Научная статья на тему 'Импортозамещение: Актуальные механизмы и инструменты'

Импортозамещение: Актуальные механизмы и инструменты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4384
727
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / МЕРЫ ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩЕЙ ПОЛИТИКИ / MEASURES / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY / РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / FOREIGN TRADE REGULATION / ПОТЕНЦИАЛ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Выжитович А.М., Ершов П.А.

Тема. В связи с событиями на Украине, санкциями западных стран, резким снижением экспорта и девальвацией рубля российское государство больше не может поддерживать импорт на прежнем уровне и инициировало политику импортозамещения. Особую актуальность в связи с этим приобрели оценка потенциала и систематизация механизмов и инструментов импортозамещающей политики России. Цели и задачи. Систематизация мер импортозамещающей политики и выделение из них тех, которые обладают наибольшим потенциалом. К основным задачам статьи относятся уточнение понятия и принципов политики импортозамещения, классификация мер политики импортозамещения по различным основаниям, оценка потенциала уже применяемых на практике мер. Методология. В работе применены методы анализа фактических и исторических данных, классификации и сравнения, а также сопоставления значимости различных производных эффектов, позволивших систематизировать и дать оценку потенциала мер импортозамещающей политики. Результаты. Уточнены определения импортозамещения и импортозамещающей политики, сформулированы базовые принципы импортозамещающей политики, предложена классификация мер импортозамещения. Приведена оценка потенциала отдельных мер импортозамещающей политики, подготовлены рекомендации по формированию и реализации политики импортозамещения. Выводы. Государство имеет достаточно широкий инструментарий для реализации политики импортозамещения. При этом оценка потенциала импортозамещения показала, что минимальный эффект дают меры, связанные с ограничением внешней торговли. Наибольшего положительного эффекта следует ожидать от мероприятий, связанных с поддержкой предпринимательства, стимулированием инвестиционной деятельности и продвижением на рынке товаров отечественных производителей. Применение. Результаты работы могут применяться как при подготовке программ импортозамещающей политики, так и при проведении иных научных исследований проблем импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Выжитович А.М., Ершов П.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Import substitution: actual mechanisms and tools

Importance Considering the situation in Ukraine, western sanctions, a sharp drop in export and Ruble devaluation, Russia cannot maintain the former import level and initiates the import substitution policy. In this respect, it is especially reasonable to evaluate the potential of Russia's import substitution mechanisms and tools and systematize them. Objectives The research systematizes measures of the import substitution policy and points out those which have the highest potential. The article specifies the concepts and principles of the import substitution policy, classify import substitution policy measures per reason and basis, evaluates the potential of the measures are already in practice. Methods The research applies methods of factual and historical data, classification, comparison, and reconciliation of significance of various derivative effects, which helped systematize and assess the potential of the import substitution policy measures. Results We specified definitions of import substitution and the import substitution policy, formulated baseline principles of the import substitution policy, proposed the classification of import substitution measures. The article evaluates the potential of certain import substitution policy measures, presents recommendations for formulating and implementing the import substitution policy. Conclusions and Relevance The State possesses rather a wide spectrum of tools to implement the import substitution policy. As the import substitution potential evaluation shows, the foreign trade limitation measures generate the lowest effect; meanwhile the highest effect should be expected from measures aimed at supporting entrepreneurs, stimulating investment and promoting goods of domestic producers. The findings may be applied to prepare programs of the import substitution policy, and to carry out researches into issues and challenges of import substitution.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение: Актуальные механизмы и инструменты»

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Производственные отношения ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ: АКТУАЛьНЫЕ МЕхАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ Александр Михайлович ВЫжИТОВИЧ1*, Павел Андреевич ЕРШОВь

а кандидат экономических наук, профессор кафедры налогообложения и учета,

Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Новосибирск, Российская Федерация vam_70@mail.ru

ь аспирант кафедры налогообложения и учета, Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ,

Новосибирск, Российская Федерация

Liery2009@mail.ru

* Ответственный автор

Аннотация

Тема. В связи с событиями на Украине, санкциями западных стран, резким снижением экспорта и девальвацией рубля российское государство больше не может поддерживать импорт на прежнем уровне и инициировало политику импортозамещения. Особую актуальность в связи с этим приобрели оценка потенциала и систематизация механизмов и инструментов импортозамещающей политики России.

Цели и задачи. Систематизация мер импортозамещающей политики и выделение из них тех, которые обладают наибольшим потенциалом. К основным задачам статьи относятся уточнение понятия и принципов политики импортозамещения, классификация мер политики импортозамещения по различным основаниям, оценка потенциала уже применяемых на практике мер.

Методология. В работе применены методы анализа фактических и исторических данных, классификации и сравнения, а также сопоставления значимости различных производных эффектов, позволивших систематизировать и дать оценку потенциала мер импортозамещающей политики.

Результаты. Уточнены определения импортозамещения и импортозамещающей политики, сформулированы базовые принципы импортозамещающей политики, предложена классификация мер импортозамещения. Приведена оценка потенциала отдельных мер импортозамещающей политики, подготовлены рекомендации по формированию и реализации политики импортозамещения.

Выводы. Государство имеет достаточно широкий инструментарий для реализации политики импортозамещения. При этом оценка потенциала импортозамещения показала, что минимальный эффект дают меры, связанные с ограничением внешней торговли. Наибольшего положительного эффекта следует ожидать от мероприятий, связанных с поддержкой предпринимательства, стимулированием инвестиционной деятельности и продвижением на рынке товаров отечественных производителей.

Применение. Результаты работы могут применяться как при подготовке программ импортозамещающей политики, так и при проведении иных научных исследований проблем импортозамещения.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

История статьи:

Принята 11.06.2015 Одобрена 16.06.2015

УДК 338.242 JEL: 010, O24

Ключевые слова:

импортозамещение, меры импортозамещающей политики, промышленная политика, регулирование внешней торговли, потенциал импортозамещения

Идея импортозамещения для российской экономической науки не нова. После кризиса 1998 г., когда импортозамещение было реализовано с наибольшим эффектом [1], эта тема постоянно поднимается в общественных и научных дискуссиях. События на Украине, санкции западных стран, сокращение доходов от нефтегазового экспорта и девальвация рубля сделали невозможным поддержание импорта в Россию на прежнем уровне. Одновременно появились предпосылки для наиболее эффективной реализации импортозамещающей политики, поэтому

импортозамещение стало для нашей страны, с одной стороны, осознанной необходимостью, с другой, - уникальной возможностью избавить экономику от внешней зависимости и придать ей новый импульс развития.

В новом антикризисном плане Правительства РФ на 2015-2016 гг.1 поддержка импортозамещения

1 План первоочередных мероприятий по обеспечению

устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году: расп. Правительства РФ от 27.01.2015 №№ 98-р. URL: http://government.ru/media/files/7QoLbdOVNPc.pdf.

и экспорта технологической продукции значится первым пунктом в списке приоритетных действий. Это объясняется тем, что Россия располагает достаточной ресурсной базой и научно-технологическим потенциалом для производства такой продукции.

В связи с этим авторы сделали попытку уточнить сущность импортозамещающей политики России, виды и содержание реальных механизмов и инструментов ее реализации правительством, оценить потенциал различных способов воздействия государства на развитие процессов импортозамещения.

Необходимость реализации политики импортозамещения в современной России отмечается рядом авторов как возможность избавления страны от импортозависимости и обеспечения экономической безопасности государства [2, 3]. В качестве основных методов выбираются рычаги непосредственного воздействия государства на экономических субъектов и реализация масштабных государственных целевых программ, а также внешнеторговые инструменты2. Однако экономической безопасностью государства могут быть связаны только такие отрасли, как оборонно-промышленный комплекс, сельское хозяйство и производство медикаментов. Соответственно, в этих отраслях будет целесообразно и оправдано применение прямого государственного регулирования, даже в том случае, если это приведет к снижению экономической эффективности производства. Во всех остальных отраслях промышленности импортозамещение следует рассматривать скорее как эффективную «точку роста», источник развития национальной экономики, возможность создания новых рабочих мест и, соответственно, расширения налоговой базы. Таким образом, политику импортозамещения следует проводить, опираясь в первую очередь на предпринимательство и частную инициативу, но при этом добиваясь активного продвижения отечественной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Под импортозамещением принято понимать уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране тех же или аналогичных

2 Семыкин В.А., СафроновВ.В., ТереховВ.П. Импортозамещение как эффективный инструмент оптимального развития рыночной экономики // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 7. С. 2-7.

товаров3. Исходя из этого можно дать следующее определение политике импортозамещения и уточнить обязательные требования к ней.

Политика импортозамещения - это целенаправленные действия правительства, направленные на создание, поддержку и развитие производства тех товаров, которые, будучи произведенными внутри страны, по объективным причинам могут обладать конкурентными преимуществами по отношению к аналогичным импортируемым товарам. Существует мнение [4], что политика импортозамещения в России должна придерживаться следующих правил: отказ от фетишизации роли конкуренции в развитии современной экономики, отказ от принципа невмешательства государства в экономику и отказ от представления о том, что государство не является эффективным менеджером. Однако перечисленные правила в значительной мере нарушают рыночное устройство экономики. По мнению авторов, основными принципами импортозамещения должны стать следующие:

• ограниченность во времени. Действие мер поддержки производителей, а также достижение поставленных целей должны укладываться в строго ограниченные временные рамки. Иными словами, поддержка импортозамещения должна осуществляться только на этапе создания нового производства или в целях помощи в кризисный период;

• стратегический характер. Данная политика представляет собой совокупность большого количества разнообразных мер, объединенных общей целью, и представлена, как правило, в виде программы действий, принятой на государственном уровне;

• меры импортозамещающей политики могут носить только стимулирующий, но не принуждающий или директивный характер. История знает немало примеров [5], когда в погоне за форсированием производства отечественных товаров правительства пренебрегали объективными экономическими законами и создавали чрезмерно благоприятные условия для ведения внутренней экономической деятельности. На какое-то время это создавало новые рабочие места и обеспечивало определенный экономический рост. Однако в

3 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.

дальнейшем это приводило к самоизоляции от мировой экономики, технологическому и конкурентному отставанию, неэффективному управлению и использованию ресурсов. Кроме того, это вынуждало выстраивать более капитало-и ресурсоемкие производственные цепочки, что приводило к глубокому экономическому кризису;

• основным мерилом успешности политики импортозамещения является динамика конкурентоспособности отечественной продукции и национальной экономики в целом. М. Портер утверждал, что основным показателем, определяющим конкурентоспособность национальной экономики, является ее производительность [6], т.е. объем производимой продукции на единицу затраченного фактора производства (труда, капитала и т.д.). Соответственно, для успешной реализации политики импортозамещения в первую очередь необходимо воздействовать на рост конкурентоспособности отечественной продукции, что означает постоянный и более быстрый, чем у стран-конкурентов, рост производительности экономики в целом.

Классификация мер импортозамещающей промышленной политики

Для того чтобы понять всю широту возможностей мер импортозамещающей политики и как-то их структурировать, необходимо провести их классификацию. На сегодняшний день известна только классификация мер регулирования внешней торговли. Свои принципы классификации предлагали Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), позже реорганизованное в ВТО, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный банк реконструкции и развития, Тарифная комиссия США, ряд экономистов и исследователей.

В целом все меры делятся на тарифные и нетарифные. К тарифным относятся все виды манипулирования таможенными пошлинами и тарифами. К нетарифным мерам относятся любые иные действия государства, направленные на регулирование внешней торговли, но не связанные с таможенными тарифами. К примеру, классификация, разработанная секретариатом ГАТТ в начале 1970-х гг., насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер. Кстати, ВТО призывает использовать в регулировании внешней торговли только тарифные меры в

рамках ограничений, предусмотренных ГАТТ, и последующими соглашениями о торговле, так как большинство нетарифных мер являются завуалированными и, соответственно, трудно контролируемыми4. В.Г. Свинухов и Г.П. Щербина делят все нетарифные меры на три группы: экономические (контроль таможенной стоимости, валютная политика, введение особых налогов, акцизов, субсидий и т.д.), административные меры (запреты, лицензирование, квотирование, и т.д.) и технические барьеры (сертификация товаров и продукции, фитосанитарный контроль, ветеринарный контроль, санитарный контроль, требования экологического характера и т.д.) [7].

Указанные классификации достаточно полно характеризуют возможности регулирования импорта-экспорта, однако политика импортозамещения предполагает также поддержку и стимулирование развития внутреннего производства. Ниже предлагается классификация, разработанная авторами в целях структурирования мер импортозамещающей политики, применение которых возможно в современных российских условиях (см. рисунок).

Рассмотрим подробнее представленные на рисунке инструменты импортозамещающей политики по основным, присущим им признакам.

1. По характеру воздействия. В самом общем смысле меры - это любые действия правительства, направленные на реализацию политики импортозамещения. Все меры делятся на защитные и стимулирующие.

Защитные меры призваны защитить отечественных производителей от более сильных иностранных конкурентов путем создания торговых барьеров или действий, направленных на снижение конкурентоспособности иностранной продукции на внутреннем рынке. Защитные меры делятся на компенсирующие и протекционистские:

• компенсирующие меры - принимаются для нейтрализации негативных последствий протекционистской политики другого государства. Они вводятся в действие в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2033 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и включают в себя введение антидемпинговых

4 Всемирная торговая организация. Министерство

экономического развития Российской Федерации. URL: http:// ved.gov.ru/mdb/vto.

Классификация импортозамещающих мер по характеру воздействия

мер, компенсирующих пошлин, торговых квот и другие способы защиты своих производителей;

• протекционистские меры - это ограничение импортной деятельности или создание условий, делающих коммерчески не выгодным ввоз товаров на таможенную территорию в связи с ценовой неконкурентоспособностью.

Стимулирующие меры применяются в целях повышения конкуренто спо собно сти отечественной продукции по отношению к иностранной. Как правило, они состоят в создании более благоприятных условий для ведения бизнеса, введения особых налоговых и торговых режимов, субсидировании производства и т.д. Их можно разделить на поддерживающие и развивающие:

• поддерживающие меры (субсидирование, налоговые льготы, бюджетные кредиты и т.д.) применяются для сохранения отечественного производства, его перевооружения или модернизации, разработки новых продуктов, чтобы сделать производимые товары более конкурентоспособными. Классический пример -поддержка отечественного автопрома в целом и ОАО «АвтоВАЗ» в частности5 [8];

5 Дмитриенко О. ВАЗдали должное // Российская газета. 2014. № 88 (5167).

• развивающие меры применяются в тех случаях, когда отечественного производства какого-либо товара или товарной группы не существует вообще и его необходимо создавать. Участие государства необходимо для преодоления барьеров при вхождении производителя на рынок.

Последняя группа, в свою очередь, делится на мероприятия, имеющие внутренний или внешний источник финансирования. Внутренним источником финансирования чаще всего выступает бюджет, и, как правило, это касается стратегических отраслей (например, оборонно-промышленного комплекса). В коммерческой сфере при создании новых производств целесообразно привлекать внешние инвестиции, так как с ними обычно приходят иностранные технологии и специалисты. К сожалению, в последнее время в России данный источник инвестиций в реальный сектор экономики сильно недооценивается, хотя еще в 2013 г. объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику составлял более 26 млрд долл.6.

2. По интенсивности воздействия на экономических субъектов. Здесь импортозамещающие меры целесообразно разделить

6 Иностранные инвестиции. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ra/statistics/enterprise/investment/foreign/#.

на создаваемые механизмы и используемые инструменты. Механизмы - это меры, требующие наиболее интенсивного участия государства на начальном этапе и действующие в «автоматическом» режиме на всех последующих, до момента их остановки (введение специальных налоговых режимов, таможенных ограничений, особых экономических зон и т.д.).

Инструменты - это меры, непосредственно влияющие на экономических субъектов и требующие постоянной работы государственных органов, контроля и корректировки действий (выделение субсидий, финансовой помощи, кредитов и т.д.). Сюда же входит так называемое «ручное управление», т.е. взаимодействие государства непосредственно с собственниками и руководителями предприятий для достижения ими поставленных правительством целей.

3. По широте воздействия. В соответствии с данным признаком меры можно разделить на общие и целенаправленные. Общие меры состоят в создании благоприятных социально-экономических условий для ведения бизнеса и развития производства. К таковым можно отнести обеспечение политической стабильности, эффективной финансовой системы, борьбу с коррупцией, рост уровня образования и науки и т.д. [9]. Специальные меры направлены на конкретные территории, отрасли и предприятия, выпуск определенных товаров.

4. По затратности. Можно выделить меры, требующие расходов из государственного бюджета и не требующие таковых. При этом к затратным мерам следует отнести не только те, которые предполагают прямое финансирование (субсидии, государственные инвестиции), но и те, которые прямых расходов не требуют (повышение торговых пошлин или торговое эмбарго может привести к снижению доходов бюджета).

5. По направленности воздействия. Импортозамещающие меры могут быть направлены как на внутренних производителей, так и на внешних. Как правило, политика импортозамещения строится по принципу: внутренних производителей поощрять, от внешних - отгораживаться. Хотя Россия является членом ВТО и Таможенного союза, возможностей для защиты внутреннего рынка у нее осталось более чем достаточно.

6. По территориальному принципу. Применяемые меры бывают не имеющие границ (действующие на всей территории государства) и ограниченные (т.е.

меры, действие которых распространяется только на определенную территорию).

Приведенная классификация показывает, что российское правительство располагает достаточно большим набором способов реализации политики импортозамещения. При правильном использовании всех возможностей она может быть вполне эффективной. Стоит отметить, что Правительство РФ отказалось от всей группы мер, имеющих внешний источник финансирования, и сконцентрировалось на внутренних ресурсах страны, хотя на протяжении 2000-х гг. именно иностранные инвестиции были главным двигателем импортозамещающих процессов. При этом до сих пор слабо применяются меры, не связанные с затратами. Например, одна из проблем продвижения отечественных товаров на потребительский рынок состоит в стойкой убежденности населения в их плохом качестве, что далеко не всегда соответствует действительности. Вероятно, целенаправленная информационная кампания могла бы побороть данный стереотип, не потребовав высоких затрат. Недостаточно применяются и меры территориально ограниченной группы. В этом случае можно было бы вовлечь в процесс импортозамещения потенциалы регионов и муниципалитетов.

Оценка потенциала различных мер импортозамещающей политики

Ранее уже делались попытки систематизировать возможные способы поддержки импортозамещения для отдельных отраслей, в частности для сельского хозяйства [10]. В данной статье предлагаются меры, применение которых в той или иной степени возможно ко всей национальной экономике. Многие приведенные импортозамещающие меры вошли в недавно принятый Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации»7, и с этой точки зрения его можно было бы назвать законом «об импортозамещающей промышленной политике». Однако имеются и такие меры, применение которых лучше скрыть, чтобы сохранить их эффективность, кроме того, есть меры, не совсем законные с точки зрения международного торгового права, или те, которые трудно регламентировать юридически.

Обычно потенциал и эффективность вводимых мер определяются исходя из практики их применения в прошлом. Однако такой способ не совсем надежен,

7 О промышленной политике в Российской Федерации:

Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ. URL: http:// rg.ru/2015/01/12/promyshlennost-dok.html.

так как почти не бывает абсолютно одинаковых экономических ситуаций. В целях более точного определения эффективности следует учитывать позитивный и негативный эффекты от принятия мер и затрат на их реализацию. В самом общем виде такую оценку можно представить как

Э =

ПЭ - НЭ З :

где Э - эффективность принятых мер;

ПЭ и НЭ - соответственно, позитивный и негативный эффекты;

З - затраты на реализацию принятых мер.

Под позитивным эффектом следует понимать создание новых производств и рабочих мест, рост налоговых поступлений, развитие научно-технического потенциала и т.д. Негативный эффект -это контрмеры иностранных государств, осложнение торговых отношений с зарубежными партнерами, ухудшение имиджа страны на международной арене, дефицит или удорожание товаров на внутреннем рынке, снижение их качества и т.д. Под затратами понимаются совокупные расходы государства на реализацию импортозамещающих программ. Поскольку подсчитать эффективность с математической точностью в сопоставимых единицах практически невозможно, то имеет смысл говорить лишь об оценке потенциала различных импортозамещающих мер.

П е р е ч и с л и м о б щ е п р и н я т ы е м е р ы импортозамещающей политики, которые применяются или могут быть применены в российской действительности, с приблизительной оценкой их потенциала.

Санитарные ограничения. Данная мера предусмотрена правилами ВТО в качестве защиты внутреннего рынка от некачественной продукции. При этом она достаточно часто применялась в качестве замены экономических санкций и, как любое торговое ограничение, расчищало свободные рыночные ниши для отечественных производителей. Так, в 2006 г. Россия применила такие ограничения против Грузии и Молдовы8. Однако данные меры не смогли нанести серьезного ущерба соседним экономикам, равно как и помочь своим производителям. После отмены этих санитарных ограничений в 2013 г. рост товарооборота составил 114% только за первые шесть месяцев, практически

вернувшись к начальному уровню9. Таким образом, данная мера не оказала существенной поддержки отечественным производителям. В то же время необоснованное (или плохо обоснованное) ее применение в экономических или политических целях наносит удар по имиджу государства как надежного торгового партнера, ломает устоявшиеся экономические связи. Потенциал подобных мер невысок и, вероятнее всего, в обозримом будущем Правительство РФ не сможет воспользоваться данным инструментом.

Стандартизация. Разработка национальных стандартов является средством обеспечения взаимозаменяемости отдельных элементов, повышения надежности, обеспечения норм безопасности и экологических требований. В Минпромторге России такую меру считают достаточно эффективной10, поскольку она также направлена на ограничение импорта.

ВТО не запрещает вводить внутренние стандарты, хотя рекомендует избегать подобных действий. Затраты из бюджета на реализацию программ разработки и введения национальных стандартов окажутся незначительными (в масштабах всех государственных расходов), однако вызывает сомнение позитивный эффект от применения данной меры. Российские производители, не мотивированные конкурентной борьбой, едва ли станут повышать качество продукции, а соблюдение стандартов и правил может быть формальным. В то же время качество импортных товаров на внутреннем рынке возрастет, поскольку ввоз низкокачественной продукции будет ограничен. Со временем в массовом потребительском сознании может сложиться стереотип, что «все отечественное - дешевое и плохое, все импортное - дорогое и качественное». Отсюда следует вывод, что потенциал применения данной меры ограничен сферой комплектующих товаров и технологического оборудования, да и то в тех товарных группах, которые производятся в России и нуждаются в государственной защите от иностранных конкурентов.

Экономические санкции (торговое эмбарго). Эти меры принимаются достаточно редко и в основном с политическими целями. Однако, когда в 2014 г. Россия ввела ответные санкции против стран Европы, никто даже не скрывал, что при

8 Российские санитарные службы «взялись» за соки из Грузии. URL: http://top.rbc.ru/society/07/10/2006/95066.shtml.

9 Самофалова О. Отношения стали более понятными. URL: http://vz.ru/politics/2013/12/21/665517.html.

10 Воронина Ю. Лекарство от зависимости. URL: http://

rg.ru/2014/08/05/zameshenie.html.

помощи данных мер Правительство РФ пытается поддержать отечественных сельскохозяйственных производителей. Негативный эффект от санкций очевиден: ухудшение политических и торговых отношений с соседями, товарный дефицит на рынках, смена импортных поставщиков на менее выгодных отечественных, ускорение инфляции, рост объема контрабандных товаров, усиление бюрократического контроля бизнеса и т.д. В январе 2015 г. А.Л. Кудрин вообще предложил отказаться от эмбарго, так как существует масса других, более эффективных, торговых барьеров11. Позитивный эффект от этой меры не так однозначен, как кажется. С одной стороны, санкции действительно высвободили значительные рыночные ниши для российских сельхозпредприятий, но, чтобы их занять, производителям необходимо совершить рывок, который займет несколько лет и потребует немалых финансовых вложений. Таким образом, для получения достаточного эффекта необходимо в комплексе с ограничивающими мерами проводить также и стимулирующие, что требует значительных затрат из бюджета. Станет ли российское сельское хозяйство более конкурентоспособным после отмены санкций, узнаем после их отмены. Вероятно, первые данные будут получены к концу 2015 г., когда начнется подведение итогов по урожаю.

Девальвация национальной валюты стала восприниматься как защитная мера после кризиса 1998 г. В то время был зафиксирован значительный рост импортозамещающего производства. Однако в современной России потенциал данной меры оценивается невысоко12, поскольку свободных производственных мощностей в стране практически нет, а создание новых возможно только при производстве технологически простых товаров. Кроме того, девальвация имеет масштабные негативные последствия: резкий рост инфляции и последующее удорожание кредитов для бизнеса, ведут, соответственно, к снижению уровня жизни населения и сокращению инвестиционной активности. Это обычно оказывает больший негативный эффект, чем возможная сумма всех позитивных. Отмечено, что уже в 2008-2009 гг. данная мера не принесла значимых позитивных

11 Кудрин: продовольственное эмбарго непродуктивно, его нужно снимать. URL: http://ria.ru/economy/20150121/1043594 023.html.

12 Миронов В. Поможет ли российской экономике девальвация до 100 рублей за доллар? URL: http://issek.hse.ru/press/140827793. html.

результатов13. Характерно, что в антикризисном плане правительства о дополнительных мерах, реализуемых вместе с девальвацией, ничего не сказано.

Меры моральной поддержки. В эту группу входят меры по продвижению отечественных товаров на рынках, в том числе рекламного характера, реализуемые на государственном уровне. Они направлены не на производителей, а на потребителей, причем как внутри страны, так и за ее пределами. К примеру, такой мерой поддержки стал автопробег В. Путина по Дальнему Востоку на «Ладе-Калине» в 2010 г. Несмотря на то, что организация этого мероприятия оказалась не на самом высоком уровне, и в Интернете было опубликовано множество иронических и даже язвительных материалов, продажи лимонно-желтых «Калин» в автосалонах выросли. Таким образом, эту акцию можно считать достаточно действенной. Учитывая, что применение данного инструмента почти ничего не стоит и негативных последствий не имеет, можно говорить о высоком потенциале его воздействия.

Предоставление финансовой поддержки. Согласно закону о промышленной политике, финансовая поддержка предоставляется как напрямую из бюджета, так и опосредованно, через государственные фонды развития промышленности. При этом, судя по формулировке, поддержка из бюджета носит скорее антикризисный характер и помогает сохранить производство. Фонды, в свою очередь, позволяют аккумулировать значительные средства для создания новых производств или обновления имеющихся. Главное достоинство таких мер - это их адресность: средства поступают к тому предприятию, которому они больше всего нужны, а главный недостаток - затратность. Фактически, государство принимает на себя часть расходов, связанных с поддержанием действующего или освоением производства нового товара, причем вместе со всеми коммерческими рисками.

История знает примеры как успешной [8], так и не очень14 финансовой поддержки. Также следует отметить излишнюю бюрократизацию и потенциальную коррупционную составляющую при выделении такого рода финансовых средств. В конечном счете, потенциал поддерживающей

13 ЗильберманМ.Ф., СтровскийЛ.Е. Влияние обменного курса на процесс импортозамещения в условиях мирового финансового кризиса // Вестник УГТУ-УПИ. 2009. № 3. С. 75-82.

14 АВТОВАЗ опубликовал финансовые результаты за первый

квартал 2015 г URL: http://lada.ru/press-releases/108863.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

меры в каждом конкретном случае оценивается как отношение ее позитивного коммерческого эффекта к затратам на реализацию. При этом следует признать, что если предприятия слишком часто обращаются за помощью к государству, то это означает, что в стране плохо развита кредитно-банковская сфера.

Предоставление информационно-консультационной поддержки. Согласно закону о промышленной политике, в ближайшем будущем предполагается создание государственной информационной системы промышленности. По замыслу разработчиков, «она будет заточена на мониторинг проектов, формирование отраслевых балансов и передачу правильных сигналов государственным институтам и частному бизнесу»15. Система должна заработать в 2015 г., и, вероятно, уже в 2016 г. можно будет сделать вывод о ее эффективности. На данный момент более реализуемыми выглядят такие мероприятия, как издание профессиональных периодических изданий, бюллетеней, проведение выставок и конференций. Данные меры не требуют серьезных вложений из бюджета и могут приносить неплохой результат на региональном и местном уровнях - именно там, где работают предприниматели.

Поддержка промышленности в научно-технической и инновационной деятельности.

Развитие кадрового потенциала. В законе о промышленной политике данному направлениям уделено всего две статьи. Это, вероятно, объясняется тем, что законодательство оставляет открытым список возможностей поддержки отечественного производителя в сфере образовательной, научно-технической и инновационной деятельности. Фактически, на любом уровне любой государственный орган может оказывать любую посильную помощь подобного рода. В эту группу мер входят как мероприятия, затратные для бюджета, так и ничего не стоящие, общие и специальные. В любом случае развитие научно-технических разработок, внедрение инноваций и повышение кадрового потенциала благоприятно влияют как на развитие промышленности в целом, так и на реализацию политики импортозамещения в частности.

Меры стимулирования производства промышленной продукции, принимаемые при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения

15 МантуровД. Минпромторг создаст государственную систему промышленности. URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/ all/#!8836.

государственных и муниципальных нужд. Экономический смысл данной меры заключается в том, чтобы создать повышенный спрос на отечественную продукцию и, соответственно, обеспечить заказами предприятия, находящиеся на территории Российской Федерации. Судя по всему, Правительство РФ возлагает большие надежды именно на эту меру, хотя имеется и ряд негативных моментов. Зачастую государству приходится снижать требования к качеству закупаемых товаров. Кроме того, распределение государственных и муниципальных контрактов часто становится объектом коррупционных схем, из-за чего только часть государственных средств доходит до реального сектора экономики. И, наконец, многие производители, имея стабильный поток бюджетных заказов, теряют мотивацию к развитию и обновлению производства.

Таким образом, к применению данной меры можно выдвинуть ряд требований: она может реализовываться только в тех отраслях, где развита конкурентная среда; только посредством открытого конкурса; только при абсолютном равенстве всех участников конкурса на право получения контракта. В конечном счете, эффективность данной меры определяется тем, насколько успешно в государстве реализуется процесс госзакупок.

Создание кластеров, индустриальных парков, особых экономических и торговых зон, территорий с особым налоговым режимом и т.д. Данные меры объединяет только то, что они ограничены относительно небольшой территорией действия. Также все они, как правило, относятся к механизмам, т.е. после создания функционируют без непосредственного «ручного управления». В соответствии с законом кластеры и индустриальные парки требуют создания управляющей организации, в то время как введение особых экономических режимов, к примеру, в этом не нуждается. Особые территориальные условия вводятся один раз и потом действуют на протяжении всего установленного времени без внешнего вмешательства.

По данным Ассоциации индустриальных парков, на 30 марта 2015 г. в России сертифицировано 32 действующих и 10 проектируемых индустриальных парков16 (по другим данным - более двухсот17). Хотя они, как правило, являются частными или с

16 Сертифицированные индустриальные парки. URL: http:// indparks.ru/certification/indparks.

17 КролН. Площадки для развития: найти резидента. URL: http://

vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/06/23/najti-rezidenta.

долевым государственным участием, правительство вынуждено устанавливать для них особые налоговые режимы или разрабатывать другие льготы, чтобы сделать более привлекательными. При этом стоить отметить низкий технологический потенциал российских индустриальных парков, образованных в основном на старых промышленных площадках, пустующих с советских времен и не рассчитанных на организацию производства современной высокотехнологичной продукции. В то же время индустриальные парки уже показали себя как один из наиболее эффективных механизмов поддержки промышленности и предпринимательства государством. Особую роль здесь должны сыграть региональные органы власти, поскольку именно они, находясь ближе всего к реальному бизнесу и лучше понимая его проблемы, могут использовать возможности индустриальных парков и особых экономических зон для развития или создания импортозамещающих производств.

Привлечение иностранных инвестиций. В настоящее время в России очень мало свободных промышленных мощностей, а на создание новых внутренних ресурсов недостаточно. Данная мера состоит в том, чтобы стимулировать иностранные компании не ввозить на территорию страны готовые товары, а создавать на ее территории новые производственные мощности для производства этих же самых товаров. Для этого необходимо соблюдение как минимум двух условий: внутренний рынок должен обеспечивать высокий спрос, а государство - выгодные условия для ведения бизнеса на своей территории. Вероятно, именно в целях привлечения иностранных инвесторов законом о промышленной политике предусмотрен «специальный инвестиционный контракт», однако пока не ясно, станет ли он привлекательным для иностранных инвесторов. Внешние инвестиции в Россию продолжают снижаться18, европейские инвесторы выжидают, пока стабилизируется макроэкономическая и политическая обстановка, а азиатские - крайне осторожны и малоактивны. К сожалению, правительство так увлеклось «самостоятельным» импортозамещением, что перестало обращать внимание на проблемы ведения иностранного бизнеса в России (например, подозрительно спокойно отнеслось к уходу из России одного из гигантов мирового автопрома -компании General Motors).

18 Терехова А. Иностранные инвестиции стали отрицательными. URL: http://ng.ru/economics/2015-04-15/4Jnvest.html?print=Y

Меры стимулирования кооперации и аутсорсинга в производственной и научно-технической деятельности

В материалах Аналитического управления Аппарата Совета Федерации РФ сделан особый акцент на необходимости возрождения некоторых отраслей и восстановления производственных связей внутри страны из-за разрушения производственной кооперации19. Данная стратегия реализуется через несколько законодательных и иных нормативных документов. Так, ст. 12 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» содержит меры поддержки научно-технической деятельности и инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе путем кооперации между субъектами в сфере промышленности при осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» предусматривает ряд мер по развитию международной и внутренней промышленной кооперации в рамках различных подпрограмм развития, в том числе «Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса» и «Транспортное машиностроение».

Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.20 для обеспечения бесперебойной работы промышленных предприятий предусмотрено формирование механизма предоставления из федерального бюджета предприятиям промышленности (в том числе организациям оборонно-промышленного комплекса - головным исполнителям государственного оборонного заказа и ключевым предприятиям кооперации), реализующим проекты импортозамещения, в том числе в рамках соответствующих программ, субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и

19 О мерах по реализации импортозамещения в гражданских отраслях промышленности в интересах укрепления национальной безопасности // Аналитический вестник. Ноябрь 2014. № 27 (545).

20 План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. URL: http://government.ru/docs/16639.

(или) финансирование текущей производственной деятельности в объеме 20 млрд руб.

Данная правовая база создает достаточные условия для применения инновационных подходов в развитии технологий производственной кооперации (производственного аутсорсинга или субконтрактации) и научной кооперации, что позволит повысить как оперативность решения задач импортозамещения, так и снизить объемы финансирования на организацию дублирующих, экономически не целесообразных производств.

Выводы

1. Импортозамещающая промышленная политика может стать перспективной и наиболее существенной точкой роста российской экономики. Для этого требуется соблюдение ряда условий: меры политики импортозамещения должны быть ограничены во времени, носить стратегический характер, иметь стимулирующий характер, быть нацеленными на рост производительности национальной экономики.

2. Разработанная авторами классификация показала все разнообразие и широту возможностей правительства по реализации политики импортозамещения. Возможные меры различаются силой воздействия на экономику, затратностью реализации, совокупностью позитивных и негативных эффектов, при этом многие меры выходят за рамки собственно экономической политики. Далеко не все из них возможно закрепить в юридических актах, так как их открытое применение может снизить получаемый позитивный эффект или вызвать контрмеры конкурентов; в то же время именно это доказывает, что ни одна из мер не может применяться сама по себе. В целом курс на импортозамещение должен быть определяющим для экономической политики государства.

3. Краткий обзор основных возможных мер импортозамещения показал, что наибольший

положительный эффект имеют меры поддержки и стимулирования предпринимательской деятельности, непосредственно влияющие на развитие производства, а не ограничивающие внешнеэкономическую деятельность или снижающие конкуренцию. При этом большинство поддерживающих мер трудно реализуемы или требуют значительных финансовых затрат. Вероятно, эту проблему можно решить, стимулируя предпринимательскую деятельность. Другими словами, создание благоприятного предпринимательского климата в сочетании с мерами поддержки предпринимательской деятельности смогут активизировать инвестиции в реальный сектор экономики, после чего импортозамещение пойдет автоматически. В то же время действующая на данный момент программа развития промышленности (которая, собственно, и является проводником политики импортозамещения) слабо использует предпринимательский потенциал. Авторы надеются, что задача использования предпринимательского потенциала в целях реализации политики импортозамещения ждет своего исследования и решения.

4. Предлагаемый способ оценки потенциала мер импортозамещения путем соотношения позитивного и негативного эффектов и затрат на реализацию меры при должной адаптации может применяться и к оценке потенциала конкретных действий правительства в рамках политики импортозамещения. Остается нерешенным вопрос о сравнении эффективности различных мер между собой, поэтому следует применять весь комплекс мер, отслеживая их результативность и прекращая действие мер, показавших свою неэффективность. В целом меры, направленные на ограничение внешней торговли, показывают низкую эффективность и не дают желаемых результатов.

Список литературы

1. Кадочников П.А. Анализ импортозамещения в России после кризиса 1998 года. М.: ИЭПП, 2006. 148 с.

2. Фальцман В. Российские товары на мировом рынке: как измерить конкурентоспособность? // Современная Европа. 2014. № 1. С. 5-16.

3. Иванов И. Импорт и импортозамещение в России // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 1. С. 15-21.

4. Пичурин И.И. Обеспечение импортозамещения после вступления России в ВТО: монография. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2014. 144 с.

5. Юнусова Э.Р. Модернизация как условие перехода от импортозамещения к экспортно ориентированной экономике инновационного типа (зарубежный опыт) // Экономика и управление. 2013. № 5. С.74-79.

6. ПортерМ. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005. 608 с.

7. Свинухов В.Г., Щербина Г.П. Классификация мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности России // Право и экономика. 2001. № 8.

8. Якокка Л. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1991. 234 с.

9. Рязанов В.Т. Новая индустриализация России: стратегические цели и текущие приоритеты // Экономическое возрождение России. 2014. № 2. С. 17-25.

10. Кузнецова В.А. Способы стимулирования импортозамещения в России // Транспортное дело России.

2010. № 1. С. 90-92.

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Productive Relations

IMPORT SUBSTITUTION: ACTUAL MECHANISMS AND TOOLS Aleksandr M. VYZHITOVICH3*, Pavel A. ERSHOVb

a Siberian Institute of Management, Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Novosibirsk, Russian Federation

vam_70@mail.ru

b Siberian Institute of Management, Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Novosibirsk, Russian Federation

Liery2009@mail.ru

* Corresponding author

Abstract

Importance Considering the situation in Ukraine, western sanctions, a sharp drop in export and Ruble devaluation, Russia cannot maintain the former import level and initiates the import substitution policy. In this respect, it is especially reasonable to evaluate the potential of Russia's import substitution mechanisms and tools and systematize them.

Objectives The research systematizes measures of the import substitution policy and points out those which have the highest potential. The article specifies the concepts and principles of the import substitution policy, classify import substitution policy measures per reason and basis, evaluates the potential of the measures are already in practice.

Methods The research applies methods of factual and historical data, classification, comparison, and reconciliation of significance of various derivative effects, which helped systematize and assess the potential of the import substitution policy measures.

Results We specified definitions of import substitution and the import substitution policy, formulated baseline principles of the import substitution policy, proposed the classification of import substitution measures. The article evaluates the potential of certain import substitution policy measures, presents recommendations for formulating and implementing the import substitution policy.

Conclusions and Relevance The State possesses rather a wide spectrum of tools to implement the import substitution policy. As the import substitution potential evaluation shows, the foreign trade limitation measures generate the lowest effect; meanwhile the highest effect should be expected from measures aimed at supporting entrepreneurs, stimulating investment and promoting goods of domestic producers. The findings may be applied to prepare programs of the import substitution policy, and to carry out researches into issues and challenges of import substitution.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Kadochnikov P.A. Analiz importozameshcheniya v Rossii posle krizisa 1998 goda [Analyzing import substitution in Russia after the 1998 crisis]. Moscow, Gaidar Institute for Economic Policy Publ., 2006, 148 p.

2. Fal'tsman V. Rossiiskie tovary na mirovom rynke: kak izmerit' konkurentosposobnost'? [Russian goods on the world market: how to estimate the competitiveness?]. Sovremennaya Evropa = Contemporary Europe, 2014, no. 1, pp. 5-16.

3. Ivanov I. Import i importozameshchenie v Rossii [Import and import substitution in Russia]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2012, no. 1, pp. 15-21.

4. Pichurin I.I. Obespechenie importozameshcheniya posle vstupleniya Rossii v VTO: monografiya [Ensuring import substitution after Russia's accession to the WTO: a monograph]. Yekaterinburg, UMTs UPI Publ., 2014,144 p.

Article history:

Received 11 June 2015 Accepted 16 June 2015

JEL classification: 010, O24

Keywords: import substitution, measures, industrial policy, foreign trade regulation, potential

5. Yunusova E.R. Modernizatsiya kak uslovie perekhoda ot importozameshcheniya k eksportno orientirovannoi ekonomike innovatsionnogo tipa (zarubezhnyi opyt) [Modernization as a condition of transition from import substitution to export-oriented economy of innovation type (foreign experience)]. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2013, no. 5, pp. 74-79.

6. Porter M.E. Konkurentsiya [On Competition]. Moscow, Vil'yams Publ., 2005, 608 p.

7. Svinukhov V.G., Shcherbina G.P. Klassifikatsiya mer netarifnogo regulirovaniya vneshnetorgovoi deyatel'nosti Rossii [Classifying measures for non-tariff regulation of foreign trade of Russia]. Pravo i ekonomika = Law andEconom ics, 2001, no. 8.

8. Iacocca L., Novak W. Kar 'era menedzhera [Iacocca: An Autobiography]. Moscow, Progress Publ., 1991, 234 p.

9. Ryazanov V.T. Novaya industrializatsiya Rossii: strategicheskie tseli i tekushchie prioritety [New industrialization of Russia: strategic goals and current priorities]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival of Russia, 2014, no. 2, pp. 17-25.

10. Kuznetsova V.A. Sposoby stimulirovaniya importozameshcheniya v Rossii [Methods to encourage import substitution in Russia]. Transportnoe delo Rossii = Transport Business of Russia, 2010, no. 1, pp. 90-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.