ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ
УДК 332.1:001.895
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ СВЕТОТЕХНИКА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОСВЕЩЕНИЕМ» В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИИ
С.А. ЩАНКИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления в строительстве E-mail: [email protected]
О.В. ФЕДОНИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail: [email protected] Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева
В статье исследуется механизм реализации программы инновационного развития региона. Рассматриваются региональные особенности политики формирования и развития инновационного кластера. Определяется приоритетное значение процесса становления регионального кластерного образования.
Ключевые слова: инновационное развитие региона, программа развития, территориальный инновационный кластер, регион - лидер инновационного развития
В условиях замедления роста российской экономики в 2013 г. проблема ее модернизации и инновационного развития требует растущей концентрации имеющихся в регионах финансовых, материальных,
научно-образовательных и человеческих ресурсов. Предложение Президента РФ В.В. Путина о создании территорий ускоренного развития несырьевого характера на востоке нашей страны приветствовали администрации восточных территорий российского государства. Однако в подобных условиях находятся и другие регионы страны.
Так, Республика Мордовия с площадью территории 26,1 тыс. км2, численностью населения 833,3 тыс. чел. и природно-ресурсным и производственным потенциалами относится к 3-й группе регионов РФ, характеризующейся незначительным потенциалом и умеренным инвестиционным риском. В данную группу входят многие субъекты РФ, расположенные в европейской части. Индекс экономического веса имеет невысокое значение, так,
Изменение ВРП и производительности труда в Республике Мордовии в 2006-2011 гг.
Показатели 2006 2007 2008 2009 2010 2011
ВРП, млн руб., в ценах 2006 г 57 974,2 64 351,4 67 054,1 62 360,3 65 353,6 72 999,9
Индекс физического объема ВРП, 112,2 111,0 104,2 93,0 104,8 111,7
% к предыдущему году
ВРП в реальном выражении, % к 2006 г. 100,0 111,0 115,7 107,6 112,7 125,9
Производительность труда, 112,9 111,2 104,5 94,2 105,0 112.4
% к предыдущему году
Производительность труда, в % к 2006 г. 100,0 111,2 116,2 109,5 114,9 129,2
Республика Мордовия в 2009 г. занимала 62-е место в РФ. Имея сложную демографическую ситуацию и высокую плотность населения (31,9 чел. на 1 км2), республика занимает 7-8-е места в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО). Этот уровень в 3,8 раза превышает среднероссийский уровень и в 1,11 раза - средний уровень по ПФО.
Для устойчивого социально-экономического развития Республики Мордовии необходимо формирование конкурентоспособной модели региональной промышленности, опирающейся на имеющиеся у региона конкурентные преимущества и ресурсы развития. К ним в первую очередь относятся:
- природно-ресурсный потенциал (минерально-сырьевые ресурсы);
- энергетический потенциал;
- технический (технологический) потенциал;
- инвестиционный потенциал;
- кадровый потенциал;
- инновационный потенциал.
На территории Мордовии нет крупных месторождений полезных ископаемых (за исключением мергельно-меловых пород и опоки, которые используются для производства высококачественного цемента), нет месторождений диатомитового сырья, строительных песков, глин. Всего обнаружено более 10 видов полезных ископаемых, преимущественно вторичного происхождения, в том числе фосфоритов, минеральных красок, бурого железняка и т.д. В сложившихся условиях Республика Мордовия может использовать в основном интенсивные факторы экономического развития.
Руководством региона поставлена задача -последовательная модернизация промышленного и аграрного потенциалов и переход к инновационному развитию экономики республики. В качестве решения предполагалось ориентироваться на восстановление в прежних объемах производства продукции кабельной, светотехнической, полупроводниковой, приборостроительной и других сегментов.
Рост ВРП Мордовии отличается более высокими темпами роста по сравнению с ВРП РФ. Данный результат вызван рядом факторов:
- политической стабильностью, высоким уровнем управляемости социально-экономическим развитием региона;
- институциональными и правовыми изменениями в бюджетной и налоговых сферах, выработанной долгосрочной макроэкономической политикой;
- разработанной и успешно реализуемой кластерной политикой, определяющей осуществление Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовии до 2025 года, рост объемов производства и производительности труда1 (см. таблицу).
Для успешного решения поставленной задачи необходимо увеличить в 2-3 раза объем производственных инвестиций, а НИОКР - в 4-5 раз.
Бизнес Мордовии для решения поставленных задач проводит активную модернизацию промышленности. Так, в 2008 г. республика занимала 7-е место по числу передовых технологий среди регионов Приволжского федерального округа, затраты на технологические инновации составляли 2 851,2 млн руб., доля инновационной продукции в 2010 г. -9,9% (в 2006 г. - 12,3%).
Реализуемая в Республике Мордовии концепция промышленной политики позволяет заложить основы шестого промышленного уклада в регионе, обеспечивая перестройку отраслевой и территориальной структуры промышленности в соответствии с поставленной задачей инновационного развития региона [2].
В посткризисный 2010 г. экономика Республики Мордовии достигла прироста промышленного производства на 24%, объемы строительных работ выросли на 25%. В регионе успешно развивались сле-
1 Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовии до 2025 года : утверждена законом Республики Мордовии от 01.10.2008 № 94-З.
дующие производства: ОАО «Вагоностроительная компания Мордовии», ОАО «Мордовцемент», ООО «ОптикЭнерго», ООО «Сарансккабель-оптика», ОАО «Электровыпрямитель», ОАО «Саранский завод «Резинотехника», ОАО «Саранский телевизионный завод», ОАО «Рузаевский стекольный завод», ОАО «Саранский вагоноремонтный», ЗАО «Лато», ОАО «Орбита» и другие промышленные предприятия. В итоге экономика Республики Мордовии превысила докризисный 2008 г. на 8%. В 2011 г. ВРП республики возрос еще на 25,9%, объем инвестиций - на 12%, а промышленное производство - на 11,7%.
По объему промышленного производства Республика Мордовия занимает 49-е место в России и 13-е в ПФО, доля соответственно составляет 0,4% и 1,9%.
За последние 10 лет индекс промышленного производства в Мордовии вырос в 2,6 раза, что является 3-м показателем в ПФО, а в 2010 г. по этому показателю республика заняла 2-е место в ПФО и 6-е - в целом по России.
В республике сформирован благоприятный инвестиционный климат для привлечения и ведения бизнеса: полный охват территории всеми видами связи, включая Интернет, стопроцентная газификация, широкая сеть финансовых институтов, развитые социальная, инженерная и транспортная инфраструктуры, активная государственная поддержка инвестиционной деятельности, максимально возможные льготы инвесторам.
Промышленность республики характеризуется значительной инновационной активностью предприятий и высокой долей инновационной продукции (19%).
Стратегическими целями промышленного развития республики являются формирование конкурентоспособного промышленного комплекса на основе эффективного функционирования субъектов промышленной деятельности региона и усиление вклада промышленности в решение социально-экономических проблем территории.
Стратегическая цель промышленной модернизации предопределяет необходимость решения задач, направленных:
- на формирование современной технологической структуры на основе активизации использования инновационного потенциала;
- на становление оптимальной отраслевой и институциональной структуры промышленного комплекса;
- на обеспечение дифференцированного подхода к различным территориям в выборе приоритетов промышленного развития;
- на диверсификацию производства;
- на активизацию инвестиционного процесса;
- на улучшение социальных и экологических условий развития территорий. Приоритетные направления республиканской
промышленности:
- использование достижений научно-технического прогресса, широкое внедрение наукоемких, ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;
- освоение конкурентоспособных производств, развитие существующих высокотехнологичных предприятий, реконструкция и модернизация производственных мощностей, в том числе за счет более эффективного использования амортизационных отчислений;
- внедрение современных методов и систем управления качеством, обеспечивающих повышение конкурентоспособности и технического уровня продукции;
- укрепление кадрового потенциала промышленности;
- снижение негативных социально-экономических последствий структурной перестройки промышленности, обеспечение ее социальной и экологической направленности;
- формирование инфраструктуры (в том числе инновационной), адекватной целям и задачам промышленной политики;
- создание нормативной базы обеспечения конкурентоспособности промышленности;
- развитие производственной кооперации и технологической специализации.
Текущие проблемы, решаемые в процессе модернизации промышленности:
- развитие благоприятной конкурентной среды в качестве условия для состязательности хозяйствующих субъектов и повышения эффективности экономики республики;
- повышение эффективности использования ресурсов и активов, в том числе энергоэффективности промышленности;
- импортозамещение и увеличение доли местных товаропроизводителей на потребительском и промышленном рынках республики;
- увеличение экспорта промышленной продукции с высокой степенью переработки;
- стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения инноваций и создания новых производств. Обеспечение государственной поддержки развития инновационного потенциала региона;
- определение главных направлений инновационной диверсификации промышленности;
- увеличение налоговых поступлений в бюджет республики;
- обеспечение консолидации средств бюджетов всех уровней на ключевых направлениях промышленного развития и инвестиционных проектах, обеспечивающих гарантированный рост промышленного производства;
- повышение социальной ответственности и престижности промышленных видов деятельности;
- формирование системы подготовки высококвалифицированных специалистов, необходимых для развития инновационных секторов производства.
Технический потенциал промышленности республики характеризуется обновлением и эффективностью использования имеющихся основных средств, составляющих базу его производственных возможностей. Анализ этой составляющей потенциала показывает наличие в регионе технической (технологической) инфраструктуры для экономического роста и возможности инновационного развития промышленного производства.
Инвестиционный потенциал Республики Мордовии характеризуется способностью к развитию новых видов деятельности и расширенному воспроизводству. Высокий инвестиционный потенциал региона (7-е место среди регионов России, по данным рейтингового агентства «Эксперт-РА») дает возможность в краткие сроки улучшить инновационный климат или выполнить перестройку отдельных сфер и производств в инновационном направлении.
Регионы страны должны формировать приоритеты собственной экономической политики, используя возможности Госпрограммы России «Экономическое развитие и инновационная экономика» на период 2013-2020 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.03.2013 № 467-р [3].
В соответствии с поручением Президента РФ и решениями Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 30.01.2012 определен перечень инновационных территориальных
кластеров страны. Приоритетными направлениями, по которым происходит развитие кластеров, должны стать развитие сектора исследований и разработок, осуществление инвестиционной и инновационной деятельности.
Кластерные структуры являются формой интеграции инновационных предприятий. Развитие кластерных образований способствует развитию инноваций, что повышает конкурентоспособность региона в стране. В данных условиях интеграция обеспечивает доступность модернизируемых предприятий к специализированным факторам производства.
Достаточно остро стоит проблема перехода от работы отдельных перспективных, инновационно активных предприятий к подотраслям, состоящим из структурных подразделений групп предприятий. В этом случае, функционируя по целевому принципу, данная структура получает экономический эффект.
Новая структура носит название «инновационный кластер» (кластер в пер. с англ. - пучок, скопление). Инновационно активный кластер - это совокупность нововведений, располагаемых на определенной территории в данное время. Созданная структура объединяет промышленные предприятия, научно-исследовательские институты, органы госуправления и общественные организации. Инновации являются продуктом деятельности ряда структур. В системе инновационного кластера возникает устойчивая связь между структурами. Особенностью кластера является возникновение положительных эффектов, например эффектов масштаба производства, охвата и синергии [1].
Кластерные структуры располагаются в регионах с достаточной концентрацией научно-технологического, образовательного и производственного потенциалов: Алтайский край, Архангельская, Калужская и Кемеровская области, Красноярский край, Ленинградская область, Москва, Московская область, Нижегородская и Новосибирская области, Пермский край, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Самарская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Томская область, Ульяновская область и Хабаровский край.
Всего Правительственной комиссией было отобрано 14 приоритетных кластерных проектов, которые отличаются высоким уровнем конкурентоспособности и значительным инновационным потенциалом. Для их успешного становления и развития из федерального бюджета предполагалось
выделить в 2013 г. субсидии в объеме 1,3 млрд руб. и далее ежегодно в течение пяти лет предоставлять около 5 млрд руб. Субсидии должны выделяться в ходе софинансирования функционирования кластерных структур.
Благодаря проекту инновационного кластера «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением», утвержденного общим собранием участников кластера 08.04.2012 (далее - Программа развития Светотехнического кластера)2 Республика Мордовия вошла в группу регионов инновационных лидеров.
Таким образом, для решения задач подпрограммы стимулирования инноваций Госпрограммы России «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.03.2013 N° 467-р, в рамках поддержки регионов - инновационных лидеров должны быть реализованы мероприятия по следующим направлениям:
- развитие производственной, инженерной, транспортной, инновационной, образовательной и социальной инфраструктур;
- осуществление разработок в сфере НИОКР, инновационной деятельности, повышения квалификации кадров, формирования центра генерации и коммерциализации знаний [3]. Географическое расположение кластерных
образований связано со множеством факторов: усилением новых национальных и межрегиональных рынков, смещением центров размещения природно-сырьевой базы, перемещением производительных сил и т.д. Вслед за изменением локализации кластеров (как основных потребителей инновационного продукта) происходит размещение инновационно-технологических центров.
Основу формирования инновационных кластеров администрация территории связывает с генерацией и коммерциализацией инновационных технологий, становлением технологических платформ на основе передовой технологической базы.
Развитие территориальных кластеров должно способствовать повышению конкурентоспособности предприятий и организаций, входящих в их состав, повышению качества жизни на территории
2 Программа развития инновационного территориального кластера «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением»: утверждена общим собранием участников кластера 08.04.2012. URL: http://technopark-mordovia.ru/lighting-cluster/documents/.
их базирования, что содействует привлечению инвестиций, в том числе размещению исследовательских и инжиниринговых центров российских и зарубежных компаний, стимулированию трансфера и локализации технологий производства инновационной продукции.
Кластерный механизм является важным инструментом решения социально-экономических проблем региона на основе внедрения и развития наукоемких отраслей промышленности в рамках территориально-инновационных кластеров.
В частности, реализация Программы развития Светотехнического кластера позволит создать мощный стимул к социально-экономическому развитию территорий г. Саранска, а также Ардатовского и Кадошкинского районов3.
Основным инструментом реализации концепции является программно-целевой подход. Концепция будет реализована в рамках целевых программ:
- Республиканской целевой программы развития Республики Мордовии на 2013-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовии от 08.10.2012 № 363 (ред. от 04.10.2013);
- Государственной программы научно-инновационного развития Республики Мордовии на 2013-2018, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовии от 20.03.2013 № 183 с изменениями и дополнениями;
- Республиканской программы поддержки развития территориального инновационного кластера «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением» на 2013-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Мордовии от 06.09.2013 № 467-р.
В рамках данных программ будут реализованы меры по поддержке инноваций, созданию и развитию объектов инновационной инфраструктуры, в том числе технопарка в сфере высоких технологий, который станет ключевым инновационным проектом для развития промышленности республики. Его реализация позволит обеспечить необходимые условия для наращивания инновационного потен-
3 Программа развития инновационного территориального кластера «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением»: утверждена общим собранием участников кластера 08.04.2012. URL: http: //technopark-mordovia.ru/lighting-cluster/documents/.
циала и коммерциализации инноваций. В рамках технопарка будут активно функционировать:
- информационно-вычислительный комплекс;
- центр нанотехнологий и наноматериалов;
- центр энергосберегающей светотехники;
- центр экспериментального производства;
- центр проектирования инноваций;
- инжиниринговый центр волоконной оптики;
- центр разработки программных продуктов. Одним из основных проектов программы
развития территориального инновационного Светотехнического кластера, включенных в перечень 14 пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров и утверждаемых постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 № 188 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров» [4], должно стать создание в г. Саранске специализированного светотехнического индустриального парка. В рамках программы из федерального бюджета в течение пяти лет планируется получить 2,5 млрд руб. на развитие инновационной, инженерной, транспортной, жилищной и социальной инфраструктур территорий базирования кластера. Реализация республиканского проекта развития инновационного территориального Светотехнического кластера позволит сформировать значительную мотивацию к социально-экономическому развитию отдельных территорий Республики Мордовии (г. Саранска, Ардатовского и Кадошкинского районов).
Основные объекты территориального инновационного кластера размещаются в Саранске (АУ «Технопарк - Мордовия», ГУП РМ «ЦИИИС им. Лодыгина», ООО «Центр нанотехнологий и нано-материалов», ГУП РМ «Лисма», ОАО «Электровыпрямитель», ОАО «Орбита», ООО «Непес Рус», НИУ им. Н.П. Огарева,), в п. Кадошкино (ОАО «Кадошкинский электротехнический завод»), в п. Тургенево Ардатовского района (ОАО «Ардатов-ский светотехнический завод»).
В рамках Госпрограммы России «Экономическое развитие и инновационная экономика» на развитие инфраструктуры4 из федерального бюджета
4 О снижении ставок по налогу на прибыль организаций: закон Республики Мордовии от 25.11.2004 № 77-З.
планируется инвестировать 2,5 млрд руб. В числе основных проектов, подлежащих совместному финансированию, необходимо назвать:
- индустриальный парк (стоимость проекта 2 448 млн руб.);
- центр энергосберегающей светотехники (235 млн руб.);
- центр нанотехнологий и наноматериалов (1 970 млн руб.);
- межрегиональный центр одаренных детей ( 471 млн руб.).
Правительство Республики Мордовии планирует для успешного развития инновационного кластера формирование и реализацию вспомогательной инфраструктуры, в том числе:
- объектов энергетики (стоимость проекта - 921 млн руб.);
- транспортной инфраструктуры (стоимость проекта - 250 млн руб.);
- инженерной инфраструктуры (стоимость проекта - 1 098 млн руб.);
- жилищной инфраструктуры (стоимость проекта - 150 млн руб.).
Для успешного выполнения Госпрограммы России «Экономическое развитие и инновационная экономика» Правительство Республики Мордовии предполагает совершенствовать механизм управления инновационным развитием республики, важным этапом которого является переход от концепции промышленной политики Республики Мордовии в отношении отдельных предприятий и подотраслей промышленности к концепции развития инновационных кластерных структур.
Так, например, органы управления Самарской области проводят кластерную политику как основу инновационного развития региональной экономики [5].
Известно, что международный рынок светотехнической продукции составляет около 40 млрд долл. В том числе рынок светотехнических ламп -13 млрд долл. Остальная часть приходится на светотехническую аппаратуру. Темпы роста рынка в последние годы составили 4%. Корме известных мировых компаний (General Electrik, OSRAM, Philips и др.) на рынок выходят китайские производители. На российском рынке светотехнической продукции объем реализуемой продукции составил в 2010 г. свыше 42 млрд руб. Объем производства светотехнической продукции - более 36 млрд руб. Территориальные центры производства расположились следующим образом:
- Рязанская область - 21%;
- Республика Мордовия - 16%;
- Владимирская область - 15%,;
- Тверская область - 14%.
В процессе посткризисного восстановления сферы происходят формирование отечественных брендов и дальнейшая концентрация производства. Данная сфера динамично развивается. Однако в связи с вступлением страны в ВТО происходит рост продаж импортной продукции на российском рынке. Особенно стремительно растут поставки бытовой светотехники.
По прогнозам специалистов в сфере светотехники, существует мировая тенденция освоения люминесцентных ламп в течение 7-8 лет, одновременно будет осуществляться переход к энергосберегающим светодиодным источникам света. Это новое поколение инновационного продукта. Его преимуществами являются долговечность, экономичность и безопасность. Ассортимент продукции кластера составят:
- компактные люминесцентные лампы (в том числе в трубке Т5 с защитным покрытием);
- дуговые натриевые лампы для уличного освещения (светильник Дна3, превосходит мировые аналоги на 25%);
- металлогалогенные лампы с керамической горелкой и плазменные лампы с квазисолнечным спектром излучения (отличаются высоким индексом цветопередачи и светоотдачей). Одним видом инновационной продукции кластера являются электронные компоненты:
- элементы нейтронно-легированного кремния, карбида кремния, арсенида галлия;
- электронная пускорегулирующая аппаратура;
- автоматизированные системы управления освещением.
Госпрограмма развития территориального инновационного кластера «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением» предполагает довести объем выпускаемой продукции с 4,6 млрд руб. в 2011 г. до 17 млрд руб. в 2016 г. При этом доля кластера на мировом светотехническом рынке возрастет с 0,3% в 2011 г. до 0,7% в 2016 г., на светотехническом рынке страны возрастет с 20 до 30%. За это время будет создано свыше 4 тыс. рабочих мест.
Основными проектами, определяющими производство инновационной продукции, должны стать:
- светодиодные технологии (ОАО «Электровыпрямитель»), объем инвестиций - 1725 млн руб;
- производство электронной компонентной базы (ОАО «Электровыпрямитель», ОАО «Орбита», НИУ МГУ им. Н.П. Огарева), объем инвестиций - 2846 млн руб;
- производство современных газоразрядных ламп (ГУП РМ «Лисма», ООО «Рефлакс-С», НИИИС им. АН. Лодыгина, НИУ МГУ им. Н.П. Огарева), объем инвестиций - 2 550 млн руб;
- производство световых приборов ЭПРА, АСУО, объем инвестиций - - 2 519 млн руб. Общий объем инвестиций за 2012-2016 гг.
составит 9 640 млн руб.
Структура финансирования инновационного кластера «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением» предполагает внебюджетные источники финансирования в количестве 11,3 млрд руб., или 66%. Региональный бюджет планирует инвестировать 1,4 млрд руб., или 8%. Федеральный центр выделяет 4,5 млрд руб., или 26%. Из них субсидии составляют 2,95 млрд руб. Общий объем инвестиций из всех источников финансирования за 2012-2016 гг. составит 17,2 млрд руб.
Основными формами господдержки развития электротехнического кластера в Республике Мордовии должны стать:
- содействие развитию механизмов субконтрактации;
- содействие осуществлению совместных НИ-ОКР субъектами кластерного образования, в том числе с привлечением научно-образовательного потенциала региональных вузов;
- содействие выходу кластерных структур на внешние рынки и реализации коллективных маркетинговых проектов;
- развитие и модернизация инфраструктуры кластера.
Республика Мордовия располагает научно-производственным потенциалом, для того чтобы стать инновационным центром развития электротехники (в том числе светотехники в России), а также центром формирования электротехнического кластера, который имеет федеральное значение. Прежде всего, возможность формирования такого центра связана: 1) с концентрацией предприятий данного сектора как в самой республике, так и в соседних регионах;
2) с динамичным развитием предприятий кластера;
3) с наличием на территории региона научно-образовательной инфраструктуры. Повышение инновационной активности предприятий республики и формируемого инновационного кластера предполагает:
1) повышение инновационной активности предприятий: поддержку производства инновационной продукции, стимулирование выделения из производственных организаций инновационных spin-off-проектов5 и т.д., внедрение системы получения инновационных грантов на выполнение перспективных для экономики республики НИОКР, проведение ежегодных профессиональных конкурсов;
2) стимулирование формирования fabless-компа-ний6 (в долгосрочной перспективе), которые специализируются на разработке и проектировании (дизайне), а также маркетинге своей продукции, размещая производственный процесс на других предприятиях;
3) развитие системы обеспечения доступа предприятий к передовым исследованиям и разработкам: кооперация с российскими и иностранными предприятиями, активно работающими на высокотехнологичных рынках в форме создания совместных предприятий, ассоциаций, учреждения торговых марок и т.д. Создание информационной базы развития кластерного образования включает в себя:
1) проведение технологического и рыночного форсайта. В качестве организаторов (ядерной группы исполнителей) форсайта может выступить региональный университет, специализирующийся на проведении исследований в данной сфере и подготовке специалистов (Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева);
2) организацию исследовательского центра по изучению конъюнктуры рынка светотехники и электротехники, который будет осуществлять исследования перспективных сегментов светотехнического и электротехнического рынка, проводить семинары и конференции по основным направлениям развития рынков и перспективам технологического развития.
5 Сопутствующие проекты, от англ. spin-off - раскручиваться.
6 Fabless-компании - компании без собственной производственной базы, от англ. fab (fabrication) - производство и -less -суффикс, обозначающий отсутствие.
Развитие инновационной деятельности в светотехническом секторе промышленности определяется существованием ряда конкурентоспособных региональных преимуществ:
- наличие у предприятий отрасли сертификатов соответствия международным стандартам качества;
- активной модернизации предприятий, основанной на обновлении оборудования и реализации программ технологического перевооружения;
- наличие резервных производственных мощностей;
- функционирование в регионе научно-образовательной системы подготовки кадров;
- достаточной для формирования территориального инновационного светотехнического кластера плотностъю размещения предприятий и необходимой инновационной, транспортной, инжиниринговой и научно-образовательной инфраструктурой;
- устойчивой динамикой развития рынка инновационного продукта.
Особое место в функционировании и развитии территориальных кластеров Республики Мордовии должен занять научно-исследовательский университет им. Н.П. Огарева. В соответствии с Программой развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» на 2010-2019 годы, утвержденной приказом Минобрнауки России от 09.07.2010 № 757, постоянно совершенствуется инновационная инфраструктура вуза.
В целях активизации и повышения эффективности инновационной деятельности в структуре университета создан инновационно-технологический комплекс, в состав которого входят:
- центр трансфера технологий со службами информационно-маркетинговой и конструктор-ско-технологической поддержки, отдел управления интеллектуальной собственностью;
- бизнес-инкубатор малых инновационных предприятий, офисы коммерциализации на факультетах и институтах, центр метрологического обеспечения;
- студенческие внедренческие бюро.
В целях интеграции научного, образовательного и производственного процессов в университете созданы:
- 16 научно-образовательных центров;
- 4 центра коллективного пользования;
- 42 научно-исследовательские лаборатории;
- информационно-ресурсный центр наследия
финно-угорских народов;
- центр новых информационных технологий.
В целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности согласно Федеральному закону № 217-ФЗ от 02.08.2009 (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной собственности» создано 6 малых инновационных предприятий: ООО «ФЭТ-Телеком», ООО «ЭФФЕКТ ГАРАНТИЯ», ООО «Специальные материалы и технологии», ООО «Биозащита», ООО «Агросервис», ООО «Сюлма» [2].
На базе данных предприятий создано 26 новых рабочих мест. Количество преподавателей, аспирантов и студентов, участвующих в работе предприятий, составляет 64 чел. На базе научно-исследовательского университета открыто постоянное представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. По итогам участия в федеральной программе «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создано 7 малых инновационных предприятий [8].
Решением экспертной коллегии от 16.05.2011 два проекта университета признаны соответствующими критериям участника по созданию и обеспечению функционирования инновационного центра «Сколково» («Разработка технологии и создание производства теплопроводящих изделий из метал-ломатричных композиционных материалов для приборов силовой электроники и преобразовательной техники»; «Инжиниринговый центр волоконной оптики с производством волоконных световодов для лазерной и сенсорной техники»).
Университет принимает участие в 11 технологических платформах (17 проектов), утвержденных Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям.
В вузе накоплен значительный потенциал научных разработок, представляющих интерес для коммерциализации, и существующая материально-техническая база, в полной мере позволяющая обеспечить эффективное развитие инновационной
деятельности. Университет должен стать одним из центров инновационной инфраструктуры кластерного образования. Территориальные инновационные кластеры могут стать одними из ключевых элементов новой, инновационной и конкурентоспособной экономики республики. Светотехнический кластер, формируемый в республике, способен содействовать:
- развитию кооперационных связей между производствами светотехнической и электронной промышленности;
- созданию совместных предприятий с фирмами - лидерами на рынке светотехнической продукции; становлению передовой технологической основы отрасли;
- дальнейшему развитию технопарка;
- проведению активной маркетинговой политики в регионе.
В настоящее время руководство республики занимается вопросами его формирования, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства. Республикой Мордовией накоплен опыт формирования инновационных кластерных образований.
В декабре 2013 г. в Саранске состоялся Всероссийский светотехнический форум с международным участием. Он проходил при поддержке правительства Республики Мордовии и Министерства экономического развития РФ. В рамках форума состоится Х1 Международная научно-техническая конференция «Проблемы и перспективы развития отечественной светотехники, электротехники и энергетики», конференции «Современная светотехника» и «Системы светодиодного освещения с удаленным люминофором. Перспективы развития», где примут участие ведущие отечественные и зарубежные специалисты.
На форуме ученые, бизнесмены и политики обменялись научными идеями в области энергоэффективной светотехники. Известно, что энергоэффективность и энергосбережение являются стратегическим направлением технологического развития РФ. В Республике Мордовии развиваются предприятия светотехнического кластера, в настоящее время их насчитывается около 30. В декабре 2013 г. начало функционировать производство светодиодов и светодиодной продукции на базе российско-корейской компании «НЕПЕС-РУС». Численность работников составила 60 чел., в 2014 г. -200 чел. Компания имеет 2 патента в РФ, 5 патентов США. По мнению руководства компании, Мордовия
является лучшим регионом для развития сотрудничества в сфере высоких технологий. Здесь созданы благоприятные условия для ведения бизнеса, республику отличает выгодное географическое положение для сбыта готовой продукции в регионы страны и страны Восточной Европы. В будущем планируется освоить производство: стекла, чипов и новые типы светодиодов. По мнению представителей Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России, освоение новых технологий на основе карбида кремния подтверждает факт, что Республика Мордовия становится инновационным центром России [6].
В первой половине 2014 г. должно состояться подписание соглашения о предоставлении субсидий 14 территориальным кластерам, в том числе Мордовии. Для развития светотехнического кластера планируется выделить 112,7 млн руб., республика служит примером успешной работы Светотехнического кластера [9].
На базе светотехнического факультета МГУ им. Н.П. Огарева, единственного в стране, ведется подготовка светотехников для предприятий отрасли нашей страны. Ведущее в Мордовии светотехническое предприятие «Лисма» и светотехнический НИИС им. А.Н. Лодыгина ждут кардинальные технологические и организационные преобразования. В результате успешного инновационного развития Республика Мордовия вновь станет центром светотехнической промышленности России.
В качестве важнейших принципов при планировании использования бюджетных, привлеченных и иных ресурсов на цели реализации концепции развития инновационных кластеров должно рассматриваться расширение рамок государственной поддержки, предусмотренных законами Республики Мордовии7:
- предоставление льгот по налогам и сборам;
- предоставление субсидий;
- предоставление инвестиционного налогового
кредита;
- предоставление государственных гарантий
Республики Мордовии;
7 Законы Республики Мордовии от 20.02.2006 № 6-З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовии», от 25.11.2004 № 77-З «О снижении ставок по налогу на прибыль организаций», от 27.11.2003 № 54-З «О налоге на имущество организаций», от 21.02.2008 № 5-З (ред. от 12.10.2009) «О предоставлении государственных гарантий Республики Мордовии».
- предоставление бюджетных кредитов;
- предоставление бюджетных инвестиций. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
- качественно более перспективным этапом в совершенствовании механизма управления инновационного развития региона является переход от модернизации промышленного производства в отношении отдельных предприятий и подотраслей к целенаправленному механизму развития инновационных кластерных образований;
- правительство Республики Мордовии (согласно Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р, и Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 г., утвержденной Законом Республики Мордовии от 01.10.2008 № 94-З [7]), рассматривает региональную промышленную и кластерную политику как необходимый инструмент инновационного развития региона;
- Республика Мордовия - это перспективный регион, способный реализовать себя в качестве одного из лидеров инновационного развития России и центра светотехнической промышленности страны.
Согласно требованиям участия в реализации Государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утверждена распоряжением Правительства от 29.03.2013 № 467-р) ведущее место в механизме развития экономики республики должна занять инновационная кластерная политика [3]. Именно с ней население Республики Мордовии связывает свое инновационное будущее, возрождение экономики и превращение региона во Всероссийский центр светотехнической промышленности страны.
Список литературы
1. Васильев В. Что же это такое кластер? URL: http://soko-hotels.ru/CHto-zhe-eto-takoe-klaster.php.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон от 02.08.2009 (ред. от 29.12.2012) № 217-ФЗ.
3. Об утверждении Государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика»: распоряжение Правительства РФ от 29.03.2013 № 467-р.
4. Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров: утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 № 188.
5. СеминаИ.А., ФоломейкинаЛ.Н. Позитивный опыт инновационного развития регионов России. Проблемы формирования и функционирования инновационной системы региона: материалы семинара для молодых ученых. Саранск: Мордовский университет. 2010. С. 346-354.
6. Спиридонова Е. В Мордовии запущено уникальное производство светодиодов и светодиодной техники. URL: http:// izvmor.ru/view/18140.
7. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р.
8. СТАРТ: федеральная программа Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. URL: http://www.fasie. ru/osnovnye-polozheniya-programmy.
9. Щанкин С.А., Катайкина Н.А. Региональная политика развития инновационных кластеров как инструмент реализации инновационной стратегии России // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 11. С. 12-21.
Innovation clusters
THE "ENERGY-EFFICIENT LIGHTING TECHNOLOGY AND INTELLIGENT LIGHT CONTROL SYSTEMS" INNOVATION CLUSTER'S FORMATION AND DEVELOPMENT
IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA
Sergei A. SHCHANKIN, Oksana V. FEDONINA
Abstract
The article studies a mechanism of realization of a regional innovation development program. The authors consider some regional features of formation and development of an innovation cluster. The authors determine the priorities of the process of a regional cluster formation.
Keywords: region, innovation development, program, territorial cluster, district, leader
References
1. Vasil'ev V. Chto zhe eto takoe klaster? [What is a cluster?]. Available at: http://soko-hotels.ru/CHto-zhe-eto-takoe-klaster.php. (In Russ.)
2. RF Federal Law "On Amendments of certain acts of the Russian Federation concerning the budgetary scientific and educational institutions' formation of economic societies for practical application (introduction) of the results of intellectual activities" of August 02, 2009 № 217-FZ (as amended 29.12.2012). (In Russ.)
3. Executive Order of the Government of the Russian Federation "On Approval of the national program of the Russian Federation "The Economic development and innovative economy" of March 29, 2013 № 467-p. (In Russ.)
4. Resolution of the Government of the Russian Federation "Rules of distribution and granting subsidies by the federal budget to budgets of the subjects of the Russian Federation for realization of the actions envisaged by the programs of development of the pilot innovation territorial clusters" of March 06, 2013 № 188. (In Russ.)
5. Semina I.A., Folomeikina L.N. Pozitivnyi opyt innovatsionnogo razvitiia regionov Rossii. Problemy formirovaniia i funktsionirovaniia innovatsionnoi sistemy regiona: materialy seminara dlia molodykh uchenykh [Positive experience of innovation development of the regions of Russia. Problems of formation and functioning of an innovative system of a region: the seminar proceedings for young scientists]. Saransk, Mordovian University Publ., 2010, pp. 346-354.
6. Spiridonova E. V Mordovii zapushcheno unikal'noe proizvodstvo svetodiodov i svetodiodnoi tekhniki [Mordovia starts producing the unique LEDs and LED equipment]. Available at: http:// izvmor.ru/ view/18140. (In Russ.)
7. Order of the Government of the Russian Federation "The innovation development strategy of the Russian Federation for the period till 2020" of December 8, 2011 № 2227-p. (In Russ.)
8. START: the federal program of the Fund of promotion for small business in the scientific and technical spheres. Available at: http://www.fasie.ru/osnovnye-polozheniya-programmy. (In Russ.)
9. Shchankin S.A., Kataikina N.A. Regional'naia politika razvitiia innovatsionnykh klasterov kak instrument realizatsii innovatsionnoi strategii Rossii [The
regional policy of development of innovation clusters as an instrument of realization of the innovation strategy of Russia]. Regional 'naia ekonomika: teoriia ipraktika-Regional economics: theory and practice, 2012, no. 11, pp. 12-21.
Sergei A. SHCHANKIN
Ogarev Mordovia State University, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation [email protected]
Oksana V. FEDONINA
Ogarev Mordovia State University, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation [email protected]