Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №2 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-2 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/77EVN215.pdf DOI: 10.15862/77EVN215 (http://dx.doi.org/10.15862/77EVN215)
УДК 338.45; 330.341.1
Пигунова Мария Владимировна
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий»
Россия, Воронеж1
Доцент кафедры управления, организации производства и отраслевой экономики
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=765087 ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5371-1584
Инновационные механизмы повышения эффективности
промышленной политики
1 394036, Россия, г. Воронеж, проспект Революции, д. 33
Аннотация. Характерной тенденцией последнего времени является усиление роли инновационной политики и ее влияния на эффективность процессов производства промышленной продукции. Поиск оптимальных способов и механизмов стимулирования промышленных предприятий к осуществлению инновационной деятельности играет важную роль в повышении конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, особенно в условиях решения задач импортозамещения промышленной продукции. В статье рассмотрены направления поддержки научно-технической и инновационной деятельности, действующие в сфере промышленности на федеральном и региональном уровне. Автор уделил особое внимание рассмотрению взаимосвязи отдельных элементов промышленной, инновационной, инвестиционной и кадровой политики в качестве составных частей социально-экономической политики, проводимой органами государственной власти, а также перспектив их дальнейшего развития в связи со вступлением в силу с 30 июня 2015 года Федерального Закона от 31.12.2014 №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». На примере механизмов и инструментов поддержки инновационной деятельности в промышленности Воронежской области сформулирован вывод о необходимости законодательного закрепления понятия «технопарк» и определения роли технопарков в решении задач освоения производства инновационной промышленной продукции.
Ключевые слова: промышленная политика; промышленная продукция; инновации; инвестиции; кадровая политика; научно-техническая деятельность; конкурентоспособность; технопарк; повышение эффективности; интеграция; стимулирование промышленной деятельности.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Пигунова М.В. Инновационные механизмы повышения эффективности промышленной политики // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/77EVN215.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/77EVN215
Производственная и научно-техническая сферы экономики взаимно дополняют друг друга; связи, существующие между ними (как интеграционные, так и кооперационные), чрезвычайно многообразны. Не менее характерной тенденцией является усиление роли инновационной политики и ее влияния на эффективность процессов производства промышленной продукции, в первую очередь, в линейке номенклатуры, ориентированной на внешний спрос (экспорт).
Дополнительные перспективы для развития действующих и формирования новых инновационных механизмов повышения эффективности промышленной политики открывает вступающий в силу с 30 июня 2015 года Федеральный Закон от 31.12.2014 №488-Ф3 «О промышленной политике в Российской Федерации» (таблица 1). Составной частью уточненной промышленной политики - комплекса «правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции» - становится поддержка научно-технической и инновационной деятельности в сфере промышленности, а одним из ее принципов - интеграция науки, образования и промышленности (рисунок 1).
Таблица 1
Направления поддержки научно-технической деятельности и инновационной деятельности в сфере промышленности на федеральном и региональном уровнях
Федеральный Закон от 31.12.2014 №488-Ф3 «О промышленной политике в Российской Федерации» (с 30.06.2015) Механизмы и инструменты поддержки в рамках действующего законодательства Российской Федерации и Воронежской области
Предоставление субъектам деятельности в сфере промышленности субсидий на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых в ходе реализации инвестиционных проектов в отраслях промышленности, не связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства Закон Воронежской области от 06.10.2011 №133-03 (в ред. от 10.06.2014) «Об инновационной политике Воронежской области», государственная программа Воронежской области «Экономическое развитие и инновационная экономика», предоставление субсидий и инновационных грантов из областного бюджета субъектам инновационной деятельности, в том числе совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»
Стимулирование инновационной деятельности в хозяйственных обществах с государственным участием либо в созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации некоммерческих организациях путем реализации прав Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации как участником (акционером) соответствующего хозяйственного общества или учредителем некоммерческой организации Постановление администрации Воронежской области от 30.06.2006 №527 (ред. от 02.10.2013) «О создании Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Воронежской области»
Федеральный Закон от 31.12.2014 №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (с 30.06.2015) Механизмы и инструменты поддержки в рамках действующего законодательства Российской Федерации и Воронежской области
Стимулирование спроса на инновационную продукцию, в том числе посредством нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Государственная программа Воронежской области «Экономическое развитие и инновационная экономика», мероприятие 4.1. Государственные закупки инновационных товаров и услуг
Предоставление финансовой поддержки организациям, осуществляющим инновационную деятельность при оказании инжиниринговых услуг, при реализации проектов по повышению уровня экологической безопасности промышленных производств, в том числе посредством использования наилучших доступных технологий Подпрограмма «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», постановление правительства РФ от 22.02.2014 №134 (в ред. от 11.08.2014) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на реализацию пилотных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна в рамках подпрограммы «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»
Создание условий для координации деятельности субъектов в сфере промышленности при осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности и для кооперации между субъектами указанных видов деятельности Закон Воронежской области от 05.06.2006 №43-ОЗ (в ред. от 06.11.2013) «О технопарках в Воронежской области», постановление администрации Воронежской области от 14.12.2006 №1028 (в ред. от 20.05.2013) «Об организации и развитии технопарков в Воронежской области»
Стимулирование деятельности по созданию или освоению производства промышленной продукции путем внедрения в производство результатов интеллектуальной деятельности, относящихся к приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий или критическим технологиям Поддержка проведения прикладных исследований и разработок в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (государственный заказчик - Минобрнауки России), Закон Воронежской области от 12.03.2007 №21-ОЗ (в ред. от 06.11.2013) «О ставках налога на прибыль резидентов технопарков на территории Воронежской области» (льготная ставка налога на прибыль для резидентов технопарков в размере 13,5% в части, зачисляемой в областной бюджет), Закон Воронежской области от 27.11.2003 №62-ОЗ (ред. от 28.11.2014) «О налоге на имущество организаций» (льготы для базовых организаций в отношении имущественных комплексов, имеющих статус технопарка, организаций, имеющих статус резиден-
Федеральный Закон от 31.12.2014 №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (с 30.06.2015) Механизмы и инструменты поддержки в рамках действующего законодательства Российской Федерации и Воронежской области
тов технопарка в отношении их собственного имущества и оборудования, расположенных на территории технопарка и задействованных в разработке и реализации инновационных проектов)
Стимулирование деятельности по использованию наилучших доступных технологий в промышленном производстве Льготные займы для промышленных предприятий на финансирование завершающих стадий ОКР и подготовки технико-экономических обоснований, пред-проектных и проектных работ за счет средств Фонда развития промышленности, сформированного Распоряжением Председателя Правительства РФ от 28 августа 2014 года №1651-р в целях стимулирования модернизации и создания новых производств на базе принципов наилучших доступных технологий
Базовым условием развития инновационной экономики являются высокоподготовленные и квалифицированные рабочие и инженерные кадры. Проведение профессиональных конкурсов при поддержке правительства, таких, например, как ежегодный всероссийский конкурс «Инженер года», стимулирует повышение уровня профессионализма инженерных кадров и престижа инженерных профессий при формировании инновационной модели развития экономики Воронежской области. Конкурс проводится ежегодно, начиная с 2000 года, в том числе на территории области - с 2002 года (постановление администрации Воронежской области от 02.10.2003 №825 (в ред. от 02.10.2013) «О проведении ежегодного областного конкурса «Инженер года»).
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА
Федеральный Закон от 31.12.2014 №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской
Федерации»
Закон Воронежской области «О промышленной политике в Воронежской области»
Закон Воронежской
области от 05.06.2006 №43-ОЗ «О технопарках в Воронежской области»
Разработка и реализация региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе научными организациями субъектов РФ, осуществляемые за счет средств бюджетов субъектов РФ
Организация проведения профессиональных конкурсов с целью повышения престижа рабочих и инженерных специальностей («Инженер года», «Золотые ру-I» и т.д.)
Содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества субъектов деятельности в сфере промышленности
Установление дополнительных требований к индустриальным (промышленным) паркам, управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков, промышленным кластерам, специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности
за счет имущества и средств бюджетов субъектов РФ
<
Информирование субъектов деятельности в сфере промышленности об имеющихся трудовых ресурсах и о потребностях в создании новых рабочих мест на территориях субъектов РФ
■
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
>
О б л
с
т
8 З
о а
3 §
Я 8 о
д д
е р
8 Я в 8 С
с б т
^ Й ц с о т
н и
н о
>
о С
8 с 0 О д . Н
е
О
■ 2 2 ■ ^ 0
н 0
о 3
т 66
н -
8 I
8 О
т З
р О
и о
р с
тз у § д
а
«с?
от
р в о
н
е 8 ж о
О й
Рис. 1. Взаимосвязь промышленной, инновационной, инвестиционной и кадровой политики в рамках реализации полномочий региональных органов государственной власти
Составной частью промышленной политики, проводимой правительством Воронежской области, является государственная (областная) поддержка технопарков и их резидентов. На базе Законов Воронежской области от 05.06.2006 №43-ОЗ «О технопарках в Воронежской области» и от 06.10.2011 №133-ОЗ «Об инновационной политике Воронежской
области» формируются основные механизмы и инструменты поддержки инновационной деятельности в промышленности, а также развития интеграционных процессов науки, образования и промышленности на территории области. Особую значимость инновационные элементы региональной промышленной политики приобрели в условиях отсутствия федерального закона о промышленной политике Российской Федерации. В соответствии со статьей 6 Закона №43-ОЗ формы государственной (областной) поддержки технопарков (резидентов технопарков) соответствуют формам государственной (областной) поддержки инновационной деятельности, указанным в статье 14 Закона Воронежской области «Об инновационной политике Воронежской области».
Областная инновационная политика, в свою очередь, «формируется во взаимосвязи с промышленной политикой Воронежской области» (рисунок 1), что, как показывает анализ, пока не находит соответствующего отражения на уровне федерального законодательства (понятие «технопарк» отсутствует в Федеральном Законе от 31.12.2014 №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»). Разработанный Минпромторгом России порядок предоставления субъектам Российской Федерации государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков (утвержден постановлением правительства Российской Федерации от 30.10.2014 №1119) подтверждает обоснованность вывода о необходимости включения технопарков в решение задач промышленной политики в части освоения производства инновационной промышленной продукции.
Деятельность инновационно-ориентированных субъектов связана со значительными объемами затрат на инвестиционные вложения и разработку новых технологий (продуктов), поэтому для обеспечения их эффективного функционирования необходимы соответствующие меры государственной (областной) поддержки, которые гарантируются, помимо вышеперечисленных законов, Законом Воронежской области от 07.07.2006 №67-ОЗ «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области». Инновационная составляющая является важным компонентом инвестиционной привлекательности региона и необходимым условием положительной оценки качества предпринимательского климата на его территории (рисунок 2). Наличие на территории субъекта Российской Федерации технопарков соответствует содержанию одного из элементов регионального инвестиционного Стандарта, разработанного и внедренного на территории регионов по поручению правительства Российской Федерации АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».
В соответствии со Стандартом 7 «Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков)» в субъекте Российской Федерации должно существовать не менее одного объекта одного из следующих типов:
• промышленная площадка (предназначенная для размещения производственных мощностей территория, обеспеченная необходимой транспортной, энергетической, инженерной и иной инфраструктурой);
• промышленный парк;
• технологический парк (или технопарк);
• бизнес-инкубатор;
• центр кластерного развития (центр коллективного пользования, центр прототипирования).
Таким образом, инновационные механизмы позволяют обеспечить системную взаимосвязь промышленной, инновационной, инвестиционной и кадровой политики в качестве составных частей социально-экономической политики, проводимой органами государственной власти Воронежской области, и одновременно создать предпосылки для развития и повышения эффективности интеграционных процессов в рамках реализации положений Федерального Закона от 31.12.2014 №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
ЛИТЕРАТУРА
1. Богомолова, И.П. Роль технопарков в экономическом развитии государства и повышении качества жизни населения / И.П. Богомолова, М.В. Пигунова, Е.А. Михеенко // Экономика. Инновации. Управление качеством. - 2015. - №1 (10). -С. 194 - 198.
2. Богомолова, И.П. Особенности государственного регулирования инвестиций в инновационном развитии / И.П. Богомолова, И.Н. Василенко, Е.И. Кривенко, Н.М. Шатохина // Финансы. Экономика. Стратегия. - 2009. - №4. - С. 37 - 40.
3. Богомолова, И.П. Механизм управления рисками предприятий мукомольно-крупяной промышленности: принципы, функции, инструменты [Текст]: монография / И.П. Богомолова, М.В. Пигунова, М.А. Колесов. - Воронеж: ЦНТИ, 2012. - 209 с.
4. Ивантер, В. Требования к промышленной политике в инвестиционном сценарии / В. Ивантер, М. Узяков, А. Широв // Экономист. - 2013. - №5. - C. 3-17.
5. Клейнер, Г.Б. Концепция федерального закона «О промышленной политике Российской Федерации» / Г.Б. Клейнер // Экономическая наука современной России. - 2013. - №3. - С. 70-75.
6. Мантуров, Д.В. [Динамика промышленного производства и совершенствование промышленной политики Российской Федерации: выступление Министра промышленности и торговли Российской Федерации на заседании Государственной Думы 22 января 2014 г.] / Д.В. Мантуров // Стенограмма заседаний. Бюллетень / Гос. Дума Федер. Собр. Рос. Федерации. - 2014. - Бюл. №143 (1381). - С. 35-39.
7. Пигунова, М.В. Развитие региональной инновационной системы на базе распределенного технопарка / М.В. Пигунова, Е.А. Лихачева // Экономика. Инновации. Управление качеством. - 2014. - №4 (9). - С. 105 - 106.
8. Пилипенко, П.П. Особенности внедрения инноваций в отечественной промышленности / П.П. Пилипенко // Экономика и право. XXI век. - 2013. -№1. - C. 32-38.
9. Рыбаков, Ф.Ф. Промышленная политика: российский опыт и новые горизонты / Ф.Ф. Рыбаков // Промышленная политика в Российской Федерации. - 2013. -№4 - 6. - C. 31-34.
10. Эффективность деятельности региональных органов власти как фактор стратегического развития / Л.Н. Лисовцева, А.А. Воронина, А.А. Зайцев, М.В. Пигунова, А.Г. Юрочкин. - Воронеж: АОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов», 2010. - 216 с.
Рецензент: Графова Галина Федоровна, зам. директора по научной работе, зав. кафедрой экономики и финансов Липецкого филиала РАНХиГС (г. Липецк), доктор экономических наук, профессор.
Pigunova Maria Vladimirovna
Voronezh State University of Engineering Technologies
Russia, Voronezh E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5371-1584
Innovative mechanisms of increase of efficiency
of industrial policy
Abstract. A characteristic tendency of the last time is strengthening of a role of innovative policy and its influence on efficiency of processes of production of an industrial output. Search of optimum ways and mechanisms of stimulation of the industrial enterprises to implementation of innovative activity plays an important role in increase of competitiveness of domestic producers, especially in the conditions of the solution of problems of import substitution of an industrial output. In article the directions of support of scientific and technical and innovative activity operating in the industry sphere at the federal and regional level are considered. The author paid special attention to consideration of interrelation of separate elements of industrial, innovative, investment and personnel policy as components of the social and economic policy pursued by public authorities, and also prospects of their further development in connection with coming into effect since June 30, 2015 of the Federal Law of 31.12.2014 No. 488-FZ "About industrial policy in the Russian Federation". On the example of mechanisms and instruments of support of innovative activity in the industry of the Voronezh region the conclusion about need of legislative fixing of concept "science and technology park" and definitions of a role of science and technology parks in the solution of problems of development of production of an innovative industrial output is formulated.
Keywords: industrial policy; industrial output; innovations; investments; personnel policy; scientific and technical activity; competitiveness; science and technology park; efficiency increase; integration; stimulation of industrial activity.
REFERENCES
1. Bogomolova, I.P. Rol' tehnoparkov v jekonomicheskom razvitii gosudarstva i povyshenii kachestva zhizni naselenija / I.P. Bogomolova, M.V. Pigunova, E.A. Miheenko // Jekonomika. Innovacii. Upravlenie kachestvom. - 2015. - №1 (10). - S. 194 - 198.
2. Bogomolova, I.P. Osobennosti gosudarstvennogo regulirovanija investicij v innovacionnom razvitii / I.P. Bogomolova, I.N. Vasilenko, E.I. Krivenko, N.M. Shatohina // Finansy. Jekonomika. Strategija. - 2009. - №4. - S. 37 - 40.
3. Bogomolova, I.P. Mehanizm upravlenija riskami predprijatij mukomol'no-krupjanoj promyshlennosti: principy, funkcii, instrumenty [Tekst]: monografija / I.P. Bogomolova, M.V. Pigunova, M.A. Kolesov. - Voronezh: CNTI, 2012. - 209 s.
4. Ivanter, V. Trebovanija k promyshlennoj politike v investicionnom scenarii / V. Ivanter, M. Uzjakov, A. Shirov // Jekonomist. - 2013. - №5. - C. 3-17.
5. Klejner, G.B. Koncepcija federal'nogo zakona «O promyshlennoj politike Rossijskoj Federacii» / G.B. Klejner // Jekonomicheskaja nauka sovremennoj Rossii. - 2013. -№3. - S. 70-75.
6. Manturov, D.V. [Dinamika promyshlennogo proizvodstva i sovershenstvovanie promyshlennoj politiki Rossijskoj Federacii: vystuplenie Ministra promyshlennosti i torgovli Rossijskoj Federacii na zasedanii Gosudarstvennoj Dumy 22 janvarja 2014 g.] / D.V. Manturov // Stenogramma zasedanij. Bjulleten' / Gos. Duma Feder. Sobr. Ros. Federacii. - 2014. - Bjul. №143 (1381). - S. 35-39.
7. Pigunova, M.V. Razvitie regional'noj innovacionnoj sistemy na baze raspredelennogo tehnoparka / M.V. Pigunova, E.A. Lihacheva // Jekonomika. Innovacii. Upravlenie kachestvom. - 2014. - №4 (9). - S. 105 - 106.
8. Pilipenko, P.P. Osobennosti vnedrenija innovacij v otechestvennoj promyshlennosti / P.P. Pilipenko // Jekonomika i pravo. XXI vek. - 2013. - №1. - C. 32-38.
9. Rybakov, F.F. Promyshlennaja politika: rossijskij opyt i novye gorizonty / F.F. Rybakov // Promyshlennaja politika v Rossijskoj Federacii. - 2013. - №4 - 6. - C. 31-34.
10. Jeffektivnost' dejatel'nosti regional'nyh organov vlasti kak faktor strategicheskogo razvitija / L.N. Lisovceva, A.A. Voronina, A.A. Zajcev, M.V. Pigunova, A.G. Jurochkin. - Voronezh: AONO VPO «Institut menedzhmenta, marketinga i finansov», 2010. - 216 s.