РЕГИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 338.242 1БЬ Я58, Я11
П. А. Ершов, А. М. Выжитович
Сибирский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ ул. Нижегородская, 6, Новосибирск, 630102, Россия
Liery2009@mail.ru, vam_70@mail.ru
ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА И ПЕРСПЕКТИВ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Импортозамещение принято считать наиболее перспективным источником развития российской экономики. Однако региональные аспекты реализации политики импортозамещения по-прежнему остаются на периферии научных исследований. Цель работы состоит в оценке потенциала и эффективности инструментов реализации региональной промышленной политики в контексте импортозамещения на примере Новосибирской области. В данной статье представлены результаты исследований, основанные на статистическом анализе структуры и динамики региональной внешней торговли Новосибирской области. Предпринята попытка оценить возможность развития производства отечественных аналогов импортируемой продукции на основе использования существующего промышленного потенциала региона. На основе сопоставления полученных результатов анализа внешней торговли и возможностей региональной промышленности были выделены наиболее перспективные направления развития. Обзор промышленной политики Новосибирской области на основе анализа действующей нормативно-правовой базы и реализуемых государственных программ позволил выявить малоэффективные и затратные инструменты поддержки промышленности, применяемые в настоящее время. На основе полученных результатов сделаны выводы о перспективах реализации промышленной политики импортозамещения в Новосибирской области.
Ключевые слова: промышленная политика, импортозамещение, региональная внешнеэкономическая деятельность, импорт, экспорт, поддержка предпринимательства.
Сложная экономическая ситуация, сложившая в России к началу 2016 г., вынуждает искать новые точки экономического роста. Дешевеющая нефть сделала неэффективной экономическую модель, основанную на экспорте энергоносителей. И уже очевидно, что, даже если цены на сырье вернутся к приемлемому уровню, это приведет лишь к восстановлению докризисного уровня ВВП, но не к его росту. В условиях снижения поступлений валютной выручки поддерживать высокие объемы импорта становится все труднее, а девальвация рубля снижает доступность как потребительских, так и инвестиционных товаров иностранного производства. В данной ситуации особую актуальность приобретает эффективная импортозамещающая промышленная политика, направленная на развитие обрабатывающих отраслей.
Импортозамещение следует рассматривать как развитие производства товаров, более конкурентоспособных на внутреннем рынке, чем ввозимые из-за рубежа. Региональная политика импортозамещения, соответственно, представляет собой целенаправленную деятельность региональных органов власти по созданию условий для развития промышленности, конкурентоспособной на внутреннем рынке.
Ершов П. А., Выжитович А. М. Оценка потенциала и перспектив реализации региональной политики импортозамещения на примере Новосибирской области // Мир экономики и управления. 2016. Т. 16, № 3. С. 113-124.
Мир экономики и управления. 2016. Том 16, № 3 © П. А. Ершов, А. М. Выжитович, 2016
Новосибирская область в этой ситуации получила необходимое и даже уникальное окно возможностей для развития своей промышленности. Огромный научный, образовательный и кадровый потенциал, сосредоточение финансовых организаций, а также уникальное транс-портно-логистическое расположение Новосибирска в центре Юго-Западной Сибири дают основание полагать, что успешная реализация промышленной импортозамещающей политики станет источником экономического развития.
Научных исследований в части региональной импортозамещающей промышленной политики относительно немного. Можно отметить статью К. А. Гулина, Е. А. Мазилова, А. П. Ермолова «Импортозамещение как инструмент активизации социально-экономического развития региона» [1], в которой проработаны понятие и сущность импортозамещения, предложены методологические подходы к реализации импортозамещения на региональном уровне на примере Вологодской области. Также интересны региональные исследования Т. В. Ми-ролюбовой на примере Пермского края [2] и С. С. Бахтиной на примере Орловской области [3].
Работа А. К. Доргушаовой, Л. Г. Матвеевой, О. А. Черновой «Региональная политика ресурсного обеспечения мезоэкономики в условиях внешних угроз» [4] интересна с точки зрения выработки эффективной модели региональной промышленной политики в современных реалиях. С решением этой же проблемы связана статья Т. В. Кушнаренко «Теоретико-институциональный базис несырьевого развития региональных экономик» [5], работа не только имеет теоретическое значение, но и дает ряд практических рекомендаций по развитию перерабатывающих отраслей на региональном уровне.
Наконец, интереснейшее исследование В. В. Крупчатниковой «Внешняя торговля Новосибирской области как фактор новой индустриализации регионов России» [6] основано на анализе внешней торговли Новосибирской области и ее влиянии на промышленное развитие региона.
При подготовке статьи были исследованы изменения, произошедшие в товарной структуре внешней торговли Новосибирской области с 2012 по 2015 г., а также соответствующие изменения в промышленном производстве региона. Полученные данные, основанные на методе статистического анализа динамики и структуры внешней торговли по товарным группам, позволяют определить направления роста импортозамещающего потенциала Новосибирской области. Анализ региональной промышленной политики, проведенный в соответствии с выявленными перспективными направлениями, позволил оценить перспективы развития промышленного производства в регионе импортозамещающих товаров.
Анализ товарной структуры внешней торговли
Новосибирской области
В связи с резкими изменениями внешнеэкономической конъюнктуры во внешней торговле Новосибирской области за последние четыре года произошли серьезные и неоднозначные изменения. Как видно из табл. 1, импорт в Новосибирскую область сократился почти в два раза, экспорт же на протяжении четырех лет практически не изменился, что позволило завершить 2015 г. со значительным профицитом торгового баланса. Однако, по данным Ново-сибирскстата, в 2015 г. рост индекса промышленного производства составил всего 0,8 % так что на данном этапе уместно говорить не о замещении импорта собственным производством, а о сокращении потребления. Свой вклад в сжатие импорта внесло и сокращение объема инвестиций в 2015 г. на 29 % по сравнению с 2014 г.
В 2015 г. предсказуемо сократился импорт сельскохозяйственной продукции: в 4 раза по сравнению с 2012 г. снизился ввоз мяса и мясных продуктов; в 3 раза - ввоз рыбы и морепродуктов; ввоз молочной продукции после кратковременного скачка сжался в 4 раза (в 2013 г. - 20,8 млн долл., в 2014 г. - 29,8, в 2015 г. - 7,9 млн долл.); практически сошел на нет ввоз живых деревьев, саженцев и луковиц; в 2 раза сократился ввоз злаков, в 6 раз -
1 Здесь и далее использованы данные, представленные в пресс-выпусках Новосибирскстата. URL: http:// novosibstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/novosibstat/ru/publications/news_issues/ (дата обращения 17.06.2016).
Таблица 1
Объемы экспорта и импорта Новосибирской области, млн долл. США
Показатель 2012 2013 2014 2015
Экспорт 1 848,0 1 707,1 1 895,0 1 886,3
Импорт 2 335,8 2 192,7 1 930,6 1 251,5
Сальдо -487,8 -485,6 -35,6 634,8
* Таможенная статистика внешней торговли / Федеральная таможенная служба. URL: http://stat.customs.ru/ apex/f?p=201:2:1617675559728527::NO (дата обращения 17.06.2016).
жиров и масел, во столько же раз - сахара. Рост импорта произошел только по группам «овощи» и «фрукты», что, вероятно, объясняется невозможностью заместить эти продукты по агроклиматическим причинам. Однако эти данные еще не свидетельствуют о состоявшемся импортозамещении. Анализ экспорта также показывает сокращение по большинству пищевых позиций. Рост сельскохозяйственного производства составил всего 4,5 %. А значит, на современном этапе уместно говорить, скорее, о консолидации и закрытии внутреннего рынка. Часть товаров, которые раньше шли на экспорт, теперь попадают на внутренний рынок. Замещающего же роста пока не наблюдается.
Произошло ощутимое сокращение ввоза химической продукции - до двукратного уровня по разным позициям. Ввоз фармацевтической продукции сократился с 53,5 млн долл. в 2012 г. до 19,6 млн долл. в 2015 г. Уменьшился ввоз пластмасс и резины. В три раза меньше в 2015 г. по отношению к 2012 г. было завезено предметов одежды и обуви. Более чем в 2 раза сократился импорт черных и цветных металлов и изделий из них. На 20 % сократился ввоз электрических машин и наземного транспорта; почти в 2 раза - мебели и домашнего инвентаря, игр и спортивных принадлежностей. Иначе говоря, сократился ввоз практически всей промышленной продукции. В то же время ощутимый рост производства готовой продукции отмечается только в таких видах деятельности, как обработка древесины и производство изделий из дерева - на 35,5 %, химическое производство - на 13,2 %, производство машин и оборудования - на 7,4 %. Как видно, рост производства не перекрывает потерь от импорта ни по структуре, ни по объемам производимой продукции.
Следует обратить внимание на динамику цен с начала 2015 г.: в обрабатывающих производствах цены увеличились на 11,3 %. Больше, чем в среднем, подорожали краны, вентили, клапаны, арматура - на 73,2 %, полупроводниковые приборы - на 53 %, внутренние и наружные стеновые панели - на 37 и 36 % соответственно, полимерные пленки - на 33,8 %, часы всех видов - на 32,1 %, электрические конденсаторы - на 31,2 %, полимерные упаковочные изделия - на 25,9 %, вентиляторы - на 25 %, ящики и коробки из бумаги и картона -на 23,5 %, инструмент - на 19,2 %, электронно-лучевые трубки - на 15,1 %, строительные металлические конструкции и их части - на 12,6 %. Столь резкий рост цен на эти товары можно объяснить большим содержанием в них иностранных компонентов, резко подорожавших после девальвации рубля.
Для того чтобы оценить потенциал импортозамещения, необходимо понять, какие именно товары составляют импорт. Для этого была проанализирована товарная структура импорта Новосибирской области. Для анализа был взят 2015 г. из тех соображений, что в него вошли только товарные позиции, от которых отказаться было нельзя даже в условиях резко подорожавшего импорта.
В основу анализа положена таможенная статистика по Новосибирской области из предположения, что региональные импортеры либо являются конечными потребителями импортной продукции, либо торговыми организациями, имеющими налаженные каналы сбыта данной продукции внутри страны. Также приведены данные по объемам импорта по России в целях оценки общего внутреннего потребления импортируемых товаров.
Из табл. 2 видно, что Новосибирская область имеет положительное торговое сальдо всего по трем товарным группам. Большой объем экспорта (как в абсолютных, так и в относитель-
ных значениях) ядерных компонентов обеспечивают производимые на Новосибирском заводе химических концентратов тепловыделяющие элементы для атомных реакторов. Основные покупатели - Болгария, Китай, Иран, Казахстан, Монголия, Узбекистан и ключевой заказчик Украина. Однако в последнее время Украина начала переход на ядерное топливо американской компании <^е8й^Ьоше» и в перспективе может отказаться от его закупок в Новосибирске. Дальнейшее развитие и продвижение по данной товарной группе будет зависеть от успешной зарубежной деятельности «Росатома». Второй по значению экспортный товар -антрацит. Третью группу Новосибирского экспорта составляют «электрические машины, оборудование и их части». Основные товары - электроды, и в небольших объемах электрические двигатели и генераторы, их запчасти, электронно-оптические преобразователи. Основные потребители новосибирской продукции - Казахстан, Беларусь, Германия, США и в меньшей степени другие страны.
Таблица 2
Структура импорта и экспорта Новосибирской области за 2015 г., импорт Российской Федерации
Наименование товарной Импорт Экспорт Импорт
РФ, млн долл.
группы млн долл. % млн долл. %
Всего 1 251,5 100,00 1 886,3 100,00
Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические 217,0 17,34 771,6 40,91 34 159,7
устройства; их части
Черные металлы 104,8 8,37 4,2 0,22 3 296,8
Пластмассы и изделия из них 88,4 7,06 23,3 1,24 7 636,6
Электрические машины и оборудование, их части;
звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, 81,5 6,51 129,0 6,84% 21 089,1
аппаратура для записи и вос-
произведения телевизионного изображения и звука
Средства наземного транс-
порта, кроме железнодорожного или трамвайного под- 76,6 6,12 14,5 0,77 15 441,6
вижного состава, их части
и принадлежности
Предметы одежды и принадлежности 52,8 4,22 0,5 0,03 2 416,4
Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, ме- 42,0 3,36 20,3 1,08 5 100,6
дицинские или хирургиче-
ские; их принадлежности
Обувь, гетры и аналогичные изделия 35,9 2,87 0,1 0,01 2 360,6
Изделия из черных металлов 28,5 2,28 28,0 1,48 4 080,7
Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и при- 27,9 2,23 0,9 0,05 1 454,8
надлежности
Органические химические соединения 25,8 2,06 2,1 0,11 2 643,8
Окончание табл. 2
Наименование товарной группы Импорт Экспорт Импорт
млн долл. % млн долл. % РФ, млн долл.
Фармацевтическая продукция 19,6 1,57 12,6 0,67 8 696,0
Предметы одежды и принадлежности к одежде, кроме 18,8 1,50 0,2 0,01 2 678,5
трикотажных
Топливо минеральное, нефть
и продукты перегонки; битуминозные вещества; воски 17,0 1,36 555,4 29,44 2 997,9
минеральные
Бумага и картон 16,5 1,32 4,3 0,23 2 304,4
Каучук, резина и изделия из них 14,6 1,17 1,5 0,08 2 699,8
Мебель; постельные принад-
лежности, матрацы, основы
матрацные, диванные подуш-
ки; лампы и осветительное
оборудование; световые вывески, световые таблички с 13,7 1,09 4,5 0,24 2 364,1
именем или названием; сбор-
ные строительные конструк-
ции
Стекло и изделия из него 12,0 0,96 7,7 0,41 715,9
Продукты неорганической
химии; соединения неоргани-
ческие или органические драгоценных металлов, редкозе- 10,8 0,86 14,3 0,76 3 272,1
мельных металлов,
радиоактивных элементов
или изотопов
Прочее 347,3 27,75 291,3 15,44
* Таможенная статистика внешней торговли / Федеральная таможенная служба. URL: http://stat.customs.ru/ apex/f?p=201:2:1617675559728527::NO (дата обращения 17.06.2016).
Такая узкая специализация Новосибирской области уже сама по себе говорит о необходимости диверсификации экономики путем развития импортозамещающих производств. Для оценки потенциала по отраслям далее проанализированы основные товарные группы импорта.
Импорт, поступающий по группе «реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части» крайне диверсифицирован как по странам, так и по товарным позициям. По этой группе в Новосибирскую область завозятся бульдозеры, грейдеры, оборудование для обработки резины и пластмасс, краны, клапаны, вентили, машины для подъема и перемещения, краны, эскалаторы, оборудование для сортировки, грохочения, сепарации и промывки, насосы воздушные и вакуумные, станки для обработки металлов, вычислительные машины и пр. Важность этих товаров состоит в том, что от них зависит развитие практически всех отраслей промышленности. Объем импорта по данной группе в масштабах России превышает 34 млрд долл. Учитывая их возросшую стоимость в рублевом эквиваленте, стабильный и растущий спрос в будущем (поскольку рост экономики неизбежно приведет
к росту спроса на оборудование), создание серийного производства аналогичных товаров внутри России, вероятно, будет иметь перспективы.
Вторая по объему группа - «черные металлы». Более 10 % импорта составляют различные виды плоского проката. Большая часть этой продукции приходит из Казахстана и Китая. Несмотря на девальвацию рубля, переориентации на внутренних производителей практически не произошло. Импорт данной товарной группы имеет значительный объем (а в целом в Россию ввозится на 3,3 млрд долл.), и, возможно, в долгосрочной перспективе потенциал имеет развитие аналогичного производства в регионе.
Группа «пластмассы и изделия из них» включает в себя полиацетали, полиэфиры, смолы и поликарбонаты. Крупнейшие поставщики товаров химической промышленности - Китай, Беларусь, Австрия, Республика Корея. В товарной линейке присутствуют как полуфабрикаты химпроизводства, так и готовые товары - нити и стержни, пленка, фольга, бутылки, крышки, ванны, души и раковины. В этой же группе Новосибирская область является экспортером (ключевой покупатель - Казахстан) по товарам - нити и стержни, пленка, фольга, упаковочная тара, бутылки. Учитывая схожесть товаров в экспорте и импорте, можно предположить, что химическая промышленность области при освоении производства товаров с востребованными характеристиками и достойного качества могла бы достичь хороших результатов. Учитывая, что совокупный импорт в России составляет 7,6 млрд долл. в год, можно говорить о крупном и развитом внутреннем рынке сбыта данной продукции.
По группе «электрические машины» проходит значительная часть импорта, включающая преимущественно электрогенераторы, статические преобразователи, приборы освещения и визуальной сигнализации, машины для обработки металлов, нагревательную технику, микрофоны, видеокамеры, патроны для ламп, пульты и панели управления, оптоволоконные кабели. Основной поставщик - Китай. Достаточная концентрация товарной группы в руках одного поставщика говорит о существенной зависимости в этой отрасли. В 2015 г. общероссийский импорт по данной группе превысил 21 млрд долл. Учитывая существенный промышленный и образовательный задел Новосибирской области в этой сфере, можно говорить о наличии потенциала развития.
Следующая товарная группа - «средства наземного транспорта»: тракторы, автомобили, другие редкие виды транспортной техники и запчасти к ним. Основной поставщик тракторов - Беларусь, других товаров - Китай. Новосибирская область, конечно, не сможет в обозримом будущем стать производителем транспортных средств, однако в регионе вполне реально освоить производство некоторых запчастей, учитывая, что некоторые товары этой группы в регионе производятся и даже экспортируются.
По группам товаров «одежда и обувь» импорт превышает 80 млн долл. (4,7 млрд долл. в России). Объем производства товаров легкой промышленности в Новосибирской области в 2015 г. составил всего 4,5 млрд рублей, и имеется возможность увеличить производство в несколько раз, если заместить импорт. Данные товары нацелены в основном на массовое потребление и в современных условиях могли бы конкурировать с импортными по цене.
Необходимо отметить такую товарную группу, как «игрушки, игры и спортивный инвентарь». Данные товары нельзя отнести к технологически сложным. Сейчас, когда цены на них резко поднялись, отечественные производители могли бы заполнить освободившуюся нишу.
Небольшая, но важная группа - «инструменты и аппараты различного применения». На нее приходится всего 3,4 % импорта, но это по большей части технологичные инновационные товары. Импорт - очки и линзы, оптические волокна и медицинская техника - приходит из Китая. Экспорт - оптические волокна, оптические прицелы, спектрометры - отправляется в США, Намибию и Германию. Импортируемые оптические товары в определенной мере пересекаются с экспортируемыми, и, вероятно, имеется потенциал к замещению.
Еще одна стратегически значимая группа - «фармацевтическая продукция». Новосибирская область - крупнейший производитель фармпродукции в Сибири (29,2 % производства в Сибирском федеральном округе - рост в 2015 г. составил 40 % в фактических ценах), однако импорт все равно достаточно высок - 19,6 млн долл. в Новосибирской области (всего по России 8,7 млрд долл.). Импортируются в основном иммунные препараты и прочие лекарственные вещества и смеси из Дании, Германии, Канады, Австрии и Словении. Экспорт от-
правляется в Казахстан - это также иммунные и терапевтические препараты, перевязочный материал. В последние годы Правительство России уделяет особое внимание производству фармацевтической продукции ввиду ее стратегической значимости. Новосибирской области следует принимать максимально активное участие в федеральных программах развития данной отрасли. Это позволит привлечь инвестиции в регион, освоить производство новых продуктов, занять новые ниши на внутреннем рынке фармпродукции и, как следствие, придать импульс развитию данной отрасли в регионе.
Другие товарные группы также обладают значительным внутрироссийским рынком сбыта, однако их малые доли в экспорте говорят о низкой конкурентоспособности или отсутствии действующих производств внутри Новосибирской области.
Еще один важный аспект понимания импортозамещающего потенциала Новосибирской области состоит в ее межрегиональном положении. В табл. 3 представлены объемы импорта по регионам Юго-Западной Сибири в 2015 г.
Таблица 3
Объемы импорта регионов за 2015 г.
Импорт, млн долл. Численность Отношение
Регион населения, импорта к числен-
тыс. человек ности населения
Томская область 569,0 1 074 0,53
Омская область 369,5 1 978 0,19
Кемеровская область 638,4 2 725 0,23
Алтайский край 255,7 2 377 0,11
Новосибирская область 1 256,8 2 747 0,46
* Итоги внешней торговли субъектов Российской Федерации в 2015 г. URL: http://www.customs.ru/ index.php?id=13858&Itemid=2095&option=com_content (дата обращения 17.06.2016).
Новосибирская область является крупнейшим импортером в Юго-Западной Сибири по абсолютному показателю. Если соотнести объем импорта с численностью населения, то заметно выделяется Томская область. Это объясняется тем, что в 2015 г. Томск импортировал из Казахстана природный уран (сырье для Северской ядерной промышленности) на 430,6 млн долл. Если убрать эту сумму из анализа, то Новосибирская область становится крупнейшим импортером на душу населения с огромным отрывом. Не следует забывать и о том, что импорт Новосибирской области очень диверсифицирован. Объясняется такая ситуация специфическим географическим положением Новосибирской оюласти по отношению к другим регионам Юго-Западной Сибири. Регион является базовым для большого количества торговых сетей и крупных оптовых компаний, осуществляющих импорт и распространяющих его по соседним регионам. Таким образом, преимущество транспортно-ло-гистического положения Новосибирской области дает возможность развивать промышленное производство, опираясь на межрегиональную базу потребителей и используя имеющиеся каналы сбыта. Учитывая, что сейчас через регион проходят потоки товаров в несколько раз большие, чем собственные потребности, можно говорить о том, что освоение их производства принесет немалую выгоду.
По итогу анализа динамики и структуры импорта можно констатировать, что Новосибирская область имеет значительный потенциал развития импортозамещающих производств в нескольких отраслях машиностроения и металлообработки, легкой, химической и фармакологической промышленности. В то же время развития промышленности на основе импор-тозамещения в регионе не наблюдается, что, отчасти может объясняться недостаточно активной региональной промышленной политикой.
Анализ промышленной политики
Новосибирской области
Общее направление развития промышленности региона описывает Стратегия социально-экономического развития, принятая в 2007 г. 2 Она включает в себя видение и прогноз развития промышленности Новосибирской области до 2025 г. Характерно, что хотя половина срока ее действия уже прошла, многие ее положения остались актуальными. Так, к основным перспективным видам деятельности, предполагающим интенсивное развитие, были отнесены производство пищевых продуктов, текстильное производство, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, металлургическое производство, производство машин и оборудования, производство электронного и оптического оборудования, транспортных средств.
В 2016 г. утверждена Программа реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 г. 3 Поскольку она разрабатывалась уже после событий, произошедших в экономике России в 2014 г., в ней учитываются более актуальные экономические реалии, и отдельно оговаривается курс на импортозамещающее развитие.
К перспективным видам экономической деятельности в промышленности Новосибирской области в части импортозамещения отнесены:
• производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
• производство неметаллических минеральных продуктов;
• металлургическое производство и производство готовых металлических изделий;
• производство машин и оборудования;
• химическое производство;
• производство пищевых продуктов;
• производство кожи, обуви, одежды.
Основными предприятиями, реализующими проекты импортозамещения названы ОАО «Катод», ОАО «Швабе-Оборона и Защита», ОАО «Новосибирский завод радиодеталей "Оксид"», ЗАО «ТЕРМОКАБ», ЗАО «НПП ЭПОС», ООО «Академия инструмента», ОАО «НЗХК», ООО «РОПАТ», ПО «Сиббиофарм», ЗАО «НЭВЗ-Керамикс», ЗАО «РИМ», ООО «Обувь России» и др.
Предлагается организация импортозамещающего промышленного производства современных биотехнологических препаратов и ферментов для кормопроизводства. Основные участники проекта «Сиббиофарм», ЗАО «МБС-Технология», ИЦГ СО РАН, ИХБиФМ СО РАН.
Еще одним направлением развития предполагается разработка и производство оригинальных биофармацевтических препаратов и субстанций антибиотиков. Основные участники проекта ЗАО «Вектор-Бест», 8БМ, ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор», НГУ на базе Биотехнопарка Кольцово.
Товарная структура предполагаемой продукции в значительной мере соответствует потенциалу неудовлетворенного внутреннего спроса, выявленного в ходе анализа внешней торговли Новосибирской области. Следовательно, дальнейшая успешность и результативность реализации политики импортозамещения будет зависеть от эффективности применяемых мер.
В качестве основных инструментов реализации промышленной политики выбраны кластерный и парковый подходы. С одной стороны, это оправданно, так как Новосибирская область имеет давний и относительно успешный опыт развития промышленных кластеров и парков, с другой - данный подход требует значительных расходов областного бюджета, которые на современном этапе обеспечить достаточно трудно (дефицит областного бюджета в 2015 г. составил 10 733,6 млн руб.). Кроме того, регион уже сейчас имеет развитую инновационную инфраструктуру, и не очевидно, приведет ли ее дальнейшее развитие к росту производства инновационной продукции темпами выше, чем сейчас (согласно данным Ново-
2 Постановление Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 № 474 «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года».
3 Постановление Правительства Новосибирской области от 01.04.2016 № 89-п «Программа реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года».
сибирскстата, в 2015 г. предприятиями и организациями Новосибирской области отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг инновационного характера на сумму 29,2 млрд руб., что на 7,7 % больше, чем в 2014 г.).
Кроме того, предполагается развитая система адресной поддержки предпринимательства, инвестиционной и инновационной деятельности в виде субсидий, компенсаций части процентных ставок по кредиту, поддержки спроса на продукцию путем манипуляций с государственными и муниципальными закупками и других мер.
На данный момент в Новосибирской области действуют три областные государственные программы: «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области на 2015-2020 годы» 4, «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2012-2016 годы» 5, «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015-2021 годы» 6. Согласно результатам оценки эффективности реализации государственных программ за 2015 г., проводимой Министерством экономического развития Новосибирской области, все три программы признаны эффективными (программа «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015-2021 годы» признана эффективной с оговоркой, что исполнение ее финансирования из внебюджетных источников составило всего 12 % от плана). Следует также отметить, что на реализацию указанных программ направлено 1,4 % расходов областного бюджета.
Расходы на реализацию госпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2012-2016 годы» в 2015 г. составили 426 418,9 тыс. руб., или 85 % к плану. Основная часть средств использована на создание и развитие центра прототипирования в технопарке (38,7 %), субсидирование части затрат на разработку и внедрение инноваций, модернизацию производства (23,7 %), поддержку муниципальных программ развития предпринимателей (14,4 %). По данным Новосибирскстата, оборот малых предприятий в 2015 г. составил 401,4 млрд руб. (3,6 % роста в фактически действующих ценах к уровню предыдущего года при запланированном росте 10 %), объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - 156,4 млрд руб. (103,6 % к уровню предыдущего года). Средняя численность списочного состава работников малых предприятий в 2015 г. снизилась на 6,2 % по сравнению с 2014 г. и составила 158 тыс. человек (при запланированном росте 3 %).
Расходы на реализацию госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области на 2015-2020 годы» в 2015 г. исполнены в объеме 46 471,53 тыс. руб., или 71,5 % к плану. Основная часть средств использована на субсидирование приобретения нового технологического оборудования (51,6 %), предоставление субсидий научно-производственным центрам на создание новых материалов, технологий, опытных образцов инновационной высокотехнологичной продукции (32,3 %). По данным Контрольно-счетной палаты Новосибирской области, основными результатами реализации госпрограммы в 2015 г. является увеличение у получивших господдержку предприятий объемов производства медицинской продукции на 86 %, выручки на одного работающего на 33,7 %, производства инновационной продукции на 5 % (при плане 5 %). Индекс промышленного производства в целом увеличился со 100,2 до 100,8 % (при плане 100,3 %).
Расходы на реализацию госпрограммы «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015-2021 годы» исполнены в объеме 1 018 445,8 тыс. руб., или 99,3 % к плану. Темп роста расходов к 2014 г. - 122,3 %. Основная
4 Постановление Правительства Новосибирской области от 28.07.2015 № 291-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области на 2015-2020 годы"».
5 Постановление Правительства Новосибирской области от 19.08.2011 № 360-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на 2012-2016 годы"».
6 Постановление Правительства Новосибирской области от 01.04.2015 № 126-п «О государственной программе Новосибирской области "Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015-2021 годы"».
часть средств использована на взносы в уставные капиталы (50,2 %), предоставление господдержки инвесторам (16,4 %), субсидий управляющим компаниям технопарков и бизнес-инкубаторам (13,2 %), мероприятия по активизации информационной политики и информационное сопровождение (6,8 %). Основными результатами реализации госпрограммы в 2015 г. является уменьшение объема инвестиций в основной капитал с 193,2 до 156,5 млрд руб.; уменьшение налоговых поступлений на 1 руб. предоставленной господдержки с 4,18 до 1,52 руб. Следует также отметить, что не достигнут целевой показатель по количеству резидентов действующих парковых проектов (20 при плане 27).
Как видно из приведенных выше данных, промышленная политика Новосибирской области, основанная на использовании адресной финансовой поддержки, показывает низкую эффективность и недостижение большинства плановых показателей. Реализация политики импортозамещения даже при правильно выбранных направлениях может оказаться малоэффективной и не привести к желаемым результатам.
Финансирование проектов в рамках программы реиндустриализации предполагается обеспечить на 50 % за счет федеральных инвестиционных фондов, на 25 % за счет областного бюджета и только 25 % за счет собственных средств предпринимателей и привлеченных финансовых ресурсов. В условиях крайне острого дефицита всех бюджетов финансовой системы ресурсное обеспечение проектов может оказаться под угрозой. А привлечение внешних инвесторов и финансовых ресурсов банковской системы даже в пределах 25 % от общего объема будет недостаточным для реализации проектов программы.
Наконец, в программе нет прямых указаний на способы и объемы сбыта готовой продукции. Конечно, как показывает анализ импорта, в России достаточно большой по объему платежеспособный внутренний спрос на импортозамещающую продукцию, однако без налаженных каналов сбыта спрос может так и остаться неудовлетворенным, а предприятия без достаточного пакета заказов.
Выводы
1. В 2015 г. в Новосибирской области произошло значительное сокращение импорта по большинству товарных групп, что освободило рыночные ниши для отечественных предприятий, осваивающих импортозамещающие производства. Однако адекватного развития промышленности пока не наблюдается, и по-прежнему по многим товарам сохраняется ощутимый неудовлетворенный спрос.
2. Анализ импорта Новосибирской области, его динамики и структуры позволил выявить высокий потенциал развития импортозамещения в нескольких отраслях машиностроения и металлообработки, легкой, пищевой, химической и фармакологической промышленности.
3. Анализ проводимой промышленной политики в Новосибирской области показал, что выбранные перспективные направления импортозамещения в регионе соответствуют потенциалу, однако применяемые меры и реализуемые программы крайне затратны для областного бюджета и показывают низкую эффективность, а иногда и вовсе не достигают плановых показателей.
4. Несмотря на то что Новосибирская область обладает значительным потенциалом развития импортозамещающих производств в обрабатывающей промышленности, перспективы реализации политики импортозамещения в регионе не ясны и будут существенно зависеть от решения проблем с привлечением частных и заемных средств, налаживания устойчивых каналов сбыта.
Список литературы
1. Гулин К. А, Мазилов Е. А, Ермолов А. П. Импортозамещение как инструмент активизации социально-экономического развития региона // Проблемы развития территории. 2015. № 3 (77). С. 7-25.
2. Миролюбова Т. В. Концептуальные подходы к развитию внешнеэкономической деятельности региона // Вестн. Перм. ун-та. 2010. № 3 (6). С. 36-48.
3. Бахтина С. С. Инструменты и механизмы поддержки инновационных проектов на региональном уровне в условиях импортозамещения // Изв. Тул. гос. ун-та. 2015. № 2-1. С. 4652.
4. Доргушаова А. К., Матвеева Л. Г., Чернова О. А. Региональная политика ресурсного обеспечения мезоэкономики в условиях внешних угроз // Новые технологии. 2015. № 2. С. 132-144.
5. Кушнаренко Т. В. Теоретико-институциональный базис несырьевого развития региональных экономик // Terra economics. 2014. Т. 12, № 2, ч. 3. С. 197-201.
6. Крупчатникова В. В. Внешняя торговля Новосибирской области как фактор новой индустриализации регионов России // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 3. С. 326-331.
Материал поступил в редколлегию 27.04.2016
P. A. Ershov, A. M. Vyzhyitovich
Siberian Institute of Management -Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation 6 Nizhegorodskaya Str., Novosibirsk, 630102, Russian Federation
Liery2009@mail.ru, vam_70@mail.ru
ASSESSMENT OF THE POTENTIAL AND PROSPECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION THROUGH THE EXAMPLE OF THE NOVOSIBIRSK REGION
Import substitution is considered to be the most promising source of development of the Russian economy. However, the regional aspects of implementation remain at the periphery of research policy of import substitution. The aim of the work was to evaluate the capacity and efficiency of the instruments of regional industrial policy implementation in the context of import substitution through the example of the Novosibirsk region. This article presents the results of studies based on statistical analysis of the structure and dynamics of regional trade of the Novosibirsk region. It made an attempt to evaluate the possibility of the development of domestic production of analogues of imported products through the use of existing industrial capacities of the region. Based on the comparison of the results of analysis of foreign trade and regional industry opportunities the most perspective directions of development were identified. Review of Industrial Policy of the Novosibirsk region, based on the analysis of the current regulatory framework, revealed the inefficient and costly industry support tools currently in use. Based on these results possible solutions were suggested to correct the existing industrial policy and improve its efficiency.
Keywords: industrial policy, import substitution, regional trade, import, export, business support.
References
1. Gulin K. A., Mazilov E. A., Ermolov A. P. Importozameshhenie kak instrument aktivizacii social'no-jekonomicheskogo razvitija regiona. [Import substitution as a tool for enhancing social and economic development of the region]. Problems of development of the territory, 2015, № 3 (77), p. 7-25. (In Russ.)
2. Miroljubova T. V. Konceptual'nye podhody k razvitiju vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti regiona. [Conceptual approaches to the development of foreign trade activities of the region]. Perm University Herald, 2010, № 3 (6), p. 36-48. (In Russ.)
3. Bahtina S. S. Instrumenty i mehanizmy podderzhki innovacionnyh proektov na regional'nom urovne v uslovijah importozameshhenija. [Tools and mechanisms to support innovative projects at
the regional level in terms of import substitution]. News of the Tula State University, 2015, № 2-1, p. 46-52. (In Russ.)
4. Dorgushaova A. K., Matveeva L. G., Chernova O. A. Regional'naja politika resursnogo obespechenija mezojekonomiki v uslovijah vneshnih ugroz. [Regional policy of resource provision mesoeconomics in terms of external threats]. New Technologies, 2015, № 2, p. 132-144. (In Russ.)
5. Kushnarenko T. V. Teoretiko-institucional'nyj bazis nesyr'evogo razvitija regional'nyh ekono-mik. [Theoretical and institutional basis of the non-commodity development of regional economies]. Terra economics, 2014, vol. 12, no. 2, pt 3, p. 197-201. (In Russ.)
6. Krupchatnikova V. V. Vneshnjaja torgovlja Novosibirskoj oblasti kak faktor novoj industriali-zacii regionov Rossii. [Foreign trade of the Novosibirsk region as a factor in the new industrialization of Russia]. Bulletin of Omsk University, 2015, № 3, p. 326-331. (In Russ.)
For citation:
Ershov P. A., Vyzhyitovich A. M. Assessment of the Potential and Prospects for the Implementation of the Regional Policy of Import Substitution through the Example of the Novosibirsk Region. World of Economics and Management, 2016, vol. 16, no. 3, p. 113-124. (In Russ.)