Инновации
УДК 336
концепция инновационного развития региона в контексте инновационной стратегии России
П. А. ЛЕВЧАЕВ, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected]
С. А. ЩАНКИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail: [email protected] Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск
В статье исследуются проблемы и перспективы реализации концепции инновационного развития региона в контексте построения инновационной модели экономики России. Ключевыми элементами концепции выступают институты инновационного развития, региональная инновационная система. Рассматриваются возможности построения пятого технологического уклада и создания условий для формирования шестого технологического уклада.
Ключевые слова: концепция, инновационная и промышленная политика, инвестиционный проект, технопарк, региональная инновационная система, институты инновационного развития, имитационное развитие.
Мировой экономический кризис 2008-2009 гг. значительно осложнил для России политику реализации процессов инновационного развития. Финансовое состояние предприятий ухудшилось, что ограничивало возможности бизнеса по финансированию инновационной деятельности. В условиях дефицита госбюджета приходилось проводить
жесткую бюджетную политику, не позволяющую государству использовать финансовые стимулы для наращивания инновационной активности. В то же время приходилось поддерживать достигнутый уровень социальной защиты и пенсионного обеспечения населения и преодолевать не только негативные демографические процессы, обусловленные сокращением численности экономически активного населения, но и сдерживать рост налоговой нагрузки на бизнес. Все это вносило и вносит дополнительные ограничения в действия бизнеса.
Необходимо отметить, что в стране складывается тревожная тенденция отставания в достижении показателей, предусмотренных Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. в сфере науки и инноваций. Так, РФ принадлежит лишь 38-е место в рейтинге конкурентоспособности инновационных систем государств мира. Несмотря на предпринимаемые меры, сохраняется динамика дальнейшего снижения рейтинга конкурентоспособности страны.
Важнейшая проблема регионов в этих условиях - нейтрализовать негативные последствия системных явлений, обусловленных мировым экономическим кризисом, а также недостаточной разработанностью стратегии инновационного развития федерального центра. В условиях реализации концепции либерализации и дерегулирования экономики регионам страны необходимо всячески стимулировать инновационную активность и формировать тенденцию стабильного экономического роста на базе развивающегося инновационного кластера территории.
Успешное развитие регионов и формирование территорий инновационных лидеров обусловливают применение методологии комплексного подхода к генерации институтов инновационного развития и реализации промышленной и социальной политики. Содержание «регионального инновационного экономического чуда» невозможно без ответа на вопрос о том, каковы основы концепции инновационного развития региона.
В настоящее время назрела необходимость формирования адекватных основ концепции инновационного развития территории, которые не только бы отражали современную структуру экономики регионов, но и позволяли бы реализовать возможности межрегионального разделения труда. Успех реализации инновационной стратегии развития страны во многом определяется выбранной регионами концепцией инновационного развития.
Одним из основных инструментов инновационного развития региона является промышленная политика. Она предполагает стремление направить имеющиеся ресурсы на решение задачи модернизации промышленного потенциала региона и подготовки научно-производственной основы инновационного развития. В настоящее время основные цели региональной промышленной политики заключаются в следующем:
- восстановить и модернизировать четвертый и пятый технологический уклады, а также определить перспективы инновационного становления шестого уровня;
- заложить основы эффективного применения и использования институтов инновационного развития в регионе.
Инвестиционная промышленная политика, обеспечивает направление финансовых ресурсов на модернизацию функционирующего в регионах научного и промышленного потенциала. Так,
проводимая в Республике Мордовия структурная промышленная политика позволяет заложить основы шестого промышленного уклада в регионе и обеспечить перестройку отраслевой и территориальной структуры промышленности в соответствии с поставленной задачей инновационного развития. По оценкам экспертов, для успешного решения поставленной задачи необходимо объем производственных инвестиций увеличить в 2-3 раза, а затраты на НИОКР - в 4-5 раз.
Правительство Республики Мордовия стремится проводить активную промышленную политику. Например, в 2008 г. республика занимала 7-е место по числу передовых технологий среди регионов Приволжского федерального округа, затраты на технологические инновации составили 2 851,2 млн руб., а доля инновационной продукции составила 9,9 % (в 2006 г. - 12,3 %). В посткризисный 2010 г. экономика Республики Мордовия достигла прироста промышленного производства на 24 %, объемов строительных работ - на 25 %. В регионе успешно развивались производства следующих компаний: «Вагоностроительная компания Мордовии», «Мор-довцемент», «ОптикЭнерго», «Сарансккабель-оп-тика», «Электровыпрямитель», «Саранский завод «Резинотехника», «Саранский телевизионный завод», «Рузаевский стекольный завод», «Саранский вагоноремонтный», «Лато», «Орбита» и других промышленных предприятий. Среди названных предприятий есть субъекты строительной отрасли, электротехники, транспорта. Очевидно, что ставка, сделанная на развитие перспективных энергосберегающих технологий и производств так называемой «новой» экономики дает положительные результаты уже в настоящее время. В итоге экономика региона превысила докризисный 2008 г. на 8 %. В 2011 г. ВРП республики возрастет еще на 13 %, объем инвестиций - на 12 %, а промышленное производство -на 10 %.
Успешно развивая инновационное производство на собственной территории, экономика региона вышла на стабильные показатели. Так, объем инновационной продукции в общем объеме реализованного продукта достиг в республике 20 %, в то время как по стране он в среднем составил 5 %. Объем экспортируемой продукции за 5 лет возрос в 2,5 раза.
В частности, за последние годы в Республике Мордовия реализованы следующие перспективные инвестиционные проекты:
1) сформированы мощности для производства грузовых вагонов нового поколения на ОАО «Рузхиммаш»;
2) организовано производство волоконно-оптического кабеля, кабелей связи и катанки на ОАО «Завод «Сарансккабель»;
3) создан современный кабельный завод ЗАО «Цветлит»;
4) создано производство литья с применением инновационных технологий на ООО «ВКМ-Сталь»;
5) подготовлено производство тракторов МТЗ-1221 на ОАО «Сарэкс»;
6) создан завод по экспорту цветного лома на «Мордоввторсырье»;
7) организовано производство современной стеклотары для пищевой промышленности на Рузаевском стекольном заводе;
8) создан производственный комплекс на Саранском элеваторе для подготовки сырья для компании «Сан ИнБэв»;
9) модернизировано и расширено производство на Ромодановском сахарном заводе;
10) реконструировано производство продукции на ОАО «Консервный завод «Саранский». Промышленная политика в регионе осуществляется посредством комплекса мер, предполагающих как использование методов макроэкономического регулирования (формирование правил, условий и мотивации поведения бизнеса, перераспределение региональных ресурсов), так и применение административных методов.
Ядром региональной инновационной политики является создание институтов инновационного
развития. Проект технопарка в республике является не только структурообразующим элементом инновационного развития, но и важнейшим инструментом развития пятого и подготовки основ шестого технологических укладов. Данный проект получил положительную оценку экспертов и в результате был включен в число тех технопарков, которые планируется финансировать в рамках госпрограммы из федерального бюджета в 2011-2014 гг. Это означает, что перед проектом «Технопарк-Мордовия» открываются новые перспективы развития.
В 2010 г. в Москве прошло заседание Межведомственной комиссии по созданию технопарков, на котором были представлены отчеты деятельности пяти регионов (Республик Татарстан и Мордовия, а также Нижегородской, Новосибирской и Кемеровской областей), получивших в предыдущем году финансирование на данные цели из федерального бюджета. Только по проекту «Технопарк-Мордовия» были выполнены условия софинансирования, и представлены данные об итогах работы за 2009 г. В результате проекту «Технопарк-Мордовия» было выделено дополнительно 37 млн руб., а республика получила высокую оценку Межведомственной комиссии при Правительстве РФ. В дальнейшем в рамках функционирования проекта технопарка предполагается участие десятков российских и зарубежных компаний.
Минкомсвязи России приводит данные о совокупной выручке резидентов технопарков в 2009 г., позволяющие говорить о первых успехах в их работе (табл. 1). Министерство планирует, что через 4 года резиденты технопарков, определяемых в
Таблица 1
количество резидентов и их совокупная выручка в 2009 г. по некоторым проектам технопарков
Месторасположение технопарка Количество резидентов технопарка Профиль резидентов совокупная выручка резидентов в 2009 г., млрд руб.
Тюменская область 39 Нефтегазовая сфера, машиностроение, информационные технологии 0,720
Кемеровская область 57 Химия, угледобыча 0,277
Нижегородская область 11 Приборостроение, связь и телекоммуникации 0,028
Республика Мордовия 30 Связь и телекоммуникации, программное обеспечение, оптика, нанотехнологии 0,061
Новосибирская область 50 Приборостроение, программное обеспечение, фармацевтика, электроника 0,336
Республика Татарстан («1Т-Парк») 4 Информационно-коммуникационные технологии 0,196
Республика Татарстан («Химград») 81 Информационные технологии, химия полимеров 3,000
рамках госпрограммы, смогут произвести продукции и оказать услуг на сумму около 234 млрд руб. при затраченных инвестициях из федерального бюджета в 13,6 млрд руб. Таким образом, принятое правительственной комиссией решение может оказать существенное влияние на развитие всех строящихся в настоящее время технопарков, в том числе и технопарка в Республике Мордовия.
Перед государственными инвесторами встает вопрос о том, какие именно проекты технопарков действительно достойны государственной поддержки. Кроме того, государству необходимо распределить вложения между наиболее привлекательными инвестиционными объектами. Федеральные власти должны решить, какие из строящихся технопарков наиболее полно соответствуют приоритетам высокотехнологичного развития национальной экономики и в каких регионах федеральные средства могут быть использованы с максимальной эффективностью.
Одними из важнейших целей в деятельности технопарка являются создание необходимых условий для реализации инновационного потенциала региона, коммерциализации инноваций, содействие в развитии перспективных технологических укладов. Технопарк в Республике Мордовия должен специализироваться на следующих направлениях: оптика и оптико-электронные приборы, приемники оптического излучения, волоконная, нано- и интегральная оптика, лазерная техника, оптиковолоконное оборудование, светотехника, современные электронные технологии и нанотехнологиии. Реализуемые в республике проекты позволяют говорить о том, что Республика Мордовия - это перспективный регион, способный реализовать себя в качестве одного из инновационных лидеров.
Основой укрепления и развития экономики региона является процесс ее модернизации и инновационного развития за счет проведения активной промышленной, инновационной и структурной политики и процессов формирования инновационных институтов развития экономики Республики Мордовия. В благоприятных условиях бизнес оказался способен активно обновлять основные фонды производственного потенциала республики, добиваться совершенствования и активного внедрения технологий пятого промышленного уклада (базирующегося на производстве изделий микроэлектроники и электронной техники, радиотехники, оптоэлектроники, промышленного оборудования
для отраслей машиностроения, электронного приборостроения, приборов для систем связи и телекоммуникаций). В результате в 2010 г. доля инновационной продукции в республике в объеме промышленного производства оказалась более чем в 4 раза выше средней по стране и превысила 20 %. Объем экспортной продукции за 5 лет увеличился в 2,5 раза. Расширение масштабов применения стандартов пятого технологического уклада позволяет формировать экономику, носящую «догоняющий» характер. В большинстве случаев региональный бизнес использует импортируемые технологии и оборудование.
Шестой технологический уклад, основы которого только закладываются, базируется на использовании нанотехнологий. Республика Мордовия получила право на создание Республиканского центра развития нанотехнологий и наноматериа-лов. Этот центр в конкурентной борьбе среди пяти регионов занял 1-е место. Республика Мордовия доказала наличие конкурентных преимуществ в инновационном развитии экономики, а также в формировании высокотехнологичного производства и соответствующей научной базы. Реализация инновационного проекта имеет значение не только для будущего отдельного региона, но и для развития всей страны. РОСНАНО готов инвестировать в наноцентр Мордовии свыше 2 млрд руб. и планирует оснастить его уникальным оборудованием, используемым для проведения самых современных научных исследований. Благодаря содействию РОСНАНО формируется центр трансферта технологий, задачей которого является отбор и сопровождение исследовательских разработок, отвечающих потребностям развития нанотехнологий в промышленности. Создание республиканского наноцентра необходимо рассматривать в неразрывной связи с функционирующим технопарком и с формированием целостной региональной инновационной системы (РИС) Республики Мордовия. Таким образом, сделанные шаги знаменуют собой процесс закладки основ шестого технологического уклада, формирующего новую технологическую эпоху и определяющую грядущий глобальный технико-экономический сдвиг в мировом экономическом, технологическом пространстве.
Характерно, что именно концепция инновационного развития способна предложить использующим имитационное инновационное развитие догоняющим регионам (например Республике
Мордовия), оптимизированный вариант сочетания научно-инновационной и промышленной политики с одновременным формированием РИС, что позволит достигнуть синергетического эффекта опережающего развития (на основе шестого технологического уклада) и превратить регион в один из лидеров инновационного развития страны.
Для успешного решения задачи инновационного развития региона необходимо осуществить ряд мероприятий:
1) заложить теоретические основы концепции инновационного развития региона, оптимально сочетающиеся с его инновационной стратегией развития;
2) стимулировать инновационный тип экономического роста на основе создания и функционирования институтов инновационного развития, а также сформированной инфраструктуры;
3) сформировать соответствующие инновационной концепции кластерные центры;
4) поддерживать благоприятный инвестиционный климат;
5) достичь запланированных показателей рейтинга инновационного развития регионов, оцениваемых Федеральным инновационным фондом.
Оценка регионов по уровню инновационного развития определяется двумя основными различиями: значительной волотильностью уровня развития отдельных регионов и незначительной дифференциацией большинства из них. Интересной видится позиция А. Гусева, занимающегося разработкой рейтинга инновационного развития регионов на основе двух групп показателей. Первая группа объединяет показатели инновационной восприимчивости, а вторая - включает показатели инновационной активности. К регионам-лидерам относятся: два столичных мегаполиса, вузовские центры (Новосибирск и Томск), а также территории, обладающие значительным научным потенциалом (Калужская область). Согласно рейтингу инновационного развития регионов их показатели следующие: Москва -60 баллов, Санкт-Петербург - 40 баллов, Томская область - 25 баллов, Новосибирская и Калужская области - 20 баллов. Всего же число активно инновационно развивающихся территориальных структур насчитывает 29 регионов.
В условиях реализации Правительством РФ положений экономической политики либерализации и дерегулирования, а также для успешного вхож-
дения Республики Мордовия в число регионов -инновационных лидеров необходимо комплексно реализовать основы предложенной концепции инновационного развития региона. В границах региона целесообразно осуществить мониторинг процесса поэтапного формирования региональной инновационной системы. Основными элементами РИС являются институты развития, реализуемые в двух формах: в институтах субъектов (органы власти, институты НИОКР, инновационный бизнес, институты инновационной инфраструктуры) и в институтах правил (экономических и правовых).
Преодолевая проблемы, стоящие перед процессом инновационного развития, Республике Мордовия необходимо добиться концентрации имеющихся ресурсов на реализации данной концепции, позволяющей перейти от варианта догоняющего (имитационного) развития к опережающему, что позволит успешно освоить возможности передового технологического уклада в практике инновационного уклада. Одновременно необходимо осуществлять процесс модернизации отношений собственности с учетом новых задач становления инновационной системы региона. Речь идет о механизме демократизации управления в системе отношений «центр -регионы», а также об оптимизации процесса приватизации отношений собственности с одновременной демонополизацией корпоративного управления и социализацией частной собственности в стране. В ходе планируемого Правительством РФ процесса приватизации объекты собственности не должны быть поглощены монополистическим и олигархическим капиталом, который использует полученные активы для вывода их за рубеж. Привлеченные ресурсы могли бы быть использованы в ходе целенаправленного распределения собственности для повышения уровня доходов и потребительского спроса населения и для роста предложения отечественного производителя.
Показательно, что Правительство Республики Мордовия для реализации программы развития экономики региона решилось на неординарные шаги. Оно вынуждено осуществить процесс деприватизации, поскольку именно госпредприятия оказались способны достаточно успешно реализовать собственный инновационный потенциал, с не меньшей эффективностью, чем частный бизнес. В настоящее время разбираться с негативными последствиями имевших место реформ, а точнее, ошибками рынка, приходится республиканским
органам власти. Например, в результате пагубных приватизационных процессов 1990-х гг. крупнейшее республиканское светотехническое объединение «Лисма» федерального значения было доведено собственниками до состояния банкротства. Правительством РФ положительно решен вопрос о передаче объединения «Лисма» в собственность республики в форме государственного унитарного предприятия. В итоге промышленный гигант Республики Мордовия после банкротства и кризиса не только стал восстанавливать собственное производство, но и модернизировать, развивать его.
Подчеркнем, что без решения рассматриваемой задачи развития институтов инновационного развития невозможно и решение некоторых проблем, к которым можно отнести: массовый отток капитала из страны; отказ от инвестиционной и инновационной деятельности бизнеса; ликвидацию инновационной пассивности регионов; формирование институтов инновационного развития, способных обеспечить
(при реализации соответствующей промышленной, инновационной и структурной политик) вхождение региона в число регионов - лидеров инновационного развития с соответствующей РИС.
Необходимо привести в соответствие как институты субъектов инновационного развития, так и институты правил. Успех технопарка в Республике Мордовия по всем направлениям развития станет возможным только в том случае, если будут созданы современные институты инновационного развития, научно-исследовательская база, лаборатории, офисы, научные школы, а также если будет привлечено достаточное количество инвесторов и резидентов.
Распределение основных направлений инновационного развития по источникам финансирования представлено в табл. 2.
Активное участие в работе технопарка в Республике Мордовия должен принять ведущий вуз Мордовии - Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
Таблица 2
распределение основных направлений инновационного развития по источникам финансирования
Объемы финансирования по источникам, млн руб.
Основные направления концепции Федераль- региональный Прочие
ный бюджет бюджет источники
Строительство технопарка в сфере высоких технологий 4 200 4 200 12 000
в Республике Мордовия
Итого... 20 400
Формирование инфраструктуры развития научно-инновационной 20 600 1 030
деятельности (центры коллективного доступа, научно-исследо-
вательские лаборатории, центры прототипирования, производс-
твенные бизнес-инкубаторы и т. п.) в области нанотехнологий,
биотехнологий, разработки приборной
и элементной баз, светодиодов и источников света
Итого... 1 650
Развитие системы подготовки и привлечения кадров - 50 -
для научно-инновационной деятельности
Итого... 50
Поддержка механизмов работы с объектами интеллектуальной собственности - 3,5 -
Итого... 3,5
Грантовая поддержка научно-исследовательской и инновацион- 80 80 400
ной деятельности, региональные госзаказы на инновационную
продукцию
Итого... 585
Поддержка функционирования инновационной инфраструктуры - 12 10
(совместные конкурсы РГНФ и регионального отделения ВОИР)
Итого... 22
Участие в учреждении инновационных организаций на условиях 320 320 640
частно-государственного партнерства
Итого... 1 280
Итого по источникам финансирования 4 625 5 265,5 14 100
Всего по всем направлениям концепции 23 990,5
им. Н. П. Огарёва. В ближайшие годы на развитие его научно-производственной базы будут выделены финансовые ресурсы из федерального бюджета в сумме 2,5 млрд руб., что даст толчок к созданию десятков малых инновационных предприятий, ориентированных на разработку ноу-хау и коммерциализацию научных идей.
Национальный исследовательский университет Республики Мордовия планирует совместно с Национальным университетом Южной Кореи проводить исследования и разрабатывать новые композиционные полимерные материалы. Правительство республики готово оказать всестороннюю помощь вузу в его исследовательской деятельности, а студентам-исследователям предложить стипендии. Это во многом связано с тем, что в республике интенсивно происходят изменения в направлении формирования «интеллектуального общества», в том числе создается система поддержки талантливых педагогов и учеников. В настоящее время 270 учителей, воспитанники которых стали победителями различных олимпиад, получают ежемесячную доплату к заработной плате в размере от 5 до 50 тыс. руб. В г. Саранске начал функционировать Межрегиональный центр одаренных детей, который будет работать в тесном контакте с Национальным исследовательским Мордовским госуниверситетом, нацеленным, в свою очередь, на взаимную работу с технопарком.
Современное содержание инновационной модели российской экономики требует серьезного научного осмысления, формирования базовых условий инновационного развития и только на следующем этапе - практической реализации мероприятий в институтах инновационной системы. Успешный зарубежный опыт по реализации технопарков и инновационных центров (без соответствующей подготовки) не может гарантировать полного успеха в нашей стране, об этом свидетельствуют как исследования отечественных ученых, так и работы их иностранных коллег (Д. Норт, Р. Пайс).
Следует подчеркнуть, что основы концепции инновационного развития Республики Мордовия способны не только оказать существенную помощь в управлении процессом регионального инновационного развития, но и окончательно определить его итоги. Необходимые для этого предпосылки
уже сформированы, регион располагает необходимыми ресурсами для реализации инновационной модели развития: научно-производственной базой, накопленными научными традициями и производственным опытом прошлых лет, естественными конкурентными преимуществами для привлечения ученых и инвесторов. Стратегической целью механизма реализации основ является переход от догоняющего (имитационного) развития к опережающему, способному обеспечить лидирующие позиции развития региона в контексте инновационного развития России. Наработанный в регионе опыт может служить одним из вариантов (с соответствующим инструментарием) решения поставленной перед страной задачи конкурентоспособного развития экономики.
Список литературы
1. Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» продлена до 2014 г. URL: http:// www.tpidea.ru/index.php.nodeid=4&id=377.
2. Гусев А. Б. Рейтинг регионов России по уровню инновационного развития. URL: http:/www. kapital-rus.ru/articles/article/21636.
3. Левчаев П. А. Перспективы инновационно-модер-низационной модели развития экономики России // Финансы и кредит. 2011. № 23. С. 2-7.
4. Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия от 22.12.2010 // Известия Мордовии. 2010. 22 декабря.
5. Технопарк в Республике Мордовия совершенствует свою концепцию. URL: http://www. e-mordovia.ru/main/week/detail.php.ID=7135.
6. Чалдаева Л. А. Инновационное развитие российской экономики: стимулы и факторы роста / Финансы и кредит. 2010. № 45. С. 2-6.
7. Чалдаева Л. А. Модернизация экономики: обоснование и экономическая эффективность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 25. С. 24-29.
8. Щанкин С. А., Колосков Д. А. Перспективы инновационного развития региона в условиях преодоления экономического кризиса // Реги-онология 2010. № 3 С. 149-156.