Научная статья на тему 'Региональная политика развития масличных кластеров'

Региональная политика развития масличных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСЛИЧНЫЕ КЛАСТЕРЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ / OIL-BEARING CLUSTERS / REGIONAL CLUSTER POLICY / EFFICIENCY OF CLUSTER POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разгоняева В. В.

В статье показано, что региональная кластерная политика должна содействовать созданию и функционированию масличных кластеров. Предложены мероприятия, обеспечивающие эффективное развитие региональных кластеров в масличном подкомплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL POLICY OF DEVELOPMENT OF OIL-BEARING CLUSTERS

In this article, it is shown that the regional cluster policy should promote creating and functioning the oil-bearing clusters. The arrangements providing effective development of the regional clusters of the oil-bearing sub-complex are suggested.

Текст научной работы на тему «Региональная политика развития масличных кластеров»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ МАСЛИЧНЫХ КЛАСТЕРОВ

В. В. РАЗГОНЯЕВА

В статье показано, что региональная кластерная политика должна содействовать созданию и функционированию масличных кластеров. Предложены мероприятия, обеспечивающие эффективное развитие региональных кластеров в масличном подкомплексе.

Ключевые слова: масличные кластеры, региональная кластерная политика, эффективность кластерной политики.

Основной целью реализации кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры.

Кластерная политика может быть реализована на различных уровнях управления:

- на уровне отдельного кластера (микроуровне), что предполагает определение внутренних мер поддержки и развития структурообразующих элементов - организаций кластера;

- на уровне территории (макроуровень), объединяющей кластеры различных видов и этапа развития, что предполагает систему мер по развитию конкурентных преимуществ, инновационной активности, выравнивания эффективности функционирования различных сфер предпринимательства, которая должна учитывать перспективы развития территориальных единиц, служить основой для выработки территориальных целевых программ, селективной поддержки наиболее перспективных кластеров [4].

На территориальном уровне разработкой и реализацией кластерной политики должны заниматься администрации субъектов Росийской Федерации. В координации принимаемой политики необходимым условием является участие членов координационных советов кластеров. Достижение взаимного соответствия различных сфер предпринимательства во многом зависит от федеральных и местных органов власти, обеспечивающих условия функционирования кластера через осуществление налоговой, бюджетной и внешнеэкономической политики. Их роль возрастает в во-

просах разработки и реализации планов необходимого технологического обеспечения национальных потребностей, согласованными изменениями политики стандартизации, установления взаимодействия крупного и малого бизнеса, регулирования естественных монополий и т. д. [3].

Дифференцированная кластерная политика определяется как система государственных и корпоративных мер, сформированных посредством типологизации кластеров и на основе смены типов их развития, и обеспечивающих устойчивый рост организаций в составе кластера и формирование синергетического эффекта от интеграции. Во времени кластерная политика ориентирована на достижение среднесрочных и долгосрочных целей и определяет основные пути их достижения.

Изучение зарубежного опыта показывает, что «кластерная политика» может быть двух типов:

- поддерживать рост существующих или зарождающихся региональных кластеров: прави-

тельство должно усиливать и надстраивать кластеры, а не пытаться создавать совершенно новые;

- обогащать процесс формирования политики в целом знаниями об опыте (положительном или неудачном) развития региональных кластеров [1].

Применительно к масличным кластерам политика, поддерживающая развитие такого типа кластеров, будет в значительной степени секторно-ориентированной, сфокусированной на взаимосвязанности участников и разработана с учетом потребностей масличного подкомплекса регионального уровня.

Не все идентифицированные кластеры в регионе могут быть объектом поддержки со стороны региональных органов власти. Ограничения могут быть обусловлены рамками бюджета, либо желанием испытать новый подход на примере нескольких пилотных кластеров. В этой связи необходим

анализ и отбор целевых кластеров для дальнейшей поддержки средствами кластерной политики.

Основными направлениями политики развития кластеров, реализуемыми органами государственной власти и местного самоуправления, можно назвать следующие:

1. Содействие институциональному развитию кластеров, предполагающее, в том числе, инициирование и поддержку создания специализированной организации развития кластера, а также деятельности по стратегическому планированию развития кластера, установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и стимулирование укрепления сотрудничества между ними.

2. Развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия. Предполагается, что предоставление поддержки соответствующим проектам должно оказываться вне зависимости от принадлежности участвующих в их реализации предприятий к тому или иному кластеру.

При этом возможность получения доступа к указанным механизмам поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий-участников кластера и рост эффективности их взаимодействия (кластерные проекты), должна учитываться при разработке стратегий развития кластеров.

Основными задачами кластерных проектов являются:

- повышение качества управления на предприятиях кластера, повышение конкурентоспособности и качества продукции у предприятий-постав-щиков и развитие механизмов субконтрактации;

- стимулирование инноваций и развитие механизмов коммерциализации технологий, поддержка сотрудничества между исследовательскими коллективами и предприятиями;

- содействие маркетингу продукции (товаров, услуг), выпускаемой предприятиями-участни-ками кластера и привлечению прямых инвестиций.

3. Обеспечение формирования благоприятных условий развития кластеров, включающих:

- повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями;

- осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство, реализуемое с учетом задач развития кластеров;

- предоставление налоговых льгот, в соответствии с действующим законодательством;

- снижение административных барьеров.

Каждое из направлений содействия развитию кластеров, с учетом особенностей разграничения полномочий, должно реализоваться как на региональном, так и местном уровнях.

В целях обеспечения эффективности реализации кластерной политики федеральными органами исполнительной власти должно предусматриваться оказание методической, информационноаналитической консультационной и образовательной поддержки органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, бизнес-ассоциациям.

Реализация обозначенных направлений политики находит свое отражение в мероприятиях, которые целесообразно реализовать с целью обеспечения создания и развития территориальных кластеров в подкомплексах АПК. К мероприятиям, связанным с развитием территориальных кластеров в АПК, можно отнести:

1. Формирование специализированной организации, способствующей координации деятельности его участников, которая может создаваться в различных организационно-правовых формах. В этом плане функции указанной организации могут быть возложены на координационный совет масличного кластера.

2. Создание промышленных парков и технопарков как инфраструктуры для развития кластеров.

Использование услуг промышленного парка позволяет снижать издержки и ускорить процесс реализации инвестиционных проектов. Обеспечение целенаправленной поддержки создания промышленных парков в субъектах Российской Федерации со стороны федеральных органов исполнительной власти должно обеспечить дополнительное увеличение объемов прямых иностранных инвестиций, а также ускорение темпов развития предприятий малого и среднего бизнеса в обрабатывающих отраслях промышленности и способствовать развитию кластеров.

Факторами, сдерживающими развитие отечественных технопарков, созданных ранее на базе вузов и государственных научно-исследовательских институтов, являются недостаток обустроенных под нужды технопарка площадей, низкий уровень информационно-консультационной и маркетинговой поддержки резидентов технопарка.

3. Осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство, реализуемое с учетом задач развития кластеров.

Организационной предпосылкой удовлетворения потребностей организаций кластера в развитии инфраструктуры и жилищного строитель-

ства является учет потребностей в рамках разработки региональных и муниципальных программ социально-экономического развития, федеральных целевых программ развития регионов базирования кластеров и в рамках механизма предоставления субсидий на развитие наукоградов.

В этой связи необходимо обеспечить интеграцию разработки программ (концепций, стратегий) развития кластеров соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также федеральных целевых программ.

Разработка проектной документации развития инфраструктуры кластеров, осуществляемая с использованием механизмов частно-государственного партнерства, а также частичное финансирование соответствующих проектов может быть обеспечена с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, предоставляемых на конкурсной основе на условиях софинансирования.

4. Содействие выходу предприятий на внешние рынки и реализация коллективных маркетинговых проектов. В этих целях могут быть использованы следующие механизмы стимулирования:

- субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом и иных маркетинговых расходов, связанных с выходом на внешние рынки;

- субсидирование части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия;

- субсидирование части затрат по оплате услуг по разработке средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта.

5. Стимулирование инноваций, развитие кооперации внутри кластера в области НИОКР и механизмов коммерциализации технологий.

Основными приоритетами кластерной политики в области развития инноваций является:

- содействие проведению совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предприятиями кластера, институтами и университетами, содействие разработке программ долгосрочных партнерских исследований, кооперации предприятий при финансировании и реализации НИОКР, в том числе в рамках формирования инновационных консорциумов;

- содействие созданию новых инновационных предприятий, включая предоставление кон-

сультационной помощи при создании новых инновационных предприятий, содействие в привлечении финансирования, в том числе со стороны индивидуальных инвесторов и венчурных фондов;

- развитие и обеспечение высокого качества услуг объектов инновационной инфраструктуры, в том числе, бизнес-инкубаторов и технопарков, центров трансфера технологий, центров развития дизайна;

- содействие активизации инновационного процесса на предприятиях, включая развитие механизмов и практики «технологического аудита», субсидирование части затрат предприятий по созданию промышленных образцов, по регистрации и правовой охране за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности.

Предполагается, что органы исполнительной власти Воронежской области и местного самоуправления будут выступать в качестве инициаторов предоставления субсидий на реализацию мероприятий по организационному развитию кластеров. При этом финансирование соответствующей деятельности может также поддерживаться из средств федерального бюджета, в том числе в рамках реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Возможность предоставления налоговых льгот регионального и муниципального уровня, в том числе в рамках создания особых экономических зон регионального уровня, является эффективным инструментом развития кластеров.

Установление эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера может быть достигнуто созданием информационного сайта в Интернете, специализированных интернет-ресурсов и электронных списков рассылки и внедрением в деятельность головных предприятий программных продуктов, обеспечивающих перелив информации между организациями кластера. Эффективному взаимодействию могут способствовать меры по организации конференций, семинаров, рабочих групп.

В целях активизации процессов сотрудничества между предприятиями, научными и образовательными организациями опережающее развитие должны получить механизмы поддержки кооперационных проектов с вовлечением в их реализацию не менее 3-8 предприятий и организаций.

Развитию организаций в составе масличных кластеров может способствовать повышение качества управления на предприятиях, включающее содействие предоставлению консультационных услуг предприятиям участников кластера в области менеджмента; проведение систематической ра-

боты по выявлению примеров лучшей практики по новым методам и механизмам управления на предприятиях кластера и содействие их эффективному распространению; содействие внедрению и сертификации предприятиями системы управления качеством в соответствии со стандартами ИСО 9000:2000, отраслевыми стандартами организации производства, а также иными стандартами качества и подтверждения соответствия; организация ознакомительных поездок на предприятия соответствующей отрасли, в том числе за рубежом; содействие развитию механизмов субконтрактации, включая распространение информации о возможности оказания промышленных услуг по субконтрактным договорам на основе информации о наличии общих и специализированных производственных мощностях и потребностях производственных предприятий, в том числе, на основе развития специализированных консультационных организаций - центров субподряда. В отличие от простых поставок сырья и комплектующих изделий субконтрактная система организации производства отличается большей прочностью и надежностью связей, так как сопровождается, как правило, устойчивыми долгосрочными партнерскими взаимоотношениями по более широкому спектру взаимных проблем генерального контрактора и специализированных субконтракторов.

Основной задачей кластерной политики в области развития системы непрерывного образования является обеспечение сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями, в том числе по следующим направлениям:

- мониторинг и прогнозирование потребностей участников кластера в специализированных человеческих ресурсах и планирование, участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов;

- совместная разработка образовательных программ основного и дополнительного профессионального образования; общественно-профессиональная аккредитация и оценка качества содержания образовательных программ в интересах развития кластера;

- совместная реализация образовательных программ (материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение в части целевой подготовки);

- организация стажировок и производственной практики на предприятиях кластера.

Одним из направлений развития кластеров является реализация его участниками мероприятий по выявлению административных барьеров феде-

рального, регионального и муниципального уровня с выработкой предложений по их минимизации.

Продуманная кластерная политика в регионе предполагает не просто стремление властей объединить на своей территории предприятия и организации нескольких разных отраслей, что может привести к синергетическому эффекту, а радикальное изменение отраслевой политики, внедрение инновационных технологий, требующих создания новых институциональных форм, коренным образом меняющих прежний технико-промышленный уклад [2]. В процессе создания региональных кластеров следует отталкиваться от новых фундаментальных научных решений, а не от способов рационализации сложившихся форм производства. Поэтому поддержка кластеров должна включать в себя ликвидацию барьеров для внедрения инноваций, государственные вложения в человеческий капитал и инфраструктуру, поддержку географической концентрации связанных фирм.

Продуманная политика поддержки кластеров в регионе - действенный инструмент повышения его конкурентоспособности, инновационного потенциала, темпов экономического роста, а также очень важное условие обеспечения устойчивости и экономической независимости региона в условиях глобализации.

Литература

1. Винокурова Ю. В. Основные характеристики и типы кластеров // Новое в экономике и управлении. М., 2007. Вып. 12.

2. Марков Л. С. Проблемы реализации кластерной политики в России // Научный эксперт. 2007. № 4.

3. Николаев М. В. Экономическая глобализация и проблемы национальной безопасности // Проблемы современной экономики. 2005. № 1(13).

4. Хасанов Р. Х. Синергетический эффект кластера // Проблемы современной экономики. 2009. № 3(31). / [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.m-есопоту.ги/а11^р3?а1^=24929.

* * *

REGIONAL POLICY OF DEVELOPMENT OF OIL-BEARING CLUSTERS

V. V. Razgonyayeva

In this article, it is shown that the regional cluster policy should promote creating and functioning the oil-bearing clusters. The arrangements providing effective development of the regional clusters of the oil-bearing sub-complex are suggested.

Key words: oil-bearing clusters, regional cluster policy, efficiency of cluster policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.