Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 8, №3 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-3
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/40EVN316.pdf
DOI: 10.15862/40EVN316 (http://dx.doi.org/10.15862/40EVN316)
Статья опубликована 23.05.2016.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Колотырин Е.А. Импортозамещение в российском арматуростроении // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №3 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/40EVN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/40EVN316
УДК 338.45
Колотырин Евгений Алексеевич
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» Социально-экономический институт, Россия, Саратов1
Аспирант E-mail: [email protected]
Импортозамещение в российском арматуростроении
Аннотация. Импортозамещение - актуальная проблема российской экономики. Замещение иностранных товаров продукцией отечественного производства стало значимым вопросом в период санкций и экономического давления извне.
В статье рассматривается арматуростроительная отрасль в качестве примера отрасли, напрямую не поддерживаемой государством, но которая имеет значительное влияние на такие стратегические отрасли, как нефтегазовая, энергетическая и другие.
В настоящий момент для арматуростроительной отрасли характерна высокая степень импортозависимости: от 30 до 80% потребления. В статье осуществлен анализ динамики импорта промышленной трубопроводной арматуры в 2013-2015 гг., определена степень чувствительности импорта отдельных видов трубопроводной арматуры к изменению курса валюты. Предложены ключевые направления политики импортозамещения по разным видам трубопроводной арматуры в зависимости от степени чувствительности к изменению курса рубля.
Рассмотрены такие направления политики импортозамещения, увеличение усилий по которым приведет к наибольшему экономическому эффекту: ориентация крупных нефтегазовых компаний на замену импортного оборудования отечественным; внедрение инноваций и выпуск продукции мирового уровня; меры по сохранению и передаче знаний; новые стратегии продвижения продуктов арматуростроительных компаний; кластеризация и локализация; защита рынка от недобросовестной конкуренции и противодействие контрафакту; контроль за сертификацией продукции.
Сделан вывод о наличии у отрасли потенциала, способного реализовать преимущества, созданных сложившейся экономической ситуацией, выраженной в высокой стоимости импортной продукции, но при условии поддержки со стороны государства.
Ключевые слова: импортозамещение; арматуростроительная отрасль; импортозависимость; меры импортозамещения; направления политики импортозамещения; коэффициент корреляции; кластеризация; локализация
1 410056, г. Саратов, ул. Пугачева 54/62, кв. 77 1
Производство промышленной трубопроводной арматуры - одна из немногих отраслей российской промышленности, нарастившая свой производственный потенциал в сравнении с 1990 г.
Продукция арматуростроительной отрасли широко используется в нефтегазовой отрасли, энергетике, водоснабжении, нефтепереработке, строительстве, коммунальном хозяйстве и др. Стоимость трубопроводной арматуры в объёме затрат отраслей-потребителей составляет 3-5%, однако до 60% эксплуатационных потерь связаны с её заменой и ремонтом. [6] Из этого следует, что большое значение имеет надежность и качество трубопроводной арматуры.
В настоящий момент по оценкам Минпромторга РФ для арматуростроительной отрасли характерна высокая степень импортозависимости: доля импорта в потреблении составляет от 30 до 80%.
Согласно планам мероприятий министерства промышленности и торговли РФ по импортозамещению к 2020 г. максимальная плановая доля импорта в арматуростроении должна составить, в среднем, не более 50% от текущей.2
К примеру, в отрасли нефтегазового машиностроения согласно Приказу Минпромторга России №645 от 31 марта 2015 г. доля импорта в потреблении должна составлять от 20% до 60% в зависимости от типа арматуры (табл. 1), а в судостроительной отрасли РФ согласно Приказу Минпромторга России №661 от 31 марта 2015 г. - не более 30% (табл. 2).
Таблица 1
Плановая доля импорта в потреблении арматуры в отрасли нефтегазового
машиностроения к 2020 г.
№ п/п Технологическое направление (продукт, технология) Срок реализация проектов Доля импорта в потреблении в 2014 году Максимальная плановая доля импорта в потреблении к 2020 году
1 Фонтанная арматура 2017-2020 гг. 77% 60%
2 Запорная трубопроводная арматура 2015-2020 гг. 30% 20%
3 Регулирующая трубопроводная арматура 2015-2020 гг. 35% 20%
4 Приводная техника 2015-2020 гг. 62% 50%
5 Арматура для особых сред (агрессивные среды, высокие температуры) 2015-2020 гг. 67% 50%
2 Приказ Минпромторга России №645 от 31 марта 2015 г. «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения Российской Федерации»; Приказ Минпромторга России №661 от 31 марта 2015 г. «Об утверждении отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли Российской Федерации».
Источник: Приказ Минпромторга России №645 от 31 марта 2015 г. «Обутверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения Российской Федерации»
Таблица 2
Плановая доля импорта в потреблении арматуры в судостроительной отрасли к 2020 г.
Технологическое направление Срок реализации проекта Фактический показатель доли импорта до реализации проекта Максимальная плановая доля импорта к 2020 г.
Регулирующая трубопроводная арматура 2018 г. 70% 30%
Приводная техника 2018 г. 70% 30%
Арматура для особых сред (агрессивные среды, высокие температуры) 2018 г. 80% 30%
Источник: «Приказ Минпромторга России №661 от 31 марта 2015 г. Об утверждении отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли Российской Федерации»
После кризиса 2008-2009 гг. импорт промышленной трубопроводной арматуры (ТПА) в Россию устойчиво рос до 2012 г. на фоне укрепления национальной экономики и стабильности курса рубля.
В 2013 г. наметился спад: импорт сократился на 17% в долларовом эквиваленте по сравнению с 2012 г. Одной из значимых причин спада стало снижение внутреннего спроса, особенно на регулирующую арматуру, а также на шаровые краны, используемые нефтегазовыми компаниями. Эксперты предполагают наличие взаимосвязи между сокращением импорта и отвлечением инвестиций в 2013 г. из крупных нефтегазовых проектов в строительство олимпийских объектов для олимпиады в г. Сочи.
Однако в 2014 г. импорт ТПА показал положительную динамику: прирост поставок в долларовом эквиваленте составил 8% по сравнению с итогами 2013 г. Рост в 2014 г. объемов импорта до уровня 2011 г. можно объяснить возобновлением инвестиционных проектов, отложенных в 2013 г., и тем, что экспортные санкции, коснувшиеся поставок нефтегазового оборудования, а также падение курса рубля по отношению к основным мировым валютам имели место в конце третьего - начале четвертого квартала 2014 г. и не успели оказать большого влияния на объемы импортных поставок (рис. 1). [1]
В 2015 г. совокупный объем импорта трубопроводной арматуры в РФ в долларовом эквиваленте составил 1202,7 млн долл., что на 32% меньше, чем в 2014 г.3
3 По данным ФТС.
тонн ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ¿V О ^ ^
2500
2000
1500
1000
500
млн долл. тонны
млн долл.
0
Рисунок 1. Динамика изменения объемов импорта арматуры в 2004-2014 гг. в натуральном
и стоимостном выражении [1]
В 2015 г. произошел дальнейший спад объемов импорта, который был связан с продолжившимися падением курса рубля и снижением деловой активности в национальной экономике.
Инвестиции нефтегазовых компаний в 2015 г. были меньше на 20-30% относительно запланированных объемов. Сократилось инвестирование, прежде всего, по дорогостоящим и технологически сложным проектам.4 Подобная динамика нефтегазовой отрасли может негативно отразиться на развитии арматуростроительной отрасли в долгосрочной перспективе.
Основными экспортерами трубопроводной арматуры в Россию являются страны Европы, Китай и США (табл. 3). Наибольшее падение объема импорта в 2015 г. по сравнению с 2013 г. было характерно для Китая, Германии, Чехии, Казахстана, Венгрии, Франции и т.д. По крупнейшим поставщикам ТПА в Россию падение в 2015 г. в отношении к 2013 г. составило 39%.
Среди пятерки лидеров наибольшее сокращение импорта пришлось на Китай (-40%) и Германию (-44%).
4 Нефтегазовые компании в России сэкономят на инвестициях URL: http://topneftegaz.ru/news/view/107578.
Таблица 3
Динамика импорта промышленной трубопроводной арматуры по странам
в 2013-2015 гг.
2013 2014 2015 2015 к 2013
тыс. долл. тыс. долл. тыс. долл. %
ВСЕГО 1 928 873,40 1 770 516,07 1 202 713,36 -37,65
в т.ч.
Германия 358 496,23 258 776,22 200 372,10 -44,11
Китай 303 041,27 280 500,20 181 073,56 -40,25
Италия 184 226,38 221 002,55 144 062,69 -21,80
Соединенные штаты 135 840,45 139 825,34 107 468,63 -20,89
Чешская республика 101 709,91 105 847,67 74 718,00 -26,54
Франция 89 119,28 52 714,93 58 402,29 -34,47
Нидерланды 45 218,11 70 381,70 46 002,93 1,74
Украина 91 132,60 75 817,24 38 129,21 -58,16
Польша 49 044,90 47 534,60 28 826,65 -41,22
Соединенное королевство 45 777,86 35 128,18 28 447,31 -37,86
Испания 32 379,32 30 521,38 26 585,84 -17,89
Словения 52 614,25 55 616,07 24 629,89 -53,19
Беларусь 45 806,34 27 503,26 23 528,82 -48,63
Турция 32 465,92 29 599,34 20 700,43 -36,24
Финляндия 44 191,12 24 517,27 18 749,50 -57,57
Дания 26 912,53 25 964,65 16 080,27 -40,25
Австрия 24 108,26 18 535,79 14 761,27 -38,77
Казахстан 55 361,10 32 110,62 8 754,04 -84,19
Бельгия 10 964,59 8 429,94 7 143,48 -34,85
Швеция 16 020,76 14 708,87 6 860,74 -57,18
Венгрия 47 468,02 15 324,29 5 617,15 -88,17
Источник: составлено автором по данным ФТС
Китай обогнал Германию по поставкам ТПА в Россию в 2014 г. Но при сокращении импорта в 2015 г. общий объем немецких поставок ТПА в Россию стал больше китайского. Это может говорить о том, что импортируемая из Германии продукция менее подвержена курсовым колебаниям, чем китайская арматура.
На рис. 2 и 3 представлена сегментация ТПА, импортируемой из Германии и Китая соответственно. Основные импортируемые виды продукции из Германии: краны, регулирующая арматура, затворы дисковые поворотные и задвижки стальные. Более всего сократился импорт кранов, предохранительной арматуры, клапанов запорных стальных и задвижек стальных.
Рисунок 2. Импорт трубопроводной арматуры из Германии в 2013-2015 гг., тыс. долл.
Большая часть импорта ТПА в Россию из Китая приходится на шаровые и конусные краны, задвижки. Наибольшее падение было характерно для следующих видов арматуры: краны, задвижки из литейного чугуна, клапаны редукционные для регулировки давления, клапаны запорные стальные, предохранительная арматура.
Рисунок 3. Импорт трубопроводной арматуры из Китая в 2013-2015 гг., тыс. долл.
Снижение объемов импорта обусловлено рядом факторов, ключевыми из которых являются ослабление курса рубля и замедление деловой активности в РФ.
Изменение курса рубля может по-разному оказывать влияние на импорт отдельных видов ТПА. Так, если отдельный вид арматуры может быть произведен в России и организация его производства возможна в короткие сроки, то в связи с падением курса рубля импорт такой продукции заметно снизится; и наоборот, если производство того или иного вида ТПА высокотехнологично, требует больших инвестиций для организации производства и имеет малое количество аналогов в РФ, то импорт такой арматуры сократится незначительно, импорт таких позиций менее чувствителен к курсу рубля.
Определив степень чувствительности импорта к изменению курса валюты, можно сделать вывод об имеющимся производственном потенциале арматуростроительной отрасли и о характере импортозамещающей политики в отношении отдельных видов ТПА.
В таблице 4 представлена структура импорта ТПА по типам в 2013 -2015 гг.
Таблица 4
Динамика импорта промышленной трубопроводной арматуры по видам в 2013-2015 гг.
2013 2014 2015
тыс. долл. % тыс. долл. % тыс. долл. %
ВСЕГО 1 928 873,40 1 770 516,07 1 202 713,36
Краны 506 286,28 26,25 392 083,26 22,15 252 333,94 20,98
Регулирующая арматура 290 462,86 15,06 300 575,74 16,98 203 462,72 16,92
Задвижка стальная 165 270,14 8,57 135 508,79 7,65 90 316,04 7,51
Затворы дисковые поворотные 126 825,42 6,58 129 550,85 7,32 87 913,13 7,31
Обратная арматура 111 085,44 5,76 104 787,85 5,92 80 975,04 6,73
Клапаны запорные стальные 99 613,49 5,16 116 012,74 6,55 91 283,79 7,59
Клапаны редукционные для регулировки давления 85 038,44 4,41 75 551,64 4,27 49 712,73 4,13
Предохранительная арматура 79 964,60 4,15 95 306,42 5,38 64 246,51 5,34
Задвижки из литейного чугуна 62 701,91 3,25 53 317,34 3,01 26 323,08 2,19
Прочая арматура 401 624,81 20,82 367 821,45 20,77 256 146,38 21,30
Источник: составлено автором по данным ФТС
Из данных таблицы видно, что в 2013-2015 гг. наиболее сильное падение объемов импорта характерно для кранов, задвижки стальной и задвижки из литейного чугуна. Менее чувствительны к колебаниям внутреннего спроса и курса валюты регулирующая арматура, клапаны запорные стальные, обратная арматура, затворы дисковые поворотные.
Рассмотрим, каково влияние изменения курса валюты на объем импорта в Россию основных видов ТПА. Рассчитаем коэффициент корреляции по выделенным видам и дадим
качественную оценку результату по шкале Чеддока. Для расчета возьмем месячные данные за 2013-2015 гг.
Таблица 5
Корреляция импорта отдельных видов ТПА и курса рубля
Коэф-т корреляции Качественная оценка зависимости
ВСЕГО -0,64942 Заметная
Краны -0,63038 Заметная
Регулирующая арматура -0,3822 Умеренная
Задвижка стальная -0,58294 Заметная
Затворы дисковые поворотные -0,49193 Умеренная
Обратная арматура -0,39923 Умеренная
Клапаны запорные стальные -0,18361 Слабая
Клапаны редукционные для регулировки давления -0,65412 Заметная
Предохранительная арматура -0,34648 Умеренная
Задвижки из литейного чугуна -0,68039 Заметная
Источник: рассчитано автором на основании данных ФТС и ЦБ РФ
Данные качественной оценки зависимости импорта продукции ТПА от курса валюты показывают, что на клапаны запорные стальные данный фактор оказывает слабое влияние. Это подчеркивает высокую импортозависимость экономики России по данному виду ТПА. Поэтому по отношению к клапанам запорным стальным необходимо проводить импортозамещающую политику, направленную на создание производств, способных конкурировать на мировом рынке. Для таких типов ТПА, как краны, задвижка стальная, клапаны редукционные для регулировки давления и задвижки из литейного чугуна прослеживается значительная зависимость объема импорта от курса валюты. Таким образом, при росте курса, у отечественных производителей возникает ценовое преимущество по отношению к зарубежным поставщикам. В целом, ТПА можно оценить как достаточно сильно зависимую отрасль от колебаний курса национальной валюты.
Предложим три типа политики импортозамещения в зависимости от степени чувствительности к изменению курса рубля (табл. 6).
Таблица 6
Направления политики импортозамещения в арматуростроительной отрасли
Зависимость от курса рубля Виды ТПА Ключевые направления политики импортозамещения
Слабая - Клапаны запорные стальные создание новых конкурентоспсобных производств; диверсификация производства существующих предприятий на новый вид продукции; инвестирование в НИОКР по данным видам ТПА; повышение уровня локализации производства на территории Российской Федерации.
Умеренная - Регулирующая арматура - Затворы дисковые поворотные - Обратная арматура - Предохранительная арматура диверсификация производства существующих предприятий на новый вид продукции; модернизация технологий; системное внедрение менеджмента качества для приведения продукции к стандартам мирового рынка; стандартизация как средство обеспечения взаимозаменяемости элементов; повышение надежности.
Заметная - Краны - Задвижка стальная - Клапаны редукционные для регулировки давления - Задвижки из литейного чугуна модернизация существующих технологий производств; расширение производственных мощностей для увеличения объемов; переориентация спроса потребителя на национальную продукцию, поддержка имиджа национальных производителей, содействие в рекламе и продвижении на рынке; минимизация себестоимости при прочих равных условиях.
Источник: составлено автором
Преимущества, которые создает ослабевший рубль отечественным производителям ТПА, не будут носить перманентный характер, поэтому механическая подмена импортной продукции российской нецелесообразна, необходимо разрабатывать и внедрять качественную, технологичную арматуру, способную конкурировать с импортной продукцией. В долгосрочной перспективе именно инновации создадут преимущества отечественным предприятиям для конкуренции с зарубежными компаниями и наращивания объемов производств, поэтому важно инвестировать средства в разработку новой продукции.
Кроме того, одно из направлений политики импортозамещения может заключаться в поддержке и стимулировании выпуска нишевой, эксклюзивной арматуры в небольших партиях и комплектных поставках для технологических линий. В этом направлении важна роль государства, потому что период окупаемости инвестиций в производство такой продукции длителен, что снижает интерес частного бизнеса.
Среди российских предприятий есть компании, обладающие соответствующим опытом, производственными возможностями, кадрами, которые могли бы при поддержке государства успешно реализовывать сложные импортозамещающие проекты.
Выделим конкретные меры политики импортозамещения, проводимые в настоящий момент, и предложим мероприятия, которые могут дать дополнительный положительный экономический эффект.
Меры импортозамещения:
• Ориентация крупных нефтегазовых компаний на замену импортного оборудования отечественным.
Нефтегазовая отрасль является одним из основных потребителей ТПА. Поэтому импортозамещение в данной отрасли имеет преимущественное значение. Отечественные нефтегазовые компании активно работают в этом направлении. Так, компания «Транснефть» заявляет, что уже сейчас использует более 90% отечественного оборудования и в ближайшее время компания будет стремится к полному импортозамещению зарубежных аналогов. [2] В компании «Газпром» с целью замещения импортной продукции и обеспечения технологической независимости создан департамент для поиска, создания и внедрения современных технологий, оборудования и материалов мирового уровня. [4]
Нефтегазовые компании тесно связаны с государственными структурами, поэтому реализация импортозамещающей политики в арматуростроительной отрасли на уровне таких крупных компаний сможет дать быстрее заметный экономический эффект на уровне отрасли.
В качестве примера успешного импортозамещения в нефтегазовой отрасли можно привести создание производственного комплекса Гусевского арматурного завода «Гусар» по выпуску трубопроводной арматуры большого диаметра в г. Гусь-Хрустальный Владимирской области [10], построен и введен в эксплуатацию современный производственный комплекс площадью 20000 м2, оснащенный высокоточным и производительным механообрабатывающим, сварочным, наплавочным, испытательным оборудованием и соответствующими технологиями [3].
• Внедрение инноваций и выпуск продукции мирового уровня.
В российском арматуростроении существует проблема, связанная с эффективностью проведения НИОКР и слабым интересом к внедрению инноваций со стороны потребителей. Прежде всего, это вызвано отсутствием необходимой современной испытательной базы, позволяющей проводить необходимые тестирования продукции. Требования к параметрам рабочей среды повышаются, что порождает потребность в натурных испытаний новых конструкций для повышенных давлений и температур.
Также следует отметить высокую стоимость сертификационных испытаний. Завод-изготовитель зачастую не может самостоятельно, без подтвержденного интереса со стороны потребителя, провести необходимые дорогостоящие испытания инновационной продукции. Например, сертификация в системе ОИТ сильфонного клапана типа 26410 DN10 для воды с рыночной стоимостью около 5 тыс. руб. обходится производителю более чем в 1,5 млн руб.
[7]
Кроме того, существует проблема внесения изменений, в данном случае - включение инновационной продукции, в ведомственные стандарты. В виду того, что арматура занимает всего несколько процентов в сметной стоимости крупных нефтегазовых проектов, чаще всего применяют существующие стандартные решения, и для производителей арматуры крайне сложно доказать эффективность новой технологии, а отсутствие внедрения не позволяет снизить уровень затрат и соответственно цену на инновационную продукцию.
Для преодоления возникшей «инновационной ловушки» предлагаем создать при отраслевой ассоциации орган, отвечающий за отслеживание ключевых тенденций развития технологий арматуростроения и за предложения по внедрению инноваций на отечественных
предприятиях. Являясь коммуникативным центром между клиентами и поставщиками, ассоциация способствовала бы более быстрому реагированию производителей на возникающий спрос потребителей на инновационную продукцию и помогала бы продвинуть те инновационные решения, которые представляют наибольший интерес для развития отрасли.
• Меры по сохранению и передаче знаний.
Большое значение для развития арматуростроительной отрасли имеют сохранение и передача знаний. Отрасль может столкнуться с проблемой старения квалифицированных инженерных кадров. В связи с этим, необходима разработка новых образовательных программ в ВУЗах, совмещенных с производственной базой в регионах, особенно в местах, где формируются кластеры арматурного производства.
• Новые стратегии продвижения продуктов арматуростроительных компаний.
Для активного замещения импортных товаров компании арматуростроительной отрасли могут применять новые стратегии, к примеру, предлагая комплексные продукты, которые снижают стоимость отдельных изделий для заказчика и в то же время приносят дополнительный доход поставщику.
Кроме того, для успешного конкурирования на рынке компаниям необходимо быстро реагировать на новые тенденции технологического развития отрасли, активно внедряя и совершенствуя имеющиеся знания и ноу-хау. Предлагая новые решения потребителям, компании могут заметно упрочить свои позиции на рынке.
• Кластеризация.
Одной из мер эффективной импортозамещающей политики является создание кластеров, в которых концентрируются предприятия отрасли, тем самым создавая конкурентные преимущества в виде снижения себестоимости, обмена знаниями, повышения эффективности. Именно с этой целью в Курганской области создан кластер «Новые технологии арматуростроения». Выбор региона связан с тем, что на долю Курганской области приходится 20% инновационных запатентованных разработок в области арматуростроения в РФ. В данном регионе представлены такие предприятия, как ОАО «Корвет», ЗАО «Курганспецарматура», ООО НПФ «МКТ-АСДМ», которые являются одними из лидеров по поставкам ТПА в РФ. В рамках кластера будет создан Центр сертификации и испытаний и Центр инжиниринга. Объем бюджетной поддержки должен составить более 35 млн руб. Цель кластера - вовлечение в импортозамещение предприятий арматуростроения Курганской области. Так, к 2020 г. благодаря развитию кластера планируется создать индустриальный парк, в который войдет литейный центр арматуростроения, регионально-инжениринговый центр с испытательной лабораторией, центр разработки новых видов арматуры и учебно-демонстрационный центр.5 Воплощение стратегии и программы развития кластера позволит только за счет реализации программы импортозамещения увеличить долю производителей трубопроводной арматуры Курганской области на рынке России к 2020 г. с 5% до 18%.6 Этот проект реализуется в рамках государственно-частного партнерства.
5 Новый кластер арматуростроения в Курганской области объединил 17 участников URL: http://www.interfax-russia. ru/Ural/print.asp?id=560006&type=news.
6 Курганский территориально-отраслевой кластер «Новые технологии арматуростроения» получил поддержку на федеральном уровне URL: http://eanews.ru/news/economics/Kurganskiy_territorialno-
otraslevoy_klaster_Novye_tehnologii_armaturostroeniya_poluchil_podderzhku_na_federalnom_urovne_03_07_2015.
Сегодня кластер представляет собой 20 промышленных предприятий Зауралья, специализирующихся на выпуске трубопроводной арматуры, узлов и агрегатов к ней. В ходе реализации проекта планируется увеличение количества предприятий - участников кластера до 50.7 В общей сложности из федерального бюджета на создание арматуростроительного кластера планируется выделить 2,5 млрд руб. [8]
Подобные кластеры можно создавать и в других регионах. Одним из потенциальных регионов для создания точки роста является Саратовская область, где находятся несколько крупных заводов и предприятий, выпускающих ТПА: ЗАО «Энергомашкоплект», ЗАО «Саратовский арматурный завод», АО «Саратовский электротехнический завод» и др. Кроме того, для региона характерна высокая квалификация инженерно-технических кадров.
• Локализация.
В условиях глобализации мировой экономики ни одна страна не может обойтись только внутренними ресурсами и компонентной базой. Поэтому необходим баланс между импортозамещением и международной кооперацией.
В этих условиях возможно применение так называемой стратегии «партнерства в локализации». [5] Данный вид импортозамещения подразумевает создание совместных предприятий с зарубежными партнерами на территории России. Для российской экономики локализация несет в себе ряд преимуществ: дополнительная занятость населения, налоговые поступления в бюджеты различных уровней, внедрение новых технологий, а также возможности для развития отдельных территорий.
Для арматуростроительной отрасли размещение производств на территории РФ важно, прежде всего, с точки зрения новых технологий. Однако существующие экономические условия - девальвация рубля и падение потребительского спроса - накладывают дополнительные ограничения.
Одним из примеров локализации производства в России является открытие завода компании RMA Pipeline Equipment (Германия) по выпуску шаровой трубопроводной арматуры на территории ОЭЗ «Алабуга» в Республике Татарстан. После выхода на проектную мощность предприятие будет производить не менее 11 тыс. единиц арматуры в год.8
• Защита рынка от недобросовестной конкуренции и противодействие контрафакту, контроль за сертификацией продукции.
Для производителей качественной, в том числе инновационной, продукции важны вопросы защиты от недобросовестной конкуренции и борьбы с контрафактом. Особую роль в решении данной проблемы играют некоммерческие организации на уровне отраслей. Именно оценка и рекомендации независимых отраслевых ассоциаций могут быть полезны предприятиям ТЭК в анализе их контрагентов и коммерческих предложений, которые рассматриваются при проведении тендеров. Для арматуростроительной отрасли - это Научно-промышленная ассоциация арматуростроителей (НПАА).
По экспертным оценкам, доля фальсифицированной арматуры и приводов составляет около 15% от объёма российского внутреннего производства, т.е. около 200 млн долл. в год. [9] НПАА более 15 лет ведёт активную работу по пресечению оборота фальсифицированной
7 В Зауралье учредили управкомпании для кластера «Новые технологии арматуростроения» URL: http://fedpress.ru/news/econom/industry/1442914691-v-zaurale-uchredili-upravkompanii-dlya-klastera-novye-tekhnologii-armaturostroeniya.
8 RMA Pipeline открыла в Татарстане самый крупный из своих заводов URL: http://www.sdelanounas.ru/blogs/49542/.
трубопроводной продукции. Разработаны методы идентификации трубопроводной арматуры и методики выявления поддельной продукции. По обращениям заводов-изготовителей и предприятий-потребителей инициируются проверки подлинности трубопроводной арматуры и приводов.
Несмотря на активную работу НПАА, необходимо увеличить усилия на данном направлении, потому что объем китайской продукции, выдаваемой за российскую, остается значительным. В условиях высокого курса доллара поток некачественной китайской арматуры сократился, однако в случае стабилизации экономической ситуации он может вновь возрасти.
Большое значение для борьбы с фальсификатом имеет ужесточение правил сертификации продукции арматуростороительной отрасли и лицензирования сертификационных органов.
Результаты импортозамещения и оценка перспектив
Эффект импортозамещения в арматуроении заметен уже сегодня. Многие арматуростроительные предприятия России выбрали ориентацию на импортозамещение: активно внедряются в производство инновационные разработки, осуществляется переход к использованию отечественных материалов и компонентов. Иностранные компании также видят потенциал российского рынка трубопроводной арматуры и локализуют производство в России.
В настоящее время многие предприятия заявили о вводе импортозамещающих технологий и продуктов. Так, например:
• Воткинский завод разработал технологии применения отечественных материалов при подготовке литейных форм.9
• ЦНИИТМАШ разработал уникальную технологию покрытия реакторного оборудования.10
• Челябинский завод ALSO осваивает производство шаровых кранов под программу импортозамещения, а именно со строительной длиной DIN. Таким образом, при необходимости замены кранов европейского производства можно будет использовать отечественный продукт без переделывания узла. Также завод производит цельносварные шаровые краны фланцевого присоединения различных диаметров в строительную длину задвижки 30с41нж, что позволяет производить замену задвижки на шаровой кран ALSO без потери пропускной способности. 11
• На предприятии «Арма-Пром» освоен выпуск клапана предохранительного по типу СППК4Р и СППКР марок 17с6нж, 17с25нж и т.п. диаметрами 32 мм и 40 мм (в РФ выпускались только Ду 25, 50, 80 и т.д.), а также производство клапанов с «мягким» уплотнением, клапанов отсечных и регулирующих с МИМ — Ду 250 и 300 мм. В планах компании освоение производства клапана
9 Нашли замену импортным составам URL: http://www.vzavod.ru/news/nashli-zamenu-importnyim-sostavam.
10 ЦНИИТМАШ разработал уникальную технологию покрытия реакторного оборудования URL: http://www.valverus.info/news/5068-cniitmash-razrabotal-unikalnuyu-tehnologiyu-pokrytiya-reaktomogo-oborudovaniya.html.
11 Шаровой кран ALSO «RS» — наш ответ санкциям! URL: http://www.valvems.info/market/5102-sharovoy-kran-also-rs-nash-otvet-sankciyam.html.
предохранительного по типу СППК4Р и СППКР промежуточных диаметров 65 мм и 125 мм.12
• «Омсктрансмаш» готовится к выпуску запорной арматуры. Предприятие готовится к получению разрешительных документов для производства деталей трубопроводов. В планах «Омсктрансмаш» производство трубопроводной
" 13
запорной арматуры для ряда крупных российских предприятий.13
• Другие предприятия отрасли освоили новые, востребованные в России типоразмеры арматуры, ранее производившиеся только за рубежом.
Таким образом, в арматуростроительной отрасли наметилась тенденция к импортозамещению, предприятия самостоятельно осваивают новые виды продукции. Однако существуют сдерживающие факторы:
• технические проблемы, главными из которых являются высокие требования к качеству продукции, которым удовлетворяет аналогичная импортная продукция, — прежде всего, это высокий класс герметичности;
• разобщенность нормативной базы между российской и импортной арматурой сдерживает применение экспортноориентированной стратегии импортозамещения;
• проблема финансирования создания новых производств и проведения НИОКР;
• проблема гарантированного сбыта новой продукции;
• длительные сроки поставок некоторых видов продукции, частично связанные с недостатком производственных мощностей для удовлетворения спроса.
Перспективы импортозамещения в арматуростроительной отрасли России можно оценить достаточно высоко в виду наличия соответствующего потенциала, а также преимуществ, которые создает сложившаяся экономическая ситуация, выражающаяся в высокой стоимости импортной продукции. Для более эффективного импортозамещения необходимо вмешательство государства в проекты, где частный бизнес не в состоянии самостоятельно вводить на рынок новый продукт. Для решения поставленных задач необходимы поддержка Министерства промышленности и торговли РФ для преодоления проблемы гарантированного сбыта и перевооружения существующих производств, предоставление преимущественного права поставок по государственному заказу отечественным предприятиям. Кроме того, решения на государственном уровне необходимы для защиты рынка от низкокачественной продукции и демпинга, а также для принятия четких и понятных правил и технических требований потребителями промышленного трубопроводной арматуры.
12 Эффект импортозамещения в арматуростроении URL: http://valve-expert.ru/news/sobytiya-otrasli/effekt-importozameshcheniya-v-armaturostroenii/.
13 Предприятие начало подготовку к выпуску запорной арматуры URL: http://transmash-omsk.ru/node/689.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакулина А.А., Тихонов И.А., Тер-Матеосянц И.Т. Обзор российского рынка трубопроводной арматуры в 2014 г. // Территория НЕФТЕГАЗ. 2015. №6. С. 123-128.
2. Дармин А. «Транснефть»: ставка на импортозамещение // Транспорт нефти. 24.11.2014 URL: http://www.transport-nefti.com/blog/4190/.
3. Истомин. С.А. Некоторые аспекты импортозамещения трубопроводной арматуры в нефтегазовом комплексе // Арматуростроение. 2014. №6 (93) С. 2631.
4. Крылов П.В. Основные этапы процесса импортозамещения продукции, используемой на объектах ПАО «Газпром» // Территория НЕФТЕГАЗ. 2015. №11. С. 12-16.
5. Колотырин Е.А. Роль импортозамещения в современной экономической стратегии России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. №57. С. 9-13.
6. Макаров В.В Арматуростроение и энергетика - взаимозависимость и общий потенциал // «ТЭК. Стратегии развития». 2014. №3 (33) С. 76-79.
7. Макаров В.В Состояние арматуростроения в России // Арматуростроение. 2014. №2. С. 42-46.
8. Осина К. В организации курганского арматурного кластера вложат 36 миллионов // Правда УРФО. 22.09.2015 URL: http://pravdaurfo.ru/news/120724-v-organizacii-kurganskogo-armaturnogo-klastera.
9. Тер-Матеосянц И.Т. Проблемные вопросы закупок арматуры крупнейшими потребителями // Арматуростроение. 2014. №3. С. 24-27.
10. Фролкин С. Александр Березкин: «Мы сделали это!» // Гусевские вести. 01.10.2014. (17044) URL: http://vesti33.pro/article/52480/.
Kolotyrin Evgeniy Alexeevich
Plekhanov Russian university of economics Saratov socio-economic institute Saratov branch, Russia, Saratov E-mail: [email protected]
Import substitution in Russian valve industry
Abstract. Import substitution is a topical issue of the Russian economy. The substitution of foreign goods with local production has become a significant issue in the period of sanctions and economic pressure from the outside.
The article discusses the valve industry as an example of the industry that are not directly supported by the state, but which has a significant impact on such strategic industries as oil and gas, energy and others.
At this moment, valve industry is characterized by a high degree of import dependence from 30 to 80% of consumption. The article presents the analysis of the dynamics of import of industrial pipeline valves in 2013-2015, determines degree of import sensitivity of certain types of pipeline valves to changes in the exchange rate. The article proposed key directions of import substitution policy for different types of pipeline valves, depending on the degree of sensitivity to changes in the exchange rate.
The article considered such import substitution policies, where increase in efforts will lead to the greatest economic effect: the orientation of the main oil and gas companies to replace imported equipment by domestic; introducing of innovation and production of world-class products; measures for the preservation and transmission of knowledge; new strategies to promote products of valve companies; clustering and localization; market protection from unfair competition and the prevention of counterfeiting; monitoring of product certification.
The conclusion is made about the presence of industry capacity, is able to realize the benefits created by the current economic situation expressed in the high cost of imported products, but provided supporting by the state.
Keywords: import substitution; valve industry; import dependence; measures of import substitution; import substitution policies; correlation coefficient; clusterization; localization
REFERENCES
1. Bakulina A.A., Tikhonov I.A., Ter-Mateosyants I.T. Obzor rossiyskogo rynka truboprovodnoy armatury v 2014 g. // Territoriya NEFTEGAZ. 2015. №6. S. 123-128.
2. Darmin A. «Transneft'»: stavka na importozameshchenie // Transport nefti. 24.11.2014 URL: http://www.transport-nefti.com/blog/4190/.
3. Istomin. S.A. Nekotorye aspekty importozameshcheniya truboprovodnoy armatury v neftegazovom komplekse // Armaturostroenie. 2014. №6 (93) S. 26-31.
4. Krylov P.V. Osnovnye etapy protsessa importozameshcheniya produktsii, ispol'zuemoy na ob"ektakh PAO «Gazprom» // Territoriya NEFTEGAZ. 2015. №11. S. 12-16.
5. Kolotyrin E.A. Rol' importozameshcheniya v sovremennoy ekonomicheskoy strategii Rossii // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. 2015. №57. S. 9-13.
6. Makarov V.V Armaturostroenie i energetika - vzaimozavisimost' i obshchiy potentsial // «TEK. Strategii razvitiya». 2014. №3 (33) S. 76-79.
7. Makarov V.V Sostoyanie armaturostroeniya v Rossii // Armaturostroenie. 2014. №2. S. 42-46.
8. Osina K. V organizatsii kurganskogo armaturnogo klastera vlozhat 36 millionov // Pravda URFO. 22.09.2015 URL: http://pravdaurfo.ru/news/120724-v-organizacii-kurganskogo-armaturnogo-klastera.
9. Ter-Mateosyants I.T. Problemnye voprosy zakupok armatury krupneyshimi potrebitelyami // Armaturostroenie. 2014. №3. S. 24-27.
10. Frolkin S. Aleksandr Berezkin: «My sdelali eto!» // Gusevskie vesti. 01.10.2014. (17044) URL: http://vesti33.pro/article/52480/.