КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Том 11 • Номер 1 • январь 2017 ISSN 1994-6929
>
издательство
Креативная экономика
Journal of Creative Economy
коммуникативные аспекты промышленной политики
Пигунова М.В.]
1 Воронежский государственный университет инженерных технологий
АННОТАЦИЯ:_
В статье подробно исследованы коммуникативные отношения, возникающие при формировании и реализации промышленной политики. Проанализирована роль коммуникаций в развитии промышленного потенциала и обеспечении производства конкурентоспособной промышленной продукции в качестве фактора, обеспечивающего рост инвестиционных и инновационных возможностей промышленных предприятий. Разработаны схемы, отражающие коммуникативные аспекты промышленной политики, и комплекс мер, имеющих обязательным условием их реализации эффективное осуществление коммуникаций. Сделан вывод о том, что исследование проблем формирования коммуникативной среды (инфраструктуры коммуникаций) способствует внедрению эффективных методов управления, направленных на гармонизацию инвестиционных и инновационных процессов в сфере промышленности и решение актуальных задач промышленной политики. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и образовательной деятельности, при разработке и оценке эффективности реализации государственных программ развития промышленности, при разработке нормативных правовых актов по вопросам поддержки развития кадрового, инвестиционного, инновационного и научно-технического потенциала промышленных предприятий.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: промышленность, промышленная политика, коммуникации.
введение
Отношения, возникающие при формировании и реализации промышленной политики, включают комплекс разноплановых мер (правовых, экономических, организационных), направленных на развитие промышленного потенциала и обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции [3, 8] (В1й1к1п, Уыйкт, 2015). Участниками отношений в сфере промышленности и промышленного развития являются промышленные организации; организации, входящие в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере
Communicative aspects of industrial policy
Pigunova M.V.]
1 Voronezh State University of Engineering Technologies
промышленности; органы государственной (федеральной, региональной) власти и местного самоуправления. Важную роль в обеспечении их эффективного взаимодействия играет коммуникативная среда (инфраструктура коммуникаций) и действия коммуникативного характера, которые осуществляются всеми участниками отношений в сфере промышленности для достижения целей промышленной политики на микро-, мезо- или макроуровне.
Коммуникативные процессы органично встроены в систему современных экономических, социальных и производственных отношений [1, 2, 9] (Alekseev, 1998; Goryachev, 2015); Yurasov, 2005). Коммуникации востребованы как самостоятельный ресурс (источник развития) и как средство приумножения (воспроизводства) и повышения эффективности других ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических). Однако их влияние на промышленный рост в качестве фактора, обеспечивающего конкурентные преимущества субъекту Российской Федерации в привлечении инвестиций, исследовано недостаточно. Актуальной задачей является исследование коммуникативных аспектов промышленной политики на федеральном и региональном уровне.
В условиях усиления значимости нефинансовых форм поддержки коммуникационная активность предприятий и регионов способствует укреплению их инвестиционного потенциала путем повышения доступности мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, которые предоставляются в форме информационно-кон-
ABSTRACT:_
The article fully studies the communicative relations originated from the formation and implementation of industrial policy. We analyse the role of communication in the development of industrial potential and ensuring the competitive industrial production as a factor of growth of investment and innovation capacity of the industrial enterprises. We develop the schemes reflecting the communicative aspects of industrial policy and a set of measures. The effective communication is a prerequisite for their implementation. We conclude that the study of the problems of communicative environment formation (communication infrastructure) promotes the implementation of effective management that aims to harmonize the investment and innovative processes in industry and to solve of current problems of industrial policy. The main thesis and conclusions of the article can be used in scientific and educational activities, in development and evaluation of the effectiveness of government industrial development programs, in the development of normative legal acts on supporting the development of staffing, investment, innovation, scientific and technological potential of industrial enterprises.
I KEYWORDS: Industry, industrial policy, communication.
Received: 11.01.2017 / Published: 31.01.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Pigunova M.V. (mpigunova0govvrn.ru)
CITATION:_
Pigunova M.V. (2017) Kommunikativnye aspekty promyshlennoy politiki [Communicative aspects of industrial policy]. Kreativnaya ekonomika. 11. (1). - 73-80. doi: 10.18334/ce.11.1.37477
сультационной поддержки или имеют обязательным условием реализации эффективное осуществление коммуникаций.
Коммуникативные аспекты промышленной политики, схематично изображенные на рисунках 1 и 2, включают:
• коммуникативные принципы;
• коммуникативные полномочия;
• комплекс мер стимулирования, имеющих обязательным условием их реализации эффективное осуществление коммуникаций.
К коммуникативным принципам промышленной политики [8] относятся:
• координация мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
• информационная открытость при разработке промышленной политики и применении мер стимулирования деятельности в сфере промышленности;
• интеграция науки, образования и промышленности.
Развитие промышленного потенциала обеспечивается в рамках реализации следующих коммуникативных полномочий (на федеральном и региональном уровне) [4, 8]:
• подготовка и опубликование в средствах массовой информации ежегодного доклада о состоянии и развитии промышленности и мерах стимулирования деятельности в сфере промышленности;
• создание, эксплуатация и совершенствование государственной информационной системы промышленности;
• содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества субъектов деятельности в сфере промышленности;
• информирование субъектов деятельности в сфере промышленности об имеющихся трудовых ресурсах и о потребностях в создании новых рабочих мест на территориях субъектов Российской Федерации.
Осуществление нормотворческой деятельности, разработка документов стратегического планирования, научно-технических и инновационных программ и проектов также предполагают активные коммуникации органов власти, научного и предпринимательского сообщества в части проведения процедур оценки регулирующего воздей-
ОБ АВТОРЕ:_
Пигунова Мария Владимировна, доцент кафедры управления, организации производства и отраслевой экономики, кандидат экономических наук lmpigunova0govvrn.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Пигунова М.В. Коммуникативные аспекты промышленной политики // Креативная экономика. - 2017. -Том 11. - № 1. - С. 73-80. Сок 10.18334/се.11.1.37477
Рисунок 1. Коммуникативные аспекты промышленной политики. Составлено автором.
ствия, общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, программ, прогнозов, стратегий и иных документов.
Основу для реализации коммуникационных полномочий составляет функционирование государственной информационной системы промышленности [7], региональных информационных порталов в сфере поддержки промышленности, малого и среднего предпринимательства, инноваций, сайтов в сети Интернет организаций,
Рисунок 2. Комплекс мер, направленных на обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции и имеющих обязательным условием их реализации эффективное осуществление коммуникаций. Составлено автором.
образующих инфраструктуру поддержки промышленности, малого и среднего предпринимательства, инноваций.
К объектам инфраструктуры, позволяющим осуществлять коммуникации в сфере промышленности для реализации инвестиционных и инновационных проектов [5, 6] (Pigunova, 2016а; Pigunova, 2016Ь), относятся: • индустриальные (промышленные) парки;
• промышленные технопарки;
• промышленные кластеры и центры кластерного развития;
• центры коллективного пользования (центры оказания услуг инжиниринга, дизайна, прототипирования, сертификации, аддитивных технологий);
• центры поддержки предпринимательства и экспорта.
К сожалению, при разработке мер государственной поддержки, предоставляемых вышеперечисленным объектам инфраструктуры, коммуникационные аспекты, в том числе возможности к организации и осуществлению коммуникаций между субъектами деятельности в сфере промышленности, как правило, не учитываются (за исключением установления требования по ведению сайта в сети Интернет).
Дополнительные возможности для трансфера технологий, обмена опытом и обобщения лучшей практики применения инновационных технологий в промышленном производстве предоставляют университеты и действующие на их базе общественно-коммуникационные площадки: научно-образовательные центры, базовые кафедры, бизнес-инкубаторы и акселераторы, технологические платформы [6] (Pigunova, 2016Ь). Играя ключевую роль в планировании и прогнозировании научно-технологического развития, разработке прорывных технологий, определении долгосрочных стратегических перспектив, на региональном уровне они зачастую не встроены должным образом в деловую коммуникационную промышленную среду и развиваются обособленно, не получая поддержки в рамках государственных программ развития промышленности и ее отраслей.
Заключение
1. Коммуникации играют важную роль в развитии промышленного потенциала и обеспечении производства конкурентоспособной промышленной продукции, благоприятствуя росту инвестиционных и инновационных возможностей промышленных предприятий и регионов.
2. Исследование проблем формирования коммуникативной среды (инфраструктуры коммуникаций) способствует внедрению эффективных методов управления, направленных на гармонизацию инвестиционных и инновационных процессов в сфере промышленности и решение актуальных задач промышленной политики на федеральном и региональном уровне.
3. Коммуникативные аспекты промышленной политики, ввиду значимости их вклада в обеспечение промышленного роста, носят самостоятельный характер и могут быть учтены при разработке мер государственной поддержки в сфере промышленности в увязке с конкретными экономическими эффектами.
ИСТОЧНИКИ:
1. Алексеев А.А. Отдельные аспекты коммуникативной политики предприятия. / Учеб.
пособие. - СПб: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1998. - 83 с.
2. Горячев А.А. Управление проектами: коммуникативный и организационный аспек-
ты. / учебное пособие. - СПб: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2015. - 63 с.
3. Дидикин А.Б., Юдкин А.В. Закон о промышленной политике в России. Экспертный
комментарий. - М.: Фонд «СЭЦ «Модернизация», 2015. - 40 с.
4. Закон Воронежской области от 05.05.2015 № 47-ОЗ «О промышленной политике в
Воронежской области». Информационная система «Портал Воронежской области в сети Интернет». [Электронный ресурс]. URL: http://www.govvrn.ru, 06.05.2015.
5. Пигунова М.В. О роли промышленных кластеров и промышленных технопарков в развитии механизмов координации и кооперации в сфере промышленности. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». [Электронный ресурс]. URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/111EVN216.pdf ( дата обращения: 30.11.2016 ).
6. Пигунова М.В. Роль организаций инновационной инфраструктуры в решении за-
дач промышленного развития (интенциональный подход) // European Social Science Journal. - 2016. - № 8. - с. 39-43.
7. Постановление Правительства РФ от 25.07.2015 № 757 «О порядке создания, экс-
плуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности» // «Собрание законодательства РФ», 03.08.2015, № 31, ст. 4691
8. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // «Российская газета», № 1, 12.01.2015
9. Юрасов И.А. Социальные технологии в управлении промышленным холдингом: со-
циально-коммуникативный аспект. - Пенза: ПГПУ, 2005. - 303 с.
REFERENCES:
Alekseev A.A. (1998). Otdelnye aspekty kommunikativnoy politiki predpriyatiya [Aspens of the communication policy of the enterprise] Saint Petersburg: Izd-vo S.-Peterb. gos. un-ta ekonomiki i finansov. (in Russian).
Didikin A.B., Yudkin A.V. (2015). Zakon o promyshlennoy politike v Rossii. Ekspertnyy kommentariy [Russia law on industrial policy. Expert commentary] Moscow: Fond «SETs «Modernizatsiya». (in Russian).
Goryachev A.A. (2015). Upravlenie proektami: kommunikativnyy i organizatsionnyy aspekty [Project management: communicative and organizational aspects] Saint Petersburg: Izd-vo SPbGETU «LETI». (in Russian).
Pigunova M.V. (2016). Rol organizatsiy innovatsionnoy infrastruktury v reshenii zadach promyshlennogo razvitiya (intentsionalnyy podkhod) [The role of the innovation infrastructure organizations in the industrial development problem solving (intentional approach)]. European Social Science Journal. (8). 39-43. (in Russian).
Yurasov I.A. (2005). Sotsialnye tekhnologii v upravlenii promyshlennym kholdingom: sotsialno-kommunikativnyy aspekt [Social technologies in industrial holding management: social and communicative aspects] Penza: PGPU. (in Russian).
Lukicheva L.I., Eleneva Yu.A., Egorycheva E.V. (2014). Menedzhment intellektualnogo kapitala: teoriya i praktika [Intellectual capital management: theory and practice] Moscow: Omega-L. (in Russian).
Shakina E.A., Blinov S.S. (2010). Otsenka doli intellektualnogo kapitala v stoimosti kompanii [Assessment of the part of intellectual capital in a company's value]. Korporotivnye finansy. (2 (14)). 47-61. (in Russian).
Tinkelman S.B., Kazakevich E.S (2006). Nematerialnye aktivy [Intangible assets]. Novye sistemy finansovogo ucheta. (5). 20-29. (in Russian).