Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 8, №5 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/94EVN516.pdf Статья опубликована 29.11.2016. Ссылка для цитирования этой статьи:
Пигунова М.В. Роль промышленно -образовательных кластеров и технопарков в разработке и внедрении модели оценки бизнесом качества подготовки кадров для отраслей промышленности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №5 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/94EVN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Пигунова Мария Владимировна
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий», Россия, Воронеж1 Доцент кафедры «Управления, организации производства и отраслевой экономики»
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=765087 ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5371-1584
Роль промышленно-образовательных кластеров и технопарков в разработке и внедрении модели оценки
Аннотация. В статье проведен анализ мер государственного регулирования и стимулирования деятельности в сфере промышленности, направленных на кадровое обеспечение промышленного роста, в контексте решения задач импортозамещения и научно-технологического развития. Обоснована роль промышленно-образовательных кластеров и технопарков в реализации планов импортозамещения промышленной продукции, в научно-технологическом развитии отраслей промышленности. Сформулированы методические подходы к организации системы мониторинга и оценки качества подготовки кадров для промышленных предприятий с учетом мнения работодателей, а также предложения по внедрению на региональном уровне модели оценки бизнесом качества выпускников высших учебных заведений. Разработана форма опросного листа работодателя, позволяющая произвести интегральную оценку уровня владения выпускниками высших учебных заведений трудовыми функциями в соответствии с профессиональными стандартами и их соответствия профессиональным компетенциям, формируемым высшими учебными заведениями в рамках реализации образовательных стандартов. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и образовательной деятельности, при разработке и оценке эффективности реализации государственных программ развития промышленности, при разработке нормативных правовых актов по вопросам поддержки развития кадрового, инновационного и научно-технического потенциала промышленных предприятий.
Ключевые слова: промышленность; кадры; кластеры; технопарки; промышленно-образовательные кластеры; импортозамещение; инновации; научно-технический потенциал
1 394036, Россия, г. Воронеж, проспект Революции, д. 33
УДК 338.45; 330.341.1
качества подготовки кадров для отраслей промышленности
В последние годы в Российской Федерации проводится целенаправленная работа по созданию институциональных условий для обеспечения устойчивого экономического роста на научно-технологической основе (рисунок 1). Основу для проведения подобных преобразований составляют Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», а также Указы Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года, начиная с 2015 года организована работа по реализации Национальной технологической инициативы с привлечением автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Сформирован фонд развития промышленности на базе федерального государственного автономного учреждения «Российский фонд технологического развития» (распоряжение правительства Российской Федерации от 28.08.2014 № 1651 -р). Учреждена автономная некоммерческая организация «Агентство по технологическому развитию» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 1017-р). Минпромторг России и подведомственные ему новые институты развития нацелены на долгосрочные приоритеты российской экономики: импортозамещение, рост несырьевого экспорта, технологическая модернизация, подготовка высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров.
Инаугурационные указы от 07.05.2012
Ежегодные Послания
Федеральному
Собранию
Реализация Национальной технологической инициативы (с 2015 г.)
Технологическая модернизация
Импортозамещение
Рост несырьевого экспорта
Подготовка высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров
Рисунок 1. Схема реализации государственных инициатив для обеспечения устойчивого экономического роста на научно-технологической основе (источник: составлено
(разработано) автором)
К тематическим направлениям промышленной политики, которые способны внести наиболее значимый вклад в решение приоритетных задач отраслевого развития, следует отнести:
1) государственную поддержку создания и развития промышленных (промышленно-образовательных) кластеров и технопарков;
2) разработку и актуализацию долгосрочных прогнозов научно-технологического развития секторов (отраслей) промышленности, включающих прогнозы кадрового обеспечения с учетом требований к квалификации специалистов (в соответствии с правилами разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 13.07.2015 № 699).
Данная проблематика рассматривалась на теоретическом уровне многими российскими и зарубежными исследователями [1, 3, 4, 5, 6, 7, 10]. В ряде научных работ отражены методологические подходы и (или) практический опыт создания и организации работы промышленных кластеров и технопарков [2, 8, 9].
В то же время вопросы кадрового обеспечения отраслей промышленности с учетом требований работодателей во взаимосвязи с задачами импортозамещения и научно-технологического развития, практикой работы промышленных кластеров и технопарков системно не рассматривались. Не менее актуальной задачей является разработка и практическая реализация посредством межведомственной координации мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, направленной на кадровое обеспечение промышленного роста. Особую сложность представляет необходимость соблюдения логики стратегического планирования и управления в условиях отсутствия ряда базовых отраслевых документов (отраслевых прогнозов научно-технологического развития в сфере промышленности, включающих прогнозы кадрового обеспечения с учетом требований к квалификации специалистов).
Разработка и внедрение модели оценки бизнесом качества выпускников высших учебных заведений (далее - Модель) соответствует требованиям ГОСТ Р 55270-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Рекомендации по применению при разработке и освоении инновационной продукции», рекомендованного к применению приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 1401-ст., в соответствии с которым «организация должна определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на соответствие требованиям к качеству продукции» (п. 6.2.2).
Компетентностно-ориентированный подход предполагает использование результатов обучения при проектировании образовательных программ. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее - ФГОС) оценка качества подготовки студентов осуществляется в двух направлениях:
1) оценка уровня освоения учебных дисциплин и междисциплинарных курсов;
2) оценка профессиональных компетенций (ПК) обучающихся (профессиональная составляющая).
В рамках разработки и внедрения Модели целесообразно сосредоточиться на втором направлении (рисунок 2, таблица 1). Соответственно, цель разработки и внедрения Модели - определение актуальности профессиональных компетенций (ПК) обучающихся, развиваемых в соответствии с ФГОС, потребностям работодателей, достаточности затрачиваемых учебно-методических ресурсов и их своевременная корректировка. К разработке и реализации Модели необходимо привлечь выпускающие кафедры вузов, непосредственно отвечающие за качество подготовки студентов. При внедрении Модели в качестве «пилотного» проекта целесообразно использовать вузы, имеющие опыт:
• взаимодействия с промышленными кластерами (в качестве их участников) или технопарками (в качестве учредителей коммерческих организаций,
осуществляющих коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок вузов - резидентов технопарков);
создания кафедр (базовых кафедр) и иных структурных подразделений (базовых научно-образовательных центров), обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе промышленных организаций в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14.08.2013 № 958.
Рисунок 2. Модель оценки бизнесом качества выпускников высших учебных заведений (источник: составлено (разработано) автором)
Таблица 1
Форма опросного листа работодателя
Ф.И.О. работника предприятия -выпускника вуза Наименование вуза и выпускающей кафедры Направление (профиль подготовки)
№ п/п Характеристики трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом Оценка:
уровень владения работником предприятия -выпускником вуза (в баллах, максимальное значение - 5,0) степень соответствия требований профессионального стандарта формируемым профессиональным компетенциям на базе ФГОС (в баллах от 0 до 2)1)
1 Трудовые действия
1.2
2 Необходимые умения
2.1
3 Необходимые знания
3.1
1 Уровни оценка: 0 - не соответствует; 1 - частично соответствует; 2 - полностью соответствует (источник: составлено (разработано) автором)
В рамках разработки и внедрения Модели могут быть подготовлены предложения
об обязательности проведения независимой оценки работодателями качества подготовки в форме последующего контроля на уровне ФГОС. Результаты оценки могут также использоваться надзорными органами в сфере образования при проведении аттестации вузов.
Возможные периоды проведения оценки работодателями качества подготовки выпускников:
1) первый год работы (до 1 января года, следующего за годом выпуска и принятия на работу);
2) защита выпускных квалификационных работ;
3) прохождение преддипломной (производственной) практики.
Обязательным условием внедрения Модели является наличие на «пилотных» предприятиях системы наставничества и назначения кураторов, ответственных за организацию производственной практики, сопровождение и оценку качества подготовки молодых специалистов - трудоустроенных выпускников вузов в первый год их работы на предприятии.
Таким образом, внедрение предлагаемой модели оценки бизнесом качества выпускников высших учебных заведений на базе промышленных кластеров и технопарков создаст научную и нормативно-правовую основу для обоснования важнейших документов стратегического планирования в сфере прогнозирования потребности в кадровых ресурсах для отраслей промышленности и направления ресурсов государства и бизнеса в приоритетные отраслевые направления, обеспечивающие наибольшую экономическую эффективность в долгосрочной перспективе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агапов П.В., Афанасьев В.В., Качура Г.Н. Социальное прогнозирование. - М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2013. - 272 c.
2. Богомолова, И.П. Роль технопарков в экономическом развитии государства и повышении качества жизни населения / И.П. Богомолова, М.В. Пигунова, Е.А. Михеенко // Экономика. Инновации. Управление качеством. - 2015. - №1 (10). -С. 194 - 198.
3. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и K°», 2005.
4. Государственное регулирование социальной сферы / Под ред. Л.П. Куракова, Л.П. Владимировой. - М.: Гелиос АРВ, 2000.
5. Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика. - М.: Финансы и статистика, 2003.
6. Киблицкая Т. Долгосрочное прогнозирование: сравнительный анализ и обзор опыта применения / Научный вестник ИЭП им. Гайдара, №5, 2015. - С. 37 - 47.
7. Парсаданов Г.А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны. - М.: «ЮНИТИ», 2001.
8. Пигунова М.В. Институциональные и организационно-методические аспекты развития кооперации и кластеризации промышленных предприятий // Интернет-журнал «Науковедение». Том 7, №3 (2015). URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/01EVN315.pdf.
9. Пигунова, М.В. Развитие региональной инновационной системы на базе распределенного технопарка / М.В. Пигунова, Е.А. Лихачева // Экономика. Инновации. Управление качеством. - 2014. - №4 (9). - С. 105 - 106.
10. Янч Эрих. Прогнозирование научно-технического прогресса. - М.: Прогресс, 2011. - 592 c.
Pigunova Maria Vladimirovna
Voronezh state university of engineering technologies, Russia, Voronezh
E-mail: [email protected]
Role of industrial and educational clusters and science and technology parks in development and deployment of model of assessment by business of quality of training of a personnel for industries
Abstract. In article the analysis of the measures of state regulation and stimulation of activities in the sphere of the industry aimed at staffing of industrial growth in the context of the solution of tasks of import substitution and scientific technology development is carried out. The role of industrial and educational clusters and science and technology parks in implementation of plans of import substitution of industrial output, in scientific technology development of industries is proved. Methodical approaches to the organization of system of monitoring and a quality evaluation of training for industrial enterprises taking into account opinion of employers, and also the offer on implementation at the regional level of model of assessment are formulated by business of quality of graduates of higher educational institutions. The form of the questionnaire of the employer allowing to make integrated assessment of level of proficiency in graduates of higher educational institutions in labor functions according to professional standards and their compliance to the professional competences created by higher educational institutions within implementation of educational standards is developed. Basic provisions and conclusions of article can be used in scientific and educational activities, in case of development and an efficiency evaluation of implementation of state programs of development of the industry, in case of development of regulatory legal acts concerning support of development of personnel, innovative and scientific and technical capacity of industrial enterprises.
Keywords: industry; personnel; clusters; science and technology parks; industrial and educational clusters; import substitution; innovations; scientific and technical potential