Научная статья на тему 'Проблема формирования региональных кластеров и пути ее решения'

Проблема формирования региональных кластеров и пути ее решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
648
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ / КЛАСТЕРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / REGIONAL CLUSTERS / CLUSTER INITIATIVES / THE GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сироткина Н. В., Ланских Е. А.

Статья посвящена исследованию отечественного и зарубежного опыта формирования региональных кластеров. Авторами рассмотрены основные аспекты формирования кластерных инициатив, обоснованы роль и участие органов государственной власти в поддержке и развитии кластеров. В статье приводится авторская дефиниция понятия «региональный фасилитатор», который авторы предлагают использовать в качестве инструмента формирования региональных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL CLUSTERS FORMATION PROBLEM AND WAYS OF ITS DECISION1GOU VPO «Voronezh State University»

The article is devoted research domestic and foreign experience of formation regional clusters. Authors consider the basic aspects of formation clusters initiatives, the role and participation of public authorities in support and development clusters are proved. In article the author ’s definition of concept «regional fasilitator» which authors suggest to use as the tool of formation regional clusters is resulted.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования региональных кластеров и пути ее решения»

Таблица 3. Сравнение модельных и статистических значений потребности в кадрах для гостиничного комплекса г.Москвы (2008 г).

Категория гостиниц Прогнозируемое количество мест на 2008 г Рассчитанное количество мест с учетом значений экономических показателей 2008 года Количество мест в гостиницах г.Москвы согласно данным статистики в 2008 г Ошибка прогноза, % Ошибка расчета, %

1 2 3 4 5 6

1*2* 27500 25550 25281 8,8 1,1

3* 40200 37590 38605 4,13 2,62

4* 16600 14000 14892 11,46 5,98

5* 8050 6900 7111 13,20 2,96

N = й1 х Р; N = й,х Р; N = й? х Р; (5)

нпо 1 спо 2 ’ впо 3 4 !

Достоинством модели является то, что она позволяет учесть не только положительные, но и отрицательные тенденции в развитии экономики (например, последствия экономических кризисов).

В качестве примера приведем произведенный по модели расчет потребности в кадрах для гостиничного комплекса г.Москвы на 2008 г. Результаты расчета и их сравнение с реальными статистическими данными приведены в таблице 3.

Результаты, приведенные в таблице 3, показывают хорошую сходимость значений (ошибка до 6%), рассчитанных по уравнениям с реальными значениями экономических показателей (столбец 3) и статистическими значениям 2008 года (столбец 4). Ошибка расхождения между рассчитанными по модели и реальными значениями (столбец 6) обусловлена не качеством модели, а недостаточным точным и корректным расчетом исходных экономических параметров. Соответственно, необходимо более тщательное внимание обратить на подбор (расчет) исходных данных на прогнозируемый период - это позволит повысить точность оценки.

По нашему мнению прогноз необходимо проводить на срок не менее 5-6 лет, для того, чтобы планировать прием студентов в образовательные учреждения с учетом будущей потребности в кадрах.

Данная модель позволяет производить оценку потребности специалистов как для всей индустрии туризма в целом, так и для отдельных ее составляющих при наличии соответствующих коэффициентов.

Литература:

1. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат.сб. / Росстат. - М., 2008.

2.Федулин А. Подготовка кадров для туризма: проблемы и задачи. 2009. http://www.bujet.ru/article/55618.php. Дата обращения: 20.09.2010.

3. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М., 2003.- с.350.

4. Вавилова Е.В. Основы международного туризма. М.: Гарда-рики, 2005. - с.160.

5. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб. / Росстат. - Р76. - М., 2009. - 795 с.

6. Полевая М.В. Анализ современного состояния подготовки кадров для индустрии туризма // Вестник Российского Государственного торгово-экономического университета. - 2010. - №6.

7. О развитии в городе Москве системы подготовки и повышения квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса столицы. Постановление Правительства Москвы 27.12.2006г. №1054-ПП

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Сироткина Н.В., д.э.н., профессор кафедры экономики и управления организациями

ГОУ ВПО «Воронежский государственный университет»,

Ланских Е.А., аспирант кафедры менеджмента и мировой экономики Воронежского филиала

ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»

Статья посвящена исследованию отечественного и зарубежного опыта формирования региональных кластеров. Авторами рассмотрены основные аспекты формирования кластерных инициатив, обоснованы роль и участие органов государственной власти в поддержке и развитии кластеров. В статье приводится авторская дефиниция понятия «региональный фасилитатор», который авторы предлагают использовать в качестве инструмента формирования региональных кластеров.

Ключевые слова: региональные кластеры, кластерные инициативы, государственная власть.

REGIONAL CLUSTERS FORMATION PROBLEM AND WAYS OF ITS DECISION

Sirotkina N., Doctor of Economics, professor of economics and management organizations, GOU VPO «Voronezh State University», Lanskykh E., the post-graduate student, management and the global economics chair, Voronezh branch of State Educational Institution «Russian State Trade and Economic University»

The article is devoted research domestic and foreign experience of formation regional clusters. Authors consider the basic aspects of formation clusters initiatives, the role and participation ofpublic authorities in support and development clusters are proved. In article the author’s definition of concept «regional fasilitator» which authors suggest to use as the tool of formation regional clusters is resulted.

Keywords: regional clusters, cluster initiatives, the government.

Повышение конкурентоспособности региона является приоритетным направлением стратегического развития экономики Российской Федерации [1]. Свою реализацию это направление находит через создание территориальных кластеров, способных максимально использовать инновационный потенциал региона и яв-

ляющихся инструментом повышения инновационной активности и конкурентоспособности региональной экономики.

Региональный кластер представляет собой совокупность предприятий, осуществляющих деятельность в одной или нескольких смежных отраслях, находящихся в непосредственной географичес-

кой близости друг от друга, объединенных общими целями и задачами. Объединение участников региональной экономики в кластеры позволяет снизить трансакционные издержки, внешние и внутренние риски, повысить уровень конкурентоспособности и инновационного потенциала предпринимательских структур, привлечь федеральные и региональные инвестиции, обеспечить трансфер инновационных технологий.

Формирование потенциальных региональных кластеров возможно при наличии:

- наукоемких компаний, способных финансировать новые проекты;

- конкурентоспособных НИИ, имеющих опыт коммерциализации технологий;

- высокотехнологичных фирм, которые могут стать поставщиками для ведущих предприятий кластера и реализовать свои инициативные разработки;

- крупного технологического университета, способного заниматься подготовкой квалифицированных специалистов по необходимым кластерным специальностям, осуществляющего научные разработки;

- технопарков, бизнес-инкубаторов, которые могут предоставить доступ к современной исследовательской инфраструктуре, тем самым, снизить издержки;

- общественных групп поддержки (торгово-промышленные палаты, отраслевые альянсы, ассоциации, специализированные комиссии, советы при региональной администрации).

Процессы кластеризации в экономике нашей страны стали развиваться сравнительно недавно, но весьма динамично, так как преимущества кластеризации стали очевидны для руководителей различного уровня управления экономикой, а также для менеджеров предприятий и организаций. Однако до настоящего времени остается практически не развитым правовое поле по данному вопросу, что осложняет поиск эффективных и действенных приемов формирования и развития отечественных региональных кластеров. Законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс создания региональных кластеров, носят разовый и бессистемный характер. Так, в 2009 г. Приказом Министерства экономического развития РФ (№277 от 16.07.2009) была создана Межведомственная рабочая группа по выработке государственной политики в сфере развития предпринимательской деятельности в территориальных кластерах [2]. На основании данного приказа был разработан ряд мероприятий, направленный на поддержку кластеров [2]:

- поддержка создания и обеспечения деятельности территориальных промышленных, инновационных и логистических кластеров;

- проведение исследований состояния экспортно-ориентированных кластеров, а также маркетинговых исследований для таких кластеров;

- создание и обеспечение деятельности Центров кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанные мероприятия успешно прошли апробацию в таких странах как Канада, США, Франция, Словения, являющихся «пионерами» в области формирования и развития региональных кластеров.

Анализ зарубежного опыта кластеризации позволяет выделить следующие подходы к индентификации кластеров:

- статистический, согласно которому кластеры выявляются по принципу географической близости уже существующих предприятий. Данный подход используется для поддержки компаний-лидеров, образующих ядро кластера;

- «кластерные инициативы», представляющий собой процесс инициализации создания кластера с целью вывода региональной экономики из кризисных ситуаций.

Решение проблемы кластеризации в современной отечественной экономике нам представляется возможным на основе развития кластерной инициативы. Кластерные инициативы представляют собой организованные региональные отраслевые сети, объединяющие экономических партнеров и нацеленные на улучшение инновационной деятельности в регионе, повышение конкурентоспособности региональной экономики на внутреннем и внешнем рынках. На региональном уровне кластерные инициативы способствуют совершенствованию управления экономикой и позволяют акцентировать внимание на наиболее перспективных и приоритетных отраслях и сферах деятельности.

Рассмотрим уровни поддержки реализации кластерных инициатив [3].

1. Повышение конкурентоспособности компаний кластера на внешних рынках:

- содействие в приобретении коллективной рыночной информации для группы компаний;

- развитие экспортных возможностей для группы компаний в кластере (например, экспортные консорциумы);

- сертификации по международным стандартам качества (например, КО, GMP, СММ и др.);

- совершенствование производственного процесса и операций (например, содействие в приобретении нового производственного оборудования);

- повышение качества продукции и услуг;

- разработка новых продуктов и услуг.

2. Развитие внутрикластерного сотрудничества:

- развитие связей на уровне системы поставщиков;

- развитие связей на уровне НИОКР, коммерциализации и образовательных программ;

- развитие международных связей кластера;

- содействие в координации усилий участников по развитию кластера;

- создание специализированной кластерной ассоциации.

3. Повышение качества бизнес-окружения для развития кластера

- повышение адекватности и качества образовательных программ; создание специализированных программ повышения квалификации; организация студенческой практики на предприятиях кластера; формирование и реализация программ привлечения трудовых ресурсов;

- развитие доступа со стороны компаний кластера к результатам НИОКР; содействие созданию отделов и программ передачи технологий в структурах университетов, научно-исследовательских институтов; реализация совместных НИОКР; содействие в коммерциализации НИОКР; развитие технопарков, центров передового опыта, бизнес-инкубаторов и их поддержка; защита интеллектуальной собственности;

- повышение эффективности и развитие университетов, научноисследовательских институтов и технико-исследовательских организаций; повышение адекватности и развитие транспортной инфраструктуры, энергетической инфраструктуры; развитие инженерной инфраструктуры; развитие телекоммуникационной инфраструктуры; доступ к земельным ресурсам и коммерческой недвижимости;

- обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних компаний; развитие системы банков и инвестиционных фондов; развитие системы конкурсных грантов; развитие лизинга и факторинга;

- создание и реализация программ привлечения компаний; упрощение процедуры регистрации компаний; снижение административных барьеров; формирование и реализация программ преференций и льгот для компаний-участников кластера

- содействие развитию рынка доступного жилья; развитие системы здравоохранения; развитие инфраструктуры развлечений и досуга; личная безопасность.

Большинство вышеперечисленных инструментов уже используется в ходе реализации программ повышения конкурентоспособности субъектов РФ путем формирования региональных кластеров. Так, развитие кластеров в Воронежской области происходит в соответствии с целевой программой «Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011-2013 гг.». на реализацию которой выделено 71 млн.рублей, а также в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 гг.», регламентирующей финансирование развития радиоэлектронного кластера Воронежской области в объеме 17,719 млрд. рублей. Кроме этого, в правительстве области разработаны комплексный проект создания наноиндустрии в регионе и подпрограмма «Развитие нанотехнологий и наноиндустрии в Воронежской области на 2009 - 2012 годы».

В Стратегии привлечения инвестиций до 2015 г. в Воронежскую область указаны базовые принципы и приоритетные направления инвестиционного развития региона, к которым относятся:

- развитие высокотехнологичных производств;

- формирование кластеров в ракетостроении, железнодорожном машиностроении, атомном и энергомашиностроении, кластера строительной индустрии;

Рис.2 Ключевые обязанности регионального фасилитатора

- формирование конкурентоспособных кластеров в агропромышленном комплексе: животноводческий кластер, кластер переработки растениеводческой и животноводческой продукции.

В 2009 году в Воронежской области был заявлен проект кластера нефтегазохимического машиностроения и было создано ООО ФПК «Космос-Нефть-Газ», объединившее в инновационный кластер 14 предприятий и организаций [14]. Финансовая промышленная компания «Космос-Нефть-Газ» занимается разработкой технологий, изготовлением оборудования для нефтяной, газовой, химической отраслей промышленности и атомной энергетики. Деятельность участников кластера осуществляется по следующим направлениям [15]:

- создание работоспособной интегрированной структуры аутсорсинга, кооперации и субконтрактации внутри кластера;

- создание системы для выявления коллективных выгод участников за счет снижения издержек производств и увеличения доходности и рентабельности;

- повышение эффективности системы поставок сырья, компонентов и комплектующих внутри кластера;

- увеличение доступности финансовых ресурсов за счет создания интегрального инвестиционного портфеля;

- построение сети формальных и неформальных отношений для передачи и использования рыночной и технологической информации внутри кластера.

Воронежская область не обладает нефтегазовыми ресурсами, но выпускает уникальную продукцию для этой отрасли. Создание вокруг ФПК «Космос-Нефть-Газ» кластера нефтегазохимического машиностроения способно обеспечить необходимым технологическим оборудованием нефтегазовую отрасль России. Таким образом, взаимодействие с таким крупным заказчиком, позволит членам кластера получать долгосрочные перспективные проекты, повышать инновационный потенциал, разработать и апробировать новые тех-

нологии, возможность выхода на международный рынок (на мировых рынках конкурируют не отдельные предприятии, а группа предприятий).

В 2010 году началось формирование следующих кластеров: авиастроительный (ВАСО и пять предприятий), электромеханика (ООО НПП «Измерон-В» и двадцать предприятий), радиоэлектроника (ООО «Концерн Созвездие» и пятьдесят пять предприятий).

На рисунке 1 обозначены индустриальные зоны, действующие кластеры и планируемые к 2015. Наиболее крупным является кластер радиоэлектроники. В его состав входят практически все предприятия города, работающие в этой отрасли. Ядро кластера - «Концерн Созвездие», выпускает свою продукцию и является участником федеральных и целевых программ. Таким образом, предприятия - члены-кластера, получили возможность участвовать в проектах и получать дополнительные заказы.

В ходе реализации стратегии регионального развития, при создании кластера возникает целый ряд трудностей, а именно:

- недостаточно развитая инфраструктура;

- недоверие между участниками кластера;

- нехватка узкоспециализированных кадров;

- устаревшая материально-техническая база;

- недооценка аутсорсинга;

- нехватка финансовых ресурсов;

- недостаточный опыт в продвижении разработок;

- медленный переход к стратегии инноваций;

- трудность в оценке инновационности проекта.

Для повышения потенциала кластеризации региона в данной работе предлагается использование такого понятия как «региональный фасилитатор».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фасилитатор (от англ. to facilitate - содействовать) - человек, занимающийся организацией и ведением групповых форм работы с целью повышения их эффективности. Основная задача фасили-

Рис. 1 Направления развития кластеров Воронежской области

татора заключается в обеспечение соответствия работы установленному регламенту и создание комфортной атмосферы, способствующей сплочению группы и плодотворному обсуждению проблемы.

В контексте совершенствования процессов формирования региональных кластеров и повышения регионального кластерного потенциала под фасилитатором понимается не один человек или конкретное лицо, а орган консолидации управленческого воздействия на всех участников кластера. На начальных стадиях это может быть промышленная ассоциация, агентства регионального развития, региональные органы власти, инициирующие процесс кластеризации. Целью фасилитатора является создание условий для повышения развития региональной экономики путем стратегической группировки бизнеса, привлечение потенциальных участников в кластер [6].

В состав фасилитатора, как органа ответственного за развитие кластерных программ, повышения уровня инициатив со стороны участников, могут входить активные менеджеры предприятий-участников регионального кластера.

В рамках кластеризации региональному фасилитатору отводится роль организации, способствующей развитию кластерной деятельности на территории региона, инициированию потенциальных участников к проведению совместной деятельности.

Предназначение фасилитатора заключается в том, чтобы способствовать укреплению долгосрочных отношений между участниками кластера, развитию профессиональной деятельности участников. При этом к фасилитатору предъявляются такие требования, как глубокое изучение кластерного процесса, честность и добросовестность при выполнении возложенных на него обязанностей. Ключевые обязанности фасилитатора представлены на рисунке 2.

Фасилитатор является связующим звеном между всеми членами кластера. Это во многом упрощает систему взаимодействия участников, открывает для них более обширное информационное пространство, регулярные встречи и обсуждения общих проектов дают возможность с разных сторон оценить сильные и слабые стороны производства, принять коллективное решение.

Еще в 1960-х годах в САШ были разработаны методы фасили-тирования, которые предлагалось использовать в качестве помощи топ-менеджерам с целью обеспечения эффективной организации процессов коллективного обсуждения, планирования будущей деятельности и решения проблем [11]. Данные методы были взяты нами за основу при разработке методов содействия формированию региональных кластеров, к которым относится следующее:

- помощь в выявлении проблем формирования и развития регионального кластера;

- поиск эффективных приемов интеграционного взаимодействия между участниками кластера;

- создание механизмов повышения инновационной активности участников кластера;

- обеспечение паритетных условий и заинтересованности участников кластера в процессе кластеризации;

- обучение новому методу лидерства - лидерству фасилита-торству, командному лидерству, лидерству, отличному от иерархического.

И в заключении отметим, что кластер - это не просто новый термин, это новый инструмент промышленной политики России, который способен повысить конкурентоспособность как отдельного региона, так и страны в целом. Формирование и развитие кластеров, реализовывающих инновационные проекты в регионах нашей страны, способствует повышению качества жизни населения, увеличению доли среднего класса, созданию новых рабочих мест, сокращению оттока населения из села в город, открытию новых возможностей для малого и среднего бизнеса в промышленности и сельском хозяйстве, развитию региональной инфраструктуры, повышению бюджетной эффективности на всех уровнях по итогам реализации инновационных проектов.

Литература:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «№ 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»/ [Электронный ресурс] режим доступа: http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/

2. Приказ Минэкономразвития России № 277 от 16.07.2009

«О создании Межведомственной рабочей группы по выработке государственной политики в сфере развития предпринимательской деятельности в территориальных кластерах»/ [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ innovations/development/doc1248779251178

3. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации от 26.12.2008 г. № 20636-АК/Д19 Электронный ресурс] режим доступа: http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations

4. Родионова Л.Н., Хайрулин Р.Ф. Кластеры как форма интеграции инвестиционных ресурсов/ [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.ogbus.ru/authors/Rodionova/Rodionova_4.pdf

5. GFA Consulting Group Пособие по кластерному развитию [Текст] / GFA.- Киев.- 2006.- 38 с.

6. Пятинкин С.Ф., Быкова Т.П. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт [Текст]/ С.Ф. Пятинкин, Т.П. Быкова. - Минск: Тесей, 2008. - 72 с.

7. Пилипенко И.В. Кластерная политика в России/ Общество и экономика, 2007, №8, с.53-54

8. Solvell О., Lindqvist G., Ketels C. The cluster initiative Greenbook [Текст]/ О. Solvell, G. Lindqvist, C. Ketels. - Stockholm: Bromma tryck AB, 2003. - 94 с.

9. Andersson T., Schwaag-Serger S., Sorvik J., Hansson E. The Cluster Policies Whitebook [Текст]/ T. Andersson, S. Schwaag-Serger, J. Sorvik, E. Hansson. - IKED, 2004.-266 c.

10. National Governors Association Cluster-Based Strategies for Growing State Economies/ [Электронный ресурс] режим доступа:

http://www.nga.org/Files/pdf/0702INNOVATIONCLUSTERS.PDF

11. Научно-практический центр Бизнеса и менеджмента Метод фасилитирования [Электронный ресурс] режим доступа: http:// ipk.stu.ru/metod/fasil

12. Invest in Tomsk Особая экономическая зона технико-внедренческого типа г. Томска [Электронный ресурс] режим доступа: http://investintomsk.com/ru/tomsk/tomsk_sez

13. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.council.gov.ru/journalsf/cat3/ journal14/2008/number238.html

14. Бершатская Е., Орищенко Д. Воронежская область начала охоту на промышленные кластеры [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.abireg.ru/index.php?idnews=12602&newscat=15

15. Нефтегазовый кластер Воронежской области [Электронный ресурс] http://ngkvo.ru/about

16. В Воронеже открыт первый в России бизнес-инкубатор «Авиационный» [Электронный ресурс]: режим доступа http:// marsiada.ru/374/aircraft_building/2192/

17. Агентство по инновациям и развитию Инновационная инфраструктура Воронежской области [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.innoros.ru/infrastructure

18. Российское образование Федеральный портал В Воронеже открыт межвузовский бизнес-инкубатор [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.jurnal.org/articles/2008/ekon30.html

19. Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.cfin.ru/consulting/catalog/cards/536.shtml

18. Наука и инновации в регионах России Воронежская область [Электронный ресурс]: режим доступа http://regions.extech.ru/ regions/region_info1.php?id=36

19. Роль бизнес-инкубаторов в инфраструктуре поддержки малого инновационного бизнеса регионов [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.jurnal.org/articles/2008/ekon30.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.