Научная статья на тему 'Современные тенденции развития малого предпринимательства в мировой экономике'

Современные тенденции развития малого предпринимательства в мировой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2240
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КЛАСТЕРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СИМБИОЗ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / SMALL BUSINESSES / CLUSTERS / ECONOMIC SYMBIOSIS EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азарова Н. А.

В статье определены основные тенденции развития малого предпринимательства в мировой экономике. Сформулированы преимущества кластерных взаимоотношений малого и крупного бизнеса. Выделены условные классификации кластеров малого и крупного бизнеса в мировой экономике. Выявлены преимущества развития инновационных технологий и их разработок в малом предпринимательстве, особенно в экономическом симбиозе с крупным. Сформулированы показатели результативности малых предприятий как элементов кластер-сообщества в объединенной группе компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF SMALL-SCALE BUSINESS IN WORLD ECONOMY

The main tendencies of development of small businesses in the global economy. Formulate the advantages of cluster relationships of small and large businesses. Are allocated conditional classification of clusters small and large businesses in the global economy. Identified the benefits of innovative technologies and their development in small business, especially in economic symbiosis with the major. Formulate performance indicators of small enterprises as elements of the cluster community in the combined group of companies.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития малого предпринимательства в мировой экономике»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Н. А. АЗАРОВА

В статье определены основные тенденции развития малого предпринимательства в мировой экономике. Сформулированы преимущества кластерных взаимоотношений малого и крупного бизнеса. Выделены условные классификации кластеров - малого и крупного бизнеса в мировой экономике. Выявлены преимущества развития инновационных технологий и их разработок в малом предпринимательстве, особенно в экономическом симбиозе с крупным. Сформулированы показатели результативности малых предприятий как элементов кластер-сообщества в объединенной группе компаний.

Ключевые слова малое предпринимательство, кластеры, экономический симбиоз, результативность.

Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малых предпринимательских структур отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.

Во-первых, активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х гг. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90 % от общего числа предприятий.

Во-вторых, в пользу эффективности этих предприятий говорит тот факт, что например, малыми фирмами в США производится в 4 раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем на крупных предприятиях, а затраты на одного инженера или исследователя - вдвое ниже [1]. И этот процесс является общемировой тенденцией.

В-третьих, развитие малого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

Кроме того, мелкие предприятия являются своеобразным индикатором общего состояния дел

в экономике, чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компаний зарождается прежде всего в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности.

Наиболее подробно рассмотрим возможности малого предприятия функционировать в союзе с крупным и убирать негативные факторы своего развития. Во многих динамично развивающихся странах, где взвешенная государственная политика поддержки предпринимательства направлена на достижение социально-экономического роста, постепенно происходит процесс активного взаимодействия малых, средних и крупных предприятий. Причем в различных странах с рыночной экономикой обнаружилась общая закономерность, проявившаяся в наиболее успешном развитии сообществ малых и средних предприятий, сгруппировавшихся вокруг лидирующих крупных фирм на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей в пределах географически ограниченных территорий.

Этот феномен впервые был подробно изучен известным ученым М. Портером при исследовании условий развития и деятельности 100 наиболее конкурентоспособных группировок - крупных, средних и множества малых предприятий, расположенных в различных странах мира. Такие группировки предприятий одной отрасли формируются потому, что одна или несколько крупных

фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое влияние и деловые связи на ближайшее окружение, постепенно создавая устойчивую сеть из лучших поставщиков и потребителей. В свою очередь, успехи такого окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности всех участников этой группировки компании. Такие образования М. Портер назвал «кластеры». Такая совокупность, сочетая свойства отдельных ее элементов в процессе их взаимодействия, приобретает новые качества, которые особенно ярко и разносторонне проявляются в кластерах, образованных субъектами экономической деятельности.

Таким образом, «кластер» - это сообщество экономически тесно связанных и близко расположенных фирм смежного профиля, взаимно способствующих общему развитию и росту конкурентоспособности друг друга. Преимущественно это неформальные объединения крупных лидирующих фирм с множеством средних и малых предприятий, создателей технологий, связующих рыночных институтов и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, сосредоточенных на ограниченной территории и осуществляющих совместную деятельность в процессе производства и поставки определенного типа продуктов и услуг [2].

Роль крупного бизнеса в процессе образования «кластеров», своего рода экономического симбиоза, заключается в привлечении малых и средних предприятий для налаживания производства на основе тесной кооперации и субконтрак-тационных связей при активном деловом и информационном взаимодействии. Это способствует развитию всех участников «кластера» и обеспечивает им конкурентные преимущества по сравнению с другими обособленными предприятиями, не имеющими столь крепких взаимосвязей.

В мировой практике различают три основных вида «кластеров»:

- «кластеры» с регионально ограниченной формой экономической деятельности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (университетам и т. д.);

- «кластеры» с вертикальными производственными связями в узких сферах деятельности, образованные вокруг головных фирм или сети основных предприятий, охватывающих процессы производства, поставки и сбыта;

- отраслевые «кластеры» в различных видах производства с высоким уровнем агрегации (например, «химический кластер») или на еще более

высоком уровне агрегации (например, «аэрокосмический кластер»).

Новые отношения внутри «кластера» стимулируют инновационную деятельность, способствуют развитию прогрессивных технологий и совершенствованию всех этапов совместной экономической деятельности. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшества по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами. Взаимосвязи внутри «кластера» ведут к разработке новых путей в обретении конкурентных преимуществ и порождают совершенно новые возможности. Множество предприятий в составе «кластера» в процессе развития взаимодействия и сближения интересов постепенно преодолевают разобщенность, инертность и замкнутость на внутренних проблемах, что благотворно влияет на рост их технического уровня и конкурентоспособности.

В зависимости от уровня межфирменных связей в «кластерах» на различных этапах его формирования, в некоторых странах (например, в Финляндии) принята условная классификация «кластеров» по степени их развития.

В высшую категорию «сильных кластеров» попадают только структуры, обладающие устойчивыми конкурентными преимуществами и охватывающие важнейшие этапы производственного цикла, связанные активным и соревновательным взаимодействием всех участников производства и взаимной конкуренции. Для таких «кластеров» характерна хорошая сбалансированность развития как основных, так и связанных производств и специализированного сервиса, высокая внутренняя конкуренция, научно-исследовательский и инновационный потенциал мирового уровня, интенсивное внутрикластерное взаимодействие в рамках совместных проектов и работы межотраслевых организаций. «Устойчивые кластеры» характеризуются стабильным развитием в достижении максимального производственного потенциала, обеспечивающего значительные преимущества от объединения совместных усилий всех взаимосвязанных предприятий, при этом наблюдается активное внутрикластерное взаимодействие.

Вторая выделяемая группа - это «потенциальные кластеры», представляют собой интенсивно развивающиеся фрагменты производственной и технологической общности различных предприятий.

Третья группа экономических «кластеров» -это «латентные кластерные структуры», обладают

достаточно мощными объединяющими центрами и рядом малых и средних предприятий с еще не устоявшейся системой коммуникативных связей.

Оценкой зрелости каждого «кластер» - сообщества, их экономического симбиоза является наличие саморегулируемых общественных объединений, высокий уровень доверия и информационного обмена между участниками экономического «кластер-сообщества».

Наличие «кластеров» в мировой экономике позволяет национальным отраслям развивать и поддерживать свое конкурентное преимущество, не уступая даже технически более развитым странам. Все фирмы из «кластера» взаимосвя-

На одного сотрудника малого предприятия по статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве услуг и товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Здесь на долю 12,3 % крупных предприятий и 34 % занятых на них работников приходится только 52,6 % национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий, особенно в экономическом симбиозе с крупными, постоянно растет.

Основные тенденции мирового рынка -«кластер» - сообщества имеют специальные экономические стратегии, которые строятся на центрах деловой активности, уже доказавших свою силу и конкурентоспособность на мировом рынке. При этом усилия концентрируются на поддержке существующих «кластеров», создании новых «кластеров» и сетей компаний, ранее не контактировавших между собой. В наиболее явной форме осуществляют подобную стратегию такие страны, как Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Финляндия, Франция и др. Например, в Германии и Великобритании действуют программы создания биотехнологических «кластеров» на

занных отраслей делают инвестиции в специализированные исследования, в развитие родственных технологий, в информацию, в развитие инфраструктуры и в человеческие ресурсы, что проявляется в синергетическом эффекте и позволяет малому предпринимательству выстоять в обостренной конкурентной борьбе на глобализированных рынках.

Малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран (табл. 1). Это обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений.

базе регионального размещения фирм. В Норвегии правительство стимулирует создание «кластеров», укрепляя сотрудничество между фирмами, специализирующимися в сфере морских промыслов. В Финляндии развит лесопромышленный «кластер», куда входит производство древесины и древесных продуктов, бумаги, мебели, полиграфического и связанного с ним оборудования.

Малые предприятия в составе «кластера» являются особыми субъектами рынка, которые выступают не как отдельные предприятия, а как элементы объединенной группы предприятий и потому их эффективность оценивается как с позиции успешности функционирования «кластера», так и с позиции входящего в него отдельного малого предприятия. Результативность функционирования малого бизнеса в «кластере» может оцениваться как объемом его доли в выпуске общей продукции (которая может достигать 30 %), так и показателями самого «кластера» (прибыльность, восприимчивость к инновациям, конкурентоспособность и т. п.). Эффективность «кластера» проявляется в экономическом росте, в сохранении рабочих мест, расширении налоговой базы, в увеличении экспорта и привлечении иностранных инвестиций.

Успешное развитие малого бизнеса в странах с развитой экономикой обусловлено именно

Таблица 1

Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых зарубежных странах

Страны Количество МСП (тыс.) Количество МСП на 10 тыс. жителей Занято на МСП (млн чел.) Доля МСП в ВВП (%, оценочно)

Великобритания 2630 460 13,6 50-53

Германия 2290 370 18,5 50-52

Италия 3920 680 16,8 57-60

Страны ЕС 15770 450 68,0 63-67

США 19300 742 70,2 50-52

Япония 6450 496 39,5 52-55

принципом кооперирования крупных и мелких предприятий, которые не подавляют малый бизнес, а взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Подобный опыт «кластер - симбиоза» в мировой экономике развития малого и крупного бизнеса можно рекомендовать к использованию в экономике Российской Федерации.

Литература

1. Юрьев В. М., Владимирова С. В., Дмитриева Е. И. [и др.] Предпринимательства в России: результаты и противоречия развития: монограф. Тамбов, 2009. С. 39.

2. иЯЬ: http://www.giac.ru - Сайт аналитики малого предпринимательства.

* * *

MODERN TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF SMALL-SCALE BUSINESS IN WORLD ECONOMY

N. A. Azarova

The main tendencies of development of small businesses in the global economy. Formulate the advantages of cluster relationships of small and large businesses. Are allocated conditional classification of clusters - small and large businesses in the global economy. Identified the benefits of innovative technologies and their development in small business, especially in economic symbiosis with the major. Formulate performance indicators of small enterprises as elements of the cluster community in the combined group of companies.

Key words: small businesses, clusters, economic symbiosis efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.