Научная статья на тему 'Анализ эффективности государственных мер в реализации политики импортозамещения в нефтегазовой отрасли России'

Анализ эффективности государственных мер в реализации политики импортозамещения в нефтегазовой отрасли России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1031
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / IMPORT SUBSTITUTION / OIL AND GAS INDUSTRY / STATE POLICY / TECHNOLOGICAL DEPENDENCE / MEASURES OF STATE SUPPORT / LEGISLATION / INVESTMENTS / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марюнина Ирина Николаевна

Анализируются причины возникновения зависимости нефтегазового сектора от импорта производственного оборудования, технологий и услуг, обосновывается необходимость перехода к политике импортозамещения. Рассмотрен комплекс мероприятий, утвержденных на государственном уровне, в целях снижения зависимости нефтегазовых компаний от импортной продукции и развития отечественного производства конкурентоспособной продукции. Выявлены основные проблемы, препятствующие импортозамещению, предложены меры активизации данного процесса. Позитивным фактом следует считать инициирование государственной политики импортозамещения, но нормативно-правовая база, регламентирующая условия рыночных отношений в нефтегазовой отрасли, находится в стадии формирования, а ее совершенствование возможно только при комплексном подходе к проблеме производства российских аналогов импортируемой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Марюнина Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STATE MEASURES EFFICIENCY IN IMPORT SUBSTITUTION POLICY IN OIL AND GAS INDUSTRY OF RUSSIA

The article deals with the reasons of origin of dependence of oil and gas sector from the import of manufacturing equipment, technologies and services and grounds of necessity to pass on import substitution policy. A wide range of measures of state support that aim to decrease dependence of oil and gas companies from import products and to develop national output of competitive products were analyzed. Main problems that prevent import substitution were disclosed. A wide range of measures for revitalization of import substitution process is proposed. It is underlined that the start of import substitution policy is a positive fact for the future development of the country. Although legislation regulating the terms of market relations in oil and gas industry is currently in progress, its further improvement is possible in complex approach to the problem of national production of import analogues.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности государственных мер в реализации политики импортозамещения в нефтегазовой отрасли России»

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4

УДК 338.23 DOI 10.23683/0321-3056-2017-4-103-108

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

© 2017 г. И.Н. Марюнина а

а Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

ANALYSIS OF STATE MEASURES EFFICIENCY IN IMPORT SUBSTITUTION POLICY IN OIL AND GAS INDUSTRY OF RUSSIA

I.N. Maryunina а

а Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Марюнина Ирина Николаевна -соискатель,

кафедра мировой экономики и международных отношений, экономический факультет, Южный федеральный университет, ул. Максима Горького, 88, г. Ростов-на-Дону, 344002, Россия.

Е-тай: тагуитпа_тпа@таИ ги

Irina N. Maryunina -Competitor,

Department of World Economy and International Relations, Faculty of Economics, Southern Federal University, Maksima Gorkogo St., 88, Rostov-on-Don, 344002, Russia.

E-mail: maryunina_irina@mail. ru

Анализируются причины возникновения зависимости нефтегазового сектора от импорта производственного оборудования, технологий и услуг, обосновывается необходимость перехода к политике импортозамещения. Рассмотрен комплекс мероприятий, утвержденных на государственном уровне, в целях снижения зависимости нефтегазовых компаний от импортной продукции и развития отечественного производства конкурентоспособной продукции. Выявлены основные проблемы, препятствующие импортозамещению, предложены меры активизации данного процесса. Позитивным фактом следует считать инициирование государственной политики импортозамещения, но нормативно-правовая база, регламентирующая условия рыночных отношений в нефтегазовой отрасли, находится в стадии формирования, а ее совершенствование возможно только при комплексном подходе к проблеме производства российских аналогов импортируемой продукции.

Ключевые слова: импортозамещение, нефтегазовая отрасль, государственная политика, технологическая зависимость, меры государственной поддержки, законодательство, инвестиции, эффективность.

The article deals with the reasons of origin of dependence of oil and gas sector from the import of manufacturing equipment, technologies and services and grounds of necessity to pass on import substitution policy. A wide range of measures of state support that aim to decrease dependence of oil and gas companies from import products and to develop national output of competitive products were analyzed. Main problems that prevent import substitution were disclosed. A wide range of measures for revitalization of import substitution process is proposed. It is underlined that the start of import substitution policy is a positive fact for the future development of the country. Although legislation regulating the terms of market relations in oil and gas industry is currently in progress, its further improvement is possible in complex approach to the problem of national production of import analogues.

Keywords: import substitution, oil andgas industry, state policy, technological dependence, measures of state support, legislation, investments, efficiency.

В настоящее время проблема импортозамещения выступает одной из стратегических для развития отечественного производства, особенно его ключевых экспортоориентированных секторов, к числу которых относится нефтегазовая отрасль. Несмотря на то, что 2016 г. оказался самым «не-

удачным» для неё с точки зрения объемов поступлений в федеральный бюджет - 35,9 % от общих доходов, стоило нефтяным ценам немного подняться в 2017 г., как доля нефтегазовых доходов в бюджете страны начала возрастать. Если за январь-февраль 2016 г. в бюджет страны от сырья

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4

поступило 687,7 млрд р., то за аналогичный период 2017 г. - уже 1 трлн р., что на 20 % ниже, чем в 2014 г., но на 4 % больше 2013 г. [1].

Санкции в отношении России и их динамика актуализируют задачу обеспечения экономической безопасности в части сохранения эффективного функционирования производственной базы национального стратегического экспортного сектора.

Термин «импортозамещение» появился в отечественной экономической и управленческой практике в 1990-е гг. и использовался в нефтегазовой инженерно-технической литературе. В то время интерес только что акционированных предприятий - изготовителей отечественного оборудования диктовался их амбициями встроиться в новые рыночные условия хозяйствования. Однако попытки отечественных производителей оборудования и технологий по продвижению продукции на рынок не нашли понимания со стороны вертикально-интегрированных компаний ТЭК, в свою очередь считавших импортозамещение и требование «...экстраординарных протекционистских мер... » банальным лоббизмом со стороны производителей некачественного и неконкурентоспособного по сравнению с импортным оборудования [2, с. 44].

Импорт нефтегазового оборудования диктовался эффективными схемами финансирования проектов, рассчитанными на получение долгосрочных заказов зарубежными производителями: поставка зарубежных технологий сопровождалась комплектом сертификатов соответствия, полученных в признанных центрах по сертификации; комплекс программ по расчету технологических режимов работы оборудования регулярно обновлялся и имел авторскую поддержку, что создавало авторское конкурентное преимущество. Финансовые условия поставки оборудования также оказывались достаточно привлекательными, поскольку компании - поставщики импортного оборудования и технологий получали государственную поддержку страны-производителя в форме предоставления российскому покупателю кредитной линии.

Продвижение проектов «под ключ», когда проектирование, организация строительства, поставка оборудования под новые проекты и его последующее обслуживание сосредоточивались в рамках одного внешнеторгового контракта, также способствовало экспансии на российский рынок не только сложного технологического оборудования, но и того, которое до сих пор успешно производилось внутри страны. И если

ранее отечественные предприятия-заказчики сами формировали технологическую цепочку поставщиков, выстраивали логистику и как следствие имели дело с «распределенной ответственностью» в рамках одного контракта, то иностранные конкуренты разрозненных российских предприятий - производителей оборудования и услуг предложили российским заказчикам более конкурентную схему взаимодействия. Таким образом, зависимость от импортной продукции возникла не только в части производства высокотехнологичной продукции, но и в части ее комплектации, организации поставок и строительства [3, с. 19].

Таким образом, на первом этапе развития внешнеэкономических отношений (19902010 гг.) предприятия отечественного нефтегазового сектора переориентировали закупки оборудования и технологий с внутреннего рынка и смешанных поставок на крупные иностранные заказы и проекты «под ключ» в силу более конкурентоспособных предложений со стороны иностранных поставщиков. В результате российские производители оборудования для нефтегазового комплекса оказались без основного объема традиционных многолетних заказов.

Начало 2010-х гг. характеризуется как период переосмысления национальных интересов применительно к сферам макроэкономики и национальной безопасности. На уровне исполнительной власти начинает обсуждаться возможность применения мер государственной поддержки для восстановления объемных и качественных характеристик отечественного производства. Но окончательное отношение к импортозамещению как необходимому условию существования и развития российской экономики у руководителей, занятых в бизнесе и во власти, утвердилось на рубеже 2013 - 2014 гг., когда после вхождения Республики Крым и Севастополя в состав России ведущие страны Запада ввели против России финансово-экономические санкции по геополитическим мотивам, суть которых состояла в постепенном ограничении доступа российских компаний к долгосрочным кредитам европейских банков и ряду передовых западных технологий, в том числе и для нефтегазового комплекса. Таким образом, с 2014 г. импортозамещение получает статус государственной политики [2, с. 46].

Правительством РФ 04.08.2015 г. принято решение № 785 «О создании правительственной комиссии по импортозамещению». Комиссия является координационным органом, образованным в

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4

целях обеспечения согласованных действий органов власти всех уровней и организаций при реализации госполитики импортозамещения, обеспечения снижения уровня зависимости отраслей промышленности от импорта, а также оперативного решения вопросов, касающихся создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в продукции отраслей промышленности (Постановление Правительства РФ от 04.08.2015 г. N° 785 «О правительственной комиссии по импортозамещению». URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183941 (дата обращения: 10.10.2017).

Нефтегазовая отрасль вошла в число приоритетных отраслей, для которых предусматривается особое внимание структур госуправления. В Минпромторге России была создана Межведомственная рабочая группа и Научно-технический совет по импортозамещению в нефтегазовой отрасли. На этих площадках совместно с компаниями определяется потребность по всем типам и

Эффективным финансово-организационным инструментом процесса импортозамещения, да и в целом поддержки промышленного комплекса страны, стал Фонд развития промышленности, созданный в 2014 г. с целью модернизации российской промышленности, организации новых производств и обеспечения импортозамещения. Фонд предлагает льготные условия со-финансирования проектов, предоставляя целевые займы по ставке 5 % годовых сроком до

видам оборудования, которое не производится в России, а также анализируются возможности выпуска данного оборудования на российских предприятиях. Предполагается, что более половины импортозависимых позиций, вошедших в отраслевой план по импортозамещению в нефтегазовой отрасли, российские машиностроители смогут заместить в течение 2-3 лет (предполагается, что из 43 позиций приоритетных видов нефтегазового оборудования в короткие сроки возможно произвести 26 наименований) [4, с. 13].

Минпромторгом России с участием профильных министерств, ведущих нефтегазодобывающих и машиностроительных компаний также сформирован отраслевой план импортозамещения в нефтегазовой отрасли. В данном плане указано более 50 позиций по укрупненным видам нефтегазового оборудования, техническим и программным средствам, причем по некотором видам оборудования доля импорта должна снизиться к 2020 г. до 50 % (таблица) [4, с. 13].

7 лет в объеме от 50 до 700 млн р. Источником ресурсного обеспечения деятельности фонда стали средства федерального бюджета [5, с. 150].

Помимо успешного решения основной задачи по созданию эффективной системы заемного финансирования промышленных проектов, Фонд становится полноценным институтом развития промышленности. С одной стороны, он выполняет функции инвестконсультанта,

План мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения РФ / Plan of measures for import substitution in the oil and gas engineering industry

of the Russian Federation

№ п/п Технологическое направление (продукт, технология) Средняя доля импорта в потреблении в 2014 г. Средняя плановая доля импорта в потреблении к 2020 г.

1 Технологии, техника и сервис эксплуатации скважин 82 66

2 Техника и технологии бурения скважин 74 53

3 Программные средства для процессов бурения, добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья 91 43

4 Технологии сжижения природного газа 71 55

5 Технологии переработки углеводородного сырья 74 40

6 Технологии производства катализаторов и присадок 76 19

7 Технологии и оборудование для реализации шель-фовых проектов 88 68

8 Технологии и оборудование для транспортировки нефти и газа 57 36

9 Технологии и оборудование для геологоразведки 63 50

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4

консолидирующего всю информацию о программах поддержки промышленности и разъясняющего предприятиям условия и порядок участия в них, с другой - выступает координатором взаимодействия промышленного бизнеса с институтами развития, региональными властями, организациями инфраструктуры на всех стадиях реализации проектов - от поиска площадки до запуска производства. То есть Фонд оказывает комплексную поддержку промышленным инвестпроектам в режиме «одного окна». На базе Фонда начал активную работу Консультационный центр по мерам поддержки Минпромторга России.

В целях стимулирования инвестиционной активности Минпромторгом России разработаны Правила предоставления субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2014-2016 гг. на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов. На федеральном уровне утверждены Правила предоставления российским организациям субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и на реализацию пилотных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна [6, с. 7]. С марта 2015 г. действует Постановление Правительства РФ от 12.03.2015 г. N° 214, которое устанавливает порядок предоставления субсидий для возмещения части затрат по банковским кредитам на пополнение оборотных средств предприятий (до 70 % ключевой ставки Банка России) (Приказ Минпромторга РФ от 07.06.2016 г. № 1868 «О внесении изменения в План мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения РФ», утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 31.03.2015 г. № 645. URL: www. min-promtorg.gov.ru/common/upload/o_data/addi-tion_material//1868-neftegaz.pdf (дата обращения: 06.10.2017)).

Чтобы мотивировать бизнес на создание новых мощностей, участвовать в развитии промышленного потенциала регионов, осуществлять трансфер современных технологий, Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 г. № 708 создан ключевой нефинансовый механизм заключения специальных инвестиционных контрактов (Постановление Правительства РФ от 16.07.2015 г. № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности». URL: www.consultant.ru/document/cons doc LAW

183055 (дата обращения 05.10.2017)). Заключая контракт, инвестор обязуется создать, освоить или модернизировать промышленное производство на территории РФ. В свою очередь, государство должно предоставить инвесторам отраслевые льготы и преференции, обеспечить стабильные условия ведения бизнеса [7, с. 181].

Минпромторг России успешно осуществляет полноценную координацию между двумя уровнями реализации политики импортозамещения -региональным и федеральным. Понимание «обратной связи» между центром и регионами, с одной стороны, и государственными органами власти и инвесторами - с другой, привело к созданию информационного модуля «Проммони-тор.РФ», куда стекаются сведения по актуальным вопросам развития промышленности. С помощью данного портала обеспечивается обратная связь, консолидируется информация о состоянии промышленного производства и прогнозе его развития. Данный ресурс стал первым шагом на пути создания государственной информационной системы промышленности (ГИСП), на базе которой на всех уровнях управления с использованием механизма обратной связи будут формироваться меры поддержки, стимулирования, контроля востребованности и эффекта применяемых мер стимулирования.

Анализ проведенных организационно-управленческих мероприятий позволяет сделать вывод, что на государственном уровне предприняты определенные шаги по формированию политики импортозамещения. Тем не менее в стадии формирования и совершенствования находится нормативно-правовая база, регламентирующая условия становления и развития рыночных отношений в нефтегазовой отрасли. Сложности с импортозамещением в отрасли связаны со значительным отставанием в уровне используемых технологий производства ряда видов продукции, прежде всего комплектующих и оборудования. В связи с проблемами в системе образования существуют и определенные ограничения по численности и компетенциям отраслевых кадров. Следует отметить и отсутствие необходимого научно-исследовательского фундамента по некоторым значимым направлениям [8, с. 236].

По справедливому замечанию ряда исследователей, важным препятствием эффективному импортозамещению в нефтегазовом комплексе выступает недостаток информации у российских промышленных предприятий о деятельности нефтегазовых компаний. Вкладывать большие

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4

средства, эффективно использовать научно-технический и производственный потенциал освоения сложной продукции с длительным циклом изготовления нерационально, если неизвестны перспективные планы развития нефтегазовых компаний [9, с. 22]. Также важной проблемой, препятствующей импортозамещению в нефтегазовом комплексе, признана необходимость приобретения лицензий у иностранных компаний [9, с. 23]. Следовательно, одной из ключевых задач государства в стимулировании импортозамеще-ния является создание условий, которые способствовали бы интенсификации отечественных НИОКР и развитию промышленности в целом. Принимаемые меры должны носить универсальный характер, однако в отдельных случаях государству следует фокусировать внимание на конкретных технологиях и производствах для нефтегазовой отрасли.

Среди универсальных мер целесообразно использовать:

- разработку механизмов, стимулирующих развитие конкуренции среди российских производителей импортозамещающей продукции для обеспечения экономически эффективного процесса [10, с. 53];

- организацию на уровне ФАС специальной комиссии (или создание профильного подразделения), контролирующей ход процесса импорто-замещения. При появлении на российском рынке монополистов рыночные механизмы будут не в состоянии обеспечивать контроль эффективности затрат, стоимостных и качественных характеристик товаров [10, с. 54];

- отслеживание на государственном уровне технико-экономических характеристик отечественного оборудования (назначение ответственного органа исполнительной власти) в сравнении с зарубежными аналогами и проведение специализированных проверок со стороны прокуратуры, Счетной палаты и ФАС при выявлении существенных отклонений в худшую сторону [10, с. 54];

- разработку механизмов привлечения игроков с финансовыми активами (фонды, отечественные и зарубежные банки и т.д.) для участия в софинансировании проектов по разработке и внедрению перспективных технологий

[10, с. 53];

- разработку на государственном уровне рекомендуемых, а в отдельных случаях и обязательных схем участия зарубежных компаний в

проектах с учетом комплекса юридических аспектов и потенциальных рисков санкционного характера [10, с. 55];

- применение мер таможенно-тарифного регулирования и стандартизации. Для стимулирования отечественного производства целесообразно увеличение ставок ввозных таможенных пошлин по ряду позиций нефтегазовой продукции. Развитие национальных стандартов позволит сократить импорт некачественной продукции, а также мотивировать отечественные предприятия на производство конкурентоспособной продукции [11, с. 33];

- реализацию программы подготовки и переподготовки технических и управляющих кадров для предприятий нефтегазового машиностроения, включая стажировки в зарубежных научно-технических центрах и на предприятиях [9, с. 24].

Предложенные учеными и практиками меры носят достаточно разнонаправленный характер и требуют дополнительных исследований и обоснований.

На основании вышеизложенного можно констатировать, что реальное продвижение в области замещения импортной продукции и услуг возможно только при комплексном подходе к данной проблеме. Отдельные нескоординиро-ванные действия нефтегазовых компаний и предприятий-изготовителей не смогут быть достаточно эффективными. Только при совместной работе государственных учреждений, предприятий машиностроения, отраслевой и прикладной науки и нефтегазовых компаний можно выявить потребности в необходимом оборудовании и провести реорганизацию производств, в том числе сервисных, для изготовления оборудования и поставки услуг в России. Важно приорите-зировать ключевые категории оборудования и реализовать несколько целевых пилотных проектов для отработки механизмов взаимодействия участников процесса, распространив их в последующем на более широкую номенклатуру импортозамещающей продукции.

Литература

1. Доля нефтегазовых доходов в бюджете России начала увеличиваться. URL: http: //www.investbrothers.ru/2017/03/28/dolja_neftegaz ovyh_dohodov_rastet (дата обращения: 12.10.2017).

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4

2. Кротова М.В. Институциональные проблемы импортозамещения в нефтяной и газовой промышленности России // Научный журнал Российского газового общества. 2015. № 1.

3. Андреева Н.Н., Белохвостов М.С., Вали-уллин И.М. Управление замещением импортной продукции отечественными техникой и технологиями // Нефтяное хозяйство. 2015. № 5.

4. Интервью с Д.В. Мантуровым. В нефтегазовом секторе есть поле для консолидации // Коммерсантъ Business Guide. 2015. № 86. 20 мая.

5. Евтухов В.Л. Первоочередные меры господдержки промышленности в контексте политики импортозамещения // Национальная безопасность России, 2016 год : фед. справочник. 2016. Т. 2. 556 с.

6. Панов Р.С., Костюченко С.Л. Импорто-замещение и рыночная экономика: проблемы сосуществования // Научный журнал Российского газового общества. 2016. № 1.

7. Никитин Г.С. Импортозамещение - залог национальной технологической безопасности // Национальная безопасность России, 2016 год : фед. справочник. 2016. Т. 3. 477 с.

8. Гутенёв В.В. Импортозамещение в промышленности: что, где, когда // Национальная безопасность России, 2016 год : фед. справочник. 2016. Т. 3. 477 с.

9. Рашева Н.Ю. Организационные и правовые проблемы импортозамещения в топливно-энергетическом комплексе России // Нефтяное хозяйство. 2015. № 5.

10. Кулагин В.А., Грушевенко Д.А., Козина Е.О. Эффективное импортозамещение // Энергетическая политика. 2015. Вып. 1.

11. Ленчук Е.Б. Современные инструменты инвестиционной поддержки проектов в области импортозамещения // Экономическая теория, анализ, практика. 2015. № 3.

References

1. Dolya neftegazovykh dokhodov v byudzhete Rossii nachala uvelichivat'sya [The Share of Oil and Gas Revenues in the Budget of Russia Began to Increase]. Available at: www.investbrothers.ru/ 2017/03/28/dolja_neftegazovyh_dohodov_rastet (accessed 12.10.2017).

2. Krotova M.V. Institutsional'nye problemy im-portozameshcheniya v neftyanoi i gazovoi promysh-lennosti Rossii [Institutional Problems of Import Substitution in the Oil and Gas Industry of Russia].

Поступила в редакцию / Received

Nauchnyi zhurnal Rossiiskogo gazovogo ob-shchestva, 2015, No. 1.

3. Andreeva N.N., Belokhvostov M.S., Valiullin I.M. Upravlenie zameshcheniem importnoi produk-tsii otechestvennymi tekhnikoi i tekhnologiyami [Managing the Substitution of Imported Products with Domestic Technical Methods and Technology]. Neftyanoe khozyaistvo. 2015, No. 5.

4. Interv'yu s D.V. Manturovym. V nefte-gazovom sektore est' pole dlya konsolidatsii [Interview with D.V. Manturov. In the Oil and Gas Sector There is a Field for Consolidation]. Kommersant" Business Guide. 2015, No. 86, May 20.

5. Evtukhov V.L. Pervoocherednye mery gos-podderzhki promyshlennosti v kontekste politiki importozameshcheniya [Priority Measures of State Support of Industry in the Context of the Policy of Import Substitution]. Natsional'naya be-zopasnost' Rossii, 2016. Fed. guidebook. 2016, vol. 2, 556 p.

6. Panov R.S., Kostyuchenko S.L. Importoza-meshchenie i rynochnaya ekonomika: problemy sosushchestvovaniya [Import Substitution and Market Economy: Problems of Coexistence]. Nauchnyi zhurnal Rossiiskogo gazovogo obshchestva. 2016, No. 1.

7. Nikitin G.S. Importozameshchenie - zalog natsional'noi tekhnologicheskoi bezopasnosti [Import Substitution is a Guarantee of National Technological Safety]. Natsional'naya bezopasnost' Rossii, 2016. Fed. guidebook. 2016, vol. 3, 477 p.

8. Gutenev V.V. Importozameshchenie v promyshlennosti: chto, gde, kogda [Substitution in Industry. What, Where, When]. Natsional'naya be-zopasnost' Rossii, 2016. Fed. guidebook. 2016, vol. 3, 477 p.

9. Rasheva N.Yu. Organizatsionnye i pravovye problemy importozameshcheniya v toplivno-ener-geticheskom komplekse Rossii [Organizational and Legal Problems of Import Substitution in the Fuel and Energy Complex of Russia]. Neftyanoe khozyaistvo. 2015, No. 5.

10. Kulagin V.A., Grushevenko D.A., Kozina E.O. Effektivnoe importozameshchenie [Effective Substitution]. Energeticheskaya poli-tika. 2015, Iss. 1.

11. Lenchuk E.B. Sovremennye instrumenty in-vestitsionnoi podderzhki proektov v oblasti importo-zameshcheniya [Modern Instruments of Investment Support for Projects in the Field of Import Substitution]. Ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. 2015, No. 3.

26 октября 2017 г. / October 26, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.