Научная статья на тему 'Инновационная модель развития региона'

Инновационная модель развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
790
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATIVE MODEL OF DEVELOPMENT / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION / INNOVATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буякова И.А., Михалева О.М.

В статье показана роль региона в инновационном развитии страны, цели региональной инновационной политики, факторы, оказывающие влияние на формирование регионального инновационного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative model of development of the region

In article the region role in innovative development of the country, the purpose of regional innovative policy, the factors influencing formation of regional innovative potential is shown.

Текст научной работы на тему «Инновационная модель развития региона»

УДК 332.024.2

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

И.А. Буякова, О.М. Михалева

В статье показана роль региона в инновационном развитии страны, цели региональной инновационной политики, факторы, оказывающие влияние на формирование регионального инновационного потенциала. Ключевые слова: инновационная модель развития, инновационное развитие региона, инновационный потенциал.

Инновации являются сложным экономическим и организационным процессом, который опирается на использование двух видов потенциалов - научного, новейших технологий и техники, с одной стороны, и интеллектуального, связанного со способностью менеджмента внедрять инновации на всех стадиях производственной и коммерческой деятельности, с другой. Важным элементом этого процесса выступает его инвестиционное обеспечение - нахождение и рациональное использование значительных финансовых средств. Привлечение частных, государственных или смешанных инвестиций с их определенными резервами, которые могут компенсировать повышенный риск, обеспечивает выход на качественно более высокий уровень хозяйствования. К тому же, как показал опыт многих менее развитых стран, успешный переход к инновационной модели функционирования национальной экономики возможен лишь при условии восприятия ею инноваций. Такая модель не будет жизнеспособной без реформирования экономической среды в целом на основе коренной перестройки хозяйственного механизма страны.

В настоящее время для России является актуальным вопрос перевода экономики страны на инновационный путь развития. Для осуществления поставленной задачи необходима разработка механизма, позволяющего перестроить все сферы общественных отношений в целях содействия развитию инновационной экономики. Переход к экономике знаний требует формирования в стране и, соответственно, в регионах целостной системы, эффективно преобразующей новые знания в новые технологии, продукты и услуги, которые находят своих реальных потребителей на национальных или глобальных рынках. Дать импульс инновационному развитию экономики страны должны регионы. К такому выводу пришли участники второго Форума регионов России «Инновационная модель развития», прошедшего в феврале 2011 года [1]. Во всем мире именно регионы рассматриваются как двигатель инновационной деятельности и развития всей страны. Необходимо усилить региональный аспект развития инноваций. При этом важно добиться согласованности действий власти, бизнеса, науки, образования, финансовых инструментов в виде банков регионов и привлечения федеральных банков и средств массовой информации.

Однако эта политика сталкивается с острыми проблемами и противоречиями, обусловленными как социокультурными особенностями России, так и перипетиями и результатами происходящих в стране и мире перемен.

Инновационную модернизацию страны тормозят последствия деиндустриализации 1990-х годов: деградация целых отраслей национальной индустрии, падение технического уровня производства, дефицит рабочих кадров высокой квалификации. Эти деформации крайне затрудняют распространение технологических новшеств. Параллельно с инновациями приходится на новом витке спирали восстанавливать разрушенную индустриальную инфраструктуру.

То же самое относится к науке, главному генератору новых знаний. Длительный период финансового голодания и конъюнктурной коммерциализации сферы культуры и интеллектуальной деятельности подорвал фундаментальные устои российской науки. В последние годы ситуация несколько улучшилась. Однако и сегодня доля средств, выделяемых государством на науку (1,2% от ВВП), намного ниже уровня инновационно продвинутых стран.

Инновационному развитию препятствует также сохраняющаяся экспортно-сырьевая направленность экономики, что затрудняет ее структурную перестройку в пользу высокотехнологичных и наукоемких отраслей. Эта сама по себе сложная проблема проецируется в сферу социально-политических отношений, препятствуя формированию и укреплению субъектной базы инновационного развития.

В наиболее развитых странах активная социальная поддержка инноваций исходит от той части средних слоев общества, которая связана с высокотехнологичными, творчески емкими сферами материального и духовного производства. В России на пути формирования этой влиятельной обще-ственнополитической силы вырастает целый ряд труднопреодолимых барьеров: монополия крупных частных и государственных компаний, государственная бюрократия, слабость правовых механизмов

защиты интересов мелких и средних предпринимателей. [1].

Переходу России к инновационному типу развития не способствует и уровень инновационной культуры, характеризующей восприимчивость граждан к новым идеям и нововведениям, их способность быстро «схватывать» преимущества тех или иных новшеств, добиваясь максимально гармоничного сочетания новаторства и стабильности в жизни общества. По данным всех исследований, нынешний уровень инновационной культуры в стране не отвечает требованиям времени.

Кроме всего на данный момент, инновационная активность регионов распределяется неравномерно, районов, где осуществляются инновационные проекты, не так много. Поэтому нужно поддерживать регионы, которые уже сейчас активно инвестируют в инновационное развитие, а также регионы, где инновации носят избирательный характер или присутствуют в недостаточной степени. Необходимо поддерживать наиболее инновационно активные регионы. Однако пока что инновационные успехи регионов не поощряются, наоборот, государственная поддержка оказывается дотационным регионам, а регионы-доноры только усиленно платят государству.

В целом, региональные органы власти заинтересованы в повышении уровня регионального инновационного потенциала и интенсификации инновационной деятельности субъектов хозяйствования, поскольку использование инноваций обеспечит соответствующим структурам, функционирующим на определенной территории, а соответственно и территории в целом, конкурентные преимущества, высокий предпринимательский доход. Это позволит усилить конкурентоспособность региона на межрегиональном и международном рынках.

Целью региональной инновационной политики является стабилизация и подъем экономики региона, достижение условий для эффективного исполнения и рационального использования бюджета за счет сохранения и развития научно-технического потенциала и создания благоприятных условий для инновационной деятельности.

Одним из способов активации и совершенствования инновационной среды региона можно считать кластерный подход в реализации инновационной политики. В рамках кластеров создаются оптимальные условия для инновационного развития. Предприятия-партнеры получают быстрый доступ к новейшим разработкам друг друга, находятся в состоянии организационного, финансового и технологического взаимодействия. Таким образом, кластерная организация производства создает синергетиче-ский эффект и обеспечивает непрерывное поступательное развитие. Неоднородность уровней социально-экономического развития регионов делает необходимым дифференцированное развитие регионов, фактическое закрепление их роли в экономике округа и территориальной структуре хозяйства. Процесс создания инновационных кластеров должен происходить с учётом специфики регионов: уровней региональных инновационных потенциалов, финансовой обеспеченности региональных бюджетов, инновационной активности предприятий региона, уровней их промышленного развития.

Инновационное развитие региона - это социально-экономический процесс, в основе которого лежит формирование региональной инновационной системы. Она должна быть способна к увеличению инновационного потенциала региона и его реализации путём организации высокотехнологичных производств, основанных на использовании интеллектуального труда и продуктов, создающих высокую добавленную стоимость. Инновационный потенциал региона составляет совокупность факторов и условий, характеризующих способность региона к инновационному развитию. Инновационный потенциал - это своего рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу [2].

Основным принципом выделения ресурсных элементов инновационного потенциала, а именно кадрового, материально-технического, информационного, организационного и финансового является их роль в инновационном процессе. Каждая из составляющих инновационного потенциала имеет самостоятельное содержание:

- кадровая составляющая является генератором инновационных идей;

- материально-техническая составляющая выступает материально-вещественной базой формирования инновационного потенциала;

- организационная составляющая представляет собой совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих закрепленные за ними функции, включая комплекс методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие;

- информационная - находится в основе всего управленческого процесса, поскольку эффективное функционирование субъекта экономической активности при отсутствии информации и соответствующих информационных технологий не представляется возможным;

- финансовые ресурсы инновационного потенциала выполняют функции обеспечения поступлений финансовых средств, воздействия на выбор тематики инновационных проектов в соответствии с потребностями функционирования и развития самой инновационной сферы. Они способст-

вуют эффективному формированию расходов на инновации и в целом обеспечивают условия реализации остальных элементов потенциала, исполняют роль их количественной оценки. Очевидно, что составляющие инновационного потенциала не являются равнозначными и взаимонезависимыми.

Можно выделить такие основные факторы, воздействующие на региональный инновационный потенциал, формирующие его масштабы и задающие направления использования, как:

- инновационная политика, проводимая региональными органами власти;

- инновационная стратегия субъектов хозяйственной активности, осуществляющих свою деятельность в рамках соответствующей территории;

- политика финансово-кредитных учреждений, функционирующих в регионе;

- изменение потребительских предпочтений;

- характер конкуренции;

- существующий уровень развития территориальной инновационной инфраструктуры;

- определенный задел знаний и научно-технических разработок, накопленных в рамках данной территории и за ее пределами, и которые можно привлечь в интересах социально-экономического развития той или иной территории и др.

Факторы, оказывающие влияние на формирование регионального инновационного потенциала, определяют как его количественные параметры, так и способность инициировать, распространять новшества, привлекать ресурсы на принципах коммерческой результативности.

Одним из элементов механизма инновационного развития региона является региональный механизм финансирования инновационной деятельности, в круг задач которого входит: обеспечение стабильного кругооборота финансовых средств, обеспечение перераспределения финансовых ресурсов в соответствии с потребностями отдельных субъектов хозяйствования, уменьшение риска потерь финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами. Механизм финансирования можно представить в виде трёхуровневой иерархической системы основных взаимосвязанных элементов и их типовых групп (субъекты, объекты, принципы, методы и инструменты), а также способов их взаимодействия, включая интеграцию и дезинтеграцию. В результате их применения гармонизируются экономические отношения государства, собственников, кредиторов и персонала, включая представителей корпоративного сектора - основного потребителя результатов инновационной деятельности и основного источника финансирования инновационной деятельности. Ключевыми элементами регионального механизма финансирования инновационной деятельности являются: прогнозирование инновационного развития региона, система многоканального финансирования, основанная на рациональном распределении финансовых ресурсов из различных источников финансирования между всеми стадиями инновационного процесса, система корректировки финансового механизма с учётом сложившейся ситуации в региональной инновационной сфере. Процесс финансирования инновационной деятельности в ряде регионов с различным комплексом инновационных целей и задач не должен быть унифицирован. Для эффективного развития инновационной деятельности каждого региона необходимо использование гибкого механизма финансового обеспечения, способного учитывать инвестиционную потребность инновационной сферы и инвестиционный потенциал региона.

Посредством инновационной политики государство организует, определённым образом позиционирует инновационную деятельность, определяет её место и роль в общем экономическом механизме страны, регламентирует приоритетные направления в её развитии, а также обозначает меры, принимаемые для поддержания инновационного процесса. Региональная инновационная политика, как подсистема федеральной инновационной политики, выполняет в модели инновационного развития региона роль управляющего звена, определяющего в процессе реализации законодательных и исполнительных мероприятий направление и характер модернизации региональной инновационной сферы. Кроме того, модель инновационного развития региона является индикативной по отношению к федеральной. Она характеризуется наличием обратных связей, в ходе которых процесс реализации региональной инновационной политики может быть скорректирован на основе анализа инновационной динамики в регионе, отмеченной при реализации механизма инновационного развития. Данная модель учитывает взаимодействие федерального и регионального уровней организации

инновационной деятельностью. При самостоятельности региональных органов власти необходимым условием является согласованность способов реализации инновационной политики с основами инновационной политики федерального уровня.

In article the region role in innovative development of the country, the purpose of regional innovative policy, the factors influencing formation of regional innovative potential is shown.

The key words: innovative model of development, innovative development of the region, innovative potential.

Список литературы

1. Инновационная модель развития: Материалы II Форума регионов России, 2011.

2. Кравченко С.И. Исследование сущности инновационного потенциала // Науч. тр. Донецкого национального технического университета. Сер: экономическая. Вып. 68. Донецк, ДонНТУ, 2003.

3. Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003.

4. http://innovus.biz

Об авторах:

Буякова И.А. -кандидат экономических наук, доцент кафедры управления ФЭФ СЭИ БГУ, vuyakova@yandex.ru

Михалева О.М. - кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры управления ФЭФ СЭИ БГУ, michaleva130182@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.