Научная статья на тему 'Инновационная модель развития экономики региона'

Инновационная модель развития экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4926
1048
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная модель развития / Инновационное развитие региона / инновационный потенциал / innovation development model / innovation-based development of a region / innovation potential

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хогоева Т. В.

В статье показана роль регионов в инновационном развитии страны, цели региональной инновационной политики, факторы, оказывающие влияние на формирование регионального инновационного потенциала. Рассматривается инновационная политика и потенциал республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the role played by the regions in the innovation development of the country, the aims of the regional innovation politics, and the factors significant for the regional innovation potential. The author analyzes the innovation politics and potential of the Republic of Buriatiya.

Текст научной работы на тему «Инновационная модель развития экономики региона»

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Т.В. Хогоева,

аспирант кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции Восточно-Сибирского государственного технологического университета (г Улан-Удэ)

[email protected]

В статье показана роль регионов в инновационном развитии страны, цели региональной инновационной политики, факторы, оказывающие влияние на формирование регионального инновационного потенциала. Рассматривается инновационная политика и потенциал республики Бурятия.

Ключевые слова: инновационная модель развития, инновационное развитие региона, инновационный потенциал.

УДК 332.024.2 ББК 65.011.3

Инновации являются сложным экономическим и организационным процессом, который опирается на использование двух видов потенциалов — научного, новейших технологий и техники, с одной стороны, и интеллектуального, связанного со способностью менеджмента внедрять инновации на всех стадиях производственной и коммерческой деятельности, с другой. Важным элементом этого процесса выступает его инвестиционное обеспечение — нахождение и рациональное использование значительных финансовых средств. Привлечение частных, государственных или смешанных инвестиций с их определенными резервами, которые могут компенсировать повышенный риск, обеспечивает выход на качественно более высокий уровень хозяйствования. К тому же, как показал опыт многих менее развитых стран, успешный переход к инновационной модели функционирования национальной экономики возможен лишь при условии восприятия ею инноваций. Такая модель не будет жизнеспособной без реформирования экономической среды в целом на основе коренной перестройки хозяйственного механизма страны.

В настоящее время для России является актуальным вопрос перевода экономики страны на инновационный путь развития. Для осуществления поставленной задачи необходима разработка механизма, позволяющего перестроить все сферы общественных отношений в целях содействия развитию инновационной экономики. Переход к экономике знаний требует формирования в стране и, соответственно, в регионах целостной системы, эффективно преобразующей новые знания в новые технологии, продукты и услуги, которые находят своих реальных потребителей на национальных или глобальных рынках. Дать импульс инновационному развитию экономики страны должны регионы. К такому выводу пришли участники второго Форума регионов России «Инновационная модель развития», прошедшего в феврале 2011 года [1]. Во всем мире именно регионы рассматриваются как двигатель инновационной деятельности и развития всей страны. Необходимо усилить региональный аспект развития инноваций. При этом важно добиться согласованности действий власти, бизнеса, науки, образования, финансовых инструментов в виде банков регионов и привлечения федеральных банков и средств массовой информации.

На данный момент, инновационная активность регионов распределяется неравномерно, районов, где осуществляются инновационные проекты, не так много. Поэтому нужно поддержать регионы, которые уже сейчас активно инвестируют в инновационное развитие, а также регионы, где инновации носят избирательный характер или присутствуют в недостаточной степени. Необходимо поддерживать наиболее инновационно активные регионы. Однако пока что инновационные успехи регионов не поощряются, наоборот, государственная поддержка оказывается самым отсталым и недоразвитым — дотационным регионам, а регионы-доноры только усиленно платят государству.

В целом, региональные органы власти заинтересованы в повышении уровня регионального инновационного потенциала и интенсификации инновационной деятельности субъектов хозяйствования, поскольку использование инноваций обеспечит соответствующим структурам, функционирующим на определенной территории, а соответственно и территории в целом, конкурентные преимущества, высокий предпринимательский

доход. Это позволит усилить конкурентоспособность региона на межрегиональном и международном рынках.

Целью региональной инновационной политики является стабилизация и подъем экономики региона, достижение условий для эффективного исполнения и рационального использования бюджета за счет сохранения и развития научно-технического потенциала и создания благоприятных условий для инновационной деятельности. Для достижения цели следует определить задачи оперативного и стратегического планирования:

• активизация инновационной деятельности с целью создания новой конкурентоспособной продукции и повышения качества выпускаемой продукции до показателей мирового уровня и расширение за счет этого внешнего и внутреннего рынка для промышленных предприятий, агропромышленного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности региона и т.д.;

• максимально возможное использование достижений науки при осуществлении структурной перестройки отраслей экономики региона;

• формирование региональных научно-технических и инновационных программ и проектов в интересах обеспечения устойчивого социально-экономического развития области;

• введение региональной контрактной системы в сфере научно-технических разработок;

• повышение направленности регионального заказа на научную, научно-техническую и инновационную продукцию на решение проблем регионального значения;

• привлечение инвестиций из федеральных и внебюджетных источников для реализации научно-технических и инновационных программ и проектов регионального значения;

• стимулирование изобретательской деятельности, повышение уровня патентной защищенности продукции и технологий, защита патентного рынка области от притока на них зарубежных патентов;

• содействие защите национального приоритета на результаты научных исследований, выполняемых за счет бюджетов всех уровней и защите интересов авторов и патентообладателей промышленной собственности;

• развитие бизнес-планирования инновационной деятельности.

Одним из способов активации и совершенствования инновационной среды региона можно считать кластерный подход в реализации инновационной политики. В рамках кластеров создаются оптимальные условия для инновационного развития. Предприятия-партнеры получают быстрый доступ к новейшим разработкам друг друга, находятся в состоянии организационного, финансового и технологического взаимодействия. Таким образом, кластерная организация производства создает синергетический эффект и обеспечивает непрерывное поступательное развитие. Неоднородность уровней социально-экономического развития регионов делает необходимым дифференцированное развитие регионов, фактическое закрепление их роли в экономике округа и территориальной структуре хозяйства. Процесс создания инновационных кластеров должен происходить с учётом специфики регионов: уровней региональных инновационных потенциалов, финансовой обеспеченности региональных бюджетов, инновационной активности предприятий

региона, уровней их промышленного развития. В пример можно привести Омскую область, где сформированы 4 кластера: агропромышленный, нефтехимический, лесопромышленный и кремниевый. Также идет подготовка к созданию кластеров еще в 10 регионах РФ, а в целом кластеры планируется создать примерно в 30 регионах.

Инновационное развитие региона — это социально-экономический процесс, в основе которого лежит формирование региональной инновационной системы. Она должна быть способна к увеличению инновационного потенциала региона и его реализации путём организации высокотехнологичных производств, основанных на использовании интеллектуального труда и продуктов, создающих высокую добавленную стоимость. Инновационный потенциал региона составляет совокупность факторов и условий, характеризующих способность региона к инновационному развитию. Инновационный потенциал — это своего рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу [2].

Основным принципом выделения ресурсных элементов инновационного потенциала, а именно кадрового, материальнотехнического, информационного, организационного и финансового является их роль в инновационном процессе. Каждая из составляющих инновационного потенциала имеет самостоятельное содержание:

кадровая составляющая является генератором инновационных идей;

материально-техническая составляющая выступает материально-вещественной базой формирования инновационного потенциала;

организационная составляющая представляет собой совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих закрепленные за ними функции, включая комплекс методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие;

информационная — находится в основе всего управленческого процесса, поскольку эффективное функционирование субъекта экономической активности при отсутствии информации и соответствующих информационных технологий не представляется возможным;

финансовые ресурсы инновационного потенциала выполняют функции обеспечения поступлений финансовых средств, воздействия на выбор тематики инновационных проектов в соответствии с потребностями функционирования и развития самой инновационной сферы. Они способствуют эффективному формированию расходов на инновации и в целом обеспечивают условия реализации остальных элементов потенциала, исполняют роль их количественной оценки. Очевидно, что составляющие инновационного потенциала не являются равнозначными и взаимонезависимыми.

Можно выделить такие основные факторы, воздействующие на региональный инновационный потенциал, формирующие его масштабы и задающие направления использования, как:

— инновационная политика, проводимая региональными органами власти;

— инновационная стратегия субъектов хозяйственной активности, осуществляющих свою деятельность в рамках соответствующей территории;

— политика финансово-кредитных учреждений, функционирующих в регионе;

— изменение потребительских предпочтений;

— характер конкуренции;

— существующий уровень развития территориальной инновационной инфраструктуры;

— определенный задел знаний и научно-технических разработок, накопленных в рамках данной территории и за ее пределами, и которые можно привлечь в интересах социально-экономического развития той или иной территории и др.

Факторы, оказывающие влияние на формирование регионального инновационного потенциала, определяют как его количественные параметры, так и способность инициировать, распространять новшества, привлекать ресурсы на принципах коммерческой результативности.

Одним из элементов механизма инновационного развития региона является региональный механизм финансирования инновационной деятельности, в круг задач которого входит: обеспечение стабильного кругооборота финансовых средств,

обеспечение перераспределения финансовых ресурсов в соответствии с потребностями отдельных субъектов хозяйствования, уменьшение риска потерь финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами. Механизм финансирования можно представить в виде трёхуровневой иерархической системы основных взаимосвязанных элементов и их типовых групп (субъекты, объекты, принципы, методы и инструменты и т.п.), а также способов их взаимодействия, включая интеграцию и дезинтеграцию. В результате их применения гармонизируются экономические отношения государства, собственников, кредиторов и персонала, включая представителей корпоративного сектора — основного потребителя результатов инновационной деятельности и основного источника финансирования инновационной деятельности. Ключевыми элементами регионального механизма финансирования инновационной деятельности являются: прогнозирование инновационного развития региона, система многоканального финансирования, основанная на рациональном распределении финансовых ресурсов из различных источников финансирования между всеми стадиями инновационного процесса, система корректировки финансового механизма с учётом сложившейся ситуации в региональной инновационной сфере. Процесс финансирования инновационной деятельности в ряде регионов с различным комплексом инновационных целей и задач не должен быть унифицирован. Для эффективного развития инновационной деятельности каждого региона необходимо использование гибкого механизма финансового обеспечения, способного учитывать инвестиционную потребность инновационной сферы и инвестиционный потенциал региона.

Посредством инновационной политики государство организует, определённым образом позиционирует инновационную деятельность, определяет её место и роль в общем экономическом механизме страны, регламентирует приоритетные направления в её развитии, а также обозначает меры, принимаемые для поддержания инновационного процесса. Региональная инновационная политика, как подсистема федеральной инновационной политики, выполняет в модели инновационного развития региона роль управляющего звена, определяющего в процессе реализации законодательных и исполнительных мероприятий направление и характер модернизации региональной инновационной сферы. Кроме того, модель инновационного развития региона является индикативной по отношению к федеральной. Она характеризуется наличием обратных связей, в ходе которых процесс реализации региональной инновационной политики может быть скорректирован на основе анализа инновационной динамики в регионе, отмеченной при реализации механизма инновационного развития. Данная модель учитывает взаимодействие федерального и регионального уровней организации инновационной деятельностью. При самостоятельности региональных органов власти необходимым условием является согласованность способов реализации инновационной политики с основами инновационной политики федерального уровня.

Реализация целей и задач инновационного развития осуществляется посредством инновационных проектов и программ, в которых регионы должны стать полноправными участниками разработки и реализации государственной инновационной политики. Ключевыми документами в этой сфере являются Проект Федерального Закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации», Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, статьи Бюджетного, Гражданского, Налогового и Таможенного кодексов РФ. На региональном уровне также принимаются соответствующие программы и законы, например: Закон Республики Бурятия «Об инновационной деятельности в Республике Бурятия», Закон Республики Бурятия «О науке и научно-технической политике в Республике Бурятия». Развитию инноваций в регионах отведена особая роль в проекте стратегии инновационного развития России до 2020 года, подготовленном Минэкономразвития РФ. Также, недавно в Государственную Думу РФ был внесен проект закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации», подготовленный рабочей группой Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям. Законопроект призван заполнить юридический вакуум в сфере государственного стимулирования и поощрения инновационной деятельности. В проекте говорится о всестороннем стимулировании модернизации экономики: субсидиях, налоговой и

таможенной поддержке, организационной и правовой помощи в создании новых перспективных проектов и компаний.

Инновационная деятельность фирм — средство, гораздо более эффективное в конкурентной борьбе, чем все традиционные способы. При ней другие способы уже не могут играть существенной роли [3]. Однако на сегодняшний день существует проблема отсутствия серьезного спроса на инновации со стороны бизнеса, который предпочитает делать быстроокупаемые инвестиции и стремится получить мгновенный доход. Инновации же являются долгосрочным проектом. Рассмотрение региона в качестве целостной системы, функциональными и значимыми элементами которой являются разномасштабные предпринимательские бизнес структуры, дает возможность определить направления влияния этих структур на его развитие и функционирование в целом. При этом представляется очевидным взаимовлияние региона и бизнес-структур, осуществляющих свою деятельность на его территории. Взаимная выгода появится, если отдельные бизнес-структуры — малый, средний и крупный бизнес как элементы региональной системы будут осуществлять свою деятельность, ориентируясь на цели данной системы, учитывая свою включенность в социально-экономические проблемы региона. Для проведения эффективной партнерской работы необходимо обеспечить «выигрышные» условия, как для государственного, так и для частного сектора, создав при этом минимальные бюрократические преграды.

Актуализируется приоритетное значение региональной экономической системы как первичного уровня формирования единой национальной инновационной системы. Именно на региональном уровне на основе существующих там сетей неформальных контактов и общих интересов, объединяющих различные организации и местные власти, как правило, удается достичь существенно более тесного и гармоничного взаимодействия между образованием, наукой и высокотехнологичной промышленностью, необходимого сопряжения образовательного, научного и промышленного потенциалов. Это является ключевым условием успешного продвижения новшеств по инновационной цепочке. Глубокие знания особенностей, характерных для данной территории, возможность непосредственного контакта и влияния на деятельность основных бизнес-субъектов и институтов региона, позволяют региональной администрации находить решения, учитывающие местную специфику.

Республика Бурятия находится в начале пути развития инновационной деятельности, что дает возможность органам власти, используя опыт других регионов, выстроить собственную модель развития. В течение двух последних лет в направлении создания отдельных компонентов системы управления инновационной деятельностью были осуществлены значительные шаги [4]. Приняты законы, направленные на поддержку инвесторов. В 2009 г. был принят закон «О региональных зонах экономического благоприятствования в Республике Бурятия», который предусматривает освобождение от уплаты налога на имущество и снижения на 4,5% налога на прибыль для резидентов данных зон, а также возможность финансового участия республики в создании необходимой инфраструктуры. Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия» предусматривает перечень из семи форм финансовой, в том числе налоговой, и имущественной господдержки организациям, реализующим инвестиционные проекты и заключившим инвестиционное соглашение. В целях формирования условий, способствующих развитию инновационной деятельности в Республике Бурятия, во исполнение Закона Республики Бурятия «Об инновационной деятельности в Республике Бурятия» Правительством Республики Бурятия была утверждена Республиканская инновационная программа на 2008-2012 гг. Целью данной Программы является активизация инновационной деятельности в Республике Бурятия, направленной на повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение устойчивого социальноэкономического развития, на основе создания развитой республиканской инновационной инфраструктуры, сбалансированного и эффективного использования ресурсов, научно-технического и образовательного потенциала республики.

В рамках данной Программы предполагается решение важных задач:

1. Разработка и реализация комплекса мер по обеспечению государственной поддержки и привлечению инвестиций в инновационную сферу.

2. Создание условий для формирования и развития республиканской инновационной инфраструктуры.

3. Создание республиканской системы подготовки кадров инновационного менеджмента.

Для успешного развития инновационной деятельности в Республике Бурятия необходимо:

• осуществление государственной поддержки, направленной на доведение результатов НИОКР до полноценного инновационного проекта;

• формирование команд инновационных менеджеров;

• отбор и софинансирование перспективных инновационных проектов и стартовавших инновационных производств;

• определение потребностей экономики региона в инновациях.

Последовательная инновационная политика должна быть направлена на привлечение высококвалифицированных кадров и их целевую подготовку (как на территории Республики Бурятия, так и в других регионах), а также на привлечение, а затем и разработку современных технологий в области транспорта, жилищного и промышленного строительства, в области энергосбережения и малой энергетики. Это возможно сделать путем развития межрегиональных связей с ведущими научными, образовательными и исследовательскими центрами, прежде всего Сибири (городов Томск, Красноярск, Иркутск). Нацеленность на эколого-технологическое развитие выдвигает особые требования к образовательной и промышленной политике, а также задачам по формированию кластеров. В частности, необходимо выявить перспективные разработки, существующие на сегодняшний день в виде идей и проектов, для чего необходимо провести дополнительный анализ рынков инновационной продукции и мониторинг передовых разработок, связанных с эколого-технологическим развитием.

Несмотря на то, что в настоящее время Республика Бурятия по уровню научно-технического потенциала уступает другим регионам Сибирского федерального округа, высокий образовательный уровень кадров может обеспечить региону в средне- и долгосрочной перспективе возможность стать инновационной площадкой по внедрению современных (опережающих) технологий в сфере жизнеобеспечения и устойчивого роста качества жизни в условиях сурового резко континентального климата. В республике существует целый ряд разработок, способных стать коммерчески успешными бизнес-проектами. Наибольший удельный вес среди них (26,5%) приходится на сельскохозяйственные проекты: разработка новых видов удобрений, модернизация средств обработки зерновых, селекционная работа, направленная на улучшение характеристик растений и животных применительно к условиям Бурятии. Второе место в рейтинге отраслей применения (20,5 %) занимают разработки, которые могут применяться в жилищно-коммунальном хозяйстве, теплоэнергетике и экологии. Это проекты по переработке угля, усовершенствованию способов очистки сточных вод и созданию новых теплогенераторов. Инновационные проекты в сфере медицины составляют 10,8% от всех разработок. В этом направлении для Бурятии характерна особенность развития тибетской медицины. Далее по приоритетности располагаются промышленная и строительная отрасли (9,6% каждая), пищевая промышленность (7,2%) и машиностроение (7,2%). Наибольшее число инноваций было создано высшими учебными заведениями, на долю которых приходится около 41% всех созданных инновационных проектов и процессов. На долю академических институтов приходится 39,8% инноваций. Наиболее значимыми инновациями занимаются ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» (в области внедрения новых технологий при производстве деталей летательных аппаратов) и ряд предприятий пищевой промышленности (в сфере разработки новых товарных знаков). Одним из перспективных инновационных проектов является создание в городе Улан-Удэ комплекса по производству высокотехнологичной продукции на базе особо чистого кварца. Для создания такого производства имеется сырьевая база — Чулбонское и Верхне-Окинское месторождения особо чистого кварцевого сырья.

За 2009-2010 гг в республике были созданы организации инновационной инфраструктуры, которые оказывают предпринимателям информационное, консалтинговое и организационное сопровождение. Идет работа по созданию студенческих бизнес-инкубаторов, офисов коммерциализации научных раз-

работок. Также, важнейшим моментом комплексного развития инновационной инфраструктуры, в том числе подготовки кадров, консалтинговой, информационной инфраструктуры является создание Восточно-Сибирского инновационного научно-образовательного центра, как центра внедрения инновационных разработок действующих вузов и научных учреждений [5]. Комплекс предусматривает интеграцию деятельности Бурятского научного центра СО РАН и четырех высших учебных заведений Республики Бурятия. Его формирование предусмотрено Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. В комплексе предполагается создание полного набора необходимой для внедрения инновационных продуктов инфраструктуры, а именно центра коммерциализации, бизнес-инкубатора, технопарка, универсальной производственной базы с соответствующим оборудованием, конструкторских и технологических бюро, централизованной бухгалтерии и юридической консультации. Предпо-

лагается, что сам комплекс и все входящие в него предприятия будут пользоваться набором льгот и преференций.

Необходимость создания такого комплекса обусловлена геополитическим положением республики. Республика Бурятия — приграничная зона и территориально тесно связана с крупнейшим мировым макрорегионом — Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР). Являясь естественным транспортным коридором к странам АТР, республика находится в сложных социально-экономических условиях: низкая плотность населения, высокий миграционный отток, экологические ограничения в природоохранной зоне озера Байкал и т.д. Это требует масштабного использования в ее дальнейшем развитии передовой науки и инноваций. Устойчивое развитие региона и его конкурентоспособность во многом определяются эффективной интеграцией науки, образования и бизнеса, которая выступает действенным инструментом развития инновационной экономики.

Литература

1. Инновационная модель развития: Материалы II Форума регионов России, 2011.

2. Кравченко С.И. Исследование сущности инновационного потенциала // Науч. тр. Донецкого национального технического университета. Сер: экономическая. Вып. 68. — Донецк, ДонНТУ, 2003.

3. Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие — Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003.

4. http://innovus.biz

5. О развитии инновационной инфраструктуры в Республике Бурятия: Рекомендации участников «круглого стола». 2010.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕГО СТАБИЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

А.Р. Гафаров,

заместитель главы Администрации Калининского района г. Уфыы;

А.Г. Комаров,

профессор Уфимского филиала Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова, кандидат экономических наук [email protected]

В статье, на примере Калининского района г. Уфы, рассматривается социально-экономическое состояние города за период 2005-2010 гг. Анализируется демографическая ситуация: рождаемость, смертность, миграция, браки, разводы. Приводятся данные по состоянию занятости и безработицы, динамика заработной платы. Утверждается, что современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны, российского общества и каждого гражданина в отдельности.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, макроэкономическая стабильность, экономический кризис, потребительская корзина, виды экономической деятельности, экономическая безопасность.

ББК 67.401 УДК 342

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., определены стратегические цели страны по достижению уровня экономического и социального развития [2]. Одной из заявленных в Концепции целей является развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности, осуществляемое посредством перехода к инновационному социально ориентированному типу развития. Такое развитие невозможно

без формирования в России институциональной среды, способствующей росту предпринимательской и инновационной активности. В свою очередь, подобная среда характеризуется Концепцией, наряду с другими характеристиками, эффективностью местного самоуправления.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, определены стратегические цели страны по достижению уровня эко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.