ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА 44 И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
С. А. ЩАНКИН Н. Н. КАТАЙКИНА
ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Ключевые слова: регион, Стратегия инновационного развития, АУ «Технопарк-Мордовия», наноцентр, национальный исследовательский университет, региональная инновационная система, трансферт технологий, инновационный кластер, регион, инновационный лидер
Key words: region, innovative development strategy, Autonomous Institution «Technopark-Mordovia», nanocentre, National Research University, regional innovative system, technologies transfer, innovative cluster, region, innovative leader
Выход мировой экономики из продолжающегося кризиса требует структурной перестройки национальных экономик многих стран мира. Речь идет о государствах, являющихся источниками кризиса (США и государства еврозоны). Однако проблемы модернизации и перестройки остро стоят и перед Россией.
Согласно Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 г., на первом этапе (2006—2007 гг.)
ЩАНКИН Сергей Алексеевич, доцент кафедры экономики управления строительством Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.
КАТАЙКИНА Наталья Николаевна, доцент кафедры валютно-кредитных и финансовых отношений АНО ВПО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» — Саранский кооперативный институт, кандидат экономических наук.
достигнуто лишь менее 30 % плановых показателей. При этом большинство из них оказалось ниже предусмотренных сценарием развития, а также имело негативную динамику. На втором этапе реализации Стратегии (2008—2010 гг.) средний уровень достижения запланированных показателей составил 40 %, а большинство показателей по-прежнему не достигло нормативного уровня, предусмотренного сценарием. По основным показателям продолжалась негативная динамика. В итоге не улучшались значимые для инновационного развития тенденции.
Важными проблемами развития регионов в современных условиях являются нейтрализация негативных последствий мирового экономического кризиса и отсутствие у федерального центра долгосрочной Стратегии инновационного развития. Необходимо сформировать альтернативную концепцию инновационного развития территорий, отражающую структуру экономики региона и позволяющую реализовать возможности межрегионального разделения труда. Это обусловливает необходимость формирования Стратегии инновационного развития. Успехи национальной инновационной деятельности страны определяются выбранной концепцией инновационного развития регионов.
Инновационный потенциал Республики Мордовия, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», имеет стабильную тенденцию к росту. Инновационная политика Правительства РМ основана на Законе «О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года» от 1 октября 2008 г. № 94-3. В республике успешно функционируют Мордовский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Центр координатного земледелия, ГУП РМ «Научно-производственный центр информатизации и новых технологий», ГУП РМ «Центр испытания и внедрения сельскохозяйственной техники и машинных технологий», ООО «Республиканский центр современных медицинских технологий», ООО «Центр новых строительных материалов и технологий», ООО «Инновационно-технологический центр „Электротехника Мордовии"», ООО «Мордовский республиканский научно-технический центр „Электротехника Мордовии"», Интернет-дом.
В последние годы республике удалось сделать прорыв в модернизации экономики и инновационном развитии.
В регионе создаются не просто новые производства, но и формируются высокотехнологичные промышленные кластеры. Перспективными можно назвать светотехническую, агропромышленную, фармацевтическую, кабельную, оптиковолоконную отрасли, а также силовую электронику. Активно проводятся исследования в сфере нанотехнологий, создаются соответствующие производства. Успешно реализуются конкурентоспособные проекты на промышленных предприятиях региона «Электровыпрямитель», «Орбита» и др.
По инициативе республики сформирована ассоциация инновационных регионов, представленная восьмью регионами. Мордовия за последние семь лет в 40 раз увеличила объем экспорта, 95 % экспорта составляют электронные приборы, силовая электроника и микроэлектроника1. В республике успешно формируется региональная инновационная система (РИС), ее основой может стать технопарк. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 1326-р в Мордовии реализуется государственная программа «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р2. Одна из целей работы технопарка — создание в нем необходимых условий для реализации инновационного потенциала республики и коммерциализации инноваций. В технопарке размещаются инновационные российские и зарубежные компании в сфере электронных, оптических и нанотехнологий. Здесь должны создаваться передовые технологии для инновационного бизнеса. Федеральный центр предоставил бюджету республики субсидии на создание и развитие объектов технопарка. АУ «Технопарк-Мордовия» планируется разместить на территории имущественного комплекса Всероссийского научно-исследовательского института источников света им. А. Н. Лодыгина. На площадке технопарка создается «Инновационно-производственный комплекс компонентов элементной базы». Он располагает центрами проектирования, создания прототипов, а также центром экспериментальных производств.
Инновационная инфраструктура региона представлена региональными институтами развития, такими как ЗПИФ «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия», АНО «Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики
Мордовия», ГУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия», АУ «Региональный центр кредитного обеспечения Республики Мордовия», Центр трансфера технологий при Национальном исследовательском Мордовском государственном университете, ЗПИФ смешанных инвестиций «Региональный фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия».
Ежегодно в Мордовии проводятся такие мероприятия, как конкурс «Инженер года Республики Мордовия» и научно-практическая конференция «Наука и инновации в РМ»; публикуется информационный журнал «Мордовия: наука, инновации, новые технологии». В республике существует система финансовой поддержки инновационной деятельности, например, создание республиканского венчурного фонда, осуществляющего Постановление Правительства РМ «О финансовой поддержке научно-технических и инновационных проектов и научных мероприятий, реализуемых в Республике Мордовия» от 14 августа 2006 г. № 362.
На наш взгляд, необходимо обновить принятую «Концепцию Республиканской целевой программы научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2010—2015 годы» от 15 марта 2010 г. № 97-Р и окончательно сформировать «Стратегию развития региональной инновационной системы (РИС) (2012—2020 гг.) Республики Мордовия»3. Разработанный сценарий должен учитывать Стратегию инновационного развития России до 2020 г. Ее реализацию следует осуществлять региональным органам исполнительной власти в рамках их компетенции.
Основными элементами становления и развития РИС являются состояние и тенденции формирования сектора генерации знаний и инновационной культуры и человека, сферы инновационного бизнеса и благоприятной среды функционирования, а также современной инфраструктуры инноваций и механизма управления инновационным развитием в регионе, реализуемой в региональной инновационной политике.
В условиях успешного формирования инфраструктуры РИС, развития сектора генерации знаний и инновационного характера образования в республике основное внимание в разрабатываемой Стратегии развития РИС следует уделить становлению инновационного производства и проведению региональной инновационной политики. Весь период реали-
зации Стратегии можно разделить на этапы формирования и функционирования РИС.
Содержание Стратегии инновационного развития предполагает наличие таких элементов, как состояние инновационной системы в РМ; цели и задачи, этапы реализации Стратегии; ее место в иерархии стратегического инновационного планирования РФ; развитие сектора генерации знаний, формирование культуры инновационного человека; становление инновационного бизнеса, инновационный территориальный кластер в региональной экономике, участие региональной инновационной экономики в межрегиональном разделении труда; развитие и функционирование эффективной инновационной инфраструктуры РМ, ее реализация в форме центра инновационного роста; формирование системы стратегического управления инновационной деятельностью в регионе, механизм реализации Стратегии в условиях функционирования региона — инновационного лидера; развитие системы финансово-экономического обеспечения реализации Стратегии инновационного развития в регионе.
Реализация региональной инновационной Стратегии должна быть направлена на координацию мер по формированию инновационной инфраструктуры, развитию инновационного предпринимательства, укреплению взаимодействия республиканских органов государственной власти с элементами инновационной инфраструктуры, инновационным бизнесом. Важно сформировать систему бюджетного софинансирова-ния инновационных проектов бизнеса, а на предприятиях с государственным участием создать систему поддержки программ инновационного развития. Необходим мониторинг итогов реализации Стратегии, надлежит удалить из законодательства положения, препятствующие инновационному развитию бизнеса.
Следует отметить, что бизнес не очень активно взаимодействует с формируемой инновационной инфраструктурой, коммерциализация научных разработок носит ограниченный характер. Для преодоления этого можно использовать комплекс механизмов, направленных на стимулирование инновационного поведения предприятий, например, повышение инновационных требований к инвестиционным программам, проведение государственной инновационно-ивестиционной политики, налоговое и тарифное регулирование, повышение
качества корпоративного управления. Необходимо формирование «территории инноваций» в РМ с определенным правовым режимом, ограничивающим административные барьеры и налоговую нагрузку для предприятий резидентов.
Стоит поддерживать новые высокотехнологические предприятия и их развитие на ранних стадиях формирования и модернизации. Руководству предприятий можно порекомендовать ввести должность заместителя руководителя компании, ответственного за инновационное развитие. Эта должность требует знаний в области стратегического и инновационного менеджмента. Специалист должен нести ответственность и получать материальное вознаграждение за достижения показателей инновационной эффективности. В случае крупномасштабного производства возможно предложить формирование структурного подразделения, ответственного за этот вид деятельности. Этой структурой руководит директор предприятия. Производство должно функционировать в рамках собственной Программы инновационного развития.
Можно выделить два этапа развития региональной инновационной системы. Во-первых, это этап становления (2012—2016 гг.) (повышение восприимчивости бизнеса к инновационным процессам; достижение локальной технологической конкурентоспособности производства; формирование инновационной инфраструктуры, в том числе в социальной сфере; создание сектора генерации знаний; становление региональной специализации республиканской экономики в условиях благоприятной инновационной среды).
Основные элементы государственной инновационной политики развития региона предполагают предоставление субсидий организациям малого и среднего бизнеса на активизацию инновационной деятельности; финансовую и имущественную поддержку для создания и развития объектов инновационной инфраструктуры; стимулирование производства инновационной продукции в рамках закупок товаров для государственных потребностей; реализацию программы инновационного развития государственных и муниципальных учреждений; предоставление льгот по налогу на прибыль предприятий и налогу на недвижимое имущество организаций; поддержку образовательных программ системы основного и дополнительного образования, развитие кадрового потенциала инновационной деятельности;
содействие внешнеэкономической деятельности, в том числе привлечение прямых иностранных инвестиций, развитие кооперационных связей в сфере высоких технологий; содействие формированию культуры инноваций в обществе и повышение престижа инновационной деятельности.
Важно отметить роль Национального исследовательского Мордовского государственного университета как центра генерации знаний и основного участника подготовки специалистов в сфере инновационного менеджмента в различных отраслях производства и сферы услуг (образование, здравоохранение, ЖКХ, культура, транспорт, финансовые услуги и консалтинг и т. п.). Национальный исследовательский университет — ядро интегрированного научно-образовательного комплекса. На этом этапе следует осуществить комплексный аудит и санацию научных учреждений, приобрести необходимое оборудование, укрепить долгосрочные научные связи с ведущими вузами страны.
Опираясь на государственную программу, реализуемую в регионе, необходимо осуществлять поддержку инновационных кластерных образований. Речь идет о развитии и функционировании электротехнического кластера и формировании подобных инновационных структур. Это предполагает анализ научно-производственного потенциала Мордовии для создания кластеров в приоритетных направлениях развития, в том числе для становления и развития кластера медицинских и фармацевтических технологий. Этот проект может быть включен в Стратегию развития фармацевтической промышленности РФ до 2020 г. Успешно может быть реализован агропромышленный кластер с опорой на инновационную инфраструктуру, в том числе развитую научно-исследовательскую и перерабатывающую базу.
Имеющийся опыт в этой сфере следует дополнить рядом важных методологических подходов, в том числе необходимо использовать опыт регионов, например, Самарской, Московской, Ленинградской, Калужской, Томской и Новосибирской областей. Реализация государственной региональной кластерной политики должна способствовать росту конкурентоспособности производства.
Таким образом, в составе инновационной политики региона должна быть выделена кластерная политика. Рассматривая ее как инструмент инновационного развития, необходимо рассчитать целевые параметры основных территориально-
производственных кластеров республики. Следует создать набор типовых документов по формированию кластеров. На конкурсной основе возможны субсидии на развитие инновационных кластеров. В кооперации с национальным исследовательским университетом предполагается разработать учебные программы по подготовке управленческих кадров, владеющих кластерными технологиями.
Приоритетом инновационного развития региона способны стать технологические платформы. Это коммуникационный инструмент, создающий перспективные коммерческие технологии и привлекающий ресурсы для проведения исследований. Технологические платформы позволяют обеспечить расширение научно-производственной кооперации, формирование новых цепочек добавленной стоимости и производства продукции более высокого качества. Региону необходимо заложить основы формирования технологических платформ. Результативность деятельности в этой сфере учитывается при оценке инновационной деятельности региона.
Перспективными для Мордовии могли бы стать информационные технологии, биотехнологии (в том числе промышленные биотехнологии и фармацевтика), композитные материалы, фотоника и производство светодиодов. Важным механизмом, координирующим усилия отдельных регионов в рамках Приволжского федерального округа, может быть Стратегия социально-экономического развития округа. Она способна объединить по срокам и финансовым ресурсам достижения в инновационной деятельности регионов, имеющие межрегиональное значение. При реализации мероприятий Стратегии необходимо осуществлять мониторинг ее реализации. Достигнутый уровень инновационной активности Мордовии послужит показателем оценки работы органов исполнительной власти республики федеральным центром.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Республика Мордовия в цифрах. 2010: стат. сб. Саранск, 2011. 140 с.
2 Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия от 22 декабря 2010 года // Изв. Мордовии. 2010. 22 дек.
3 См.: Левчаев П.А., Щанкин С.А. Концепция инновационного развития региона в контексте инновационного развития России // Финансы и кредит. 2011. № 45. С. 20—27.
Поступила 15.05.12.