Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 8, №4 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/94EVN416.pdf Статья опубликована 19.09.2016. Ссылка для цитирования этой статьи:
Пигунова М.В. Организационно-методические аспекты оценки результативности процессов импортозамещения в сфере промышленности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №4 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/94EVN416.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 338.45; 330.341.1
Пигунова Мария Владимировна
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий», Россия, Воронеж1 Доцент кафедры «Управления, организации производства и отраслевой экономики»
Кандидат экономических наук E-mail: mpigunova@govvrn.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=765087 ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5371-1584
Организационно-методические аспекты оценки результативности процессов импортозамещения в сфере промышленности
Аннотация. В статье проведен анализ мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, связанной с производством импортозамещающей продукции, на федеральном и региональном уровне, даны рекомендации по разработке мероприятий государственных программ развития промышленности на уровне субъектов Российской Федерации, направленных на поддержку «разумного импортозамещения» в промышленности. Автором предложен организационный механизм разработки и оценки эффективности реализации региональных планов импортозамещения промышленной продукции, сформулированы методические подходы к определению уровня импортозависимости отраслей промышленности на уровне субъектов Российской Федерации, обоснована роль импортозамещения в решении задач экономической безопасности. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и образовательной деятельности, при разработке и оценке эффективности реализации региональных планов импортозамещения промышленной продукции, при разработке нормативных правовых актов по вопросам поддержки инвестиционных и инновационных проектов в отраслях промышленности.
Ключевые слова: импортозамещение; импортозависимость; промышленность; экономическая безопасность; государственная поддержка промышленности; государственная поддержка инвестиционной деятельности; государственная поддержка инновационной деятельности; оценка эффективности
Проблема импортозамещения исследовалась на теоретическом и методическом уровне, начиная с конца 90-х годов. В ряде работ предлагались авторские подходы к анализу процессов импортозамещения на российских промышленных предприятиях [3, 4, 7].
1 394036, Россия, г. Воронеж, проспект Революции, д. 33 1
Рассматривался и региональный аспект импортозамещения как важного фактора интеграции субъекта Российской Федерации в систему глобальных экономических связей [5, 6]. Однако практическая организация процесса и государственной поддержки импортозамещения на макро- и микроуровне носила фрагментарный характер, ограничиваясь преимущественно задачами в сфере обеспечения продовольственной безопасности и развития агропромышленного комплекса [2].
В целях защиты внутренних промышленных производителей и замены импортируемых товаров и технологий конкурентоспособными продуктами отечественного производства со второй половины 2014 года правительством Российской Федерации взят экономический курс на импортозамещение. Минпромторгом России в начале 2015 года разработаны и утверждены отраслевые планы импортозамещения на период до 2020 года, предусматривающие существенное снижение доли импорта во внутреннем промежуточном потреблении продукции различных отраслей промышленности. Предприятия, участвующие в реализации отраслевых планов импортозамещения, являются потенциальным получателями мер государственной поддержки, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (таблица 1). Ввиду долгосрочного характера реализуемых мер стимулирования производства и приоритетности целевых установок, их тесной взаимосвязи с задачами укрепления национальной безопасности, «разумное импортозамещение» следует отнести к основополагающим принципам современной экономической стратегии (экономической доктрины) Российской Федерации в сфере промышленности, в том числе ее высокотехнологичных отраслей [1].
Объем мер стимулирования российской промышленности (за исключением пищевой и перерабатывающей отрасли) в форме субсидий из федерального бюджета в рамках государственных программ развития промышленности составляет в 2016 году 167,9 млрд рублей. Существенным дополнением, начиная с 2015 года, является бюджет Фонда развития промышленности (в 2016 году организациям промышленности, реализующим крупные импортозамещающие проекты, будут предоставлены льготные целевые займы под 5% годовых на общую сумму 23,7 млрд рублей) [9]. Приоритетным отраслевым направлением стимулирования является отечественное машиностроение, включая автомобилестроение и транспортное машиностроение (81,8%).
Таблица 1
Меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, в том числе связанной с производством импортозамещающей продукции (федеральный уровень)
Содержание мер стимулирования Объем финансирования из федерального бюджета в 2016 году, тыс. руб. Удельный вес, в процентах к итогу
Всего в рамках государственных программ Российской Федерации 167931310,5 100
Финансовая поддержка в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в том числе: 134096155,4 79,9
1. Финансовая поддержка отдельных отраслей промышленности (субсидии организациям промышленности или подведомственным Минпромторгу России организациям, относящимся к инфраструктуре поддержки деятельности в сфере промышленности): 117910307,2 70,2
- автомобилестроения 94827295,5 56,4
- транспортного машиностроения 3026748,0 1,8
- сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности 8050000,0 4,8
Объем финансирования из Удельный вес,
Содержание мер стимулирования федерального бюджета в 2016 году, тыс. руб. в процентах к итогу
- машиностроения специализированных производств (строительно-дорожная и коммунальная техника, пожарная, 4750000,0 2,8
аэродромная, лесная техника)
- станкоинструментальной промышленности, в том числе: 1537214,9 0,9
- на проведение НИОКР 270000,0
- легкой и текстильной промышленности 656183,3 0,4
- организаций народных художественных промыслов 315000,0 0,2
- индустрии детских товаров, в том числе: 220387,8 0,1
- на проведение НИОКР 100387,8
- металлургии и промышленности редких и редкоземельных металлов 103136,9 0,1
- лесопромышленного комплекса 2 650 000,0 1,6
- химического комплекса 450000,0 0,3
- производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них 1324340,8 0,8
2. Финансовая поддержка приоритетных (комплексных)
инвестиционных и инновационных проектов и НИОКР в 16185848,2 9,7
гражданских отраслях промышленности:
2.1. субсидии на компенсацию части затрат производителей: 5230852 3,2
- в области инжиниринга и промышленного дизайна 65000,0 0,06
- на уплату процентов по кредитам 2249734,3 1,3
- на уплату пошлин при патентовании российских разработок производителей и экспортеров за рубежом 34730,7 0,04
- на проведение НИОКР 2051386,6 1,2
- на приобретение специализированного инжинирингового программного обеспечения (операторам услуг) 450000,0 0,3
- на уплату процентов по кредитам (российским организациям -управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков) 280000,0 0,2
- по производству промышленной продукции кластера в целях 100000,0 0,1
импортозамещения (участникам промышленных кластеров)
2.2. субсидии на возмещение затрат субъектов Российской Федерации (межбюджетные трансферты): 4548330,0 2,7
- по созданию инфраструктуры индустриальных парков или технопарков 4348330,0 2,6
- на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий 200000,0 0,1
2.3. обеспечение деятельности институтов развития и организаций инфраструктуры поддержки деятельности в сфере 6406666,2 3,8
промышленности:
- фонда развития промышленности 1865062,2 1,1
- государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» 3663063,8 2,2
- автономной некоммерческой организации «Российская система качества» 175880,0 0,1
- прочих учреждений, подведомственных Минпромторгу России 702660,2 0,4
- субсидии организациям авиационной промышленности и
лизинговым компаниям в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной 12351871,3 7,4
промышленности на 2013 - 2025 годы»
- субсидии российским транспортным компаниям и пароходствам, а также организациям рыбохозяйственного комплекса в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 - 2030 годы» 1760348 1,0
Содержание мер стимулирования Объем финансирования из федерального бюджета в 2016 году, тыс. руб. Удельный вес, в процентах к итогу
- субсидии российским организациям электронной и радиоэлектронной промышленности на возмещение части затрат в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы» 12773312,5 7,6
- субсидии российским организациям фармацевтической и медицинской промышленности на возмещение части затрат в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 - 2020 годы 6949623,3 4,1
Источник: составлено (разработано) автором на основании Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год»
Продукция машиностроения преобладает в товарной структуре российского импорта. В 2015 году удельный вес машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме товаров, импортируемых в Российскую Федерацию, составил 44,8%, на территории отдельных субъектов Российской Федерации этот показатель выше, например, в Воронежской области - 58,2%. В стоимостном рублевом эквиваленте емкость российского рынка составила примерно 5 трлн руб. (в Воронежской области - около 20 млрд руб.), что в целом по России сопоставимо с объемом продукции собственного производства, отгруженной в 2015 г. на сумму 5,960 трлн руб. организациями машиностроения и приборостроения, включая производство электрооборудования и транспортных средств, (таблица 2).
Таблица 2
Отдельные показатели рынка машиностроительной продукции в 2015 г.
Объем импорта машин, оборудования и транспортных средств Объем отечественного производства продукции2 Объем мер стимулирования отраслей в форме субсидий (федеральный бюджет)
Млн руб.3 Удельный вес в процентах к итогу Млн руб. Удельный вес в процентах к итогу4 Млн руб. Удельный вес в процентах к итогу
Россия 4961988 44,8 5960263 22,7 137539,6 81,8
Воронежская область 20193 58,2 80444,1 42,7 - -
Источник: составлено (разработано) автором на основе базы данных таможенной статистки внешней торговли (http://stat.customs.ru/), Аналитического доклада Воронежстата «Социально-экономическое положение Воронежской области. Январь-декабрь 2015 года».-Воронеж, 2016. - 192 с.
2 По видам экономической деятельности «Производство машин и оборудования», «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования», «Производство транспортных средств и оборудования».
3 В стоимостном рублевом эквиваленте по среднему номинальному курсу доллара США за 2015 г. (http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/ex_rate_ind_15.htm).
4 По видам экономической деятельности «Обрабатывающие производства» (за исключением
производства пищевых продуктов).
Поддержка государством освоения производства импортируемой продукции создает дополнительные стимулы к развитию производственных мощностей отечественных промышленных производителей, предоставляет дополнительные конкурентные возможности для выпуска ими новых видов продукции, расширения рынков сбыта и портфеля заказов. Важной составляющей всех этих процессов должна стать активизация научно-технической и инновационной, в том числе патентной деятельности, создание и использование собственных передовых производственных технологий, снижение технологической импортозависимости, которая только за период с 2010 по 2015 г. в обрабатывающих производствах выросла более чем в 3 раза (таблица 3).
Таблица 3
Показатели результатов инновационной деятельности в Российской Федерации
за период 2010-2015 гг.
Показатели 2010 2012 2013 2014 2015 2015 к 2010,в %
Соотношение числа отечественных и всех поданных в России патентных заявок на изобретения (коэффициент самообеспеченности) 0,68 0,65 0,64 0,60 0,64 94,1
Соотношение числа иностранных и отечественных патентных заявок на изобретения (коэффициент зависимости) 0,48 0,54 0,56 0,67 0,56 116,7
Импорт технологий, млн долл. США всего, в том числе: 3028,3 4667,2 6121,1 7028,2 12101,2 Рост в 4 раза
по виду деятельности «Обрабатывающие производства» 2167,7 3105,1 3737,1 3999,1 7339,1 Рост в 3,4 раза
Экспорт технологий, млн долл. США 3475,0 4327,8 4512,6 4027,5 5067,0 145,8
Сальдо импорта-экспорта технологий (+,--), млн долл. США 446,7 -339,4 -1608,5 -3000,7 -7034,2 -11536,1
Источник: составлено (разработано) автором на основе сборника «Статистика науки и образования. Выпуск 2. Результативность научных исследований и разработок» / Под ред. коллегии ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ. М.: 2016 (http://www.csrs.ru/archive/stat_2016_efficiency/ 2016_efficiency.pdf)
ФОРМИРОВАНИЕ ИСХОДНОМ ИНФОРМАЦИИ О ПРОДУКЦИИ И УЧАСТНИКАХ РЫНКА ПРОИЗВОДСТВА И ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
I-------------------------------------------------т
1 Реестр импортируемой продукции (таможенный орган) \
Реестр региональных заказчиков (таможенный орган)
Определение организаций, заинтересованных в приобретении конкурентоспособных отечественных аналогов импортируемой промышленной продукции (объединения предпринимателей)
Реестр региональных производителей (Росстат, уполномоченный орган в сфере промышленности)
Определение фактических и потенциальных производителей машиностроительной продукции, производителей металлических изделий,
заинтересованных в расширении номенклатуры выпускаемой продукции (объединения предпринимателей)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОДУКТОВОЙ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ». АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОЕКТАХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ПРОДУКЦИИ
Необходимо \ дооснащение, модернизация
Предоставление информации о номенклатуре импортируемой продукции промышленным предприятиям
Оценка предприятиями своих возможностей для производства импортозамещающей
Объединения предпринимателей
^ Позволяют организовать производство
-Л
объемов и источников инвестиционных
вложений / \
о мерах господдержки и перспективных проектах V_/
I
Определение
.V
Подготовка предложений
сроков начала выпуска и возможных субподрядчиков
о первоочередных проектах
Заполнение организациями паспортов продукции, предлагаемой для производства на региональных предприятиях в порядке замещения импортных аналогов и предоставление в уполномоченный орган в сфере промышленности
Составление продуктовой (отраслевой) «дорожной карты» и регионального плана импортозамещения
Рисунок 1. Алгоритм разработки регионального плана импортозамещения промышленной
продукции (источник: разработано автором)
Таким образом, процесс импортозамещения является сложным многокомпонентным явлением, в котором переплетаются социально-экономические, организационные (административные) и общественно-политические аспекты. Организация и эффективная реализация данного процесса на государственном (федеральном, региональном) уровне возможна на программно-целевой и (или) плановой основе. Обязательным условием достижения планируемых результатов в сфере импортозамещения является активное участие бизнес-сообщества, в том числе региональных объединений предпринимателей (торгово-промышленных палат, союзов промышленников и предпринимателей, отраслевых союзов и ассоциаций), а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки деятельности в сфере промышленности (центров кластерного развития, центров аутсорсинга и субконтрактации), организаций инновационной инфраструктуры [8].
Актуальной задачей является определение организационно-методических подходов к разработке и оценке результативности планов импортозамещения в сфере промышленности на уровне субъектов Российской Федерации.
Примерный алгоритм разработки регионального плана импортозамещения промышленной продукции, ориентированного на достижение результатов в конкретной отрасли, приведен на рисунке 1, в таблицах 4 и 5.
Ключевые позиции плана импортозамещения (на примере сельскохозяйственного машиностроения):
1. Формирование перечня номенклатуры продукции сельскохозяйственного (далее - с/х) машиностроения, потребляемой с/х товаропроизводителями.
2. Анализ информации о потребности сельхозпроизводителей, переработчиков сельхозпродукции в импортной продукции (объемы, номенклатура).
3. Проведение выездных совещаний, консультаций на базе крупнейших региональных импортеров - поставщиков продукции с/х машиностроения с целью ознакомления представителей агрохолдингов и промышленных предприятий с продукцией сельхозмашиностроения, предлагаемой к импортозамещению.
4. Формирование перечня продукции с/х машиностроения, производство которой целесообразно организовать на промышленных предприятиях региона. Подготовка рекомендаций по налаживанию выпуска с/х машин и технологического оборудования для с/х производства.
5. Формирование перечня промышленных предприятий, готовых производить продукцию с/х машиностроения для с/х товаропроизводителей региона.
6. Отладка механизма взаимодействия производителя и заказчика при посредничестве уполномоченных органов власти в сфере промышленности и сельского хозяйства, формирование коммуникационных площадок (в том числе постоянно действующих выставок с образцами продукции) для осуществления взаимодействия и формирования пакета заказов.
7. Разработка «дорожной карты» по организации производства импортозамещающей продукции для нужд предприятий агропромышленного комплекса на промышленных предприятиях региона.
Таблица 4
Макет «дорожной карты» по организации первоочередного и перспективного производства импортозамещающей продукции на промышленных предприятиях
субъекта Российской Федерации
ИМПОРТОЗАМЕЩАЕМАЯ ПРОДУКЦИЯ ПРЕДПРИЯТИ РЕГИОНАЛЬН ПРОИЗВОДИТ] Я -ЫЕ ЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ -ЗАКАЗЧИКИ
Источник: составлено (разработано) автором
Приложением к «дорожной карте» являются паспорта продукции, предлагаемой для производства на региональных предприятиях в порядке первоочередного или перспективного замещения импортных аналогов. Основные позиции паспорта импортозамещающей продукции: наименование; технические характеристики и описание; покупатель; периодичность закупки; цена за единицу продукции; отечественные, в том числе региональные производители и их цены за единицу продукции. В паспорте продукции также указывается срок начала производства, информация о необходимости оказания мер господдержки и сумма инвестиций в случае необходимости дооснащения или модернизации производства.
Таблица 5
Паспорт продукции, предлагаемой для производства на региональных предприятиях
в порядке замещения импортных аналогов
Наименование в
соответствии с ТН ВЭД / наименование в Тех. характеристики Описание Заказчик Периодичность осуществления закупки
соответствии с
ОКПД
1 2 3 4 5
Цена за ед. Информация о Возможный срок Примерная сумма
продукции (в наличии Цена за ед. организации необходимых
долл. США / евро отечественных, в продукции производства на инвестиционных
и руб.), страна- т.ч. региональных (в руб) региональных вложений, млн.
производитель производителей предприятиях руб.
6 7 8 9 10
Источник: составлено (разработано) автором
По итогам реализации регионального плана импортозамещения предполагается получить ряд количественных и качественных экономических и социальных общественно-значимых результатов:
• повышение конкурентоспособности промышленных предприятий;
• расширение ассортимента выпускаемой экспортно ориентированной продукции;
• развитие внутрирегиональной кооперации и кластерных инициатив;
• обеспечение притока инвестиций (внебюджетных, из федерального бюджета) в обновление основных фондов и увеличение производственной мощности;
• использование передовых инновационных технологий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок для обеспечения роста производительности труда;
• создание новых высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях промышленного комплекса региона; обеспечение занятости и повышение уровня жизни населения.
Основным индикатором эффективности реализуемых мероприятий должно стать снижения уровня импортозависимости региональных промышленных производителей, в том числе по машинам и оборудованию, запасным частям и комплектующим изделиям. Мониторинг процессов импортозамещения должен осуществляться в соответствии с общими принципами мониторинга состояния и развития промышленности и предоставления мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, то есть систематично и на основе достоверных информационных, в первую очередь, статистических данных [10, с. 159].
Для определения текущего уровня импортозависимости введена новая форма статистической отчетности предприятий - приложение «Сведения о видовом составе введенных в действие основных фондов» к форме № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов», которая должна быть представлена единовременно в составе отчета за 2016 год. На основании информации о наименовании организации-изготовителя объект основных средств должен быть идентифицирован как объект отечественного производства, либо как объект, приобретенный по импорту (Приказ Росстата от 15.06.2016 № 289). Импортными считаются машины, оборудование, транспортные средства, произведенные за пределами России в соответствии с таможенной декларацией или сертификатом, свидетельствующими о стране происхождения. Подобные обследования должны носить регулярный, а не единовременный характер. Снижение доли основных средств, приобретенных по импорту, при условии наращивания общей стоимости вводимых в действие основных средств и обеспечения положительной динамики промышленного производства, позволит подтвердить эффективность реализуемых мер по поддержке отечественных производителей импортозамещающей продукции.
Таким образом, реализация планов импортозамещения, разработанных на основе предлагаемого организационно-методического подхода, создаст предпосылки для устойчивого роста производства конкурентоспособной промышленной продукции с высокой долей добавленной стоимости и достижения значительного эффекта в экономике региона на долговременной основе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балычев С.Ю., Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Батьковский М.А., Божко В.П., Боков С.И., Калачанов В.Д., Мантуров Д.В., Стяжкин А.Н. Развитие теории и практики управления предприятиями высокотехнологичного комплекса - М.: МЭСИ, 2013.
2. Батчиков С. Импортозамещающий вектор альтернативной стратегии народнохозяйственного развития // Российский экономический журнал, 2002, №3.
3. Берновский М.Ю., Дронов Р.И. Экономические механизмы государственного регулирования импортозамещения // Наука и промышленность России. 2001. №2. - С. 52-57.
4. Доронов Р. Стратегия импортозамещения. // Экономист, 2000, №10.
5. Исмагилова Л.Р. Развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств как фактор интеграции региона в систему мирохозяйственных связей. - Дисс. канд. экон. наук, 2004 г.
6. Кадочников П.А. Влияние импортозамещения на процессы экономического роста в переходной экономике. - Дисс. канд. экон. наук, 2005 г.
7. Назарчук Е.Н. Теоретические и методологические основы эффективного импортозамещения на российских промышленных пердприятиях. - Дисс. канд. экон. наук, 2007 г.
8. Пигунова М.В. Инновационные механизмы повышения эффективности промышленной политики // Интернет-журнал «Науковедение». Том 7, №2 (выпуск 2 (27) 2015). URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/77EVN215.pdf.
9. Пигунова М.В. Фонды развития промышленности: региональный уровень // Наука сегодня: опыт, традиции, инновации: материалы международной научно-практической конференции. - Вологда: ООО «Маркер», 2016. - С. 110-111.
10. Пигунова М.В. Организационно-методологические аспекты мониторинга состояния и развития промышленности Воронежской области // Товарный менеджмент: экономический, логистический и маркетинговый аспекты: материалы Международной научно-практической конференции. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. - С. 158-163.
Pigunova Maria Vladimirovna
Voronezh state university of engineering technologies, Russia, Voronezh
E-mail: mpigunova@govvrn.ru
Organizational and methodical aspects of an assessment of productivity of processes of import substitution in the industry sphere
Abstract. In article the analysis of measures of stimulation of activities in the sphere of the industry connected with production of import-substituting products at the federal and regional level is carried out, recommendations about development of actions of state programs of development of the industry at the level of the subjects of the Russian Federation directed to support of "reasonable import substitution" in the industry are made. The author has offered the organizational mechanism of development and an efficiency evaluation of implementation of regional plans of import substitution of an industrial output, methodical approaches to determination of level of an importozavisimost of industries at the level of subjects of the Russian Federation are formulated, the import substitution role in the solution of tasks of economic safety is proved. Basic provisions and conclusions of article can be used in scientific and educational activities, in case of development and an efficiency evaluation of implementation of regional plans of import substitution of an industrial output, in case of development of regulatory legal acts concerning support of investment and innovative projects in industries.
Keywords: import substitution; importozavisimost; industry; economic safety; state support of the industry; state support of investing activities; state support of innovative activities; efficiency evaluation
REFERENCES
1. Balychev S.Yu., Avdonin B.N., Bat'kovskiy A.M., Bat'kovskiy M.A., Bozhko V.P., Bokov S.I., Kalachanov V.D., Manturov D.V., Styazhkin A.N. Razvitie teorii i praktiki upravleniya predpriyatiyami vysokotekhnologichnogo kompleksa - M.: MESI, 2013.
2. Batchikov S. Importozameshchayushchiy vektor al'ternativnoy strategii narodnokhozyaystvennogo razvitiya // Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal, 2002, №3.
3. Bernovskiy M.Yu., Dronov R.I. Ekonomicheskie mekhanizmy gosudarstvennogo regulirovaniya importozameshcheniya // Nauka i promyshlennost' Rossii. 2001. №2. -S. 52-57.
4. Doronov R. Strategiya importozameshcheniya. // Ekonomist, 2000, №10.
5. Ismagilova L.R. Razvitie eksportoorientirovannykh i importozameshchayushchikh proizvodstv kak faktor integratsii regiona v sistemu mirokhozyaystvennykh svyazey. - Diss. kand. ekon. nauk, 2004 g.
6. Kadochnikov P.A. Vliyanie importozameshcheniya na protsessy ekonomicheskogo rosta v perekhodnoy ekonomike. - Diss. kand. ekon. nauk, 2005 g.
7. Nazarchuk E.N. Teoreticheskie i metodologicheskie osnovy effektivnogo importozameshcheniya na rossiyskikh promyshlennykh perdpriyatiyakh. - Diss. kand. ekon. nauk, 2007 g.
8. Pigunova M.V. Innovatsionnye mekhanizmy povysheniya effektivnosti promyshlennoy politiki // Internet-zhurnal «Naukovedenie». Tom 7, №2 (vypusk 2 (27) 2015). URL stat'i: http://naukovedenie.ru/PDF/77EVN215.pdf.
9. Pigunova M.V. Fondy razvitiya promyshlennosti: regional'nyy uroven' // Nauka segodnya: opyt, traditsii, innovatsii: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Vologda: OOO «Marker», 2016. - S. 110-111.
10. Pigunova M.V. Organizatsionno-metodologicheskie aspekty monitoringa sostoyaniya i razvitiya promyshlennosti Voronezhskoy oblasti // Tovarnyy menedzhment: ekonomicheskiy, logisticheskiy i marketingovyy aspekty: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Voronezh: Izdatel'sko-poligraficheskiy tsentr «Nauchnaya kniga», 2016. - S. 158-163.