ОЦЕНКА ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Аннотация. В статье проанализированы ключевые аспекты международного опыта стимулирования развития инновационного предпринимательства. Рассмотрены программы эффективного применения новых технологий в зарубежных странах. Оценены возможности развитых стран по государственной поддержке малого инновационного предпринимательства.
Ключевые слова: инновационное предпринимательство, новые технологии, зарубежный опыт, малый и средний бизнес.
Aieksandr KriUov ASSESSMENT OF FOREIGN EXPERIENCE
OF STIMULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF SUBJECTS OF BUSINESS
Annotation. In the article key aspects of the international experience of stimulation of development of innovative business are analysed. Programs of effective application of new technologies in foreign countries are considered. Possibilities of the developed countries on the state support of small innovative business are estimated.
Keywords: innovative business, new technologies, foreign experience, small and medium business.
В развитых странах развитие инновационного предпринимательства, в частности малого и среднего, во многом обусловлено комплексными механизмами государственной поддержки. Стимулирование инновационной деятельности предполагает содействие в осуществлении исследований и разработок, поддержку в области внедрения результатов исследований и научно-технологических достижений, стимулировании кооперации экономических субъектов - участников инновационного процесса. Одним из популярных направлений являются разнообразные программы технологической и финансовой поддержи [например, см. 2, с. 66]. Данное направление связано с такими механизмами поддержки малого бизнеса, как прямое финансирование (займы, субсидии) инновационных малых и средних предприятий (МСП), целевые дотации на исследования и разработки, фонды по внедрению инноваций, упрощение налогообложения (вычет из налогооблагаемой базы затрат на исследования и разработки и списание инвестиций на них, льготное налогообложение научно-исследовательских институтов (НИИ) и университетов, отсрочка, снижение или отмена по уплате государственных пошлин), государственное программирование снижения рисков и возмещения убытков и пр.
Эти меры предусмотрены, например, принятым в США еще в 1982 г. (с изменениями от 1992 г.) Законом «О развитии инновационной деятельности малого бизнеса.» В числе наиболее эффективных национальных программ, разработанных в рамках этого Закона, можно назвать Программы инновационных исследований в малом и среднем предпринимательстве (англ. Small Business Innovation Research Program, сокращенно - SBIR), а также распространения технологий в МСП (англ. Small Business Technology Transfer Program, сокращенно - STTR) [10]. Среди других программ в Соединенных Штатов Америки (США) следует назвать программу «Инвестиционная компания малого бизнеса» (англ. Small Business Investment Company, сокращенно - SBIC), в рамках которой МСП обеспечиваются инвестиционным и рисковым капиталом на фазе старта и роста на основе гарантийных обязательств администрации малого бизнеса. К числу наиболее распространенных видов поддержки в программе относятся инвестиции, не превышающие 750 тыс. долл. США. В период 2010-
УДК 334.02 А.В. Кириллов
© Кириллов А.В., 2016
2014 гг. финансирование малого бизнеса по данной программе составило 17 млрд долл. США, при этом 22 % финансирования было получено представителями малого бизнеса из низкодоходных отраслей [9].
Эффективные программы по применению новейших технологий были разработаны в Великобритании, где Служба малого бизнеса предусматривает информационно-консультативную, финансовую, правовую и техническую поддержку инновационных МСП на основе грантов в размере до 10 тыс. фунтов на выявление и оценку лучших технологий, выявление возможностей этих технологий в создании инновационной продукции. Для целей поиска и использования сложных технологий выделяются льготные кредиты и субсидии [8].
На современном этапе происходит реформирование национальных систем поддержки инновационного предпринимательства, которое в Японии фокусируется на ускорении темпов коммерциализации результатов исследований и разработок для быстрого продвижение японской продукции на мировые рынки. Для этих целей бюджетное финансирование перспективных исследований и разработок по частным заказам и заказам правительства было увеличено на 35 %, а помощь молодым ученым возросла на 23 %. Для оживления совместной деятельности НИИ, университетов и МСП, в целях создания дочерних инновационных компаний было дополнительно выделено 550 млн долл. США. Ожидаемый эффект правительство страны видит в десятикратном увеличении патентов, выдаваемых университетами, в течение ближайших пяти лет. Кроме того, общий комплекс мер в рамках стратегии увеличения конкурентоспособности страны преследует цель двукратного увеличения вновь создаваемых высокотехнологичных МСП. По оценкам, на малые предприятия приходится 85 % от совокупного объема финансовой поддержки МСП в Японии [3, с. 28]. Помимо создания специализированных структур поддержки венчурного бизнеса и инновационной деятельности в Японии были предприняты меры по созданию кредитно-финансовых организаций, осуществляющих целевое финансирование перспективных исследований и разработок и инновационных предприятий.
В Южной Корее государственная поддержка и развитие МСП предусматривает реализацию восьми программ технической поддержки и 35 - в области финансовой помощи. На уровне правительства специализированным агентством, реализующим инфраструктурное обеспечение инновационных МСП, является Корпорация малого и среднего бизнеса (англ. Small & Medium Business Corporation, сокращенно - SBC). Она предоставляет среднесрочные (до пяти лет) кредиты для коммерциализации исследований и разработок, при этом величина кредита может быть увеличена, что зависит от перспективности той или иной инновационной разработки для рынка. Для поддержки венчурных компаний сформирован фонд венчурного капитала с уставным капиталом в размере 250 млн долл. США. Следует отметить все большую концентрацию Корпорации малого и среднего бизнеса на финансировании посевных стадий стартапов с высоким потенциалом роста, доля которых в совокупном объеме финансирования Корпорации возросла в 2011-2013 гг. с 45,2 до 51,8 % [5, с. 4].
Широко продвинулся в реализации программ финансовой и технологической поддержки инновационных МСП и Китай. В 1988 г. в Пекине была создана экспериментальная зона высоких технологий, которая является самым крупным технопарком страны. На сегодняшний день в Китае технопарки функционируют по всей стране, в них действует свыше 16 тыс. предприятий, занятых исследовательской и внедренческой деятельностью. Фактически технопарки территориально и организационно пересекаются со специальными экономическими зонами, что позволяет весьма эффективно участвовать в международном научно-техническом обмене [2]. Большое значение для развития инновационного предпринимательства в Китае играет делегирование функций управления научно-техническим развитием от государственных структур в сферу полномочий частных технологических и научных специализированных агентств. «Основные положения государственного плана среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 2006-2020 гг.» предполагают, что к 2020 г.
доля инвестиций в исследования и разработки увеличится до 2,5 % от валового внутреннего продукта (ВВП) Китая, а внешняя зависимость от технологий снизится до 30 % [1]. Здесь следует добавить, что вступление Китая в ВТО в 2001 г. модифицировало приоритеты конкуренции страны на мировых рынков, поэтому в стране с целью поддержки экспортоориентированных инновационных МСП было создано свыше 50 центров, содействующих освоению новых производств.
Для Индии также характерна обширная государственная поддержка инновационного предпринимательства. Так, для содействия исследованиям и разработкам в сфере программного обеспечения и увеличения экспортного потенциала в этой сфере Правительством была учреждена независимая Ассоциация технологических парков программного обеспечения (англ. Software Technology Parks of India, сокращенно - STPI), участвующая в создании предприятий-экспортеров программных продуктов. В ее структуру входят девять технологических парков NSIC, инфраструктура которых позволяет предоставить пользователям офисные и производственные помещения, оборудование, средства связи. При этом положительным моментом следует назвать упрощение системы оформления авторских прав при трансферте разработок в массовое производство либо иностранным партнерам. Практикуется схема финансовой помощи из фондов NSIC на этапах, предшествующих экспортным поставкам и непосредственно после отгрузки товаров. Помимо этого, NSIC предоставляет для микропредприятий комплексные кредиты по минимальным ставкам на сумму до 55 тыс. долл. США для приобретения недвижимости, машин, оборудования [7].
Второй большой группой мер поддержки инновационного предпринимательства за рубежом является их информационная и консультационная поддержка [4]. В Великобритании малым предприятиям предоставляется широкий ассортимент консультативных услуг. В 1995-1996 гг. предоставление информационно-консультационных услуг было передано в ведение новой сети «Деловые связи». В Японии специализированные Венчурные центры поддержки предпринимательства проводят лекции и семинары по широкому спектру тем (венчурный бизнес, рынок ценных бумаг, методы управления, инновационная деятельность, новые технологии и пр.), а также предоставляют технопаркам и инкубаторам бизнеса консультантов по ведению бизнеса, расширению сетей продаж, в области защиты авторских прав. В Южной Корее, начиная с 2008 г., проблемами инновационного развития ведает два министерства - Министерство экономики знаний и Министерство образования, науки и технологий, которые предоставляют консультации для инновационных предпринимательских структур с полным информированием их по приоритетным направлениям развития. В Индии создана специальная Сеть информационных ресурсов малого предпринимательства, которая является частью международной информационной службы для малых и средних предприятий (англ. INSME). Стимулирование инновационной активности субъектов предпринимательства, помимо создания благоприятной среды для функционирования малого бизнеса, заключается в содействии проведению исследований, разработке новшеств и успешной коммерциализации результатов исследований и разработок.
В целом, с учетом рассмотренного зарубежного опыта, государственные возможности по поддержке малых инновационных предприятий можно представить в рамках двух направлений: финансово-технологического и информационно-консультационного. Особенно важным является тот факт, что осуществление мер поддержки государством, предоставление услуг по различным направлениям должно происходит не в ущерб частному рынку. Правительства многих стран фокусируются лишь на тех мероприятиях, которые выступают в роли общественного блага, одновременно повышая заинтересованность частного сектора. При этом развитые страны часто предпочитают «мягкие» формы поддержки, опираясь на предоставление информации и консультирование бизнеса, а развивающиеся страны больше оказывают финансово-технологическую помощь.
Библиографический список
1. Березин, А. Н. Китай: национальная стратегия инновационного развития [Электронный ресурс] / А. Н. Березин // IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», 15 февраля. - Режим доступа : http://www.rae.ru/forum2012/11/2380 (дата обращения : 23.03.2015).
2. Инновационная стратегия развития России в условиях международной конкуренции : монография / Под ред. Л. А. Толстолесовой. - Новосибирск : СибАК, 2013. - 172 c. - ISBN 978-5-4379-0354-4.
3. Костюнина, Г. М. Технопарки в зарубежной и российской практике / Г. М. Костюнина, В. И. Баронов // Вестник МГИМО-Университета. - 2012. - № 3. - С. 91-99.
4. Мировая экономика и международный бизнес : учебник / Под ред. В. В. Полякова, Р. К. Щенина. - М. : Кнорус, 2005. - 645 с. - ISBN 5-85971-051-8.
5. 2014 White Paper on Small and Medium Enterprises in Japan [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.chusho.meti.go.jp/pamflet/hakusyo/H26/download/2014hakusho_eng.pdf (дата обращения : 11.04.2015).
6. A Summary of SBC's Policy Funds. - Seoul, 2014. - 215 p.
7. Annual Report 2013-2014. - New Delhi, 2014. - 296 p.
8. Small Business Survey 2014. - London, 2015. - 188 p.
9. The Small Business Investment Company (SBIC) Program Helping Meet the Capital Needs of American Small Business [Электронный ресурс]. - Washington, 2015. - Режим доступа : https://www.sba.gov/sites/default/files/articles/SBIC_Program_-_Standard_One-Pager.pdf (дата обращения : 11.04.2015).
10. What is SBIR and STTR? [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://sbir.nih.gov/about/what-is-sbir-sttr (дата обращения : 26.03.2015).