Научная статья на тему 'О формах государственной поддержки инновационных работ, выполняемых в ходе реализации инвестиционных проектов в отраслях промышленности'

О формах государственной поддержки инновационных работ, выполняемых в ходе реализации инвестиционных проектов в отраслях промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INVESTMENTS / INNOVATIONS / INDUSTRY / EFFICIENCY / INNOVATIVE BUSINESS / SCIENTIFIC AND TECHNICAL DEVELOPMENT / STATE SUPPORT OF INDUSTRIES / STATE SUPPORT OF INVESTMENT ACTIVITY / STATE SUPPORT OF INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пигунова Мария Владимировна

В статье проведен анализ мер стимулирования научно-технической и инновационной деятельности в сфере промышленности, предусмотренных Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», и их востребованности промышленными организациями, даны рекомендации по разработке мероприятий государственных программ развития промышленности на уровне субъектов Российской Федерации, направленных на поддержку инновационной и научно-технической деятельности в промышленности. На основе данных, полученных в результате проведенного департаментом промышленности Воронежской области в апреле 2015 года анкетирования руководителей промышленных предприятий, выявлены наиболее эффективные формы поддержки инновационных работ, выполняемых в ходе реализации инвестиционных проектов в отраслях промышленности, сформулированы приоритетные направления поддержки инновационной и научно-технической деятельности промышленных предприятий для разработки государственной программы развития промышленности на уровне субъекта Российской Федерации. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и образовательной деятельности, при разработке нормативных правовых актов по вопросам поддержки инвестиционных и инновационных проектов в отраслях промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About forms of the state support of the innovative works performed during implementation of investment projects in industries

In article the analysis of the measures of stimulation of scientific and technical and innovative activity in the sphere of the industry provided by the Federal law of 31.12.2014 No. 488-FZ "About industrial policy in the Russian Federation" and their demands is carried out by the industrial organizations, recommendations about development of actions of state programs of development of the industry at the level of the subjects of the Russian Federation directed on support of innovative and scientific and technical activity in the industry are made. On the basis of the data obtained as a result of the questioning of heads of the industrial enterprises which is carried out by department of the industry of the Voronezh region in April, 2015 the most effective forms of support of the innovative works performed during implementation of investment projects in industries are revealed the priority directions of support of innovative and scientific and technical activity of the industrial enterprises for development of a state program of development of the industry at the level of the subject of the Russian Federation are formulated. Basic provisions and conclusions of article can be used in scientific and educational activity, when developing regulations concerning support of investment and innovative projects in industries.

Текст научной работы на тему «О формах государственной поддержки инновационных работ, выполняемых в ходе реализации инвестиционных проектов в отраслях промышленности»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №4 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/21EVN415.pdf DOI: 10.15862/21EVN415 (http://dx.doi.org/10.15862/21EVN415)

УДК 338.45; 330.341.1

Пигунова Мария Владимировна

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий (ВГУИТ)»

Россия, г. Воронеж1

Доцент кафедры «Управления, организации производства и отраслевой экономики»

Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5371-1584 РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=765087

О формах государственной поддержки инновационных работ, выполняемых в ходе реализации инвестиционных проектов в отраслях промышленности

1 394036, Россия, г. Воронеж, проспект Революции, д. 33

Аннотация. В статье проведен анализ мер стимулирования научно-технической и инновационной деятельности в сфере промышленности, предусмотренных Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», и их востребованности промышленными организациями, даны рекомендации по разработке мероприятий государственных программ развития промышленности на уровне субъектов Российской Федерации, направленных на поддержку инновационной и научно-технической деятельности в промышленности. На основе данных, полученных в результате проведенного департаментом промышленности Воронежской области в апреле 2015 года анкетирования руководителей промышленных предприятий, выявлены наиболее эффективные формы поддержки инновационных работ, выполняемых в ходе реализации инвестиционных проектов в отраслях промышленности, сформулированы приоритетные направления поддержки инновационной и научно-технической деятельности промышленных предприятий для разработки государственной программы развития промышленности на уровне субъекта Российской Федерации. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и образовательной деятельности, при разработке нормативных правовых актов по вопросам поддержки инвестиционных и инновационных проектов в отраслях промышленности.

Ключевые слова: инвестиции; инновации; промышленность; эффективность; инновационное предпринимательство; научно-техническое развитие; государственная поддержка отраслей промышленности; государственная поддержка инвестиционной деятельности; государственная поддержка инновационной деятельности.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Пигунова М.В. О формах государственной поддержки инновационных работ, выполняемых в ходе реализации инвестиционных проектов в отраслях промышленности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/21EVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/2^^415

Вопросы создания и функционирования объектов инновационного предпринимательства носят комплексный характер, затрагивают сферы науки, инноваций, инвестиций, промышленности, технического регулирования, защиты прав интеллектуальной собственности, поддержки малого и среднего предпринимательства. Как следствие, не всегда обеспечивается должным образом координация и взаимодействие органов власти, к ведению которых относятся отдельные элементы механизма реализации государственной политики, направленной на стимулирование инновационной деятельности [1, с. 200-204; 5, с. 47-50].

Современное состояние сферы инновационного предпринимательства в России характеризуется наличием серьезных противоречий, что находит отражение в динамике показателей, позволяющих косвенно или непосредственно оценить вклад результатов внедрения научных исследований и разработок в рост инновационной активности промышленных предприятий и в эффективность экономических процессов (таблица 1). Особенно остро проявляются данные противоречия на региональном уровне, что подтверждается официальными статистическими данными по Воронежской области (таблица 2). Недостаточную активность проявляются и сами предприниматели, низкое качество инновационного менеджмента и высокая стоимость исследований и разработок по созданию современных промышленных технологий не позволяют предприятиям использовать инновационные механизмы в качестве основных инструментов повышения эффективности деятельности [2, с. 91-92; 4].

Таблица 1

Показатели научных исследований и разработок и их результативности (источник: [9]. Составлено автором по официальным данным Росстата)

Показатели Годы: Динамика за период 2000-2013 гг.

2000 2008 2010 2012 2013

Численность исследователей по техническим наукам, человек 274955 232463 224641 225118 225082 81,9%

Число созданных (разработанных) передовых технологий, единиц 688 787 864 1323 1429 Рост в 2,1 раза

Число соглашений по импорту технологий, единиц 566 1735 1943 2330 2637 Рост в 4,66 раза

Число соглашений по экспорту технологий, единиц 1094 1861 1867 1810 1914 Рост в 1,75 раза

Показатели Годы: Динамика за период 2000-2013 гг.

2000 2008 2010 2012 2013

Выплаты средств по импорту технологий за год, млн. руб. 5163,5 55341,7 42822,8 63317 78597,7 Рост в 15,2 раза

Поступление средств по экспорту технологий за год, млн. руб. 5737,7 21443,4 19066,1 21243,7 24633,3 Рост в 4,3 раза

Сальдо экспорта и импорта технологий, млн. руб. 574,2 -33898,3 -23756,7 -42073,3 -53964,4 -54538,6 млн. руб.

Таблица 2

Основные показатели инновационной деятельности в Воронежской области в сравнении с показателями Российской Федерации за 2010-2013 годы (источник: [9]. Составлено автором по официальным данным Росстата)

Годы: Динамика за

Показатели 2010 2011 2012 2013 2010-2013 гг.

(+, - п.п.)

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров,

выполненных работ, услуг, процентов

Область 7,1 6,3 5,6 4,6 - 2,5

Россия 4,8 6,3 8,0 9,2 +4,4

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров,

выполненных работ, услуг организаций промышленного производства, процентов

Область 7,1 4,4 3,0 1,9 -5,2

Россия 4,9 6,1 7,8 8,9 +4,0

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном

продукте, процентов

Область 22,6 20,8 19,3 18,9 -3,7

Россия 19,7 19,1 19,4 19,8 +0,1

Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП, процентов

Область 1,53 1,13 1,14 1,02 -0,51

Россия 1,39 1,35 1,40 1,39 0

Новые возможности поддержки инновационно-ориентированных субъектов в сфере промышленности и ее инфраструктуры предусмотрены в Федеральном Законе от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», вступившем в силу 30 июня 2015 года. Регулярное исследование востребованности тех или иных мер государственной поддержки непосредственными их получателями позволит повысить эффективность государственных (региональных) программ поддержки инвестиционной и инновационной деятельности на макро- и микроуровне, создать условия для реализации высокого научно-технического потенциала промышленных предприятий и инновационного сценария развития российской экономики в сфере промышленности.

Воронежская область относится к числу субъектов Российской Федерации с высоким уровнем инновационного потенциала [10]. Так, она стабильно входит в число лидеров по уровню развития научных исследований и разработок, занимая 9-е место в соответствующем подрейтинге «Рейтинга инновационных регионов России для целей мониторинга и управления», дважды в год обновляемого Ассоциацией инновационных регионов России [8, с. 18]. К сожалению, отдельные элементы этого потенциала разрозненны и не способны обеспечить региону макроэкономическое лидерство. По целому ряду показателей, свидетельствующих об уровне инновационности региона, наблюдается отрицательная динамика. Правительство Воронежской области уделяет большое внимание вопросам поддержки инновационно-активного предпринимательства, используя арсенал всех средств и возможностей, предоставляемых современным законодательством [6, с. 3-5]. Меры государственной (областной) поддержки субъектов инновационной деятельности гарантируются Законами Воронежской области от 06.10.2011 № 133-03 «Об инновационной политике Воронежской области» и от 05.06.2006 № 43-03 «О технопарках в Воронежской области».

Областная инновационная политика формируется во взаимосвязи с промышленной политикой Воронежской области. Проведенное в апреле 2015 года департаментом промышленности Воронежской области анкетирование руководителей и начальников финансовых служб промышленных предприятий, а также организаций иных отраслей (образование, логистика, информационные технологии) - участников действующих на территории Воронежской области промышленных кластеров - позволило выявить наиболее эффективные направления поддержки инновационной деятельности и произвести оценку значимости конкретных форм государственной поддержки.

В исследовании приняли участие более 100 организаций. В окончательную выборку были включены 40 организаций, осуществляющих инновационную и (или) научно -техническую деятельность. Характеристика базы респондентов по типу предприятия, масштабу производства, отраслевой принадлежности и другим параметрам представлена в таблице 3 и на рисунке 1.

Таблица 3

Характеристика базы респондентов, принимавших участие в анкетировании с целью определения мер стимулирования инновационной деятельности в сфере промышленности (удельный вес организаций, в процентах) (источник: составлено автором)

Тип предприятия Объем отгруженной промышленной продукции (по итогам 2014 года) Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции (по итогам 2014 года) Уровень износа основных производственных фондов

Малое Среднее Крупное Менее 10 млн. рублей От 10 до 50 млн. рублей От 50 до 100 млн. рублей Свыше 100 млн. рублей Менее 10% От 10 до 20% От 20 до 30% Свыше 30% Менее 25% От 25 до 40% От 40 до 50% Более 50%

27,5 37,5 35 12,8 15,4 5,1 66,7 30,8 17,9 12,8 38,5 20,5 28,2 20,5 30,8

■ производство машин и оборудования

■ производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

■ деятельность в области информационных технологий и систем

■ научные исследования и разработки в области естественных и технических наук

■ разработка, производство и обслуживание ВВТ

■ разработка и производство комплексов и средств связи

■ образовательные услуги

■ производство транспортных средств и оборудования

■ металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

■ текстильное и швейное производство

■ проектирование объектов капитального строительства

Рис. 1. Отраслевая структура предприятий-респондентов, в процентах

Участникам опроса было предложено ответить на вопрос: «Какие формы господдержки из предусмотренных Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ являются, по Вашему мнению, наиболее эффективными при реализации инвестиционных проектов?», отметив варианты ответа, соответствующие направлениям поддержки научно-технической деятельности и инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики, предусмотренными статьей 12 Федерального Закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

Полученные результаты свидетельствуют об интересе организаций к программам поддержки, действующим не на этапе разработки инновационных продуктов (технологий), а на этапах их внедрения в производство и реализации путем стимулирования спроса на инновационную промышленную продукцию, деятельности по использованию в производстве наилучших доступных технологий, ориентированных на повышение экономической и экологической эффективности промышленного производства (рисунок 2).

Стимулирование деятельности по использованию наилучших доступных технологий в промышленном производстве

Предоставление финансовой поддержки организациям при оказании инжиниринговых услуг, при реализации проектов по повышению экологической безопасности производств

Стимулирование деятельности по созданию или освоению производства промышленной продукции путем внедрения в производство результатов интеллектуальной деятельности

Стимулирование спроса на инновационную промышленную продукцию

Создание условий для координации и кооперации между субъектами деятельности в сфере промышленности при осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности

Предоставление субъектам деятельности субсидий на финансирование НИОКР

32,50%

30%

35%

0%

20%

40%

60%

80%

Рис. 2. Результат оценки (удельный вес организаций, считающих данное направление господдержки наиболее эффективным при осуществлении инновационной деятельности)

Проведенное исследование возволило сформулировать приоритетные направления поддержки инновационной и научно-технической деятельности промышленных предприятий, которые могут быть учтены при разработке мероприятий государственной программы развития промышленности на уровне субъекта Российской Федерации (таблица 4).

Таблица 4

Приоритетные направления поддержки инновационной и научно-технической деятельности промышленных предприятий (источник: составлено автором)

Направление Рекомендуемое содержание мероприятия государственной программы развития промышленности на уровне субъекта Российской Федерации

Приоритет 1

Стимулирование спроса на инновационную промышленную продукцию Стимулирование спроса на инновационную промышленную продукцию при осуществлении государственных (муниципальных) закупок для нужд Воронежской области и муниципальных образований Воронежской области. Создание и сопровождение перечня инновационных промышленных товаров региональных производителей, при производстве которых используются продукты и технологии, обладающие признаками научно-технической новизны, социальной, экологической или экономической эффективности относительно среднерыночного уровня. Установление рекомендованной нормы по закупке не менее 5% от общего годового объема закупок продуктов, входящих в перечень инновационных промышленных товаров региональных производителей (далее - Перечень). Синхронизация Перечня с Классификатором предметов государственного заказа (КПГЗ) и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). Организация независимой экспертизы инновационности и эффективности заявленных производителями продуктов или технологий.

Приоритет 2

Стимулирование деятельности по созданию или освоению производства промышленной продукции путем внедрения в производство результатов интеллектуальной деятельности, относящихся к приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий или критическим технологиям Заключение специальных инвестиционных контрактов между уполномоченным органом в сфере промышленности и инвестором, принимающим на себя обязательства по созданию или освоению производства промышленной продукции путем внедрения в производство результатов интеллектуальной деятельности, относящихся к приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий или критическим технологиям. Создание условий для формирования и развития технопарков [3, с. 91-92; 7, с. 105-106]. Установление изъятий стимулирующего характера (льготных тарифов, арендной платы, налоговых льгот, предусмотренных нормативными правовыми актами субъекта РФ или муниципальными правовыми актами) для инвесторов и резидентов технопарков.

Направление Рекомендуемое содержание мероприятия государственной программы развития промышленности на уровне субъекта Российской Федерации

Приоритет 3

Стимулирование деятельности по использованию наилучших доступных технологий в промышленном производстве Заключение специальных инвестиционных контрактов между уполномоченным органом в сфере промышленности и инвестором, принимающим на себя обязательства по использованию наилучших доступных технологий в промышленном производстве. Установление изъятий стимулирующего характера (льготных тарифов, арендной платы, налоговых льгот, предусмотренных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами, платы за негативное воздействие на окружающую среду).

Предоставление финансовой поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим инновационную деятельность при оказании инжиниринговых услуг, а также при реализации проектов по повышению экологической безопасности промышленных производств Формирование реестра региональных инжиниринговых организаций, оказывающих инновационные услуги промышленным предприятиям, реализующим проекты по повышению экологической безопасности промышленных производств. Установление изъятий стимулирующего характера (арендной платы, налоговых льгот, предусмотренных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами, платы за негативное воздействие на окружающую среду).

Таким образом, промышленные организации заинтересованы в получении государственной поддержки на этапах реализации инновационной продукции, в том числе путем стимулирования спроса на инновационную промышленную продукцию при осуществлении государственных (муниципальных) закупок. Заключение специальных инвестиционных контрактов между уполномоченным органом в сфере промышленности и инвестором, предоставление налоговых льгот инновационным предприятиям - резидентам технопарков наилучшим образом простимулирует деятельность промышленных организаций по внедрению в производство результатов интеллектуальной деятельности, относящихся к приоритетным направлениям развития науки и техники, или наилучших доступных технологий.

Проведение подобных исследований на регулярной основе позволит повысить эффективность реализации региональных программ развития промышленности, сконцентрировав бюджетные ресурсы на приоритетных направлениях поддержки инновационной и научно-технической деятельности. Применение мер государственной поддержки, востребованных субъектами предпринимательства, улучшит условия ведения инновационной деятельности на предприятиях промышленности, обеспечит рост макроэкономических показателей (валового регионального продукта и удельного веса в нем наукоемких и высокотехнологичных отраслей, индекса промышленного производства и других).

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Богомолова И.П., Лазарев С.Ю. Инновационные процессы в экономике: применение стимулирующих методов совместно с принуждением // Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы VIII международной научно-практической конференции / отв. ред. Н.В. Уварина. Прага, Чешская республика, 2014. С. 200-204.

2. Богомолова И.П., Василенко И.Н., Слепокурова Ю.И., Мизанбекова С.К. Инновации как инструмент повышения эффективности деятельности предприятий // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2013. №3(4). С. 91-92.

3. Богомолова И.П., Пигунова М.В., Михеенко Е.А. Роль технопарков в экономическом развитии государства и повышении качества жизни населения // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2015. №1(10). С. 194-198.

4. Инновационный менеджмент: учебник / Графов А.В., Попадюк Т.Г., Аврашков Л.Я., Базилевич Л.И., Бобков Л.В., Графова Г.Ф. - М., ИНФРА-М, 2014. - 380 с.

5. Павловский С.В. Государственная политика поддержки и развития малых инновационных высокотехнологических компаний / С.В. Павловский // Корпоративные финансы. - 2008. - №3. С. 47-50.

6. Пигунова М.В. Инновационные механизмы повышения эффективности промышленной политики // Интернет-журнал «Науковедение». Том 7, №2 (выпуск 2 (27) 2015). URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/77EVN215.pdf. (дата обращения: 10.07.2015).

7. Пигунова М.В., Лихачева Е.А. Развитие региональной инновационной системы на базе распределенного технопарка // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2014. №4(9). С. 105-106.

8. Рейтинг инновационных регионов для целей мониторинга и управления: версия 2014.URL: http://www.i-regions.org/projects/regions-development (дата обращения: 10.07.2015).

9. Система показателей Росстата для статистической оценки уровня технологического развития отраслей экономики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/economydevelo pment (дата обращения: 10.07.2015).

10. Создание и использование передовых производственных технологий в Воронежской области в 2014 году / Статистический бюллетень. - Воронеж, Воронежстат, 2015. - 32 с.

Рецензент: Графова Галина Федоровна, зам. директора по научной работе, зав. кафедрой «Экономики и финансов» Липецкого филиала РАНХиГС (г. Липецк), доктор экономических наук, профессор.

Pigunova Maria Vladimirovna

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Voronezh

State University of Engineering Technologies (VSUET)»

Russia, Voronezh E-mail: [email protected]

About forms of the state support of the innovative works performed during implementation of investment projects in industries

Abstract. In article the analysis of the measures of stimulation of scientific and technical and innovative activity in the sphere of the industry provided by the Federal law of 31.12.2014 No. 488-FZ "About industrial policy in the Russian Federation" and their demands is carried out by the industrial organizations, recommendations about development of actions of state programs of development of the industry at the level of the subjects of the Russian Federation directed on support of innovative and scientific and technical activity in the industry are made. On the basis of the data obtained as a result of the questioning of heads of the industrial enterprises which is carried out by department of the industry of the Voronezh region in April, 2015 the most effective forms of support of the innovative works performed during implementation of investment projects in industries are revealed the priority directions of support of innovative and scientific and technical activity of the industrial enterprises for development of a state program of development of the industry at the level of the subject of the Russian Federation are formulated. Basic provisions and conclusions of article can be used in scientific and educational activity, when developing regulations concerning support of investment and innovative projects in industries.

Keywords: investments; innovations; industry; efficiency; innovative business; scientific and technical development; state support of industries; state support of investment activity; state support of innovative activity.

REFERENCES

1. Bogomolova I.P., Lazarev S.Yu. Innovatsionnye protsessy v ekonomike: primenenie stimuliruyushchikh metodov sovmestno s prinuzhdeniem // Rossiya i Evropa: svyaz' kul'tury i ekonomiki: materialy VIII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / otv. red. N.V. Uvarina. Praga, Cheshskaya respublika, 2014. S. 200-204.

2. Bogomolova I.P., Vasilenko I.N., Slepokurova Yu.I., Mizanbekova S.K. Innovatsii kak instrument povysheniya effektivnosti deyatel'nosti predpriyatiy // Ekonomika. Innovatsii. Upravlenie kachestvom. 2013. №3(4). S. 91-92.

3. Bogomolova I.P., Pigunova M.V., Mikheenko E.A. Rol' tekhnoparkov v ekonomicheskom razvitii gosudarstva i povyshenii kachestva zhizni naseleniya // Ekonomika. Innovatsii. Upravlenie kachestvom. 2015. №1(10). S. 194-198.

4. Innovatsionnyy menedzhment: uchebnik / Grafov A.V., Popadyuk T.G., Avrashkov L.Ya., Bazilevich L.I., Bobkov L.V., Grafova G.F. - M., INFRA-M, 2014. - 380 s.

5. Pavlovskiy S.V. Gosudarstvennaya politika podderzhki i razvitiya malykh innovatsionnykh vysokotekhnologicheskikh kompaniy / S.V. Pavlovskiy // Korporativnye finansy. - 2008. - №3. S. 47-50.

6. Pigunova M.V. Innovatsionnye mekhanizmy povysheniya effektivnosti promyshlennoy politiki // Internet-zhurnal «Naukovedenie». Tom 7, №2 (vypusk 2 (27) 2015). URL stat'i: http://naukovedenie.ru/PDF/77EVN215.pdf. (data obrashcheniya: 10.07.2015).

7. Pigunova M.V., Likhacheva E.A. Razvitie regional'noy innovatsionnoy sistemy na baze raspredelennogo tekhnoparka // Ekonomika. Innovatsii. Upravlenie kachestvom. 2014. №4(9). S. 105-106.

8. Reyting innovatsionnykh regionov dlya tseley monitoringa i upravleniya: versiya 2014.URL: http://www.i-regions.org/projects/regions-development (data obrashcheniya: 10.07.2015).

9. Sistema pokazateley Rosstata dlya statisticheskoy otsenki urovnya tekhnologicheskogo razvitiya otrasley ekonomiki. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/economydevelo pment (data obrashcheniya: 10.07.2015).

10. Sozdanie i ispol'zovanie peredovykh proizvodstvennykh tekhnologiy v Voronezhskoy oblasti v 2014 godu / Statisticheskiy byulleten'. - Voronezh, Voronezhstat, 2015. - 32 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.