Научная статья на тему 'Основные приоритеты промышленной политики'

Основные приоритеты промышленной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1435
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РЕГИОНА / INDUSTRY / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР КООРДИНАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ / REGIONAL CENTER / ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩЕЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / IMPORT-SUBSTITUTING INNOVATIVE ENTERPRISE / ТЕХНОПАРКОВАЯ СТРУКТУРА РЕГИОНА / STRUCTURE / REGION / COORDINATION / TECHNOLOGY PARK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щанкин С. А.

Предмет/тема. Статья посвящена регулированию взаимоотношений между представителями бизнеса и органов государственной власти в рамках принятого Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации». В условиях действующих экономических санкций решение возникающих проблем требует адекватности нового закона потребностям развития экономики, что придает данному процессу несомненную актуальность. Цели/задачи. Разработка основных приоритетов, принципов, задач и направлений развития промышленной политики на различных уровнях управления с рассмотрением особенностей функционирования промышленного комплекса Республики Мордовия, представленного промышленным потенциалом и соответствующей инфраструктурой, наличием базовых элементов региональной инновационной системы. Методология. На основе статистического, нормативно-законодательного и аналитического материалов с использованием методов анализа и синтеза рассмотрены разнообразные аспекты формирования основных приоритетов, принципов и задач промышленной политики в новых условиях экономических санкций и одновременного решения проблемы импортозамещения на различных уровнях управления. Результаты. В ходе работы в определение «промышленная политика», представленное в Федеральном законе, введено понятие «импортозамещение», определена необходимость взаимодействия органов управления всех уровней для реализации данного закона; отражена схема взаимоотношения органов управления, начиная с принятия федеральной программы импортозамещения, участия региона и исполнения на уровне предприятия. Выводы/значимость. При соблюдении выработанных рекомендаций возникает возможность формирования промышленной политики на различных уровнях управления, адекватной новым условиям. Это позволит при комплексном решении проблемы заложить основы новой модели экономического развития, основанной на выявленных приоритетах: импортозамещении, повышении эффективности промышленной политики с использованием региональных инновационных систем и возможностей модернизационной индустриализации региональных промышленных комплексов. Кроме того, необходимо создавать условия для расширения экспортных возможностей несырьевого сегмента промышленного комплекса регионов и ликвидации бюджетного дефицита субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щанкин С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main priorities for industrial policy

Importance The article covers the regulation of the relationship between businesses and public authorities in the framework of the Federal Law "On Industrial policy in the Russian Federation". Under the existing economic sanctions, dealing with the emerging issues requires the adequacy of the new law to the needs of economic development, which makes the process of undoubted relevance. Objectives The purpose of the study is to develop fundamental principles, objectives, priorities and directions of the development of industrial policy at various levels of management with consideration of the characteristics of the industrial complex of the Republic of Mordovia, represented by the industrial capacity and infrastructure, and the availability of basic elements of the regional innovation system. Methods Based on statistics, regulatory and legislative, and analytical materials, and using the methods of analysis and synthesis, the paper considers the diverse aspects of core priorities, principles and objectives of industrial policy under the new circumstances of economic sanctions and the simultaneous solution of import substitution problems at various levels of management. Results The author introduces the concept of "import substitution" in the definition of "industrial policy", submitted by the Federal Law "On Industrial policy in the Russian Federation", and defines the need for interaction between all levels of governmental authorities for the implementation of this Law; the scheme reflects the relationship of controls, beginning with the adoption of the Federal program of import substitution, the participation of the region and enterprise-level performance. Conclusions and Relevance The author concludes that, provided that the following recommendations are met, it will raise the possibility of formation of industrial policy at various levels of Government, adequate to the new conditions. This will allow laying the foundations of a new model of economic development based on the identified priorities: import substitution, strengthening the industrial policy with the use of regional innovation systems and retrofitting the industrialization opportunities of regional industrial complexes. In addition, it is necessary to create conditions for the export opportunities of non-commodity segment of the industrial complex of the region and the elimination of the budget deficit of the subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Основные приоритеты промышленной политики»

РЕГИОНАЛЬНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УДК351:62(470.345)

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

С.А. ЩАНКИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления в строительстве

E-mail: [email protected] Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, Саранск, Российская Федерация

Предмет/тема. Статья посвящена регулированию взаимоотношений между представителями бизнеса и органов государственной власти в рамках принятого Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации». В условиях действующих экономических санкций решение возникающих проблем требует адекватности нового закона потребностям развития экономики, что придает данному процессу несомненную актуальность.

Цели/задачи. Разработка основных приоритетов, принципов, задач и направлений развития промышленной политики на различных уровнях управления с рассмотрением особенностей функционирования промышленного комплекса Республики Мордовия, представленного промышленным потенциалом и соответствующей инфраструктурой, наличием базовых элементов региональной инновационной системы.

Методология. На основе статистического, нормативно-законодательного и аналитического материалов с использованием методов анализа и синтеза рассмотрены разнообразные аспекты формирования основных приоритетов, принципов и задач промышленной политики в новых условиях экономических санкций и одновременного решения проблемы импортозамещения на различных уровнях управления.

Результаты. В ходе работы в определение «промышленная политика», представленное в Федеральном законе, введено понятие «импортозаме-щение», определена необходимость взаимодействия

органов управления всех уровней для реализации данного закона; отражена схема взаимоотношения органов управления, начиная с принятия федеральной программы импортозамещения, участия региона и исполнения на уровне предприятия.

Выводы/значимость. При соблюдении выработанных рекомендаций возникает возможность формирования промышленной политики на различных уровнях управления, адекватной новым условиям. Это позволит при комплексном решении проблемы заложить основы новой модели экономического развития, основанной на выявленных приоритетах: импортозамещении, повышении эффективности промышленной политики с использованием региональных инновационных систем и возможностей модернизационной индустриализации региональных промышленных комплексов. Кроме того, необходимо создавать условия для расширения экспортных возможностей несырьевого сегмента промышленного комплекса регионов и ликвидации бюджетного дефицита субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: промышленность региона, промышленная политика, принципы, импортозаме-щение, региональный центр координации промышленной политики, импортозамещающее инновационное предприятие, технопарковая структура региона

Заложенная в 1990-е гг. политика тесного взаимодействия и односторонней ориентации на

страны Запада привела к росту зависимости экономики страны, особенно высокотехнологичного сектора промышленного производства и военно-промышленного комплекса. В тот период происходила значительная деградация научной сферы Российской Федерации, до настоящего времени не завершена модернизация Российской академии наук. В 2014 г. ежедневный вывоз капитала из страны составлял 1 млрд руб., в 2015 г. объем вывоза, предположительно, составит 100 млрд долл. В стране наблюдается стагнация экспортно-сырьевой модели экономики [3]. В условиях экономических санкций, падения темпов роста экономики важность принятия законодательного акта «О промышленной политике в Российской Федерации»1 значительно возрастает.

Анализируя данный закон, необходимо отметить, что он не в полной мере отвечает современным потребностям развития экономики страны, например по таким направлениях, как станкостроение, электроника, фармацевтика, высокотехнологичное машиностроение и др., где зависимость от импорта составляет 90%. Закон был разработан для среднерыночных условий развития экономики и недостаточно учитывает внешние глобальные (экономические санкции) и внутренние риски (вывоз капитала, отказ от инвестиций и инноваций приватизированных предприятий), которые отчетливо проявились в 2014 г. и начале 2015 г. В законе необходимо было отразить механизм формирования и реализации промышленной политики, в том числе в санкционных условиях. Логически данный закон может приобрести «рамочную» форму, т.е. потребует в дальнейшем разработки и принятия новых подзаконных актов, которые должны адаптировать его к современным условиям развития промышленности страны. Это осложнит его практическое применение, которое, вероятно, будет носить фрагментарный характер.

Следовательно, содержание понятия «промышленная политика» должно отвечать современным требованиям экономического развития страны и реальным прогнозам на будущее. На национальном уровне происходит активный поиск, по мнению ряда экономистов, новой модели роста в сфере значимости реальной экономики и промышленности в особенности [17].

1 О промышленной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ.

-13 (388)

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: теория и практика

Промышленная политика - комплекс правовых, экономических, организационных, образовательных, информационных, социально-инфраструктурных мер государственного воздействия на промышленное производство, направленный на развитие промышленного потенциала, обеспечение производства импортозамещающей продукции, сбалансирование и устойчивое развитие промышленности в целях социально-экономического развития и обеспечения безопасности Российской Федерации. Неблагоприятные внешнеэкономические условия обусловливают приоритет импортозамещения в промышленной политике страны, что подтверждает мнение В. Рязанова [16].

В настоящее время промышленность Российской Федерации невозможно представить в виде единого промышленного комплекса. Одна часть, включающая в себя топливно-энергетический комплекс, часть военно-промышленного комплекса и сырьевое производство, в значительной мере ориентирована на экспорт и зависима от финансовых и технологических поставок западных стран. Данный сектор промышленного производства оказался наиболее незащищенным от воздействия экономических санкций. Одновременно доходы от экспорта поступали в основном в федеральный бюджет, что позволяло поддерживать макроэкономическую стабильность и профицит федерального бюджета. Подобный экономический механизм представляет модель импортированного роста [9]. Расходы федерального бюджета Российской Федерации распределялись по государственным программам, в том числе на инновационное развитие и модернизацию экономики. По мнению М. Ершова, в условиях экономических санкций необходимо использовать бюджетные механизмы для стимулирования экономического роста [6].

Вторая часть комплекса представлена гражданским сектором промышленного производства, она ориентирована на внутренний рынок. Низкая рентабельность предприятий данного сектора обусловила значительную убыточность бизнеса, а это, как правило, средние по масштабам предприятия и малый бизнес. Органы управления данным промышленным комплексом расположены в основном в регионах. Многие из них лишены экспортируемых сырьевых факторов производства. Во многих регионах страны начал формироваться бюджетный кризис [8]. При сохранении нормы накопления в стране 20% и ограниченности имеющихся производственных мощностей для инновационной модер-

- 2015-

REGIONAL ECONOMICS: theory and practice

низации предлагаемых инвестиционных ресурсов достаточно только для прироста валового внутреннего продукта страны на уровне 0,8-1,0%, при росте промышленного производства 1,0-1,5% [7].

Какой же должна быть промышленная политика Российской Федерации, адекватная современным условиям?

Во-первых, в среднесрочной перспективе она должна решать задачу импортозамещения. Для этого необходимо принять адекватную законодательную норму о промышленной политике с учетом современных условий хозяйствования: не решив проблему импортозамещения, невозможно представить устойчивое будущее экономики страны.

Во-вторых, по структуре и содержанию промышленная политика должна быть одновременно единой, но многоуровневой в процессе реализации.

В-третьих, необходимо создание в регионах центров координации промышленной политики и решения проблемы импортозамещения совместно с федеральными органами власти (в Республике Мордовия на базе Министерства промышленности, науки и новых технологий).

В-четвертых, важно создать реально функционирующую систему: Федеральная программа импортозамещения - регион - предприятие.

В-пятых, смена курса на ускоренную модернизацию промышленности, используя возможности массового импорта высокотехнологичной продукции, и последовательное импортозамещение на основе развития отечественного производства инновационных технологий и продуктов.

Промышленная политика, по мнению В. Мау и А. Улюкаева, требует обновления технологической базы на основе новейших достижений науки и техники. Это важнейшее условие выхода из кризиса [10].

В рамках промышленной политики необходимо принять стратегию импортозамещения на среднесрочную перспективу (для отраслей, производящих высоко- и среднетехнологичную продукцию).

К основным задачам промышленной политики можно отнести:

- формирование современного высокотехнологичного производства по выпуску импортозамещающей продукции на основе активизации использования инновационного потенциала территории;

- становление оптимальной отраслевой и институциональной структуры промышленного комплекса;

- обеспечение дифференцированного подхода для различных территорий в выборе приоритетов промышленной политики;

- создание отраслевых региональных инвестиционных фондов, направленных на развитие приоритетных отраслей промышленности, определяющих перспективные направления развития регионов в межрегиональном разделении труда;

- стимулирование развития малого инновационного бизнеса в сфере промышленного производства (оплата лизинга оборудования, снижение ставок рефинансирования до 5-10%, подготовка кадров менеджеров малого бизнеса в промышленности);

- улучшение социальных и экологических условий развития территорий.

Проблема формирования и реализации промышленной политики страны в условиях экономических санкций может быть решена путем эффективного использования научно-технического, инновационного, промышленного и ресурсного потенциалов российских регионов.

В Республике Мордовия нормы валового накопления в 2012-2014 гг. были на уровне 28-30%. К 2018 г. планируется увеличить норму накопления до 30-35% при средних темпах роста валового регионального продукта свыше 5%. Производство машин и оборудования при этом должно достичь 7%. Ежегодные темпы роста экспорта высоко- и среднетехнологичной продукции в предыдущие годы достигли 12%, а доля инновационной продукции составляла 26%, что превышало общероссийские показатели.

К основным понятиям, используемым в проектах федерального и регионального законов о промышленной политике, можно отнести следующие определение.

Импортозамещающее инновационное предприятие - хозяйствующая производственная структура, решающая в плановом порядке задачу импортозамещения в приоритетных направлениях экономического развития.

Данное предприятие вправе рассчитывать на получение статуса «импортозамещающее предприятие» на время решения поставленных задач, что обеспечивает снижение ставки рефинансирования банками до 5-10% годовых, стабилизацию цены на энергоресурсы, предоставление государственных гарантий территориальными органами власти. В

Региональное стратегическое планирование

Regional Strategic Planning

случае открытия нового импортозамещающего инновационного производства предприятие вправе рассчитывать на предоставление инвестиционной площадки регионом, содействие со стороны инновационно-промышленной инфраструктуры и заключение инвестиционного контракта.

Промышленная политика Республики Мордовия на период до 2020 г. должна базироваться на Стратегии развития Республики Мордовия на период до 2025 г.2, Республиканской целевой программе развития на 2013-2018 гг.3, Государственной программе научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013-2018 гг.4.

Однако, по мнению ряда авторов, одной стратегии недостаточно для успешного инновационно-промышленного развития [15].

Промышленная политика содержит комплекс мер государственного регулирования и поддержки развития промышленности региона, направленных на создание условий и предпосылок для устойчивого социально-экономического развития республики. При планировании применения бюджетных и привлеченных финансовых ресурсов для целей реализации промышленной политики необходимо рассматривать имеющиеся возможности, предусмотренные законодательством Республики Мордовия в рамках действующих законов «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия»5, «О снижении ставок по налогу на прибыль организаций»6, «О налоге на имущество организаций»7, «О предоставлении государственных гарантий Республики Мордовия»8.

Государственная промышленная политика Республики Мордовия должна быть ориентиро-

2 О Стратегии развития Республики Мордовия на период до 2025 года: Закон Республики Мордовия от 01.10.2008 № 94-З.

3 О Республиканской целевой программе развития на 2013-2018 годы: постановление Правительства Республики Мордовия от 08.10.2012 № 363.

4 Об утверждении Государственной программы научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы: постановление Правительства Республики Мордовия от 20.05.2013 № 183.

5 О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия: Закон Республики Мордовия от 20.02.2006 № 6-З.

6 О снижении ставок по налогу на прибыль организаций: Закон Республики Мордовия от 25.11.2004 № 77-З.

7 О налоге на имущество организаций: Закон Республики Мордовия от 27.11.2003 № 54-З.

8 О предоставлении государственных гарантий Республики Мордовия: Закон Республики Мордовии от 21.02.2008 № 5-З.

вана на активное проведение организационных, экономических и правовых изменений, содействующих повышению эффективности деятельности и конкурентоспособности организаций, их способности решать проблему импортозамещения. Рост производства высококачественной продукции, пользующейся спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках, позволит решить задачи обеспечения занятости, повышения доходов и качества жизни населения, расширения налоговой базы, сбалансированности бюджета республики.

Промышленный комплекс Республики Мордовия характеризуется высокой долей обрабатывающих производств (около 90% всего промышленного производства), ему принадлежит ведущая роль в экономике республики: доля в объеме валового регионального продукта составляет около 30%. На промышленных предприятиях трудится четверть всего занятого населения региона.

Исторически базовой отраслью республиканского промышленного комплекса являлось машиностроение, однако в последние годы в промышленности республики происходят существенные структурные сдвиги. За последние 10 лет доля машиностроения снизилась с 50 до 34% в основном за счет сокращения доли электротехнического производства (с 35 до 17%). Одновременно возросла доля пищевой промышленности (с 21 до 32%) и промышленности строительных материалов (с 10до 18%). В течение этого времени произошло становление нового для республики направления -вагоностроения, доля которого в промышленности Мордовии составляет около 20%.

Для устойчивого социально-экономического развития Республики Мордовия в новых условиях необходимо формирование импортозамещающей конкурентоспособной модели региональной промышленной политики, опирающейся на имеющиеся у региона конкурентные преимущества и ресурсы развития. К ним можно отнести природно-ресур-сный, энергетический, научно-технологический и кадровый потенциалы. Подобные процессы имеют место и в ряде других регионов Российской Федерации, и в отдельных национальных суверенных образованиях (Казахстан) [18, 1].

В регионе сформированы благоприятные условия для привлечения инвестиций и ведения бизнеса, к которым можно отнести:

- наличие разнообразных видов средств связи,

включая Интернет;

- полную газификацию;

- масштабную сеть финансовых институтов;

- современные социальную, промышленную, инновационную и транспортную инфраструктуры;

- активную государственную поддержку инвестиционной деятельности;

- возможные льготы инвесторам. Промышленность республики характеризуется

растущей инновационной активностью предприятий и высокой долей инновационной продукции. На территории региона формируются крупные промышленные центры (города Саранск, Рузаевка, Ковылкино и Чам-зинка) с высоким уровнем концентрации производства и развитой промышленной инфраструктурой.

К основным принципам формирования промышленной политики Республики Мордовия относятся:

- реализация конкурентных преимуществ региона в промышленной сфере;

- системность государственной поддержки в целях укрепления территориального промышленного комплекса в качестве единой производственной системы;

- экономически и технологически обусловленная интеграция и кооперация предприятий промышленного комплекса республики с российскими и зарубежными конкурентоспособными предприятиями;

- развитие регионального рынка инновационной продукции для хозяйствующих субъектов, выход на межрегиональные, национальные и зарубежные рынки;

- открытость и доступность на конкурсной основе государственной поддержки малого и среднего бизнеса;

- согласованность интересов региональных органов власти и субъектов хозяйствования;

- социальная ориентированность - удовлетворение запросов потребителей и создание на территории достойных условий для жизнедеятельности людей.

К современным задачам промышленной политики региона относятся:

- импортозамещение и увеличение доли региональной продукции на товарном рынке;

- рост производства в военно-промышленном комплексе и в высокотехнологичном секторе промышленности;

- выход на зарубежные рынки;

- совершенствование системы нормативных правовых актов развития приоритетных направлений региональной промышленности;

- принятие закона «О стимулировании экспорта в Республике Мордовия»;

- принятие программы импортозамещения в Республике Мордовия на 2015-2020 гг.;

- принятие нормативных документов, регулирующих государственную поддержку научно-инновационной и импортозамещающей деятельности;

- внесение изменений в республиканское законодательство в сфере предоставления льгот для импортозамещающих предприятий, осуществляющих выпуск подобной импортируемой продукции;

- стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в формируемой региональной инновационной системе;

- использование промышленных кластеров, технологических платформ и технопарковой структуры в республике;

- стабилизация цен на продукцию естественных монополий, сокращение ставки рефинансирования, ограничение налоговой нагрузки на производственный бизнес;

- формирование системы подготовки квалифицированных кадров, необходимых для развития инновационного промышленного производства;

- стимулирование спроса на импортозамещающую продукцию через систему государственных закупок;

- повышение престижности промышленной деятельности среди учащейся молодежи;

- освоение высокотехнологичных импортозамещающих производств, развитие существующих высокотехнологичных предприятий;

- реконструкция и модернизация производственных мощностей за счет инвестиционных контрактов и субсидий на освоение производства. К основным приоритетным направлениям

республиканской промышленной политики относятся:

- развитие высокотехнологичных производств в приоритетных направлениях экономики по выпуску наукоемких конкурентоспособных изделий и комплектующих, соответствующих зарубежным аналогам;

- использование достижений научно-технологического прогресса, широкое внедрение импор-

тозамещающих наукоемких, ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- освоение конкурентоспособных производств, развитие функционирующих высокотехнологичных предприятий, реконструкция и модернизация существующих производственных мощностей;

- внедрение современных методов и систем управления;

- организация производств, обеспечивающих повышение конкурентоспособности и качества готовой продукции;

- формирование региональной производственной инфраструктуры в рамках региональной инновационной системы;

- стимулирование развития кластерной структуры регионального промышленного комплекса;

- снижение негативных последствий экономических санкций западных стран;

- поддержка малых и средних предприятий путем развития промышленной интеграции и кооперации, инвестиционных контрактов, реализации лизинговых, франчайзинговых и факторинговых схем развития промышленного производства;

- содействие в создании индустриальных парков, инновационно-промышленных кластеров и свободных экономических зон внедренческого и научно-производственного характера;

- технологическое перевооружение и модернизация существующих предприятий, реализация инвестиционных проектов на основе импортозамещающих технологий;

- последовательное решение кадрового вопроса, подготовка квалифицированных инженерных специалистов и работников массовых профессий;

- реализация государственного заказа подготовки кадров для промышленного комплекса Республики Мордовия с созданием центра обучения и переподготовки для формирования кадрового резерва специалистов в сфере инновационного бизнеса.

Высокое качество реализации промышленной политики региона в значительной мере гарантирует республиканская инновационная система. Формирование промышленной политики региона невозможно представить без ее воздействия. Регион последовательно становится территорией ускоренного инновационно-промышленного развития.

Особое место в региональной инновационной системе занимает технопарк «Мордовия». Действующие в стране технопарки адаптированы к потребностям инновационного развития конкретных территорий и обеспечивают их ускоренное развитие.

В 2008 г. было подписано распоряжение Правительства Российской Федерации о создании в Республике Мордовия технопарка в сфере высоких технологий9. Технопарк «Мордовия» относится к группе научно-технологических парков и включает в себя:

- бизнес-инкубатор;

- центр коллективного пользования оборудованием;

- центр обучения;

- центр выставок и конференций.

В настоящее время технопарк располагает 44 компаниями-резидентами, функционирующими по шести направлениям специализации, при этом было создано свыше 1 200 рабочих мест.

Информационно-вычислительный комплекс и ДАТА-центр получили сертификат надежности Т1ЕТ-4. Они способны обслуживать всех резидентов технопарка, предоставляя широкий спектр услуг. Технопарк сотрудничает с центральными вузами страны, в том числе с Мордовским государственным университетом им. Н. П. Огарёва [21], программа развития которого на 2010-2019 гг. утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации10. Технопарк подписал соглашения о сотрудничестве с ведущими вузами страны.

Успешно функционирует 1Т-акселератор, деятельность которого направлена на поддержание инновационных проектов. Центр экспериментального производства технопарка планирует предоставить резидентам необходимые производственные площади, а также «чистые комнаты» для инновационных технологий. Продолжаются строительно-монтажные работы в инжиниринговом центре оптоэлект-роники и центре проектирования инноваций. Для их открытия готовятся высококвалифицированные специалисты.

9 О внесении изменений в государственную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий: распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 1326-р.

'"Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» на 2010-2019 годы: приказ Минобрнауки России от 09.07.2010 № 757.

В рамках технопарка развивает свою деятельность центр нанотехнологий и наноматериалов. Республика Мордовия располагает объемом инновационных проектов на сумму около 500 млн руб.

В сентябре 2014 г. началась реализация крупного инновационного проекта с резидентом технопарка - известной российско-корейской компанией «НЕПЕС РУС». Главная задача проекта - создание промышленного производства светоизлучающих диодов и светильников с применением удаленного люминофора.

Итоги работы технопарка «Мордовия» отмечены решениями Минфина, Минэкономразвития и Минкомсвязи России.

Успешно завершается строительство инжинирингового центра волоконной оптики и центра производства инноваций, т.е. формируется и совершенствуется материальная база технопарка. Предполагается, что создаваемая инфраструктура будет использоваться достаточно эффективно. Руководство технопарка планирует удвоить количество резидентов. Одновременно а республике создается инжиниринговый центр вагоностроения (центр конструирования подвижных железнодорожных составов). Предполагается проектировать вагоны из алюминиевого сплава и полимерных композитных материалов. Транспортное машиностроение является приоритетной отраслью республики. В 2013 г. было произведено 10 тыс. вагонов. Благодаря работе технопарка «Мордовия» доля инновационного производства в промышленности региона составила 26%. В республике решается вопрос инновационной индустриализации и последовательного импортозамещения в рамках формируемой промышленной политики и разрабатываемой программы импортозамещения.

Функционирование технопарка оказывает позитивное влияния на неоиндустриализацию промышленного потенциала республики, в частности на организацию импортозамещающих производств:

- фотоэлектрических преобразователей и солнечных модулей (совместное производство компании «ГЕЛИОС-Ресурс» и «Электровыпрямитель»);

- полупроводниковых приборов силовой электроники нового поколения на основе технологий «кремний на молибдене» с использованием низкотемпературных соединений (ОАО «Электровыпрямитель»);

- элементной базы силовой электроники на основе арсенида галлия (ОАО «Орбита»);

- новых видов продукции на предприятиях «ВКМ-Сталь», «Рузхиммаш», «Резинотехни-ка», телевизионном, приборостроительном и механических заводах;

- изделий, используемых радиационные технологии, на базе завода «Электровыпрямитель», ядерного центра России и фонда «Сколково»;

- светодиодов по технологии нитрида галлия (ОАО «Инвест-Альянс»).

Рост производства и поставок инновационной продукции в Республике Мордовия за первое полугодие 2014 г. составил 134,5%. Это результат функционирования инновационных кабельного, светотехнического, вагоностроительного кластеров, а также создания кластера строительных материалов и формирования кластерного образования в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Только в 2013 г. объем инвестиций в инновационные проекты составил 2,5 млрд руб., объем инвестиций в основной капитал превысил 4 млрд руб. В республике за последние пять лет создано около 30 новых производств, включая восемь новых предприятий.

Делегация Республики Мордовия, участвуя в работе III Московского международного форума инновационного развития «Открытые инновации», представила более 70 инновационных разработок в области оптической электроники и волоконной оптики, энергосберегающей светотехники, электронного приборостроения и альтернативной энергетики, большинство из которых способны создавать импортозамещающую продукцию и являются ответом российской экономики на санкции запада.

Благодаря функционированию модернизированных и вновь вводимых в строй предприятий в ближайшие годы, республика станет центром оптоэлектроники Российской Федерации. При этом поставки на рынок и импортозамещение достигнут 50-60%. Основу кластера составляет группа предприятий «Оптикэнерго» с объемом инвестиций около 5 млрд руб. Структуры холдинга «Оптикэнерго» освоили производство новейшего оптического кабеля, встроенного в грозозащитный трос, и оптических внутриобъектных кабелей. В 2014 г. запущено производство перексидосшиваемого изоляционного компаунда для кабелей среднего напряжения до 35 кВ на базе ЗАО «Лидер-Компаунд». Ежегодный выпуск инновационной импортозамещающей продукции достигнет 1 млрд руб.

В 2015 г. вводится в строй первая очередь единственного в Российской Федерации завода по

производству телекоммуникационного оптического волокна. Развитие инновационного производства оптоэлектроники осуществляется в рамках технологической платформы «Фотоника». Вклад технологических платформ в инновационное развитие экономики отмечен в работе Л. Оболенской [11].

Кластер «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением» формируется на базе модернизированной светотехнической промышленности республики. В его состав входят центры светотехники и проектирования инноваций, НИЦ силовых полупроводниковых приборов, технопарк «Мордовия», НИИС им. А.Н. Лодыгина, НИУ МГУ им. Н.П. Огарёва и др. структуры. Планируется создание индустриального парка «Саранский».

Светотехническая импортозамещающая продукция кластера в 2011 г. составляла 10% российского рынка, объем производства - 4,6 млрд руб., в 2016 г. доля рынка достигнет 25% (17 млрд руб.), в 2020 г. - 35% (30 млрд руб.). Инновационное импортозамещающее производство развивается в границах технологической платформы «Российские светодиодные технологии».

На рынке среднетехнологической продукции формируется кластер транспортного машиностроения, в состав которого вошли:

- центр «Рейл Инжиниринг» на базе технопарка «Мордовия»;

- ОАО «Рузхиммаш»;

- ООО «ВКМ-Сталь»;

- ОАО «Саранский вагоностроительный завод»;

- учебно-научная лаборатория «Моделирование конструкций и технологий вагоностроения» НИУ МГУ им. Н.П. Огарёва и др.

Одна из задач кластера заключается в создании импортозамещающей, инновационной продукции -вагонов-цистерн для вязкого битума и платформ для контрейлерноконтейнерных перевозок для РЖД.

Завершается строительство производственного комплекса, где будет использоваться один из самых прогрессивных способов получения стального и чугунного литья на основе вакуум-пленочной формовки, что должно привести к снижению зависимости вагоностроительных предприятий от поставок импортного литья. Инновационное развитие кластера осуществляется на базе технологических платформ «Технологии транспорта» и «Технологии металлургии и новые материалы».

Ежегодный эффект от функционирования кластерного образования превысит 2 млрд руб., снижения объемов импорта достигнет 10-15%.

Структуры строительного кластера связаны с производством импортозамещающей, энергосберегающей и конкурентоспособной продукции строительной индустрии. Так, в 2014 г. открыто новое строительное предприятие ЗАО «Плайтера» по производству новой для страны продукции - ламинированной фанеры, мощностью 20 тыс. м3 в год, объем инвестиций при этом превысил 70 млн руб. Фирмой ЗАО «Плайтера» ведется строительство завода по производству древесных плит, где инвестиции составляют свыше 3,3 млрд руб.

Архитектурно-строительный факультет Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва активно решает задачи создания наукоемкой продукции строительной отрасли, несет ответственность за кадровое обеспечение строительного бизнеса и жилищно-коммунального хозяйства региона. Университет является центром научно-образовательной деятельности региона, участвует в реализации приоритетных направлений инновационного развития, в том числе ПНР-1 - новые строительные материалы (разработка принципиально новых строительных материалов и технологий создания микрокристаллических порошков и керамических изделий с уникальными прочностными и теплопроводящими свойствами).

Начиная с 2009 г. среднегодовые темпы роста в сфере «Строительство» составили в Республике Мордовия свыше 168%. Строительный бизнес региона довел долю инновационной продукции до 18%, в том числе в 2012 г. прирост составил 2%. В республике возводятся новые строительные предприятия, оснащенные передовыми технологиями, и одновременно модернизируются функционирующие.

Производство современных строительных материалов, способных заменить импортную продукцию, является базовым сектором промышленности в республике и представлена многочисленными предприятиями (16%). Общий объем инвестиций в основной капитал в республике за 5 лет составил 170 млрд руб., в том числе в строительстве - 1,02% от общего объема инвестиций. Строительная отрасль занимает 11-е место по объему инвестиций в республике.

Республика Мордовия является лидером по производству цемента в Приволжском федеральном округе, ее доля на рынке Российской Федерации

составляет 4%. Регион экспортирует более 80% произведенного цемента. В течение 2010 г. производство цемента в республике возросло на 114,2%. Для успешной конкуренции на рынке предприятия строительной отрасли республики внедряют инновационные технологии. В 2010 г. на ОАО «Мордовцемент» запущен новый завод по выработке цемента сухим способом по инновационной технологии с объемом производства более 3 млн т. На функционирующем Алексеевском цементном заводе осваивается новое отделение помола цемента. Производительность труда на ОАО «Мордовцемент» в течение года выросла на 25%.

В 2012 г. начал работу завод гипсовых вяжущих материалов и изделий из них. Общий объем инвестиций в новое производство составил 3,5 млрд руб. Предприятие представлено четырьмя высокотехнологичными производительными линиями с численностью занятых более 150 чел. После выхода на проектную мощность предприятие способно освоить 15% рынка гипсовых вяжущих материалов в стране и ограничить объем импортируемой продукции.

Развитие инновационного кластера в строительной сфере осуществляется на базе технологической платформы «Применение инновационных технологий для повышения эффективности строительства», координатором которого является ОАО «Роснано».

Формирование кластера производства и переработки сельскохозяйственной продукции в условиях западных санкций и решения задачи производственной безопасности Российской Федерации приобретает в настоящее время особое значение. Ежегодно в республике растут объемы производства продовольствия, расширяется его ассортимент.

Мордовские сыроделы производят сорта сыра моцарелла и рикота, которые, по мнению французских специалистов, не уступают импортируемому продукту. В 2014 г. республика произвела 1 млн т зерна и 1 млн т сахарной свеклы. Растет производство животноводческой продукции. За пределы республики направляется до 60% производимого продовольствия. За прошедшее пятилетие в агропромышленный комплекс региона инвестировано 40 млрд руб. В расчете на единицу продукции это самый высокий показатель в стране. Последовательно решается проблема импортозамещения и роста конкурентоспособности перерабатывающей промышленности Республики Мордовия.

Подобный курс поддержал Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев. Он подписал распоряжение Правительства по содействию импортозамещению в сельском хозяйс-тве11. На Российская агропромышленной выставке «Золотая осень», которая проходила в Москве с 8 по 10 октября 2014 г., он подчеркнул, что курс на импортозамещение должен стать приоритетным для агропромышленного сектора России. На выставке специалисты Республики Мордовия завоевали 21 золотую, серебряную и бронзовую медали.

Разнообразные инновационные проекты в промышленности и в агропромышленном комплексе создаются совместно с федеральными институтами развития ОАО «Роснано», ГК «Внешэконом банк», Инвестиционным фондом Российской Федерации, Российской венчурной компанией, ГК «Росттехно-логии»» и другими структурами.

Совместными усилиями федерального центра и региона необходимо добиться снижения доли импорта за каждый пятилетний срок на 4-5%. На рынке высокотехнологичной продукции долю импорта возможно снизить с 90 до 60%, на рынке среднетехнологичной продукции - с 60 до 40%. В перспективе коэффициент импортозамещения должен возрасти с 30 до 70%.

Таким образом, Республика Мордовия в 1990-е гг. представляла депрессионный, дотационный регион, лишенный экспортных сырьевых ресурсов. Согласно индексу «Инновационная деятельность» республика в настоящее время вошла в пятерку самых развитых инновационных регионов Российской Федерации, уступая лишь столичным мегаполисам и территориям со значительными сырьевыми ресурсами (Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан и Нижегородская область). Значительная дифференциация уровня ведения бизнеса в отдельных регионах страны обусловлена, по мнению ряда ученых, различиями в институциональной среде и качеством взаимодействия хозяйствующих субъектов [12-14, 20].

Более 90% промышленной продукции создается в республике на вновь созданных и модернизированных производствах. Несмотря на западные санкции и макроэкономические проблемы Российской экономики, за первое полугодие 2014 г. индекс

11 План мероприятий («дорожная карта») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1948-р.

промышленного производства в республике достиг 115,8%, в том числе в обрабатывающих отраслях -118,1%. Общероссийский индекс промышленного производства за это время достиг 101,5%, а в Приволжском федеральном округе он составил 102,2%. Республика Мордовия по данному показателю в круге вышла на первое место.

Достигнув нормы валового накопления, составляющей 28-30%, в республике рост производства и отгрузки инновационной продукции за первое полугодие 2014 г. увеличился до 134,5%., при этом основной прирост был достигнут за счет выпуска инновационной продукции. Ее доля в 2013 г. в общем объеме отгруженных товаров увеличилась до 25% (в Российской Федерации до 8,9%, в Приволжском федеральном округе до 14,2%). Количество предприятий, использующих технологические инновации, составило 16,4%. Это второе место после Республики Татарстан12.

Таким образом, в республике формируется новая экспортно ориентированная несырьевая модель экономики. На территории региона последовательно решается задача становления «эффективного собственника», а республика, минуя концепцию «догоняющего развития», формирует стратегию опережающего инновационного развития на собственной территории.

Республика Мордовия в качестве одного из регионов - лидеров инновационного развития успешно формирует промышленный сектор, ориентированный первоначально на внутренний рынок. В настоящее время она, используя возможности инновационно-промышленной политики, способна внести весомый вклад в решение проблемы им-портозамещения путем наращивания инвестиций, повышения нормы валового накопления и коэффициента изобретательской активности в республике Пример Республики Мордовия показывает, что в условиях ограниченного роста сырьевого экспорта, для инновационной модернизации страны можно использовать программу увеличения объемов несырьевого экспорта, о чем в своей речи говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин на Госсовете 18.09.2014.

Для снижения зависимости экономики России от сырьевого экспорта, по мнению доктора экономических наук, профессора А. Тодосийчука,

12 Машиностроители республики держат курс на инновационное развитие // Известия Мордовии. 2014. 24 сент. С. 5.

-13 (388)

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: теория и практика

необходимо создать условия для активизации инновационной деятельности и повышения финансовой устойчивости производителя [19].

Формирующаяся модель ускоренного инновационного развития территории (на примере Республики Мордовия) может быть использована и другими региональными структурными образованиями нашей страны в целях дальнейшего инновационно-промышленного развития Российской Федерации, преодоления сырьевой структуры экономики, решения задачи импортозамещения и выхода на внешние рынки с несырьевой продукцией. Возможность формирования институциональной модели развития региона подтверждает работа доктора экономических наук, профессора А. Дегтярева и соавторов [4].

В регионе закладываются основы новой экспортно ориентированной несырьевой внешнеэкономической политики в рамках федеральной промышленной политики и решения задачи роста экспорта несырьевой продукции. Это требует расширения ассортимента структуры производимой продукции на основе новейших технологий, внедрения передового оборудования и отечественных комплектующих с использованием услуг региональной инновационной системы. Внешнеэкономическая деятельность региона обусловлена реально функционирующим промышленно-инновационным комплексом, крепнущими кооперационными связями с зарубежным бизнесом и органами власти.

Государственная поддержка федеральным центром экспортно ориентированной несырьевой внешнеэкономической политики предполагает формирование фонда содействия ее развитию в рамках программы, направленной на становление и развитие экспортно ориентированного несырьевого производства. Российским государством планируется увеличить долю несырьевого экспорта с 49% (170 млрд руб.) в растущем объеме поставок российской продукции за рубеж.

Республика Мордовия одна из первых накопила позитивный опыт в данном вопросе. В республике активно функционирует региональная институциональная системообразующая модель управления регионом. Она определяет приоритетные направления социально-экономического развития и эффективное использование промышленно-инновационного потенциала республики. Базой экономики Российской Федерации, по мнению ряда ученых, в XXI в. должна стать регионализация страны [5].

- 2015-

REGIONAL ECONOMICS: theory and practice

Рост экспорта конкурентоспособной готовой продукции позволил республике выйти в лидеры в Приволжском федеральном округе по скорости снижения дефицита регионального бюджета. Несырьевые регионы страны имеют возможность в условиях экономических санкций использовать научно-технологический и инновационно-промышленный потенциалы своих территорий, реализовать основные положения промышленной политики государства, решая одновременно задачу импортозамещения как в рамках отдельно взятого региона, так и страны в целом.

Таким образом, последовательно формируется новая, более совершенная, модель экономического развития субъектов Российской Федерации -инновационных лидеров, создаваемая на основе регионализации экономики и постепенной экспортоори-ентации обрабатывающей промышленности по мере ее модернизации и роста уровня инновационного развития в рамках новой промышленной политики. В частности, доктор экономических наук, профессор В. Байнев и главный советник Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП» В. Винник подчеркивают, что высокотехнологическая модернизация немыслима без кардинального технико-технологического прорыва в промышленно-индус-триальном комплексе, без мощного рывка в рамках новой индустриальной политики [2].

Перспективы новой модели развития экономики страны в XXI в. обусловлены отказом от политики, основанной на роли России в качестве сырьевого придатка развитых стран, ограничением вывоза капитала экспортно ориентированным крупным сырьевым бизнесом; созданием в Российской Федерации благоприятных условий для инвестиционной деятельности (прежде всего отечественного бизнеса) и возрождением инновационно-промышленного комплекса, способного решить проблему импортозамещения в рамках новой промышленной политики страны.

Список литературы

1. Аубакирова Г. Индустриально-инновационное развитие Казахстана: роль государства // Экономист. 2014. № 12. С. 53-69.

2. Байнев В., Винник В. Подходы к согласованию промышленной политики стран Таможенного союза и ЕЭП: не эоиндустриализация и вертикальная интеграция // Экономист. 2014. № 2. С. 56-63.

3. Губанов С. Новая индустриализация и сектор рециклинга // Экономист. 2014. № 12. С. 3-12.

4. Дегтярев А., Маликов Р., Гришин К. Институциональная конфигурация деловой среды: параметры проектирования // Вопросы экономики. 2014. № 11. С. 83-98.

5. Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Контуры нового экономического пространства // Вопросы экономики. 2014. № 11. С. 140-156.

6. Ершов М. Какая экономическая политика нужна России в условиях санкций? // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 37-54.

7. ИвантерВ., УзяковМ., Широв А. Требования к промышленной политике и в инвестиционном сценарии // Экономист. 2013. № 5. С. 3-18.

8. Ильин В. Бюджетный кризис регионов как отражение неэффективности отжившей модели экономики // Экономист. 2014. № 12. С. 21-27.

9. Кудрин А., Гурвич Е. Новая модель роста для российской экономики // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 4-37.

10. Мау В., Улюкаев А. Глобальный кризис и тенденции экономического развития // Вопросы экономики. 2014. № 11. С. 4-25.

11. Оболенская Л. Технологические платформы в российской версии: инновационный прорыв или повторение пройденного? // Инновации. 2012. № 4. С.94-106.

12. Олейник А. О природе и причинах административной ренты: особенности ведения бизнеса в российском регионе N // Вопросы экономики. 2010. № 5. С. 58-80.

13. Полищук Л. Аутсорсинг институтов // Вопросы экономики. 2013. № 9. С. 40-65.

14. Полтерович В. Стратегия институциональных реформ. Перспективные траектории // Экономика и математические методы. 2006. Т. 42. № 1. С. 3-18.

15. Романова О. Неоиндустриализация как фактор повышения экономической безопасности старопромышленных регионов // Экономика региона. 2012. № 2. С. 70-80.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Рязанов В. Импортозамещение и новая индустриализация России, или как преодолеть стагнацию // Экономист. 2014. № 11. С. 3-20.

17. Татаркин А., Андреева Е., Ратнер А. На пути к обновлению России: пересечение векторов национального и геоэкономического развития // Экономист. 2014. № 11. С. 20-31.

18. Татаркин А., Романова О. Современные инструменты новой индустриализации промышленных регионов // Экономист. 2013. № 8. С. 41-52.

19. Тодосийчук А. Государственное и рыночное регулирование инновационной экономики // Экономист. 2014. №14. С. 31-41.

20. Чепуренко А. Что такое предпринимательство и какая политика в отношении предпринимательства нужна России? // Журнал новой экономической ассоциации. 2012. № 2. С. 102-124.

21. Щанкин С.А. Особенности развития региональной вузовской науки (на примере Мордовского госуниверситета) // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Академическая наука - проблемы и достижения». North Charleston, SC, USA, 2014. Т. 1. С. 195-198.

Regional Economics: Theory and Practice Regional Strategic Planning

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

THE MAIN PRIORITIES FOR INDUSTRIAL POLICY

Sergei A. SHCHANKIN

Abstract

Importance The article covers the regulation of the relationship between businesses and public authorities in the framework of the Federal Law "On Industrial policy in the Russian Federation". Under the existing economic sanctions, dealing with the emerging issues requires the adequacy of the new law to the needs of economic development, which makes the process of undoubted relevance.

Objectives The purpose of the study is to develop fundamental principles, objectives, priorities and directions of the development of industrial policy at various levels of management with consideration of the characteristics of the industrial complex of the Republic of Mordovia, represented by the industrial capacity and infrastructure, and the availability of basic elements of the regional innovation system.

Methods Based on statistics, regulatory and legislative, and analytical materials, and using the methods of analysis and synthesis, the paper considers the diverse aspects of core priorities, principles and objectives of industrial policy under the new circumstances of economic sanctions and the simultaneous solution of import substitution problems at various levels of management. Results The author introduces the concept of 'import substitution' in the definition of 'industrial policy', submitted by the Federal Law "On Industrial policy in the Russian Federation", and defines the need for interaction between all levels of governmental authorities for the implementation of this Law; the scheme reflects the relationship of controls, beginning with the adoption of the Federal program of import substitution, the participation of the region and enterprise-level performance.

Conclusions and Relevance The author concludes that, provided that the following recommendations are met, it will raise the possibility of formation of industrial policy at various levels of Government, adequate to the new conditions. This will allow laying the foundations of a new model of economic development based on the identified priorities: import substitution, strengthening the industrial policy with the use of regional innovation systems and retrofitting the industrialization opportunities of regional industrial complexes. In addition, it is necessary to create conditions for the export opportunities of non-commodity segment of the industrial complex of the region and the elimination of the budget deficit of the subjects of the Russian Federation.

Keywords: industry, industrial policy, region, principles, import substitution, regional center, coordination, Technology Park, structure, import-substituting innovative enterprise

References

1. Aubakirova G. Industrial'no-innovatsionnoe razvitie Kazakhstana: rol' gosudarstva [The industrial and innovative development of Kazakhstan: the role of State]. Ekonomist = Economist, 2014, no. 12, pp.53-69.

2. Bainev V., Vinnik V. Podkhody k soglasovaniyu promyshlennoi politiki stran Tamozhennogo soyuza i EEP: neoindustrializatsiya i vertikal'naya integratsiya [Approaches to harmonization of industrial policies of the countries of the Customs Union and Common Economic Space: neo-industrialization and vertical integration]. Ekonomist = Economist, 2014, no. 2, pp. 56-63.

3. Gubanov S. Novaya industrializatsiya i sektor retsiklinga [New industrialization and the recycling sector]. Ekonomist = Economist, 2014, no. 12, pp. 3-12.

4. Degtyarev A., Malikov R., Grishin K. Institutsional'naya konfiguratsiya delovoi sredy: parametry proektirovaniya [The institutional configuration of business environment: design options]. Voprosy Economiki, 2014, no. 11, pp. 83-98.

5. Evstigneeva L., Evstigneev R. Kontury novogo ekonomicheskogo prostranstva [The contours of a new economic space]. Voprosy Economiki, 2014, no. 11, pp.140-156.

6. Ershov M. Kakaya ekonomicheskaya politika nuzhna Rossii v usloviyakh sanktsii? [What kind of economic policy does Russia need under sanctions?]. Voprosy Economiki, 2014, no. 12, pp. 37-54.

7. Ivanter V., Uzyakov M., Shirov A. Trebovaniya k promyshlennoi politike i v investitsionnom stsenarii [Requirements for industrial policy and investment scenarios]. Ekonomist = Economist, 2013, no. 5, pp. 3-18.

8. Il'in V. Byudzhetnyi krizis regionov kak otrazhenie neeffektivnosti otzhivshei modeli ekonomiki [Budget crisis regions, reflecting inefficiencies in outdated economic model]. Ekonomist = Economist, 2014, no. 12, pp. 21-27.

9. Kudrin A., Gurvich E. Novaya model' rosta dlya rossiiskoi ekonomiki [A new model for growth of Russian economy]. Voprosy Economiki, 2014, no. 12, pp. 4-37.

10. Mau V., Ulyukaev A. Global'nyi krizis i ten-dentsii ekonomicheskogo razvitiya [The global crisis and economic development trends]. Voprosy Economiki, 2014, no. 11, pp. 4-25.

11. Obolenskaya L. Tekhnologicheskie platformy v rossiiskoi versii: innovatsionnyi proryv ili povtorenie proidennogo? [Technology platforms in the Russian version: breakthrough or review?]. Innovatsii = Innovation, 2012, no. 4, pp. 94-106.

12. Oleinik A. O prirode i prichinakh adminis-trativnoi renty: osobennosti vedeniya biznesa v ros-siiskom regione N [On the nature of and reasons for administrative rents: aspects of doing business in the Russian region of N]. Voprosy Economiki, 2010, no. 5, pp. 58-80.

13. Polishchuk L. Autsorsing institutov [Institutional Outsourcing]. Voprosy Economiki, 2013, no. 9, pp. 40-65.

14. Polterovich V. Strategiya institutsional'nykh reform. Perspektivnye traektorii [The strategy of insti-

tutional reforms. A promising trajectory]. Ekonomika i matematicheskie metody = Economics and Mathematical Methods, 2006, vol., 42, no. 1, pp. 3-18.

15. Romanova O. Neoindustrializatsiya kak faktor povysheniya ekonomicheskoi bezopasnosti staropro-myshlennykh regionov [Neo-industrialization as a factor in increasing the economic security of the old industrial regions]. Ekonomika regiona = The Region's Economy, 2012, no. 2, pp. 70-80.

16. Ryazanov V. Importozameshchenie i novaya industrializatsiya Rossii, ili kak preodolet' stagnatsiyu [Import substitution and the new industrialization of Russia, or how to overcome stagnation]. Ekonomist = Economist, 2014, no. 11, pp. 3-20.

17. Tatarkin A., Andreeva E., Ratner A. Na puti k obnovleniyu Rossii: peresechenie vektorov natsional'nogo i geoekonomicheskogo razvitiya [On the way to modernization of Russia: the intersection of vectors of national and geo-economic development]. Ekonomist = Economist, 2014, no. 11, pp. 20-31.

18. Tatarkin A., Romanova O. Sovremennye instrumenty novoi industrializatsii promyshlennykh regionov [Modern instruments of new industrialization of industrial regions]. Ekonomist = Economist, 2013, no. 8, pp. 41-52.

19. Todosiichuk A. Gosudarstvennoe i rynochnoe regulirovanie innovatsionnoi ekonomiki [Government and market regulation of innovation economy]. Ekonomist = Economist, 2014, no. 14, pp. 31-41.

20. Chepurenko A. Chto takoe predprinimatel'stvo i kakaya politika v otnoshenii predprinimatel'stva nuzhna Rossii? [What is the entrepreneurship, and what enterprise policy does Russia need?]. Zhurnal novoi ekonomicheskoi assotsiatsii = Journal of the New Economic Association, 2012, no. 2, pp. 102-124.

21. Shchankin S.A. [The characteristics of regional higher school science: the Mordovia State University case study)]. Materialy IVMezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Akademicheskaya nauka -problemy idostizheniya" [Proc. 4th Int. Sci. Conf. "Academic Science: Problems and Achievements"]. North Charleston, SC, USA, 2014, vol. 1, pp. 195-198.

Sergei A. SHCHANKIN

Ogarev Mordovia State University, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.