Научная статья на тему 'Анализ государственных программ импортозамещения'

Анализ государственных программ импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5142
704
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / IMPORT / IMPORT SUBSTITUTION / GOVERNMENTAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сазонов С. П., Федотова Г. В., Сибагатулина Л. М.

Предмет. В статье выделены основные государственные программы поддержки импортозамещения в рамках направления «Инновационное развитие и модернизация экономики». Цели. Выявить на основе анализа государственных программ перспективы развития импортозамещения в России. Задачи. Проанализировать теоретическую составляющую импортозамещения, динамику экспорта и импорта Российской Федерации, внешнеторговый оборот с основными торговыми партнерами. Выявить и сформулировать показатели эффективности процесса импортозамещения. Методология. В работе использованы методы сравнительного анализа, систематизации, классификации, аналогии, сопоставления. Результаты. Статья представляет собой комплексный обзор основных государственных программ, направленных на снижение доли импорта продукции в России. Выводы. В сфере импортозамещения выделены государственные программы: развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности; поддержки инвестпроектов, реализуемых на основе проектного финансирования; развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; развития рыбохозяйственного комплекса. Отмечена особая значимость мероприятий по созданию государственной автоматизированной информационной системы в сфере обеспечения продовольственной безопасности, повышению эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, реализации концепции развития государственного мониторинга земель, обеспечению населения качественной пищевой и иной продукцией из водных биологических ресурсов, развитию многоформатной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An analysis of governmental programs for import substitution

Importance The article highlights principal governmental programs for import substitution as part of the Innovative Development and Economic Modernization initiative. Objectives The research pursues identifying prospects of import substitution in Russia; analyzing its theoretical underpinning, trends in export and import in the Russian Federation, foreign trade turnover with key trade partners; finding and formulating import substitution efficiency indicators. Methods The research draws upon methods of comparative analysis, systematization, classification, analogy, and comparison. Results The article constitutes a comprehensive overview of principal governmental programs for reducing the percentage of imported goods in Russia. Conclusions and Relevance The article points out a number of governmental import substitution programs and emphasizes the significance of activities for ensuring food security, increasing the efficiency of agricultural land use, implementing the concept for governmental monitoring of land, providing the public with good food and other products made of water biological resources, and developing multiformat trade.

Текст научной работы на тему «Анализ государственных программ импортозамещения»

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

Экономическая политика

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Сергей Петрович САЗОНОВ3, Гилян Васильевна ФЕДОТОВАЬ% Любовь Маратовна СИБАГАТУЛИНАС

а доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и финансов предприятий, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Российская Федерация sazonovsp@mail.ru

ь кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов предприятий, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Российская Федерация g_evgeeva@mail.ru

с студентка факультета экономики и управления, Волгоградский государственный технический университет,

Волгоград, Российская Федерация

sibag94@mail.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 24.11.2015 Одобрена 03.02.2016

УДК 338.24

JEL: С53, С54, G18, R58

Ключевые слова: импорт, импортозамещение, государственная программа

Аннотация

Предмет. В статье выделены основные государственные программы поддержки импортозамещения в рамках направления «Инновационное развитие и модернизация экономики».

Цели. Выявить на основе анализа государственных программ перспективы развития импортозамещения в России.

Задачи. Проанализировать теоретическую составляющую импортозамещения, динамику экспорта и импорта Российской Федерации, внешнеторговый оборот с основными торговыми партнерами. Выявить и сформулировать показатели эффективности процесса импортозамещения.

Методология. В работе использованы методы сравнительного анализа, систематизации, классификации, аналогии, сопоставления.

Результаты. Статья представляет собой комплексный обзор основных государственных программ, направленных на снижение доли импорта продукции в России. Выводы. В сфере импортозамещения выделены государственные программы: развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности; поддержки инвестпроектов, реализуемых на основе проектного финансирования; развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; развития рыбохозяйственного комплекса. Отмечена особая значимость мероприятий по созданию государственной автоматизированной информационной системы в сфере обеспечения продовольственной безопасности, повышению эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, реализации концепции развития государственного мониторинга земель, обеспечению населения качественной пищевой и иной продукцией из водных биологических ресурсов, развитию многоформатной торговли.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Импортозамещение нельзя назвать чем-то особенным и новым для России и других стран. Обычно такая политика проводится с одной главной целью - сокращение зависимости от импорта. Однако в настоящее время тема импортозамещения стала одной из самых обсуждаемых. Толчком для развития такой политики в России стали в первую очередь вводимые экономические санкции со стороны США и Европейского союза, а также отказ от сотрудничества некоторых производств Украины и других европейских стран.

Импортозамещение можно назвать одним из важнейших инструментов осуществления политики в экономике, которая находится на переходной стадии или на стадии развития, то есть

там, где рынки пока еще не обладают стабильностью. Перспективной стратегией экономического развития страны в таких условиях, а также ее аграрного сектора признается импортозамещение.

На Санкт-Петербургском экономическом форуме 2014 г. Президент РФ В.В. Путин заявил: «Уверен, что за счет модернизации промышленности, строительства новых предприятий, локализации конкурентного производства в России мы сможем существенно сократить импорт по многим позициям, вернуть собственный рынок национальным производителям. Это в том числе производство программного обеспечения, радиоэлектронного оборудования,

энергетического оборудования, это текстильная

промышленность и это, конечно, рынок продовольствия»1.

Стоит отметить, что вопрос о необходимости снижения зависимости отечественной

промышленности от импорта ставился на протяжении нескольких последних лет. Однако в условиях резкого обострения внешнеполитических условий и развязывания со стороны США и стран Запада «санкционной войны» против России задача ускорения процессов импортозамещения приобрела особую актуальность. Очевидно, что в сложившихся условиях импортозамещение становится решающим фактором не только дальнейшего развития российской экономики, но и обеспечения национальной безопасности страны [1, с. 32].

В связи с запретом на ввоз сельскохозяйственной продукции из стран Европы нужно активно работать над реализацией стратегии импортозамещения в качестве основного фактора эффективного функционирования российской экономики.

Необходимо отметить, что Россия достаточно часто сталкивалась с необходимостью импортозамещения. Можно вспомнить про отказ западных стран поставлять в СССР трубы большого диаметра для строительства магистральных газопроводов. Тогда производство таких труб было достаточно быстро налажено в Советском Союзе по самостоятельно разработанной принципиально новой технологии.

В постсоветское время в рамках импортозамещения в стране было освоено производство целого ряда высокотехнологичной и технически сложной продукции. Можно упомянуть о рельсах для высокоскоростного железнодорожного движения, электро- и дизель-поездах, пассажирских электровозах и вагонах, оптоволокне, некоторых видах товаров нефтехимии. Все это стало возможным благодаря достаточному уровню развития технологий, наличию в стране высококвалифицированных специалистов в соответствующих отраслях. Данные факты, безусловно, будут способствовать успешному осуществлению политики

импортозамещения на современном этапе развития экономики [2, с. 65].

Обратимся к теоретической составляющий затронутой темы. В экономической литературе можно встретить большое количество

1 Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/21080

определений понятия «импортозамещение», и это неудивительно, потому что методологией и теорией импортозамещения уже достаточно долго занимаются по всему миру известные ученые П. Кадочников, Д. Зайцев, Р. Бурко, Х. Ченери, А. Страуг, П. Линдерт, Д. Джейкобс, А. Киреев, Л. Исмагилова, А. Макаров, С. Редько, А. Терехов и др. (табл. 1).

Проанализировав смысл большинства

приведенных дефиниций, можно сделать вывод, что импортозамещение - это замена импорта товарами, которые производятся внутри данной страны. Стоить отметить, что во всех определениях есть общее: они признают появление при импортозамещении благоприятной среды для роста отечественной экономики [8].

Резервом повышения эффективности деятельности предприятия на стадии производства служит замена импортных элементов изделия (сырья, деталей, оборудования, технологий, услуг сторонних организаций, к которым прибегает компания).

Сегодня доля импорта в себестоимости промышленной продукции довольно высока. Это можно объяснить повышением

конкурентоспособности ввозимой продукции, а также постоянно возрастающими требованиями к инновациям на внутреннем рынке. В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования приходится свыше 50%.

По результатам анализа, проведенного Минпромторгом России, доля импорта в станкостроении, по разным оценкам, превышает 90%, в тяжелом машиностроении - 60-80%, в легкой промышленности - 70-90%, в электронной промышленности - 80-90%, в фармацевтической, медицинской промышленности - 70-80%, в машиностроении для пищевой промышленности -60-80%2.

Руководство России на ближайшее время взяло курс на импортозамещение, в связи с этим было принято немало соответствующих нормативных актов. В рамках направления «Инновационное развитие и модернизация экономики» в 2015 г. было утверждено 17 государственных программ3, по которым будет продолжаться финансирование в

2 URL: http://minpromtorg.gov.ru

3 Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Проект. URL: http://urlid.ru/aco5

2016-2018 гг. Остановимся подробнее на некоторых из них.

Весной 2014 г. была утверждена новая редакция государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»4. Одна из главных задач программы - снижение доли импорта продукции, в том числе используемой отечественными производителями [9, 10]. Цель программы: организация устойчивой и конкурентоспособной промышленности в Российской Федерации, которая будет способна к саморазвитию и сможет решать задачи эффективного экономического развития и обороноспособности страны.

Программа рассчитана до 2020 г. и разделена на два этапа:

• 2012-2015 гг.;

• 2016-2020 гг.

Общий объем финансирования за счет федерального бюджета (рис. 1) составляет 1 060 159 151,4 тыс. руб.

Из анализа данных рис. 1 следует, что с 2014 г. объем финансирования значительно увеличился: если в 2012 г. было выделено 55 712 641,7 тыс. руб., а в 2013 г. - 50 697 974,4 тыс. руб., то в 2014 г. - 152 964 360,2 тыс. руб., почти втрое больше. На 2015 г. было отведено 154 405 833,6 тыс. руб., а самый большой объем финансирования запланирован на 2016 г. -158 251 741,5 тыс. руб. В 2017 г. объем финансирования снизится и составит 121 714 200 тыс. руб., примерно столько же намечено на 2018-2020 гг.

По подсчетам Правительства РФ, при реализации намеченного к 2020 г. можно рассчитывать на снижение импортозависимости России в разных отраслях промышленности с 70-90% до 50-60%5.

В конце 2014 г. была утверждена программа импортозамещения в сельском хозяйстве6. Таким образом, реализуется план мероприятий,

4 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328.

5 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328.

6 Об утверждении плана мероприятий по содействию

импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы:

распоряжение Правительства РФ от 02.10.2014 № 1948-р.

содействующих импортозамещению в сельском хозяйстве, на 2014-2015 гг. Выделим некоторые из них:

• развитие рыбохозяйственного комплекса;

• создание государственной автоматизированной информационной системы в сфере обеспечения продовольственной безопасности;

• определение порядка расчета удельного веса отечественной и импортной сельскохозяйственной продукции;

• повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения;

• реализация Концепции развития государственного мониторинга земель;

• мероприятия по обеспечению населения качественной пищевой и иной продукцией из водных биологических ресурсов;

• мероприятия по развитию многоформатной

7

торговли и др.

Кроме того, в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2029 гг. предусмотрены следующие меры поддержки аграриев России:

• применение механизмов субсидирования процентных ставок по кредитам сельхозпроизводителям;

• переход к проектному финансированию инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса (АПК);

• государственная программа поддержки направлений повышения продовольственной безопасности России;

• финансирование проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства.

К сожалению, объемы финансирования данной программы за 2015-2018 гг. снижаются с 202,7 млрд руб. в 2015 г. до 191,8 млрд руб. в 2018 г.8. Данный факт можно рассматривать как

7 Федотова Г.В. Методика аудита эффективности бюджетных расходов // Финансы и кредит. 2009. № 14. С. 15-26.

8 Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Проект. URL: http://www.minfin.ru/common/upload/library/2015/07/main/Proek t_0NBP_2016-18.pdf

возможное повышение самообеспеченности отраслей хозяйства в 2018 г., что исключит необходимость в государственном патронате.

Выделение средств для поддержки импортозамещения проходит в форме субсидирования и софинансирования

исследований, а также предоставления грантов и преференций при государственных закупках.

Осенью 2014 г. Правительством России была утверждена программа поддержки

инвестпроектов, реализуемых на основе проектного финансирования9. Документ предусматривает увеличение объемов

кредитования организаций на льготных и долгосрочных условиях наиболее надежными банками. По итогам конкурса отобраны лучшие проекты, достойные финансирования. Они реализуются до 2018 г. в сельское хозяйстве, обрабатывающей промышленности, химическом производстве, машиностроении, жилищном строительстве, транспорте, сфере связи и телекоммуникаций, энергетике.

На проекты импортозамещения общий объем бюджета составляет от 100 млн руб., сумма займа - от 50 до 300 млн руб., срок займа - не более 5 лет, целевой объем продаж - от 500 млн руб. в год, начиная со второго года, софинансирование проекта со стороны заявителей и третьих лиц - от 30% бюджета проекта10.

Минсельхозом России опубликован национальный доклад о результатах реализации в 2014 г. государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Там указано, что импорт в 2014 г. сократился на 8% (до 39,7 млрд долл. США). Преимущественно это касалось стран, в отношении которых приняты специальные меры по ограничению поставок. Отмечено также, что уменьшение импорта наблюдалось практически по всей номенклатуре товаров (табл. 2).

Наибольшее сокращение претерпел ввоз мороженого мяса, сыра и творога, мороженого и свежего мяса птицы, свежей и мороженой рыбы.

9 Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования: постановление Правительства РФ от 11.10.2014 № 1044.

10 Об утверждении плана мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы: распоряжение Правительства РФ от 02.10.2014 № 1948-р.

При этом 85,9% объема импорта пришлось на страны дальнего зарубежья и 14,1% - на страны СНГ11.

По данным Банка России, в январе - июле 2015 г. внешнеторговый оборот России составил

321.1 млрд долл. (66,4% к январю - июлю 2014 г.), в том числе экспорт - 210,2 млрд долл. (69,7%), импорт - 110,9 млрд долл. (60,8%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным -99,2 млрд долл. (в январе - июле 2014 г. -

119.2 млрд долл.) [13]12.

Из анализа данных табл. 3 следует, что в январе -июле 2015 г. доля импорта на машины, оборудование и транспортные средства составляла 44 957 млн долл. - это 55% к январю - июлю 2014 г.; доля ввоза продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья - 14 799 млн долл. (62% к январю - июлю 2014 г.); продукции химической промышленности поступало из-за рубежа на 19 438 млн долл. (72% к январю - июлю 2014 г.).

Сведения о внешнеторговом обороте Российской Федерации с основными торговыми партнерами представлены в табл. 4 и на рис. 2. В соответствии с данными табл. 4 в структуре внешней торговли России ведущее место занимает Европейский союз. На его долю в январе - июне 2015 г. приходилось 143 156 млн долл. (61,6% к январю -июлю 2014 г.), на страны СНГ - 38 096 млн долл. (62,8%); на страны Азиатско-Тихоокеанского экономического совета (АТЭС) - 86 045 млн долл. (69,6%) [16, 17].

Все приведенные ранее данные дают возможность сделать вывод о том, что экономическое состояние России достаточно устойчиво и стратегия преодоления трудностей выбрана правильно, а самое главное - что она эффективно воплощается в жизнь.

В заключение отметим, что для развития импортозамещения необходимо разрабатывать соответствующие государственные программы,

11 Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2014 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: распоряжение Минсельхоза России от 06.05.2015 № 803-р.

12 Ганенко И. Недоинвестиции // Агроинвестор. 2011. № 5. С. 18-23; Фисинин В. Достижения и задачи российского птицеводства // Животноводство России. 2014. № 3. С. 2-5; Шутьков А. Риски и угрозы продовольственной безопасности // Экономика сельского хозяйства. 2011. № 4. С. 30-41.

при этом на пути реализации стратегии

необходимо решить ряд задач:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• законодательно закрепить долю импорта на территории Российской Федерации [18, с. 37];

• в случае отмены санкций и эмбарго предоставить помощь местным производителям, то есть заранее предусмотреть определенные гарантии;

• определить временной промежуток осуществления стратегии импортозамещения13;

• устранить на региональных рынках проблемы локального характера;

• развивать субсидирование и выдачу льготных кредитов с относительно небольшой ставкой для развития бизнеса [20, с. 146].

Показателями эффективности импортозамещения,

как показал опыт многих стран мира, должны

14

стать14:

• рост валового внутреннего продукта страны и его доли, приходящейся на душу населения;

• рост выпуска продукции, соответствующей показателям качества государственных стандартов и международных норм;

• повышение конкурентоспособности национальных товаров посредством внедрения прогрессивного оборудования и передовых ресурсосберегающих экологически чистых технологий;

• реструктуризация сферы производства, труда и управления;

• расширение номенклатуры качественных товаров;

• снижение материало-, энерго-, теплоемкости и себестоимости производства продукции, нормирование и ликвидация непроизводительных расходов;

• соовершенствование социальной структуры общества, регулирование процессов распределения и потребления экономических благ с учетом коэффициентов Джини, Рейнбоу и др.

13 Плотников В.А. Риски реализации кластерной политики // Вопросы безопасности. 2015. № 2. С. 8-24.

14 Сазонов С.П., Кастюрина А.А., Кабанов В.В. Эволюция взаимодействия регионального бизнеса и власти (анализ, практика, проблемы) // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 2. С. 2-10.

Таблица 1

Трактовка понятия импортозамещения разными учеными

Автор Методология и теория

П. Кадочников Импортозамещение - это «увеличение производства и внутреннего потребления отечественных товаров при снижении потребления импортных товаров». Провел оценку влияния макроэкономических процессов на развитие импортозамещения

Д. Зайцев Импортозамещение - это «относительное уменьшение или прекращение ввоза в страну определенного товара в связи с организацией производства того же или аналогичного товара на месте»

Р. Бурко Импортозамещение - «уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров»

Х. Ченери и А. Страуг Промышленное импортозамещение - это самая главная цель экономического развития страны. В 1960-1970-е гг. ученые предложили модель экономического роста с двумя дефицитами, в которой отмечалось, что экономическое развитие следует рассматривать как постепенное вытеснение внешних источников финансирования внутренними, как замену импортных товаров отечественными

П. Линдерт Рассматривал взаимосвязь импортозамещающего роста и изменений международных условий торговли

Д. Джейкобс Впервые ввела термин «городское импортозамещение». Характеризовала тенденцию городского свободного рыночного хозяйства к замещению ввозимых в город товаров продукцией, произведенной в городе

А. Киреев Обосновал преимущества импортозамещения и механизм импортозамещающего роста

Л. Исмагилова Делает упор на регионы и рассматривает направления и механизм развития импортозамещающих производств в масштабах региона

А. Макаров Рассматривает организацию производства импортозамещения как направление экономического развития региона

С. Редько Определяет импортозамещение как фактор, который может обеспечить экономическую безопасность страны

А. Терехов Проводит анализ конкурентоспособности импортозамещающей продукции промышленных предприятий

Источник: [4-7]

Таблица 2

Объемы сокращения импорта некоторых продовольственных товаров в России в 2014 г., %

Наименование Величина

Мороженое мясо 21,5

Сыр и творог 30,1

Мясо птицы свежее и мороженое 14,1

Рыба свежая и мороженая 16,2

Источник: [7]

Таблица 3

Объемы импорта основных товаров в России в январе - июле 2014-2015 гг.

Показатель 2015, млн долл. 2015 к 2014, % % к итогу

Импорт 102 426 60,3 100

В том числе:

- машины, оборудование и транспортные средства 44 957 55,0 43,9

- продовольственные товары и 14 799 62,0 14,4

сельскохозяйственное сырье для их производства

- продукция химической промышленности, каучук 19 438 72,0 19,0

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики. Ц^: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/191.htm

Таблица 4

Объемы внешнеторгового оборота России с различными странами в январе - июле 2014-2015 гг.

Показатель 2015, млн долл. 2015 к 2014, % % к итогу

Внешнеторговый 311 472 66,1 100

оборот

В том числе страны 273 376 66,5 87,8

дальнего зарубежья

Из них: 143 156 61,6 46,0

- страны Евросоюза

- страны АТЭС 86 045 69,6 27,6

- страны СНГ 38 096 62,8 12,2

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/191.htm

Рисунок 1

Динамика финансирования государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в 2012-2020 гг., тыс. руб.

180 000 000 п-

160 000 000--¡=,-

140 000 000--- - -

120 000 000--- - -—-—-—-—

100 000 000--— — — — — —

80 000 000--- - - - - -

60 000 000——- — — — — — —

40 000 000— - - - - - - - -

20 000 000— - - - - - - - -

0 Н I I I I I I I I I

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Источник: данные Минпромторга России. URL: http://minpromtorg.gov.ru Рисунок 2

Динамика экспорта и импорта в РФ в 2014-2015 гг.

I II III IV V VI Vil VIII IX X XI XII I II III IV V VI VI

2014 2015

i i Сальдо внешней торговли (правая ось), млрд долл. США - Экспорт Импорт

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/191.htm

Список литературы

1. Миронова Т.А. О состоянии и перспективах развития авиационной промышленности России с учетом импортозамещения // Аналитический вестник. 2014. № 27. С. 32-43.

2. Никологорский ДЮ. Финансово-бюджетные механизмы реализации программы импортозамещения // Аналитический вестник. 2014. № 27. С. 65-71.

3. Волкодавова Е.В. Реализация стратегии импортозамещения продукции на российских промышленных предприятиях // Экономика и управление. 2009. № 12. С. 281-286.

4. Бурко Р.А. Роль импортозамещения в экономике России // Молодой ученый. 2013. № 11. С. 301-303.

5. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей: пер. с англ. М.: Прогресс, 1992. С. 514.

6. Jacobs J. The Death and Life of Great American Cities. New York: Random House, 1961. 473 p.

7. Макаров А.Н. Импортозамещение как инструмент индустриализации экономики региона: инновационный аспект (на примере Нижегородской области) // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. № 5. С. 36-40.

8. Логачева Е.В. Актуальность преблемы импортозамещения некоторых групп товаров в современных условиях российской экономики и международной экономической конъюнктуры // Экономические науки. 2009.№ 1. С. 360-363.

9. Рожкова Д.В. Импортозамещение как условие эффективного функционирования молочноперерабатывающей отрасли // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2015. № 4. С. 143-147.

10. Рябова Т.Ф. Рост инновационного уровня производства и импортозамещение как основные составляющие экономической и продовольственной безопасности России // Пищевая промышленность. 2014. № 12. С. 22-25.

11. Алтухов А. Риски и возможности их преодоления в сельском хозяйстве // Экономист. 2010. № 9. С.28-36.

12. Дятлов С.А., Миропольский Д.Ю., Плотников В.А. Механизмы взаимодействия государства и рынка в условиях глобальной нестабильности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 2. С. 142-146.

13. Федотова Г.В., Плотников В.А. Развитие национальной системы стратегического контроля // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 4. С.31-36.

14. Пеньков П.Е., Сазонов С.П. Развитие потенциала инновационного предпринимательства на региональном уровне как пример эффективного направления развития экономики РФ / Экономическая безопасность России и стратегии развития ее регионов в современных условиях: сб. науч. трудов Межд. науч.-практ. конф. Минобрнауки России, Волгоградский гос. техн. ун-т, РФФИ, 2015. С. 145-147.

ISSN 2311-8768 (Online) Economic Policy

ISSN 2073-4484 (Print)

AN ANALYSIS OF GOVERNMENTAL PROGRAMS FOR IMPORT SUBSTITUTION Sergei P. SAZONOVa, Gilyan V. FEDOTOVA"', Lyubov' M. SIBAGATULINAc

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

a Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation sazonovsp@mail.ru

b Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation g_evgeeva@mail.ru

c Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation sibag94@mail.ru

• Corresponding author

Article history: Abstract

Received 24 November 2015 Importance The article highlights principal governmental programs for import substitution as part Accepted 3 February 2016 of the Innovative Development and Economic Modernization initiative.

Objectives The research pursues identifying prospects of import substitution in Russia; analyzing its JEL classification: C53, C54, theoretical underpinning, trends in export and import in the Russian Federation, foreign trade G18, R58 turnover with key trade partners; finding and formulating import substitution efficiency indicators.

Methods The research draws upon methods of comparative analysis, systematization, classification, analogy, and comparison.

Results The article constitutes a comprehensive overview of principal governmental programs for reducing the percentage of imported goods in Russia.

Conclusions and Relevance The article points out a number of governmental import substitution programs and emphasizes the significance of activities for ensuring food security, increasing the Keywords: import, import efficiency of agricultural land use, implementing the concept for governmental monitoring of land,

substitution, governmental providing the public with good food and other products made of water biological resources, and

program developing multiformat trade.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Mironova T.A. O sostoyanii i perspektivakh razvitiya aviatsionnoi promyshlennosti Rossii s uchetom importozameshcheniya [On the state and prospects of the aviation industry development in Russia in line with the import substitution initiative]. Analiticheskii vestnik = Analytical Bulletin, 2014, no. 27, pp. 32-43.

2. Nikologorskii D.Yu. Finansovo-byudzhetnye mekhanizmy realizatsii programmy importozameshcheniya [Fiscal and budgetary mechanisms for implementing the import substitution program]. Analiticheskii vestnik = Analytical Bulletin, 2014, no. 27, pp. 65-71.

3. Volkodavova E.V. Realizatsiya strategii importozameshcheniya produktsii na rossiiskikh promyshlennykh predpriyatiyakh [Implementing the strategy for substitution of imported goods in the Russian industrial enterprises]. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2009, no. 12, pp. 281-286.

4. Burko R.A. Rol' importozameshcheniya v ekonomike Rossii [The role of import substitution in the Russian economy]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2013, no. 11, pp. 301-303.

5. Lindert P.H. Ekonomika mirokhozyaistvennykh svyazei [International Economics]. Moscow, Progress Publ., 1992, p. 514.

6. Jacobs J. The Death and Life of Great American Cities. New York, Random House, 1961, 473 p.

7. Makarov A.N. Importozameshchenie kak instrument industrializatsii ekonomiki regiona: innovatsionnyi aspekt (na primere Nizhegorodskoi oblasti) [Import substitution as a tool for the region's economy industrialization: innovative perspectives. Evidence from the Nizhny Novgorod oblast]. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian Foreign Economic Bulletin, 2011, no. 5, pp. 36-40.

8. Logacheva E.V. Aktual'nost' problemy importozameshcheniya nekotorykh grupp tovarov v sovremennykh usloviyakh rossiiskoi ekonomiki i mezhdunarodnoi ekonomicheskoi kon"yunktury [The significance of

import substitution in relation to some groups of goods in current circumstances of the Russian economy and global economic conditions]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2009, no. 1, pp. 360-363.

9. Rozhkova D.V. Importozameshchenie kak uslovie effektivnogo funktsionirovaniya molochnopererabatyvayushchei otrasli [Import substitution as a condition for effective operations in the milk processing sector]. Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Altai State Agricultural University, 2015, no. 4, pp. 143-147.

10. Ryabova T.F. Rost innovatsionnogo urovnya proizvodstva i importozameshchenie kak osnovnye sostavlyayushchie ekonomicheskoi i prodovol'stvennoi bezopasnosti Rossii [Growth in the innovative level of production and import substitution as principal constituents of Russia's economic and food security].

Pishchevaya promyshlennost' = Food Industry, 2014, no. 12, pp. 22-25.

11. Altukhov A. Riski i vozmozhnosti ikh preodoleniya v sel'skom khozyaistve [Risks and opportunities for eliminating them in agriculture]. Ekonomist = Economist, 2010, no. 9, pp. 28-36.

12. Dyatlov S.A., Miropol'skii D.Yu., Plotnikov V.A. Mekhanizmy vzaimodeistviya gosudarstva i rynka v usloviyakh global'noi nestabil'nosti [Mechanisms for interaction between the State and market during global instability]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Izvestia of St. Petersburg State University of Economics, 2015, no. 2, pp. 142-146.

13. Fedotova G.V., Plotnikov V.A. Razvitie natsional'noi sistemy strategicheskogo kontrolya [The development of the national system of strategic control]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Izvestia of St. Petersburg State University of Economics, 2015, no. 4, pp. 31-36.

14. Pen'kov P.E., Sazonov S.P. [Developing the capabilities of innovative entrepreneurship at the regional level as an example of an effective area for Russia's economic growth]. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii i strategii razvitiya ee regionov v sovremennykh usloviyakh: materialy konferentsii [Proc. Sci. Conf. Economic Security of Russia and Strategies for Developing Its Regions in Current Circumstances]. Volgograd, Ministry of Education and Science of RF, Volgograd State Technical University, Russian Foundation for Basic Research Publ., 2015, pp. 145-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.