствие в ней или слабое развитие ряда ее основных звеньев - стимулирование спроса, эффективное сотрудничество бизнеса, власти и общества, лишающее ее свойств системности. Единственной возможностью, по мнению автора, является сосредоточение усилий по развитию инновационных проектов, в том числе в условиях кластерного подхода в их технологическом и идеальном взаимодействии.

Во многих динамично развивающихся странах, где взвешенная государственная политика поддержки предпринимательства направлена на достижение социально-экономического роста, постепенно происходит процесс активного взаимодействия малых, средних и крупных предприятий. Причем в различных странах с рыночной экономикой обнаружилась общая закономерность, проявившаяся в наиболее успешном развитии сообществ малых и средних предприятий, сгруппировавшихся вокруг лидирующих крупных фирм на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей в пределах географически ограниченных территорий.

Кластеры в их организационно-экономическом взаимодействии играют большую роль в устойчивом развитии региона. Применение кластерного подхода предоставляет необходимые инструменты и методологию, позволяющие достигнуть расширенного взаимодействия малого, среднего и крупного предпринимательства.

Для расширения возможностей между крупными и малыми предприятиями необходимо разработать и реализовать совместный проект, направленный на расширение сети центров субконтрактации с использованием потенциала региональных торгово-промышленных палат [3]. Например, в Ростове-на-Дону создан и действует Ростовский центр субконтрактации, который осуществляет комплекс услуг, направленных на поиск и привлечение заказчиков и поставщиков по производственной кооперации, установлению надежных кооперационных связей:

- поиск предприятий, способных выполнить заказ или производственный процесс точно в соответствии с требованиями, поиск уникального оборудования и технологий;

- поиск заказчика для загрузки простаивающих производственных мощностей;

- организация и проведение конкурсной регламентированной закупки (тендера) на поставку продукции или выполнения производственных заказов или услуг;

- консультирование по вопросам организации маркетинга субконтрактной продукции, дистанционного обучения и получения квалификационных сертификатов;

- включение информации о производственных возможностях предприятия в базу данных Центра;

- оповещение предприятий, внесенных в базу данных, о поступлении заказов соответствующих их производственным возможностям;

- подготовка и продвижение коммерческого предложения на Российский и международный рынок субконтрактации, включая размещение презентации в Интернете на сайте Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства;

- представление возможностей предприятия на специализированных и международных выставках [4].

Вопрос о субконтрактации крайне актуальный, и после вступления в ВТО этот проект позволит нам быстрее внедряться на внешний рынок. Не так много у нас конкурентоспособных станков и машин, но на этих машинах есть интересные по цене, техническим решениям, да и по качеству узлы и детали.

Таким образом, анализ российской практики реализации кластерного подхода и субконтрактации в решении задач инновационного развития хозяйствующих субъектов позволяет сказать следующее:

1. Россия сегодня пытается использовать преимущества кластерного подхода в решении задач модернизации и инновационного развития страны. Однако она находится в начале пути, переживая этап адаптации понятия «кластерная политика» к специфике российских условий функционирования государственной власти, науки и образования, бизнеса и общества.

2. Вследствие слабого развития отдельных рыночных институтов особая роль в формировании инновационных кластеров как возможных точек роста, способствующих повышению конкурентоспособности отдельных регионов и экономики России в целом, принадлежит государству. В этой связи на государственном уровне следует сосредоточить внимание на разработке концептуальных и методологических вопросов и соответствующего нормативно-правового обеспечения кластерной политики и субконтрактации, а также формирования благоприятной экономической среды для функционирования сетевых структур, посредством механизмов государственно-частного партнерства и создания соответствующих специализированных финансовых институтов.

3. Проведение кластерной политики предполагает обеспечение четкой координации деятельности между федеральными органами государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями.

4. Важным механизмом финансирования инфраструктурных проектов развития кластеров должно стать использование средств государственных институтов развития.

5. Необходимым условием для эффективного инновационного развития является наличие соответствующей

инновационной инфраструктуры. Россия только недавно приступила к активному формированию сети бизнес-инкубаторов и технопарков, и пока их эффективность ограничена. В этой связи следует придать динамизм работе по формированию механизмов, обеспечивающих высокие темпы развития сети технопарков, создаваемых на рыночной основе, а также - повышение результативности деятельности существующих технопарков.

6. Для российской экономики является выгодным не только создание «внутренних» кластеров как устойчивых субконтрактных схем, но и построение трансграничных кластеров (в первую очередь с Финляндией, Норвегией и Китаем), обеспечивающих укрепление конкурентоспособности приграничных территорий России посредством интенсивного обмена ресурсами, технологиями (и производственными, и управленческими), ноу-хау, реализации оригинальных бизнес-моделей, создания единого информационного пространства и т.п. Участие в подобных осях формирует предпосылки, позволяющие России в дальнейшем занять достойное место в мировой экономической системе.

Поступила в редакцию

7. Учитывая многолетний опыт реализации кластерных стратегий в области решения задач инновационного развития, следует использовать лучшие мировые модели построения инновационных кластеров и схем субконтрактации с учетом российской специфики.

Литература

1. Cluster policy in Europe. A brief summary of cluster policies in 31 European countries. 2010. P. 7. URL: http://www.clusterobserva-tory.eu/upload/Synthesis_report_cluster_mapping.pdf (дата обращения: 10.12.2011).

2. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной конкурентоспособности на основе развития кластеров / А. Колошин [и др.]. URL: http://politanaliz.ru/articles_ 695.html (дата обращения: 10.10.2011).

3. Киселев А.Н. Субконтрактация: эффективный путь развития предпринимательства в промышленности. М., 2010.

4. Татаркин А.И., Лаврикова Ю.Г. Кластерная политика региона // Промышленная политика в Российской Федерации. 2008. № 8.

20 декабря 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.