Научная статья на тему 'Стимулирование кооперации малого, среднего и крупного инновационного бизнеса в зарубежных странах'

Стимулирование кооперации малого, среднего и крупного инновационного бизнеса в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1130
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / КЛАСТЕРЫ / СУБКОНТРАКТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллов Александр Викторович

Статья посвящена оценке возможностей интеграции малого, среднего и крупного инновационного бизнеса за рубежом. Оценен опыт развития субконтрактации и кластеров в развитых и развивающихся странах. Оценена роль государственной поддержки в вопросах кооперации малого и крупного предпринимательства в инновационной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATION OF COOPERATION OF SMALL, MEDIUM AND LARGE INNOVATIVE BUSINESS IN FOREIGN COUNTRIES

The article is devoted to an assessment of abilities to integrate small, medium and large innovative business abroad. Experience of development of subcontracting and clusters in developed and developing countries is estimated. The role of the state support in questions of cooperation of small and large business in the innovative system is estimated.

Текст научной работы на тему «Стимулирование кооперации малого, среднего и крупного инновационного бизнеса в зарубежных странах»

УДК 334.02

АВ. Кириллов СТИМУЛИРОВАНИЕ КООПЕРАЦИИ МАЛОГО,

СРЕДНЕГО И КРУПНОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Аннотация. Статья посвящена оценке возможностей интеграции малого, среднего и крупного инновационного бизнеса за рубежом. Оценен опыт развития субконтрактации и кластеров в развитых и развивающихся странах. Оценена роль государственной поддержки в вопросах кооперации малого и крупного предпринимательства в инновационной сфере.

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, развитые страны, зарубежный опыт, малый и средний бизнес, кластеры, субконтрактация.

Aleksandr KriUov STIMULATION OF COOPERATION OF SMALL,

MEDIUM AND LARGE INNOVATIVE BUSINESS IN FOREIGN COUNTRIES

Annotation. The article is devoted to an assessment of abilities to integrate small, medium and large innovative business abroad. Experience of development of subcontracting and clusters in developed and developing countries is estimated. The role of the state support in questions of cooperation of small and large business in the innovative system is estimated.

Keywords: innovative business, the developed countries, foreign experience, small and medium business, clusters, subcontracting.

Интернационализация инновационного предпринимательства является существенным условием роста его конкурентоспособности. Тем не менее, например, в развивающихся странах немногие малые и средние предприятия (МСП) способны выжить в новых условиях и получить выгоды от глобализации. В результате либерализации международной торговли многие крупные иностранные компании получают возможность проникновения на менее развитые рынки, ущемляя там местное производство и лишая малые и средние предприятия возможностей по выходу на мировой рынок [4].

Ряд стран на современном этапе испытывает определенные трудности в использовании потенциальных выгод от перенимания технологий, что объясняется отсутствием соответствующих знаний у сотрудников. Это требует дополнения стратегий поддержки МСП политикой в области науки и образования или, так называемых, «инвестиций в абсорбционные способности». В случае малого инновационного бизнеса необходима политика в области исследований и разработок в комбинации с программами развития предпринимательства. В целом, здесь можно выделить два основных направления: политика в области образования и реализация стратегии «интеллектуального взаимодействия», коммерциализации научных разработок [1]. Типичным примером страны, где проводится четкая политика, сфокусированная на поддержке прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и вписанная в общую стратегию индустриализации, является Малайзия: здесь происходит стимулирование инвестиций и занятости, что влечет за собой технологическую модернизацию и становление конкурентоспособной интеграционной системы бизнеса [5]. Другим фактором успеха является способность привлечения лидирующих компаний и грамотного размещения инвестиций. Например, в Южно-Афириканская Республика наиболее успешной целевой мерой можно считать Программу развития автомобильной промышленности, основанную на кластерном подходе. С 2004 г. там же осуществляются программы поддержки приоритетных секторов с высоким потенциалом роста.

Кроме ясной стратегии развития необходимо выстроить скоординированную систему институтов, ее осуществляющих, - центров поддержки и развития МСП, агентств по продвижению инвестиций, торговых палат, университетов, исследовательских организаций и, наконец, малого и круп-

© Кириллов А.В., 2016

ного бизнеса. В Индии в целях расширения кооперационных связей инновационных МСП с крупными предприятиями была создана Комиссия по субконтрактации для развития и поддержки вспомогательных производств. Основное внимание уделялось развитию ассоциаций покупательских и потребительских организаций, заинтересованных в расширении субконтрактных отношений во вспомогательных производствах. В стране была создана сеть центров субконтрактации, 35 из которых действовали в системе институтов обслуживания МСП и более 40 работали при различных отраслевых ассоциациях [6]. Так, для размещения крупных производственных заказов в секторе МСП, NSIC (англ: National Small Industries Corporation) действует как генеральный подрядчик, взаимодействующий с различными закупочными агентствами, в том числе и работающими на государственный заказ. В рамках Программы государственных закупок NSIC создала и поддерживает реестр малых предприятий, имеющих право участвовать в государственных заказах.

Рассматривая опыт ряда европейских стран, можно проследить единый путь формирования интеграционной подсистемы поддержки бизнеса. Во Франции с 1994 г. действует программа под названием SOFIREM, предусматривающая конверсию крупных кризисных компаний с привлечением в депрессивные районы предприятий МСП для формирования новых рабочих мест. В Германии была разработана успешная модель кооперации различных предприятий. Так, в Тюрингии также реализуется Концепция развития промышленных центров, которая предусматривает формирование группы МСП, базирующейся на действующих крупных предприятиях отдельных отраслей (транспортное производство в Айзенахе, оптическое - в Иена и Ильменау, микроэлектроника в Эрфурте). В Италии промышленные предприятия сектора МСП сейчас обеспечивают более 35 % добавленной стоимости продукции крупных предприятий, что в значительной мере было достигнуто за счет реформирования крупных компаний и выделением из их числа средних и малых.

В других странах также развиваются механизмы субконтрактации. Так, в уже упомянутой в этом контексте Японии, для нее характерна глубина взаимодействия разных отраслей и увязка малых и средних субпоставщиков с долгосрочной стратегией развития крупных компаний. В Соединенных Штатах Америки (США), напротив, отношения в рамках субподрядов выстроены с расчетом на выполнение конкретного заказа и на долгосрочную перспективу не рассчитаны, при этом американскую модель также следует признать успешной. В США в части оказания содействия кооперации малого и крупного инновационного бизнеса важное значение сыграл закон о «ментор-протеже» в отношениях этих институциональных единиц [7]. Ментором является компания, оказывающая помощь, а протеже - это малое предприятие, которое может получить поддержку в виде: возможности использования персонала ментора, предоставления в рамках федерального контракта субконтрактов на бесконкурсной основе, прогрессивных выплат по субконтракту и авансирования работ по нему, предоставления кредитов.

Многие крупные транс национальные корпорации (ТНК) считают использование потенциала инновационных МСП частью своей корпоративной стратегии и инструментом усиления кооперации с технологическими правительствами соответствующих стран. Как мы уже говорили выше, одним из прогрессивных направлений кооперации инновационных предпринимательских структур является реализация кластерного подхода.

Наиболее удачно выстроена система кластеризации в США, где данный подход явился стратегий развития экономик отдельных штатов, которые приняли соответствующие программы развития. Следует отметить, что единой модели определения необходимой и целесообразной структуры вновь создаваемого кластера в США нет, поэтому в стране продолжаются глубокие и обширные исследования в данной области. Вместе с тем, отличительными чертами кластеров США является реализация принципа партнерства и ориентация на коммерциализацию исследований и разработок. Механизм же взаимодействия в рамках кластера заключается в том, что государство посредством

федеральной контрактной системы предоставляет подрядчикам (корпорациям, т.е. исполнителям программ исследований и разработок) ряд прав (например, бевозмездное использование научных лабораторий и промышленного оборудования государства, льготы на приобретение материалов и сырья из государственных фондов, досрочная амортизация основных средств, профессиональная переподготовка кадров и т.д.).

Следует признать, что кластерная политика доказала свою высокую эффективность в США, что подтверждается, например, тем, что в американских кластерах уже сосредоточено 36 % занятых в стране. 50 % национального дохода страны создается в кластерах, и 96,5 % всех выданных патентов приходятся на них [2].

В Японии также активно развиваются кластеры как форма кооперации субъектов инновационного предпринимательства, однако отличие японской модели от американской заключается в роли государства, которое определяет ключевые направления стимулирования развития инновационного предпринимательства. Подход США ориентирован на формирование экономической среды, где инновационное развитие есть необходимо условие выживания компаний, а выбор направлений реализации своей инновационной стратегии уже осуществляется собственно корпорациями на основе анализа рынка. Преимуществом подхода Японии необходимо считать концентрацию ресурсов на реализации ключевых направлений, поскольку, если последние выбраны правильно, это будет способствовать интенсивному экономическому росту. Тем не менее, ввиду высокого темпа развития научно-технической сферы, эти направления могут существенно корректироваться даже в краткосрочном периоде. Подход США, напротив, способствует существенному распылению ресурсов по многим направлениям, что малоэффективно в краткосрочном периоде. Однако именно множественность направлений способствует более быстрой реакции на изменение приоритетов социально-экономического развития.

Для стран ЕС характерен синтез указанных подходов. Так, в Великобритании и Германии существуют программы биотехнологических кластеров на основе фактора регионального размещения компаний. В Финляндии развитие получил лесопромышленный кластер и страна, обладающая 0,5 % совокупных запасов древесины в мире, дает 10 % мирового экспорта продукции лесопереработки. В Австрии важное значение играет политика государства, направленная на стимулирование кооперации между промышленными предприятиями и научно-исследовательскими институтами (НИИ) на основе упрощения регулирования инновационных программ. Это способствовало быстрому развитию автомобильных кластеров в стране (Верхняя Австрия и Штирия), которые охватывают всю технологическую цепочку (добыча сырья - производство автомобилей - переработка отходов - программное обеспечение и логистика).

В развивающихся странах также накоплен успешный опыт кластеров как формы интеграции субъектов инновационного предпринимательства. Так, Индия именно за счет кластеров добилась больших успехов в области развития отрасли информационных технологий, ярким примером чего является Бангалор и прилегающие к нему территории, где МСП, НИИ и высокотехнологичные отрасли экономики тесно кооперированы между собой. За счет инвестиций государства, направленных в предприятия и институты указанного города, обеспечен устойчивый перманентный процесс генерирования технологических инноваций во многих отраслях промышленности. Крупные государственные предприятия, в свою очередь, явились ускорителями научно-технического прогресса (НТ П), генерируя идеи внедряя новые технологии, а также подготавливая необходимые научно-производственные кадры. Ключевое место в кооперации крупных предприятий и МСП также принадлежит системе субконтрактных отношений, на основе которой были созданы консорциумы с четкой специализацией компаний-участниц по типам производимой продукции и ее экспорту в другие регионы.

Опыт рассмотренных стран показывает, что современные высокотехнологичные производства возможно успешно развивать лишь на базе интегрирования научных, производственных и инновационных предпринимательских структур. Вместе с тем, в деле развития инновационного предпринимательства для многих стран важной явилась кооперация МСП, осуществляемая на основе объединения средних и малых предприятий, поскольку возможности последних ограничены, и они часто сталкиваются с проблемами при реализации крупного заказа. Так, для реализации указанных целей, в Индии был сформирован консорциум малых и средних предприятий. Помимо этого, в стране Министерством малых и средних предприятий, совместно с органами управления штатами, реализуется программа формирования кластеров из микропредприятий и малых предприятий [3] для технологической модернизации предприятий, входящих в кластеры, роста их конкурентоспособности и производительности.

В ЕС в 2007-2013 гг. была реализована Седьмая рамочная программа инноваций, нацеленная на поддержку и развитие исследований и разработок в общем пространстве стран-членов ЕС. При формировании Программы FP7 ЕС были также предприняты меры для того, чтобы стимулировать и обеспечить более активное участие МСП (и их объединений) в конкурсах. В том числе, организуются конкурсы (calls), нацеленные на поддержку МСП, а также конкурсы, в которых основными заявителями являются МСП [8]. Большое значение для кооперации субъектов инновационного предпринимательства играют также и инновационные сети, созданные в ЕС (European Business & Innovation Centers Network - EBN). В рамках этих сетей активно кооперируются технопарки, инновационные центры, инкубаторы, НИИ, информационные системы, центры трансферта технологий и прочие организации.

Таким образом, поддержка малого инновационного предпринимательства на современном этапе является одним из приоритетных направлений государственного стимулирования большинства стран. Общим также является и признание того, что инновационная деятельность практически невозможна без интеграции бизнеса, без взаимодействия крупных компаний, малых и средних предприятий, в связи с чем, правительства рассмотренных стран уделяют особое внимание формированию сети партнеров, участвующих в инновационном процессе. Безусловно, сложившиеся системы поддержки МСП в зарубежных странах различны, что объясняется особенностями формирования национальных экономик. Но в настоящее время во всем мире есть общее понимание того, что именно инновационная деятельность может стать важнейшим источником конкурентоспособности национальных экономик.

Библиографический список

1. Мировая экономика и международный бизнес: учебник. - 6-е изд. / Под ред. В. В. Полякова, Р.К. Щени-на. - М. : Кнорус, 2011. - 688 с. - ISBN 978-5-406-01607-7.

2. Cluster: a regional concentration of related industries [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.clustermapping.us/cluster (дата обращения : 26.05.2015).

3. Micro & Small Enterprises - Cluster Development Programme (SE-CDP) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dcmsme.gov.in/MSE-CDProg.htm (дата обращения : 23.05.2015).

4. Promoting the Export Competitiveness of SMEs. - N.Y. & Geneva: UNCTAD, 2011. - 17 p.

5. Rasiah, R. Strategies and Policies on TNC-SME Linkages: The Case of Malaysia / R. Rasiah. - UNCTAD/DITE, 2011. - 24 p.

6. SEZ Rules incorporating amendments up to July, 2010. - Government of India Ministry of Commerce and Industry (Department of Commerce) Notification. - New Delhi, the 10th February, 2006. - 161 p.

7. Summaries for the Governmentwide Mentor-Protege Program Act of 2001 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.govtrack.us/congress/bills/107/s861/summary (дата обращения : 22.04.2015).

8. The 7th Framework Programme: Setting a new Standard in European Research [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://ec.europa.eu/research/fp7/pdf/fp7-brochure_en.pdf (27.05.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.