УДК 332.1:001.895
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ
сТРАТЕГИИ РОссИИ
С. А. ЩАНКИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры валютно-финансовых и кредитных отношений E-mail: LEXA-93_93@mail. ru
Н. А. КАТАЙКИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры валютно-финансовых и кредитных отношений E-mail: kataikina@mail. ru Саранский кооперативный институт (филиал Российского университета кооперации)
Проведено исследование механизма реализации стратегии инновационного развития в России. Рассмотрены региональные особенности политики формирования и развития инновационных кластеров. Доказано приоритетное значение региональной кластерной политики в процессе формирования региональной инновационной системы.
Ключевые слова: стратегия инновационного развития, инновационный кластер, кластерная политика, регион - лидер инновационного развития.
Вторая волна мирового экономического кризиса способна значительно осложнить для России процесс модернизации ее экономики. Неблагоприятные условия ограничат возможности бизнеса по финансированию инновационной деятельности. В условиях дефицита государственного бюджета страны Запада проводят меры жесткой бюджетной экономии, что не позволяет государству использовать финансовые ресурсы для наращивания инновационной активности бизнеса, поддерживать достигнутый уровень социальной защиты
населения и пенсионного обеспечения, вызвав тем самым определенный рост налоговой нагрузки на бизнес.
В нашей стране существует понижающийся тренд в достижении показателей, предусмотренных Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2012 года в сфере научно-инновационной деятельности. Страна находится на 38-м месте в рейтинге инновационной конкурентоспособности стран мира. Существует тенденция дальнейшего снижения рейтинга конкурентоспособности экономики России. Подобные результаты отражают растущие риски современного состояния экономики страны на пороге ее вступления в ВТО.
Важнейшая проблема российских регионов в современных условиях обусловлена недостаточной разработанностью методологии реализации инновационных процессов, недостаточной сфор-мированностью стратегии инновационного развития федерального центра. В условиях реализации Правительством РФ господствующей концепции
либерализации экономики регионам страны требуется самостоятельно формировать инновационную активность, обеспечить стабильный экономический рост на базе развивающегося инновационного потенциала территорий. Подобных результатов невозможно достигнуть, не обладая как минимум региональной кластерной концепцией, основанной на продуманной и выверенной промышленной и инновационной политике.
Успех регионов, формирование из их числа перспективных лидеров инновационного развития немыслимы без реализации комплексного подхода к процессу становления институтов инновационного развития. Авторы предполагают рассматривать кластерную политику как механизм реализации Стратегии инновационного развития национальной экономики до 2020 г.
Основная задача региона - поддержание бизнеса, формирующего кластерные образования. Ее решение требует создания инфраструктурных образований, необходимых для успешного развития инновационного бизнеса.
Кластерные структуры являются формой интеграции инновационных предприятий. Развитие кластерных образований способствует развитию инноваций, что повышает конкурентоспособность региона в стране. В данных условиях интеграция обеспечивает доступность модернизируемых предприятий к специализированным факторам производства.
Достаточно остро стоит проблема перехода от работы отдельных перспективных, инновационно активных предприятий к подотраслям, состоящим из структурных подразделений групп предприятий. В этом случае, функционируя по целевому принципу, данная структура получает экономический эффект.
Новая структура носит название «инновационный активный кластер». Инновационно активный кластер - это совокупность нововведений, располагаемых на определенной территории в данное время. Созданная структура объединяет промышленные предприятия, научно-исследовательские институты, органы государственного управления, общественные организации. Инновации являются продуктом деятельности ряда структур. В системе инновационного кластера возникает устойчивая связь между структурами. Особенностью кластера является возникновение положительных эффектов, например масштаба производства, охвата и синергии. Последние возникают в случае стандартизации продукции.
Инновации, обусловливающие эффект первого рода, относятся к отдельному продукту, но применимы для производства других благ в рамках отдельного кластера.
Эффект охвата возникает, когда фактор производства возможно использовать в рамках отдельного кластера для создания нескольких разновидностей продукции.
Преимущество инновационного кластера состоит в том, что действие указанных эффектов вызывает преодоление нижней границы нормы прибыли вследствие возможной специализации, а также повышение производительности труда и уменьшение себестоимости продукции. Инновационный кластер доказывает способность иметь конкурентное преимущество.
В перечисленных структурах используются кооперация и разделение труда для внедрения инноваций, повышения конкурентоспособности и получения максимальной прибыли. Возможно использование множества вариантов преобразований интеграционных процессов. В создаваемую структуру объединяют собственников в количестве, необходимом для эффективного управления и контроля за структурой.
Инновационные кластеры в данном случае могут использовать национальные преимущества отечественной экономики. На этой базе предлагается создать научно-технические, производственно-сбытовые объединения независимых партнеров с использованием контрактной и акционерной форм контроля. Такие объединения реализуют национальные и региональные преимущества в процессе развития конкурентоспособного производства.
Качество работы кластеров зависит от условий производства в стране, величины спроса, стратегии и целей производства. Внутри кластеров происходит естественный отбор. Инновации являются продуктом нескольких фирм и распространяются по стабильно функционирующей сети.
Вхождение новых компаний способствует поступлению дополнительных инвестиций. С ними поступает и необходимая информация по создаваемому конкурентоспособному продукту. Участники кластера заняты инвестированием во все, что связано с созданием нового продукта. Кластер активно развивается, стремится стать лидером в своей области. Рост производства и совершенствование взаимоотношений внутри кластера позволяют выделить структуры, достигшие национального или мирового
РЕГИОНАЛЬНАЯ экономикА: теория и практика
13
уровня. Это могут быть головные предприятия-потребители, которые для создания конкурентной продукции требуют от поставщиков совершенствования технологических цепочек, снижения издержек производства и отпускных цен. При невозможности подобной модернизации встает задача замены предприятий-поставщиков. Подобную роль могут выполнять конкурентоспособные поставщики, определясь с компанией-потребителем, содействуя ее совершенствованию. Последние должны будут выйти на конкурентоспособный уровень, привлекая высококвалифицированный менеджмент, внедряя современные технологии и подготовленные кадры.
Возможна реализация механизма географической концентрации кластеров, располагающихся на одной территории, т. е. формируется региональный аспект конкурентоспособности. Регион превращается в инновационную точку роста. Здесь стабильно генерируются инновации, в том числе с институциональной составляющей. Это требует использования региональных форм взаимодействия предприятий, мобилизации интеллектуального потенциала (вузов, НИИ), местных органов управления и общественных организаций. Облегчается процесс наблюдения за работой конкурентов. При значительном экспортном и научно-техническом потенциалах региона возможно формирование нескольких кластеров в соседних секторах рыночной экономики.
Кластеры способны создаваться естественным путем, являясь самовоспроизводящими и самодостаточными системами. Однако государство в состоянии (независимо от проводимой либеральной политики центра) оказать весомую помощь и поддержку в их укреплении на региональном уровне, реализуя промышленную и инновационную политику. Возможно, например, создать ядро кластеризации на основе отдельных территорий с развитой промышленностью и сельским хозяйством, наличием технопарков, свободных экономических зон, крупных научно-исследовательских центров.
Инвестиции поступают в конкретные точки роста, они способны вызвать необходимую цепную реакцию. Возможная помощь государства может заключаться в создании требуемых для развития кластеров условий (институциональной оболочки) -правовых норм и специализированных инфраструктур в информационной, образовательной и научно-исследовательской областях.
В некоторых случаях государство выступает главным строителем кластерного механизма, фор-
мируя начальный спрос с помощью контрактной системы и целевых программ, льготных налоговых и инвестиционных условий. Предприятия, вошедшие в кластеры, должны осваивать новые стандарты и технологии, получать дополнительные стимулы за высокое качество продукции и лучшую организацию труда, развивать конкуренцию, новаторство, оказывать помощь в продвижении новых товаров на рынок.
Для придания нового качества экономическому развитию необходимо:
• освоить методику поэтапной организации инновационных кластеров;
• повысить качество менеджмента;
• улучшить стратегическое планирование;
• умело участвовать в конкурентной борьбе на рынке;
• внедрять на своем предприятии международные стандарты;
• повысить прозрачность реформируемых предприятий;
• подготовить и реализовать стратегию инновационного развития региона.
Стратегия инновационного развития может содержать в себе следующие элементы:
• механизм государственного участия в формировании вертикально и горизонтально интегрированных холдингов, а также инновационных кластеров;
• характеристику перспективных отраслевых и региональных проектов развития конкурентоспособных структур;
• источники и размеры государственных средств для формирования фонда развития, направляемого на создание специфической инфраструктуры конкурентоспособной экономики;
• условия ограничения влияния либерального подхода, приемлемого для развития сырьевого характера российской экономики, использование дополнительных ресурсов для дальнейшего формирования наукоемкого сектора экономики. Все это предоставит возможности для перехода
к инновационному характеру развития экономики.
В период углубляющегося кризиса либеральной экономической концепции в США и Европейском Союзе все более востребованной становится необходимость формирования национальной модели инновационного развития экономики.
Концептуальное решение поставленной проблемы сформировано авторами. Реализация пред-
ложенной концепции, в том числе на региональном уровне, способна принести положительные результаты [5].
Оценим региональный опыт реализации кластерной политики, позволивший достигнуть территориям определенных успехов в инновационном развитии. Так, администрация Ульяновской области активно проводит кластерную политику. В составе Ульяновской области функционирует ряд кластеров: авиационный, атомный и нано-технологический. Создание и функционирование инновационных кластеров позволяет решать ряд технологических и социально-экономических задач. В регионе успешно функционируют предприятия -лидеры инновационного развития: ОАО «УАЗ», ОАО «Авиастар», ОАО «НИИ атомных реакторов». Все перечисленные структурные образования осуществляют собственные инновационные проекты. Стимулы для внедрения инноваций находятся внутри кластера.
Однако в течение определенного времени функционирования в условиях российской действительности в структурах кластера возникает «групповое мышление», оно замедляет инновационный процесс. Данное явление происходит в условиях доминирования в экономике институтов 1990-х гг. Сформировавшаяся в данный период экономическая система имеет относительную легитимность при значительном доминировании монопольно-олигархических структур, тесно взаимодействующих с властными структурами, а промышленные предприятия, входящие в кластерные образования, отличает низкая инновационная активность. Для решения данной проблемы в Ульяновской области кластеры интегрируются управляющими компаниями, которые создаются в экономико-правовых формах ЗАО, некоммерческих партнерств или автономных учреждений. Создаваемые структуры эффективно используют ресурсы для инновационного развития кластерного механизма. В данном случае интеграция способствует снижению производственных издержек и повышает эффективность затрат на НИОКР.
Например, областная целевая программа «Ульяновск - авиационная столица» на 2009-2011 гг. ставила задачу формирования эффективного механизма коммерциализации инновационных технологий и создания малых инновационных предприятий. Авиационный кластер насчитывает 19 предприятий и организаций. Кластер представлен в качестве взаимосвязанных компаний и организаций, функ-
ционирующих в области авиационной промышленности. Так, государственная корпорация «Роснано» выделила на развитие кластерного образования свыше 1 млрд руб.
Предлагаемый эффект от развития авиационного кластера - это рост объемов производства в авиационной промышленности с 6 до 12 %. В регионе ведется работа по созданию автомобильного кластера, его центром может стать автозавод «УАЗ». В результате проведения кластерной инновационной политики объем производства инновационной продукции в регионе стабильно растет [1].
Интересен опыт реализации кластерной политики в Самарской области. Кластерный подход положен в основу Стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2020 г. В течение продолжительного времени ведется работа по приданию инновационным кластерам более практического характера. В регионе проводится работа по формированию системы экономического, организационного и нормативно-правового обеспечения ресурсного потенциала кластера.
Кластерные образования представляют собой промышленное и научно-технологическое ядро экономики региона. Данную структуру можно рассматривать в двух аспектах:
• кластеры представляют собой рыночный инструмент поддержки регионального бизнеса в растущей конкурентной борьбе как метод укрепления рыночных позиций предприятия;
• кластеры - инструмент решения социально-экономических проблем региона. Стратегия развития Самарской области предполагает ряд перспективных направлений развития кластеров: автомобилестроительный, нефтехимический, авиационно-космический, транспортно-логистический, медицинских технологий и турист-ско-рекреционный. Особенностью региональной кластерной политики и государственного управления является формирование взаимосвязей между производителями и потребителями, наукой и бизнесом с помощью трансферта технологий, а также создания институтов развития. В регионе ведется работа по созданию системы обеспечения институтов кластерного развития. В проделанной работе можно выделить ряд направлений, в том числе межотраслевые общеметодологические мероприятия:
• разработка нормативно-правовых моделей формирования и развития механизмов функционирования кластеров;
• организация информационно-аналитической системы, создание сайта по кластерной политике;
• разработка системы дистанционного обучения представителей кластеров по современным управленческим и кластерным технологиям;
• анализ отраслевого потенциала региона в целях формирования отраслевых кластерных образований.
Основу формирования кластеров администрация региона связывает с генерацией и коммерциализацией технологий, становлением технологических платформ и современной технологической базы.
Органы управления Самарской области проводят кластерную политику как основу инновационного развития региональной экономики [4].
Основы концепции стратегии инновационного развития можно предложить догоняющим в инновационном развитии регионам, использующим имитационное инновационное развитие, позволяющее успешно сочетать научно-инновационную и промышленную политику с одновременным формированием региональной инновационной системы (РИС). Все это позволит достигнуть сине-ргетического эффекта, опережающего инновационного развития (на базе шестого технологического уклада) и превращения региона в один из лидеров инновационного развития страны.
Для решения задачи инновационного развития региона необходимо осуществить ряд мероприятий:
• заложить теоретические основы концепции инновационного развития региона, реализовав их в инновационной стратегии;
• превращение экономического роста в инновационный, для чего необходимо реализовать в границах региона институты инновационного развития;
• сформировать кластерные центры;
• создать благоприятный инвестиционный климат;
• подготовить и реализовать инновационную инфраструктуру региона;
• успешно достигнуть запланированных показателей рейтинга инновационного развития регионов, оцениваемых Федеральным инновационным фондом.
Успешное развитие регионов, формирование территорий инновационных лидеров обусловливают комплексный подход к генерации институтов инновационного развития, формированию инновационной, промышленной и социальной политики,
реализуемых в конечном счете в политике развития инновационных кластеров.
Назрела необходимость формирования стратегии инновационного развития территории, которая будет отражать современную структуру экономики региона и позволит реализовать возможности национального разделения труда. Успехи национальной инновационной системы страны определяются результативностью стратегии инновационного развития большинства регионов.
В регионах происходит формирование вертикальных и горизонтальных высокотехнологичных холдингов; проводится региональная инновационная политика, создаются особые внедренческо-тех-нологические инновационные зоны, продолжаются развитие конкурентоспособной экономики в регионе, специализация регионов на выпуске высокотехнологичного продукта, участие в национальном разделении труда.
Например, для Республики Мордовия нет других способов достижения высоких темпов социально-экономического роста развития инновационной составляющей экономики региона, кроме как привлечение имеющегося интеллектуального потенциала научных учреждений, формирования высокотехнологичного производства, обновления научных и учебных заведений, предприятий малого и среднего бизнеса
Для развития выявленных в результате проведения технологического форсайта региональных видов профильной деятельности можно рекомендовать разработку и реализацию кластерной политики в Республике Мордовия. Такая политика должна проводиться в целях ускоренного развития промышленного производства приоритетных инновационных продуктов за счет достижения конкурентных преимуществ при образовании кластеров (объединений) взаимосвязанных предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. Предполагается осуществление общих инвестиционных проектов (нововведений) с совместным использованием конкурентных преимуществ отдельных предприятий (их возможностей, основанных на ключевых компетенциях). В результате указанных мероприятий возникает значительный синергетичес-кий (системный) эффект.
Синергетический эффект определяется как результат деятельности кластера относительно суммы результатов его составляющих. Он возникает за счет объединения ресурсов и деятельности (объединение НИР, закупок, производства, маркетинговых программ и др.), использования достижений в отдельных субъектах кластера другими предприятиями группы, использования знаний схожих отраслей, общего имиджа.
Исходя из предназначения кластера, его организационная форма может представлять объединение нескольких форм и сфер деятельности стратегического альянса (соглашения о кооперации независимых компаний для достижения определенных коммерческих целей и получения синергии). Наиболее простой формой организации кластера является консорциум.
Ключевой задачей разработки стратегии развития инновационного кластера является задача прогнозирования развития кластера в целом на основе выполненного в рамках реализуемого прогноза номенклатуры, рыночных характеристик и объема выпуска товарной продукции и услуг. Результаты подобного прогнозирования дают основу и граничные условия для оценки параметров потоков и, соответственно, параметров элементов инновационного кластера.
В целях реализации кластерной политики в Республике Мордовия нами предлагается проведение следующих мероприятий.
Основы кластерной политики должны определять цели, задачи и формы единой государственной кластерной политики в Республике Мордовия, а также функции исполнительных органов государственной власти республики по поддержке и развитию кластеров.
Основными задачами кластерной политики являются:
• формирование условий для эффективного организационного развития кластеров, включая разработку стратегий развития кластерных образований, обеспечивающих устранение барьеров и ограничений, укрепляющих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стоимости, а также обеспечивающих наращивание конкурентных преимуществ участников кластера;
• обеспечение поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности
участников кластерных образований, с учетом направлений развития кластеров и приоритетов социально-экономической политики Республики Мордовия;
• обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерной политики;
• обеспечение координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, субъектов инновационной деятельности, специализированных коммерческих и некоммерческих организаций, существующих и потенциальных субъектов кластеров по реализации кластерной политики. Предлагается реализация следующих форм
государственной поддержки кластеров в Республике Мордовия.
Во-первых, содействие развитию механизмов субконтрактации. Целью мероприятия является активизация кооперационных и интеграционных связей между крупными и малыми предприятиями в регионе, а также прочими субъектами инновационной деятельности. Предлагаемая форма реализации: распространение информации о возможности оказания промышленных услуг по субконтрактным договорам на основе информации о наличии общих и специализированных производственных мощностях и потребностях производственных предприятий.
Во-вторых, содействие проведению совместных НИОКР субъектами кластера, в том числе с привлечением высших учебных заведений. Целью мероприятия является стимулирование инновационной деятельности в рамках сотрудничества между исследовательскими коллективами и предприятиями через программы долгосрочных партнерских исследований. Возможной формой реализации мероприятия является субсидирование части затрат на проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ субъектами кластера.
В-третьих, содействие выходу субъектов кластеров на внешние рынки и реализации коллективных маркетинговых проектов. Целями мероприятия являются расширение экспортных возможностей Республики Мордовия, привлечение внешних инвестиций на территорию региона. Возможные формы реализации:
1) субсидирование части затрат субъектов кластера по аренде выставочных площадей для учас-
тия в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом и иных маркетинговых расходов, связанных с выходом на внешние рынки;
2) субсидирование части затрат субъектов кластера, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия;
3) субсидирование части затрат субъектов кластера по оплате услуг при разработке средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта.
В-четвертых, развитие и модернизация инфраструктуры кластеров. Целью мероприятия является обеспечение благоприятных условий для формирования и развития кластеров. Возможная форма реализации: предоставление на льготных условиях субъектам кластера услуг маркетинговых и консалтинговых служб, льготная аренда оборудования в центрах коллективного пользования (АУ «Технопарк-Мордовия», ЗАО «Центр развития нанотехнологий и наноматериалов Республики Мордовия») и площадей (ГУ «Инновационный бизнес-инкубатор Республики Мордовия»).
Под руководством Министерства науки, информатизации и новых технологий Республики Мордовия активно формируется механизм научно-технического и инновационного прогнозирования (см. таблицу). Разработка данного механизма невозможна без участия образованных специалистов,
обладающих высоким индексом развития человеческого потенциала.
Понятие человеческого потенциала можно рассматривать в нескольких контекстах:
• в экономическом - прежде всего как трудовой (человеческий) капитал и фактор производства;
• в социально-организационном - как человеческий ресурс;
• в социально-экологическом - как жизненный потенциал (общая жизнеспособность);
• в демографическом - как источник экономической и территориальной поляризации различных слоев населения, стабильный потребитель товаров и услуг и как фактор, влияющий на состояние региональной инфраструктуры;
• в экзистенциальном (духовно-практическом) -как личностный потенциал.
Развитие человеческого потенциала представляет собой процесс, содействующий воплощению в жизнь каждого человека стоящего перед ним выбора. Только при условии реализации возможностей и функциональных аспектов жизни человека становится реально возможным расширение выбора. На всех уровнях процесса развития именно три основных вида возможностей в области развития человеческого потенциала являются для каждого человека жизненно важными и необходимыми. К таким возможностям принято относить: долгую жизнь, полноценный и здоровый образ жизни, свободный доступ к знаниям и ресурсам, необходимым каждому человеку для обеспечения адекватного уровня жизни.
Цель развития человеческого потенциала состоит в том, чтобы создать благоприятные условия, в которых способности каждого отдельного человека получают дальнейшее более глубокое развитие, а
Разработка и финансирование механизма научно-технического и инновационного прогнозирования в Республике Мордовия, млн руб.
Направление развития механизма Объем финансирования
Всего В том числе по годам
2011 2012 2013 2014 2015
Разработка и реализация программы научно-технологического развития по направлениям развития экономики Республики Мордовия 3,0 3,00
Мониторинг научно-инновационной сферы Республики Мордовия, уточнение и корректировка результатов технологического форсайта 1,1 0,30 0,30 0,30 0,30
Разработка кластерной политики Республики Мордовия 3,0 3,00 - - - -
Содействие развитию субконтрактации 1,5 - 0,15 0,30 0,45 0,60
Содействие проведению совместных НИОКР субъектами кластера, в том числе с привлечением высших учебных заведений 6,0 0,60 1,20 1,80 2,40
Содействие выходу субъектов кластеров на внешние рынки и реализации коллективных маркетинговых проектов 3,0 0,30 0,60 0,90 1,20
Развитие и модернизация инфраструктуры кластеров 18,0 - 3,00 4,00 5,00 6,00
круг возможностей населения расширяется. Основная идея развития человеческого потенциала основана на прогрессе, на инновациях, которые влияют на жизнь человека и его благосостояние. Известно, что понятие «благосостояние человека» включает в себя такую важную составляющую, как проживание в условиях достаточно высокого уровня свободы, следовательно, развитие человеческого потенциала, а также его повышение непосредственно увязываются с расширением определенных возможностей, которые человек может реализовать. Нужно отметить, что если эти базовые потребности человека не удовлетворены, значит, отсутствуют возможности широкого выбора, а многие потенциальные возможности становятся недостижимыми.
Однако понятие человеческого потенциала трактуется гораздо шире: важнейшие области выбора охватывают как возможности творческой и продуктивной жизни в области экономики, политики и социальной жизни, так и наличие чувства собственного достоинства, причастности или принадлежности к какой-либо из общин. Очевидно и то, что доход является одним из основных средств, содействующих расширению выбора и повышению уровня благосостояния. Однако в соответствии с концепцией развития человеческого потенциала доход четко определяется лишь как один из вариантов, выбираемых людьми, хотя, разумеется, он имеет большое значение. Тем не менее не он является конечным итогом их жизни. Цель развития -расширить все варианты выбора человека, а не только обеспечить доход.
Говоря о расширении выбора, следует иметь в виду, что фактически этот выбор касается неопределенно большого круга волнующих общество проблем, который исторически изменяется. Поэтому человеческий потенциал общества, его состояние может (даже при некотором минимальном уровне проработанности концепции) стать критерием для того, чтобы более качественно оценивать направления и тенденции протекающих в обществе процессов. Тем самым можно несколько конкретизировать задачи общества и государства в сфере человеческого развития, а именно - говорить о том, что мерой совершенства общества (а также и критерием для оценки социально-экономической политики государства) служит способность обеспечивать и развитие, и реализацию человеческого потенциала граждан [2].
Опираясь на государственную инновационную стратегию, реализуемую в регионе, необхо-
димо осуществлять поддержку инновационных кластерных образований. Речь идет о развитии и функционировании электротехнического кластера и формировании подобных инновационных структур в Республике Мордовия. Необходимо провести анализ научно-производственного потенциала Республики Мордовия для определения возможности формирования кластеров в приоритетных направлениях развития, в том числе кластера медицинских и фармацевтических технологий. Перспективный республиканский проект может быть включен в Стратегию развития фармацевтической промышленности РФ до 2020 г.
Использование накопленного Республикой Мордовия опыта в данной сфере необходимо дополнить рядом важных методологических подходов. Для этого необходимо использовать достижения ряда регионов, например Ульяновской и Самарской областей. Реализация кластерной политики региона должна способствовать росту конкурентоспособности республиканского производства. Развитие кластерных образований представляет собой механизм привлечения инвестиций, укрепления кооперации и комплексного использования инновационного потенциала региона. Кластерный подход способен стать одним из основных в процессе формирования региональной инновационной системы (РИС). Инновационный кластер необходимо формировать в достаточно конкурентоспособных секторах специализации производства республики. Для этого требуется разработать правовой механизм, нормативно-правовые модели создания и функционирования инновационных кластеров.
На основе инновационной и промышленной политики региона должна быть выделена кластерная политика и проведен расчет целевых параметров основных территориально-производственных кластеров.
Необходимо создать набор типовых документов по формированию кластеров в республике. На конкурсной основе возможно организовать субсидирование развития инновационных кластеров. В кооперации с Национальным исследовательским Мордовским государственным университетом им. Н. П. Огарева предполагается подготовить учебные программы по подготовке управленческих кадров, владеющих кластерными технологиями.
Развитие кластеров способствует: • внедрению инновационных технологий, новейшего оборудования;
• получению предприятиями инновационного кластера доступа к современным методам управления;
• получению производственными структурами инновационного кластера региона возможностей выхода на национальный и зарубежные рынки.
Основные направления содействия развитию кластеров предполагают:
1) поддержку в формировании структур институционального развития кластерного образования (Центра кластерного развития региона), осуществление мероприятий по стратегическому планированию развития инновационного кластера, установление эффективного механизма взаимодействия между участниками сформированной структуры;
2) развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий кластерной структуры, включая:
• стимулирование инновационной деятельности и коммерциализация технологий;
• повышение качества управления на предприятиях кластерного образования;
• стимулирование маркетинга инновационной продукции;
3) создание благоприятной среды для развития кластерной структуры, включая повышение эффективности системы управления инновационным кластером.
Важнейшая задача формирования кластеров в Республике Мордовия состоит в продвижении инноваций, развитии перспективных технологических платформ, совершенствовании технологической базы предприятий.
Республика Мордовия для решения поставленных задач проводит активную инновационную и промышленную политику. Так, в 2008 г. Республика Мордовия занимала 7-е место по числу передовых технологий среди регионов Приволжского федерального округа, затраты на технологические инновации составили 2851,2 млн руб., доля инновационной продукции составила 9,9 % (в 2006 г. - 12,3 %).
В посткризисный 2010 г. в Республике Мордовия достигнут прирост промышленного производства на 24 %, объемов строительных работ — на 25 %. В регионе успешно развивались следующие предприятия: «Вагоностроительная компания Мордовии», «Мордовцемент», «ОптикЭнерго»,
«Сарансккабель-оптика», «Электровыпрямитель», «Саранский завод «Резинотехника»», «Саранский телевизионный завод», «Рузаевский стекольный завод», «Саранский вагоноремонтный завод», «Лато», «Орбита» и др. В итоге экономика Республики Мордовия превысила уровень докризисного 2008 г. на 8 %. В 2011 г. ВРП республики возрос еще на 13 %, объем инвестиций — на 12 %, а промышленное производство - на 10 %.
Успешно развивая инновационные производства на собственной территории, экономика региона вышла на стабильные показатели. Так, объем инновационной продукции в общем объеме реализованного продукта достиг 20 % (по стране в целом - 5 %). Объем экспортируемой продукции за пятилетие возрос в 2,5 раза.
В последние годы в Республике Мордовия реализованы следующие инвестиционные проекты:
• созданы производственные мощности производства грузовых вагонов нового поколения на ОАО «Рузхиммаш»;
• подготовлено производство волоконно-оптического кабеля, кабелей связи и катанки на ОАО «Сарансккабель-оптика»;
• создан современный кабельный завод - ЗАО «Цветлит»;
• осуществляется производство литья с применением инновационных технологий на ООО «ВКМ-Сталь»;
• освоено производство тракторов МТЗ-1221 на ОАО «Сарэкс»;
• начал работу завод по экспорту цветного лома на «Мордоввторсырье»;
• подготовлено производство современной стеклотары для пищевой промышленности на Рузаевском стекольном заводе;
• возведен производственный комплекс на Саранском элеваторе для подготовки сырья для компании «Сан ИнБэв»;
• сформировано производство на Ромодановском сахарном заводе;
• модернизировано производство продукции на ОАО «Консервный завод «Саранский «» [3]. Инновационная и промышленная политика в
регионе проводится разнообразными методами, в том числе здесь используются методы макроэкономического регулирования (формирование правил и условий, мотивация поведения бизнеса, перераспределение региональных ресурсов), административные методы.
Качественно более перспективным этапом в совершенствовании механизма управления инновационного развития региона является переход от промышленной политики в отношении отдельных предприятий и подотраслей к целенаправленной политике развития инновационных кластерных образований.
Исходя из проведенного анализа, приходим к следующим выводам:
1) Правительство Республики Мордовия (согласно предлагаемому варианту проекта стратегии инновационного развития до 2020 г.) востребованным инструментом инновационного развития региона рассматривает региональную кластерную политику;
2) согласно проекту стратегии инновационного развития ведущее место в механизме развития должна занять инновационная кластерная политика. Именно с ней связывает свое будущее инновационное развитие Республика Мордовия;
3) Республика Мордовия - это перспективный регион, способный реализовать себя в качестве одного из лидеров инновационного развития.
Список литературы
1. Булярский С. В., Синицын А. О. Промышленные кластеры в Ульяновской области // Регионоло-гия. 2011. № 3. С. 108-114.
2. Поляков А. Ф. Катайкина Н. Н. Финансирование приоритетных национальных проектов: монография. Саранск, 2010.
3. Послание Главы Республики Мордовия Государственному собранию Республики Мордовия от 22.12.2010 // Известия Мордовии. 22.12.2010.
4. Семина И. А., Фоломейкина Л. Н. Позитивный опыт инновационного развития регионов России. Проблемы формирования и функционирования инновационной системы региона: материалы семинара для молодых ученых / под ред. Т. П. Королевой (сост.). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. С. 346 - 354.
5. Щанкин С. А. Институциональные проблемы становления инновационной экономики (инновационный кризис, институциональный механизм преодоления): монография. Саранск, 2011. URL: htth://do. mrsu. ru.